Сентябрьская роза какие свойства пейзажной лирики воплощены

Сентябрьская роза какие свойства пейзажной лирики воплощены thumbnail

Мир природы в творчестве А. А. Фета неповторим. В обыденных деталях окружающего неживого мира автор находит то, что становится для него источником вдохновения.

В стихотворении «Сентябрьская роза» главной героиней является один из красивейших представителей мира цветов – роза. Ее образ начинает завораживать, появившись в первом четверостишии. Она загадочна («странно улыбнулась»), знает себе цену («как дерзко выступать царицей»).

Использованные олицетворения настолько выразительны, что напоминают сказочных героев, дают возможность им ожить на страницах сочинения: «за вздохом мороза», «улыбнулась роза». Игра с этими образами позволяет читателю разыграть свое воображение. Намек автора на то, что под розой подразумевается образ девушки – прозрачен. В некоторые минуты даже становится непонятно чей же в большей степени это облик – девушки или розы — представляет поэт.

Стихотворение содержит глубоко философский смысл. Среди давно замерзших растений («в безлиственных кустах») в разгаре осени лишь роза демонстрирует свое великолепие. Стойкость, честолюбие, надежда и вера в лучшее – это то, что должен хранить в душе каждый человек, несмотря на внешние обстоятельства. Автор предан мысли, что мы должны ценить каждый счастливый миг в своей жизни. Сюжет стихотворения представляет собой своеобразный призыв к жизни, действию, который становится более понятным, судя по противопоставлениям (увядшие растения и цветущая роза). Выживание цветка в лютые морозы – это показательный пример силы не только растения, но и духа, воли человека в момент тяжелых эмоциональных переживаний.

Несомненно, четко прослеживается мысль автора и о том, что роза – это девушка, которая вызывает искренние чувства у автора. Он наслаждается красотой, грацией женщины, сравнивая ее с цветком. Благодаря неизменному принципу параллелизма, он рисует состояние природы и души.

Выразительные средства помогают более точно представить и понять образы: «вздохом утренним», «румянец уст», «прильнуть к груди», «с приветом вешним». Движение поэтической мысли помогает раскрыть повторяющийся звук «р», который производит звучание смелости, возвышения над остальными, торжества – то, что демонстрирует роза. Протяжность многократно повторяющихся гласных «е», «а» дают ощущение создания автором мелодии.

Таким образом, лирика А. А. Фета радует читателя естественным образом мира цветков. При этом наиболее чувственным и притягательным растением для автора становится роза. Она помогает поэту раскрыть свои переживания, желания, понять, как удивителен и неповторим мир, который нас окружает.

Вариант 2

В стихотворении Сентябрьская роза Фет использует образ цветка, который довольно часто наблюдается в его лирике. Вообще, роза как символ красоты является практически универсальным и известен поэтам и прежних и нынешних времен, и активно используется.

Интересным примером может служить своеобразная перекличка розы и соловья из есенинской Голубая, да веселая страна.. такая песнь красоты о красоте, но подобных примеров есть много и у других авторов.

На мой взгляд даже название этого стихотворения намекает на некоторую нелогичность красоты. Расцветать в сентябре – не лучший вариант, но красота создана для того чтобы проявляться в любых условиях и независимо от этих условий.

Фет наделяет свою розу антропоморфными качествами и появляется видимость, будто он описывает и какую-то личность или некоторые человеческие качества, которые хотел бы восхвалять. Роза расцветает не для того чтобы «дерзко выступать царицей» на самом деле она является царицей и дело даже не в рискованном поступке расцветать в сентябре. Дело в неуклонной надежде и характерной гордости, которой обладает роза.

Эта странная улыбка розы является чем-то совершенно особенным, «с приветом вешним на устах» — эта строка указывает на подлинную суть цветка, который хранит в себе весну и в этом его внутренняя суть, которая не меняется в зависимости от обстоятельств. Какой бы не был период года, роза выступает с приветом вешним, она несет красоту, а для чего? Автор предлагает тут такой ответ – «прильнуть последней, опьяненной, к груди хозяйки молодой».

На поверхностном уровне эти строки читаются просто как исход быть сорванной, для того чтобы хозяйка сада могла восхититься этой красотой. Ведь роза, конечно, несет в себе красоту, но она сама навряд ли может собой восхищаться. Требуется зритель, некое другое создание, которое сможет вмещать в себя красоту и оценивать и именно для этого роза цвете в сентябре.

Конечно, строки о некой молодой хозяйке могут иметь и переносное, метафорическое значение. Однако не станем сюда углубляться, так как подобные описания и раздумья могут быть чрезмерно глубокими и трудными. Завершим только на намеке символизма сентябрьской розы как олицетворения преображения, которое происходит наперекор внешним факторам.

Сентябрьская роза

Источник

Достаточно обширным и глубоко разработанным жанром поэзии является пейзажная лирика. Многими русскими и зарубежными поэтами уделялось много внимания теме природы. Поэтическая муза некоторых мастеров пера была полностью посвящена описанию родных мест, восхищению красотой окружающего мира. Ведь как много восхитительных уголков в разных странах! В нашей статье мы более подробно поговорим о стихотворениях пейзажной лирики, кто их писал. Такая тема заслуживает вашего внимания.

красивая картина природы

Особенности пейзажной лирики

Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика — это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика — это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.

Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!

Пейзажная лирика — это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.

Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.

Саврасов "Весна"

Традиционные мотивы

Основной мотив пейзажной лирики — описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна — с утром, рождением и молодостью; лето — с днем, юностью; осень — с вечером, зрелостью, старостью; зима — с ночью и смертью.

Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.

Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.

времена года

Русские поэты пейзажной лирики

19 век — золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.

Читайте также:  Каким свойством обладает импульс тела

Настоящие «певцы природы» — Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах «крестьянский певец» — Сергей Есенин.

Сентябрьская роза какие свойства пейзажной лирики воплощены

Анализ некоторых стихотворений

Жизнеутверждающим настроением наполнена лирика Аполлона Николаевича Майкова. Он не просто воспроизводил в своих стихах русскую жизнь, а соединял ее с идиллическими представлениями о мире. Короткую летнюю сценку одного дня показал поэт в стихотворении «Летний дождь». Оно очень нравится детям.

Золото, золото падает с неба!» —

Дети кричат и бегут за дождем…

— Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Стихотворение характеризуется цельностью и гармоничностью. Читателю представлена обычная сельская сцена во время дождя. Даже сам автор становится частью природы, пытается раскрыть ее секреты.

Поэтический дар поэта Ивана Сурикова пропитан истинной народностью, национальными чертами. Его стихи глубоко поэтические. Зимний пейзаж читатель видит в стихотворении «Зима». С самого детства многим знакомы следующие его строки:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Удивительная картина зимнего дня создана с помощью эпитетов, сравнений. Сначала читатель узнает, как падает снег, потом наслаждается наступившей тишиной. Глаголами поэт передает движения, существительными и прилагательными — состояние покоя. Однородные члены предложения помогают быстро сменить картину: сначала все было черным-черно, а потом пошел снег.

Кратко еще охарактеризуем стихотворение Алексея Плещеева «Сельская песня». В нем мы видим традиционную весеннюю тему с прилетом ласточек и наступлением теплых деньков.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой…

Поэт показывает, что весну «принесла» из далеких краев на своих крыльях ласточка. Звучит стихотворение очень живописно и музыкально. Не зря Чайковский на его основе написал музыку. Стихотворные строчки звучат энергично, с радостным настроением.

чудесная зима

Пейзажная лирика Пушкина

В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении «Зимнее утро». Оно пронизано приподнятым настроением:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение «Зимний вечер».

Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Птичка», лету — «Туча». Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда «лес роняет багряный свой убор…»

Сентябрьская роза какие свойства пейзажной лирики воплощены

Описания природы у Тютчева и Фета

Стоит сделать краткий анализ пейзажной лирики Фета и Тютчева. Стихи этих поэтов просто пропитаны любовью к природе. Афанасий Фет особенно любил весну. Ее приход очень влиял на душевное состояние поэта. Ей он посвятил стихи: «Еще весны душистой нега…», «Весенние мысли», «Весенний дождь».

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

У Тютчева природа выступает живым существом. Он показал ее многоликой и разнообразной, в постоянном движении и смене явлений. Поэт ярко показал, что всему живому присуще течение жизни.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Перечень пейзажной лирики Тютчева велик:

  • «Первый лист».
  • «Весенняя гроза».
  • «Весна».
  • «Неохотно и несмело…».
  • «В небе тают облака».
  • «Как весел грохот летних бурь…».
  • «Есть в осени первоначальной…».

Айвазовский "Закат"

Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

Каждый мастер слова по-своему изображал природу. Свои впечатления и чувства они выражали неповторимыми образами. Явления внешнего мира в пейзажной лирике тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. Для многих поэтов природа ближе самых родных людей и семьи. Мастера-пейзажисты смогли открыть многим поколениям удивительную прелесть светлых и нежных красок пейзажей России. Величайшим достижением поэтов 19-20 века является изображение гармоничного сочетания внутреннего мира человека, действительности и красоты природы.

природа в стихах зарубежных поэтов

Природа в стихах зарубежных поэтов

Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: «Нежданная весна», «На озере», «Фиалка», «Сверху сумерки нисходят». Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:

  • Роберт Луис Стивенсон «Дождь».
  • Джордж Арнольд «Сентябрь».
  • Джон Китс «Осень».
  • Ральф Уолдо Эмерсон «Снежная буря».
  • Роберт Фрост «Березы».

Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.

Источник

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

Конкурс исследовательских работ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Секция : ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Образ цветов в лирике

Доронина Ирина, 8 класс

МОУ «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная

школа №1 им. » г. Жуков

Научный руководитель : ,

учитель русского языка и литературы

г. Обнинск

Оглавление:

I. Введение. Цветы в русской поэзии……………………………………………………3

II. Основная часть. Образ цветов в лирике :

«Первый ландыш» ……………………………………………………………………4 «Колокольчик» ……………………………………………………………………….6 «Осенняя роза» ……………………………………………………………………….7 «Сентябрьская роза» ………………………………………………………………….8 «Роза» …………………………………………………………………………………9 «Если радует утро тебя…» …………………………………………………………..9 «Только встречу улыбку твою…» ………………………………………………… 10

III. Заключение. Мир цветов – мир красоты…………………………………………….11

IY. Список литературы…………………………………………………………………..12

Y. Приложение ………………………………………………………………………….. 13

Введение.

Цветы в русской поэзии.

Светлеет грусть, когда цветут цветы.

Н. Рубцов.

Мир цветов удивительно разнообразен, таинственен и чудесен. Сирень и роза, тюльпан и гвоздика, фиалка и ромашка, лилия и колокольчик … Как их много! Каждый цветок сам по себе прекрасен и неповторим. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». С этим невозможно не согласиться.

Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. Цветок может сказать человеку больше, чем красноречивое послание, выразить уважение и любовь. Каждый цветок, словно волшебная божественная мелодия.

В своей работе я обращаюсь к проблеме умения видеть прекрасное, замечать красоту в каждодневной суете и привлечь внимание к поэтическому слову.

Русские поэты всей душой любили и восхищались нежностью и красотой цветов, в своих стихотворениях они очень точно подчеркнули их достоинства.

Замечательный русский поэт-пейзажист Афанасий Афанасьевич Фет создал неповторимые по красоте и поэтичности образы, изучение которых является целью работы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: проанализировать стихотворения Фета, рассмотреть их художественные особенности и сделать выводы.

Методика исследования – анализ, обобщение и систематизация.

Практическое значение работы заключается в развитии интереса к поэзии и умении видеть прекрасное рядом.

Данная тема очень актуальна — без красоты на­ша жизнь становится беднее. В связи с этим можно выдвинуть следующую гипотезу- учит нас чувствовать красоту.

Читайте также:  В силу какого свойства

3

Основная часть.

Образ цветов в лирике .

В стихотворениях особенно много цветов: это и «душистая сирень», и

« опахала» цветов липы, и, конечно, розы, которым у Фета посвящено много замечательных строк. Однако, не менее прекрасен в лирике поэта скромный лесной цветок — ландыш, о нём говорится в небольшом стихотворении, которое называется «Первый ландыш».

Каждый год в весеннем лесу происходит чудо – зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный. В нём соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.

По древней русской легенде морская царевна Волхва полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхва вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши — символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами , , и многих других.

На первый взгляд тема стихотворения очень проста — это весна в лесу. Основная мысль заключается в сравнении первого весеннего цветка с юной девой, которую переполняет новое непонятное ей чувство. Чтобы раскрыть эту идею, использует разнообразные поэтические приёмы и композиционно точно выстраивает это стихотворение.

В нём три строфы с перекрестной рифмовкой, которая участвует в движении поэтической мысли, не замыкая четверостиший:

… из-под снега … ярок …вздыхает

… лучей …. сны ….самой

…………. нега …. подарок …. благоухает

………….. твоей ….. весны …..молодой

Первые две строфы представляют собой развернутое поэтическое сравнение цветка весны с юной девой. 1 — я строфа начинается риторическим обращением «О первый ландыш!» Этот весенний цветок Фетом олицетворен и опоэтизирован:

…из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

В создании поэтической картины участвуют эпитеты: «девственная нега», «душистая чистота».

4

Давно замечено, что фетовское «первозданное» слово многомерно, точный лексический смысл его не всегда улавливается. Современники часто упрекали Фета в «неясности», затемнённости смысла многих поэтических метафор. Употребляя здесь слова « из-под снега», поэт, возможно, говорит нам о поздней весне, потому что ландыши обычно цветут в мае, или это слово употреблено не в прямом значении и является метафорой.

Важна также и ненавязчивая сквозная аллитерация: звуки слова «ландыш» как бы повторяются в других словах:

Л— « ландыш », «солнечных», «лучей»,

Н— « ландыш », «нега», «девственная», «солнечных»,

Ш— « ландыш », «просишь», «душистый».

1-я строфа связана со 2-й риторическими восклицаниями: «Какая!.. Как!.. Какие!.. Как!..», повторяющимися в начале стихов в виде анафоры для передачи чувства восхищения, охватившего поэта при виде первого ландыша-вестника весны. Во 2-й строфе ведущим становится мотив весны, подготовленный в 1 — й строфе.

В первом стихе 2-й строфы появляется «луч весенний» (вспомним: в 1-й строфе звучало: «…ты просишь солнечных лучей»). В последнем стихе 2-й строфы — образ «воспламеняющей весны», образующий смысловое кольцо с первым стихом. «Первый луч» весны перекликается с началом стихотворения («первый ландыш»). Так возникает мотив первой любви, который прозвучит в последней, заключительной строфе стихотворения. Первый весенний луч поэт называет «пленительным подарком» «воспламеняющей весны». Характер этой метафоры у Фета передает то особое состояние ожидания любви, счастья, которые в поэзии традиционно связаны с образом весны.

В 3-й строфе появляется образ девы, слышится ее первый «робкий вздох» — предчувствие любви. Слово «первый» встречалось и во 2-й, и в 1-й строфах и является в стихотворении ключевым, и это отражено в названии. Метафора «робкий вздох благоухает» связывает образ первого робкого чувства с образом весны и ландыша.

Стихотворение представляет собой монолог, обращённый к ландышу: О, первый ландыш! … ты просишь …….. ты пленителен.

Читая стихотворение , перед нами предстаёт во всей своей прелести русская весна с первым ландышем, просящим солнечных лучей, и прекрасная юная дева, стоящая на пороге светлого чувства любви, о котором сама ещё и не догадывается.

5

В 1859 году было написано стихотворение «Колокольчик». Современная биология

выделяет целое семейство колокольчиковых. Самым распространенным в средней

полосе России является «колокольчик раскидистый», дикорастущее травянистое растение, цветки которого по форме похожи на маленький колокол. Кроме того, цветки обладают способностью позванивать на ветру, отсюда и народное название этого растения – «балаболка».

Стихотворение « Колокольчик» написано двусложным размером-хореем со множеством пиррихиев, которые придают мелодичность, неторопливость звучанию. В 1-й строфе говорится о звоне поддужного колокольчика, но не совсем уверенно-« как будто … прозвенел». В ночной тишине трудно понять, кому принадлежит звон.

Ночь нема, как дух бесплотный,

Теплый воздух онемел;

Но как будто мимолетный

Колокольчик прозвенел.

2-я строфа представляет собой одно вопросительное предложение, автору непонятно, что нарушает ночную тишину:

Тот ли это, что мешает

Вдалеке лесному сну

И, качаясь, набегает

На ночную тишину?

В 3-й строфе появляется предположение:

Или этот, чуть заметный:

В цветнике моем и днем,

Узкодонный, разноцветный,

На тычинке под окном?

Поэт как будто не может отличить дорожного колокольчика от цветка колокольчика – и тот, и этот характерно «звенят» в ночи. Который из них на этот раз?

Не просто анализировать многие стихотворения , зато легко проникнуться их настроением, интонацией, музыкой. Простые на первый взгляд строчки, полны глубокой философии, расширяющей пространство души поэта. Порой трудно понять авторский замысел, смысл стихотворения. Колокольчик — это, скорее всего, символический образ. Стихотворение начинается с описания ночи: «Ночь нема, как дух бесплотный…», а в 3-й строфе прослеживается картина дня: «В цветнике моём и днём…» — меняется световой фон текста, становится светлее, пространство увеличивается ( лес,

6

цветник). Это тоже символично. В стихотворении нет ярких образов, насыщенных

эпитетов, нет излишних украшений. Фет использует естественную разговорную интонацию, и лирический герой становится нам ближе и понятнее.

Афанасий Афанасьевич Фет – замечательный поэт-пейзажист, он создал неповторимые по красоте и поэтичности образы, изображая природу весной, летом, осенью, зимой. Для Фета осень – пора угасания, увядания, застоя, безвременья. Она вызывает чувство тоски, отчаяния, уныния. Но, действительно, как сказал Николай Рубцов, « светлеет грусть, когда цветут цветы», и это мы видим, читая стихотворения «Осенняя роза» и «Сентябрьская роза».

Стихотворение «Осенняя роза» написано 18 сентября 1886 года.

На первый взгляд, стихотворение кажется картинкой, талантливо зарисованной с натуры. Фета называли поэтом мгновенья, он очень дорожит каждым мигом и пытается нам показать его удивительную неповторимость.

умело поэтизирует обычную прозаическую картину, которая выражается в предложении : Листья облетели в саду и в лесу. Он пишет:

Осыпал сад свои вершины,//Лес обнажил своё чело…

Фет обладал умением из всего высечь искру поэзии, увидеть её там, где другие увидели бы серую будничность.

В первых двух строчках он использует аллитерацию, звук [с] как бы передаёт тихий шелест падающих листьев. Использование глаголов : осыпал, обнажил дополняет картину начала осени и служит средством олицетворения.

Природа у Фета живая, она действует: «Дохнул сентябрь» … и как волшебник заколдовал георгины — они замёрзли. И только роза не поддаётся его чарам, она по-прежнему «благоуханна и пышна», она ведь царица и никому не собирается быть подвластной.

Множество инверсий : осыпал сад, дохнул сентябрь… усиливают назначение текста — описать осеннюю картину. Четырёхстопный ямб очень спокоен и нетороплив:

Осыпал сад свои вершины

_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

Лес обнажил своё чело

_ _ _ _/ _ _/ _ _/

Описание красоты осеннего сада сопровождается интонацией лёгкой грусти: «дохнул сентябрь» …- и сад опустел. Поэт передает своё эмоциональное состояние, и мы прекрасно чувствуем все нюансы его мироощущения.

7

Стихотворение «Сентябрьская роза» написано 22 ноября 1890 года.

Читайте также:  Какие полезными свойствами обладает рябина

Сентябрь – первый месяц осени, дни стали короче, «быстролётны», как сказал поэт, «безлиственны кусты», и расцветающая «в надежде неуклонной» роза выступает царицей, напоминая о весне – «с приветом вешним на устах». Интонация стихотворения ровная, плавная, нет резких переходов, взлётов, спадов. , используя различные средства поэтического языка: олицетворения, эпитеты, метафоры – помогает нам увидеть красоту явлений жизни и испытать радость открытий.

Фет подробно изображает не сам цветок, а то впечатление и ощущение, которое оно вызывает. Эпитеты не столько характеризуют предмет, сколько выражают настроение поэта.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.
(«Осенняя роза»)
В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

(«Сентябрьская роза»)

Строчки наполнены оптимизма, построены на светлых мотивах и образах. Например, наперекор увядающей природе, утренним заморозкам, роза своим благоуханьем, своей царственной статью, веет весной, когда открывается мир любви, счастья, надежд. Может весна помогает поэту передать самое главное — радостное принятие окружающего мира, трепетный восторг, возможность сердцем прикоснуться к прекрасному. Фет называет розу царицей, широко используя прием олицетворения, одушевляет её, наделяет человеческими эмоциями: Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза…

Роза – постоянно возникающий образ в лирике Фета. В стихотворении «Роза» звучит гимн цветку, который олицетворяет необъяснимый, непонятный, благовонный мир любви. Никакая богиня не может поведать Земле того, что говорит ей этот цветок.

При чтении стихотворения мы в первую очередь воспринимаем атмосферу весны — счастливое пробуждение природы ( « трели мая », «в зелени берёза», «поёт пчела») и предчувствие любви ( «необъятный, непонятный, благовонный, благодатный мир любви передо мной»). Знакомые пейзажи поэт «оживляет» свежими красками, вкрапливая в

8

описание неожиданно яркие, зримые образы: «у пурпурной колыбели», « в зелени берёза», «яркий свиток», «воздух синь». Наблюдая за оживающей природой, поэт подчёркивает ещё раз мысль, что весна связана с мечтой о любви, а роза – символ любви. Эмоции восторга, вызванные приходом весны, пронизывают всё стихотворение.

Природа у Фета как бы растворяется в лирическом чувстве, служит средством его выражения :имаем атмосферу весны, «лени берёза»едь воспринимаем атмосферу весны, счастливое пробуждение природыать его удивительную неповторимость

Если радует утро тебя,

Если в пышную веришь примету,—

Хоть на время, на миг полюбя,

Подари эту розу поэту.

Хоть полюбишь кого, хоть снесешь

Не одну ты житейскую грозу,—

Но в стихе умиленном найдешь

Эту вечно душистую розу.

Это стихотворение написано 10 января 1887 года. Фет наслаждается чудесным запахом и гармоний форм чудесного цветка. Речь здесь идёт о человеческом чувстве – о любви, а мы знаем, что роза — символ любви. Поэт использует указательное местоимение эту, подчёркивая конкретность и точность детали – цветка. Стихотворение написано трёхсложным размером с ударением на 3-м слоге – анапест:

Если радует утро тебя

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

Повторы придают эмоциональную насыщенность:

Если радует ….если веришь…

Хоть на миг….. хоть кого

Эту розу…

сказал: « Фет сделал шаг в нашу сторону». Стихи отличаются музыкальной утончённостью, они плавны, певучи, мелодичны.

писал: «Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте, а остальное на заднем плане». Зоркость к красоте, умение увидеть и заставить увидеть проявляется в пейзажной лирике этого замечательного поэта. Фет видел прежде всего в простых явлениях природы.

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный,-

9

Не тебе песнь любви я пою,

А твоей красоте ненаглядной.

Про певца по зарям говорят,

Будто розу влюбленною трелью

Восхвалять неумолчно он рад

Над душистой ее колыбелью.

Но безмолвствует, пышно чиста,

Молодая владычица сада:

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо.

Мотив красоты — ведущий в поэзии Фета. Он дает ее почувствовать во всем: в колыхании трав, в дуновении ветра, в полете мотылька, в наступлении утра, во взгляде любимых глаз, в улыбке. Символом красоты в поэзии Фета является роза. Это цветок – совершенство. Поэт восторгается безупречной ее красотой и с радостью готов ею восхищаться.

Основной принцип композиции Фета – параллелизм в изображении природы и человека. То, что происходит в природе, то же происходит и в человеческой душе. Человеческое выражено в явлениях природы, а природное – на языке душевных переживаний. Стихотворение мелодично. Этому способствует особенная интонация, своеобразная фонетика ( гласных звуков больше, чем согласных) , ритм (слоги открытые), повторы, инверсии – всё это придаёт плавность и напевность стихотворению.

10

Заключение.

Мир цветов — мир красоты.

учит нас чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Она естественна и неисчерпаема. Она – источник культуры многих поколений. Нас радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек. Они останутся в мелодиях музыкантов, на полотнах художников и в стихах поэтов.

Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни. Когда мы обращаемся к цветам? Цветами встречают новорож­денных, с цветами дети впервые идут в школу. Цветы радуют лю­дей на свадьбе и в праздники. И до­ма, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы человеку: без их красоты беднее становится на­ша жизнь. Вероятно, поэтому многие поэты обращались к образам цветов. Замечательные строчки, посвященные цветам, зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота нас окружает. Чудесное — рядом, и мир прекрасен!

За нами шум и пыльные хвосты-

Всё улеглось! Одно осталось ясно —

Что мир устроен грозно и прекрасно,

Что легче там, где поле и цветы.

( Н. Рубцов)

11

Список литературы:

Фет дождь — Тула: Приокское книжное издательство,1983г. Фет , поэмы — М.: Художественная литература, 1980г. Григорьев поэзии XIX-XX веков – М.: Наука, 1985г. О поэтике – Литература в школе №8, 2000г.

12

Приложение.

Фета.

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей, весны!

Так дева в первый раз вздыхает,

О чём, неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Осенняя роза.

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

13

Сентябрьская роза.

За вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза

В день быстролетный сентября!

Перед порхающей синицей

В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой!

Роза

У пурпурной колыбели

Трели мая прозвенели,

Что весна опять пришла.

Гнется в зелени береза,

И тебе, царица роза,

Брачный гимн поет пчела.

Вижу, вижу! счастья сила

Яркий свиток твой раскрыла

И увлажила росой.

Необъятный, непонятный,

Благовонный, благодатный

Мир любви передо мной.

Если б движущий громами

Повелел между цветами

Цвесть нежнейшей из богинь,

14

Чтоб безмолвною красою

Звать к любви, когда весною

Темен лес и воздух синь,—

Ни Киприда и ни Геба,

Спрятав в сердце тайны неба

И с безмолвьем на челе,

В час блаженный расцветания

Больше страстного признанья

Не поведали б земле.

15

Источник