Какие свойства жидкостей отмечены в поговорке

Какие свойства жидкостей отмечены в поговорке thumbnail

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: физика

Класс: 7

Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: раскрыть сущность понятия «Агрегатные состояния вещества», расширить знания о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.

Задачи урока: обеспечить усвоение знаний о физических особенностях отдельных агрегатных состояниях веществ; формировать умение решать задачи с применением знаний об агрегатных состояниях вещества.

Планируемые результаты

Предметные: научиться доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях вещества.

Метапредметные: формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формирование умения генерализовать идеи и определить средства, необходимые для их реализации, развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации.

Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Формируемые способы деятельности

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

Отвечают на приветствие учителя.

Настраиваются на учебную деятельность.

Формировать навыки самоорганизации

2.Проверка домашнего задания.

Организовывает проверку домашнего задания (высвечиваются на интерактивной доске)

Задание1 Смочите два листочка бумаги: один – водой, другой – растительным маслом. Слипнутся ли они при соприкосновении?

Задание2. Кусок мыла сильно прижмите к тарелке, смоченной водой, и проверните несколько раз. Поднимите мыло вверх. Вместе с мылом поднимется и тарелка. Почему это произошло?

Читайте также:  Какими свойствами обладает молекула днк

Проводит работу по решению трудных заданий(заданий повышенного уровня)

Задание. На блюдце с холодной водой поставьте перевернутый очень теплый стакан. Через 15-20мин проследите за уровнем воды в стакане и блюдце. Объясните результат опыта

(ответы проецируются на экран)

Проверяют друг у друга правильность выполнения заданий.

Реш.1 Не слипнутся, т. к. вода не смачивает жирные поверхности, т. е. молекулы воды притягиваются к молекулам воды сильнее, чем к молекулам масла.

Реш.2 Это происходит потому что, между молекулами мыла и тарелки происходит взаимное притяжение. Притяжение вызвано смачиванием поверхности водой и плотным прижатием, а также здесь играет важную роль гладкость поверхностей.

Реш. Воздух под стаканом будет охлаждаться, поэтому объем воздуха уменьшится и вода из блюдца займет некоторое пространство в стакане, следовательно уровень воды в стакане станет больше.

Проводить объективную самопроверку

3. Актуализация знаний

Вопросы (на интерактивной доске)

1. Как взаимодействуют между собой молекулы??

2. Когда заметнее проявляется отталкивание, а когда притяжение между молекулами?

3.Какое явление, наблюдаемое в природе, основано на притяжении молекул твердого тела и жидкости?

4.У водоплавающих птиц, перья и пух остаются сухими. Почему?

Вопрос запуска постановки учебной задачи

Достаточно ли у вас знаний о свойствах жидкости, газа и твердых тел?

Формулирует учебную задачу

Восполнить недостаток в знаниях о свойствах жидкости, газа и твердых тел

Определяют свои достижения в знаниях о свойствах жидкости, газа и твердых тел.

Осознают важность решения поставленной задачи.

Развивают навыки целеполагания

4. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.

Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока

-Что необходимо узнать на уроке?

-Чему нужно научиться на уроке?

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировании целей и задач урока.

Класс условно разделяется на две группы.

Одна группа предлагает цели и задачи урока, другая критикует. Группы совместно приходят к единому решению

Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу

Читайте также:  Какое из перечисленных свойств ощущений не является таковым модальность

5. Изучение нового материала.

Объясняет новый материал, демонстрирует физический эксперимент: Демонстрация ЭОР.

Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Три состояния вещества” Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества

Схема на доске.

Даёт задание прочитать параграф или дополнительную литературу.

Даёт задание составить конспект параграфа.

Слушание.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы.

Выражать свои мысли в соответствии с задачей, проводить исследование, корректировать свои действия

6. Закрепление изученного материала

Предлагаются тесты в двух вариантах.

(на интерактивной доске)

I

1. Какими общими свойствами обладают твердые тела?

А. Собственной формой и легко изменяемым объемом.

Б. Собственной формой и объемом.

В. Собственным объемом и изменчивостью формы.

2. Чем отличается, с молекулярной точки зрения, цинк в твердом и жидком состояниях?

А. Составом молекул.

Б. Ничем.

В. Расположением, взаимодействием и движением молекул.

3. Почему газы не имеют собственной формы?

А. Потому, что молекулы газа быстро движутся.

Б. Потому, что молекулы газа, практически не взаимодействуя, двигаясь свободно и хаотично, достигают всех стенок сосуда, и газ принимает его форму.

В. Из-за диффузии.

II

1. Какими общими свойствами обладают жидкости?

А. Отсутствие собственных формы и объема.

Б. Обладание собственной формой и объемом.

В. Наличие у них собственного объема и текучести, следовательно, изменчивостью формы.

2. В каком состоянии вещества его молекулы сближены на расстояния, меньшие размеров самих молекул, сильно взаимодействуют и остаются на одних и тех же местах, лишь совершая около них колебания?

А. Жидком.

Б.Газообразном.

В. Твердом.

3. Почему газы занимают все предоставленное им пространство?

А. Потому, что молекулы газа быстро движутся.

Б. Потому, что молекулы газа, практически не взаимодействуя, двигаясь свободно и хаотично, достигают всех стенок сосуда, и газ принимает его форму.

В. Вследствие диффузии.

Читайте также:  Что такое натуральный ряд каким свойством обладает

Отвечают на вопросы в тестах

Проходит взаимопроверка(ответы на интерактивной доске)

Осувществлять самопроверку и самоконтроль

7. Решение заданий

Организовывает решение заданий

1.Летним вечером над озером образовался туман. Какое это состояние воды?

2.Почему газы заполняют весь предоставленный им со­суд?

3.Тело сохраняет свою форму и объем. В каком состоя­нии находится тело?

4.Какие свойства жидкостей отмечены в поговорке и пословицах:

А)Вилами по воде писано (русская);

Б) У воды гибкая спина (финская);

В)Не расписывайся на воде (корейская);

Г) На воде картины не напишешь (японская)?

5.Какие свойства твердых тел отмечены в поговорке и пословицах:

А)Тверд как алмаз (русская);

Б) Хорошее железо не идет на гвозди (китайская);

В)Лепи из глины, пока она сырая (индонезийская)?

Решают задания и упражнения

  1. Туман – это взвесь капелек воды в воздухе. Следовательно, это жидкое состояние воды.

  1. Расстояние между молекулами больше, чем сами мо­лекулы, и поэтому они почти не притягиваются и сво­бодно движутся. Молекулы газа расположены на рас­стояниях, во много раз превышающих размеры одной молекулы, почти не притягиваются друг к другу и, дви­гаясь беспорядочно во всех направлениях, заполняют весь предоставленный им объём.

  2. В твердом состоянии.

  3. Жидкость обладает свойством текучести.

  4. В обычных условиях твердые тела сохраняют свою форму и объем

Развивать умение самостоятельно принимать решения

8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Организация подведения итогов урока учащимися. По­буждает учащихся к размышлению над вопросами:

  • Что на уроке меня больше всего впечатлило?

  • Как разбираемый на уроке вопрос побудил меня дома провести дополнительные исследования?

  • Как я оцениваю свою работу на уроке?

  • Каковы мои планы на самообразование по физике?

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Отслеживать цель учебной деятельности

9.Домашнее задание

§ 12, 13 учебника.

Помогает учащимся выбрать задания из учебника, за­дачника, рабочей тетради. Обращает внимание на воз­можности и способности учащихся

Выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание

Формировать навыки самоор­ганизации

Источник