Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером

Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером thumbnail

Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером

Падение Римской империи Томас Коле

Общественный прогресс – это направленное развитие человеческого общества, при котором происходит переход от менее совершенных форм, к более совершенным. А так как совершенству нет предела, то и прогрессу тоже. Прогресс затрагивает все сферы общественной жизни – семью, государство, образование. Так или иначе меняется всё. Но нельзя сказать, что прогресс необратим, есть и его противоположная форма – регресс – упадок в развитии, движение назад.

Классическим примером общественного регресса в мировой истории будет падение Римской империи в V веке н.э. и переход к Средним векам, которые еще называют Тёмными. Тогда на несколько веков были забыты водопровод, римское право, технологии ведения хозяйства и многое другое. Как драматически пишут «варвары пасли коз на развалинах Рима».

Но регресс для общества скорее исключение, в основном оно стремится к прогрессу. Однако и сам прогресс не столь однозначный: во второй части ЕГЭ по обществознанию может встретиться следующий вопрос:

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Индустриализация – это процесс перехода от аграрного хозяйства к промышленному, в СССР он проходил преимущественно в 1930-х, одновременно с периодом сталинского Большого террора и массовыми репрессиями по уничтожению «врагов народа». В вопросе указывается, что развивалась промышленность – это верно. По итогам первых двух пятилеток, даже самым пессимистичным, СССР занял второе место в мире (после Англии) по объемам промышленного производства. Пусть и постепенно, но это сопровождалось повышением уровня жизни людей, так как тяжелая промышленность создала базу для последующего развития промышленности лёгкой – товаров народного пользования. Но одновременно с этим были «ущемления прав граждан» – это так мягко авторы назвали массовые чистки по 58 статье, по которой было осуждено более 3,5 миллиона человек, а к высшей мере (смертной казни) были приговорены более 600 000. С большой натяжкой это можно назвать ущемлением, авторы правы.

Данный процесс иллюстрирует двойственность прогресса или, как еще иногда говорят – его противоречивый характер. Это значит, что в чём-то общество движется вперёд, а в чём-то – откатывается назад. В случае с СССР ценой индустриализации (прогресса) была свобода большого количества людей и их жизни.

Примеры противоречивого характера прогресса:

1. Римская империя VS рабовладение

Как ни странно, да. При всём своём прогрессивном развитии, экономика Римской империи базировалась на рабском труде и большой разницей между гражданами Рима и жителями римских колоний – варварами. Это в дальнейшем и обусловило падение сначала республики, а затем и империи.

2. Урбанизация VS рост числа инфарктов

Жизнь в городе (а урбанизация – это тенденция к переезду людей в город), безусловно, гораздо комфортнее, чем в деревне и требует меньшего труда для поддержание существования. Сама урбанизация свидетельствует о росте числа промышленных предприятий (переход от аграрного общества к индустриальному, а затем – и к постиндустриальному). Однако скученность проживания людей, регулярные стрессы, с которыми сталкивается горожанин, пробки, телефонные звонки, потоки информации, невозможность расслабиться – всё это оказывает психологическую нагрузку на человека. Это все можно продолжать до бесконечности. Всё это катастрофически увеличило число смертей от инфаркта. И да, в этом двойственность урбанизации как прогресса.

3. Вестернизация Петра I VS консервация крепостничества

Вестернизация – это заимствование западного образа жизни (от английского West – Запад), особенно ярко она проявилось при первом российском императоре – Петре, которого прозвали Великим за выход к

Балтийскому морю, рубёжку бород, немецкое платье и строительство Санкт-Петербурга. Но реже говорят, что именно при Петре произошла консервация крепостнического строя – все средства для своих «преобразований» и войн царь брал с тяглового сословия, всё больше его закрепощая. Именно при нём произошёл роковой разрыв между правящими дворянскими элитами, сбрившими бороды и заговорившими на немецком и французском и крестьянами, что продолжали бороды носить, а понимали только родной, русский язык.

Такова противоречивость общественного прогресса.

Записаться на курсы ЕГЭ по обществознанию в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23 

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

При подготовке заданий использовалисьинтернет-ресурсы:

 https://www.fipi.ru/, https://soc.reshuege.ru/

Решение задач блока «Человек, общество»

Задача № 1. Рост на­се­ле­ния в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах со всей остро­той по­ста­вил про­до­воль­ствен­ную про­бле­му. Для ее ре­ше­ния ис­поль­зу­ет­ся экс­тен­сив­ный путь раз­ви­тия сель­ско­го хо­зяй­ства — осво­е­ние все новых зе­мель. Это ведет к вы­руб­ке тро­пи­че­ских лесов на боль­ших пло­ща­дях. Ин­тен­сив­ный путь раз­ви­тия сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства, свя­зан­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем со­вре­мен­ной тех­ни­ки, часто не­до­сту­пен этим го­су­дар­ствам в силу их эко­но­ми­че­ской от­ста­ло­сти. Вза­и­мо­связь каких гло­баль­ных про­блем здесь про­сле­жи­ва­ет­ся? Ука­жи­те три про­бле­мы.

Читайте также:  Какие требования предъявляются к защитным свойствам убежища

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).

В от­ве­те ука­за­ны гло­баль­ные про­бле­мы:

— де­мо­гра­фи­че­ская;

— эко­ло­ги­че­ская;

— раз­рыв в уров­нях эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стран «Се­ве­ра» и «Юга».

За­да­ча № 2. Оте­че­ствен­ный уче­ный-пси­хо­лог Б.Г. Ана­ньев и его по­сле­до­ва­те­ли утвер­жда­ли, что лич­но­стью яв­ля­ет­ся каж­дый че­ло­век, не под­верг­ший­ся ис­кус­ствен­ной изо­ля­ции в пер­вые ме­ся­цы жизни (как ре­бе­нок-Мауг­ли). Раз­де­ля­е­те ли Вы дан­ную точку зре­ния? При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го мне­ния.

В слу­чае со­гла­сия с при­ве­ден­ным мне­ни­ем в от­ве­те могут быть при­ве­де­ны ар­гу­мен­ты, на­при­мер:

1) по­ня­тие «лич­ность» под­ра­зу­ме­ва­ет те ка­че­ства, ко­то­рые фор­ми­ру­ют­ся у каж­до­го че­ло­ве­ка в про­цес­се его вхож­де­ния в струк­ту­ру со­ци­аль­ных от­но­ше­ний (по­это­му лич­но­стью не могут быть дети-Мауг­ли);

2) на фор­ми­ро­ва­ние лич­ност­ных ка­честв  вли­я­ет об­ще­ние с окру­жа­ю­щи­ми, в ко­то­рое в той или иной сте­пе­ни всту­па­ют все люди;

3) под вли­я­ни­ем со­ци­аль­ной среды и кон­крет­ных со­ци­аль­ных си­ту­а­ций каж­дый че­ло­век осва­и­ва­ет ту или иную со­ци­аль­ную роль, ко­то­рая, в част­но­сти, ха­рак­те­ри­зу­ет его как лич­ность.

В слу­чае не­со­гла­сия с при­ве­ден­ным мне­ни­ем в от­ве­те могут быть при­ве­де­ны ар­гу­мен­ты, на­при­мер:

1) чтобы «яв­лять­ся лич­но­стью», не­до­ста­точ­но про­сто на­хо­дить­ся среди людей, надо еще и за­ни­мать ак­тив­ную жиз­нен­ную по­зи­цию;

2) про­яв­лять себя как лич­ность — зна­чит, вы­ра­зить себя в каком-то со­ци­аль­но зна­чи­мом деле (на­при­мер, как вы­ра­жа­ют себя люди-ин­ва­ли­ды, вклю­ча­ясь в ин­ди­ви­ду­аль­ную тру­до­вую де­я­тель­ность);

3) де­гра­ди­ру­ю­щие ин­ди­ви­ды (в том числе ал­ко­го­ли­ки, нар­ко­ма­ны), ве­ду­щие образ жизни, ко­то­рый труд­но на­звать че­ло­ве­че­ским, раз­ру­ша­ют свое со­зна­ние и свою лич­ность.

За­да­ча № 3. Ин­ду­стри­а­ли­за­ция в СССР при­ве­ла к раз­ви­тию со­вре­мен­ной про­мыш­лен­но­сти, но со­про­вож­да­лась ущем­ле­ни­ем прав граж­дан. Какое свой­ство об­ще­ствен­но­го про­грес­са ил­лю­стри­ру­ет­ся дан­ным при­ме­ром? При­ве­ди­те два своих при­ме­ра, ил­лю­стри­ру­ю­щих это свой­ство.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) свой­ство об­ще­ствен­но­го про­грес­са: про­ти­во­ре­чи­вый ха­рак­тер;

2) при­ме­ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие это свой­ство, до­пу­стим:

— еги­пет­ские пи­ра­ми­ды сви­де­тель­ству­ют о гро­мад­ных успе­хах еги­пет­ской ци­ви­ли­за­ции, но при их стро­и­тель­стве по­гиб­ли ты­ся­чи людей;

— про­гресс тех­ни­ки, раз­ви­тие ин­ду­стрии, хи­ми­за­ция и дру­гие из­ме­не­ния в об­ла­сти про­из­вод­ства при­ве­ли к раз­ру­ше­нию при­ро­ды, к не­по­пра­ви­мо­му ущер­бу для окру­жа­ю­щей че­ло­ве­ка среды;

— рост круп­ных го­ро­дов, услож­не­ние про­из­вод­ства, уско­ре­ние ритма жизни — все это уве­ли­чи­ло на­груз­ки на че­ло­ве­че­ский ор­га­низм, по­ро­ди­ло стрессы и, как след­ствие, па­то­ло­гии нерв­ной си­сте­мы, со­су­ди­стых за­бо­ле­ва­ний.

Источник

Пояснение.
Правильный ответ должен содержать примеры, допустим:

— свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация);

— транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана;

— исследования в области ядерной физики способствовали открытию нового источника энергии (АЭС), но поставили под угрозу существование человечества благодаря изобретению атомного оружия.

— новые и продвинутые технологии дают возможность развиваться миру науки, но они же ставят под угрозу существование самого человечества.

Могут быть приведены другие примеры противоречивости прогресса.

Укажите и проиллюстрируйте примерами любые три критерия общественного прогрессаОтвет: None

Указаны критерииобщественного прогресса и примеры,

допустим:

1) гуманизация общественных отношений (например, отмена смертной казни, смягчение уголовных законов, распространение идей мультикультурности и т.д.);

2) совершенствование техники и технологии (например, внедрение новой компьютерной техники, распространение айфонов, айпадов, освоение космического пространства и т.д.);

3) расширение спектра прав и свобод человека (например, отмена дискриминации по половому, расовому, национальному признаку, расширение избирательных прав и т.д.).

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Укажите три критерия общественного прогресса и каждый из них проиллюстрируйте конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

= Укажите три критерия общественногои приведите примеры, иллюстрирующие прогресс в соответствующих областях.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1) Развитие науки и техники. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило внедрить в жизнь автомобили и другие транспортные средства, что облегчило и ускорило передвижение людей;

2) Расширение степени свободы человека в обществе. Например, отмена крепостного права в Российской империи освободила миллионы крестьян от личной зависимости, наделила их правами и свободами;

3) Совершенствование нравственности. Например, в XX веке большая часть государств отказались от практики смертной казни, что свидетельствует о гуманизации общественного сознания.

Могут быть приведены другие примеры

Проиллюстрируйте примерами ограниченность любых двух критериев социального прогресса. В каждом случае назовите сначала критерий, а затем приведите соответствующий пример.

1) критерий – развитие разума. Пример: а) преобладание разума над животным законом борьбы, но при этом следование основным инстинктам; б) развитие разума позволяет полнее удовлетворять материальные и духовные потребности человека (достижения научно-технического прогресса), но одновременно создаёт оружие массового уничтожения;

Читайте также:  Какой элемент имеет наибольшие металлические свойства

2) критерий – свобода. Пример: свобода одного человека не должна достигаться путём ущемления свободы другого человека; свобода ограничена законом, правами других людей.

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)свойство общественного прогресса: противоречивый характер;

2)примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:

— египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;

— прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;

— рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.

Могут быть приведены другие проявления противоречивости прогресса

Как Вы ду­ма­е­те, про­ис­хо­дит ли про­гресс в ду­хов­но-нрав­ствен­ной сфере? Сфор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния и при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в её обос­но­ва­ние.

Пояснение.

ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) сфера при­ме­не­ния норм мо­ра­ли ста­но­вит­ся все шире

2) по­вы­ша­ет­ся нрав­ствен­ный про­тест в об­ще­стве про­тив без­ду­хов­но­сти и амо­раль­но­сти

3) по­вы­ша­ет­ся мера гу­ман­но­сти нашей жизни.

 Или=

1. Прогресс в духовной сфере проявляется в отказе от суровых обычаев: например, от обычая кровной мести;

2. Прогресс в духовной сфере проявляется в распространении среднего образования для всех

3. Прогресс в духовной сфере проявляется в доступности научных знаний для широкой общественности

ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) по­ня­тие про­грес­са не­при­ме­ни­мо к ду­хов­ной сфере, так как не­уклон­но про­ис­хо­дит па­де­ние нрав­ствен­но­сти в об­ще­стве;

2) в сфере мо­ра­ли на­блю­да­ет­ся ре­гресс

3) нель­зя трак­то­вать про­гресс од­но­знач­но: от­кры­тия в ядер­ной фи­зи­ке при­ве­ли, с одной сто­ро­ны, к со­зда­нию атом­ной бомбы, а с дру­гой — к по­яв­ле­нию АЭС (хотя и к ним от­но­ше­ние не­од­но­знач­ное), атом­ных ле­до­ко­лов и т.д.

Общественные системы (общественные силы)

                        Прогрессивные            Реакционные

Эволюция — процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков (в противовес революции)

28. Общественный прогресс (Проблема общественного прогресса)

1. Направления общественного развития

а) прогресс

б) регресс.

в) стагнация (застой)

2. Противоречивость прогресса

а) разная скорость прогресса в различных сферах

б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других

в) неоднозначность критериев прогресса

3. Критерии общественного прогресса

а) развитие науки и техники

б) рост уровня жизни

в) уровень нравственности.

4. Человек как универсальный критерий прогресса

5. Виды прогресса по глубине и скорости изменений

а) эволюция (реформа)

б) революция

 Формы общественного развития:

  • эволюция – представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определяет состояние какой-либо системы, рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния
  • революция – это коренное качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя.
  • реформа – усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальных основ.

Развитие общества

Эволюция

Революция

Реформа

Виды

Виды

Прогрессивные Регрессивные (реакционные) Кратковременные Долговременные
    

Виды реформ

Вид реформ Пример
Прогрессивные 60 – 70-х гг. XIX в. в России – «великие реформы» Александра II.
Регрессивная (реакционная) Вторая пол. 80-х – нач. 90-х гг. XIX в. в России – «контрреформы» Александра III.

                           Виды революций

Вид революции Пример
Кратковременная Февральская революция 1917 г. в России
Долговременная Революция неолитическая – 3 тыс. лет.
Промышленная революция XVIII – XIX вв.

Источник

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов – это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) – даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса – урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни – теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения – может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое – радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

Читайте также:  Какими свойствами обладает желатин

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

Задания к тексту:
1. На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.

2. Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?

3. В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих данной утверждение

4. А.Д.Сахаров допускает два варианта судьбы человечества – его гибель или спасение. Что делают в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.

*5. Приведите три примера технического прогресса в современном обществе

*6. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Ответы к тексту:

1. — автор не считает трагичными последствия научно-технического прогресса
— автор в определенной мере разделяет опасения мыслителей, предвещающих трагическую судьбу человечества в результате научно-технического прогресса.

2. — противостоять голоду и преждевременной смерти (спасение людей от голода и болезней)
— сохранить в человечестве все человеческое (радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства)

3. — недостаточное и некачественное питание
— отсутствие образования
— низкая продолжительность жизни
— тяжелые жилищные условия
— не хватает пахотных земель
— производительность сельскохозяйственного труда низка, и часты засухи или наводнения
— бедняков не мало и в индустриальных странах, но лишь немногие там хронически недоедают или голодают; что касается бедняков отсталых стран, то их положение именно такое: примерно четверть мирового населения проживает в этих странах в условиях глубокой бедности

4. — люди начали мыслить и действовать в новом аспекте (не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или союзов государств, но и в планетарном аспекте в целом)
— ученые разных стран начали совместно изучать общество и биосферу, в целях сохранения и развития человечества
— начат процесс сокращения арсеналов ядерного оружия
— заключен международный договор, разработанный с целью защиты озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических веществ
— первое глобальное соглашение об охране окружающей среды, основанное на рыночном механизме регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов (Киотский протокол)

*5. — создание приборов и оборудования, позволяющих фиксировать происходящее на больших расстояниях от него
— создание средств нападения дальнего действия
— строительство межпланетных кораблей и организация научных исследований на других планетах

*6. — свойство общественного прогресса: противоречивый характер
— Примеры:
— египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей
— прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды
— рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни – все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник