В каких сценах и эпизодах содержится экспозиция и завязка драмы гроза

В каких сценах и эпизодах содержится экспозиция и завязка драмы гроза thumbnail

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Анализ «Гроза» Островский

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Читайте также:  Какие добавки содержатся в молоке

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы».

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 4321.

Источник

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 19 веке. Столкновение старых и новых взглядов стало основным конфликтом произведения. В драме присутствует несколько массовых сцен, которые играют огромную роль в повествовании — они показывают читателям, какими были жители города Калинова, раскрывают конфликт пьесы и образы ее героев.

Одной из самых ярких массовых сцен является фрагмент, когда Катерина признается Тихону и Кабанихе в измене.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Момент итак выглядит напряженным, поскольку главная героиня чувствует волнение и тревогу, но драматичности этой сцене прибавляет гроза, заставившая всех гуляющих жителей собраться вместе под сводом. «Смерть моя!» — Катерина никак не могла совладать с собой, она страшно боялась этого природного явления, поэтому, стоя под этим сводом, она чувствовала себя словно взаперти, а тяжелые мысли не покидали её. «Все сердце изорвалось» у Катерины, и она призналась в измене. Не смущало её даже то, что в этот момент было много свидетелей, не пугал её этот позор — настолько Катерина была честна перед собой, что не смогла скрыть правду, хотя знала, какое тяжелое наказание может последовать за признанием. Это раскрывает ее не только как искреннюю и честную девушку, но и как сильную и решительную. Она не может жить по принципам Варвары, сестры Тихона, для которой не составляет труда лгать своей собственной матери, а значит критик Добролюбов прав, называя Катерину «лучом света в тёмном царстве».

Этот фрагмент является кульминационным в конфликте Катерины и других героев — она не чувствует поддержку, никто её не может понять. Героиня одинока в своих убеждениях, а значит наказание свекрови уже не пугает её.

Также в данной сцене раскрываются образы некоторых жителей. Так, в действии появляется полусумасшедшая барыня, которая говорит бессвязные вещи, обращаясь к Катерине, и бранит её за «красоту». Именно ее фразы звучат для главной героини, как удары грома, давят на нее и напоминают о содеянном грехе. Хотя с такими речами дама обращается не только к Катерине, она все равно уверена, что они относятся главным образом к ней.

Кроме этого эпизода в пьесе не менее важную роль играет последняя массовая сцена, когда тело Катерины обнаруживают в воде. Тихон в этом фрагменте предстает не таким бесчувственным и равнодушным, каким кажется на протяжении всего произведения — он бежит вытаскивать Катерину в надежде на то, что девушка жива. А вот желчность и подлость Кабанихи не изменяют ей — она останавливает сына, потому что не считает нужным «себя губить» из-за ненавистной невестки. Даже после смерти Катерины она отзывается о ней грубо, не проявляет ни капли сочувствия и даже будто торжествует.

Этот фрагмент раскрывает конфликт старых и новых взглядов в произведении, поскольку именно здесь «жертва» самодурства Кабанихи, Тихон, осмеливается бросить вызов матери и впервые повышает на нее голос: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Это говорит о том, что порядкам представителей темного царства когда-нибудь настанет конец.

Образы жителей Калинова также раскрываются в данной сцене — они сочувствуют бедной девушке, а это значит, что в них осталась хоть капля светлых, добрых чувств, поэтому город не кажется уже таким «темным царством» — возможно есть в нём шанс на светлое будущее.

Говоря об обитателях Калинова, нельзя не упомянуть массовую сцену перед грозой, когда народ только начал собираться на бульваре. Из их диалога можно было понять, что часть свода «развалилась, заросла» после пожара, это значит, что жителям безразлично было внешнее убранство города, вероятнее всего, их волновала только собственная жизнь. А вот толки о Литве, которая «упала с неба» не только смешат, но и показывают людей Калинова как необразованных, глупых. Когда же Дикой с Кулигиным подошли к своду, все жители приняли «почтительное положение» и начали кланяться. Такой жест показывает, что они всеми способами пытаются угодить Дикому, хотя за глаза обсуждают его и бранят.

Читайте также:  В каком акте содержится определение запрос предложений

Таким образом, массовые сцены играют огромную роль в пьесе — они раскрывают образы Катерины, Кабанихи и Тихона, также являются важной частью в развитии основного конфликта пьесы, и, наконец, раскрывают образы жителей города.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id86471

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

Ольга Грошикова  ·  11 октября 2018

1,6 K

Человек широкого круга интересов. Сосиске в тарелке предпочитаю алмазы в небе.

Кульминация — это переломный момент в сюжете. В «Грозе» таких моментов два — это ее свидание с Борисом и сцена народного покаяния. Ряд исследователей считает кульминацией именно момент, когда Катерина убегает к Борису, покаяние — развязкой, а саму гибель Катерины — финалом пьесы.

В каком случае смерть наступает быстрее, при выстреле в голову или в сердце?

После остановки сердца, мозг продолжает жить ещё в течении 3-6 минут, после чего начинаются необратимые процессы гибели мозговых клеток.
Смерть мозга идентична смерти всего организма, т.к именно он регулирует все процессы жизнедеятельности в организме.
Бывают состояния, когда люди являются «живыми трупами.» У них умер мозг, но искусственно ещё поддерживается жизнедеятельность.
После омертвения клеток мозга, начинается некроз остальных тканей и тело полностью умирает.
Так что при выстреле в мозг, если вы его именно «убьете», а не травмируете, вы умрете быстрее, естественно, как личность.
Ибо после смерти мозга возможно ещё какое-то время поддерживать жизненные процессы в организме, но как личности вас уже не будет, останется просто оболочка.
А вот после неудачного выстрела в сердце вас ещё смогут спасти)
Поэтому лучше в голову и разрывными.
Чтобы наверняка)

Прочитать ещё 2 ответа

Что создаёт сепаратизм – угнетение наций или их чрезмерная автономия?

Ни то, ни другое. Сепаратизм создает самосознание нации. Своя культура, язык, религия, традиции, национальная идея. Все это позволяет нации ощущать себя, обособляться, размышлять в духе «мы — они». Угнетение и автономия могут как способствовать укреплению национального самосознания, так и препятствовать ему. Поэтому здесь, как и везде, важна золотая середина. Когда одна страна со своей культурой захватывает другую страну с другой культурой, для полной победы ей необходимо ту вторую культуру уничтожить, растворив в себе. Сделать так, чтобы завоеванные забыли свои традиции, свою веру, свой язык и переняли все у это у завоевателя. Грубой силой этого не добиться, только тонкой пропагандой и маркетингом.

Прочитать ещё 1 ответ

Кого коснулась гроза в драме гроза островского?

Живу в своем доме, люблю заниматься садом и животными. Увлекаюсь лингвистикой…

Гроза, которая начинается в первом действии пьесы и достигает кульминции к концу произведения, касается всех персонажей, кроме Кулигин. Этот человек единственный, кто думает о людях, работает на благо общества, хорошо образован и не понимает первобытного страха перед грозой. Признание Катерины о встречах с Борисом, пока Тихон был в отъезде, звучит с раскатами грома как гроза явлеяется мрачным символом смерти, так и нынешняя жизнь Тихона, Бориса, самой Катерины и остальных разрушается, оставляя обломки мнимого благополучия.

Почему разгорелся конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?

Блогер. Историк. Специализация — архитектура СССР 1930 — 50 гг, история России.  ·  vk.com/zarulemistorik

Добрый день!

По сути вашего вопроса могу сообщить следующее: святейший патриарх Никон просто зарвался, или, попросту говоря прифигел. Конфликту предшествовала достаточно долгая предыстория, но важная для понимания его причин.

Раскол русской церкви начался в правление царя Алексея — второго из династии Романовых — по достаточно простой причине: церковные иерархи при содействии Государя затеяли реформу с целью привести священные книги к единому знаменателю, убрать все накопившиеся за столетия разночтения. Но реформа эта имела глубокие корни, и идея её витала в воздухе ещё со времён Ивана Великого. Именно тогда, после огромных внешнеполитических успехов, Москва назвалась Третьим Римом, а Московский царь взял в жёны племянницу василевса, таким образом выдвигая претензии на византийское наследство и главенство Русского государства в православном мире. Последующие правители проводили политику «византийского наследия», прежде всего на почве веры, и всячески пытались консолидировать славянский мир вокруг Москвы. Иван Грозный воевал с Литвой за присоединение единоверцев, Михаил Фёдорович сцепился со шведами за наши северные рубежи, а Алексей Михайлович воевал с Польшей за Украину и Смоленск — не только по геополитическим причинам, но и за веру православную.

Никон, затеявший реформу, обзаведшийся титулом «Великий Государь», которым до этого именовался лишь царь, почувствовавший сосредоточенную в своих руках власть, возомнил себя ровней царю. Если молодой, мягкий, «тишайший» Алексей Михайлович был готов принимать поучения и наставления патриарха, то повзрослев, он увидел в Никоне конкурента, и много раз намекал тому умерить пыл.

Читайте также:  Какой ртуть содержится в термометре

Последней каплей, приведшей к ссылке Никона, привело то, что патриарх, по примеру Ивана Грозного (вот куда замахнулся), бросил кафедру и уехал в выстроенный им Новый Иерусалим, мол пусть царь приедет, попросит прощения, и тогда я вернусь в блеске и славе. Видимо, Никон вдохновлялся примером Папы Римского, к которому за благословением стояла очередь монархов Европы.

Но проблема была в том, что московский аналог Папы Римского царю совершенно не был нужен, а потому каяться он, разумеется, никуда не поехал, а инициировал Большой московский собор 1666 -7 годов, на котором планировал утвердить церковную реформу окончательно, решить вопросы обрядности, отставить от должности патриарха, бросившего свою кафедру, и рукоположить нового предстоятеля.

В двух словах, собор оправдал ожидания Государя, и утвердил всё, что было необходимо. Новый патриарх Иоасаф был гораздо сговорчивее упрямого Никона, который был извергнут из сана и отправлен в ссылку — в далёкий Ферапонтов монастырь на вологодчине в качестве простого монаха.

Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос.

Источник

Сюжет – это то, что делает книгу интересной для читателя. Даже яркие герои не вытянут повествование при вялом, скучном сюжете. Именно в нем интрига и движуха, красота созданного мира и действия персонажей.

Писатель, в первую очередь, заботится об уникальности повествования, но каким бы оригинальными ни были сюжеты, у них общие законы и правила. Представьте, что сюжет – это путь со своими опасностями, поворотами, подъемами и спусками. И у этого пути есть обязательные этапы, которые должен пройти автор, а вместе с ним и читатели.

1. Экспозиция

Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.

2. Завязка

Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка – тот толчок, который запускает развитие сюжета.

3. Развитие событий.

В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.

Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана. Об этом я писала здесь.

4. Кульминация

Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.

Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.

Сюжет нужно очень серьезно продумать. Часто без помощницы здесь не обойтись.

5. Поворот сюжета

Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил – бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) – возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.

6. Развязка

После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности

Да, увлекательный сюжет напоминает американские горки.

7. Эпилог

Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.

Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.

Радости творчества, вам уважаемые читатели. И не забудьте поставить лайк, если статья понравилась. И подписывайтесь на мой канал, чтобы нам с вами не потеряться.

А о героях и злодеях вы можете прочитать в других моих статьях.

Источник