Какие значения могут быть у свойств вид линовки для объекта тетрадь

ОКП 54 6100

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством лесной промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

О.П.Фиксон, Л.В.Сабанина, О.Б.Фролова

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 19.12.89 N 3826

3. Срок первой проверки — 1996 г., периодичность проверки — 5 лет.

4. ВЗАМЕН ГОСТ 12063-75

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

ГОСТ 427-75

3.2, 3.7

ГОСТ 1641-75

4.4

ГОСТ 3749-77

3.2

ГОСТ 6658-75

1.4.2, 1.5.2.3, 1.5.2.4, 1.5.3, 4.1

ГОСТ 8273-75

1.5.2.1, 1.5.2.2, 1.5.2.3, 1.5.2.4

ГОСТ 9078-84

4.4

ГОСТ 9996-84

1.3.1

ГОСТ 12051-76

1.3.1

ГОСТ 15846-79

4.2

ГОСТ 18242-72

2.3

ГОСТ 18510-87

1.3.1, 1.3.14

ГОСТ 21650-76

4.5

ГОСТ 24597-81

4.3

ГОСТ 25706-83

3.5

ТУ 13-7308001-758-88

1.3.10

6. Снято ограничение срока действия Постановлением Госстандарта от 23.03.92 N 234

7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1996 г.) с Изменением N 1, утвержденным в марте 1992 г. (ИУС 6-92)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 10, 2001 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Настоящий стандарт устанавливает требования к школьным тетрадям, изготовляемым для нужд народного хозяйства и экспорта.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в пп.1.3.5, 1.3.8

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Тетради должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и по образцам-эталонам, утвержденным в установленном порядке.

1.2. Основные параметры и размеры

1.2.1. Тетради школьные должны изготовляться размерами 170х205 мм. Предельные отклонения по размерам не должны быть более ±2 мм, косина — более 2 мм.

1.2.2. Тетради должны изготовляться объемом 12, 18 и 24 листа.

1.2.3. По согласованию с потребителем тетради могут изготовляться размером 148х205 мм, а также других размеров и объемов.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

1.3. Характеристики

1.3.1. Для изготовления тетрадей должна применяться:

для блока — бумага писчая по ГОСТ 18510;

для обложки — бумага обложечная тетрадная по ГОСТ 12051, а также другие виды обложечной бумаги с показателями гладкости и механической прочности и степени проклейки не ниже предусмотренных ГОСТ 12051.

Допускается по согласованию с потребителем использовать для обложек тетрадей объемом 24 листа переплетный материал с полимерным покрытием по ГОСТ 9996.

1.3.2. В зависимости от расположения линий устанавливаются следующие виды линовок (см. приложение):

1-2 — в одну горизонтальную линию;

3 — в две горизонтальные линии различной интенсивности;

4 — в две горизонтальные линии различной интенсивности с редкими наклонными линиями;

5 — в клетку размером 5,0х5,0 мм ±0,1*;

6 — в клетку размером 7,0х7,0 мм ±0,1*.
________________
* В сумме не более 1,5 мм на страницу.

1.3.3. Характеристика линовок и размеры полей тетрадей должны соответствовать нормам, указанным в табл.1.

Таблица 1

Наименование показателя

Норма для видов линовок

Предельные отклонения

1

2

3

4

Количество станов или строк на странице

23

26

15

15

Высота станов, мм

4,0

4,0

±0,1

Расстояние между станами или строками, мм

8,0

7,0

8,0

8,0

±0,1 (в сумме не более
2,0 мм на страницу)

Угол наклона косой линии, град

65,0

±2,0

Расстояние между наклонными линиями (по линии строки), мм

27,0

±2,0

Ширина полей, мм:

верхнего

16,0

16,0

13,0

13,0

±3,0

нижнего

13,0

14,0

12,0

12,0

±6,0

бокового

20,0

20,0

20,0

20,0

±3,0

Примечание. По требованию органов народного образования союзных и автономных республик изготовляют тетради с другими видами линовок.

1.3.4. Тетради объемом 12 листов должны изготовляться с видами линовок 1, 3, 4, 5, 6, тетради объемом 18 и 24 листа — с видами линовок 1, 2, 5, 6.

1.3.5. Толщина линий, образующих строки и клетки, должна быть 0,2-0,4 мм, бокового поля — 0,3-0,5 мм. Для линовок видов 3, 4 толщина верхней линии должна быть 0,1-0,3 мм, нижней — 0,2-0,4 мм, наклонных — 0,1-0,3 мм. Толщина верхней линии должна быть меньше нижней не менее чем на 0,1 мм.

Допускается изготовлять школьные тетради на автоматическом импортном оборудовании толщиной линий, образующих строки и клетки 0,1-0,4 мм.

1.3.6. Цвет основных линий должен быть фиолетовый, зеленый, голубой, серый. Цвет линии бокового поля — красный.

Допускается изготовлять тетради с ограничением бокового поля цветом основных линий.

1.3.7. Интенсивность линий — по образцу-эталону.

1.3.8. Не допускается непролиновка строк.

1.3.9. Горизонтальные линии на разворотах должны совпадать. Предельные отклонения между ближайшими линиями не должны превышать 2,0 мм.

1.3.10. Блок тетради скрепляется с обложкой двумя проволочными скобами. Скобы должны располагаться на сгибе листов тетради на расстоянии 15-65 мм от верхнего и нижнего краев тетради до начала скобы. Спинка скобы не должна выступать за пределы толщины корешка с внешней стороны тетради.

Концы скоб должны быть загнуты внутрь тетради и обеспечивать крепление листов, исключающее их произвольное выпадение.

Обрез тетрадей должен быть ровным, без прорывов краев.

Тетради не должны иметь надрывов, порезов, помарок, складок, морщин, залощенных и матовых полос и других дефектов, ухудшающих товарный вид изделий.

1.3.11. Тетради объемом 12 листов должны изготовляться с вкладкой из промокательной бумаги по ТУ 13-7308001-758-88.

По согласованию с органами народного образования союзных и автономных республик допускается выпускать тетради с видами линовок 1 и 5 без вкладки из промокательной бумаги.

Размеры вкладки должны быть не менее 80х140 мм.

Тетради объемом 18 и 24 листа изготавливают без вкладки промокательной бумаги.

1.3.12. На первой и четвертой страницах обложки помещаются справочные материалы на русском или национальном языках, согласованные с органами народного образования союзных и автономных республик.

Первая страница обложки тетради должна оформляться в соответствии с черт.1 или 2.

1.3.13. Тетради изготовляют первого и второго сорта.

1.3.14. Тетради переводят во второй сорт при наличии в одной тетради не более двух отклонений от требований настоящего стандарта:

увеличении предельных отклонений по размерам тетради ±5 мм;

увеличении косины до 3 мм;

увеличении предельных отклонений по размеру верхнего поля ±5 мм;

непролиновки линий до 5 мм — не более двух на одной странице;

отступа спинки скобы до 2 мм за пределы корешка с внешней стороны тетради;

отклонении расстояния скобы от края тетрадей ±5 мм;

наличии складок, морщин, залощенных и матовых полос, допускаемых ГОСТ 18510.

Черт.1,2. — Первая страница обложки тетради

Черт.2

1.4. Маркировка

1.4.1. Маркировку тетрадей наносят на четвертой странице обложки с указанием:

наименования предприятия-изготовителя и товарного знака;

объема тетради в листах;

артикула;

сорта (только для изделий второго сорта).

1.4.2. Маркировка кип и ящиков, характеризующая упакованную продукцию, и транспортная маркировка — по ГОСТ 6658. В маркировку, характеризующую упакованную продукцию, дополнительно включают вид линовки.

При упаковывании тетрадей в ящики из гофрированного картона допускается наносить на ящики маркировку штампованием или типографским способом.

1.5. Упаковка

1.5.1. Тетради комплектуют в пачки по 25-50 шт. и обертывают лентой из любой клееной бумаги массой бумаги площадью 1 м не менее 70 г. Концы ленты заклеивают.

Допускается тетради с мелованным покрытием обложки обертывать бумажной лентой с незаклеенными концами.

1.5.2. Упаковывание тетрадей в кипы проводят одним из следующих способов.

1.5.2.1. По 400, 300, 200 шт., укомплектованных в пачки по п.1.5.1, — объемом 12 листов; 320, 300, 280, 240, 200, 160 шт. — объемом 18 листов; 200, 150, 100 шт. — объемом 24 листа.

Каждая кипа должна упаковываться в три слоя оберточной бумаги по ГОСТ 8273 массой бумаги площадью 1 м не менее 80 г или в два слоя бумаги общей массой бумаги площадью 1 м не менее 200 г.

Читайте также:  Какое полезное ископаемое обладает следующими свойствами

1.5.2.2. По 600, 400 и 300 шт., укомплектованных в пачки по п.1.5.1, — объемом соответственно 12, 18 и 24 листа.

Каждая кипа упаковывается в три слоя оберточной бумаги по ГОСТ 8273 массой бумаги площадью 1 м не менее 120 г.

Масса брутто кипы не должна превышать 30 кг.

1.5.2.3. В кипы — по ГОСТ 6658. Кипа должна состоять из двух стоп тетрадей по 400, 300 и 200 шт. каждая объемом соответственно 12, 18 и 24 листа. Каждая стопа должна упаковываться в два слоя оберточной бумаги по ГОСТ 8273 массой бумаги площадью 1 м не менее 120 г.

1.5.2.4. Закрепление кип должно осуществляться по ГОСТ 6658. При заклеивании кипы загнутыми концами оберточной бумаги допускается применять ленту из оберточной бумаги по ГОСТ 8273 массой бумаги площадью 1 м не менее 80 г шириной 250-340 мм при обеспечении сохранности кипы.

1.5.3. Упаковывание тетрадей в ящики — по ГОСТ 6658. Допускается по согласованию с потребителем упаковывание тетрадей в ящики из гофрированного картона без предварительного обертывания по п.1.5.1 с горизонтальным укладыванием тетрадей.

2. ПРИЕМКА

2.1. Тетради предъявляют к приемке партиями. Партией считается количество тетрадей, оформленное одним документом о качестве и одновременно предъявленное к сдаче.

2.2. Для проверки качества тетрадей выборка единиц продукции должна проводиться из разных частей контролируемой партии.

2.3. Порядок проведения контроля качества тетрадей — по ГОСТ 18242* с использованием одноступенчатого нормального плана выборочного контроля с приемочным уровнем дефектности 2,5% и общим уровнем контроля II.
_________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007. — Примечание изготовителя базы данных.

2.4. Размер партии, объем выборки, приемочное и браковочное числа установлены в табл.2.

Таблица 2

шт.

Объем партии

Объем выборки

Число дефектных единиц продукции

Приемочное число

Браковочное число

501-1200

80

5

6

1201-3200

125

7

8

3201-10000

200

10

11

10001-35000

315

14

15

35001-150000

500

21

22

2.5. Партию тетрадей считают соответствующей требованиям настоящего стандарта, если число дефектных единиц продукции в выборке меньше или равно приемочному числу .

Партию тетрадей считают не соответствующей требованиям настоящего стандарта, если число дефектных единиц продукции в выборке больше или равно браковочному числу .

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Внешний вид, обрез тетрадей, интенсивность линий проверяют визуально, путем сравнения с образцом-эталоном.

3.2. Размеры изделия определяют измерительной линейкой по ГОСТ 427. При измерении длины и ширины тетради линейку устанавливают так, чтобы ее нулевая отметка совпала с краем измеряемого изделия.

Косину изделия определяют на верхнем и нижнем обрезе изделия с помощью металлического угольника по ГОСТ 3749 и линейки (черт.3).

Черт.3. — Схема определения косины блока тетради после обрезки с трех сторон

Схема определения косины блока тетради после обрезки с трех сторон

1 — блок; 2 — корешок блока; 3 — угольник; — косина

Черт.3

3.3. Измерение отклонений между ближайшими линиями на разворотах определяют выборочно по одному измерению на пяти последовательных разворотах (начиная с первого) на каждой тетради, отобранных для контрольной проверки. За результат испытания принимают среднее арифметическое значение пяти измерений. Результаты измерений округляют до целого числа.

3.4. Измерение толщины линий, расстояний между линиями, размера клеток, угла наклона косой линии, ширины полей проводят выборочно, не менее чем в двух местах на двух страницах каждой тетради, отобранной для контрольной проверки.

За результат измерений принимают среднеарифметическое значение этих измерений. Результаты округляют с точностью до первого десятичного знака.

3.5. Измерение толщины линий проводят оптической лупой, имеющей миллиметровую шкалу с ценой деления 0,1 мм по ГОСТ 25706 или линейкой с оптическим визиром.

3.6. Измерение угла наклона косой линии проводят транспортиром.

3.7. Измерение расстояния между линиями, размера клеток, ширины полей, расстояния от скоб до верхнего и нижнего краев тетради проводят измерительной линейкой по ГОСТ 427.

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Транспортирование и хранение кип и ящиков проводят по ГОСТ 6658.

4.2. Тетради для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов упаковывают по ГОСТ 15846*.
_________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 15846-2002. — Примечание изготовителя базы данных.

4.3. Размеры транспортного пакета должны соответствовать ГОСТ 24597.

4.4. При формировании транспортного пакета пачки, кипы, ящики укладывают на поддоны по ГОСТ 9078. Размер поддона должен быть не менее формируемого пакета.

Допускается формирование пакета на щитах по ГОСТ 1641.

4.5. Сформированный пакет должен быть закрыт деревянным щитом, размер которого должен соответствовать размеру поддона. Пакет должен быть скреплен средствами скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах по ГОСТ 21650.

4.6. Масса транспортного пакета должна быть не более 1,0 т.

4.7. Тетради должны перевозиться в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

4.8. Тетради должны храниться в сухих закрытых и вентилируемых помещениях на расстоянии не менее 1 м от отопительных устройств.

ПРИЛОЖЕНИЕ (обязательное). Виды линовок

Вид 1

Вид 2

Вид 3

Вид 4

Вид 5

Вид 6

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Источник

Конспекты уроков раздела: «Моделирование».

Конспект урока № 1 по теме: «Представление об объектах окружающего мира».

  1. Введение.

     Окружающий мир состоит из множества объектов, которые вы познаете вместе с родителями, учителями. Каждая дисциплина помогает вам познать мир с позиции своей области знаний.

        Так на уроках географии  вы изучаете географические объекты и процессы, происходящие на планете Земля, а на уроках истории знакомитесь с этапами развития человеческого общества. Таким образом, вы формируете физическую, химическую, историческую картины мира.

        Чтобы свести эти представления в единое целое, надо попытаться найти что – то общее во всем этом многообразии. Этим общим является информация. Человек получает информацию из окружающего мира и на основании этой информации формирует свое представление о нем, то есть создает информационную картину мира.

  1. Объект.

       Посмотрите вокруг, и вы увидите многочисленные примеры одушевленных и неодушевленных предметов. Это представители живой природы – люди, животные, растения, не живого происхождения – горы, звезды, озеро. Изделия созданные руками человека – стол, книга, ручка, компьютер. Эти объекты материальны и имеют форму. Можно привести примеры объектов, которые не имеют определенной формы: снег, песок, вода.

         Объектом считается так же и то, что создается в результате умственной деятельности человека: стихотворение, музыкальное произведение.

         Человек сталкивается с природными явлениями: молния, гроза, радуга.

         Объект – это некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая человеком как единое целое.

         Имя – это основная характеристика, которая позволяет отличить один объект от другого.

         Свойства и параметры объекта.  Рассмотрим объект «книга». Чтобы отличить книгу от «не книг» надо перечислить ее свойства. Каждую книгу можно охарактеризовать с количественной стороны: размер страницы, количество страниц.  С качественной стороны: автор, содержание, оформление. По содержанию книга может быть художественной, учебной, справочной. Чтобы отличить одну книгу от другой надо перечислить конкретные значения свойств объекта.

Читайте также:  Какие свойства организмов обуславливают различия между

          Свойство объекта, которое может быть представлено конкретным значением, часто называют параметром.

          Параметры, описывающие качественные характеристики объекта (вес, возраст, размер) наз. величиной.

           Параметры, описывающие качественные характеристики (цвет, форма, вкус, материал) наз. признаками.

           Упражнение: Привести конкретные значения параметров разных книг, собак.

            Действие как характеристика объекта. В реальной жизни объекты при определенных обстоятельствах либо сами, либо под воздействием других объектов могут выполнять какие — то действия. Человек: думает, пишет, читает. Собака: сторожит дом, ест, бежит.

           Упражнение: написать какие действия выполняют такие объекты как: книга, текст, орел, мяч.

          Часто в окружающем мире мы наблюдаем последовательную смену состояний объекта как результат некоторых воздействий. Говорят, что происходит некоторый процесс. Многим процессам человек дал названия горение, старение, развитие, полет. Процессы характеризуются свойствами и параметрами. Движение характеризуется скоростью, продолжительностью, пройденным расстоянием.

           Описание объектов. Любой объект можно описать при помощи  слов, в виде загадок, ребусов, кроссворда.

            Упражнение: придумать загадку про объекты: Урок, Пингвин, Компьютер, Мышь.

   Контрольные вопросы (мини сам. работа):

  1. Приведите примеры материальных объектов.
  2. Приведите примеры нематериальных объектов.
  3.  Можно ли с помощью имени дать полную характеристику объекту. Как можно с помощью имени конкретизировать объект.
  4. Что такое параметры объекта. Приведите примеры.
  5. Что такое действие объекта. Приведите примеры.
  6. Какими свойствами можно охарактеризовать объекты «ручка для письма», «автомобиль», «стихотворение».
  7. Какие значения могут быть у свойства «вид линовки» для объекта «тетрадь», у параметра «вес» «длина хвоста» объекта «кошка».
  8. Загадку про объект.

Конспект урока № 2 по теме «Моделирование».

  1. Моделирование.

     В нашей жизни встречаются сложные объекты,  которые человек изучает строя их модель.

     Модель – заместитель оригинала, отражающий некоторые его характеристики. Пример: глобус – модель земли. Для любого объекта может существовать множество моделей, различных по сложности и степени сходства с оригиналом.

      Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Исходный объект

Модель

Свойства

Действия

Среда

Медведь

Плюшевый мишка

Внешний облик

Автомобиль

Игрушечная машинка

Внешний вид, основные узлы

Перемещение под действием вращения колес

Пингвин

Объемная зоологическая композиция в музее

Внешний облик

Антарктический пейзаж, приметы климата

           Умение распознавать образы, сопоставлять информацию и делать выводы формируется у детей до 3 – х лет.  Ребенок, играя с плюшевым мишкой, без труда узнает настоящего в зоопарке.

           Модели создаются с разной целью: — уменьшенная и упрощенная модель корабля, помещенная в бассейн, позволяет изучить его поведение на качке.

— велотренажер используется для тренировок,

— искусственное сердце спасает жизнь больного.

            Представление моделей может быть материальным (глобус, тренажер) и нематериальным (формула, чертеж, текст).

II. Информационная модель объекта.

            Прежде чем построить модель объекта надо собрать о нем информацию и предоставить ее в надлежащей форме. В этом случае говорят о создании и использовании информационной модели объекта. Рассмотрим пример. Вам надо нарисовать реальный объект «собака». Какова информационная модель отвечающая этой цели ( порода, окрас, повадки,,. Не интересно чем питается).

Изменим цель: определите какими характеристиками должна обладать собака, пригодная для службы на границе (нюх, выносливость, быстрота бега, способность к дрессировке).

           Выделим главное! При построении информационной модели сначала следует задаться целью, а затем отобрать необходимую информацию.

            Информационная модель – целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя свойства этого объекта.

            Формы представления моделей: — в виде жестов,

                                                                   — устная,

                                                                   — символьная,

                                                                   — графическая,

                                                                   — табличная.

Примеры: 1. Регулировщик уличного движения (для водителя информация о поведении на дороге). 2. Цветок (для медика химический состав растения в виде химических формул, для художника параметры, характеризующие внешний облик цветка в виде описания, рисунка). 3. Дискета (цель изучить носители информации, в виде таблицы).

Объект

Название параметра

Возможные значения параметра

Действия

Среда

Дискета

Размер

Объем

Фирма произв.

5,25 ’’,3,5 ’’

1,2 Мб, 1,44

Sony, Basf

Вставлять в устройства чтения и записи,

Форматировать,

Записывать, считывать, хранить  информацию

Компьютер, дисковод

Контрольные вопросы (мини — самостоятельная работа):

  1. Что такое модель объекта.
  2. Приведите примеры  материальных и нематериальных объектов.
  3. Приведите примеры моделей объекта «дом».
  4. Приведите примеры моделей объекта «ученик».
  5. Что такое информационная модель.
  6. Составьте информационную модель объекта «самолет» с целью характеристики его  для пассажира. Как изменится эта модель если изменить цель – характеристика самолета как технического средства.
  7. Составьте информационную модель объекта «арбуз» для разных целей: нарисовать рисунок, вырастить.

Домашнее задание учебник Угриновича с. 237 — 240

Конспект урока № 3 по теме: «Система объектов».

  1. Отношения объектов.

     Мир представляет собой разнообразие объектов, процессов, явлений. Какое место занимает в нем каждый объект, какова его роль? Чтобы ответить на эти вопросы надо сравнить объекты. Сравнение объектов по каким – либо признакам позволяет установить разнообразные отношения между ними:

  1. Пространственные отношения, характеризующие расположение в пространстве одного объекта по отношению к другому,
  2. Временные отношения, которые сравнивают время наступления событий, связанных с разными объектами,
  3. Отношения части и целого, устанавливающие, что один объект является частью другого.
  4. Отношения формы и содержания, сравнивающие объекты по форме и (или) содержанию,
  5. Математические отношения, позволяющие сравнивать математические объекты (числа, значения переменных, выражения),
  6. Общественные отношения, характеризующие взаимоотношения между людьми.

      Примеры отношений: 1. Колесо – часть машины (часть — целое).

                                            2. Март приходит на смену февралю (временные).

                                            3. Москва ближе к Казани, чем к Томску (пространственные).

Читайте также:  Какая совокупность свойств относится к среде windows ответы

                                            4. Вода, налитая в стакан, принимает его форму (форма — содержание).

                                            5.  25 > 3 (математические отношения).

      Отличить один объект от другого можно, сравнивая их свойства. Свойства – это и есть отношения между объектами.

  1. Связи объектов.  

     Механические связи: между велосипедным колесом и педалями, между часовыми  стрелками и механизмом, расположенным в часах.

      Электромеханические связи: между счетчиком и бытовым прибором. Во всех приведенных примерах изменение параметров одного объекта приводило к изменению параметров другого.

       Межличностные отношения: между людьми.

       Географическая связь: дорога, тропинка, река.

       Экономическая связь: тракторы, комбайны, одежда, мебель.

       Экологическая связь: вырубка лесов – губительна.

      Связь – такое отношения между объектами, когда изменение параметров одного объекта приводит к изменению параметров другого объекта.

       Связи между объектами можно описать словами, представить формулами, изобразить схематически.

  1. Система объектов.

     Практически у любого объекта можно выделить составные части: шариковая ручка состоит из корпуса и стержня, пирожок – из теста и начинки. Составные части объекта взаимодействуют между собой.

     Система – совокупность взаимосвязанных объектов, воспринимаемая как единое целое.

      Примеры систем:

Система

Разновидность

Объекты

Солнечная система

Планетарная

Солнце, Земля, Нептун, Плутон и др.

Школа

Организационная

Здание, оборудование, учителя, ученики

Компьютер

Техническая

Системный блок, клавиатура, монитор, ПО

Система счисления

Знаковая

Символы, цифры

Аквариум

Биологическая

Емкость, вода, водоросли, рыбки

Контрольные вопросы:

  1. Приведите примеры пространственных отношений между объектами.
  2. Приведите пример временных отношений.
  3. Приведите пример части и целого.
  4. Какая связь существует между лампой и электрической розеткой.
  5. Когда два человека беседуют, существует ли между ними связь.
  6. Приведите примеры географических связей.
  7. Когда объект можно назвать системой. Примеры.
  8. Можно ли назвать объект «ножницы» системой. Обоснуйте ответ.
  9. Из каких объектов состоит система «очки».

Домашнее задание учебник Угриновича с. 243 – 245.

Конспект урока № 4 по теме: «Информационная модель системы». + учебник Угриновича чтение и запись на уроке

      Этапы построения информационной системы:

  1. Описание системы как единого объекта.

 Пример информационной модели объекта «велосипед» (цель – покупка велосипеда)

Объект

Название

Возможные значения

Действия

Велосипед

Вид

Размер

Тип

Спортивный, дорожный, гоночный

Детский, подростковый,

Взрослый

Складной, трехколесный, женский

Управлять, перемещаться, разгоняться, тормозить

  1. Информационная модель элементов системы (анализ).

Пример информационной модели элементов системы «велосипед» (цель — эксплуатация)

Объекты

Параметры

Действия

Рама

Форма, материал, прочность

Соединять элементы конструкции

Колеса

Форма, размер, расположение

Вращаться

Сцепляться с дорогой

Педали

Расстояние между педалями

Вращать

Руль

Форма, расположение

Поворачивать

Придавать устойчивость

  1. Описание связей и отношений между элементами системы.
  1. Описание взаимодействия элементов системы.

     Для вращения надо нажать на педаль, для придания направления повернуть руль и т. д.

  Контрольный вопрос: 1. Составьте информационную модель систем «классная комната», «садовый участок».

Угринович с.283 «Информационные модели  управления объектами».

Конспект урока № 5 по теме: «Классификация моделей».

I. Введение.

Класс – группа объектов с одинаковым набором характеристик.

Классификация – распределение объектов на классы и подклассы на основании общих признаков.

Пример классификация (виды) компьютерных документов:

Вид документа

Форма представления информации

Объекты документа

Среда

Текст

Символьная

Символ

Слово

Предложение

Абзац

Страница

Текст

Текстовый редактор или процессор

Графика

Графическая

Пиксель

Графический примитив

Рисунок

Графический редактор

Таблица

Табличная

Ячейка

Блок ячеек

Таблица

Диаграмма

Табличный процессор

База данных

Список или картотека

Элемент поля

Поле

Запись

База данных

Система управления базой данных

Составной документ

Символьная

Графическая

Табличная

Список

Внедренные объекты разных сред: текст, графика, таблицы, формулы, звук.

Текстовый процессор

Редактор презентаций

  1. Виды моделей.
  1. По области использования модели делятся на:
  1. Учебные (наглядные пособия, тренажеры)
  2. Опытные (решают технические, экологические проблемы)
  3. Научно – технические (исследуют процессы и явления)
  4. Игровые (репетируют поведение объекта в различных ситуациях)
  5. Имитационные ( метод проб и ошибок, выявления побочных действий лекарства).
  1. По фактору времени: — статические (единовременный срез информации, осмотр у стоматолога) и динамические (изменение объекта во времени, медицинская карта о состоянии зубов в течении нескольких лет ).
  2. По способу представления:
  1. Материальные
  2. Абстрактные (делятся на вербальные и информационные).

Домашняя работа учебник Угриновича  с. 245 «Типы информационных моделей»

Конспект урока № 6 по теме: «Основные этапы моделирования. Подготовка к контрольной работе».

Угринович с. 253 – 255

        Процесс разработки моделей и их исследования на компьютере можно разделить на несколько основных этапов.

  1. Описательная информационная модель. Выделяет существенные свойства объекта, а не существенными пренебрегает.
  2. Формализованная модель, т.е. описательная информационная модель записывается с помощью какого – либо формального языка (формул, уравнений, неравенств).
  3. Компьютерную модель, т.е. выразить ее на понятном компьютеру языке. Два построения компьютерной модели:
  1. построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования,
  2. построение компьютерной модели с использованием одного из приложений (электронных таблиц, СУБД).
  1. Проведение компьютерного эксперимента. Т.е. запустить программу и проверить результаты, построить диаграмму.
  2. Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой

модели.

Напечатать для 11-х классов гимназии № 1

Тема урока № 3: «Информационные модели на графах».

     Граф – это средство  для наглядного представления состава и структуры системы.

     Граф состоит из вершин, связанных дугами или ребрами. Вершины могут быть изображены кругами, прямоугольниками, точками…

Связи между вершинами изображаются линиями.

Если линия направленная, то она называется дугой. Если не направленная, то ребром.

Граф, в котором направлены все линии, называется ориентированным графом.  Пример, схема метро.

     Взвешенный граф –  это граф, в котором с вершинами или линиями связана некоторая дополнительная информация. Эта информация называется весом вершины или линии. Вес задается в виде надписи на вершине или линии.

     Дерево – это граф, предназначенный для отображения связей между объектами как вложенность, подчиненность, наследование и т. п.  Строится он следующим образом. Сначала рисуем «главную» вершину, которая не зависит ни от одной другой вершины. Эта вершина называется корнем дерева и является единственной вершиной «1-ого уровня». Далее добавляем вершины второго уровня.  Полученный граф напоминает куст.

Практическая работа задания № 7,8 из решебника Семакина  

Конспект урока № 7  по теме: Контрольная  работа.

Конспект урока № 8 по теме: «Классификация компьютеров по функциональным возможностям».

резерв

Компьютеры можно разделить на два класса:

                 Малых компьютеров                                    Больших компьютеров          Персональные Производственные Портативные       Серверы  Суперкомпьютеры

    Суперкомпьютеры стали выпускать в 70 –х годах компания Cray Research. Мультимедийный процессор, т.е. конвейерный способ обработки информации. Процессор разделен на несколько маленьких процессоров, каждый выполняет только свою часть работы.

   Портативные (ноутбук, карманный) – можно переносить  и работать в дороге.

   Промышленные нужны в