Какие свойства материальной субстанции называл р декарт назовите 2 пункта

Какие свойства материальной субстанции называл р декарт назовите 2 пункта thumbnail

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, осно­вополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бы­тия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в чем, кроме самого себя.Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстан­ций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) так­же обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в сво­ем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворен­ные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

• материальные (вещи);

• духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

• протяжение — для материальных;

• мышление — для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением(в длину, в ширину, в высо­ту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышленияи, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных суб­станций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами.(Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

В целом учение Декартао субстанцииможно выразить сле­дующей схемой:

Какие свойства материальной субстанции называл р декарт назовите 2 пункта

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстан­ции, следует идея дуализма(двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной во­прос философии»: спор о том, что первично — материя или соз­нание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

При изучении проблемы познанияособый акцент Декарт делает на научном методе.

Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет приме­нения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продви­нуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается дедукция(но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).

Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Также Декарт при использовании рационалистическо-де­дуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

• допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разу­мом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

• сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;

• последовательно переходить от известных и доказанных во­просов к неизвестным и недоказанным;

• строго соблюдать последовательность, логическую цепь ис­следования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях.Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подоб­ные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передают­ся из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов:

• понятия;

• суждения.

Примероммогут служить следующие:

• врожденных понятий — Бог (существует); «число» (существу­ет), «воля», «тело», «душа», «структура» и т. д.;

• врожденных суждений — «целое больше своей части», «из ни­чего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

Читайте также:  Какие свойства классицизма наследует фонвизин

Целями познания, по Декарту, являются:

• расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

• использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

• изобретение новых технических средств;

• усовершенствование природы человека.

В качестве конечной цели познания философ видел господ­ство человека над природой.

Вопросы к лекции:

1.Что такое эмпиризм?

2.Что является главным методом познания по Ф. Бэкону? Что такое индукция?

3.Какие пути познания выделял Ф.Бэкон?

4. Какие препятствия на путик познанию выделял Ф.Бэкон?

5. Какие базовые понятия ввел Рене Декарт?

6. В чем заключается учение Декарта о субстанциях?

7. Какой метод Декарт выделял в качестве основополаающего?

Источник

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.

Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются «лишь в обычном содействии бога» , от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а не субстанций.

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций — духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции — ее неделимость, важнейший признак материальной — делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и материального начал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций — это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание — модусы мышления; фигура, положение, движение — модусы протяжения.

Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным Декарт относил идею бога как существа всесовершенного, затем — идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому: «если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой», или положение «из ничего ничего не происходит». Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума.

С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, о характере и источниках этих самых врожденных идей. Врожденные идеи рассматривались рационалистами XVII века в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной философии.

Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки — механики. Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская физика, а также космология и соответственно понятия души и жизни, центральные в натурфилософии эпохи Возрождения. Именно в XVII веке формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX века.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Декарт оказался одним из творцов классической механики. Отождествив природу с протяжением, он создал теоретический фундамент для тех идеализации, которыми пользовался Галилей, не сумевший еще объяснить, на каком основании мы можем применять математику для изучения природных явлений. До Декарта никто не отважился отождествить природу с протяжением, то есть с чистым количеством. Не случайно именно Декартом в наиболее чистом виде было создано представление о природе как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным «толчком». Таким образом, метод Декарта оказался органически связанным с его метафизикой.

Читайте также:  Каким свойством обладают стороны четырехугольника вписанного в окружность

 709 

Источник

Французский философ и учёный Р. Декарт считается основоположником рационализма Нового времени. Он рассматривал мыслящий разум как высшую реальность, а его законы — как основополагающие принципы самого бытия. Сущность бытия Декарт выражал с помощью базового понятия субстанции. Само понятие субстанции Декарт характеризовал так: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или если при её посредстве существует нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а её действительная идея есть в нас, которая называется субстанцией» [1].

Субстанция — это то, что объективно существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем ином, кроме самого себя. Такому условию удовлетворяет только одна субстанция — Бог, который вечен, бесконечен, всемогущ, всезнающ, является творцом и причиной всего. Бог может существовать и в отсутствии всех остальных предметов, но ни одна вещь во Вселенной не могла существовать без первоисточника. Это абсолютная субстанция по преимуществу.

Также понятие субстанции используется в другом смысле для характеристики сотворённой вещи. Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) обладают главным качеством субстанции — самодостаточностью (не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя) лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него, поскольку сотворены им.

Все сотворенные субстанции Декарт делил на два рода:

материальные (вещи);

духовные (идеи).

При этом он выделял неотъемлемые свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: для материальных — протяжение, для духовных — мышление.

По определению Декарта «субстанция, которая является непосредственным субъектом распространённости по месту и акциденцией, предполагающей распространённость (форма, положение, движение на месте и т. д.), именуется телом» [1].

Все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — пространственное протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь), размер и делимость до бесконечности. Все духовные субстанции мыслящие и мыслимые и притом неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их атрибутов и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения).

Можно себе представить вещи без запаха, вкуса, цвета, формы — без любого качества, воспринимаемого органами чувств. Но нельзя представить вещи без протяженности. Если варьировать все чувственные характеристики, то вещь не перестанет существовать; если же отвлечь протяженность, то вещи не останется. Поэтому единственным атрибутом сотворенной материальной субстанции является протяженность.

Протяженность есть первичное качество, необходимо присущее предметам, а вторичные качества (цвет, запах, вкус и др.), которые возникают в процессе нашего познания вещи, могут быть иными, а могут и вовсе отсутствовать. То есть протяженность есть атрибут материи, основной ее принцип; все остальные ее свойства есть акциденции.

Таким образом, есть две сотворенных субстанции: мышление и протяженность. Именно поэтому, поскольку главное свойство материи есть ее протяженность, Декарт разрабатывал геометрический и математический подход к познанию материи. Сведение базовых атрибутов материи к геометрическим свойствам и отношениям частей пространства было серьёзным шагом в развитии математической физики и классического естествознания, использовавшего математический аппарат в познании законов природы. Отсюда возникает и другой принцип Декарта, характеризующий науку Нового времени: поскольку протяженность есть атрибут материи и ее субстанциальное свойство, материя везде одна. Мы не можем говорить, что материя на земле и на небесах — это разная материя, что у них разная сущность. Везде есть одна материя, ибо у нее один атрибут — протяженность, поэтому все свойства всего мира одинаковы.

Декарт настаивает на том, что именно протяженность является единственным атрибутом материи, и по очереди рассматривает различные другие свойства материи (движение и др.), утверждая, что они не могут быть субстанциальными свойствами. Движение не есть субстанциальное свойство материи, ибо можно представить себе вещь и неподвижной. Но, тем не менее, движение в мире существует постольку, поскольку мир был приведен в движение Богом. Декарт в данном положении является чистым деистом, то есть для него вопрос об участии Бога в движении мира рассматривается только с точки зрения первоначального толчка. Бог сообщил миру некоторое количество движения, и в дальнейшем в процесс движения мира не вмешивается. Бог сообщил миру некоторые законы, а дальше мир развивается по этим законам, соблюдая заданное количество движения.

Читайте также:  Какие свойства предметов может определять человек с помощью зрения

Исходя из этого положения, Декарт вывел свой знаменитый закон сохранения количества движения (закон сохранения импульса).

Разделение двух типов субстанций имеет важное познавательное значение. Изучая физический мир, мы отвлекаемся от факта присутствия в нём человеческого сознания. Протяжённые тела и системы тел физика описывает независимо от того, существует ли на планете разумная жизнь. Законы движения материи, её структура и развитие автономны от индивидуального субъекта. В этом смысле материальная субстанция самостоятельна. Полная информация о ней включает только факты и регулярности протяжённой природы и не включает сведений о сознании.

Напротив, законы разумного духа не зависят от фактов материального мира. Правила математики и логики будут истинны, даже если ни одно тело во Вселенной не будет существовать. Моральные нормы останутся справедливыми и сохранят свою значимость даже если ни один человек не станет им следовать, а люди будут руководствоваться исключительно биологическими инстинктами. Рациональные законы, нормы, идеалы образуют системы со связями иного рода, чем связи между протяжёнными вещами. Для философа-рационалиста две предметные области, познаваемые независимо друг от друга, должны иметь независимое друг от друга бытие.

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесной) и духовной (мыслящей).

Человек — единственное существо, в котором соединены и взаимодействуют материальная и духовная субстанции, за счёт чего он смог возвыситься над природой. Из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) природы человека. Организм человека функционирует по законам природы, как и организм любого животного. Но душа в своих действиях автономна от тела и может принимать решение не по причине физических изменений окружающей среды, а на основании рациональных доводов или ради высших этических идеалов. Поэтому спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен применительно к человеческой природе. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Исходя из того, что в мире существуют две субстанции (протяженность и мышление), не имеющие ничего общего, кроме того что они сотворены, Декарт разделял две субстанции и в человеческой природе. Тело человека и мышление, т.е. его душа, оказываются совершенно различной природы. Декарт стал основателем классического психофизического дуализма, поскольку ни телесные функции не могут быть сведены к душевным проявлениям, ни наоборот — явления нашей душевной жизни не могут иметь причину в телесных проявлениях. Отметим противоречия в решении французским мыслителем проблемы связи души и тела [6]. Он выдвинул гипотезу, что существует одно место (так называемая шишковидная железа), где и происходит соединение души и тела.

Из того, что действия тела не зависят от действия души и наоборот, вытекают различные следствия. Они противоречат тому, что именно вывел Декарт из предположения о самостоятельной деятельности нашей души (доказательство бытия Бога, истинности нашего существования и т.д.). Противоположные выводы для философии и главным образом науки Декарт сделал из постулата независимого существования тела. Если материя не связана с духом, все познание материальных явлений сводится к познанию причинно-следственных связей. Никаких целесообразных логически аргументированных или нравственно обоснованных действий, которые свойственны человеку как существу духовному, в природе быть не может. Природа есть механизм, в котором есть причина и следствие, поэтому и познание природы может вестись только на причинно-следственном языке.

Поэтому же в теле животного действуют свои собственные законы (ибо оно не имеет души). Организм животного есть просто машина, считал Декарт. Поэтому для объяснения его деятельности достаточно только естественнонаучных каузальных (причинных) объяснений. Русский физиолог И. Павлов считал поэтому Декарта основоположником физиологии и предтечей своего собственного учения о рефлексах.

Декарт говорил, что телесная и мыслящая субстанции могут соединиться лишь в Боге как в несотворенной единой субстанции. То же и с человеком: познать его как существо, состоящее из души и тела, можно лишь на почве того, что человек является существом, сотворенным Богом, и только понимая его как существо, существующее в Боге, можно понять, как человеческое тело соединяется с человеческой душой.

Таким образом, дуалистическое понимание субстанции оказалось эффективным для объяснения рационального устройства физического мира, но в то же время породило много проблем в познании природы человека.

Источник