Какие анализаторы позволяют оценивать свойства пищи
Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответомЕдиный государственный экзамен, 2008 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс.(стр. 1 / 6)Вариант: 30Единый государственный экзамен, 2008 г.БИОЛОГИЯ, 11 класс.(стр. 2 / 6)C1Какие анализаторы позволяют оценивать свойства пищи, попавшей в рот,и почему нарушается ее восприятие при насморке?Ответ:Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Элементы ответа:1) пищу во рту оценивают вкусовой и обонятельный анализаторы;2) при насморке воспаление слизистой оболочки носоглоткинарушает работу обонятельного анализатора, и информация озапахе пищи во рту к нему не поступает.Ответ включает все названные выше элементы, не содержит 2биологических ошибокОтвет включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ 1включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубыебиологические ошибкиОтвет неправильный 0Максимальный балл 2C2Назовите структуры листа, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2.Каковы особенности их строения и функций?Ответ:12Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Элементы ответа:1) 1 – устьица, образованы устьичными клетками с хлоропластамии щелью между ними;2) 2 – эпидермис листа, образован бесцветными живыми клеткамипокровной ткани;3) покровная ткань обеспечивает защиту, устьица – газообмен итранспирацию.Ответ включает все названные выше элементы, не содержит 3биологических ошибокОтвет включает 2 из названных выше элементов и не содержит 2биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных вышеэлемента, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет включает 1 из названных выше элементов и не содержит 1биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названныхвыше элементов, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет неправильный 0Максимальный балл 3© 2008 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииКопирование не допускается© 2008 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииКопирование не допускается
Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответомЕдиный государственный экзамен, 2008 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс.(стр. 3 / 6)Вариант: 30Единый государственный экзамен, 2008 г.БИОЛОГИЯ, 11 класс.(стр. 4 / 6)C3В цветках настурции, шалфея, флокса нектарники спрятаны глубоко воколоцветнике, а у растений семейства Злаки вовсе отсутствуют.Объясните, с чем это связано.Ответ:Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Элементы ответа:1) это приспособления к разным способам опыления, которыесформировались в процессе эволюции;2) цветки с нектарниками опыляются насекомыми, которыепитаются нектаром;3) Злаки – ветроопыляемые или самоопыляемые растения, поэтомунектарники отсутствуют.Ответ включает все названные выше элементы, не содержит 3биологических ошибокОтвет включает 2 из названных выше элементов и не содержит 2биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных вышеэлемента, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет включает 1 из названных выше элементов и не содержит 1биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названныхвыше элементов, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет неправильный 0Максимальный балл 3C4Какие приспособления в строении, жизнедеятельности и поведениихрящевых и костных рыб обеспечивают интенсивное извлечениекислорода из воды?Ответ:Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Элементы ответа:1) большая поверхность жабр обеспечивает контакт с внешнейсредой;2) движения ротового аппарата и жаберных крышек обеспечиваютдвижение воды, омывающей жабры у костных рыб;3) быстрое плавание с открытым ртом обеспечивает вентиляциюжабр у хрящевых рыб.Ответ включает все названные выше элементы, не содержит 3биологических ошибокОтвет включает 2 из названных выше элементов и не содержит 2биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных вышеэлемента, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет включает 1 из названных выше элементов и не содержит 1биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названныхвыше элементов, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет неправильный 0Максимальный балл 3© 2008 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииКопирование не допускается© 2008 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииКопирование не допускается
Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответомЕдиный государственный экзамен, 2008 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс.(стр. 5 / 6)Вариант: 30Единый государственный экзамен, 2008 г.БИОЛОГИЯ, 11 класс.(стр. 6 / 6)C5Полипептид состоит из 20 аминокислот. Определите число нуклеотидовна участке гена, который кодирует первичную структуру этогополипептида, число кодонов на иРНК, соответствующее этимаминокислотам, и число молекул тРНК, участвующих в биосинтезе этогополипептида. Ответ поясните.Ответ:Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы(правильный ответ должен содержать следующие позиции)Схема решения задачи включает:1) генетический код ДНК триплетен, поэтому участок гена ДНК,кодирующий полипептид из 20 аминокислот, содержит 20 х 3 =60 нуклеотидов;2) информационная часть иРНК содержит 20 кодонов;3) для биосинтеза данного полипептида понадобится 20 молекултРНК.Ответ включает все названные выше элементы, не содержит 3биологических ошибокОтвет включает 2 из названных выше элементов и не содержит 2биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных вышеэлемента, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет включает 1 из названных выше элементов и не содержит 1биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названныхвыше элементов, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет неправильный 0Максимальный балл 3C6У кур встречается сцепленный с Х-хромосомой летальный ген (а),вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому генужизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным поэтому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьтесхему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотипвозможного потомства и вероятность вылупления курочек от общегочисла жизнеспособного потомства.Ответ:Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы(правильный ответ должен содержать следующие позиции)Схема решения задачи включает:1) генотипы родителей: ♂Х А Х а (гаметы X A , X a ), ♀Х А Y (гаметыX A ,Y);2) генотипы и пол потомства: жизнеспособные – ♂Х А Х А , ♂Х А Х а ,♀Х А Y;нежизнеспособные эмбрионы – ♀Х а Y;3) генотипы курочек – ♀Х А Y, 1/3 потомства курочек.Ответ включает все названные выше элементы, не содержит 3биологических ошибокОтвет включает 2 из названных выше элементов и не содержит 2биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных вышеэлемента, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет включает 1 из названных выше элементов и не содержит 1биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных вышеэлементов, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет неправильный 0Максимальный балл 3© 2008 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииКопирование не допускается© 2008 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииКопирование не допускается
1
2
Процент участников не приступивших к выполнению задания С (по России) Процент участников не приступивших к выполнению задания С (по Ставропольскому краю) Процент участников не приступивших к выполнению задания С (по России) Процент участников не приступивших к выполнению задания С (по Ставропольскому краю) 77,17,66,7 К сожалению, процент участников ЕГЭ не приступивших к выполнению заданий части С по различным предметам, в Ставропольском крае в 2012 оказался несколько выше среднего по России год показал положительную динамику, что говорит о возросшем уровне подготовки учащихся
3
заданияС1С2 С3С4С5 кол-во (3429) % выполнивших задания 56,061,673,161,139,737,7 заданияС1С2С3С4С5С6 кол-во (3233) % выполнивших задания 65,759,775,865,846,941,7
4
* Задания (С1) с развернутым ответом (на два элемента) относятся к заданиям практико- ориентированного характера и контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных системах, движущих силах эволюции в практических ситуациях. * Задание С1 (повышенного уровня) оцениваются от 0 до 2 баллов
5
* оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину знаний * выявить логику их рассуждений * умение применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи * обобщать, обосновывать, делать выводы, логически мыслить, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ.
6
* полно, глубоко выразить свои мысли, * распределить время для осмысления предложенных заданий и грамотного изложения своих мыслей, * продемонстрировать глубину знаний по биологии
7
* самостоятельно сформулировать ответ на поставленный вопрос. выявить логику их рассуждений * деятельность высокого уровня, этапы мыслительного процесса, * выявления типичных ошибок
8
* При выполнении заданий с развернутым ответом следует учитывать указания:
9
Как показал анализ ответов, выпускники 2013 года затрудняются давать полные ответы, правильно раскрыть суть вопроса, поэтому максимальное количество баллов существенно ниже заявленного уровня сложности. Примеры заданий С1, вызвавших затруднения выпускников
10
1. Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания? 2. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано. Оба задания относятся к заданиям повышенного уровня с планируемым интервалом выполнения 30–55%. НО: 2 балла получили только 17% и 12% выпускников соответственно, при этом 1 балл получили около 37% экзаменуемых, т.е. многие ответы оказались правильными, но неполными. При ответе на задание 1 экзаменуемые правильно указали, что переносчиком малярии являются малярийные комары, однако не указали, что личинки комара развиваются в воде.
11
Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано. При ответе на задание экзаменуемые указали, что большое количество пыльцы обеспечивает вероятность опыления и оплодотворения. Однако объяснения причины зацветания ветроопыляемых растений до распускания листьев дали только 12% участников.
12
Обыкновенная лисица регулирует численность лесных мышевидных грызунов. Как изменится состояние обитателей лесного биоценоза при полном истреблении или резком сокращении численности лисиц. Максимальные 2 балла получили только 18% участников, тогда как 1 балл заработали 62%, что говорит о неумении дать полный ответ и предусмотреть все возможные изменения.
13
У некоторых сортов декоративных растений в махровых цветках отсутствуют тычинки и пестики. Как получают и сохраняют такие сорта растений?
14
При осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы, возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию?
15
Известно, что хвост самца японского петуха декоративной породы достигает 10 метров. Поясните, как эта порода была выведена человеком. Почему птицы с такой длиной хвоста не встречаются в природе?
16
При отдалённой гибридизации получают гибридные растения, которые не дают потомства (в клетках имеют 2 гаплоидных набора хромосом). Однако полученные растения достаточно часто обладают ценными для человека признаками. С помощью какого метода селекции можно преодолеть бесплодие таких растений и в чем сущность этого метода?
17
В плодах ряда растений отсутствуют семена (апельсины, мандарины). Что лежит в основе получения таких сортов и как сохраняется этот признак?
18
Обитающие в пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного ритма.
19
При сравнительном исследовании клеток поджелудочной железы и скелетной мышцы было обнаружено различие в процентном содержании структур аппарата Гольджи. Объясните эти различия исходя из его функции.
20
Объясните, почему в клетках мышечной ткани нетренированного человека после напряжённой физической работы возникает чувство боли.
21
В XVIII веке английский ученый Д. Пристли провёл опыт. Он взял два одинаковых стеклянных колпака. Под первый колпак он поместил мышь, а под второй – мышь с комнатным растением. Объясните, почему спустя некоторое время первая мышь под стеклянным колпаком погибла, а вторая продолжала жить.
22
Объясните, почему зрелые эритроциты не могут синтезировать белки.
23
Биологическое окисление в организме человека сходно по химическому процессу с сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие вещества окисляются в организме человека и какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов?
24
Почему беременной женщине опасно употреблять многие лекарства и алкоголь? В какой период развития зародыша это особенно опасно?
25
Наследственно заболевание сахарный диабет (вызывается рецессивной мутацией) характеризуется повышением концентрации сахара в крови вследствие отсутствия инсулина. Человек может передавать этот аллель своим потомкам. Какие методы изучения наследственности человека позволили выявить причины этой болезни и характер наследования признака?
26
Какие анализаторы позволяют оценивать свойства пищи, попавшей в рот, и почему нарушается их восприятие при насморке?
27
Весной, при благоприятных условиях, самка тли, размножаясь партеногенетически, может воспроизвести до 60 особей только женского пола, каждая из которых через неделю даст столько же самок. К какому способу относят такое размножение, в чем его особенность? Почему при этом образуются только женские особи?
28
Как известно, существуют вирусы, имеющие наследственный аппарат в виде ДНК или РНК. Чем по химическому составу различаются РНК- и ДНК- содержащие вирусы?
29
30
31