Резиновый мяч прыгает какое свойство воздуха

МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Урок 23

Тема. Вопрос к природе. Почему подпрыгивает мяч?

Цель: рассказать детям, как люди используют свойства воздуха; исследовать, почему подпрыгивает мяч; вызвать интерес к познанию природы, исследовательской деятельности, желание понять сущность явлений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

— Какая сейчас пора года?

— Какой месяц?

— Какое число?

— Тепло или холодно на улице?

— Какое состояние неба?

— Какая температура воздуха?

— Были сегодня в течение дня осадки?

II. Сообщение темы и цели урока

Без ног бежит,

Без крыльев летит. (Ветер)

— Сегодня на уроке вы узнаете, как люди используют свойства воздуха.

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя

— Очень давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а легкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А можно ли приручить ветер?» — думали они. Но прошло еще много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра.

— Чтобы вам было понятнее и интереснее, я буду показывать опыты, а вы объясните, какое свойство воздуха здесь использована, и как люди используют это свойство воздуха.

2. Проведение опытов

1) Отгадайте, что у меня в руках. (Апельсин, разрезанный и спрятан от глаз)

— Почему вы почувствовали запах апельсина? Свойство воздуха помогла вам это сделать? (Воздух находится в постоянном движении)

— Где используют это свойство? (Приборы для отпугивания комаров, освежители воздуха)

2) Посмотрите, как прыгает мяч.

— Нажмите на стол, что вы чувствуете? (Твердый стол) Попробуем почувствовать воздух. Возьмите резиновый мяч и нажмите на него. Что вы чувствуете? (Мяч не пустой, в нем что-то есть.)

— Значит, воздух можно почувствовать благодаря напряжению мышц руки.

— Что произойдет, если мяч ударится об пол? (Воздух в нем сожмется.)

— Почему мяч подпрыгивает? (Упругость воздуха. Сжатый воздух упругое, оно расширяется, и мяч с силой отскакивает от пола.)

— Где еще содержится сжатый воздух? Где еще люди стали применять это свойство? (В шинах велосипеда и автомобиля.)

— Почему нельзя ехать на велосипеде, когда в нем пробитое колесо?

3) Надуємо две разные по форме шара.

— Почему они увеличились? Почему имеют разные формы? (Воздух занимает место и приобретает форму того предмета, в котором оно содержится.)

Читайте также:  Какие высшие оксиды проявляют кислотные свойства

— Почему водолаз определенное время может находиться на морском дне? Люди придумали закачивать воздух в баллоны, что используют аквалангисты под водой и пожарные во время пожара.

4) Положим шарик на воду.

— Почему она не тонет? (Воздух легче воды, поэтому всплывает.)

— Где используют это свойство? (Надувной матрас, понтонный мост)

5) На ладони лежат мелкие бумажки. Я погнала на них. Что случилось?

Свойство воздуха использована? (Движение и сила воздуха)

— Где еще люди применили это свойство? (Паруса, ветряные мельницы)

— Когда вы чувствуете силу ветра? (Буран)

6) Я держу руку высоко над свечой.

— Почему мне жарко? (Воздух при нагревании поднимается вверх.)

— Это свойство воздуха значительно изменила жизнь людей.

Когда люди заметили, что горячий воздух из трубы поднимается вверх, они решили использовать это свойство. В российском городе Рязань жил человек по фамилии Крякутний. Он взял мешок для хранения одежды, наполнил его горячим воздухом из печной трубы, а к нему приделал сиденье на веревках.

— Что изобрел Крякутний? (Воздушный шар)

— Неизвестно, чем завершились эти попытки. Но значительно позже во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу.

Через это отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару они привязали корзину, в который посадили утку, петуха и барана. Пуля поднялась в воздух и благополучно приземлилась. После этого уже через 5 месяцев на воздушных шарах стали летать и люди. Так началась эра воздухоплавания.

— Как вы считаете, для чего можно использовать воздушный шар? (Для путешествий, для составления плана местности, для наблюдений за военными действиями и др.)

— Можно ли управлять воздушным шаром? Почему нельзя?

— Ученые мечтали создать летательный аппарат, которым можно управлять. Вскоре изобрели дирижабль. Он оснащен гребным рулем, что позволяет изменять направление полета. Но дирижабли были огромными, неуклюжими и тихоходными. Поэтому позже их заменили самолеты и вертолеты.

Свойство воздуха использована для создания воздушного шара?

►► Физкультминутка

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

— Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? (Они делают так, чтобы между перьями содержалось как можно больше воздуха, чтобы оно удерживало тепло тела.)

— Почему форточку делают в верхней части окна, а батареи устанавливают под окном, внизу? (Теплый воздух легче чем холодный и поднимается вверх, для этого открывают форточки, чтобы его охладить. Батареи нагревают холодный воздух, который находится внизу помещения.)

Читайте также:  Какие свойства проявляет азот основные или кислотные

V. Итог урока

— Что новое вы узнали сегодня на уроке?

— Что вам понравилось больше всего?

Источник

Ольга Шморгун
Краткосрочный проект «Почему мяч прыгает?»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад с. Малакеево

Вейделевский район Белгородская область

Проект (краткосрочный)

«Почему прыгает мяч

Авторы: Фирсова Татьяна Павловна

Шморгун Ольга Ивановна

Малакеево 2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

2. Основная часть

Беседа с взрослыми

Поиск и изучение информации

Опрос

Исследование

Анализ полученных результатов

3. Заключение

4. Литература и источники

ВВЕДЕНИЕ

На одном из занятий по физической культуре мы учились правильно вести мяч. Детям стало интересно, почему он прыгает. Воспитатель Татьяна Павловна предложила им помочь в этом разобраться. Это и стало целью нашего исследования. Мы считаем нашу работу актуальной, так как она повышает интерес к изучению физики и доступна людям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук. Каждый человек должен иметь представление о физических явлениях и законах, с которыми непосредственно сталкивается в повседневной жизни с самого раннего детства.

Цель исследовательской работы: исследование свойств мячей и их возможности.

Задачи исследовательской работы:

1. изучить историю возникновения и преобразования мяча, его разновидности;

2. выяснить, что находится внутри мяча;

3. узнать в какие спортивные игры играют с мячом;

4. провести опыт, объясняющий, почему один мяч легко отталкивается от пола, а другой почти не прыгает;

5. поделиться полученными знаниями с воспитанниками групп.

Гипотеза исследования:

Для того чтобы активно использовать упражнения с мячом в играх и на занятиях для развития глазомера, меткости, реакции, координации и скорости движений, необходимо познакомиться с происхождением мяча, видами мячей, их свойствами, а также овладеть разнообразными

игровыми действиями с разными видами мячей.

Методы исследования:

Беседа с взрослыми

Поиск и изучение информации

Экскурсия

Опрос

Проведение опытов

Анализ полученных результатов

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В нашем исследовании воспитатели помогли детям ответить на ряд вопросов.

Вот что мы узнали вместе с ними:

Первые мячи делали из кожи, глины, камня и травы.

Затем мячи изготавливали из дерева, кожи животных и набивали их соломой, мхом и семенами.

Читайте также:  Какие пионы лечебные свойства

В России мячи плели из коры березы и ивы.

Первый резиновый (каучуковый) мяч появился в Америке.

Баскетбол «баскет» — корзина, «бол» — мяч.

Разнообразие мячей в современном мире.

Показали детям презентацию, историю возникновения мяча (фото 1,2)

Фото 1 Фото 2

Спросили у детей в группе, какие игры с мячом они знают?

И вот,что они ответили:

— бадминтон – ответил Низий Алексей (фото 3)

— Волейбол – ответила Карпенко Елизавета (фото 4)

Фото 3 Фото 4

Мы решили провести опыты

1. Что находится в мяче?

Сначала Лиза нажала на мяч и почувствовала, что он не пустой в нем что – то есть. Тогда мы открыли клапан, и из мяча вышел воздух. Тем самым мы выяснили, что в мяче находится воздух. (фото 5,6)

Фото 5 Фото 6

2. Какой мяч лучше прыгает?

Мы взяли 4 мяча — баскетбольный, футбольный, волейбольный и обычный мяч.

Баскетбольный и футбольный мячи были хорошо накачены.

Волейбольный немного приспущен, а обычный мяч совсем без воздуха.

Баскетбольный и футбольный мячи были упругими и очень хорошо прыгали. (фото 7)

Фото 7

Спущенный мяч не прыгал совсем, а волейбольный прыгал, но для этого необходимо было прилагать много усилий. (фото 8,9)

Фото 8 Фото 9

Нам удалось раскрыть секрет прыгающих мячей, чем больше воздуха в них, тем лучше они прыгают.

Потом мы попросили ребят нарисовать рисунки с изображением мяча. С помощью родителей и воспитателей собрали мини- музей мячей (фото 10).

Фото 10

Совместно с воспитателями дети сами изготовили мячи (фото 11).

Фото 11

А также провели опыт с мячом «Почему мяч не тонет (фото 12)

Фото 12

Своими руками сделали попрыгун и выяснили «Почему попрыгун без воздуха, а прыгает(фото 13,14)

Фото 13 Фото 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе мы провели опыт, который оказался наглядным и посильным для детей. Он оказался очень интересным и неожиданным. Мы выяснили, что при ударе мяча об пол, в нем сжимается воздух, а когда мяч подпрыгивает, воздух расширяется и с силой отталкивает мяч от пола.

Значит, знание законов физики находит применение не только в научных исследованиях, но и в игре с мячом.

Источник