Какие закономерности наблюдаются в изменении свойств кислотных

Какие закономерности наблюдаются в изменении свойств кислотных thumbnail

По каким закономерностям изменяются свойства элементов в таблице Менделеева?

Анонимный вопрос  ·  30 октября 2018

246,5 K

Подготовила к ЕГЭ по химии 5000 учеников. С любого уровня до 100 в режиме…  ·  vk.com/mendo_him

При движении по группе главной подгруппы сверху вниз⬇️

????Радиус атома увеличтвается

????Электроотрицательность уменьшается

????Окислительные свойства ослабевают

????Восстановительные свойства усиливаются

????Неметаллические ослабевают

????Металлические усиливаются

По периоду слева направо всё наоброт????

????Радиус уменьшается

????ЭО возрастает

????Окислительные свойства усиливаются

????Восстановительные ослабевают

????Неметаллические увеличиваются

????Металлические свойства ослабевают

Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог

В периодах (слева направо): увеличивается заряд ядра, число электронов на внешнем уровне, уменьшается радиус атомов, в связи с этим увеличивается прочность связи электронов с ядром и электроотрицательность, что в свою очередь ведет к усилению окислительных свойств (неметаличности) и ослаблению восстановительных (металличности).

В группах (сверху вниз): увеличивается… Читать далее

Можете зайти на этот форум и найти нужный вам ответ!!Осень будем рады вас там видеть!♥️https://blog.pachca.com/post… Читать дальше

Как изменяются свойства в следующих цепочках mn ti ca?

Всем, привет! Тема семьи и отношений очень близка мне, но, став мамой, нужно…

Они у вас расположены не совсем в правильноп порядке, сначла идёт Кальций, затем Титан , а уже дальше Марганец. Если брать измения в группе , то слева направо начинает уменьшаться радиус атома, увеличивается окислительная активность, ослабляются металлические свойства.

Что значит «сильные поля у атомов» в физике?

Сусанна Казарян, США, Физик

А то и значит, что в атомах огромные электростатические поля удерживают электроны на квантовых орбитах. Оценим количественно эти поля, используя квазиклассическое приближение Бора.  Заряд протона q = 1,6×10⁻¹⁹ Кл. Напряжённость электростатического поля на первой Боровской орбите (радиус, r ≈ 5,3×10⁻¹¹ м) равен |Е| = kq/r² ≈ 5×10¹¹ В/м, где k ≈ 9×10⁹ Н⋅м²⋅Кл⁻². Таких огромных полей в природе нет, кроме как в атомах и в атомных ядрах. 

Для сравнения, пробивная напряжённость электростатического поля в воздухе равна около 3×10⁶ В/м, что соответствует средней напряжённости электростатического поля, создаваемая грозовым облаком непосредственно перед формированием молнии. Видно, что это значение на 5 порядков (в 100000 раз) меньше, чем электрическое поле в атоме. 

Кстати, именно такие гигантские электрические поля и приводят к частоте вращения (в квазиклассическом приближении) электрона в атоме водорода ~10¹⁶ оборотов в секунду и электрическому току на первой Боровской орбите атома водорода ~1 мА.

Почему у кислорода валентность 2, а не 6?

В таблице Менделеева кислород находится во втором периоде шестой группы, порядковый номер 8. Это означает, что у него всего имеется 8 электронов и 2 энергетических уровня, на которых эти электроны располагаются.

На первом уровне (который ближе к ядру атома) два S-электрона, а на втором (внешнем) — два S и четыре Р-электрона.

Валентность элемента зависит от числа неспаренных электронов, которые находятся на внешнем уровне. У кислорода их будет всего два.

Рассмотрим строение внешнего уровня атома кислорода. На нем всего 6 электронов.

Два S-электрона находятся в паре на S-подуровне, на нем может поместиться всего два электрона, вот они его и заняли.

На Р-подуровне может поместиться максимум 6 электронов на трех орбиталях. У кислорода 4 электрона. Два из них заняли одну орбиталь, образуя пару. А два распределились каждый на своей орбитали, то есть остались неспаренными.

Так как валентность зависит от числа неспаренных электронов, а у кислорода их два, то и валентность кислорода будет равна 2.

Валентность кислорода не может равняться 6, так как у него отсутствует d-уровень, на который могли бы перейти электроны, разрушив пары и став неспаренными. В отличие от кислорода, все остальные элементы 6 группы, начиная с 3 периода, имеют d-уровни, на которые могут переходить электроны. Поэтому у всех остальных элементов высшая валентность может равняться 6.

Источник

22.03.2018                                                                                                 11 класс

Тема: Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты.

Цель:

Образовательные-углубить, систематизировать, обобщить знания учащихся об оксидах неметаллов и соответствующих им кислородсодержащих кислотах.
Развивающие — развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы, правильно и последовательно  излагать свои мысли.

Воспитывающие — содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;

Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний

Ход урока

I. Организационный момент. 

Здравствуйте ребята!

Создание положительной психологической атмосферы: положите правую руку на голову вашего право стоящего товарища погладьте его по голове и улыбаясь говорите «Ты хороший», а теперь повернитесь налево и сделайте то же самое с лево стоящим соседом. А теперь погладьте свою голову и скажите с удовольствием «А я то лучше». Молодцы! Значит каждый из вас самый лучший. (присутствующие учителя повторяют).

   Я желаю вам настроиться на плодотворную, успешную работу сегодня на уроке.

II. Актуализация опорных знаний

Их получают путем горения,

Или разложением сложных веществ

В них два элемента, один-кислород,

Я отнесу к ним и известь и лед

Читайте также:  Что собой представляет магнитное поле какими свойствами оно обладает

Что такое оксиды? К какой группе относятся оксиды неметаллов?
Дайте определения кислотным, основным и амфотерным оксидам,  подтвердите схему примерами формул соответствующих оксидов. Для этого запишите правильно формулы оксидов: оксид серы6, оксид азота4, оксид магния, оксид натрия, оксид фосфора5,оксид кремния, оксид углерода4, оксид хрома6, оксид цинк.

III .Изучение новой темы.

Общая характеристика оксидов неметаллов.

Задание: Даны формулы кислотных оксидов:

А) N2O5   CO2       Cl2O7     SO3    

Б)P2O5    As2O5   N2O5    Sb2O5

Расположите эти формулы в порядке усиления кислотных свойств оксидов. Объясните, какие закономерности наблюдаются в изменении кислотных свойств оксидов в периодах и группах.

3.2.Окислительные свойства серной и азотной кислоты.

Работа с текстом учебника, схемами  (стр132):

Сравните химические свойства серной и азотной кислот.    Допишите схемы реакций,   объясните их в свете представлений об ОВР.

Ме + HNO3  конц.     →   соль +       NO2↑ + H2O          

Ме + HNO3  разб.      →   соль +       NO↑ + H2O          

 А) Hq + H2SO4 конц.→                 Б) Hq  + HNO3 конц.→               В)  Hq  + HNO3  разб.→    

   IV. Первичный контроль

Выполните тестовые задания ( с взаимопроверкой по ключу)

Часть 1 ( с выбором одного ответа, по 1 б. за каждый правильный ответ)

1. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ:

1) вода и соляная кислота
2) кислород и оксид магния
3) вода и медь
4) оксид кальция и гидроксид натрия

2. Способны взаимодействовать между собой

1) SiO2 и Н2О     2) СО2 и H2SO4     3) CO2 и Са(ОН)2     4) Na2O и Са(ОН)2

3. Ни с водой, ни с раствором гидроксида натрия не реагирует

1) SiО2     2) SO3     3) ВаО           4) NО

4. Реагирует с гидроксидом натрия и оксидом бария, а с водой нет

   1) CO2           2) SO3             3) SiО2                4) SO2

5. Верны ли следующие суждения?

А). В А-группах сверху вниз кислотные свойства высших оксидов неметаллов усиливаются.

Б). В периодах слева направо свойства высших оксидов постепенно изменяются от основных к кислотным.

1) верно только А                           3) верны оба суждения

2) верно только Б                             4) оба суждения неверны

6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между серебром и разбавленной азотной кислотой:

1)  6                      2) 10                3) 13                        4) 18         

Часть 2   ( за правильный ответ -3 б., если есть одна ошибка – 1 б., 2 и более ошибки – 0 б.)  

7. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакций

1)     Zn  + HNO3 конц.→                                       А)  Zn(NO3)2        +   NO2↑ +   H2O

2)      Zn  + HNO3 разб.→                                       Б) )  Zn(NO3)2      + H2↑

3)      ZnO  + HNO3    →                                            В)  Zn(NO3)2      +   NO↑ +   H2O

4)      Zn(NO3)2       →                                                 Г) ZnO  + NO2↑ +   H2O

                                                                                      Д) Zn(NO3)2      +   H2O

Ключ к взаимопроверке:

1

2

3

4

5

6

7

4

3

4

3

2

3

1 – А;    2 – В;     3 – Д;  4 — Г

Система перевода первичного балла в отметку:

«5»  — 8 – 9 б.   – Вы молодец!                        

  «4»   — 7 – 6 б. – Безусловно, вы хорошо потрудились! Но вам  ещё есть к чему стремиться!                        

  «3»   — 5 — 4  б. – Вам ещё много предстоит потрудиться, чтобы приобрести прочные знания по данной теме и  улучшить свой результат. Помните: дорогу осилит идущий!

Читайте также:  Каким свойствами обладает петрушка

V. Домашнее задание:

1) проработать §38, 39; используя электронное приложение к учебнику, выполните тесты к §38

2) Для тех, кто сдаёт ЕГЭ:  выполните 1-2 задания на выбор: упр. 3 стр. 183;  задачи № 5,6 стр. 179;

3) Творческие задания:

Подготовьте презентацию (по выбору)  «Кислотные дожди», «Азотная кислота и её применение», «Серная кислота и её применение»

VI. Рефлексия

Продолжите предложения

Я могу…               Я умею…          Я пока затрудняюсь…    Мне ещё необходимо…

Всем спасибо за урок!

Источник

Тема: Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот.

Демонстрации. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот

Лабораторные опыты № 5,6,7. Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.

Цель: углубить, систематизировать, обобщить знания учащихся об оксидах неметаллов и соответствующих им кислородсодержащих кислотах.
Развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы, правильно и последовательно  излагать свои мысли.

Ход урока

I. Организационный момент.

Притча о сверчке

Как-то раз я шел со своим другом по людной улице Москвы, и он внезапно воскликнул:

– “Я слышу сверчка”.

– “Да ты с ума сошел”, – ответил я, окинув взором переполненную в час пик центральную улицу города. Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты.

– “Но, я правда слышу сверчка”, – настаивал он, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения. Потом нагнулся, раздвинул листья растений и показал мне сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни.

– “Удивительно”, – отозвался я. – “У тебя, должно быть, фантастический слух”.

– “Да, нет. Все зависит от того, на что ты настроен”, сказал он.

Я желаю вам настроиться на плодотворную, успешную работу сегодня на уроке.

II. Актуализация опорных знаний

Что такое оксиды? К какой группе относятся оксиды неметаллов?
Дайте определения кислотным, основным и амфотерным оксидам, подтвердите схему примерами формул соответствующих оксидов.

scalebox{0.5}{includegraphics{fig2.eps}}

III .Изучение новой темы.

3.1. Общая характеристика оксидов неметаллов.

Демонстрации. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот

Работа в группах:

Задание 1 группе:

Даны формулы кислотных оксидов:

А) N2O5 CO2 Cl2O7 SO3

Б)P2O5 As2O5 N2O5 Sb2O5

Расположите эти формулы в порядке усиления кислотных свойств оксидов. Объясните, какие закономерности наблюдаются в изменении кислотных свойств оксидов в периодах и группах?

Задание 2 группе:

Как доказать, что нерастворимый в воде оксид кремния (IV), принадлежит к числу кислотных оксидов? Составьте соответствующие уравнения реакций.

3.2.Окислительные свойства серной и азотной кислоты.

Работа с текстом учебника, схемами (Работа в парах):

Сравните химические свойства серной и азотной кислот. Допишите схемы реакций, объясните их в свете представлений об ОВР.

Ме + HNO3 конц. → соль + NO2↑ + H2O

Ме + HNO3 разб. → соль + NO↑ + H2O

А) Hq + H2SO4 конц.→ Б) Hq + HNO3 конц.→ В) Hq + HNO3 разб.→

IV. Первичный контроль

Выполните тестовые задания ( с взаимопроверкой по ключу)

Часть 1 ( с выбором одного ответа, по 1 б. за каждый правильный ответ)

1. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ:

1) вода и соляная кислота
2) кислород и оксид магния
3) вода и медь
4) оксид кальция и гидроксид натрия

2. Способны взаимодействовать между собой

1) SiO2 и Н2О 2) СО2 и H2SO4 3) CO2 и Са(ОН)2 4) Na2O и Са(ОН)2

3. Ни с водой, ни с раствором гидроксида натрия не реагирует

1) SiО2 2) SO3 3) ВаО           4) NО

4. Реагирует с гидроксидом натрия и оксидом бария, а с водой нет

1) CO2 2) SO3 3) SiО2 4) SO2

5. Верны ли следующие суждения?

А). В А-группах сверху вниз кислотные свойства высших оксидов неметаллов усиливаются.

Б). В периодах слева направо свойства высших оксидов постепенно изменяются от основных к кислотным.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между серебром и разбавленной азотной кислотой:

1) 6 2) 10 3) 13 4) 18

Часть 2 ( за правильный ответ -3 б., если есть одна ошибка – 1 б., 2 и более ошибки – 0 б.)

7. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакций

1) Zn + HNO3 конц.→ А) Zn(NO3)2 + NO2↑ + H2O

2) Zn + HNO3 разб.→ Б) ) Zn(NO3)2 + H2↑

3) ZnO + HNO3→ В) Zn(NO3)2 + NO↑ + H2O

4) Zn(NO3)2 →Г) ZnO + NO2↑ + H2O

Д) Zn(NO3)2 + H2O

Ключ к взаимопроверке:

1

2

3

4

5

6

7

4

3

4

3

2

3

1 – А; 2 – В; 3 – Д; 4 — Г

Система перевода первичного балла в отметку:

«5» — 8 – 9 б. – Вы молодец!

«4» — 7 – 6 б. – Безусловно, вы хорошо потрудились! Но вам ещё есть к чему стремиться!

«3» — 5 — 4 б. – Вам ещё много предстоит потрудиться, чтобы приобрести прочные знания по данной теме и улучшить свой результат. Помните: дорогу осилит идущий!

V. Домашнее задание:

1) проработать §38, 39; используя электронное приложение к учебнику, выполните тесты к §38

2) Для тех, кто сдаёт ЕГЭ: выполните 1-2 задания на выбор: упр. 3 стр. 183; задачи № 5,6 стр. 179;

Читайте также:  Какими свойствами обладают деньги экономика

3) Творческие задания:

Подготовьте презентацию (по выбору) «Кислотные дожди», «Азотная кислота и её применение», «Серная кислота и её применение»

VI. Рефлексия

Продолжите предложения

Я могу… Я умею… Я пока затрудняюсь… Мне ещё необходимо…

Всем спасибо за урок!

Источник

1. Слева направо по периоду (см. Таблица Менделеева):

    • металлические свойства простых веществ ослабевают (уменьшаются)
    • неметаллические свойства усиливаются (увеличиваются)
    • радиус атома уменьшается (атомное сжатие из-за увеличения заряда ядра)
    • электроотрицательность элементов возрастает (самый ЭО элемент — фтор)
    • восстановительные свойства уменьшаются
    • окислительные свойства увеличиваются
    • основные свойства оксидов и гидроксидов уменьшаются
    • Кислотные свойства оксидов и гидроксидовусиливаются
    • идет увеличение числа электронов на внешнем уровне
    • увеличивается максимальная валентность элементов

2. Сверху вниз по группе (см. Таблица Менделеева)(для главной подгруппы):

    • металлические свойства простых веществ усиливаются
    • неметаллические свойства ослабевают
    • радиус атома увеличивается
    • электроотрицательность элементов уменьшается
    • основные свойства оксидов и гидроксидов усиливаются
    • кислотные свойства оксидов и гидроксидов убывают
    • Число электронов на внешнем уровне не меняется

3. К основным оксидам относятся оксиды металлов со степенью окисления +1 и +2

4. К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов и оксиды металлов со степенью окисления +5, +6, +7

5. К амфотерным оксидам относятся Al2O3, BeO, ZnO, Cr2O3

Давайте порассуждаем вместе

1. Как изменяется радиус атома в ряду Be — Mg — Ca ?

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

4) сначала уменьшается, потом увеличивается

Ответ: все элементы находятся в одной группе, сверху вниз, значит радиус атома увеличивается

2. Как изменяются металлические свойства в ряду Li — Be — B?

1) не изменяются

2) сначала усиливаются, потом уменьшаются

3) ослабевают

4) усиливаются

Ответ: все элементы находятся в одном периоде слева направо, значит металлические свойства ослабевают

3. Как изменяется электроотрицательность в ряду F — O — N?

1) сначала усиливается, потом ослабевает

2) уменьшается

3) не изменяется

4) усиливается

Ответ: все элементы находятся в одном периоде справа налево, значит электроотрицательность уменьшается.

4. Как изменяются неметаллические свойства в ряду As — P — N?

1) уменьшаются

2) не изменяются

3) сначала усиливаются, потом уменьшаются

4) усиливаются

Ответ: все элементы находятся в одной группе снизу вверх, значит неметаллические свойства усиливаются

5. Как изменяется число валентных электронов в ряду Li — Na — K?

1) не изменяется

2) увеличивается

3) уменьшается

4) сначала уменьшается, затем увеличивается

Ответ: все элементы находятся в одной группе сверху вниз, значит число валентных электронов не изменяется

6. Как изменяются окислительные свойства в ряду O — S — Se?

1) увеличиваются

2) сначала уменьшаются, затем увеличиваются

3) не изменяются

4) уменьшаются

Ответ: все элементы находятся в одной группе сверху вниз, значит окислительные свойства уменьшаются

7. Как изменяются восстановительные свойства в ряду Si — Al — Mg?

1) сначала уменьшаются, затем усиливаются

2) увеличиваются

3) не изменяются

4) уменьшаются

Ответ: все элементы находятся в одном периоде справа налево, значит восстановительные свойства усиливаются

8. Как изменяются свойства оксидов в ряду MgO -> Al2O3 —> SiO2

1) от основных к кислотным

2) от кислотных к основным

3) от кислотных к амфотерным

4) от основных к амфотерным

Ответ: все элементы находятся в одном периоде слева направо, значит свойства оксидов изменяются от основных к кислотным

Задания повышенной сложности

1. В главных подгруппах периодической системы с увеличением заряда ядра атомов химических элементов происходит:

1) усиление неметаллических свойств

2) усиление металлических свойств

3) высшая валентность элементов остается постоянной

4) изменяется валентность в водородных соединениях

5) уменьшается радиус атомов

Ответ: 2, 3

2. В главных подгруппах периодической системы  восстановительная способность атомов увеличивается по мере

1) уменьшения радиуса атома

2) увеличения числа электронных слоев в атомах

3) уменьшения заряда ядра атомов

4) увеличения числа валентных электронов

5) увеличения порядкового номера элемента

Ответ: 2, 5

3. В ряду химических элементов Be, Mg, Ca, Sr

1) усиливается способность атомов отдавать электроны

2) уменьшается заряд ядра атомов

3) усиливается восстановительная способность

4) уменьшаются металлические свойства

5) усиливается способность атомов принимать электроны

Ответ: 1, 3

4. В ряду химических элементов I, Br, Cl, F восстановительная способность атомов уменьшается, потому что

1) увеличивается радиус атома

2) увеличивается заряд ядра атомов

3) увеличивается число электронных слоев в атомах

4) уменьшается число электронных слоев в атомах

5) уменьшается способность атомов отдавать электроны

Ответ: 4, 5

5. В ряду химических элементов As, P, N

1) увеличивается радиус атома

2) увеличивается электроотрицательность

3) усиливаются кислотные свойства их высших оксидов

4) возрастает значение высшей степени окисления

5) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое атомов

Ответ: 2, 3

6.  В ряду химических элементов  P, N, O

1) уменьшается число электронов во внешнем электронном слое

2) увеличивается электроотрицательность

3) возрастает значение высшей валентности

4) ослабевают неметаллические свойства

5) усиливается способность атомов принимать электроны

Ответ: 2, 5

7. В ряду гидроксидов NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3

1) увеличивается термическая стойкость

2) ослабевают основные свойства

3) увеличивается способность к электролитической диссоциации

4) ослабевают окислительные свойства

5) уменьшается растворимость в воде

Ответ: 2,5

Источник