Какие бывают свойства умножения 3 класс

- Переместительное свойство умножения
- Сочетательное свойство умножения
- Распределительное свойство умножения
Переместительное свойство умножения
От перестановки сомножителей местами произведение не меняется.
Следовательно, для любых чисел a и b верно равенство:
a · b = b · a,
выражающее переместительное свойство умножения.
Примеры:
6 · 7 = 7 · 6 = 42;
4 · 2 · 3 = 3 · 2 · 4 = 24.
Обратите внимание, что данное свойство можно применять и к произведениям, в которых более двух множителей.
Сочетательное свойство умножения
Результат умножения трёх и более множителей не изменится, если какую-либо группу множителей заменить их произведением.
Следовательно, для любых чисел a, b и c верно равенство:
a · b · c = (a · b) · c = a · (b · c),
выражающее сочетательное свойство умножения.
Пример:
3 · 2 · 5 = 3 · (2 · 5) = 3 · 10 = 30
или
3 · 2 · 5 = (3 · 2) · 5 = 6 · 5 = 30.
Сочетательное свойство используется для удобства и упрощения вычислений при умножении. Например:
25 · 15 · 4 = (25 · 4) · 15 = 100 · 15 = 1500.
В данном случае можно было вычислить всё последовательно:
25 · 15 · 4 = (25 · 15) · 4 = 375 · 4 = 1500,
но проще и легче сначала умножить 25 на 4 и получить 100, а уже потом умножить 100 на 15.
Распределительное свойство умножения
Сначала рассмотрим распределительное свойство умножения относительно сложения:
Чтобы число умножить на сумму чисел, можно это число умножить отдельно на каждое слагаемое и полученные произведения сложить.
Следовательно, для любых чисел a, b и m верно равенство:
m · (a + b) = m · a + m · b,
выражающее распределительное свойство умножения.
Так как в данном случае число и сумма являются множителями, то, поменяв их местами, используя переместительное свойство, можно сформулировать распределительное свойство так:
Чтобы сумму чисел умножить на число, можно каждое слагаемое отдельно умножить на это число и полученные произведения сложить.
Следовательно, для любых чисел a, b и m верно равенство:
(a + b) · m = a · m + b · m.
Теперь рассмотрим распределительное свойство умножения относительно вычитания:
Чтобы число умножить на разность чисел, можно это число умножить отдельно на уменьшаемое и вычитаемое и из первого полученного произведения вычесть второе.
Следовательно, для любых чисел a, b и m верно равенство:
m · (a — b) = m · a — m · b.
Так как в данном случае число и разность являются множителями, то поменяв их местами, используя переместительное свойство, можно сформулировать распределительное свойство так:
Чтобы разность чисел умножить на число, можно уменьшаемое и вычитаемое отдельно умножить на это число и из первого полученного произведения вычесть второе.
Следовательно, для любых чисел a, b и m верно равенство:
(a — b) · m = a · m — b · m.
Переход от умножения:
m · (a + b) и m · (a — b)
соответственно к сложению и вычитанию:
m · a + m · b и m · a — m · b
называется раскрытием скобок.
Переход от сложения и вычитания:
m · a + m · b и m · a — m · b
к умножению:
m · (a + b) и m · (a — b)
называется вынесением общего множителя за скобки.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
СВОЙСТВА УМНОЖЕНИЯ
2 слайд
Описание слайда:
….Мало ли диковин в Божьем мире? Трижды восемь двадцать четыре… В. И. Даль
3 слайд
Описание слайда:
Свойства умножения Название Буквенная запись Переместительное а · в = в · а Сочетательное (а · в)·с = а·(в · с) Распределительное относительносложения а · (в + с) = а · в + а · с (a + b +с+ d) · k = a · k + b · k + c · k + d · k Распределительное относительно вычитания а · (в — с) = а · в — а · с Действия с 0 а · 0 = 0 0 · a · b · c = 0 Действия с 1 а · 1 = а
4 слайд
Описание слайда:
Таблица умножения Пифагора
5 слайд
Описание слайда:
36 пар сомножителей 2·2=4 2·3=6 3·3=6 2·4=8 3·4=12 4·4=16 2·5=10 3·5=15 4·5=20 5·5=25 2·6=12 3·6=18 4·6=24 5·6=30 6·6=36 2·7=14 3·7=21 4·7=28 5·7=35 6·7=42 7·7=49 2·8=16 3·8=24 4·8=32 5·8=40 6·8=49 7·8=56 8·8=64 2·9=18 3·9=27 4·9=36 5·9=45 6·9=54 7·9=63 8·9=72 9·9=81
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Что надо выучить
14 слайд
Описание слайда:
Вычисли удобным способом 2 · (5 · 7) = 7 · 40= 5 · 7 · 1= (6 + 3 + 8 + 5) · 7 = (5 + 4 + 3 + 2) · 7 =
15 слайд
Описание слайда:
Вычисли удобным способом (49 — 48) · 9= 4 · 8 · 0 · 2= 19 · 4 = 11 · 6 =
16 слайд
Описание слайда:
Вычислите удобным способом 16·5=
17 слайд
Описание слайда:
Сочетательное свойство умножения 16·5=(8·2)·5=8·(2·5)=8·10=80
18 слайд
Описание слайда:
Распределительное свойство умножения относительно сложения 16·5=(10+6)·5=10·5+6·5=50+30=80 16·5=(8+8)·5=8·5+8·5=40+40=80
19 слайд
Описание слайда:
Распределительное свойство умножения относительно вычитания 16·5=(20-4)·5=20·5+4·5=100-20=80
20 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-396943
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Котовска Тамбовской области
Методическая разработка урока математики по теме:
«Сочетательное свойство умножения»
3 класс
УМК «Планета знаний»
авторы М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова
Учитель начальных классов:
Павлова Ирина Алексеевна
Урок «Группируем множители»
Тема: Сочетательное свойство умножения
Цель: формирование умений применять группировку
множителей при устных вычислениях
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока
Предметные
познакомить с сочетательным свойством умножения;
формировать представление о возможности использования изученного свойства для рационализации вычислений;
развивать представления в возможности решения «жизненных» задач средствами предмета «Математика».
Метапредметные:
Познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания;
Регулятивные УУД
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;
Коммуникативные УУД
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Личностные
Расширить познавательных интересов и учебных мотивов; владение приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; стремление к достижению положительных результатов в учебе.
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Методы обучения: словесные, наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.
Ход урока
I.Мотивация учебной деятельности
Орешек знаний твёрд,
Но всё же, мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет
Девиз урока: « Хочу всё знать»!
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений.
1.Устный счёт. Работа в парах
1.Предлагаю проверить , хорошо ли вы знаете таблицу умножения. (Работа с карточками)
Выберите ответ из ключа и впишите букву.
35: 5 6•2 8•3 3•3 9•9 2•3 9:3 5•9
2. Восстановите правило: « От ___________ множителей произведение_____
3.Соедините примеры с одинаковыми ответами, не вычисляя:
5•8 7•9
9•7 6•2
2•6 8•5
7•3 3•7
4.Обведи овалом все произведения, не вычисляя:
6•8 25- 7
75+15 81:9
12•4 а • б
III.Выявления места и причины затруднения
Постановка учебной проблемы
Сегодня у нас на уроке профессор математических наук предлагает вам найти ответ в числовых выражениях, выполняя решение по действиям:
-Можно ли утверждать, что значения выражений в данном столбике одинаковы?
875+(78+284)
(875+78)+284
875+(284+78)
(875+284)+78
(Для 1 и 2 выражения применимо сочетательное свойство сложения- 2 соседних слагаемых можно заменять суммой и значения выражений будут одинаковы;
3и1 выражение- применили переместительное свойство сложения
4и2 выражение- переместительное свойство.)
-Какие же свойства применимы для вычисления данных
выражений?
(Переместительное и сочетательное свойство)
—А можно ли утверждать, что значения выражений в этом столбике одинаковы?
15*(8*9)
(15*8)*9
15*(9*8)
(15*9)*8
— На этот вопрос нам и предстоит ответить.
— мы сегодня узнаем , можно ли пользоваться сочетательным свойством при умножении?)
Определяем тему урока : Сочетательное свойство умножения
IV.Построение проекта и выхода из затруднения
Работа по учебнику. Вхождение в систему знаний
Выполняем задание учебника №1
Работа на интерактивной доске (ЭФУ)
Благодаря перестановке и группировке множителей мы легко можем устно посчитать результаты
Работа с учебником задача №2
(5 • 7)• 6 = 5 • (7 • 6)
Вывод: если для решения задачи нужно перемножить несколько чисел, то задачу можно решить разными способам
Работа по учебнику №4- исследование (Работа в парах)
Проверка выполнения на интерактивной доске (ЭФУ)
Вывод: в произведении благодаря сочетательному закону можно перемножать числа в любом порядке. Проще всего умножать круглые числа, значит , нужно научиться видеть их, даже если они спрятаны.
8 •20 =160 3 • 40 = 120 9 • 100 = 900 4 • 200 =800
6 • 80 = 480 7 • 30 = 210 100 17 =1700 100 • 3 =300
Физминутка.
V.Реализация проекта
Мини — исследование Задание в учебнике №6 (Работа в группах)
Выполнить вычисления, используя группировку множителей
Вывод: чтобы умножить круглое число на другое число, нужно перемножить числа, которые получатся , если отбросить нули, а к ответу приписать столько же нулей, сколько всего нулей на конце записи обеих чисел.
Работа с цифровым образовательным ресурсом Якласс
VI. Самостоятельная работа
Выполнение задания № 9 в учебнике
Подобрать множители можно с помощью таких рассуждений. В первой строчке число 120 получили умножением трёх чисел: 2• 3 •20 = 120
Во второй строчке первый множитель 5. Найдем, где же спряталась 5 в первой строчке. В числе 20. 2 • 3 • 4 •5 =120
Тогда для второй строчки можно скомбинировать такие тройки множителей: 5 • 6 • 4= 120 , 5 • 3 • 8 =120 , 5 • 2 •12 =120
VII. Включение в систему знаний и повторения
– Какую возможность даёт сочетательное свойство?
Сочетательное свойство даёт возможность записывать выражения, содержащие только умножение, без скобок. При этом вычисления можно выполнять в любом порядке.
Чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего.
Первичное закрепление
Выполнение тренировочного теста на портале Якласс
XI. Подведение итогов , оценивание
-Давайте вернемся к числовым выражениям, с которыми мы с вами встретились в начале урока. Скажите, а можно ли утверждать, что значения выражений в этом столбике одинаковы?
15*(8*9)
(15*8)*9
15*(9*8)
(15*9)*8
— Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?
— Где его можно применять?
— Узнали зачем нужно знать свойства умножения.
— Познакомились с новым свойством умножения: — Чтобы произведение двух чисел умножить на третье, можно первое число умножить на произведение второго и третьего чисел.
— Выяснили, как его применять
VIII Домашнее задание:
Работа с цифровым образовательным ресурсом Якласс
Учебник № 3, 7 с.80- 81
X. Рефлексия учебной деятельности
–Кто доволен своей работой на уроке? Почему?
– Кто знает, над чем ему еще надо поработать?
– Ребята, если вам урок понравился, если вы довольны своей работой, то поставьте руки на локти и покажите мне ладошки. А если вы были чем-то расстроены, то покажите мне обратную сторону ладошки.
Список литературы:
Учебник «Математика», 3 класс, М.И.Башмаков М.Г.Нефёдова ООО «Издательство Астрель», 2011г.
Обучение в 3 классе по учебнику «Математика» М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой Программа, поурочные разработки, методические рекомендации Дрофа •Астрель• Москва •2018г.
Дата: 16.01.17
Предмет: Математика
Тема: Переместительное, распределительное свойства умножения. Применение свойств умножения.
Цель: познакомить учащихся с переместительным и распределительным свойствами умножения
Задачи: научить умножению натуральных чисел с помощью переместительного свойства умножения; научить применять распределительное свойство умножения
Развивать математическую зоркость, логическое мышление, вычислительные навыки
Воспитывать аккуратность, стремление к самостоятельному изучению предмета
Ход урока
Орг. момент
Мы приветствуем друг друга, мы приветствуем гостей, мы работаем все вместе, начнем же урок математики скорей.
Сегодня мы будем изучать большую и очень интересную тему. Но прежде чем мы начнем изучение, давайте проверим нашу готовность к уроку.
Правила посадки, наличие письменных принадлежностей
Актуализация знаний
Устный счет (математический диктант на отдельных листах)
36 : 4 = 3 * 8 = 21 : 7 =
6 * 1 = 24 : 6 = 6 * 3 =
(9, 6, 24, 4, 3, 18)
Самопроверка. (1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки – 3)
Повторение компонентов действий умножения и деления.
Запись даты, классной работы
Каллиграфическая минутка: цифра 5.
Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы с вами изучаем свойства умножения, а именно мы знакомимся с переместительным и распределительным свойствами умножения и научимся их применять при выполнении заданий.
(тема на доске)
Освоение новой темы.
Переместительное свойство умножения
Посмотрите на запись на доске
4+5 = 9 5+4=9
Какое свойство сложения мы знаем? (от перемены мест слагаемых значение суммы не меняется)
Как называется это свойство сложения? (переместительным)
У умножения есть подобное свойство.
Откройте учебник на стр 4 и посмотрите на №1. Что нам необходимо сделать?
Какие способы мы можем применить?
Какие способы позволят применить умножение?
Посчитаем количество цветов в ряду.
Посчитайте количество рядов.
Умножьте теперь количество цветов в ряду на количество рядов. Запишите данное произведение. 5*4=20
Давайте применим другой способ. Посчитайте количество цветов в столбце и количество столбцов. Какое произведение мы можем записать?
4*5=20
сравните равенства: 4*5=20 и 5*4=20
Какой вывод мы можем сделать? (читаем правило в учебнике)
№2 стр 4 (1-2 столбик у доски, 3-4 самостоятельно)
Физминутка
Распределительное свойство умножения
Обратите внимание на запись
2+4+2+4= 12
Сгруппируйте первое слагаемое со вторым, а третье с четвертым. Что у вас получилось?
(2+4)+(2+4)
Что мы можем сказать об этих суммах? (они одинаковы)
Замените сумму произведением (2+4)*2
Назовите одинаковые слагаемые в каждой группе суммы 2+4+2+4. Замените каждую сумму произведением. 2*2+4*2
Какой вывод мы можем сделать? (правило на стр 8)
Давайте применим это правило для выполнения №3.
Читаем задание. Выполняем чертеж
Что такое периметр?
Мы можем найти периметр этого прямоугольника просто сложив стороны между собой. Но как найти его периметр используя распределительное свойство умножения? Мы уже знакомы с этой формулой
Р= (5+3)*2=16 см
Закрепление изученного материала
Сейчас у вас будет маленькая самостоятельная работа
Составь равенства, используя переместительное свойство умножения)
7*5= 8*9=
25*3= 12*2 =
Реши используя распределительное свойство умножения
(9 + 4) х 7 =
(5 + 8) х 2 =
(7 + 2) х 4 =
6. Подведение итогов урока
— С каким свойствами умножения мы сегодня познакомились?
-Чему научились?
— Достигли ли мы своей цели?
— Чему нам надо научиться на следующих уроках?
-Кто испытывал трудности? Почему? Анализируют урок, отвечают на вопросы.
7. Домашнее задание
Стр. 8, №4 – найти периметр шестиугольника, применяя распределительное свойство умножения.
Записывают задание.
8. Получение оценок.
Самоанализ урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1
г. Калининска Саратовской области»
План-конспект урока по математике
в 3 б классе
Сочетательное свойство умножения
Разработал учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Шарыпова Е.В.
г. Калининск
2012 год
Предмет: математика
Класс: 3б
Тема урока: Сочетательное свойство умножения (2 ч)
Учебник: Математика (В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва), часть 1 с. 70, 71; рабочая тетрадь с. 42
Цель: Создать условия для осмысления и понимания понятия (сочетательное свойство умножения)
Задачи:
Образовательные:
— формируем умение применять сочетательное свойство при решении примеров и задач;
— формируем умение применять знания при выполнении заданий на повторение.
Развивающие:
— развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме) и мышление;
— развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания, используя учебник, информацию, полученную на уроке.
Воспитательные:
— воспитываем интерес к изучению математики;
— формируем умение слушать и понимать речь других, работать в парах, совместно договариваться.
Ι . Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, —
Начнём скорей урок!
ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
На доске изречение о науке математике: «Математика — … ума».
Учитель: — Одно слово пропало, чтобы восстановить это слово, нам нужно выполнить задания устно. Ведь в математике любая работа не обходиться без устного счёта.
(Двое учащихся работают на доске по карточкам:
1. Составьте и запишите выражение: произведение чисел 5 и 3 умножить
на 3.
2. Число 5 умножить на произведение чисел 3 и 3.
Задание для устного счёта:
1. Чему равна седьмая часть числа 14? (2) — г
2. Найдите сумму чисел 100 и 50. (150) — т
3. Чему равна разность чисел 65 и 5 ? (60)- с
4. Ι множитель – 3, ΙΙ множитель – 6. Назовите произведение. (18) — н
5. Уменьши 10 в 2 раза. (5) — и
6. Разность чисел 8 и 3 увеличьте в 6 раз. (30) — а
7. Какое число надо прибавить к числу 400, чтобы получить число 800?
(400) — к
8. Делимое – 20, делитель – 2. Чему равно частное? (10) — м
9. Назовите число, которое на 3 десятка больше числа 203. (233) – и
10. Назовите число, которое на 2 сотни меньше числа 752. (552) — а
Учитель: Расположите все ответы в порядке возрастания и расшифруйте (работа в парах) (слайд № ) (Гимнастика)
— Проверим выполнение заданий на карточках: (5 · 3) · 3; 5 · (3 · 3)
ΙΙΙ. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)
Учитель: Выскажите предположение о результатах, которые получаться при вычислении значения этих выражений (результаты будут одинаковые)
— Проверим себя, выполнив вычисления.
— В каком случае посчитали быстрее?
— Кто из вас догадался, какое свойство умножения помогло нам вычислить результат? (сочетательное)
— Назовите тему нашего урока и задачи. (Сочетательное свойство умножение и его применение при решении примеров и задач).
— Дайте формулировку сочетательному свойству
Сверим свою формулировку с формулировкой в учебнике на с. 70.
ΙV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1) № 307, с. 71 – работа у доски с объяснением. Учащиеся выполняют верхнюю строку примеров.
2) № 307, с. 71 — самостоятельная работа по вариантам. Учащиеся выполняют нижнюю строку примеров. Проверка самостоятельной работы.
3) № 308, с. 71 – решение задачи:
— Чтение текста задачи учащимися(Какие будут предположения по записи условия задачи)
— Запись условия в виде рисунка
— Решение
V. Включение в систему знаний и повторение
Выполнить задания самостоятельно в рабочей тетради по выбору:
с. 42 №144 или с. 42 № 145.
Проверка по эталону.
VΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Что узнали нового на уроке?
— Какую работу выполняли?
— Так для чего же нам необходимо знать сочетательное свойство умножения?
— Кто или что вам помогло справляться с выполнением заданий?
— Кто доволен сегодня своей работой на уроке?
VΙΙ. Д/з: с. 70 – правило, с. 72, №315; с. 71, №310 (2 ст.) или №311