Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером
Падение Римской империи Томас Коле
Общественный прогресс – это направленное развитие человеческого общества, при котором происходит переход от менее совершенных форм, к более совершенным. А так как совершенству нет предела, то и прогрессу тоже. Прогресс затрагивает все сферы общественной жизни – семью, государство, образование. Так или иначе меняется всё. Но нельзя сказать, что прогресс необратим, есть и его противоположная форма – регресс – упадок в развитии, движение назад.
Классическим примером общественного регресса в мировой истории будет падение Римской империи в V веке н.э. и переход к Средним векам, которые еще называют Тёмными. Тогда на несколько веков были забыты водопровод, римское право, технологии ведения хозяйства и многое другое. Как драматически пишут «варвары пасли коз на развалинах Рима».
Но регресс для общества скорее исключение, в основном оно стремится к прогрессу. Однако и сам прогресс не столь однозначный: во второй части ЕГЭ по обществознанию может встретиться следующий вопрос:
Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.
Индустриализация – это процесс перехода от аграрного хозяйства к промышленному, в СССР он проходил преимущественно в 1930-х, одновременно с периодом сталинского Большого террора и массовыми репрессиями по уничтожению «врагов народа». В вопросе указывается, что развивалась промышленность – это верно. По итогам первых двух пятилеток, даже самым пессимистичным, СССР занял второе место в мире (после Англии) по объемам промышленного производства. Пусть и постепенно, но это сопровождалось повышением уровня жизни людей, так как тяжелая промышленность создала базу для последующего развития промышленности лёгкой – товаров народного пользования. Но одновременно с этим были «ущемления прав граждан» – это так мягко авторы назвали массовые чистки по 58 статье, по которой было осуждено более 3,5 миллиона человек, а к высшей мере (смертной казни) были приговорены более 600 000. С большой натяжкой это можно назвать ущемлением, авторы правы.
Данный процесс иллюстрирует двойственность прогресса или, как еще иногда говорят – его противоречивый характер. Это значит, что в чём-то общество движется вперёд, а в чём-то – откатывается назад. В случае с СССР ценой индустриализации (прогресса) была свобода большого количества людей и их жизни.
Примеры противоречивого характера прогресса:
1. Римская империя VS рабовладение
Как ни странно, да. При всём своём прогрессивном развитии, экономика Римской империи базировалась на рабском труде и большой разницей между гражданами Рима и жителями римских колоний – варварами. Это в дальнейшем и обусловило падение сначала республики, а затем и империи.
2. Урбанизация VS рост числа инфарктов
Жизнь в городе (а урбанизация – это тенденция к переезду людей в город), безусловно, гораздо комфортнее, чем в деревне и требует меньшего труда для поддержание существования. Сама урбанизация свидетельствует о росте числа промышленных предприятий (переход от аграрного общества к индустриальному, а затем – и к постиндустриальному). Однако скученность проживания людей, регулярные стрессы, с которыми сталкивается горожанин, пробки, телефонные звонки, потоки информации, невозможность расслабиться – всё это оказывает психологическую нагрузку на человека. Это все можно продолжать до бесконечности. Всё это катастрофически увеличило число смертей от инфаркта. И да, в этом двойственность урбанизации как прогресса.
3. Вестернизация Петра I VS консервация крепостничества
Вестернизация – это заимствование западного образа жизни (от английского West – Запад), особенно ярко она проявилось при первом российском императоре – Петре, которого прозвали Великим за выход к
Балтийскому морю, рубёжку бород, немецкое платье и строительство Санкт-Петербурга. Но реже говорят, что именно при Петре произошла консервация крепостнического строя – все средства для своих «преобразований» и войн царь брал с тяглового сословия, всё больше его закрепощая. Именно при нём произошёл роковой разрыв между правящими дворянскими элитами, сбрившими бороды и заговорившими на немецком и французском и крестьянами, что продолжали бороды носить, а понимали только родной, русский язык.
Такова противоречивость общественного прогресса.
Записаться на курсы ЕГЭ по обществознанию в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
При подготовке заданий использовалисьинтернет-ресурсы:
https://www.fipi.ru/, https://soc.reshuege.ru/
Решение задач блока «Человек, общество»
Задача № 1. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе указаны глобальные проблемы:
— демографическая;
— экологическая;
— разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».
Задача № 2. Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:
1) понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);
2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;
3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.
В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:
1) чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;
2) проявлять себя как личность — значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);
3) деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.
Задача № 3. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) свойство общественного прогресса: противоречивый характер;
2) примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:
— египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;
— прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;
— рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать примеры, допустим:
— свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация);
— транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана;
— исследования в области ядерной физики способствовали открытию нового источника энергии (АЭС), но поставили под угрозу существование человечества благодаря изобретению атомного оружия.
— новые и продвинутые технологии дают возможность развиваться миру науки, но они же ставят под угрозу существование самого человечества.
Могут быть приведены другие примеры противоречивости прогресса.
Укажите и проиллюстрируйте примерами любые три критерия общественного прогрессаОтвет: None
Указаны критерииобщественного прогресса и примеры,
допустим:
1) гуманизация общественных отношений (например, отмена смертной казни, смягчение уголовных законов, распространение идей мультикультурности и т.д.);
2) совершенствование техники и технологии (например, внедрение новой компьютерной техники, распространение айфонов, айпадов, освоение космического пространства и т.д.);
3) расширение спектра прав и свобод человека (например, отмена дискриминации по половому, расовому, национальному признаку, расширение избирательных прав и т.д.).
Могут быть приведены и иные верные примеры.
Укажите три критерия общественного прогресса и каждый из них проиллюстрируйте конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
= Укажите три критерия общественногои приведите примеры, иллюстрирующие прогресс в соответствующих областях.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть приведены примеры:
1) Развитие науки и техники. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило внедрить в жизнь автомобили и другие транспортные средства, что облегчило и ускорило передвижение людей;
2) Расширение степени свободы человека в обществе. Например, отмена крепостного права в Российской империи освободила миллионы крестьян от личной зависимости, наделила их правами и свободами;
3) Совершенствование нравственности. Например, в XX веке большая часть государств отказались от практики смертной казни, что свидетельствует о гуманизации общественного сознания.
Могут быть приведены другие примеры
Проиллюстрируйте примерами ограниченность любых двух критериев социального прогресса. В каждом случае назовите сначала критерий, а затем приведите соответствующий пример.
1) критерий – развитие разума. Пример: а) преобладание разума над животным законом борьбы, но при этом следование основным инстинктам; б) развитие разума позволяет полнее удовлетворять материальные и духовные потребности человека (достижения научно-технического прогресса), но одновременно создаёт оружие массового уничтожения;
2) критерий – свобода. Пример: свобода одного человека не должна достигаться путём ущемления свободы другого человека; свобода ограничена законом, правами других людей.
Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)свойство общественного прогресса: противоречивый характер;
2)примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:
— египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;
— прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;
— рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.
Могут быть приведены другие проявления противоречивости прогресса
Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
Пояснение.
аргументы в подтверждение:
1) сфера применения норм морали становится все шире
2) повышается нравственный протест в обществе против бездуховности и аморальности
3) повышается мера гуманности нашей жизни.
Или=
1. Прогресс в духовной сфере проявляется в отказе от суровых обычаев: например, от обычая кровной мести;
2. Прогресс в духовной сфере проявляется в распространении среднего образования для всех
3. Прогресс в духовной сфере проявляется в доступности научных знаний для широкой общественности
аргументы в опровержение:
1) понятие прогресса неприменимо к духовной сфере, так как неуклонно происходит падение нравственности в обществе;
2) в сфере морали наблюдается регресс
3) нельзя трактовать прогресс однозначно: открытия в ядерной физике привели, с одной стороны, к созданию атомной бомбы, а с другой — к появлению АЭС (хотя и к ним отношение неоднозначное), атомных ледоколов и т.д.
Общественные системы (общественные силы)
Прогрессивные Реакционные
Эволюция — процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков (в противовес революции)
28. Общественный прогресс (Проблема общественного прогресса)
1. Направления общественного развития
а) прогресс
б) регресс.
в) стагнация (застой)
2. Противоречивость прогресса
а) разная скорость прогресса в различных сферах
б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других
в) неоднозначность критериев прогресса
3. Критерии общественного прогресса
а) развитие науки и техники
б) рост уровня жизни
в) уровень нравственности.
4. Человек как универсальный критерий прогресса
5. Виды прогресса по глубине и скорости изменений
а) эволюция (реформа)
б) революция
Формы общественного развития:
- эволюция – представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определяет состояние какой-либо системы, рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния
- революция – это коренное качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя.
- реформа – усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальных основ.
Развитие общества
Эволюция | Революция | ||
Реформа | |||
Виды | Виды | ||
Прогрессивные | Регрессивные (реакционные) | Кратковременные | Долговременные |
Виды реформ
Вид реформ | Пример |
Прогрессивные | 60 – 70-х гг. XIX в. в России – «великие реформы» Александра II. |
Регрессивная (реакционная) | Вторая пол. 80-х – нач. 90-х гг. XIX в. в России – «контрреформы» Александра III. |
Виды революций
Вид революции | Пример |
Кратковременная | Февральская революция 1917 г. в России |
Долговременная | Революция неолитическая – 3 тыс. лет. Промышленная революция XVIII – XIX вв. |
Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.
Рост населения, истощение природных ресурсов – это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) – даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса – урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни – теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения – может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.
Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое – радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.
Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.
Задания к тексту:
1. На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.
2. Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?
3. В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих данной утверждение
4. А.Д.Сахаров допускает два варианта судьбы человечества – его гибель или спасение. Что делают в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.
*5. Приведите три примера технического прогресса в современном обществе
*6. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.
Ответы к тексту:
1. — автор не считает трагичными последствия научно-технического прогресса
— автор в определенной мере разделяет опасения мыслителей, предвещающих трагическую судьбу человечества в результате научно-технического прогресса.
2. — противостоять голоду и преждевременной смерти (спасение людей от голода и болезней)
— сохранить в человечестве все человеческое (радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства)
3. — недостаточное и некачественное питание
— отсутствие образования
— низкая продолжительность жизни
— тяжелые жилищные условия
— не хватает пахотных земель
— производительность сельскохозяйственного труда низка, и часты засухи или наводнения
— бедняков не мало и в индустриальных странах, но лишь немногие там хронически недоедают или голодают; что касается бедняков отсталых стран, то их положение именно такое: примерно четверть мирового населения проживает в этих странах в условиях глубокой бедности
4. — люди начали мыслить и действовать в новом аспекте (не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или союзов государств, но и в планетарном аспекте в целом)
— ученые разных стран начали совместно изучать общество и биосферу, в целях сохранения и развития человечества
— начат процесс сокращения арсеналов ядерного оружия
— заключен международный договор, разработанный с целью защиты озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических веществ
— первое глобальное соглашение об охране окружающей среды, основанное на рыночном механизме регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов (Киотский протокол)
*5. — создание приборов и оборудования, позволяющих фиксировать происходящее на больших расстояниях от него
— создание средств нападения дальнего действия
— строительство межпланетных кораблей и организация научных исследований на других планетах
*6. — свойство общественного прогресса: противоречивый характер
— Примеры:
— египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей
— прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды
— рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни – все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту: