Какие есть свойства божьи

Какие есть свойства божьи thumbnail
  • Свойства Божии прот. Серафим Слободской
  • Свойства Божии еп. Александр (Милеант)
  • Понятие о существенных свойствах Божиих митр. Макарий (Булгаков)
  • Божественные свойства и их именования архим. Алипий (Кастальский)
  • Божественные свойства прот. Олег Давыденков
  • Понятие о существенных свойствах Божиих прот. Н. Малиновский
  • О Существе и свойствах Божиих протопр. Михаил Помазанский
  • Учение Откровения о действительном значении приписываемых существу Божию свойств свт. Сильвестр (Малеванский)

Боже́ственными сво́йствами называются свойства существа Божьего, отличающие Бога от всех сотвореных существ, присущие всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы – Отцу, Сыну и Святому Духу, являющим единое Божественное существо.

Бог Сам в Себе един и прост. Он — всесовершенен. Человеческий разум, в силу естественной (да и греховной) ограниченности не в состоянии охватить полноту Божественного всесовершенства в простом акте мышления, поэтому мы мыслим о Божьих свойствах, рассматривая Его всесовершенство с разных сторон. Различные свойства характеризуют различные стороны Божественного всесовершенства. Субъективно таких сторон можно выделить множество, мы говорим, что свойства существа Божьего бесчисленны. Православная Церковь выделяет лишь некоторые из них, не определяя их количества.

Традиционно сущностные свойства Божьи рассматриваются согласно классификации, по которой, они бывают представлены в форме двух групп, например:
А) 1) свойства существа Божьего вообще и 2) сущностные свойства Бога как личностного Духа (духовные свойства);
Б) 1) апофатические и 2) катафатические свойства; и пр.

К первой группе относятся свойства, которые мы не можем описать при помощи катафатического языка (то есть посредством положительных выражений): простота, бесконечность (беспредельность), самобытность, вечность, неизмеримость и вездеприсутствие, неизменяемость, всесовершенство.

Ко второй группе относятся свойства, которые могут быть охарактеризованы нами посредством катафатического языка: всеведение, премудрость, всемогущество, всесвобода, святость, справедливость (правда Божия), любовь, милосердие, благость, всеблаженство. В какой-то мере эти свойства отображаются в людях, как созданных по образу Божьему (Бог всемогущ и человек обладает определенным могуществом, Бог свят и человек, живущий праведной жизнью, стяжает святость, Бог милосерден и человек способен проявлять милосердие и т. д.).

Помимо свойств существа Божьего принято выделять ипостасные свойства Бога – свойства, отличающие каждое Лицо (Ипостась) Святой Троицы от Двух Других.

***

Если Бог есть любовь, то почему существует ад?

Исаак Сирин: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, таково гееннское мучение, — оно есть раскаяние».

С.С. Аверинцев:
Не может Бог не быть,
И всё в огне Его любви, и огнь
Один для всех; но аду Бог есть ад.

Представим себе солнечный пляж. Два человека под открытым солнцем. Один загорелый, для него солнце родное, он получает блаженство от его лучей. Другой человек всю жизнь прятался от солнца и, оказавшись под прямыми солнечными лучами, он испытывает нестерпимые муки… Чёрная душа грешника рядом со Светом — Богом — будет нестерпимо обжигаться тем же самым Светом Божества, который для души чистой будет источником блаженства.

Если допустить в рай злобу и ненависть, не превратится ли он в ад? Поэтому проблема грешника не в том, что его куда-то не пустят или куда-то отправят — а в том, что где бы он не появился, он несет ад с собой. Смерть и ад – это не столько наказание за грех, сколько грех и есть смерть и ад.

Источник

Распечатать

протоиерей Серафим Слободской

Бог открыл нам о Себе, что Он – бестелесный и невидимый Дух (Ин.4:24).

Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.

Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.

Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом – в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы.

Бог сказал Моисею: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Ин.1:5), и живет Он во свете неприступном (1Тим.6:16).

Читайте также:  Какая ткань обладает свойствами возбудимости и сократимости

Бог вечный (Пс.89:3; Ис.40:28).

Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно – все имеет свое начало и свой конец.

Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог – вне времени.

Бог всегда есть.

Поэтому Он называется вечным.

Бог неизменяемый (Иак.1:17; Мал.3:6).

Ничего нет в Мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется – растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим.

Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки.

Бог всегда одинаковый.

Поэтому Он называется неизменяемым.

Бог всемогущий (Быт.17:1; Лк.1:37).

Человек если захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое.

Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом.

Бог все может сделать, что пожелает.

Поэтому Он называется всемогущим.

Бог вездесущий (Пс.138:7–12).

Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него.

Бог – везде.

Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).

Бог всеведущий (1Ин.3:20; Евр.4:13).

Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть.

Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем.

Бог всегда все слышит, все видит и все знает.

Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).

Бог всеблагий (Мф.19:17).

Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит.

Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.

Вот, как об этом учит один Епископ: «Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить… Нас окружает воздух, которым дышим, и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их».

Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях.

Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым).

И мы называем Бога нашим Отцом Небесным.

Бог всеправедный (Пс.7:12; 10, 7).

Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми.

Бог же в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами.

Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.

Бог вседовольный (Деян.17:25).

Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным.

Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все.

Поэтому Он называется вседовольным.

Бог всеблаженный (1Тим.6:15).

Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, – полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье.

Поэтому Бог называется всеблаженным.

И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге.

Читайте также:  Какими свойствами обладает тауфон

Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все, видимое и невидимое.

Бога мы также называем Вседержителем, Владыкою и Царем, потому что Он Своею всемогущею волею все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем управляет.

Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

ВОПРОСЫ: Какие свойства Божии? Почему мы называем Бога Духом, вечным, неизменяемым, всемогущим, вездесущим, всеведущим, всеблагим, всеправедным, вседовольным и всеблаженным? Почему мы называем Его Творцом и Создателем? Вседержителем, Владыкою, Царем и Промыслителем?

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Однажды на книжной ярмарке подросток спросил нас: «А у вас есть что-нибудь не про Бога?» И мы вдруг поняли, что нет. Потому что Он для нас повсюду, даже если мы прямо об этом не пишем. А вот отрывок из книги «Закон любви. Краткий современный катехизис» говорит именно о Боге и о том, как Его стоит понимать христианину.

Есть одна христианская притча. Пришел однажды атеист к старцу и стал говорить ему, что не верит в Бога. Он никак не хотел поверить в некоего «Создателя», сотворившего Вселенную.

Пару дней спустя старец наведался к атеисту с ответным визитом и принес с собой великолепную картину. Атеист был изумлен. Никогда прежде не видел он более совершенного полотна.

–  Какая прекрасная живопись! Скажите, кто это написал? Кто автор?

–  Как кто? Никто. Лежал себе чистый холст, а над ним полка с красками. Они случайно опрокинулись, разлились –  и вот вам результат.

–  Зачем же так шутить? – не поверил атеист. – Ведь это невозможно: прекрасная работа, точные линии и сочетание оттенков. За всем этим великолепием чувствуется и глубина замысла. Без автора в таком деле не обойтись!

Старец улыбнулся и сказал:

–  Вы не в состоянии поверить, что эта небольшая картина возникла случайно, без предварительного замысла автора. И хотите, чтобы я поверил, что наш прекрасный мир – с лесами и горами, океанами и долинами, сменой времен года, закатами и лунными ночами – возник по воле слепого случая, без замысла Творца?

Эта притча помогает понять, что наш мир не мог возникнуть случайно, без творческой воли Создателя. Во всём, что мы видим вокруг, в любой строке «великой книги природы», читается сила и мудрость Бога-Творца.         

В каждом языке есть своё слово, означающее Создателя, по-русски мы Его называем Богом.

Бог – невидим, Он – бестелесный и невидимый Дух (Ин.4, 24). «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых», – возвестил Господь пророку Моисею на горе Синай. (Исх. 33, 20).  Ведь даже солнце мы не можем видеть вблизи, чтобы не ослепнуть.     

  Хотя иногда, из любви к людям, Бог открывался на земле некоторым Своим избранникам – как бы в Своих отражениях, чтобы они смогли вынести лучи Его величия и славы.

Бог невидим, но ведь, если разобраться, всё самое главное в жизни человека тоже невидимо. Мы не можем описать, а тем более взвесить или измерить линейкой, что такое доброта, радость, горе, ум, совесть, характер. Хотя точно знаем, что они существуют – это то, что каждый день проявляется в наших поступках и жизненных ситуациях.

Что мы знаем о Боге.jpg

Бог Саваоф. Васнецов В.М. 1885-1896.

По тому, что человек говорит и как поступает, мы можем судить, насколько он умный или добрый. Мы безошибочно знаем, когда испытываем радость, а в какой момент – горе. Мы мучаемся, когда идём против совести, и живём «с лёгким сердцем», если поступаем справедливо. Не случайно говорят, что совесть – голос Бога в человеке. Чем больше в нашей душе добра, правды и любви, тем каждый из нас чувствует себя более просветленным, другими словами – ближе к Богу.

В Своём величии Бог непостижим для человеческого разума. Ни один, даже самый мудрый человек, не в силах до конца постигнуть Бога, потому что Господь выше, глубже, могущественнее любого  человеческого ума.

Но, читая Библию, где говорится о том, как на протяжении тысячелетий Бог проявлял Себя в истории, мы можем делать некоторые выводы о Его основных свойствах.

  • Бог вечен(Пс. 89:3; Ис. 40:28)

Бог всегда был, есть и будет –  в отличие от нашего мира, в котором всё временно, имеет начало и конец.

  • Бог неизменяем (Иак. 1:17; Мал. 3:6)

В Боге нет никакой перемены –  в отличие от нашего мира, где все постоянно меняется, одно сменяется другим. Только Бог, каким был всегда, таким и останется вовеки.

  • Бог всемогущ (Быт. 17:1; Лк. 1:37)

Для Бога нет ничего невозможного, если Он даже мир смог сотворить из ничего, одним Своим словом.

  • Бог вездесущ (Пс. 138:7-12)

Бог всегда, во всякое время может находиться везде. Нет такого места на земле, где бы Его не было.

Читайте также:  Какие у редьки свойства

  • Бог всеведущ (1 Ин. 3:20; Евр. 4:13)

Это значит, что Бог все видит, всё слышит и всё знает – настоящее, прошлое и будущее.

  • Бог всеблаг (Мф. 19:17) 

Бог во всём и всегда содействует ко благу. Он неизменно заботится о каждом из нас, как любящий Отец.

  • Бог всеправеден (Пс.7:12; 10:7)

Бог обладает высшей степенью справедливости. Он знает, когда следует наказать, а когда – простить.

  • Бог вседоволен (Деян. 17:25)

Бог всё имеет, всем доволен, и ни в чём для Себя не нуждается. Ему ничего не нужно для Себя – Он всем и всё всегда отдаёт.

  • Бог всеблажен (1 Тим. 6:15)

Бог имеет в Себе наивысшую радость, полноту бытия. Поэтому ни один человек не может обрести счастья без Бога.

***

Чтобы лучше узнать о свойствах Бога, нужно постоянно читать Библию. И тогда вам станет понятно, почему мы называем Бога не только Творцом и Создателем, но ещё Вседержителем, Владыкой и Царём мира. Своей всемогущей волей Он на протяжении многих веков мудро управляет всем, что сотворил.

При этом Владыка и Царь мира создал человека по Своему подобию, то есть, сделал нас свободными. Бог-Вседержитель не хочет силой заставлять нас жить по Его законам, Он терпеливо ждёт, когда мы сами придём и обратимся к Нему.

Из книги “Закон любви. Краткий современный катехизис”.

Источник

  • Свойства Божии прот. Серафим Слободской
  • Свойства Божии еп. Александр (Милеант)
  • Понятие о существенных свойствах Божиих митр. Макарий (Булгаков)
  • Божественные свойства и их именования архим. Алипий (Кастальский)
  • Божественные свойства прот. Олег Давыденков
  • Понятие о существенных свойствах Божиих прот. Н. Малиновский
  • О Существе и свойствах Божиих протопр. Михаил Помазанский
  • Учение Откровения о действительном значении приписываемых существу Божию свойств свт. Сильвестр (Малеванский)

Боже́ственными сво́йствами называются свойства существа Божьего, отличающие Бога от всех сотвореных существ, присущие всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы – Отцу, Сыну и Святому Духу, являющим единое Божественное существо.

Бог Сам в Себе един и прост. Он — всесовершенен. Человеческий разум, в силу естественной (да и греховной) ограниченности не в состоянии охватить полноту Божественного всесовершенства в простом акте мышления, поэтому мы мыслим о Божьих свойствах, рассматривая Его всесовершенство с разных сторон. Различные свойства характеризуют различные стороны Божественного всесовершенства. Субъективно таких сторон можно выделить множество, мы говорим, что свойства существа Божьего бесчисленны. Православная Церковь выделяет лишь некоторые из них, не определяя их количества.

Традиционно сущностные свойства Божьи рассматриваются согласно классификации, по которой, они бывают представлены в форме двух групп, например:
А) 1) свойства существа Божьего вообще и 2) сущностные свойства Бога как личностного Духа (духовные свойства);
Б) 1) апофатические и 2) катафатические свойства; и пр.

К первой группе относятся свойства, которые мы не можем описать при помощи катафатического языка (то есть посредством положительных выражений): простота, бесконечность (беспредельность), самобытность, вечность, неизмеримость и вездеприсутствие, неизменяемость, всесовершенство.

Ко второй группе относятся свойства, которые могут быть охарактеризованы нами посредством катафатического языка: всеведение, премудрость, всемогущество, всесвобода, святость, справедливость (правда Божия), любовь, милосердие, благость, всеблаженство. В какой-то мере эти свойства отображаются в людях, как созданных по образу Божьему (Бог всемогущ и человек обладает определенным могуществом, Бог свят и человек, живущий праведной жизнью, стяжает святость, Бог милосерден и человек способен проявлять милосердие и т. д.).

Помимо свойств существа Божьего принято выделять ипостасные свойства Бога – свойства, отличающие каждое Лицо (Ипостась) Святой Троицы от Двух Других.

***

Если Бог есть любовь, то почему существует ад?

Исаак Сирин: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, таково гееннское мучение, — оно есть раскаяние».

С.С. Аверинцев:
Не может Бог не быть,
И всё в огне Его любви, и огнь
Один для всех; но аду Бог есть ад.

Представим себе солнечный пляж. Два человека под открытым солнцем. Один загорелый, для него солнце родное, он получает блаженство от его лучей. Другой человек всю жизнь прятался от солнца и, оказавшись под прямыми солнечными лучами, он испытывает нестерпимые муки… Чёрная душа грешника рядом со Светом — Богом — будет нестерпимо обжигаться тем же самым Светом Божества, который для души чистой будет источником блаженства.

Если допустить в рай злобу и ненависть, не превратится ли он в ад? Поэтому проблема грешника не в том, что его куда-то не пустят или куда-то отправят — а в том, что где бы он не появился, он несет ад с собой. Смерть и ад – это не столько наказание за грех, сколько грех и есть смерть и ад.

Источник