Какое свойство живых организмов позволяет им реагировать на действия

ВИДЕОУРОК

Биологическая система

– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.

Признаки биологических систем

– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:

1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.

2. Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.

4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией. 
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток. 
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.

7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить. 
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).

8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования. 
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.

9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д. 
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.

11. Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно – этофотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии).

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 1.

1! Из клеток состоят:

а) растения

б) грибы

в) люди

г) горные породы

2! Питание – это поступление в организм:

а) воды

б) любых веществ

в) веществ, необходимых для роста

г) веществ, необходимых для жизни

3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:

а) дыхания

б) выделения

в) питания

г) движения

4! В течение всей жизни растут:

а) люди

б) животные

в) грибы

г) растения

5! Найдите верные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) животные растут всю жизнь

в) животные двигаются всю жизнь

г) растения выделяют кислород

6! О развитии можно говорить, если:

а) семя превратилось в растение

б) щенок вырос в собаку

в) листья повернулись к свету

г) маленькое дерево стало большим

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 2.

1! Внутри много маленьких клеток у:

а) кошки

б) рябины

в) змеи

г) телевизора

2! Благодаря пище живые организмы получают:

а) энергию для жизни

б) вещества для «строительства» тела

в) вещества для «ремонта» тела

г) только вещества, необходимые для роста

3!* Ответные действия называют:

а) дыханием  

б) реакцией

в) движением

г) раздражимостью

4! Найдите верные утверждения:

а) все живые организмы состоят из клеток

б) растения питаются готовыми органическими веществами

в) все живые организмы размножаются

г) основной источник кислорода на Земле – растения

5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:

а) им нужно больше пищи

б) им нужно больше энергии

в) они должны свою пищу поймать или найти

г) они состоят из клеток и размножаются

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 3.

1! Из невидимых глазом клеток построены:

а) Луна

б) ваши родители

в) кочан капусты

г) деревянная скамейка

2!* Живые организмы получают энергию благодаря:

а) питанию  

б) движению

в) дыханию

г) выделению

3! Двигаться могут:

а) микробы  

б) растения

в) животные

г) только листья растений

4! Найдите ошибочные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) животные растут всю жизнь

Читайте также:  Какие свойства почв зависят от количества гумуса

в) животные двигаются все время

г) растения выделяют кислород

5! Выделение помогает организму избавиться от:

а) лишних питательных веществ

б) ядовитых веществ

в) непереваренных веществ

г) лишней энергии

6. Найдите верные утверждения:

а) если двигается, то живое

б) дышат только животные

в) к выделению отходов способны только животные

г) если размножается, то живое

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 4.

1! Из клеток состоят:

а) горные породы

б) растения

в) люди

г) грибы  

2! Питание – это поступление в организм:

а) веществ, необходимых для жизни

б) веществ, необходимых для роста

в) любых веществ

г) воды   

3. Ядовитые, ненужные и лишние вещества организмы удаляют с помощью:

а) выделения  

б) дыхания

в) питания

г) движения

4! В течение всей жизни растут:

а) грибы  

б) животные

в) люди

г) деревья

5! Найдите верные утверждения:

а) бактерии состоят из одной клетки

б) растения выделяют кислород

в) дышат только грибы

г) животные растут всю жизнь

6! О развитии можно говорить, если:

а) маленькое дерево стало большим

б) семя превратилось в растение

в) листья повернулись к свету

г) щенок вырос в собаку

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 5.

1! Внутри много маленьких клеток у:

а) окуня  

б) рябины

в) телевизора

г) змеи

2! Благодаря пище живые организмы получают:

а) только вещества, необходимые для роста

б) энергию для жизни

в) вещества для «ремонта» тела

г) вещества для «строительства» тела

3!* Ответные действия называют:

а) реакцией  

б) движением

в) раздражимостью

г) дыханием

4! Найдите верные утверждения:

а) растения питаются готовыми органическими веществами

б) все живые организмы размножаются

в) все живые организмы состоят из клеток

г) основной источник кислорода на Земле – растения

5. Животные больше двигаются чем растения потому, что:

а) им нужно больше пищи

б) они должны свою пищу поймать или найти

в) они состоят из клеток и размножаются

г) им нужно больше энергии

Тест № 1 по теме: «Основные свойства живого»

Вариант 6.

1! Из невидимых глазом клеток построены:

а) ваши родители  

б) Луна

в) клубень картофеля

г) волк

2!* Живые организмы получают энергию благодаря:

а) питанию

б) дыханию

в) движению

г) выделению

3! Двигаться могут:

а) растения

б) только листья растений

в) насекомые

г) бактерии

4! Найдите ошибочные утверждения:

а) животные растут всю жизнь

б) бактерии состоят из одной клетки

в) растения выделяют кислород

г) вирусы имеют клеточное строение

5! Выделение помогает организму избавиться от:

а) непереваренных веществ

б) лишней энергии

в) лишних питательных веществ

г) ядовитых веществ

6. Найдите верные утверждения:

а) клетки растений имеют ядро

б) дышат только животные

в) к выделению отходов способны только животные

г) грибы способны активно передвигаться

Ответы:

вариант

1

2

3

4

5

6

в-1

а, б, в

в, г

б

в, г

а, г

а, б

в-2

а, б, в

а, б, в

б, г

а, в, г

в

в-3

б, в, г

а, в

а, б, в

б, в

б, в

г

в-4

б, в, г

а, б

а

а, г

а, б

б, г

в-5

а, б, г

б, в, г

а, в

б, в, г

б

в-6

а, в, г

а, б

а, в, г

а, г

а, г

а

Источник

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ИТОГАМ 1-Й ЧЕТВЕРТИ

Часть А. В каждом вопросе выберите один верный вариант ответа.

1.Какой учёный впервые употребил термин «биология»?

1) Ж.Б.Ламарк

2) Т.Гексли

3) Т.Руз

4) Ч.Дарвин

2.Какая наука не входит в состав биологических наук?

1) ботаника

2) лингвистика

3) микробиология

4) молекулярная биология

3.Какой раздел биологии изучает бактерии?

1) зоология

2) ботаника

3) микробиология

4) вирусология

4.Что такое рост живого организма?

1) увеличение его массы

2) увеличение его размеров

3) необратимые качественные изменения его свойств

4) возникновение новых клеток живого организма и последующее увеличение его массы и размеров

5.Какое свойство живых организмов позволяет им реагировать на действия факторов окружающей среды?

1) приспособленность

2) подвижность

3) раздражимость

4) выделение

6.Как называются наиболее древние организмы?

1) одноклеточные организмы

2) неклеточные формы жизни

3) эукариоты

4) прокариоты

7.Назовите самый высокий структурный уровень организации жизни на Земле.

1) организменный

2) молекулярный

3) биосферный

4) клеточный

8.Какие среды жизни существуют на нашей планете?

1) организменная, почвенная, подземно-воздушная, водная

2) водная, организменная, наземно-воздушная, почвенная

3) водная, почвенная, воздушная, организменная

4) водная, почвенная, наземно-воздушная, огненная

9.Что образует совокупность особей, относящихся к одному виду и обитающих на одной территории?

1) биогеоценоз

2) биоценоз

3) популяцию

4) биосферу

10.От чего зависит жизнь многоклеточного организма?

1) от взаимодействия клеток друг с другом

2) от взаимодействия клеток с межклеточным веществом

3) от конкуренции клеток между собой

4) от обособленности клеток друг от друга

11.Кто является основоположниками клеточной теории?

1) Р.Роуз и Ж.Б.Ламарк

2) Д.Уотсон и Ф.Крик

3) Р.Гук и А.ван Левенгук

4) Т.Шванн и М.Я.Шлейден

12.Какое азотистое основание не входит в состав ДНК?

1) цитозин

2) аденин

3) гуанин

4) урацил

13.Отметьте тип РНК, которого не существует.

1) транспортные

2) рибосомальные

3) защитные

4) информационные

14.В каких клетках содержится нуклеотид – кольцевая молекула ДНК?

1) в клетке одноклеточных организмов

2) в клетках многоклеточных организмов

3) в эукариотических клетках

4) в прокариотических клетках

15.Каким гелеобразным веществом заполнено ядро живой клетки?

1) ядрышками

2) ядерной мембраной

3) цитоплазмой

4) кариоплазмой

16.При каком процессе в живой клетке высвобождается энергия?

1) при метаболизме

2) при катаболизме

3) при анаболизме

4) при фотосинтезе

17.Как называется первичный продукт фотосинтеза?

1) крахмал

2) целлюлоза

3) глюкоза

4) сахароза

18.Как называется внутримембранное пространство хлоропласта?

1) полисома

2) строма

3) грана

4) тилакоид

19.Как называется биологическое окисление с участием кислорода?

1) полное

2) неполное

3) аэробное

4) анаэробное

20.Укажите вариант ответа, где стадии митоза даны в правильной последовательности.

1) профаза-метафаза-анафаза-телофаза

2) метафаза-профаза-телофаза-анафаза

3) телофаза-анафаза-метафаза-профаза

4) анафаза-метафаза-профаза-телофаза

Часть В. Дайте краткие ответы на поставленные вопросы.

1.Из чего состоит каждый представитель того или иного царства живой природы, за исключением вирусов?

2.Как называются белки, которые упорядочивают и ускоряют протекание химических реакций внутри клетки?

3.Какие органоиды клетки содержат собственную ДНК?

4.Сколько молекул АТФ образуется в процессе гликолиза?

5.Какой этап клеточного цикла самый продолжительный в жизни клетки?

КЛЮЧ

Часть А

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

3

2

3

4

3

4

3

2

3

1

№11

№12

№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

4

4

3

4

4

2

3

2

3

1

Часть В

№1

№2

№3

№4

№5

из клеток

ферменты

митохондрии и пластиды

две

интерфаза

Источник: Контрольно-измерительные материалы. Биология.9 класс/сост.И.Р.Григорян.- М.: ВАКО, 2013

Источник

Контрольная работа по теме

«Свойства живого. Молекулярный уровень»

1 вариант.

А1. Какой процесс жизнедеятельности всегда связывает организм с окружающей средой и поддерживает его жизнь?

1) выделение                             2) размножение

3) рост                                        4) обмен веществ

А2. Какой ученый впервые употребил термин «биология»?

1) Ж.Б.Ламарк                           2) Т.Гексли.

3) Т.Руз.                                      4) Ч.Дарвин.

А3. Что такое рост живого организма?

  1. увеличение его массы.
  2. Увеличение его размеров.
  3. Необратимые качественные изменения его свойств.
  4. Возникновение новых клеток живого организма и последующее увеличение его массы и размеров.
Читайте также:  Какие свойства воды обусловлены межмолекулярными водородными связями

А4. С каким азотистым основанием согласно правилу комплементарности  всегда образует водородные связи аденин в молекуле ДНК?

1) с цитозином                  2) с гуанином

3) с тимином                     4) с урацилом

А5. Какое вещество составляет около 70% массы живой клетки?

1) углекислый газ                    2) хлорид натрия (соль)

3) Жир                                       4) вода.

А6. Отметьте тип РНК, которого не существует.

1) транспортные                         2) рибосомальные

3) защитные                                4) информационные.

В1. Как по другому можно назвать воспроизведение?

В2. Закончите предложение. Основные компоненты живого – белки, жиры, углеводы и …

В3.Как называются белки, которые упорядочивают и ускоряют протекание химических реакций внутри клетки?

В4. Как называется способность нуклеотидов избирательно попарно объединяться?

С1.Какую функцию в жизнедеятельности живой клетки выполняют углеводы?

С2. Дана одна цепочка молекулы ДНК (Т-Г-А-А-Т-Ц-А-Ц). Постройте комплементарную Вторую цепочку.

Контрольная работа по теме

«Свойства живого. Молекулярный уровень»

2 вариант.

А1. Каковы основные органические соединения живой клетки?

1) углеводороды, нуклеиновые кислоты, белки, жиры.

2) белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

3) нуклеиновые кислоты, аминокислоты, жиры, углеводы.

4) двухосновные кислоты, белки, жиры, углеводы.

А2. Какие процессы полностью обеспечивают связь организма со средой и поддерживают его жизнь?

1)обмен веществ и энергии

2) питание и выделение

3) дыхание и рост

4) размножение и развитие

А3. Какое свойство живых организмов позволяет им реагировать на действия факторов окружающей среды?

  1. Приспособленность                2) подвижность
  1. Раздражимость                          4) выделение.

А4. Какое азотистое основание не входит в состав ДНК?

  1. Цитозин                           2) аденин
  1. Гуанин                              4) урацил

А5.Из скольких полинуклеотидных цепей состоит молекула ДНК?

1) из одной                              2) из двух

3) из трех                                 4) из четырех

А6. Какая структура определяет химический состав белка и его биологические свойства?

  1. Первичная                  2) вторичная
  1. Третичная                    4) четвертичная

В1. Каким процессом всегда сопровождается развитие живого организма?

В2. Назовите две группы на которые делятся все вещества в клетке.

В3. Что является мономером белка?

В4. Из каких частей состоит любой нуклертид?

С1 Какую функцию в жизнедеятельности живой клетки выполняет вода?

С2 найдите ошибки в молекуле ДНК

А-Г-Т-Т-А-Г-Ц-Т-Т-Г-

Т-Т-Г-А-Т-Ц-Г-А-Т-Ц-

Контрольная работа по теме

«Популяционно- видовой уровень»

1 вариант.

А1. Популяция – это:

  1. группа особей нескольких видов, существующая продолжительное время на определенной территории.
  2. Представитель одного вида, обитающий продолжительное время на определенной территории.
  3. Группа особей одного вида, существующая продолжительное время на определенной территории.
  4. Исторически сложившаяся внутривидовая группировка, характеризующаяся сходством морфофизиологических и психических свойств.

А2. Чаще всего средообразователями выступают:

1) животные                  2) растения

3) бактерии                    4) грибы.

А3. Что такое биогенные элементы?

  1. синтезированные органические вещества.
  2. Химические элементы, постоянно входящие в состав живых организмов и выполняющие определенные функции.
  3. Элементы, из которых состоят органические вещества.
  4. Компоненты неживой природы.

А4. Как называется сообщество, которое образовалось в результате первичной сукцессии?

1) пионерное                    2) коренное

3) зрелое                            4) конечное

А5. Какой организм, участвующий в трофической цепи, получает меньше всего энергии?

1) морковь                        2) капуста

3) заяц                                4) лисица

А6. Как называется устойчивое сожительство видов?

1) биоценоз                       2) биотоп

3) биоток                           4) биосфера

В1. Как называются организмы, живущие внутри живых организмов?

В2. Как называются организмы, которые поддерживают постоянную температуру тела?

В3. Как называется численность особей вида на единицу площади?

В4. Приведите пример продуцента.

С1. Объясните, что может произойти с лесным сообществом при вырубке леса. Почему?

С2. Почему агроэкосистемы нуждаются в постоянной поддержке со стороны человека?

Контрольная работа по теме

«Популяционно- видовой уровень»

2 вариант.

А1. При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется неболее:

1) 1% энергии            2) 10%                3) 90%                4) 100%

А2. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:

1) хищники                             2) бактерии и грибы

3) растения                              4) растительноядные животные

А3. Как называется место, занимаемое природным сообществом:

1) биоценоз                                2) биотоп

3) биоток                                    4) биогеоценоз

А4. Как называются уровни, занимаемые травами, кустарниками, деревьями?

1) ниши            2) полки

3) ярусы            4) местообитания

А5. Основной средообразователь в еловом лесу – это:

1) мхи                   2) ели                   3) белки                      4) грибы

А6. Какой живой организм является консументом второго порядка?

1) травянистое растение                       2) овца

3) волк                                                     4) микроорганизмы.

В1. Как называется сообщество, в котором подчеркивается связь живых и неживых компонентов?

В2. Как называется процесс саморазвития биогеоценоза?

В3. Как называются обитатели дна?

В4. Как называются организмы, производящие органические вещества из неорганических?

С1. Верно ли утверждение: не все виды сообщества одинаково важны. Почему?

С2. Как контролируется численность популяции?

Контрольная работа по теме

«Основы учения об эволюции»

1 вариант.

А1. Что, по утверждению Ч.Дарвина, является главной движущей силой эволюции?

1) естественный отбор           2) наследственность

3) искусственный отбор         4) изменчивость

А2. Материалом для естественного отбора является:

1) модификационная изменчивость               2) определенная изменчивость

3) ненаследственная изменчивость                4) наследственная изменчивость

А3. Каким явлением Ч.Дарвин объяснял возникновение разных видов вюрков на Галапагосских островах?

Читайте также:  Какое свойство прямой позволяет обозначать ее

1) микроэволюцией                                                2) макроэволюцией

3) аллопатрическим видообразованием               4) симпатрическим видообразованием

А4. К частным приспособлениям организмов относится:

1) идиоадаптация                             2) мутация

3) дегенерация                                   4) ароморфоз

А5. Какой процесс относится к биологическому регрессу?

  1. увеличение численности вида
  2. увеличение области распространения вида
  3. возрастание приспособленности особей к условиям среды
  4. уменьшение  приспособленности особей к окружающей среде

А6. Какая таксонометрическая категория есть в классификации растений, но отсутствует в классификации животных?

1) род                    2) класс

3) семейство         4) отдел

В1. Как называется форма борьбы за существование, когда хищник поедает свою добычу?

В2 Как называется расхождение признаков родственных организмов в процессе эволюции, приводящее к возникновению новых систематических групп?

В3 Какой критерий вида объясняет неодинаковый вкус разных видов смородины?
В4 Как называется видообразование, происходящее в условиях пространственной разобщенности популяций одного вида?

С1 Какое значение имеет микроэволюция?

С2 Перечислите основные эволюционные факторы по Дарвину и объясните их.

Контрольная работа по теме

«Основы учения об эволюции»

2 вариант.

А1. Какого типа борьбы за существование не существует?

  1. между женской и мужской особями одного вида
  2. между особями одного вида
  3. между живым организмом и неживой природой
  4. между особями разных видов.

А2. Что такое дивергенция?

  1. выживание особей с более совершенными вариациями наследственных признаков.
  2. Совокупность всех приспособительных свойств вида, за счет которых он может существовать в конкретных условиях внешней среды
  3. Гибель особей вида с неблагоприятными вариациями наследственных признаков
  4. Расхождение признаков у особей и последующее появление новых форм из первоначальной формы.

А3. Что относится к биологическому прогрессу?

  1. уменьшение численности вида
  2. увеличение численности вида
  3. уменьшение приспособленности особей к окружающей среде
  4. уменьшение области распространения вида

А4 Какая систематическая группа живых организмов не является надвидовой?

1) отряд                                    2)популяция

3) семейство                             4) царство

А5. Какой процесс не относится к ароморфозам?

  1. появление теплокровности
  2. появление у растений семян
  3. потеря органов пищеварения у паразитов
  4. возникновение головного мозга.

А6. Какую совокупность особей принято считать элементарной единицей эволюции?

1) вид                            2) популяция               3) семейство                 4) род

В1 Как называется основной труд Ч.Дарвина?

В2 Как называется отбор организмов по признакам, полезным человеку?

В3 Окраска, форма тела и поведение, подражающие окраске, форме и поведению какого-то ядовитого либо хищного животного, называется ____________.

В4Назовите виды изоляции

С1 Назовите отличия естественного искусственного отбора.

С2 Почему достигнутые организмом конкретные приспособления носят относительный характер?

Итоговая контрольная работа по теме

«Введение в общую биологию и экологию»

Вариант 1

А1. Как называется длительный исторический процесс развития природы?

1) антропогенез             2) онтогенез                  3) биогенез                  4) эволюция

А2. На какие группы делятся все живые организмы по типу клеток?

1) автотрофы и гетеротрофы                     2) аэробы и анаэробы

3) прокариоты и эукариоты                        4) гомойотермные и пойкилотермные

А3. В чем заключается сущность митоза?

  1. в делении клеток надвое
  2. в образовании двух дочерних клеток с точно таким же набором хромосом, как у материнской
  3. в развитии нового организма из зиготы
  4. В делении клеток с образованием гамет, имеющих в ядре вдвое меньше хромосом.

А4. Какой ученый считается основоположником генетики?

1) Г Мендель              2) Н.И.Вавилов                 3) Т.Морган                4) В. Иогансен

А5. Каким понятием обозначают пределы фенотипических проявлений признака у особи без изменения генотипа под воздействием внешней среды?

1) фенотип                   2)модицикация         3) норма реакции          4) мутация

А6. Как условно называлось скопление органических молекул в Мировом океана, согласно теории эволюции живой материи А.И.Опарина?

1) «первичный компот»                     2) «первичный борщ»

3) «первичный бульон»                      4) «первичный суп2

В1. Как называется способность живых организмов передавать свои особенности развития и признаки потомству?

В2. Как называется наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы?

В3 Как называется исторически сложившаяся группировка внутри вида Homo sapiens, которая состоит из популяций, характеризующихся сходством морфофизиологических свойств?

В4. Как называется реакция организмов на изменение длины дня?

С1. Какие основные центры происхождения культурных растений выделил Н.И.Вавилов?

С2. Из каких компонентов состоит любая экосистема?

Итоговая контрольная работа по теме

«Введение в общую биологию и экологию»

Вариант 2

А1. Что является основной структурной и функциональной единицей всех живых организмов?

1) клетка                 2) молекула                 3) атом                  4) ткань

А2. Как называется способность биологических систем сохранять относительное постоянство структуры и свойств?

1) гетерозис                            2) гомеостаз

3) гликолиз                             4) гаметофит

А3. В чем заключается сущность мейоза?

  1. в делении ядра клетки
  2. в развитии нового организма из зиготы
  3. в делении клеток с образованием гамет, имеющих в ядре вдвое меньше хромосом
  4. в делении клеток надвое

А4. Как называется наука, которая изучает наследственность, изменчивость организмов и механизмы управления данными процессами?

1) селекция             2) биохимия             3) цитология              4) генетика

А5. Как называется явление превосходства первого поколения гибридов по нескольким свойствам и признакам над формами обоих родителей?

1) мутагенез                      2) гетерозис                 3) гомеостаз                 4) полиплоидия

А6. Где, согласно теории эволюции живой материи А.И.Опарина, на Земле зародилась жизнь?

  1. в Мировом океане
  2. на мелководье
  3.  в первичной атмосфере Земли
  4. В верхних слоях литосферы

В1. Как называется различие между особями в пределах вида, появляющееся за счет наследственных свойств организмов и влияния окружающей среды?

В2. Как называются крупные эволюционные преобразования в строении и функциях организмов?

В3. Какие экологические факторы представляют собой различные формы воздействия человека на другие живые организмы и условия их обитания?

В4. Как ученый В.И.Вернадский назвал совокупность всех живых организмов на Земле?

С1. Почему вид Homo sapiens является полиморфным?

С2. Почему человеку необходимо знать формы и значение биотических связей?

Источник