Какие свойства воздуха используют в музыкальных инструментах

Какие свойства воздуха используют в музыкальных инструментах thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

п.Темижбекский

Учитель биологии Казакова Марина Александровна

Урок природоведения в 5м классе

.Тема: «Свойства воздуха».

Цель урока: Расширить знания учащихся о составе и свойствах воздуха, его значении. Показать применение человеком этих знаний на практике. Разъяснить важность охраны природы. Развить у учащихся умение анализировать, делать выводы, а так же умение работать самостоятельно  по постановке опыта.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, приборы для опытов.

План урока.

  1. Организационный момент ( 3 минуты)

  2. Изучение нового материала ( 25 минут)

  3. Закрепление изученного материала (7 минут)

  4. Подведение итогов  и задание на дом (5 минуты)

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверить готовность класса к уроку и отметить в журнале отсутствующих .

Изучение нового материала.

Ребята ,сегодня мы с вами начинаем изучение новой темы .Чтобы понять о чем пойдет речь , предлагаю отгадать загадки.

  1. Я коварный поджигатель.
    Вы огня хотите — нате!
    Я всесильный окислитель
    (Если только дров дадите). (Воздух)

  1. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
    Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

(Воздух)

  1. Ты без него не сможешь жить
    Ни есть, ни пить, ни говорить.
    И даже, честно говоря,
    Разжечь не сможешь ты огня.

Учитель: Да ,конечно это воздух.

Вот вы и назвали тему нашего урока : «Свойства воздуха».

Откройте свои тетради .Напишите число и тему урока.(Запись на доске)

Обратимся к слайдам нашей презентации.

(2слайд) Вот так выглядят воздушные потоки из космоса.

(3 слайд) Как вы думаете, почему мяч прыгает ,отталкиваясь от пола?

(В нем есть воздух, он обладает свойством упругости).

(4 слайд) Что толкает парусник вперед?

(Ветер)

(5 слайд) Почему улетает воздушный шар?

(Он наполнен теплым воздухом, а теплый воздух расширяется и поднимает шар над землей).

(6 слайд) Почему летят мыльные пузыри?

(Потому, что их наполнили воздухом).

(7 слайд)Что позволяет перышку держаться на лету?

(Движение воздуха)

Учитель: запишите в тетрадь .Ветер-это движение воздуха.

Что же такое воздух? Из чего он состоит?

В толковом  словаре русского языка указывается, что слово «воздух» заимствовано из церковно-славянского языка: «воздыхать». Воздух —  является средой для поддержания жизни за счет кислорода. Воздух — это прежде всего земная атмосфера , газовая оболочка, окружающая землю. Она предохраняет Землю от чрезмерного перегревания и охлаждения, что обеспечивает условия существования жизни на нашей планете. Воздушная оболочка Земли защищает нас от вредоносных излучений и метеорных тел.

Прежде не различали отдельных газов – все газы считались воздухом. В 1774 году Джозеф Пристли получил газ, который поддерживает горение и дыхание. Он назвал его «кислород». Теперь учеными установлено, что воздух всегда разный. Но какой бы он не был, в нем всегда есть его главные составные части: это азот 78%, кислород 21%, углекислый газ и инертные газы 1% .(слайд 9-запись в тетрадь)

Проведем опыт:

Возьмем небольшую свечку, глубокую тарелку, воду, стеклянный колокол. Опускаем в сосуд с водой плавающую свечу. Поджигаем свечу и накрываем её стеклянным колоколом . Понаблюдаем. Пока в колоколе есть кислород , свеча горит. При горении кислород расходуется и уровень воды поднимается.  Свеча гаснет, когда кислорода в колоколе не остается. Вода поднимается.

Вывод: огонь потребляет кислород, который нужен для его горения и ни одно живое существо не может пребывать в этом воздухе. Соответственно, кислород является важной составляющей воздуха, обеспечивающей жизнь всем на Земле.

Учеными было установлено, что две трети части воздуха составляет – азот. Азот как самостоятельный газ был открыт в  1772 шотландским ученым Д. Резерфордом.  Слово «азот» означает – «безжизненный». Ученые назвали этот газ «удушливым». Этот газ не поддерживает дыхание. Но он является частью воздуха. Люди научились использовать азот, добавляя его в удобрения для растений.

Углекислый газ бесцветный, без запаха, со слегка кисловатым вкусом..   Хотя углекислый газ уже был открыт в 1754 Джозефом  Блэком , более подробно изучил его и выделил в чистом виде именно Пристли. Ему же принадлежит открытие в 1771 г. роли углекислого газа в дыхании растений. Для газирования воды используют – углекислый газ. Увидеть этот газ очень легко, стоит только понаблюдать за движением пузырьков в стакане газированной воды.

Есть еще много других газов, которые содержатся в воздухе, но в очень маленьких количествах. Эти газы являются составными частями воздуха: неон, гелий, водород и многие другие.

Растения дышат так же как и мы с вами , но на свету они синтезируют и выделяют кислород, являясь «легкими» планеты.

Проведем опыт. В емкость ,наполненную водой ,будем опускать различные предметы: кусочек кирпича ,губку, линейку деревянную. Сделайте вывод и ответьте на вопрос: почему предметы окутаны пузырьками ?

(Учащиеся делают выводы.)

Учитель. Какими же свойствами обладает воздух?

Обратимся к слайдам презентации.

(слайд 10) Давайте ответим на вопрос. Что греет животных и ребенка в шубе зимой?

(Воздух обладает низкой теплопроводностью и задерживает тепло, находясь между ворсом в шубе или между шерстинками.)

(слайд11) Живые организмы так же используют свойства воздуха. Листья водных растений содержат много пустот между клетками, которые заполнены воздухом. Воздух не дает им утонуть. В Ю.Америке растет водное растение виктория регия. Листья ее достигают 2 метров в диаметре и выдерживают вес ребенка.

(слайд 12) На слайде вы видите растение ,которое покрывает летом практически всю гладь мелких водоемов. Это ряска. Попробуйте утопить ряску, она тут же всплывет. В тканях растения есть мелкие камеры ,наполненные воздухом.

(слайд13) На слайде вы видите Саргассово море. Особенность и известность ему придают водоросли, которые так же заполоняют поверхность воды и мешают судоходству .На поверхности их держат маленькие камеры с воздухом, что делает их непотопляемыми.

Кроме растений свойства воздуха используют водные животные.

(слайд14) Паук –серебрянка под водой строит кокон-воздушную камеру ,постепенно наполняя ее воздухом .В воде воздух смотрится как серебряный шар, отсюда и название. Под водой паук дышит за счет воздуха в коконе.

(слайд 15) Для сохранения тепла в жилище человек использует батареи отопления. Кто мне скажет, зачем на батареях необходим кран? (Ответ учащегося) При нагревании воздух расширяется ,при охлаждении сжимается, поэтому в трубах образуются «воздушные пробки». Чтобы вывести воздух из трубы необходимо открыть кран и спустить воздух. Вода будет равномерно нагреваться и циркулировать в системе.

Читайте также:  Какое свойство органических молекул

(слайд16) Люди в наше время  поняли, что нужно рационально использовать полезные свойства воздуха. . Сжатый воздух помогает добывать нефть, газ, он приводит в действие многие инструменты, которыми пользуется человек. Наверное, у многих дома есть дрель, краскопульт, работающие на сжатом воздухе.

(слайд 17) Отбойные молотки помогают разбирать старые постройки, добывать полезные ископаемые, разрушать твердые поверхности.

(слайд 18-20)В стеклопакетах так же используется свойство воздуха сохранять тепло. Мембранные материалы используются в изготовлении одежды-легкой и теплой. В больницах есть кислородные палаты, туда кладут больных и лечат их кислородом. Воздух помогает в работе печатных станков, на которых печатают интересные книги и газеты.

(слайд 21) Купол парашюта так же наполняет воздух, давая возможность сохранить жизнь человека в непредвиденных ситуациях.

(слайд22-23) Воздушными тормозами пользуются машинисты тепловозов, водители автобусов и троллейбусов. Стоп- кран встречается в каждом вагоне, приводится в действие сжатым воздухом. Без воздуха мы не услышим звучание музыкальных инструментов потому, что всякий звук есть результат колебания воздушной волны. Воздух в акваланге дает возможность наблюдать жизнь моря под водой. Воздух уносит ракеты за пределы земли, и помогает самолетам парить в воздушном пространстве. Кислород ,содержащийся в воздухе, поддерживает горение ,все двигатели внутреннего сгорания работают за счет воздуха. Лампочки, экраны телевизоров, микроскопов, рентгеновские аппараты не будут работать если из них не выкачать воздух, то есть надо создать вакуум.

Воздух помогает опускать на дно людей, когда нужно сделать какую-нибудь работу под водой. Например, построить опору для моста. На дно опускают огромный, прочный, железобетонный колпак, не пропускающий ни воды, ни воздуха. Он называется – кессоном. Внутрь кессона опускаются рабочие, роют котлованы и закладывают опоры для свай. Сильные насосы непрерывно подкачивают воздух внутрь кессона, и вода в него не проходит.

Давайте подведем итог и сформулируем , какие свойства воздуха нам знакомы.

  1. Цвет(бесцветный)

  2. Прозрачный(стекло)

  3. Воздух занимает пространство

  4. Сжимаемость и упругость

  5. Воздух имеет вес(1 куб метр воздуха равен 1290грамм)

  6. Низкая теплопроводность.

Ребята, сегодня мы познакомились с составом и свойствами воздуха, но мы должны помнить еще и то, что необходимо ценить и беречь чистоту воздуха! От качества воздуха зависит наша жизнь!

(слайды 35-39) Когда мы садим деревья, убираем мусор, бережем природу -мы сохраняем жизнь для будущих поколений. Каждый день, просыпаясь утром, помни об этом! Один мудрец сказал ,что человек тратит здоровье на зарабатывание денег, а потом не хватит ни каких денег, чтобы вернуть утраченное здоровье. Жизнь на Земле зависит от каждого человека.

Закрепление изученного материала.

Сейчас вы ответите на ряд вопросов, мы проверим усвоение материала.

  1. Мы можем жить без воздуха? (-нет)

  2. Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?(упругость)

  3. Почему при ясной погоде вы видите небо голубым?( цвет придают слои атмосферы)

  4. Почему трава не замерзает под снегом? (теплопроводность).

  5. Возьмите мяч и сожмите в руке. Какое свойство воздуха наблюдаете?(сжимаемость)

Разбор домашнего задания. Оценки за работу на уроке с комментариями учителя. Выставить оценки в журнал и дневники.

Столько неизведанного и таинственного таится рядом с нами в привычных предметах и явлениях. Новых вам открытий, друзья!

Источник

Людмила Остроушко
Занятие-практикум «Свойства воздуха» в старшей группе

Цель занятия: обогащение знаний детей о воздухе

Задачи:

1. Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека.

2. Развивать способность детей делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать; развивать связную речь, обогащать словарный запас.

3. Воспитывать любознательность.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: невидимый, бесцветный, програчный, освежающий, колючий, пронизывающий, прохладный, упругий.

Предварительная работа:

наблюдения во время прогулки за ветром, облаками, изготовление с детьми вееров из бумаги.,чтение: С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Материалы: мольберт, картинки с символами свойств воздуха, весы самодельные (палочка закрепленная на веревке, к концам которой привязаны два одинаковых воздушных шарика, пакеты, палочки, стаканы с водой, 2 воздушных шарика, мяч, листы бумаги, карточки с символичными обозначениями изучаемых свойств воздуха.

Ход занятия

Мотивационно — ориентировочный этап

Предложить детям и взрослым познакомиться с волшебником, который умеет творить чудеса.

Невидимка озорной живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим, и куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, с кем я вас хочу познакомить?

Верно, это – воздух. Воздух всегда рядом с нами, без него невозможно жить.

Но хорошо ли вы знакомы с ним? Хотите проверить?

Приглашаю вас пройти в нашу лабораторию.

Поисковый этап

Дети размещаются за столами в «лаборатории»

Воспитатель: В загадках о воздухе отражены его самые разные свойства. Внимательно послушайте загадки и постарайтесь понять, какие свойства воздуха в них упоминаются.

Загадка 1. Что всегда в комнате есть, но он невидим, и потрогать его нельзя?

Обсуждение: Воздух всегда вокруг нас, но он невидим (прозрачен, его нельзя почувствовать.

Воспитатель: Посмотрите на мольберт, что здесь изображено? Глаз

— Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ?

Дети: Как можно увидеть воздух?

А как вы думаете, есть ли воздух внутри нашего организма?

Эксперимент №1 «Видим воздух»

при помощи трубочки и ёмкости с водой

Воспитатель:Давайте проверим: опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее.

Дети проделывают эксперимент — ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует.

Воспитатель: Что вы увидели? Что появляется?

Воспитатель: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?

Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воздух – невидимка, но давайте попробуем его поймать.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг) .

Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

Читайте также:  У какого элемента фосфора или мышьяка свойства неметалла выражены ярче

А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим) .

Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый) .

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение) .

Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Посмотрите, на следующую картинку — нарисовано «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ?

Дети: Как услышать воздух

Эксперимент №2 «Слышим воздух»

Воспитатель: А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки, приложить их к губам и подуть.

— Мы познакомились со свойством воздуха. Скажите с каким?

(при встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки)

— Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки? (в духовых музыкальных инструментах)

Воздух всегда звучит по-разному, звук рождается, когда дрожит воздух. А сейчас давайте послушаем шум ветра, это тоже звук воздуха (дети слушают шум ветра)

А что такое ветер? (движение воздуха)

С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: Нам помогли бутылочки, дудочки и ветер.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: А ещё без воздуха мы не могли бы играть во множество интересных игр.

Воспитатель берет мяч.

Воспитатель: Скажите ребята, что находится внутри мяча?

Как вы думаете, если выпустить из мяча воздух, он сможет делать вот так (отбивание мяча об пол).

Воспитатель: Какие игры бывают с мячом? (Вопрос ко взрослым)

Игра в кругу с мячом:

Воспитатель: Какой бывает ветер?

(Ветер бывает: сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизывающий, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный, восточный)

Физминутка «Ветер»

Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо

Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны

Ветерок всё тише, тише, приседание

Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках

На картинке что изображено? «Нос».

Как вы думаете, воздух имеет запах?

Как проверить?

Эксперимент №3 «Узнай по запаху»

Воспитатель: Давайте вдохнём воздух – имеет ли он запах?

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат.

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их на разные тарелочки.

Воспитатель: вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи.

Воздух очень хорошо присваивает чужие запахи. Чем ещё может пахнуть воздух?

Дети: свежестью после дождя; сосновой смолой; дымом, если по близости горит костер.

Здоровье человека зависит и от того как мы дышим и от того, чем мы дышим.

Посмотрите, что на картинке? – «гиря».

Воспитатель: Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить?

Имеет ли вес воздух?

Кто как думаете? Давайте проверим?

Эксперимент № 4 «Имеет ли воздух вес

На середине палки длиной сантиметров в шестьдесят укрепим веревочку, а к обоим ее концам привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесим палку за веревочку и увидим, что она висит горизонтально. Если теперь проткнуть иголкой один из надутых шариков, из него выйдет воздух, и тот конец палки, к которому он был привязан, поднимется вверх. Если проколоть и второй шарик, то палка снова займет горизонтальное положение.

Вывод воздух имеет вес

Бумажные гонки

Воспитатель: Воздухом можно двигать предметы.Предлагаем устроить такую игру: каждому игроку понадобится картонка и лист бумаги. Одну сторону листа нужно отогнуть. Вместо финишной ленты натяните нитку. Теперь по команде машите картонками позади листов бумаги, и воздух будет двигать их вперед.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель предлагает детям с опорой на карточки правильно назвать все свойства воздуха.

Воспитатель: Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?

(Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)

Где можно встретить воздух? Почему мяч прыгает?

Почему мы не видим воздух? Что такое ветер?

Он – прозрачный невидимка, лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый, как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым, веет холодом зимой.

Мы его не замечаем, мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем – он ведь нам необходим.

Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой.

Мы с вами позже ещёузнаем:

Почему бывают волны на море, на реке?

* Почему летают птицы, самолёты, ракеты и не падают?

* Воздух бывает холодным, тёплым.

* Воздух бывает чистым, грязным. От чего это зависит?

Вы хотите об этом узнать? Тогда до встречи в нашей лаборатории!

Источник

Елена Свинцова
Конспект НОД: «Свойства воздуха», в старшей группе.

Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы.Тема: «Свойства воздуха»

Воспитатель: 1 квалификационной категории Свинцова Е. А. МКДОУ

Детский сад «Колокольчик»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

— обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

— познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

— развивать навыки проведения опытов;

— поощрять выдвижение гипотез;

— развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Гипотезы:

воздух постоянно нас окружает;

— способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

воздух есть внутри людей;

— без воздуха не возможна жизнь;

воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов;

— ветер — движение воздуха,

Материал: Пустая посылка, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, стаканчики с водой по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка, шарики воздушные на каждого ребенка, бумажные веер и музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка; киндеры с «запахом» и без запаха по одному на ребенка, миски с водой на каждого ребёнка, кружки из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка. Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.

Изготовление «ракеты»:

Читайте также:  Какие общие свойства у предметов из стекла 2 класс

1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край.

2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам (я привязала к ручкам дверей)

3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

Возрастная группа: старшая.

Ход.

1. Организационный момент.

В. Ребята, сегодня Знайка передал нам, новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Он хочет, чтобы мы с вами узнали что-то очень интересное. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети. Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

В.: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете,если отгадаете загадку:

«Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь.

он невидимый, но все же

без него мы жить не можем». (Воздух).

Основная часть.

В.: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть! (Ответы детей)

В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1. (Поймаем воздух)

В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

В.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

Конспект НОД: «Свойства воздуха», в старшей группе.

Дети. Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.

Воздух занял всё место в пакете.

В.: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.

В.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 (Воздух в человеке)

В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.

Какие свойства воздуха используют в музыкальных инструментах

В. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети. Нет, без воздуха человек умрет.

В. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Опыт 3 (Воздух можно услышать.)

В. Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?

Дети: он внутри шариков.

Какие свойства воздуха используют в музыкальных инструментах

В. Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?

Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.

В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Какие свойства воздуха используют в музыкальных инструментах

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Опыт 4 (ветер – это движение воздуха)

В.: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?

Дети. Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть на ладонь.

Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.

В.: Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите.

Что чувствуете? (ТЕПЛО) А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? (движение воздуха)

В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.

В.: Какой делаем вывод?

Вывод: когда воздух движется, получается ветер.

Опыт 5 (воздух не имеет запаха)

В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Дети. Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)

В.: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.

В.: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: — Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 6 (воздух легче воды)

В. Ребята, у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте их «утопить». Почему они не тонут?

Какие свойства воздуха используют в музыкальных инструментах

Дети. Внутри киндеров и игрушек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт 7. (воздух может двигать предметы)

В. Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).

В.: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?

Дети. Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.

Вывод. Воздух может двигать предметы.

Итог.

В. — Итак, что же такое ВОЗДУХ?

Дети: воздух — это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.

В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

Человек может жить без воздуха.

Ветер – это движение воздуха.

Способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

Воздух может двигать предметы.

Воздух тяжелее воды.

Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Предлагаю вам дома рассказать про нашего нового знакомого невидимку.

Источник