Какие свойства у научной информации

Какие свойства у научной информации thumbnail

Научно-информационная
деятельность, как основа научных
исследований и разработок, имеет свою
теоретическую базу. Практика последних
лет, большое число научно-исследовательских
работ, ведущихся у нас в стране и за
рубежом по проблемам научной информации,
все большее число специали­стов,
вовлеченных в эту сферу, вызвали широкое
развитие теоре­тической мысли в этой
области.

Научная
информация — информация, создаваемая и
получаемая в ходе научного процесса
.
Она отражает условия, содержание и
ре­зультаты проводимых исследований.
Область научной информа­ции имеет
широкие границы и ее классификация по
видам являет­ся довольно сложной
задачей.

Виды научной
информации. Необходимо отметить, что
попыт­ки представить взаимоотношения
между ними в виде сложной соподчиненности,
составить их иерархическую классификацию
обычно не приводят к приемлемым
результатам. Это связано с тем, что
классифицировать виды научной информации
приходит­ся по самым разным признакам
и зависимостям.

Как и любая
информация, научная информация может
быть визуальной, звуковой и тактильной
(осязательной). В свою очередь визуальная
информация по форме представления
бывает текстовой, графической
(изобразительной), картографической.
Однако для практического использования
особенно важны те виды научной информации,
которые выделяются по назначению, типу
переда­ваемой информации, способу
распространения, степени
аналитико-синтетической переработки,
области получения или использо­вания.

Научную информацию
можно подразделить:

по назначению —
на массовую и специальную (техническую,
строительную, медицин­скую, экономическую
и др.);

по типу передаваемой
информации — документальную и
фактографическую;

по способу
распростране­ния информации —
опубликованную и неопубликованную;

по сте­пени
аналитико-синтетической переработки
информации — пер­вичную и вторичную.

Структура научной
информации. Имеет явно выраженный
иерархический характер и включает в
себя следующие классы (по
Н.В.
И.Сифорову)*:

класс А — информация
о научных фактах,

класс В — информация
о научных гипотезах, концепциях и
тео­риях,

класс С — информация
о данной науке или области знания,

класс Д — информация
об окружающем нас мире.

Содержательная
структура научной информации в
достаточ­ной мере условна и не имеет
явного выражения. В одних и тех же
фрагментах научной информации может
содержаться информация нескольких
разных классов.

Свойства научной
информации

Свойства научной
информации, также как и ее структура,
по методу классификационного деления
носят иерархический харак­тер. Наиболее
важными свойствами научной информации
явля­ются следующие.

Неотрывность
от физического носителя
озна­чает,
что научная информация не может
существовать вне той или иной области,
в отрыве от своего физического носителя.

Неаддитивность,
некоммутативность и не­ассоциативность

означает отсутствие у научной информа­ции
таких свойств как аддитивность,
коммутативность, ассоциа­тивность,
т.е. содержащаяся в каком либо сообщении
научная информация не есть просто
арифметическая сумма ее составляю­щих
(аддитивность), что эти составляющие
нельзя располагать в данном сообщении
в любой произвольной последовательности
(коммутативность)и группировать в
произвольном сочетании (ассоциативность).

Ценность научной
информации

которая тем выше чем больше способствует
достижению цели, стоящей перед ее
получа­телем.

Общественная
природа
научной
информации обу­словлена тем, что
источником научной информации является
по­знавательная деятельность людей,
так как явления и законы при­роды
познаются всем человеческим обществом.

Семантический
характер

означает, что научная информация имеет
познавательный характер, так как именно
понятия составляют смысл слов и в них
обобщаются существенные признаки
явлений и процессов.

Языковая природа
означает, что понятия образуются в
результате обобщающей, абстрагирующей
деятельности мышления, а существование
абстрактного мышления возможно только
благодаря языку.

Независимость
от используемых языка

и носителя означает, что научная
информация не зависит о языка, на котором
она выражается. Язык может быть
естественным (речь) и искусственным
(математические формулы, химические
структуры, алгоритмы и др.). Никак не
влияют на научную информацию и физические
носители, используемые для ее передачи
в пространстве и времени. Например, один
и тот же текст может быть записан на
магнитный диск (ленту), напечатан на
машинке, написан от руки и т.д. Любая из
этих записей будет содержать семантически
равноценную научную информацию.

Дискретность
связана с тем, что в плане языкового
выражения единицами научной информации
являются слова, предложения, отрывки
текста, а в плане содержания понятия,
высказывания, описания фактов, гипотезы,
концепции, теории, законы учения.
Различают еще и третий аспект дискретности
— формальный, поскольку отчуждение
научной информации от ее творца происходит
не непрерывно, а дискретно, в виде
относительно законченных творческих
актов, в виде научных произведений и
т.п. Изложенное в письменном виде, научное
произведение становится научным
документом.

Кумулятивность
(способность к более краткому обобщенному
изложению) означает связь научной
информации с одной из основных
закономерностей развития науки — ее
преемственностью и интернациональным
характером. Каждое поколение ученых
занято не только получением новых
научных данных, но и специальной работой
по систематизации, оценке и обобщении
научной информации, созданной их
коллегами и предшественниками, с тем,
чтобы сделать эту информацию наиболее
доступной не только современникам, но
и будущим поколениям.

Независимость
от создателей

проявляется в том что форма выражения
научных истин не играет особой роли в
дальнейшем использовании и не зависит
от ее творцов. Эта форма
непрерывно
изменяется в процессе кумуляции научной
информации. Научная информация сразу
после ее распространения приобретает
относительную свободу и от своего
создателя, и от документа, в котором она
впервые появилась, причем со временем
степень этой свободы увеличивается.
Старение научной информации, столь
очевидное на первый взгляд, в
действительности оказывается сложным
для пони­мания. Тот факт, что на
произведения Архимеда, Ньютона или
Ломоносова сейчас уже почти не ссылаются,
вовсе не означает, что содержащаяся в
них научная информация устарела. В
строгом понимании этого свойства
полностью устаревает лишь та научная
информация, которая с появлением новой
научной информации становится неверной,
перестает адекватно отображать явления
и закономерности материального мира,
человеческого общества и мышления, т.е.
перестает быть научной информацией.

Читайте также:  Какими свойствами обладает гелий

Рассеивание
научной информации по многочисленным
научным произведениям находится в
непосредственной связи с та­кими ее
свойствами, как дискретность,
кумулятивность, независи­мость от
создателей и старение. Оно проявляется
в том, что одни и те же содержательные
единицы научной информации — понятия,
высказывания, описания фактов, гипотезы,
концепции, теории, законы, учения, меняя
свое языковое выражение, по-разному и
в разных контекстах используются в
различных научных докумен­тах.
Рассеяние научной информации обусловлено
процессами дифференциации и интеграции,
которые являются важными зако­номерностями
науки.

Краткая характеристика
рассмотренных свойств научной ин­формации
не исключает необходимости их дальнейшего
тщатель­ного изучения, поскольку
понимание этих свойств играет
исклю­чительно важную роль в
информационной деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Научное познание — это объективно-истинное знание о природе, обществе и человеке, полученное в результате научно-исследовательской деятельности и, как правило, апробированное (доказанное) практикой.

Структура научного познания состоит из главных элементов научного знания, уровней познания и оснований науки. Элементами научного познания выступают разнообразные формы организации научной информации.

Научная информация — логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания и отображающая явления и законы природы, общества и мышления. Научная информация пытается адекватно отразить явления и законы природы, общества, мышления, и используется в социальной практике.

Таким образом, научное познание проявляется в исследовательской деятельности, которая включает в себя методы научного познания, позволяющие изучать объект. Методы изучения объекта подразделяются на два уровня познания – эмпирический и теоретический.

Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:

ñПо степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;

ñПо уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;

ñПо точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;

ñПо функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е. пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;

ñПо области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;

ñСпециальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества.

В XX веке стали распространяться методы структурно-функциональных и системных исследований. К ним относятся: Методы эмпирического исследования:

ñНаблюдение – целенаправленное исследование предметов или процессов, опирающихся на такие органы чувств как восприятие, ощущение и представление. Наблюдение осуществляет как-бы контроль за исследуемыми явлениями;

ñЭксперимент – активное вмешательство в процесс исследуемого процесса, его изменение или целенаправленное воспроизведение в контролируемых условиях. Он является одним из основных видов практики, поскольку наблюдается стремление изучить конкретный объект в изолированных условиях. С помощью эксперимента стало возможным связать предположения и полученный опыт (т.е. теорию и практику);

ñОбъяснение – операция, которая осуществляет свою деятельность с целью раскрытия сущности конкретного объекта или явления, представляя собой сложную поисковую деятельность.

Общенаучные методы научного познания:

ñАбстрагирование – это переход от реальных свойств исследуемого предмета к идеальным;

ñФормация;

ñГипотетико-дедуктивный метод;

ñСистемный метод теоретического исследования;

ñСтруктурно-функциональный.

Структура научного познания является сложно организованной системой, объединяющей формы научного познания, позволяющие организовывать и систематизировать научную информацию (гипотезы, принципы, проблемы, научные программы, концепции, научные понятия, законы и научные факты). Центральным звеном здесь является теория.

Теория — операторы научной информации, широко принятая система идей. Гипотеза — частное предположение. Разница между теорией и гипотезой — только в том, как ее воспринимает научное сообщество.

Критерии теории:

1. должна точно описывать широкий класс наблюдений в рамках модели

2. должна позволить сделать определенные прогнозы относительно результатов будущих наблюдений

Наука не доказывает, а исследует.

С точки зрения структуры научная информация:

1) о научных фактах

2) о гипотезах, конвенциях и теориях

3) об основах данной науки или области знаний

4) о мировоззрении

Научные знания объективируются в монографии, статье, тезисах, докладе, диссертации.

Виды произведений о науке:

— собственно-научные

— научно-справочные

— научно-художественные

— научно-популярные

— научно-познавательные

Стадии научной деятельности:

1) подготовительная (накопление предпосылок,формирование проблемной ситуации)

2) стадия скачка (переход количества в качество)

3) завершение данно цикла и зарождение новых изменений в знании;

4) эксперимент

5) критический анализ

Cimento — испытание (ит)

Эксперимент -подвергнуть испытанию (ст фр)

Этапы исследовательской программы:

1) научная теория, которая лежит в основе описываемого феномена

2) рабочая гипотеза, выдвигаемая на основе этой теории

3) опыты

4) экспериментальное подтверждение (внедрение)

5) технологический аспект, коррелирующий с ненаучной сферой.

Редукция теоретических этапов исследовательской программы приводит к тому, что научная информация по своему преломляется в журналистском тексте и формирует новое концептуальное пространство.

Наукометрия — область науковедения, занимающаяся статистическими исследованиями структуры и динамики массивов и потоков научной информации.

Кумулятивность научной информации — способность научной информации к более строгому, обобщенному и компактному изложению в процессе создания новой научной информации.

+ правила Ломоносова

Деятельность Ломоносова по упорядочению терминологии была направлена в сторону ограничения количества иностранных слов, заполнивших собою литературный язык в начале XVIII века. Ломоносов при разработке терминологии держался следующих точно выраженных научных положений:

  • «чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык;
  • оставлять непереведенными слова лишь в случае невоз-можности подыскать вполне равнозначное русское слово или когда иностранное слово получило всеобщее распространение;
  • в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку»
Читайте также:  Какие свойства у диоксида углерода

Источник

Умственный труд в любой его форме всегда связан с поиском информации. Тот факт, что этот поиск становится сейчас все сложнее и сложнее, в доказательствах не нуждается. Усложняется сама система поиска, постепенно она превращается в специальную отрасль знаний. Знания и навыки в этой области становятся все более обязательными для любого специалиста. Понятие подготовленности в этом отношении складывается из следующих основных элементов:

¾ четкого представления об общей системе информационных ресурсови тех возможностях, которые дает использование информационных источников своей области;

¾ знания всех возможных источников информации по своей специальности;

¾ умения выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с его задачами и условиями;

¾ наличия навыков в использовании вспомогательных библиографических и ­информационных материалов.

Характерной чертой развития современной науки является бурный поток новых научных данных, получаемых в результате исследований. Ежегодно в мире издается более 500 тысяч книг по различным вопросам. Еще больше издается журналов. Но, несмотря на это, огромное количество научной информации остается неопубликованной. Информация имеет свойство «стареть». Это объясняется появлением новой печатной и ­неопубликованной информации или снижением потребности в данной информации. По ­зарубежным данным интенсивность падения ценности информации («старения») ориентировочно составляет 10% в день для газет, 10% в месяц для журналов и 10% в год для книг. ­Таким образом, отыскать новое, передовое, научное в решении данной темы — сложная ­задача не только для одного научного работника, но и для большого коллектива. ­Недостаточное использование мировой информации приводит к дублированию ­исследований. Количество повторно получаемых данных достигает в различных областях научно- ­технического творчества 60 и даже 80%. А это потери, которые в США, например, оцениваются ­многими миллиардами долларов ежегодно.

Что же следует понимать под термином «информация»? Приведем несколько определений ­информации.

1. сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми;

2. уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений;

3. сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;

4. передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

Научная информация– это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике. Из определения вытекает, что научной можно считать только ту информацию, которая удовлетворяет нескольким серьезным требованиям.

Во-первых, научная информация получается человеком в процессе познания, и, ­следовательно, неразрывно связана с его практической, производственной деятельностью, поскольку последняя является основой познания.

Во-вторых, научная информация– это логическая информация, которая образуется путем обработки информации, поставляемой человеку органами чувств, при помощи абстрактно-логического мышления. Например, совокупность данных о температуре в различных точках нашей страны, не будет еще научной информацией. Информация будет научной в том случае, когда между данными будет установлена связь. При этом надо учитывать и третье условие отнесения той или иной информации к научной. Она должна адекватно отображать объективный мир.

Однако выполнения этих условий не достаточно. Чтобы информация считалась научной, она должна удовлетворять еще одному, четвертому условию: она должна непременно использоваться в общественно-исторической практике. Именно поэтому к научной информации не могут быть отнесены научно-фантастические литературные произведения. Не может считаться научной адекватная и логически обработанная информация, полученная кем-то в результате многолетних наблюдений за погодой только с той целью, чтобы ­выбрать себе наиболее подходящее время для отпуска. Этот пример показывает, что не всякое использование информации делает ее научной.

Под «источникомнаучной информации» понимается документ, содержащий какое-то сообщение, а отнюдь не библиотека или информационный орган, откуда он получен. Это часто путают. Документальные источники содержат в себе основной объем сведений, используемых в научной, преподавательской и практической деятельности, и поэтому в этом разделе речь идет именно о них. К документам относят различного рода издания, являющиеся основным источником научной информации.

Издание– это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. Документы создают огромные информационные потоки, темпы которых ежегодно возрастают.

Различают восходящий и нисходящий потоки информации. Восходящий — это поток информации от пользователей в регистрирующие органы. Исполнитель научной работы (НИИ, вузы и др.) после утверждения плана работ обязан в месячный срок представить информационную карту в соответствующие вышестоящие институты. К восходящему потоку относят также статьи, направленные в различные журналы. Нисходящий — это поток информации в виде библиографических обзорных реферативных и других данных, который направляется в низовые организации по их запросам. Все документальные источники научной информации делятся на первичные и вторичные. Первичные документы содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т.д.), а вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных ­документов (справочные, информационные, библиографические и другие тому подобные ­издания). Рассмотрим, в первую очередь, те издания, из которых может быть почерпнута ­необходимая для научно-исследовательской работы информация. Это научные, учебные, ­справочные и информационные издания.

Читайте также:  На каких свойствах белков основан метод аффинной хроматографии

Научные издания.Под научнымпонимают издание, содержащее результаты теоретических и/или экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Научные издания можно разделить на следующие виды: монография, автореферат, диссертации, препринт, сборник научных трудов, материалы научной конференции, тезисы докладов научной конференции, научно-популярное издание.

Монография— научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы, принадлежащее одному или нескольким авторам.

Автореферат диссертации– научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, предоставляемого на соискание ­ученой степени.

Препринт— научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.

Сборник научных трудов— сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Тезисы докладов научной конференции— научный непериодический сборник, ­содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера: ­аннотации, рефераты докладов и/или сообщений.

Материалы научной конференции– научный непериодический сборник, содержащий ­итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения). ­Научно-популярное издание— издание, содержащее сведения:

о теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры ­и техники; ­• изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

Учебные издания. Учебное издание– это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения. К учебным изданиям относятся: учебник, учебное пособие, учебное наглядное пособие, учебно-методическое пособие, хрестоматия и т.д. Учебник— учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела или части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве учебника. Учебно-методическое пособие— учебное издание, содержащее материалы по методике ­преподавания учебной дисциплины или по методике воспитания. Учебное пособие– это учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник и официально утвержденное в качестве учебного пособия. Хрестоматия— учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. ­Учебное наглядное пособие— учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь ­изучению, преподаванию или воспитанию. ­Справочно-информационные издания ­Справочным называют издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного ­характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное ­для сплошного чтения.

Информационное издание— издание, содержащее систематизированные сведения об ­опубликованных, непубликуемых или неопубликованных документах или результат анализа и ­обобщения сведений, представленных в первоисточниках. ­Информационные издания выпускаются организациями, осуществляющими научно- ­информационную деятельность. ­Информационные издания могут быть библиографическими, реферативными, обзорными. ­Библиографическое издание — библиографическое пособие, выпущенное в виде отдельного ­документа. По многим экономическим наукам публикуются тематические библиографические ­справочники. ­Реферативное издание – это информационное издание, содержащее упорядоченную ­совокупность библиографических записей, включающих рефераты. ­Издания могут быть непериодическими, периодическими и продолжающимися. ­24 ­Непериодические издания – это издания, выходящие однократно и не имеющие ­продолжения. К ним относятся: книги, брошюры, листовки и т.д. Книга — книжное издание ­объемом свыше 48 страниц. Брошюра — книжное издание объемом более 4-х, но не более 48 ­страниц. Листовка — в издательском деле — листовое издание объемом до четырех страниц. ­Периодическое издание — сериальное издание, выходящее, через определенные ­промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков) и не ­повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными или датированными ­выпусками, имеющими одинаковое заглавие.

К периодическим печатным изданиям относят газеты, журналы, альманах, бюллетени, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. ­Газета– это периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки ­времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по ­актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также ­литературные произведения и рекламу. Обычно газета издается в виде больших листов (полос). ­Журнал— периодическое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по ­различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, ­литературно-художественные произведения; имеющее постоянную рубрикацию, официально ­утвержденное в качестве журнального издания. Журнал может иметь приложения. В России ­выпускается множество экономических журналов, таких как «Экономист», «Вопросы экономики», ­«Российский экономический журнал», «Экономические науки» и др. ­Альманах — сборник, содержащий литературно-художественные и/или научно-популярные ­произведения, объединенные по определенному признаку. ­Бюллетень — периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, ­содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения ­выпускающей его организации. Обычно периодические бюллетени имеют постоянную ­рубрикацию. Примерами таких изданий могут служить: биржевой бюллетень (периодический ­орган биржи, в котором публикуются курсы ценных бумаг, биржевые цены товаров, сведения о ­заключенных сделках), бюллетень курсов иностранной валюты (издаваемый Центральным ­Банком РФ официальный документ, содержащий сведения о курсе иностранных валют по ­отношению к рублю), бюллетень Комиссии по ценным бумагам и биржам (в США — ­периодическая публикация, касающаяся интерпретации правил и практики бухгалтерского учета, ­которых придерживается Комиссия по ценным бумагам и биржам), бюллетень по вопросам ­исследований в области бухгалтерского учета (издание Совета по принципам бухгалтерского ­учета).

Источник