Какие свойства популяций создают преимущества в конкурентной борьбе

По мере того как жертва
приобретает опыт избегать врагов,
хищники вырабатывают более эффективные 
приспособления для ее поимки. Иными 
словами, в эволюции связи между 
хищником и жертвой жертва действует так, чтобы
освободиться от действий хищника, а хищник
— чтобы постоянно поддерживать свое
влияние на жертву. Это приводит к возникновению
разнообразных приспособлений у хищников
и у жертв.

Можно вспомнить сложное 
общественное охотничье поведение волков или львов;
длинные липкие языки и точный прицел
некоторых рыб, жаб и ящериц; загнутые
ядовитые зубы гадюк с аппаратом впрыскивания
яда; пауков и их ловчую паутину; глубоководную
рыбу-удильщика; змей-удавов, которые душат
свою жертву (рис. 34).

Не менее отработанные
механизмы избегания опасности 
имеют жертвы. Это — выставление 
охраны, крики тревоги, покровительственная 
окраска, шипы и другие приспособления.
Жертвы многих видов распознают хищника 
на расстоянии и принимают необходимые меры самосохранения задолго до приближения
врага. Такое поведение вынудило многих
хищников нападать из засады.

Замечено, что в действиях 
многих хищников присутствует то, что 
можно назвать расчетливостью. Хищнику, например, невыгодно полное
уничтожение всех особей жертвы, и, как
правило, этого в природе не случается.

Для расчетливого хищника 
наилучшей является такая ситуация,
когда скорость роста популяции 
жертв (и соответственно прирост 
биомассы жертвы, идущей хищнику в 
пищу)  постоянно   поддерживается  на   высоком уровне.

Хищник может добиться
этого, уничтожая, в первую очередь 
тех особей, которые больны или 
медленно растут и размножаются. Хищник
обычно оставляет особей быстрорастущих,
плодовитых, выносливых. Часто хищники 
питаются старыми и дряхлыми особями, которых легче поймать, в то
время как более молодым и жизнеспособным
удается избежать гибели.

Хищничество — трудоемкий
процесс, требующий больших затрат
энергии. Например, группа из двух львиц 
и восьми детенышей проходит за ночь
расстояние в несколько километров, даже если самым молодым
щенятам всего месяц от роду. Львята при
этом испытывают те же лишения, которым
подвергаются взрослые животные. Многие
из них погибают, в том числе и от голода.

Во время 
охоты хищники нередко подвергаются
опасностям не меньше, чем их жертвы.
Крупные кошки при нападении часто гибнут, если это происходит
при столкновении львиц со слонами или
кабанами. Иногда хищники гибнут от столкновения с другими хищниками
в ходе борьбы за добычу. Но главный
враг хищника — время. Только самые быстрые
и сильные хищники способны преследовать
жертву на большом расстоянии, успешно
ловить ее, затрачивая на это минимальное
время. Менее проворные не выдерживают
конкуренции и обречены на голодную смерть.

Динамика 
популяций хищника и жертвы. Давно замечено, что пищевые отношения, в том числе
хищничество, могут являться причиной
регулярных периодических колебаний численности
популяций каждого из взаимодействующих
видов. Пример таких колебаний, происходящих
в результате взаимодействий между растениями,
насекомыми (сосновой пяденицей и лиственничной
листоверткой) и птицами, рассмотрен в
главе 2.

Периодические колебания 
численности хищника и его 
жертвы можно наблюдать и в 
экспериментах. Г. Ф. Гаузе провел эксперименты,
в которых роль хищника и жертвы выполняли два вида инфузорий.
Когда особей обоих видов помещали
в общий сосуд, хищник быстро уничтожал
свою жертву. Взаимодействие инфузорий
было неустойчивым. Однако при добавлении
в пробирку целлюлозы (замедляющей передвижение
хищника и жертвы и уменьшающей частоту
контактов между ними) в численности и
того и другого вида начинали происходить
циклические колебания. На первых порах
хищный вид подавлял рост численности
мирного вида, однако впоследствии первый
сам начинал испытывать недостаток пищевого
ресурса. В результате происходило снижение
численности хищника, а следовательно
— ослабление его давления на популяцию
жертвы. Через некоторое время рост численности
жертвы возобновлялся — и ее популяция
увеличивалась. Таким образом, вновь возникали
благоприятные условия для оставшихся
хищников, которые реагировали на это
увеличением скорости размножения. Цикл
повторялся.

Последующее
изучение взаимоотношений в системе 
«хищник — жертва», проведенное с помощью
математических методов, показало, что
характер изменений численности и той
и другой популяций во многом определяется
начальным соотношением их плотностей.
Было установлено, что устойчивость существования
как популяции хищника, так и популяции
жертвы значительно повышается, когда
в каждой из популяций действуют механизмы
само ограничения роста численности (например,
внутривидовая конкуренция).

Значение хищничества 
в природе. Является ли воздействие хищника только
отрицательным? На этот вопрос можно было
бы ответить безусловно «да», если принимать
во внимание лишь судьбу конкретного животного,
оказавшегося в зубах хищника. Экологов,
однако, гораздо больше интересует судьба
популяций, а не отдельных организмов.

Так, изучение взаимоотношений 
между норкой (хищник) и ондатрой
(жертва) показало, что преследование 
норкой ондатры носит неслучайный характер.
Жертвами хищника, прежде всего, становятся
те животные, которые не в состоянии занять
удобные участки обитания, то есть составляют
некоторый «биологический резерв» популяции.
Хищники уничтожают ту часть популяции,
которая по тем или иным причинам оказывается
более слабой в соревновании за подходящие
территории (вспомните термин «территориальность»
и то явление, которое он определяет). Популяция
ондатры растет тем быстрее, чем меньше
ее плотность.  Наиболее энергичные
и агрессивные ондатры, по

всей видимости, и занимают самые удобные
для жилья норы и активно защищают их.

Хищник, убивая более 
слабых, действует подобно селекционеру,
ведущему отбор семян, дающих наилучшие
всходы. Влияние хищника приводит к тому,
что обновление популяции жертвы происходит
быстрее, ведь быстрый рост ведет к более
раннему участию особей в размножении.
Одновременно увеличивается потребление
жертвами их пищи (быстрый рост может происходить
лишь при более интенсивном потреблении
пищи). Количество энергии, заключенной
в пище и проходящей через популяцию быстрорастущих
организмов, также возрастает. Таким образом,
воздействие хищников увеличивает поток
энергии в экосистеме.

Хищники избирательно уничтожают
животных с низкой способностью добывать себе корм, то есть медлительных, хилых,
больных особей. Выживают сильные и выносливые.
Это относится ко всему животному миру:
хищники улучшают (в качественном отношении)
популяции жертв. Такую же услугу ондатре
оказывает норка, грызунам — хищные птицы,
оленям — волки.

Конечно, хищники не являются
благодетелями для особей, которых 
они убивают, но они могут приносить 
пользу всей популяции жертв в 
целом. Хищничество является одним 
из ведущих факторов, определяющих
регуляцию численности организмов.
Известны случаи, когда человеку становилось трудно
управлять популяциями оленей (после уничтожения
таких природных хищников, как волки, рыси)
хотя, занимаясь охотой, человек сам становится
одним из хищников.

Разумеется, в сельскохозяйственных
районах необходимо регулировать численность хищников, так
как последние могут причинять вред домашнему
скоту. Однако в районах, недоступных для
охоты, хищники должны быть сохранены
для пользы как популяций жертв, так и
взаимодействующих с ними растительных
сообществ.

Тема 3.4. Паразитизм

Признаки паразитизма. Паразитизм в отличие от хищничества
характеризуется тремя основными особенностями.

  1. Паразит в течение всей своей жизни нападает всего на одну особь (редко — на многих) и поедает только часть вещества своей жертвы (хозяина); паразит причиняет хозяину вред, но очень редко приводит к его быстрой гибели.
  2. Паразит обязательно живет (постоянно или временно) в теле или на поверхности тела своего хозяина, поэтому паразиты обычно намного мельче хозяев.
  3. Паразит гораздо теснее связан со своим хозяином, чем хищник с жертвой. Это результат естественного отбора и узкой специализации видов.

Ленточные черви, печеночная
двуустка, вирус кори, туберкулезная 
палочка — все это обычные 
примеры паразитов, которые поражают
животных. Можно привести длинный список паразитов, вредящих растениям.
К ним нередко относятся сами же растения,
грибы и микроорганизмы. Таковы, например,
повилика, заразиха, фитофтора, вирус табачной
мозаики, головневые и ржавчинные грибы.

Паразитоиды. Некоторых насекомых выделяют в отдельную
экологическую группу паразитоидов. Взрослые
насекомые этой группы ведут свободный
образ жизни, но яйца откладывают либо
в тело личинки другого насекомого, либо
на поверхность его, а иногда — в тело
пауков и мокриц. Вылупившиеся   из  
яиц   личинки   развиваются  
в   теле   своего хозяина, питаясь
его тканями. Вначале личинка наносит
хозяину незначительный вред,
но по мере своего развития она почти целиком
съедает его. В конце концов, из того, что
было когда-то куколкой или личинкой хозяина,
появляется взрослое насекомое-паразитоид.

Паразитоиды занимают промежуточное положение между хищниками
и паразитами. С хищниками их сближает
то, что от их действий хозяин погибает.
Однако настоящий хищник непосредственно
нападает на свою жертву и питается ею.
Нападением паразитоида на жертву (хозяина)
является откладывание самкой яйца, хотя
в действительности именно личинка, которая
вывелась из этого яйца, питается за счет
хозяина.

Экологические
категории паразитов. Истинный паразитизм характеризуется узкой специализацией
видов, поскольку хозяин обеспечивает
паразиту и пищу, и микроклимат, и защиту, и местообитание.
Чем лучше паразит приспособлен к
особенностям организма хозяина, тем успешнее
его размножение и развитие потомства.
Каждый год миллионы людей гибнут от различных
инфекций, становятся инвалидами или калеками
в результате заражения паразитами. Если
добавить сюда болезни домашних животных,
то урон с точки зрения человеческих страданий
и экономических потерь становится неисчислимым. Люди, образуя
плотные и скученные популяции и создавая
такие же условия для домашних животных
и культурных растений, сами способствуют
крайне благоприятной обстановке для
паразитарных инфекций.

Даже в дикой природе 
лишь редкие из свободноживущих видов 
организмов не поражены хотя бы немногими особями паразитических
видов.

Паразитов подразделяют
на две основные категории: микропаразитов
и макропаразитов. К микропаразитам относятся те, которые непосредственно
размножаются внутри тела хозяина, обычно
внутри клеток. Макропаразиты растут
в теле хозяина, но размножаются, образуя
особые формы, которые покидают хозяина,
чтобы заселить нового.

Наиболее известными микропаразитами являются бактерии
и вирусы, например возбудители кори и
тифа, а также листовой мозаики культурных
растений. Другая важнейшая группа микропаразитов,
поражающих животных, — это представители
простейших, например возбудитель малярии.

Микропаразитов 
можно разделить на тех, которые 
передаются от одного хозяина к
другому непосредственно, и тех, которые передаются при участии другого
вида — переносчика.

Непосредственная 
передача возбудителя болезни бывает
почти мгновенной, как это происходит
при передаче паразитов, способных короткое время
существовать в образующихся при кашле или чихании капельках влаги
(грипп, корь и т. д.).

Вопросы для 
самопроверки

1. Какие вам известны 
примеры положительных  и отрицательных 
взаимодействий между  

организмами разных видов?

2. Что представляют 
собой лишайники с точки зрения 
взаимодействий организмов?

3. Что ищут комменсалы 
во взаимоотношениях с хозяином?

4. Какова главная особенность 
симбиоза?

5. Чем можно 
объяснить длительное сосуществование конкурирующих видов в природе?

6. Какие свойства растительных организмов
создают им преимущества в конкурентной
борьбе?

7. Какой тип 
конкуренции имеет наибольшее значение
в формировании видового состава природных сообществ?

8. Какие факторы ограничивают воздействие
хищника на жертву?

9. В чем состоит положительная роль хищничества?

10. При каких условиях воздействие хищника
может приводить к уничтожению популяции
жертв?

11. Каковы отрицательные последствия уничтожения
хищников?

Понаблюдайте 
у домашних хищников (собаки, кошки)
их охотничьи инстинкты и приспособления
для ловли добычи.

Материал для рассуждения

Конкуренция становится устойчивой
(оба вида выживают) при наличии разнообразия

внешних условий. Такому же
правилу подчиняется и хищничество.

Обсудите, почему так происходит.

Источник

óÏÒÏË ÔÉÐÏ× ÍÏÎÏÍÅÒÏ×

úÁÞÅÔÎÙÅ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÒÏ×ÁÎÎÙÅ ÕÒÏ×ÎÅ×ÙÅ ×ÁÒÉÁÎÔÙ ÐÏ ÔÅÍÅ «üËÏÌÏÇÉÑ»
ÄÌÑ 11-ÇÏ ËÌÁÓÓÁ

ðÒÅÄÌÁÇÁÀ ×ÁÒÉÁÎÔÙ ÔÅÓÔÏ×ÙÈ ÚÁÄÁÎÉÊ ÐÏ ÏÂÝÅÊ ÂÉÏÌÏÇÉÉ ÄÌÑ ËÕÒÓÏ×
10 É 11-È ËÌÁÓÓÏ×, ÓÏÓÔÁ×ÌÅÎÎÙÅ Ó ÕÞÅÔÏÍ ÐÒÉÎÃÉÐÁ ÕÒÏ×ÎÅ×ÏÊ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÁÃÉÉ.
ñ ÎÅ ÓÔÁÌÁ ÄÅÌÉÔØ ÚÁÄÁÎÉÅ ÎÁ ÏÓÎÏ×ÎÕÀ É ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÕÀ ÞÁÓÔÉ. ðÏ-ÍÏÅÍÕ,
ÔÁËÏÅ ÏÇÒÁÎÉÞÅÎÉÅ ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔÅÊ ÒÅÂÅÎËÁ × ×ÙÂÏÒÅ ÚÁÄÁÎÉÑ ÎÅ ÓÏ×ÓÅÍ ÐÒÁ×ÉÌØÎÏ.
ðÏÜÔÏÍÕ × ÔÅÓÔÏ×ÙÈ ÚÁÄÁÎÉÑÈ, ÉÓÐÏÌØÚÕÅÍÙÈ × ÍÏÅÊ ÒÁÂÏÔÅ, ËÁÖÄÏÍÕ ÕÞÅÎÉËÕ
ÐÒÅÄÌÁÇÁÅÔÓÑ ÐÏ 20 ÚÁÄÁÎÉÊ, ËÁÖÄÏÅ ÉÚ ËÏÔÏÒÙÈ ÏÃÅÎÉ×ÁÅÔÓÑ ÏÄÎÉÍ ÂÁÌÌÏÍ.
÷ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ×ÓÅ 40 ÍÉÎÕÔ ÒÁÂÏÔÙ ×Ï ×ÒÅÍÑ ÚÁÞÅÔÎÏÇÏ ÚÁÎÑÔÉÑ ÐÒÅÄÅÌØÎÏ ÎÁÓÙÝÅÎÙ.
÷ ÞÅÍ ÖÅ ×ÙÒÁÖÁÅÔÓÑ ÕÒÏ×ÎÅ×ÁÑ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÁÃÉÑ? ðÏ ËÁÖÄÏÊ ÚÁÞÅÔÎÏÊ ÔÅÍÅ ÒÁÚÒÁÂÁÔÙ×ÁÅÔÓÑ
ÐÏÄÒÏÂÎÙÊ ÓÐÉÓÏË ×ÏÐÒÏÓÏ×, ËÏÔÏÒÙÅ ÂÕÄÕÔ ÒÁÚÂÉÒÁÔØÓÑ × ÐÒÏÃÅÓÓÅ ÉÚÕÞÅÎÉÑ
É ×Ù×ÅÛÉ×ÁÀÔÓÑ × ËÁÂÉÎÅÔÅ ÎÁ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÍ ÓÔÅÎÄÅ Ó ÓÁÍÏÇÏ ÎÁÞÁÌÁ ÉÚÕÞÅÎÉÑ
ÒÁÚÄÅÌÁ. üÔÉ ×ÏÐÒÏÓÙ ÕÖÅ ÓÆÏÒÍÕÌÉÒÏ×ÁÎÙ Ó ÕÞÅÔÏÍ ÒÁÚÌÉÞÎÏÇÏ ÕÒÏ×ÎÑ ÓÌÏÖÎÏÓÔÉ,
ÉÓÈÏÄÑ ÉÚ ÏÞÅÎØ ÒÁÚÎÙÈ ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔÅÊ ÕÞÁÝÉÈÓÑ ËÌÁÓÓÁ. ÷ ÎÁÞÁÌÅ ÓÏ×ÍÅÓÔÎÏÊ
ÒÁÂÏÔÙ ÓÔÁÒÛÅËÌÁÓÓÎÉËÁÍ ÐÒÅÄÌÁÇÁÅÔÓÑ ÒÁÚÂÉÔØÓÑ ÎÁ ÇÒÕÐÐÙ. äÌÑ ÜÔÏÇÏ ÎÕÖÎÏ
×ÙÐÏÌÎÉÔØ Ä×Á ÏÓÎÏ×ÎÙÈ ÕÓÌÏ×ÉÑ. ðÅÒ×ÏÅ. çÒÕÐÐÁ ÎÅ ÄÏÌÖÎÁ ÐÒÅ×ÙÛÁÔØ 5-6
ÞÅÌÏ×ÅË. ÷ÔÏÒÏÅ. ÷ ÓÏÓÔÁ× ÇÒÕÐÐÙ ÄÏÌÖÎÙ ×ÈÏÄÉÔØ ËÁË ÓÉÌØÎÙÅ, ÔÁË É ÓÒÅÄÎÉÅ
É ÓÌÁÂÙÅ ÕÞÅÎÉËÉ. ôÏ ÅÓÔØ ÇÒÕÐÐÙ ÄÏÌÖÎÙ ÂÙÔØ ÐÒÉÂÌÉÚÉÔÅÌØÎÏ ÒÁ×ÎÏÓÉÌØÎÙÍÉ.

ðÏÄÅÌÉ×ÛÉÓØ ÔÁËÉÍ ÏÂÒÁÚÏÍ, ÒÅÂÑÔÁ ×ÙÂÉÒÁÀÔ ÓÔÁÒÛÅÇÏ ÇÒÕÐÐÙ. ïÎ
×ÙÐÏÌÎÑÅÔ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÒÏÌÅÊ, Ñ×ÌÑÅÔÓÑ É ËÏÎÓÕÌØÔÁÎÔÏÍ, É ÏÒÇÁÎÉÚÁÔÏÒÏÍ ÒÁÂÏÔÙ
ÇÒÕÐÐÙ, Á ×Ï ×ÒÅÍÑ ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÑ ÚÁÞÅÔÏ× ÞÁÓÔÏ É ÐÒÏ×ÅÒÑÀÝÉÍ. óÏ ÓÔÁÒÛÉÍÉ
ÇÒÕÐÐ ÕÞÉÔÅÌØ ÒÁÂÏÔÁÅÔ ÉÎÄÉ×ÉÄÕÁÌØÎÏ, ÏÒÇÁÎÉÚÕÅÔ ÄÌÑ ÎÉÈ ×Ï ×ÎÅÕÒÏÞÎÏÅ
×ÒÅÍÑ ËÏÎÓÕÌØÔÁÔÉ×ÎÙÅ ÞÁÓÙ, ËÏÇÄÁ ÏÎÉ ÍÏÇÕÔ ÐÏÌÕÞÉÔØ ÐÏÄÒÏÂÎÙÅ ÒÁÚØÑÓÎÅÎÉÑ
ÐÏ ÌÀÂÏÍÕ ÒÁÚÄÅÌÕ ÉÚÕÞÁÅÍÏÇÏ ÍÁÔÅÒÉÁÌÁ. éÎÏÇÄÁ ÐÒÉ ÐÅÒÅÈÏÄÅ Ë ÓÌÅÄÕÀÝÅÊ
ÔÅÍÅ ÉÌÉ ÓÁÍÉÍÉ ÒÅÂÑÔÁÍÉ, ÉÌÉ ÕÞÉÔÅÌÅÍ ÓÔÁÒÛÉÅ ÚÁÍÅÎÑÀÔÓÑ. üÔÏ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ,
ÅÓÌÉ ×ÙÂÏÒ ÂÙÌ ÓÄÅÌÁÎ ÎÅÕÄÁÞÎÏ ÉÌÉ ÕÞÅÎÉË ÎÅ ÕÓÐÅ×ÁÅÔ ÓÐÒÁ×ÌÑÔØÓÑ Ó, ÅÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÏ,
ÐÏ×ÙÓÉ×ÛÅÊÓÑ ÎÁÇÒÕÚËÏÊ.

ðÒÉ ÐÏÄÇÏÔÏ×ËÅ ÓÁÍÉÈ ÚÁÞÅÔÎÙÈ ÔÅÓÔÏ× Ñ ÓÔÁ×ÉÌÁ ÐÅÒÅÄ ÓÏÂÏÊ Ä×Å
ÇÌÁ×ÎÙÅ ÚÁÄÁÞÉ:

ÓÏÚÄÁÔØ ÒÁ×ÎÙÅ ÓÔÁÒÔÏ×ÙÅ ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔÉ ÎÁ ÚÁÞÅÔÅ ÄÌÑ ËÁÖÄÏÇÏ ÕÞÅÎÉËÁ,
Á ÔÁËÖÅ ÕÞÅÓÔØ, ÞÔÏ Õ ×ÓÅÈ ÒÅÂÑÔ ÒÁÚÎÙÊ ÕÒÏ×ÅÎØ ÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔÅÊ ÐÒÉ ÉÚÕÞÅÎÉÉ
ÐÒÅÄÍÅÔÁ. ðÏÜÔÏÍÕ ËÁÖÄÙÊ ÔÅÓÔ ÉÍÅÅÔ 3 ÉÌÉ 4 ÞÁÓÔÉ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÅ ÒÁÚÎÙÅ ÚÁÄÁÎÉÑ.
üÔÏ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÓÐÉÓÏË ÕÔ×ÅÒÖÄÅÎÉÊ, ÉÚ ËÏÔÏÒÙÈ ÎÁÄÏ ×ÙÂÒÁÔØ ÐÒÁ×ÉÌØÎÙÅ;
ÉÌÉ ÓÔÁÎÄÁÒÔÎÏÅ ÔÅÓÔÏ×ÏÅ ÚÁÄÁÎÉÅ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÅÅ ×ÏÐÒÏÓ É ×ÁÒÉÁÎÔÙ ÏÔ×ÅÔÏ×
Ë ÎÅÍÕ; ÉÌÉ ÎÅÂÏÌØÛÉÅ ×ÏÐÒÏÓÙ ÐÏ ÄÁÎÎÏÊ ÔÅÍÅ, ÏÔ×ÅÔ ÎÁ ËÏÔÏÒÙÅ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ
ÄÁÎ ÂÕË×ÁÌØÎÏ ÔÒÅÍÑ-ÞÅÔÙÒØÍÑ ÆÒÁÚÁÍÉ, É ÏÂÑÚÁÔÅÌØÎÏ ÔÅÒÍÉÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÅ ÚÁÄÁÎÉÅ.

÷ ËÏÎÃÅ ËÁÖÄÏÇÏ ÚÁÞÅÔÎÏÇÏ ÔÅÓÔÁ ÕËÁÚÁÎÙ ËÒÉÔÅÒÉÉ ÏÃÅÎËÉ. åÓÌÉ
ÏÎ ÓÏÄÅÒÖÉÔ 20 ÚÁÄÁÎÉÊ, ÔÏ, ÞÔÏÂÙ ÐÏÌÕÞÉÔØ ÚÁÞÅÔ ÐÏ ÄÁÎÎÏÊ ÔÅÍÅ, ÎÁÄÏ ÎÁÂÒÁÔØ
ÎÅ ÍÅÎÅÅ 10 ÂÁÌÌÏ×, Ô.Å. ÐÒÁ×ÉÌØÎÏ ÏÔ×ÅÔÉÔØ ÎÁ ÌÀÂÙÅ 10 ×ÏÐÒÏÓÏ×.

÷ ÓÁÍÏÍ ÔÅËÓÔÅ ÒÁÂÏÔÙ ×ÏÐÒÏÓÙ ÓËÏÍÐÏÎÏ×ÁÎÙ ÔÁË, ÞÔÏ ÅÓÔØ ÚÁÄÁÎÉÑ,
ÒÁÓÓÞÉÔÁÎÎÙÅ ÎÁ ÓÌÁÂÏÇÏ, ÓÒÅÄÎÅÇÏ, ÓÉÌØÎÏÇÏ É ÏÞÅÎØ ÓÉÌØÎÏÇÏ ÕÞÅÎÉËÁ. ëÒÏÍÅ
ÔÏÇÏ, Ë ËÁÖÄÏÊ ÔÅÍÅ ÒÁÚÒÁÂÁÔÙ×ÁÅÔÓÑ ÎÅ ÍÅÎÅÅ 5-6 ×ÁÒÉÁÎÔÏ× ÚÁÄÁÎÉÊ. 1 É
2-Ê ×ÁÒÉÁÎÔÙ ÍÏÖÎÏ ÓÞÉÔÁÔØ ÂÁÚÏ×ÙÍÉ, Á ÏÓÔÁÌØÎÙÅ ÕÖÅ ÏÒÉÅÎÔÉÒÏ×ÁÎÎÙÍÉ ÎÁ
ÂÏÌÅÅ ÐÏÄÇÏÔÏ×ÌÅÎÎÙÈ ÕÞÅÎÉËÏ×. ðÒÉ ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÉ ÚÁÞÅÔÁ ÕÞÉÔÅÌØ ÔÁË ÒÁÓÐÒÅÄÅÌÑÅÔ
×ÁÒÉÁÎÔÙ, ÞÔÏ ÏÎÉ ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÔ ÓÉÌÁÍ ÕÞÅÎÉËÏ×, ÉÈ ×ÙÐÏÌÎÑÀÝÉÈ. îÏ × ÔÏ
ÖÅ ×ÒÅÍÑ ÎÅ ÐÒÉ×ÌÅËÁÅÔÓÑ ×ÎÉÍÁÎÉÅ Ë ÔÏÍÕ, ÞÔÏ ×ÁÒÉÁÎÔÙ ÄÌÑ ÓÌÁÂÏÕÓÐÅ×ÁÀÝÉÈ
É ÄÌÑ ÓÉÌØÎÙÈ. ëÁÖÄÙÊ ÍÏÖÅÔ ÐÏÐÒÏÂÏ×ÁÔØ ÓÅÂÑ × ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÉ ÚÁÄÁÎÉÑ ÐÏ×ÙÛÅÎÎÏÊ
(× ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÉÉ Ó ÕÒÏ×ÎÅÍ ÐÏÄÇÏÔÏ×ËÉ) ÔÒÕÄÎÏÓÔÉ.

ðÏÓÌÅ ÐÏÄ×ÅÄÅÎÉÑ ÉÔÏÇÏ× ÚÁÞÅÔÎÏÊ ÒÁÂÏÔÙ ÏÎÉ ÏÂØÑ×ÌÑÀÔÓÑ ÒÅÂÑÔÁÍ
É ×Ù×ÅÛÉ×ÁÀÔÓÑ ÎÁ ÓÔÅÎÄÅ. åÓÌÉ ÕÞÁÝÅÇÏÓÑ ÅÇÏ ÒÅÚÕÌØÔÁÔ ÎÅ ÕÄÏ×ÌÅÔ×ÏÒÉÌ
É ÏÎ ×ÙÒÁÖÁÅÔ ÖÅÌÁÎÉÅ ÐÏ×ÙÓÉÔØ ÅÇÏ, ÔÏ ÌÀÂÏÍÕ ÐÒÅÄÏÓÔÁ×ÌÑÅÔÓÑ ÔÁËÁÑ ×ÏÚÍÏÖÎÏÓÔØ
× ÔÅÞÅÎÉÅ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÏÇÏ ÓÒÏËÁ.

áÎÎÁ íéìï÷úïòï÷á, ÕÞÉÔÅÌØ ÂÉÏÌÏÇÉÉ 96-Ê ÍÏÓËÏ×ÓËÏÊ ÛËÏÌÙ

÷ÁÒÉÁÎÔ 1

þáóôø 1

÷ÙÂÅÒÉÔÅ ÐÒÁ×ÉÌØÎÙÅ ÕÔ×ÅÒÖÄÅÎÉÑ:

1. ðÏÄÄÅÒÖÁÎÉÅ ÏÔÎÏÓÉÔÅÌØÎÏÇÏ ÐÏÓÔÏÑÎÓÔ×Á ×ÎÕÔÒÅÎÎÅÊ ÓÒÅÄÙ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ
ÎÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ æïôïðåòéïäéúíïí.

2. ëÏÌÅÂÁÎÉÑ ÞÉÓÌÅÎÎÏÓÔÉ ÏÓÏÂÅÊ, ÓÏÓÔÁ×ÌÑÀÝÉÈ ÐÏÐÕÌÑÃÉÀ, ÎÁÚÙ×ÁÀÔÓÑ
ðïðõìñãéïîîùíé ÷ïìîáíé.

3. âéïóæåòá — ÜÔÏ ÓÏ×ÏËÕÐÎÏÓÔØ ×ÓÅÈ ÂÉÏÃÅÎÏÚÏ×.

4. üëïìïçéñ — ÜÔÏ ÎÁÕËÁ Ï ÓÔÒÏÅÎÉÉ É ÆÕÎËÃÉÉ ËÌÅÔËÉ.

5. çÒÕÐÐÁ ÐÏÐÕÌÑÃÉÊ ÒÁÚÎÙÈ ×ÉÄÏ×, ÎÁÓÅÌÑÀÝÁÑ ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÕÀ ÔÅÒÒÉÔÏÒÉÀ,
ÏÂÒÁÚÕÅÔ óïïâýåóô÷ï.

6. ëïîóõíåîôù — ÜÔÏ ÏÒÇÁÎÉÚÍÙ-ÒÁÚÒÕÛÉÔÅÌÉ.

7. âéïíáóóá — ÜÔÏ ÍÁÓÓÁ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ× ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÏÊ ÇÒÕÐÐÙ ÉÌÉ ÓÏÏÂÝÅÓÔ×Á.

þáóôø 2

äÁÊÔÅ ÏÔ×ÅÔÙ ÎÁ ×ÏÐÒÏÓÙ:

1. þÔÏ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÓÏÂÏÊ ìéûáêîéëé Ó ÔÏÞËÉ ÚÒÅÎÉÑ ×ÚÁÉÍÏÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ×?

2. ëÁËÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ ÉÍÅÅÔ ÒÁÚÎÏÏÂÒÁÚÉÅ ×ÉÄÏ× × ÓÏÏÂÝÅÓÔ×Å?

3. ðÏÞÅÍÕ ÕÞÅÎÙÅ ÓÞÉÔÁÀÔ, ÞÔÏ ÞÅÌÏ×ÅË ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÇÅÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÓÉÌÏÊ?

4. ëÁËÕÀ ÒÏÌØ ÉÇÒÁÅÔ ÕÐÒÁ×ÌÅÎÉÅ ÄÌÉÎÏÊ Ó×ÅÔÏ×ÏÇÏ ÄÎÑ ÄÌÑ ÔÅÐÌÉÞÎÏÇÏ
ÈÏÚÑÊÓÔ×Á?

5. þÔÏ ÔÁËÏÅ ú÷åîï × ÃÅÐÉ ÐÉÔÁÎÉÑ?

6. ëÁËÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ ÉÍÅÅÔ ÎÁÕËÁ Ï ÖÉ×ÙÈ ÓÕÝÅÓÔ×ÁÈ — âéïìïçéñ — × ÓÏÈÒÁÎÅÎÉÉ
ÖÉÚÎÉ ÎÁ úÅÍÌÅ?

7. ðÏÞÅÍÕ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÉÚÕÞÁÔØ ÜËÏÌÏÇÉÀ × ÛËÏÌØÎÏÍ ËÕÒÓÅ ÂÉÏÌÏÇÉÉ É ÇÅÏÇÒÁÆÉÉ?

8. òÁÓÓËÁÖÉÔÅ Ï ÉÚ×ÅÓÔÎÙÈ ×ÁÍ ÓÅÚÏÎÎÙÈ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑÈ ÞÉÓÌÅÎÎÏÓÔÉ ÐÏÐÕÌÑÃÉÊ
ÖÉ×ÏÔÎÙÈ É ÒÁÓÔÅÎÉÊ (ÐÏ ÏÄÎÏÍÕ ÐÒÉÍÅÒÕ).

þáóôø 3

ïÂØÑÓÎÉÔÅ ÔÅÒÍÉÎÙ:

1. çÅÔÅÒÏÔÒÏÆ

2. úÏÎÁ ÕÇÎÅÔÅÎÉÑ

3. ôÒÏÆÉÞÅÓËÁÑ ÃÅÐØ

4. ìÉÔÏÓÆÅÒÁ

5. áÎÔÒÏÐÏÇÅÎÎÙÊ ÆÁËÔÏÒ

÷ÁÒÉÁÎÔ 2

þáóôø 1

÷ÙÂÅÒÉÔÅ ÐÒÁ×ÉÌØÎÙÅ ÕÔ×ÅÒÖÄÅÎÉÑ:

1. öÉ×ÙÅ ÏÒÇÁÎÉÚÍÙ ÏÂÌÁÄÁÀÔ ÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔØÀ ÉÚ×ÌÅËÁÔØ, ÐÒÅÏÂÒÁÚÏ×Ù×ÁÔØ
É ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÔØ ÜÎÅÒÇÉÀ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ (× ÆÏÒÍÅ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÈ ×ÅÝÅÓÔ× ÌÉÂÏ
× ×ÉÄÅ ÜÎÅÒÇÉÉ ÓÏÌÎÅÞÎÏÇÏ ÉÚÌÕÞÅÎÉÑ).

2. æÁËÔÏÒÙ ÓÒÅÄÙ, ËÏÔÏÒÙÅ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÕÀÔ ÎÁ ÏÒÇÁÎÉÚÍ, ÎÁÚÙ×ÁÀÔÓÑ üëïìïçéþåóëéíé
æáëôïòáíé.

3. óÁÍÙÊ ÎÉÖÎÉÊ É ÎÁÉÂÏÌÅÅ ÄÒÅ×ÎÉÊ ÕÒÏ×ÅÎØ ÏÒÇÁÎÉÚÁÃÉÉ ÖÉÚÎÉ — ëìåôïþîùê
õòï÷åîø.

4. áÂÉÏÔÉÞÅÓËÉÅ ÆÁËÔÏÒÙ Ó×ÑÚÁÎÙ Ó ×ÚÁÉÍÏ×ÌÉÑÎÉÅÍ ÖÉ×ÙÈ ÓÕÝÅÓÔ×.

5. ÷ ÍÏÌÅËÕÌÅ ×ÏÄÙ ÏÄÉÎ ÁÔÏÍ ËÉÓÌÏÒÏÄÁ ËÏ×ÁÌÅÎÔÎÏ Ó×ÑÚÁÎ Ó Ä×ÕÍÑ ÁÔÏÍÁÍÉ
×ÏÄÏÒÏÄÁ.

6. òÁÓÔÅÎÉÑ-ÐÒÏÄÕÃÅÎÔÙ ÐÏÇÌÏÝÁÀÔ ËÉÓÌÏÒÏÄ É × ÐÒÏÃÅÓÓÅ ÆÏÔÏÓÉÎÔÅÚÁ ÐÒÅÏÂÒÁÚÕÀÔ
ÅÇÏ × ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÉÅ ×ÅÝÅÓÔ×Á.

7. þÅÌÏ×ÅË — ÞÁÓÔØ ÂÉÏÍÁÓÓÙ ÂÉÏÓÆÅÒÙ.

þáóôø 2

äÁÊÔÅ ÏÔ×ÅÔÙ ÎÁ ×ÏÐÒÏÓÙ:

1. ëÁËÁÑ ÓÕÝÅÓÔ×ÕÅÔ ×ÚÁÉÍÏÓ×ÑÚØ ÍÅÖÄÕ üëïìïçéåê É ïèòáîïê ðòéòïäù?

2. ëÁËÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ × ÐÒÉÒÏÄÅ ÉÍÅÀÔ ÖÉÚÎÅÎÎÙÅ ÆÏÒÍÙ ÒÁÓÔÅÎÉÊ?

3. ÷ ÞÅÍ ÏÐÁÓÎÏÓÔØ ÉÓÞÅÚÎÏ×ÅÎÉÑ ÏÚÏÎÏ×ÏÇÏ ÓÌÏÑ ÁÔÍÏÓÆÅÒÙ?

4. ÷ ÞÅÍ ÓÈÏÄÓÔ×Ï É × ÞÅÍ ÒÁÚÌÉÞÉÅ ðáòáúéôéúíá É èéýîéþåóô÷á? ðÒÉ×ÅÄÉÔÅ
ÎÅ ÍÅÎÅÅ ÔÒÅÈ ÐÒÉÍÅÒÏ×.

5. óÏÓÔÁ×ØÔÅ ÓÈÅÍÕ ÔÒÏÆÉÞÅÓËÏÊ ÓÔÒÕËÔÕÒÙ ×ÏÄÏÅÍÁ (ÎÁ ÐÒÉÍÅÒÅ ÁË×ÁÒÉÕÍÁ).

6. ëÁË ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ËÒÕÇÏ×ÏÒÏÔ ×ÏÄÙ × ÐÒÉÒÏÄÅ?

7. ëÁËÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ ÉÍÅÅÔ ÒÅÇÕÌÑÃÉÑ ÞÉÓÌÅÎÎÏÓÔÉ ÐÏÐÕÌÑÃÉÊ?

8. þÔÏ ÔÁËÏÅ æïôïðåòéïäéúí?

þáóôø 3

ïÂØÑÓÎÉÔÅ ÔÅÒÍÉÎÙ:

1. óÉÍÂÉÏÚ

2. âÉÏÍÁÓÓÁ

3. ïÇÒÁÎÉÞÉ×ÁÀÝÉÊ ÆÁËÔÏÒ

4. äÅÍÏÇÒÁÆÉÞÅÓËÁÑ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÓÔÉËÁ ÐÏÐÕÌÑÃÉÉ

5. ðÒÏÄÕÃÅÎÔÙ

÷ÁÒÉÁÎÔ 3

þáóôø 1

÷ÙÂÅÒÉÔÅ ÐÒÁ×ÉÌØÎÙÅ ÕÔ×ÅÒÖÄÅÎÉÑ:

1. öé÷ïå ÷åýåóô÷ï ×ÙÐÏÌÎÑÅÔ × ÂÉÏÓÆÅÒÅ ÂÉÏÇÅÏÈÉÍÉÞÅÓËÉÅ É ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÏÎÎÙÅ
ÆÕÎËÃÉÉ.

2. îÁÉÌÕÞÛÅÅ ÓÏÞÅÔÁÎÉÅ ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÙÈ ÕÓÌÏ×ÉÊ ÓÒÅÄÙ ÎÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÂÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÍ
ïðôéíõíïí.

3. ðòéóðïóïâìåîéå ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ× Ë ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÅ ÎÅ ÎÏÓÉÔ ÏÔÎÏÓÉÔÅÌØÎÙÊ
ÈÁÒÁËÔÅÒ.

4. óÏ×ÏËÕÐÎÏÓÔØ ×ÓÅÈ ÇÅÎÏ× ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ ÓÏÓÔÁ×ÌÑÅÔ ÅÇÏ çåîïôéð.

5. öÉ×ÏÔÎÙÅ — ÜÔÏ á÷ôïôòïæîùå ïòçáîéúíù.

6. çåïçòáæéþåóëáñ éúïìñãéñ — ÒÁÚÒÙ× ÅÄÉÎÏÇÏ ÁÒÅÁÌÁ ×ÉÄÁ.

7. áâéïôéþåóëéå æáëôïòù ÓÒÅÄÙ Ó×ÑÚÁÎÙ Ó ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔØÀ ÞÅÌÏ×ÅËÁ.

þáóôø 2

äÁÊÔÅ ÏÔ×ÅÔÙ ÎÁ ×ÏÐÒÏÓÙ:

1. ðÏÞÅÍÕ ðéýå÷áñ ãåðø ÉÍÅÅÔ ÎÅ ÂÏÌÅÅ 3-5 Ú×ÅÎØÅ×?

2. ÷ ÞÅÍ ÏÐÁÓÎÏÓÔØ «ðáòîéëï÷ïçï üææåëôá» ÄÌÑ ÂÉÏÓÆÅÒÙ?

3. þÔÏ ÔÁËÏÅ âéïíáóóá É ËÁËÕÀ ÄÏÌÀ ÏÔ ÍÁÓÓÙ ÂÉÏÓÆÅÒÙ ÏÎÁ ÓÏÓÔÁ×ÌÑÅÔ?

4. þÔÏ ÔÁËÏÅ äéîáíéëá ðïðõìñãéê?

5. þÔÏ ÔÁËÏÅ ëòõçï÷ïòïô ×ÅÝÅÓÔ× É ÜÎÅÒÇÉÉ?

6. éÚ ËÁËÉÈ ËÏÍÐÏÎÅÎÔÏ× ÓËÌÁÄÙ×ÁÅÔÓÑ âéïçåïãåîïú?

7. ëÁËÉÅ ÕÓÌÏ×ÉÑ ÓÒÅÄÙ ÎÁÚÙ×ÁÀÔÓÑ ÏÐÔÉÍÁÌØÎÙÍÉ?

8. ÷ ÞÅÍ ÚÁËÌÀÞÁÅÔÓÑ ÐÏÌÏÖÉÔÅÌØÎÏÅ É ÏÔÒÉÃÁÔÅÌØÎÏÅ ÁÎÔÒÏÐÏÇÅÎÎÏÅ ×ÌÉÑÎÉÅ
ÎÁ ÏËÒÕÖÁÀÝÉÊ ÍÉÒ? ðÒÉ×ÅÄÉÔÅ ÎÅ ÍÅÎÅÅ ÔÒÅÈ ÐÒÉÍÅÒÏ× ËÁÖÄÏÇÏ ÓÌÕÞÁÑ.

þáóôø 3

ïÂØÑÓÎÉÔÅ ÔÅÒÍÉÎÙ:

1. áÇÒÏÃÅÎÏÚ

2. áÔÍÏÓÆÅÒÁ

3. úÏÎÁ ÎÁÉÂÏÌØÛÅÇÏ ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÓÔ×Ï×ÁÎÉÑ

4. áÒÅÁÌ

5. òÅÄÕÃÅÎÔÙ

÷ÁÒÉÁÎÔ 4

þáóôø 1

÷ÙÂÅÒÉÔÅ ÐÒÁ×ÉÌØÎÙÅ ÕÔ×ÅÒÖÄÅÎÉÑ:

1. ÷ÓÅ ðòéóðïóïâìåîéñ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ× ÎÏÓÑÔ ÏÔÎÏÓÉÔÅÌØÎÙÊ ÈÁÒÁËÔÅÒ.

2. ïòçáîéúí — ÓÌÏÖÎÁÑ ÓÉÓÔÅÍÁ, ÓÐÏÓÏÂÎÁÑ Ë ÓÁÍÏÒÅÇÕÌÑÃÉÉ.

3. ôÁÊÇÁ, ÓÔÅÐÉ — ÜÔÏ ÐÒÉÍÅÒÙ áçòïãåîïúï÷.

4. îÉÖÎÑÑ ÇÒÁÎÉÃÁ ÏÂÉÔÁÎÉÑ ÖÉ×ÙÈ ÓÕÝÅÓÔ× ÐÒÏÈÏÄÉÔ × ìéôïóæåòå ÎÁ ÇÌÕÂÉÎÅ
2-3 ËÍ.

5. ÷ÙÓÛÉÊ ÕÒÏ×ÅÎØ ÏÒÇÁÎÉÚÁÃÉÉ ÖÉÚÎÉ ÎÁ úÅÍÌÅ — âéïçåïãåîïôéþåóëéê.

6. üëïìïçéþåóëáñ éúïìñãéñ — ÜÔÏ ÒÁÚÒÙ× ÅÄÉÎÏÇÏ ÁÒÅÁÌÁ ×ÉÄÁ ÎÁ ÎÅ ÓÏÏÂÝÁÀÝÉÅÓÑ
ÍÅÖÄÕ ÓÏÂÏÊ ÞÁÓÔÉ.

7. öÉ×ÙÅ ÓÕÝÅÓÔ×Á ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÓÏÂÏÊ ïôëòùôùå óéóôåíù, Ô.Å. ÓÉÓÔÅÍÙ,
× ËÏÔÏÒÙÅ ÜÎÅÒÇÉÑ ÐÏÓÔÕÐÁÅÔ ÉÚ×ÎÅ.

þáóôø 2

äÁÊÔÅ ÏÔ×ÅÔÙ ÎÁ ×ÏÐÒÏÓÙ:

1. þÔÏ ÔÁËÏÅ äåíïçòáæéþåóëéå ðïëáúáôåìé ÐÏÐÕÌÑÃÉÉ? ëÁË ÉÍÉ ÐÏÌØÚÏ×ÁÔØÓÑ
× ÈÏÚÑÊÓÔ×ÅÎÎÏÊ ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ ÞÅÌÏ×ÅËÁ?

2. ëÁËÏ×Á ÏÂÝÁÑ ÓÈÅÍÁ ëòõçï÷ïòïôá ÷åýåóô÷ × ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÓÉÓÔÅÍÅ?

3. ÷ ÞÅÍ ÏÐÁÓÎÏÓÔØ úáçòñúîåîéñ ðïþ÷?

4. íÏÇÕÔ ÌÉ çåôåòïôòïæîùå ÏÒÇÁÎÉÚÍÙ ÎÁÈÏÄÉÔØÓÑ ×Ï ×ÚÁÉÍÏÏÔÎÏÛÅÎÉÑÈ
«ÈÉÝÎÉË-ÖÅÒÔ×Á»? ðÒÉ×ÅÄÉÔÅ ÐÒÉÍÅÒÙ.

5. ëÁËÉÅ ó÷ïêóô÷á ðïðõìñãéê ÓÏÚÄÁÀÔ ÉÍ ÐÒÅÉÍÕÝÅÓÔ×Á × ËÏÎËÕÒÅÎÔÎÏÊ
ÂÏÒØÂÅ?

6. ëÁË ÐÒÉÓÐÏÓÏÂÌÅÎÙ ÒÁÓÔÅÎÉÑ Ë ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÉÀ ÈÏÌÏÄÎÏÊ ÚÉÍÙ É ÖÁÒËÏÇÏ
ÌÅÔÁ?

7. þÅÍ ÍÏÖÎÏ ÏÂØÑÓÎÉÔØ ÄÌÉÔÅÌØÎÏÅ ÓÏÓÕÝÅÓÔ×Ï×ÁÎÉÅ ËÏÎËÕÒÉÒÕÀÝÉÈ ×ÉÄÏ×
× ÐÒÉÒÏÄÅ?

8. íÏÖÎÏ ÌÉ ÓÞÉÔÁÔØ óïïâýåóô÷ïí ÐÏÐÕÌÑÃÉÉ ÐÔÉÃ, ÎÁÓÅÌÑÀÝÉÈ ÌÅÓÎÏÊ ÍÁÓÓÉ×?

þáóôø 3

ïÂØÑÓÎÉÔÅ ÔÅÒÍÉÎÙ:

1. ðÒÁ×ÉÌÏ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÐÉÒÁÍÉÄÙ

2. ðÏÐÕÌÑÃÉÑ

3. óÔÒÕËÔÕÒÁ ÓÏÏÂÝÅÓÔ×Á

4. á×ÔÏÔÒÏÆ

5. ðÁÒÁÚÉÔÉÚÍ

÷ÁÒÉÁÎÔ 5

þáóôø 1

÷ÙÂÅÒÉÔÅ ÐÒÁ×ÉÌØÎÙÅ ÕÔ×ÅÒÖÄÅÎÉÑ:

1. âéïóæåòá — ÜÔÏ ÏÔËÒÙÔÁÑ ÓÉÓÔÅÍÁ.

2. ðéýå÷ùå ãåðé ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÀÔÓÑ ËÏÌÉÞÅÓÔ×ÏÍ É ÒÁÚÍÅÒÁÍÉ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ×
ÎÁ ËÁÖÄÏÍ ÕÒÏ×ÎÅ ÔÒÏÆÉÞÅÓËÏÊ ÃÅÐÉ.

3. á÷ôïôòïæá — ÜÔÏ ÒÁÓÔÅÎÉÑ-ÐÒÏÄÕÃÅÎÔÙ.

4. éÓËÕÓÓÔ×ÅÎÎÙÅ áçòïãåîïúù ÓÏÚÄÁÎÙ ÞÅÌÏ×ÅËÏÍ É ÐÏÜÔÏÍÕ ÂÏÌÅÅ ÕÓÔÏÊÞÉ×Ù.

5. ëïîóõíåîôù — ÜÔÏ ÐÏÔÒÅÂÉÔÅÌÉ ÏÒÇÁÎÉÞÅÓËÏÇÏ ×ÅÝÅÓÔ×Á.

6. ðÅÒÅÎÏÓ ÜÎÅÒÇÉÉ ÏÔ ÅÅ ÉÓÔÏÞÎÉËÁ (ÒÁÓÔÅÎÉÑ) ÞÅÒÅÚ ÒÑÄ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ×
ÎÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ãåðøà òáúìïöåîéñ.

7. ðÒÉÞÉÎÙ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ éúïìñãéé ÍÎÏÇÏÞÉÓÌÅÎÎÙ: ÜÔÏ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅ ÎÏ×ÙÈ
ÇÏÒ ÉÌÉ ÒÅË, ÐÅÒÅÛÅÊËÏ× ÉÌÉ ÐÒÏÌÉ×Ï×, ÉÓÔÒÅÂÌÅÎÉÅ ÐÏÐÕÌÑÃÉÊ × ÏÐÒÅÄÅÌÅÎÎÙÈ
ÒÁÊÏÎÁÈ É Ô.Ä.

þáóôø 2

äÁÊÔÅ ÏÔ×ÅÔÙ ÎÁ ×ÏÐÒÏÓÙ:

1. ëÁËÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ × ÖÉÚÎÉ ÖÉ×ÏÔÎÏÇÏ ÉÇÒÁÅÔ ÷ïäá?

2. ëÁËÉÅ ÈÉÍÉÞÅÓËÉÅ, ÆÉÚÉÞÅÓËÉÅ É ÂÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ ÐÒÏÃÅÓÓÙ ÐÒÏÉÓÈÏÄÑÔ
× ðïþ÷å?

3. óËÏÌØËÏ ÐÒÏÃÅÎÔÏ× ÜÎÅÒÇÉÉ ÐÅÒÅÈÏÄÉÔ ÎÁ ÐÏÓÌÅÄÕÀÝÉÊ ðéýå÷ïê õòï÷åîø?

4. ëÁËÉÅ áâéïôéþåóëéå æáëôïòù ×ÌÉÑÀÔ ÎÁ ÒÁÓÔÉÔÅÌØÎÙÊ É ÖÉ×ÏÔÎÙÊ ÍÉÒ
ÓÏÏÂÝÅÓÔ×Á?

5. îÁ ËÁËÉÅ ×ÉÄÙ èïúñêóô÷åîîïê äåñôåìøîïóôé ÞÅÌÏ×ÅËÕ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÁ ×ÏÄÁ?

6. ðÏÞÅÍÕ ÐÒÏÂÌÅÍÁ ÏÈÒÁÎÙ ïëòõöáàýåê óòåäù ÐÏÌÕÞÉÌÁ × ÎÁÛÅ ×ÒÅÍÑ ×ÁÖÎÅÊÛÅÅ
ÍÅÖÄÕÎÁÒÏÄÎÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ?

7. þÔÏ ÔÁËÏÅ ïçòáîéþé÷áàýéê æáëôïò? ïÔ×ÅÔ ÐÒÏÉÌÌÀÓÔÒÉÒÕÊÔÅ ÐÒÉÍÅÒÁÍÉ.

8. ëÁËÉÍÉ ÐÒÉÚÎÁËÁÍÉ âéïçåïãåîïúá ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÐÏÞ×Á?

þáóôø 3

ïÂØÑÓÎÉÔÅ ÔÅÒÍÉÎÙ:

1. öÉ×ÏÅ ×ÅÝÅÓÔ×Ï

2. âÉÏÇÅÎÎÁÑ ÍÉÇÒÁÃÉÑ ÁÔÏÍÏ×

3. áÚÏÔÆÉËÓÁÃÉÑ

4. ðÒÅÄÅÌ ×ÙÎÏÓÌÉ×ÏÓÔÉ

5. óÁÍÏÒÅÇÕÌÑÃÉÑ ÂÉÏÇÅÏÃÅÎÏÚÁ

÷ÁÒÉÁÎÔ 6

þáóôø 1

÷ÙÂÅÒÉÔÅ ÐÒÁ×ÉÌØÎÙÅ ÕÔ×ÅÒÖÄÅÎÉÑ:

1. óÕÝÅÓÔ×ÕÅÔ ÅÄÉÎÙÊ ÔÉÐ ðéýå÷ïê ãåðé — ÃÅÐØ ×ÙÅÄÁÎÉÑ.

2. áòåáì — ÔÅÒÒÉÔÏÒÉÑ ÏÂÉÔÁÎÉÑ ×ÉÄÁ.

3. óéíâéïú — ÔÁËÁÑ ÆÏÒÍÁ Ó×ÑÚÉ × ÐÏÐÕÌÑÃÉÑÈ, ÐÒÉ ËÏÔÏÒÏÊ ÏÄÉÎ ÉÌÉ ÎÅÓËÏÌØËÏ
ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ× ÐÏÌÕÞÁÀÔ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÙÅ ÐÉÔÁÔÅÌØÎÙÅ ×ÅÝÅÓÔ×Á ÏÔ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ ÈÏÚÑÉÎÁ.

4. ÷ïäá — ÏÄÎÏ ÉÚ ÓÁÍÙÈ ÒÁÓÐÒÏÓÔÒÁÎÅÎÎÙÈ ×ÅÝÅÓÔ× ÎÁ úÅÍÌÅ.

5. ÷ ÓÏÓÔÁ× ÂÅÌËÏ× ×ÈÏÄÉÔ ÂÏÌÅÅ 40 ÔÉÐÏ× íïîïíåòï÷.

6. ðåòåîïó üîåòçéé ÏÔ ÉÓÔÏÞÎÉËÁ ÞÅÒÅÚ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÏÒÇÁÎÉÚÍÏ× ÎÁÚÙ×ÁÀÔ
ÔÒÏÆÉÞÅÓËÏÊ ÃÅÐØÀ.

7. õóôïêþé÷ïóôø — ÜÔÏ Ó×ÏÊÓÔ×Ï ÓÏÏÂÝÅÓÔ×Á É ÜËÏÓÉÓÔÅÍÙ ×ÙÄÅÒÖÉ×ÁÔØ
ÉÚÍÅÎÅÎÉÑ, ÓÏÚÄÁ×ÁÅÍÙÅ ×ÎÅÛÎÉÍÉ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÑÍÉ.

þáóôø 2

äÁÊÔÅ ÏÔ×ÅÔÙ ÎÁ ×ÏÐÒÏÓÙ:

1. ó ÞÅÍ Ó×ÑÚÁÎÙ óåúïîîùå ñ÷ìåîéñ × ÐÒÉÒÏÄÅ?

2. ëÁËÉÅ ÐÏËÁÚÁÔÅÌÉ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ ÄÌÑ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÓÔÉËÉ âéïçåïãåîïúá?

3. þÔÏ ÔÁËÏÅ ôòïæéþåóëéå ãåðé? ðÒÉ×ÅÄÉÔÅ ÎÅ ÍÅÎÅÅ 2 ÐÒÉÍÅÒÏ×.

4. ÷ ÞÅÍ ÚÁËÌÀÞÁÅÔÓÑ ÐÒÁ×ÉÌÏ üëïìïçéþåóëïê ðéòáíéäù?

5. ÷ ÞÅÍ ÓÏÓÔÏÉÔ ÐÒÁËÔÉÞÅÓËÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ éúõþåîéñ ðïðõìñãéê?

6. ëÁËÕÀ ÒÏÌØ × ÉÚÍÅÎÅÎÉÉ ðìïôîïóôé ðïðõìñãéé ÉÇÒÁÀÔ ÁÂÉÏÔÉÞÅÓËÉÅ É
ÂÉÏÔÉÞÅÓËÉÅ ÆÁËÔÏÒÙ?

7. ðÒÉ×ÅÄÉÔÅ ÉÚ×ÅÓÔÎÙÅ ×ÁÍ ÉÚ ËÕÒÓÁ ÂÉÏÌÏÇÉÉ ÐÒÉÍÅÒÙ ðòéóðïóïâìåîéê
Õ ÖÉ×ÏÔÎÙÈ É ÒÁÓÔÅÎÉÊ Ë ÐÒÏÖÉ×ÁÎÉÀ × ÓÈÏÄÎÙÈ ÕÓÌÏ×ÉÑÈ ÓÒÅÄÙ (ÎÅ ÍÅÎÅÅ 4
×ÁÒÉÁÎÔÏ×).

8. ëÁËÏ×Á ×ÚÁÉÍÏÓ×ÑÚØ ÍÅÖÄÕ òáóôåîéñíé, ëïîóõíåîôáíé É íéëòïïòçáîéúíáíé?

þáóôø 3

ïÂØÑÓÎÉÔÅ ÔÅÒÍÉÎÙ:

1. ïÚÏÎÏ×ÙÊ ÜËÒÁÎ

2. òÅÇÕÌÉÒÏ×ÁÎÉÅ ÞÉÓÌÅÎÎÏÓÔÉ ÐÏÐÕÌÑÃÉÉ

3. ðÒÅÄÅÌ ×ÙÎÏÓÌÉ×ÏÓÔÉ

4. ÷ÎÅÛÎÑÑ ÓÒÅÄÁ

5. ïÈÒÁÎÁ ÐÒÉÒÏÄÙ

íÁËÓÉÍÁÌØÎÏÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÎÁÂÒÁÎÎÙÈ ÂÁÌÌÏ× ×Ï ×ÓÅÈ ×ÁÒÉÁÎÔÁÈ — 20.

ïÃÅÎÉ×ÁÎÉÅ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÏ×: ÍÅÎÅÅ 10 ÂÁÌÌÏ× — «ÎÅÕÄÏ×ÌÅÔ×ÏÒÉÔÅÌØÎÏ»

ÏÔ 10 ÄÏ 13 ÂÁÌÌÏ× — «ÕÄÏ×ÌÅÔ×ÏÒÉÔÅÌØÎÏ»

ÏÔ 14 ÄÏ 17 ÂÁÌÌÏ× — «ÈÏÒÏÛÏ»

ÏÔ 18 ÄÏ 20 ÂÁÌÌÏ× — «ÏÔÌÉÞÎÏ»

ôÅÍÙ ÒÅÆÅÒÁÔÏ× Ë ÚÁÞÅÔÕ ÐÏ ÔÅÍÅ «üëïìïçéñ»

1. üËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ ÐÏÓÌÅÄÓÔ×ÉÑ ÑÄÅÒÎÏÊ ×ÏÊÎÙ.

2. ðÒÅÄÌÏÖÉÔÅ ×ÏÚÍÏÖÎÙÅ ÐÕÔÉ ÒÅÛÅÎÉÑ ÏÄÎÏÊ (ÎÁ ×ÁÛ ×ÙÂÏÒ) ÉÚ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ
ÐÒÏÂÌÅÍ.

3. ëÁËÉÅ ÏÐÁÓÎÏÓÔÉ ÔÁÑÔÓÑ × ÚÁÇÒÑÚÎÅÎÉÉ ÁÔÍÏÓÆÅÒÙ?

4. ïÓÎÏ×Ù×ÁÑÓØ ÎÁ ÚÎÁÎÉÑÈ ÉÚ ËÕÒÓÁ ÉÓÔÏÒÉÉ, ÓÏÓÔÁ×ØÔÅ ÐÒÉÍÅÒÎÕÀ ÈÒÏÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÕÀ
ÔÁÂÌÉÃÕ, ÐÏËÁÚÙ×ÁÀÝÕÀ ÆÏÒÍÙ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÞÅÌÏ×ÅËÁ ÎÁ ÏËÒÕÖÁÀÝÕÀ ÓÒÅÄÕ ×
ÒÁÚÎÙÅ ÐÅÒÉÏÄÙ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÃÉ×ÉÌÉÚÁÃÉÉ.

5. ÷ ÞÅÍ ÏÐÁÓÎÏÓÔØ ÚÁÇÒÑÚÎÅÎÉÑ ÇÉÄÒÏÓÆÅÒÙ?

åÓÌÉ ÞÅÌÏ×ÅË ÚÁ×ÉÓÉÔ ÏÔ ÐÒÉÒÏÄÙ, ÔÏ É ÏÎÁ ÏÔ ÎÅÇÏ ÚÁ×ÉÓÉÔ: ÏÎÁ ÅÇÏ
ÓÄÅÌÁÌÁ — ÏÎ ÅÅ ÐÅÒÅÄÅÌÙ×ÁÅÔ.

æÒáÎÓ

Источник