Какое значение содержится в окончании

Какое значение содержится в окончании thumbnail

1. Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание часто называют изменяемой частью слова.

Ср.: книга – книги – книгу.

Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

2. Окончания выражают грамматические значения:

  • рода, числа, падежа – у существительных (книга – окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большая книга – окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книга – окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моя книга – окончание —я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одна книга – окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);

  • падежа – у некоторых местоимений (нет кого – окончание —ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти – окончание —и указывает на родительный падеж);

  • лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю – окончание —ю указывает на 1 лицо, единственное число);

  • рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читала – окончание —а указывает на женский род, единственное число).

3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.

Нет ножа, резать ножом.

  • Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож□ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.

  • Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:

  • у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);

    Стол□, дочь□.

  • у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;

    Нет сил, нет дел, нет солдат.

  • у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;

    Весел, счастлив.

  • у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;

    Читал, пел.

  • у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий.

    Лисий□, волчий□.

Обратите внимание!

1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склонения и 2 склонения – армий□, предгорий□, блюдец□. Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единственного числа.

Так, существительное армия [а́рм’иjь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми[ j ]ю, арми[ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] – часть основы, ведь окончание – изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий), а в других формах он не получает специального обозначения.

В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е).

Ср.: предгорье [пр’иэдго́р’jь] – предгорий [пр’иэдго́р’иj]; блюдце [бл’у́тцъ] – блюдец [бл’у́дьц].

2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: синий – синего). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде – [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь.

Ср.: волчий – волчь[ j ]его, лисий – лись[ j ]его.

4. Окончание обычно находится в конце слова.

Читайте также:  Селен в каких продуктах содержится таблица

Исключения составляют:

  • окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);

    Учится, учащийся, идёмте, кого-то, кого-либо, кого-нибудь.

  • окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.

    В трёхстах, нет пятидесяти.

Обратите внимание!

Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень), служебные части (под, и, будто, не), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!

Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

5. Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.

  • Чтобы выделить основу, надо отделить окончание.

    Землёй – земл-ёй, основа земл-; несу – нес-у, основа нес-.

  • Значок основы – квадратная скобка снизу: Основа слова

  • Основа слова может быть равна корню.

    Жёлтый.

  • Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы.

    Желт-изн-а, по-желт-е-ет.

6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться.

Например: лист□ и листь[ j ]-я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j-. Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.

Ср.: жд-а-ть и жд-у – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс —а); чит-а-ть – чит-аj-ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай).

Обратите внимание!

1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (армия, сандалия, революция и др.) и среднего рода с финалью -ие (бытие, напряжение, возмездие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных.

Ср.: арми-я, арми-и, арми-ей; быти-е, быти-я, быти-ем.

2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетарий, санаторий, край и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра[ j ]-я, кра[ j ]-ю, кра[ j ]-ем. В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).

Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единственном числе, как и другие (стол□, конь□ и подоб.), имеют нулевое окончание:

край□, пролетарий□, санаторий□.

7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной.

Какого-то – окончание —ого, основа как.. то; учится – окончание —ит, основа уч..ся.

  • Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).

  • Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.

    Записа-ть, записал-а, запиш-у.

  • Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.

    Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал-а, надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы —ть: записа-.

Обратите внимание!

1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов (-л – в прошедшем времени, -и – в повелительном наклонении).

2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.

3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме – единственное число, именительный падеж, ср.: сын□/сыновья – основа слова (для словообразования) – сын-.

Читайте также:  В каких продуктах содержится кислород список продуктов

4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.

Упражнения Упражнения к теме «2.9. Основа и окончание»

Читайте также другие темы раздела 2 «Морфемика. Словообразование. Орфография»:

  • 2.1. Состав слова
  • 2.2. Корень слова
  • 2.3. Правописание гласных в корне
  • 2.4. Правописание согласных в корне
  • 2.5. Приставки
  • 2.6. Правописание приставок
  • 2.7. Суффиксы. Постфиксы
  • 2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах
  • 2.9. Основа и окончание
  • 2.10. Словообразование. Основные понятия
  • 2.11. Основные способы словообразования
  • 2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
  • 2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
  • 2.14. Слитное и дефисное написание сложных слов
  • 2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Источник

Îêîí÷àíèå èëè ôëåêñèÿ (ëàò. flixio – ñãèáàíèå) – ýòî çíà÷èìàÿ ÷àñòü ñëîâà, êîòîðàÿ èçìåíÿåòñÿ è ÿâëÿåòñÿ ôîðìîîáðàçóþùåé. Îêîí÷àíèå ñëóæèò äëÿ ñâÿçè ñëîâ â ïðåäëîæåíèè èëè ñëîâîñî÷åòàíèè è óêàçûâàåò íà îòíîøåíèÿ ìåæäó ñëîâàìè, âûðàæàÿ ãðàììàòè÷åñêîå çíà÷åíèå.

Ãðàììàòè÷åñêîå çíà÷åíèå îêîí÷àíèé ðàçíûõ ÷àñòåé ðå÷è.

  1. Èìÿ ñóùåñòâèòåëüíîå. Îêîí÷àíèÿ ñóùåñòâèòåëüíûõ óêàçûâàþò íà èõ ïàäåæ è ÷èñëî:

    ðåêà – ðåêè – ðåêàì
     

  2. Èìÿ ïðèëàãàòåëüíîå. Îêîí÷àíèÿ èì¸í ïðèëàãàòåëüíûõ óêàçûâàþò íà èõ ÷èñëî è ïàäåæ è ðîä:

    êðàñèâûé – êðàñèâàÿ – êðàñèâûõ
     

  3. Èìÿ ÷èñëèòåëüíîå. Îêîí÷àíèÿ èì¸í ÷èñëèòåëüíûõ óêàçûâàþò íà èõ ïàäåæ è ÷èñëî:

    âòîðîé – âòîðîãî – âòîðûõ
     

  4. Ãëàãîë. Îêîí÷àíèÿ ãëàãîëîâ íàñòîÿùåãî è áóäóùåãî âðåìåíè óêàçûâàþò íà ëèöî è ÷èñëî:

    ÷èòàþò – ÷èòàåò

    Îêîí÷àíèÿ ãëàãîëîâ ïðîøåäøåãî âðåìåíè óêàçûâàþò íà èõ ÷èñëî, ëèöî è ðîä:

    Ñìîòðåë – ñìîòðåëè – ñìîòðåëî – ñìîòðåëà
     

  5. Ìåñòîèìåíèå. Îêîí÷àíèÿ ìåñòîèìåíèé óêàçûâàþò ïðåæäå âñåãî íà ïàäåæ, çàòåì íà ÷èñëî è ðîä, åñëè îíè åñòü:

    îí – åãî
    ñâîé – ñâîåãî – ñâîåé – ñâîèõ

     

  6. Ïðè÷àñòèå. Îêîí÷àíèÿ ïðè÷àñòèé óêàçûâàþò íà ÷èñëî, ðîä è ïàäåæ:

    ïðî÷èòàííûé – ïðî÷èòàííàÿ – ïðî÷èòàííûõ

Îêîí÷àíèå – ýòî èñêëþ÷èòåëüíî ôîðìîîáðàçóþùàÿ ìîðôåìà, êîòîðàÿ íå ïðèäàåò ñëîâó íèêàêèõ äîïîëíèòåëüíûõ çíà÷åíèé.
 

Îêîí÷àíèÿ áûâàþò ìàòåðèàëüíî âûðàæåííûìè è íóëåâûìè.
 

Íóëåâîå îêîí÷àíèå – ýòî îêîí÷àíèå èçìåíÿåìûõ ñëîâ, êîòîðîå íå âûðàæàåòñÿ çâóêàìè ïðè ïðîèçíîøåíèè è áóêâàìè íà ïèñüìå, íî ïðè ýòîì ïåðåäàåò îïðåäåëåííîå ãðàììàòè÷åñêîå çíà÷åíèå. Íóëåâîå îêîí÷àíèå ìîæåò áûòü ïîêàçàòåëåì îïðåäåëåííîãî ðîäà èëè ïàäåæà, íàïðèìåð:

  • Èìåíèòåëüíûé è âèíèòåëüíûé ïàäåæ ñóùåñòâèòåëüíûõ æ.ð. 3 ñêëîíåíèÿ â åäèíñòâåííîì ÷èñëå: äî÷ü, ïå÷ü, ìàòü, ðîæü;
  • Èìåíèòåëüíûé ïàäåæ ñóùåñòâèòåëüíûõ ì.ð. 2 ñêëîíåíèÿ åä.÷. (äëÿ íåîäóøåâëåííûõ – èìåíèòåëüíûé è âèíèòåëüíûé ïàäåæ): äðóã, ñòóë, êàìûø;
  • Ðîäèòåëüíûé ïàäåæ ñóùåñòâèòåëüíûõ ðàçíûõ ðîäîâ ìí.÷.: ñòðàí, ñîëäàò, îêîí;
  • Êðàòêèå ôîðìû åä.÷. ì.ð. ïðèëàãàòåëüíûõ è ïðè÷àñòèé: âåñåë, ïðî÷èòàí, äîáð.
  • Èìåíèòåëüíûé ïàäåæ ïðèòÿæàòåëüíûõ ïðèëàãàòåëüíûõ ì.ð. åä.÷.: áðàòîâ, ìàìèí, ëèñèé;
  • Ïîâåëèòåëüíîå íàêëîíåíèå ãëàãîëîâ â åä.÷.: ñìîòðè, ó÷è, áäè;
  • Èçúÿâèòåëüíîå è ñîñëàãàòåëüíîå íàêëîíåíèå ãëàãîëîâ åä.÷. ì.ð.: ïèñàë – ïèñàë áû; ñìîòðåë – ñìîòðåë áû; õîäèë – õîäèë áû.

Ñóùåñòâóþò íåèçìåíÿåìûå ñëîâà è ôîðìû ñëîâ, êîòîðûå íå èìåþò îêîí÷àíèé è ñèñòåìû ãðàììàòè÷åñêèõ ñâîéñòâ. Ê òàêèì ñëîâàì è ôîðìàì îòíîñÿòñÿ:
 

— íåñêëîíÿåìûå ñóùåñòâèòåëüíûå, ÷àùå èíîñòðàííîãî ïðîèñõîæäåíèÿ: òàêñè, ïàëüòî

— ïðèòÿæàòåëüíûå ìåñòîèìåíèÿ, êîòîðûå îáîçíà÷àþò ïðèíàäëåæíîñòü òðåòüåìó ëèöó: å¸, åãî, èõ

— äååïðè÷àñòèÿ

— íåñêëîíÿåìûå ïðèëàãàòåëüíûå: áîðäî, õàêè

— íàðå÷èÿ

— ôîðìû ïðîñòîé ñðàâíèòåëüíîé ñòåïåíè: äîáðåå, âûøå, êðàñèâåå

— ñëóæåáíûå ÷àñòè ðå÷è

— ñëîâà çâóêîïîäðàæàíèÿ

— ìåæäîìåòèÿ

Òàêèå ñëîâà èìåþò ñâÿçè ñ äðóãèìè ñëîâàìè ñ ïîìîùüþ ñìûñëîâûõ îòíîøåíèé, à íóëåâîå îêîí÷àíèå íèêàê íå îáîçíà÷àåòñÿ íà ïèñüìå. 

  

Ðóññêèé ÿçûê è ëèòåðàòóðà 4,5,6,7,8,9,10,11 êëàññ, ÅÃÝ, ÃÈÀ

Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî ðóññêîìó ÿçûêó äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ
Ðóññêèé ÿçûê è ëèòåðàòóðà 4,5,6,7,8,9,10,11 êëàññ, ÅÃÝ, ÃÈÀ
Читайте также:  В каких препаратах содержится трамадол
  

Ðóññêèé ÿçûê. ×àñòè ðå÷è.

×àñòü ðå÷è – êàòåãîðèÿ åäèíèöû ÿçûêà, êîòîðàÿ îïðåäåëÿåòñÿ ñèíòàêñè÷åñêèìè è ìîðôîëîãè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè.
Ðóññêèé ÿçûê. ×àñòè ðå÷è.
  

Èìÿ ÷èñëèòåëüíîå â ðóññêîì ÿçûêå.

Èìÿ ÷èñëèòåëüíîå â ðóññêîì ÿçûêå – ýòî ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ÷àñòü ðå÷è, êîòîðàÿ óêàçûâàåò íà êîëè÷åñòâî ïðåäìåòîâ
Èìÿ ÷èñëèòåëüíîå â ðóññêîì ÿçûêå.

Источник

Окончания — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы в соста­ве суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных, при­ча­стий и лич­ных форм гла­го­лов.

Грамматические признаки окончания

Окончания, или флек­сии (лат. flexio — сги­ба­ние, пере­ход), — это слу­жеб­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или после суф­фик­са, напри­мер:

  • дорога;
  • длинная;
  • твоя;
  • первый;
  • при­писываю;

Окончания выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние рода, чис­ла, паде­жа у имен­ных частей речи,

лица и чис­ла у гла­го­лов:

  • хороший (м. р.), хорошая (ж. р.), хорошее (ср. р.), хорошие (мн. ч.);
  • дерево (и. п.), мимо дерева (р. п.), к дереву (д. п.) и т. д.;
  • два­дцатый (им. п. ед.ч.), два­дцатого (р. п. ед. ч.), о два­дцатом (п. п. ед. ч.);
  • твой    твоего, твоему, твоим, о твоём;
  • пры­гаю (1 лицо ед. ч.), пры­гаешь (2 лицо ед. ч.), пры­гаете (2 л. мн. ч.).

Окончания слу­жат для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии:

  • красный флаг;
  • красная полос­ка;
  • красное заре­во;
  • красные огонь­ки.

Они оста­но­ви­лись на пере­крёст­ке: горел крас­ный свет (Анатолий рыба­ков. Страх).

Суммируем все выше­ска­зан­ное и дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое окон­ча­ния в рус­ском язы­ке.

Окончания — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или суф­фик­са, выра­жа­ю­щие раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и слу­жа­щие для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии.

Как определить окончание в слове?

Чтобы най­ти окон­ча­ние, нуж­но изме­нить сло­во: про­скло­нять или про­спря­гать. Та часть сло­ва, кото­рая изме­ня­ет­ся, и будет являть­ся его окон­ча­ни­ем.

Например: опре­де­лим окон­ча­ние у суще­стви­тель­но­го «кра­со­та», изме­нив его по паде­жам:

  • р. п. нет (чего?) кра­соты;
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к кра­соте;
  • в. п. вижу (что?) кра­соту  и т. п.

Очевидно, что в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ни­ем явля­ет­ся мор­фе­ма :

красота — корень/суффикс/окончание.

У неко­то­рых слож­ных суще­стви­тель­ных и чис­ли­тель­ных суще­ству­ет несколь­ко окон­ча­ний:

  • счет    -фак­тура — чего? счёта — фак­туры, чему? счёту-фак­туре, о чём? о счёте-фак­туре;
  • триста — трёхсот    , трёмстам, тремястами, о трёхстах.

Нулевое окончание

У ряда слов име­ет­ся нуле­вое окон­ча­ние, мате­ри­аль­но не выра­жен­ное бук­ва­ми или зву­ка­ми, напри­мер:

  • маль­чик    ;
  • речь    ;
  • мой    ;
  • тёмен    ;
  • окру­жён    .

Чтобы выявить нуле­вое окон­ча­ние, изме­ня­ем сло­во по паде­жам или чис­лам:

  • лицо (кого?) маль­чика;
  • иду (к кому?) к маль­чику;
  • наши маль­чики.

В падеж­ных фор­мах нуле­вое окон­ча­ние про­яв­ля­ет­ся в виде букв. Значит, в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа сло­ва «маль­чик» обо­зна­чим его квад­ра­ти­ком в кон­це.

Слова, не имеющие окончаний

В поис­ках окон­ча­ния будем иметь в виду, что эту мор­фе­му в сво­ем соста­ве име­ют толь­ко изме­ня­е­мые сло­ва. У неиз­ме­ня­е­мых слов и форм слов окон­ча­ний не быва­ет. Не име­ют флек­сий сле­ду­ю­щие части речи и фор­мы слов:

1. нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные

  • паль­то — корень;
  • дра­же — корень;
  • али­би — корень;
  • так­си — корень;

2. нескло­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные

  • рука­ва реглан;
  • цвет хаки;
  • час пик;
  • юбка мак­си;

3. наре­чия

  • когда — корень;
  • отве­тить быстро — корень/суффикс;
  • бежать вприпрыжку — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • одеть­ся по—зимнему  — приставка/корень/суффикс/ суф­фикс;

4.  фор­мы про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наре­чий

  • кни­га (како­ва?) инте­рес­нее филь­ма (инте­реснее — корень/суффикс/суффикс);
  • мёд (каков?) сла­ще саха­ра (слаще — корень/суффикс);
  • сде­лать гро­мче — корень/суффикс;
  • выгля­деть веселее — корень/суффикс;

5. дее­при­ча­стия

  • убегая — приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • прочитав — приставка/корень/суффикс/суффикс.

Вывод

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить окон­ча­ние в сло­ве, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. опре­де­лим часть речи иссле­ду­е­мо­го сло­ва;
  2. выяс­ним, изме­ня­ет­ся сло­во или нет;
  3. изме­ним сло­во по паде­жам, родам, чис­лам или лицам;
  4. срав­нив фор­мы сло­ва, выде­лим в нем окон­ча­ние.

Видеоурок

Какое значение содержится в окончании

Источник