Резиновый мяч прыгает какое свойство воздуха
МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 23
Тема. Вопрос к природе. Почему подпрыгивает мяч?
Цель: рассказать детям, как люди используют свойства воздуха; исследовать, почему подпрыгивает мяч; вызвать интерес к познанию природы, исследовательской деятельности, желание понять сущность явлений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
— Какая сейчас пора года?
— Какой месяц?
— Какое число?
— Тепло или холодно на улице?
— Какое состояние неба?
— Какая температура воздуха?
— Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
Без ног бежит,
Без крыльев летит. (Ветер)
— Сегодня на уроке вы узнаете, как люди используют свойства воздуха.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя
— Очень давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а легкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А можно ли приручить ветер?» — думали они. Но прошло еще много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра.
— Чтобы вам было понятнее и интереснее, я буду показывать опыты, а вы объясните, какое свойство воздуха здесь использована, и как люди используют это свойство воздуха.
2. Проведение опытов
1) Отгадайте, что у меня в руках. (Апельсин, разрезанный и спрятан от глаз)
— Почему вы почувствовали запах апельсина? Свойство воздуха помогла вам это сделать? (Воздух находится в постоянном движении)
— Где используют это свойство? (Приборы для отпугивания комаров, освежители воздуха)
2) Посмотрите, как прыгает мяч.
— Нажмите на стол, что вы чувствуете? (Твердый стол) Попробуем почувствовать воздух. Возьмите резиновый мяч и нажмите на него. Что вы чувствуете? (Мяч не пустой, в нем что-то есть.)
— Значит, воздух можно почувствовать благодаря напряжению мышц руки.
— Что произойдет, если мяч ударится об пол? (Воздух в нем сожмется.)
— Почему мяч подпрыгивает? (Упругость воздуха. Сжатый воздух упругое, оно расширяется, и мяч с силой отскакивает от пола.)
— Где еще содержится сжатый воздух? Где еще люди стали применять это свойство? (В шинах велосипеда и автомобиля.)
— Почему нельзя ехать на велосипеде, когда в нем пробитое колесо?
3) Надуємо две разные по форме шара.
— Почему они увеличились? Почему имеют разные формы? (Воздух занимает место и приобретает форму того предмета, в котором оно содержится.)
— Почему водолаз определенное время может находиться на морском дне? Люди придумали закачивать воздух в баллоны, что используют аквалангисты под водой и пожарные во время пожара.
4) Положим шарик на воду.
— Почему она не тонет? (Воздух легче воды, поэтому всплывает.)
— Где используют это свойство? (Надувной матрас, понтонный мост)
5) На ладони лежат мелкие бумажки. Я погнала на них. Что случилось?
Свойство воздуха использована? (Движение и сила воздуха)
— Где еще люди применили это свойство? (Паруса, ветряные мельницы)
— Когда вы чувствуете силу ветра? (Буран)
6) Я держу руку высоко над свечой.
— Почему мне жарко? (Воздух при нагревании поднимается вверх.)
— Это свойство воздуха значительно изменила жизнь людей.
Когда люди заметили, что горячий воздух из трубы поднимается вверх, они решили использовать это свойство. В российском городе Рязань жил человек по фамилии Крякутний. Он взял мешок для хранения одежды, наполнил его горячим воздухом из печной трубы, а к нему приделал сиденье на веревках.
— Что изобрел Крякутний? (Воздушный шар)
— Неизвестно, чем завершились эти попытки. Но значительно позже во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу.
Через это отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару они привязали корзину, в который посадили утку, петуха и барана. Пуля поднялась в воздух и благополучно приземлилась. После этого уже через 5 месяцев на воздушных шарах стали летать и люди. Так началась эра воздухоплавания.
— Как вы считаете, для чего можно использовать воздушный шар? (Для путешествий, для составления плана местности, для наблюдений за военными действиями и др.)
— Можно ли управлять воздушным шаром? Почему нельзя?
— Ученые мечтали создать летательный аппарат, которым можно управлять. Вскоре изобрели дирижабль. Он оснащен гребным рулем, что позволяет изменять направление полета. Но дирижабли были огромными, неуклюжими и тихоходными. Поэтому позже их заменили самолеты и вертолеты.
Свойство воздуха использована для создания воздушного шара?
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
— Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? (Они делают так, чтобы между перьями содержалось как можно больше воздуха, чтобы оно удерживало тепло тела.)
— Почему форточку делают в верхней части окна, а батареи устанавливают под окном, внизу? (Теплый воздух легче чем холодный и поднимается вверх, для этого открывают форточки, чтобы его охладить. Батареи нагревают холодный воздух, который находится внизу помещения.)
V. Итог урока
— Что новое вы узнали сегодня на уроке?
— Что вам понравилось больше всего?
Ольга Шморгун
Краткосрочный проект «Почему мяч прыгает?»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад с. Малакеево
Вейделевский район Белгородская область
Проект (краткосрочный)
«Почему прыгает мяч?»
Авторы: Фирсова Татьяна Павловна
Шморгун Ольга Ивановна
Малакеево 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
2. Основная часть
Беседа с взрослыми
Поиск и изучение информации
Опрос
Исследование
Анализ полученных результатов
3. Заключение
4. Литература и источники
ВВЕДЕНИЕ
На одном из занятий по физической культуре мы учились правильно вести мяч. Детям стало интересно, почему он прыгает. Воспитатель Татьяна Павловна предложила им помочь в этом разобраться. Это и стало целью нашего исследования. Мы считаем нашу работу актуальной, так как она повышает интерес к изучению физики и доступна людям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук. Каждый человек должен иметь представление о физических явлениях и законах, с которыми непосредственно сталкивается в повседневной жизни с самого раннего детства.
Цель исследовательской работы: исследование свойств мячей и их возможности.
Задачи исследовательской работы:
1. изучить историю возникновения и преобразования мяча, его разновидности;
2. выяснить, что находится внутри мяча;
3. узнать в какие спортивные игры играют с мячом;
4. провести опыт, объясняющий, почему один мяч легко отталкивается от пола, а другой почти не прыгает;
5. поделиться полученными знаниями с воспитанниками групп.
Гипотеза исследования:
Для того чтобы активно использовать упражнения с мячом в играх и на занятиях для развития глазомера, меткости, реакции, координации и скорости движений, необходимо познакомиться с происхождением мяча, видами мячей, их свойствами, а также овладеть разнообразными
игровыми действиями с разными видами мячей.
Методы исследования:
Беседа с взрослыми
Поиск и изучение информации
Экскурсия
Опрос
Проведение опытов
Анализ полученных результатов
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В нашем исследовании воспитатели помогли детям ответить на ряд вопросов.
Вот что мы узнали вместе с ними:
Первые мячи делали из кожи, глины, камня и травы.
Затем мячи изготавливали из дерева, кожи животных и набивали их соломой, мхом и семенами.
В России мячи плели из коры березы и ивы.
Первый резиновый (каучуковый) мяч появился в Америке.
Баскетбол «баскет» — корзина, «бол» — мяч.
Разнообразие мячей в современном мире.
Показали детям презентацию, историю возникновения мяча (фото 1,2)
Фото 1 Фото 2
Спросили у детей в группе, какие игры с мячом они знают?
И вот,что они ответили:
— бадминтон – ответил Низий Алексей (фото 3)
— Волейбол – ответила Карпенко Елизавета (фото 4)
Фото 3 Фото 4
Мы решили провести опыты
1. Что находится в мяче?
Сначала Лиза нажала на мяч и почувствовала, что он не пустой в нем что – то есть. Тогда мы открыли клапан, и из мяча вышел воздух. Тем самым мы выяснили, что в мяче находится воздух. (фото 5,6)
Фото 5 Фото 6
2. Какой мяч лучше прыгает?
Мы взяли 4 мяча — баскетбольный, футбольный, волейбольный и обычный мяч.
Баскетбольный и футбольный мячи были хорошо накачены.
Волейбольный немного приспущен, а обычный мяч совсем без воздуха.
Баскетбольный и футбольный мячи были упругими и очень хорошо прыгали. (фото 7)
Фото 7
Спущенный мяч не прыгал совсем, а волейбольный прыгал, но для этого необходимо было прилагать много усилий. (фото 8,9)
Фото 8 Фото 9
Нам удалось раскрыть секрет прыгающих мячей, чем больше воздуха в них, тем лучше они прыгают.
Потом мы попросили ребят нарисовать рисунки с изображением мяча. С помощью родителей и воспитателей собрали мини- музей мячей (фото 10).
Фото 10
Совместно с воспитателями дети сами изготовили мячи (фото 11).
Фото 11
А также провели опыт с мячом «Почему мяч не тонет?» (фото 12)
Фото 12
Своими руками сделали попрыгун и выяснили «Почему попрыгун без воздуха, а прыгает?» (фото 13,14)
Фото 13 Фото 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе мы провели опыт, который оказался наглядным и посильным для детей. Он оказался очень интересным и неожиданным. Мы выяснили, что при ударе мяча об пол, в нем сжимается воздух, а когда мяч подпрыгивает, воздух расширяется и с силой отталкивает мяч от пола.
Значит, знание законов физики находит применение не только в научных исследованиях, но и в игре с мячом.