С какими основными свойствами операционных систем должны быть ознакомлены учащиеся

С какими основными свойствами операционных систем должны быть ознакомлены учащиеся thumbnail

• доставить простую линейную программу на языке машинных команд одного из учебных компьютеров («Нейман», «Кроха», «Малютка» и др.);

• *работатъ с сервисными программами: архиваторами, анти-вирусниками и др.;

• *с помощью системных средств управлять диалоговой средой операционной системы (оболочкой NC для MS-DOS, «Рабочим столом» для Windows).

Вопросы для самоконтроля и обсуждения к главе 9

1. Какие темы базового курса информатики относятся к содержательной линии компьютера?

2. С какой информацией может работать современный компьютер? Можно ли утверждать, что компьютер может работать с любой информацией, с которой имеет дело человек?

3. Зачем в ЭВМ используются два формата представления чисел: с фиксированной точкой и с плавающей точкой? Почему бы не ограничиться лишь одним «плавающим» форматом?

4. Как объяснить ученикам смысл терминов «фиксированная точка», «плавающая точка»?

5. Какие основные принципы организации таблиц символьной кодировки необходимо объяснить ученикам?

6. В чем различие между растровым и векторным представлением изображения? Какой способ является более универсальным?

7. Какое практическое значение может иметь для пользователя понимание принципов внутреннего представления изображения, выводимого на экран?

8. Придумайте рисунок (чертеж, схему и т. п.), поясняющий смысл процесса дискретизации для представления звука в памяти ЭВМ.

9. Есть ли аналогия между понятием архитектуры применительно к строительству и применительно к компьютерам? В чем она состоит?

10. Какие представления об устройстве и работе ЭВМ входят в понятие «архитектура», а какие — нет?

11. В чем суть методической идеи использования аналогии между человеком и компьютером при объяснении устройства ЭВМ?

12. Дан перечень различных носителей информации, используемых в ЭВМ: ОЗУ, ПЗУ, регистры процессора, магнитные ленты, магнитные диски, оптические диски. Расположите их в порядке возрастания информационной емкости носителя (в среднем); расположите их в порядке возрастания быстродействия (уменьшения времени чтения/записи).

13. Перечислите обязательный (минимальный) набор сведений, которые должны знать ученики об устройстве ПК.

14. Какие устройства входят в состав видеосистемы ПК? Какие количественные характеристики определяют качество работы видеосистемы ПК?

15. Дайте методическое обоснование применению моделей учебных компьютеров в базовом курсе информатики.

16. Какие общие сведения должны получить ученики, независимо от используемого типа учебного компьютера?

17. Предложите методический подход к раскрытию идеи единства аппаратного и программного обеспечения современного компьютера.

18. Почему знания о структуре и составе программного обеспечения ЭВМ являются необходимыми, базовыми?

19. Как объяснить ученикам, что такое прикладная программа?

20. С какими основными свойствами операционных систем в первую очередь должны быть ознакомлены ученики?

21. Какие первоначальные сведения о назначении систем программирования должны быть сообщены ученикам?

9.5. Лабораторный практикум

Тема «Компьютер»

Основные вопросы:

1. Цели и задачи изучения данной темы в базовом курсе информатики.

2. Роль и место учебного материала, посвященного устройству и принципам работы компьютера, в реализации общеобразовательного и мировоззренческого потенциала базового курса информатики.

3. Структура и содержание учебного материала по данной теме. Варианты построения учебного материала в различных школьных учебных пособиях по информатике.

4. Основные понятия, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении учебного материала.

5. Дидактическая целесообразность использования программных средств при изучении вопросов, связанных с устройством и принципами работы компьютера.

6. Методика формирования у учащихся представлений о программном обеспечении компьютера, его структуре и основных видах.

Занятие 1

Тема «Методика формирования представлений об основных устройствах компьютера, их функциях, взаимосвязи и принципах работы»

Задачи занятия:

1. Рассмотреть цели и задачи, определить роль и место учебного материала по вопросам, связанным с устройством и принципами работы компьютера в базовом курсе информатики.

2. Выявить базовые понятия учебного материала, определить этапы, формы и методы их формирования.

3. Определить методы, формы, средства и этапы изучения понятий, связанных с устройством компьютера и принципами его работы.

4. Определить логическую последовательность изучения базовых понятий.

5. Установить связи и отношения между выделенными понятиями. Способ организации занятия: практикум.

Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 5, 8, 9, 12, 13, 15, 18], программные средства [1, 2].

Предварительная подготовка студента к занятию

1. Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала.

2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала по устройству и принципам работы компьютера в программах базового курса информатики и провести сравнительный анализ их содержания и программно-методического обеспечения.

3. Составить терминологический словарь по базовым понятиям, связанным с устройством и принципами работы компьютера, разработать логико-структурную модель учебного материала.

4. Провести содержательный анализ учебного материала по устройству и принципам работы компьютера, представленного в школьных учебных пособиях по информатике.

План работы

1. Проанализировать учебные пособия с целью выявления методических особенностей введения основных понятий, связанных с устройством и принципами работы компьютера.

2. Построить логико-структурную модель учебного материала.

3. На основе анализа учебных пособий заполнить таблицу «Базовые понятия темы» (см. табл. 7.1).

4. Разработать тезаурус понятий учебного материала.

5. Выявить и предложить средства реализации внутрипредмет-ных и межпредметных иерархических связей в процессе обучения учащихся устройству и принципам работы компьютера.

6. На основе учебного материала заполнить таблицы «Базовые понятия» (см. табл. 7.1).

7. Обсуждение сообщений по данным табл. 7.2.

Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, выступление с сообщением, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос.

Занятие 2

Тема «Методические особенности изучения учащимися вопросов, связанных с представлением данных в компьютере»

Задачи занятия:

1. Рассмотреть цели и задачи изучения вопросов, связанных с представлением данных в компьютере, определить роль и место учебного материала в базовом курсе информатики.

2. Выявить базовые понятия учебного материала, определить этапы, формы и методы их формирования.

3. Определить методы, формы, средства и этапы изучения понятий, связанных с представлением данных в компьютере.

4. Определить логическую последовательность изучения базовых понятий учебного материала.

5. Установить связи и отношения между выделенными понятиями. Способ организации занятия: практикум.

Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 6, 8, 12, 13, 15, 19], программные средства [1, 2].

Читайте также:  Какое полезное ископаемое имеет свойства горючее тяжелее воды черного цвета

Предварительная подготовка студента к занятию

1. Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала.

2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала, связанного с представлением данных в компьютере, в программах базового курса информатики и провести сравнительный анализ их содержания и программно-методического обеспечения.

3. Составить терминологический словарь по базовым понятиям, связанным с представлением данных в компьютере, разработать логико-структурную модель учебного материала.

4. Провести содержательный анализ учебного материала, связанного с представлением данных в компьютере, в школьных учебных пособиях по информатике.

Ход работы

1. Построить логико-структурную модель учебного материала.

2. На основе анализа учебных пособий заполнить таблицу «Базовые понятия темы» (см. табл. 7.1).

3. Изучить программные средства учебного назначения, используемые в процессе обучения информатике для изучения способов представления в компьютере различных видов данных.

4. Выделить основные виды задач, используемых в процессе изучения учебного материала, связанного с представлением данных в компьютере.

5. Составить тематическое и поурочное планирование учебного материала и представить результаты в табл. 7.3.

Занятие 3

Тема «Методика формирования у учащихся представлений о программном обеспечении компьютера»

Задачи занятия:

1. Рассмотреть цели и задачи изучения различных видов программного обеспечения компьютера, определить роль и место учебного материала в базовом курсе информатики.

2. Выявить основные виды программного обеспечения компьютера для организации изучения в базовом курсе информатики.

3. Определить методы, формы, средства и этапы изучения основных видов прикладного программного обеспечения компьютера.

4. Выявить методические особенности формирования представлений учащихся о системах программирования и основных функциях операционной системы.

5. Установить связи и отношения между выделенными понятиями.

Способ организации занятия: практикум.

Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [6, 8, 9, 12, 13, 15], программные средства [3].

Предварительная подготовка студента к занятию

1. Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала.

2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала, связанного с программным обеспечением компьютера, в программах базового курса информатики и провести сравнительный анализ их содержания и программно-методического обеспечения.

3. Составить терминологический словарь по базовым понятиям, связанным с прикладным программным обеспечением компьютера, системами программирования и операционными системами; разработать логико-структурную модель учебного материала.

4. Провести содержательный анализ учебного материала в школьных учебных пособиях по информатике.

Ход работы

Источник

Свойства операционной системы

Свойства операционной системы, прежде всего, вытекают из требований предъявляемых к ним, таких как:

Надежность.Операционная система должна быть надежной, как и аппаратура, с которой она взаимодействует. Она должна иметь возможность определения и диагностирования собственных ошибок, а также восстановления работоспособности компьютера после большинства характерных ошибок, происходящих по вине пользователя. Кроме того, ОС должна минимизировать вред, который пользователь может причинить системе своими неправильными действиями.

Защита программ и данных.Операционная система должна защищать выполняемые программы и данные от взаимного влияния их друг на друга.

Предсказуемость.Операционная система должна отвечать на запросы пользователя предсказуемым образом. Результаты выполнения любых команд пользователя должны быть одними и теми же, вне зависимости от последовательности, в которой эти команды посылаются на исполнение.

Удобство. Операционная система должна облегчать работу пользователю, освобождая его от задач по управлению ресурсами ЭВМ и распределению их между программами. Система должна быть спроектирована с учетом основных факторов человеческой психологии.

Эффективность.При распределении ресурсов операционная система должна использовать минимум системных ресурсов для собственных нужд, максимально предоставляя их выполняющимся задачам (программам) пользователя.

Гибкость.ОС должна позволять увеличивать или уменьшать используемые аппаратные ресурсы для того, чтобы улучшать эффективность и скорость работы программ.

Модифицируемость.ОС должна иметь возможность добавления новых функциональных модулей, появляющихся в процессе ее совершенствования.

Ясность.Пользователь может оставаться в неведении относительно механизма внутренних операций ОС, но в то же время должен иметь возможность получения полного отчета о ходе их выполнения Информатика: учебник. Курносов А.П., Кулев С.А., Улезько А.В. и др.; Под ред. А.П. Курносова, стр. 126..

Состав операционной системы и назначение компонент

Важнейшим достоинством большинства ОС является модульность.Это свойство позволяет объединить в каждом модуле определенные логически связанные группы функций. Если возникает необходимость в замене или расширении такой группы функций, это можно сделать путем замены или модификации лишь одного модуля, а не всей системы.

Большинство ОС состоит из следующих основных модулей: базовая система ввода-вывода (BIOS — Basic Input Output System); загрузчик операционной системы (Boot Record); ядро ОС; драйверы устройств; командный процессор; внешние команды (файлы).

Базовая система ввода-вывода (BIOS)- это набор микропрограмм, реализующих основные низкоуровневые (элементарные) операции ввода-вывода. Они хранятся в ПЗУ компьютера и записываются туда при изготовлении материнской платы. Данная система, по сути, «встроена» в компьютер и является одновременно его аппаратной частью и частью операционной системы.

Первая функция BIOS — автоматическое тестирование основных компонентов компьютера при его включении. При обнаружении ошибки на экран выводится соответствующее сообщение и / или выдается звуковой сигнал.

Далее BIOS осуществляет вызов блока начальной загрузки операционной системы, находящейся на диске (эта операция выполняется сразу по окончании тестирования). Загрузив в ОЗУ этот блок, BIOS передает ему управление, а он в свою очередь загружает другие модули ОС.

Еще одна важная функция BIOS — обслуживание прерываний. При возникновении определенных событий (нажатие клавиши на клавиатуре, щелчок мыши, ошибка в программе и т.д.) вызывается одна из стандартных подпрограмм BIOS по обработке возникшей ситуации.

Загрузчик операционной системы- это короткая программа, находящаяся в первом секторе любого загрузочного диска (дискеты или диска с операционной системой). Функция этой программы заключается в считывании в память основных дисковых файлов ОС и передаче им дальнейшего управления ЭВМ.

ЯдроОС реализует основные высокоуровневые услуги, загружается в ОЗУ и остается в ней постоянно. В ядре ОС выделяют несколько подсистем, каждая из которых отвечает за выполнение той или иной задачи:

— файловая система (отвечает за размещение информации на устройствах хранения);

— система управления памятью (размещает программы в памяти);

— система управления программами (осуществляет запуск и выполнение программ);

— система связи с драйверами устройств (отвечает за взаимодействие с внешними устройствами);

— система обработки ошибок;

— служба времени (предоставляет всем программам информацию о системном времени).

Читайте также:  В каком классе изучают свойства степеней

Модуль расширения BIOS придает гибкость операционной системе, позволяя добавлять драйверы, обслуживающие дополнительные устройства.

Драйверытребуются в тех случаях, когда обмен информацией с устройствами должен происходить иначе, чем определено в BIOS. Драйверы устройств — это программы, управляющие работой внешних (периферийных) устройств на физическом уровне. Они дополняют систему ввода-вывода ОС и обеспечивают обслуживание новых устройств или нестандартное использование имеющихся. Они передают или принимают данные от аппаратуры и делают пользовательские программы независимыми от ее особенностей.

Драйверы загружаются в память компьютера при загрузке операционной системы; необходимость и порядок их загрузки указываются в специальных файлах конфигурации. Такая схема облегчает подключение к машине новых устройств и позволяет делать это, не затрагивая системные файлы ОС.

Командный процессор — этопрограмма, функции которой заключаются в следующем:

— прием и синтаксический разбор команд, полученных с клавиатуры или из командного файла;

— исполнение внутренних команд операционной системы;

— загрузка и исполнение внешних команд (реализованных в виде самостоятельных программ) операционной системы и прикладных программ пользователя (файлы с расширением СОМ, ЕХЕ или ВАТ).

Некоторые стандартные команды (TYPE, DIR и другие) командный процессор выполняет сам. Такие команды называются внутренними(как правило, это основные команды работы с файлами и каталогами). Для выполнения внешних команд пользователя командный процессор ищет на дисках программу с соответствующим именем и расширением СОМ, ЕХЕ (например, FORMAT.COM), и если находит ее, то загружает в память и передает ей управление. По окончании работы программы командный процессор удаляет ее из памяти. Таким образом, внешние команды ОС-это программы, поставляемые вместе с операционной системой в виде отдельных файлов.

В функции командного процессора входит также исполнение командных файлов (это текстовые файлы с набором команд и расширением ВАТ). Когда в качестве команды задается имя такого файла, командный процессор начинает последовательно читать и интерпретировать содержащиеся в нем строки, каждая из которых может содержать одну команду, метку или комментарий. Если в очередной строке стоит команда, осуществляющая вызов какой-то программы, выполнение командного файла приостанавливается и начинается работа вызванной программы. После ее завершения происходит выполнение следующей команды командного файла Информатика: учебник. Курносов А.П., Кулев С.А., Улезько А.В. и др.; Под ред. А.П. Курносова, стр. 131..

Источник

Краткое описание документа:

Программами для общеобразовательных учебных заведений по дисциплине «Информатика» предусмотрено, что в зависимости от типа компьютерной техники и программного обеспечения, учитель может самостоятельно выбирать методические пути решения образовательных задач курса. И в соответствии с выбранной методикой изучения курса учитель может выбирать подходящие учебные пособия и дидактическое обеспечение. Обычно знакомство с операционной системой происходит на примере конкретной операционной системы, используемой в классе. Наиболее распространенными являются операционные системы: MS-DOS, версии Windows, Linux. Учебно-методической литературы и электронных обучающих программ об операционных системах и их приложениях достаточно много и выбрать оптимальную достаточно сложно.

Основная задача школьного курса информатики состоит в подготовке школьников как квалифицированных пользователей персональных компьютеров. При этом большое внимание следует уделять теме «Программное обеспечение. Операционные системы». Научить работать на компьютере – это значит, прежде всего, научить взаимодействовать с операционной системой. Обычно пользователь, привыкший работать в какой-то определенной программой среде, сталкиваясь с незнакомой и непривычной ему обстановкой на экране, испытывает растерянность. Важно дать обучаемому не просто определенную сумму знаний работы с операционной системой, а развить его мышление и научить ориентироваться в любой ситуации, в том числе и новой для него. Ведь в условиях стремительного развития вычислительной техники и программного обеспечения знания, полученные вчера, завтра становятся устаревшими. Обучаемый на основе своих знаний сам должен уметь сформулировать последовательность действий в той или иной ситуации. Необходимо выработать у учащихся навыкиприменения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.

Общие вопросы методики преподавания информатики и ИКТ в школе

1. Место курса информатики в учебном плане школы. Базисный учебный план

В 2004 году был принят новый базисный учебный план и федеральный компонент образовательного стандарта по информатике и ИКТ. Изменилось название предмета информатики на «Информатика и ИКТ». В 3-4 классах этот предмет вводится как учебный модуль предмета «Технология». Включение такого модуля направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности учащихся. Однако в 1-2 классах информатику можно изучать за счёт часов «Технология» или за счёт компонента образовательного учреждения (для теоретической части). В 5-7 классах информатику можно изучать за счёт регионального и школьного компонентов, что делает курс информатики непрерывным. В основной школе информатика изучается за счёт федерального компонента: 1 час в неделю в 8 классе и 2 часа – в 9 классе. В 9 классе информатику можно изучать дополнительно ещё 1 час как предпрофильное обучение за счёт одного часа предмета «Технология», передаваемого в компонент образовательного учреждения. В старшей школе вводится профильное обучение, и информатика может быть представлена в выбранных профилях на одном из двух уровней – базовом или профильном. Базовый уровень ориентирован на формирование общей культуры в области информатики. Профильный уровень выбирается исходя из потребностей учащихся, и ориентирован на подготовку к последующей профессиональной деятельности или к профессиональному образованию. Число часов на информатику в различных классах может быть расширено за счёт регионального компонента. В старшей школе увеличить число часов можно за счёт школьного компонента путем введения обязательных курсов по выбору (так называемых элективных курсов). Универсальное (непрофильное) обучение в старшей школе включает предмет «Информатика и ИКТ» как базовый общеобразовательный предмет и изучается на базовом уровне в 10 и 11 классах по 1 часу в неделю. Для различных профилей в старшей школе возможно увеличение часов до 6 в неделю за счёт регионального компонента и элективных курсов.

2. Структура и цели изучения информатики и ИКТ в школе

Решением коллегии Минобразования России было предложено использовать 3-х этапную структуру курса информатики средней школы с распределёнными целевыми установками:

Первый этап (1-6 кл.) – пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров на уроках математики, русского языка и других предметов.

Читайте также:  Какое свойство не является общим для всех щелочноземельных металлов

Второй этап (7-9 кл.) – базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки по информатике. Он направлен на овладение методами и средствами информационных технологий решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Третий этап (10-11 кл.) – продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объёму и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

В структуре школьной информатики выделяют 4 раздела:

Программное или математическое обеспечение, которое включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения информационной, обучающей и управляющей систем средней школы.

Техническое обеспечение, которое включает в себя определение параметров оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники, обоснование экономически целесообразного выбора компьютерных средств сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение включает в себя вопросы разработки учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики, а также по смежным предметам, использующим информационно-коммуникационные технологии.

Организационное обеспечение рассматривает вопросы внедрения новых информационно-коммуникационных технологий учебного процесса, подготовки педагогических программных средств, подготовки и переподготовки преподавательских кадров в современных условиях информатизации образования.

3. Стандарт образования по информатике

Государственный образовательный стандарт содержит нормы и требования, определяющие: обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объём учебной нагрузки учащихся; уровень подготовки выпускников образовательных учреждений; основные требования к обеспечению образовательного процесса. Назначение образовательного стандарта состоит в том, что он призван: обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования; сохранить единство образовательного пространства; защитить обучающихся от перегрузок и сохранить их психическое и физическое здоровье; установить преемственность образовательных программ на разных ступенях образования; предоставить право гражданам на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.

Образовательный стандарт по информатике и ИКТ является нормативным документом, определяющим требования: к месту курса информатики в учебном плане школы; к содержанию курса информатики в виде обязательного минимума содержания образования; к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к ЗУНам и научным представлениям; к технологии и средствам проверки и оценки достижения школьниками требований образовательного стандарта.

Изучение информатики и информационно- коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к информации.

4. Обязательный минимум содержания основныхобразовательных программ

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Информационные процессы в обществе

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация. Информационная безопасность, информационная этика и право.

Информационные технологии

Основные устройства ИКТ. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителей информации, расходные материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Создание и обработка информационных объектов Тексты

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Базы данных

Поиск в готовой базе. Создание записей в базы данных.

5. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать: виды информационных процессов, примеры источников и приёмников информации; единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; программный принцип работы компьютера; назначение и функции используемых ИКТ;

уметь: выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимой для хранения информации, скорость передачи информации; создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать записи в базе данных; создавать презентации на основе шаблонов; искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ.

В Приложении подробно рассматриваются особенности изучения программного обеспечения и операционных систем в школьном курсе информатики.

Источник