Какая ошибка содержится в утверждении все вещи состоят из материи

Какая ошибка содержится в утверждении все вещи состоят из материи thumbnail

Философия Аристотеля

I. Жизненный и творческий путь Аристотеля (384-324 гг. до н.э.).

Юные годы. Афины: Академия. Годы странствий. Воспитатель А.Македонского. Второй афинский период: перипатетическая школа. Уход из Афин. Смерть. Сочинения Аристотеля.

II. Онтология Аристотеля.

Возражения Аристотеля против платоновской теории идей. Вывод Аристотеля: причина платоновского удвоения мира на «мир идей» и «мир вещей» ‑ абсолютизация обособления общего от единичного, противопоставление их друг другу.

III. Аристотель о предмете философии.

Согласно Аристотелю, существует «первая философия» (собственно философия) или метафизика и«вторая философия» (физика).

Предмет собственно философии (метафизики) – не природа, а то, что существует сверх нее. Есть природа, и есть сущее, которое шире природы.

Физика изучает материю, подвижные, изменчивые сущности.

Философия же имеет право существования лишь в том случае, если есть нематериальные причины и сверхчувственные неподвижные, вечные сущности.

Аристотель задает вопрос: «Является ли что-либо, кроме материи, самостоятельной причиной или нет?»; «Существует ли, помимо чувственных сущностей, какая-нибудь неподвижная и вечная сущность, и если существует, то в чем она?». Ответ: «Да, существует! Именно эту сущность и изучает философия».

Эти сущности (сверхчувственные, обособленные, вечные и неподвижные сущности) были названы метафизическими (через 150 лет после смерти Аристотеля). Наука о них названа метафизикой. Ей сопутствовал метафизический метод (рассмотрение предметов как неизменных, обособленных, вечных).

IV. Учение о 4-х причинах.

Первоаксиома:нельзя существовать и не существовать одновременно.

Бытие – то, что существует. Уровни бытия: 1)чувственный мир и 2)сверхчувственный мир – уровень сущности («в самом деле, как будет существовать порядок, если нет чего-нибудь вечного?»). Критерий сущности – познаваемость в понятии.

Аристотель вводит понятие «субстанция».

Субстанция – это бытие самобытное, существующее в самомсебе.Субстанцией в аристотелевском смысле может быть только единичное бытие.

1.Что такое единичное бытие? – Это сочетание формы и материи.

Форма– сущность предмета, выражается в понятии о предмете.

Материя – «лишенность» формы.

Материя заключает в себе два определения:

а) отсутствие формы, которая в ней будет впоследствии;

б) возможность этой формы.

Форма в отличие от материи заключает в себе «действительность», осуществление возможного.

Например, медь, медная глыба это материя для шара. Медь – возможность для чего-то (шар, скульптура) и в тоже время – отсутствие формы шара или формы статуи.

А можно поставить вопрос: что есть медь сама по себе?– «Это медь» (материя как реальность). А медь – это вещество.

Материя – это сочетание 4-х физических элементов.

[«Материя» ‑ латинское слово. Аристотель употребляет греческое слово «хюлэ», означающее «лес», «кустарник», «дрова», «строевой лес», «неопределенный материал», «осадок», «гуща», «муть», и т.д.]

У Аристотеля материя – не то, что мы понимаем под этим словом сегодня. Это понятие употребляется у него в двух смыслах:

Материя – бесформеннное и неопределенное вещество – «первоматерия»;

Материя – то, из чего вещь состоит и то, из чего вещь возникает. Сюда входит и «первоматерия» (все вещи состоят из материи, если их лишить формы). Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной «первоматерии». Например, камни – материя для каменного дома и для всего, что из них строят. Но сами по себе камни – не просто материя, а неоднократно оформленная материя.

Итак, аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе ничего породить. Это ‑ что-то подобное апейрону Анаксимандра (правда, у Анаксимандра апейрон сам из себя все порождает).

Материя – вечна, в этом она сродни форме.

Материя и форма – два вечных начала.

Форма – «суть бытия» вещи – то, что почти сливается с вещью. [По-гречески форма – «морфе», отсюда – морфология, т.е. учение о форме.]

Отношение материи и формы Аристотель трактует динамически через категории возможности и действительности. Носитель возможности – материя. Оформляясь, материя переходит из возможности в действительность. Действительность – это не действительность материи, не действительность вещи, а действительность формы. Аристотель отдает приоритет форме перед материей.

Материя и форма – два первоначала всего сущего.

2.Итак, если рассматривать не отдельные предметы, а всю природу в целом или весь мир в целом, то для объяснения его необходимо допустить существование – во-первых, материи мира и, во-вторых, формы мира. Форма мира – форма форм – это Бог.

Но возникает вопрос ‑ возник ли мир во времени и может ли он погибнуть во времени?

Миру свойственно движение.Аристотель допускает, что движение – вечно. Отсюда – предположение о вечной причине мира и вечного движения мира. Это – первый двигатель (перводвигатель).

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Бабочка — живая материя, камень — неживая
Что общего
между бабочкой и камнем? Оба этих объекта состоят из материи. Бабочка — живая
материя, камень — неживая

Все на свете состоит из материи. Любой предмет, любое
химическое вещество, любая вещь — это материя. Материя — не только то, что
можно увидеть своими глазами, как, например, бумага, из которой сделана эта
книга, или типографская краска, которой напечатаны слова и иллюстрации. Материей
являются и крошечные пылинки, не видные невооруженным глазом, здания и
автомобили, живые существа — деревья и люди, горы и облака, да и воздух,
которым мы дышим. Все планеты и звезды в далеком космосе представляют собой
материю. Из материи состоит абсолютно вся Вселенная. Сама же материя образована
из мельчайших кирпичиков, которые называются атомами.

3 состояния материи

Существуют такие области, где материи нет. Это значит, что
нет вообще ничего. Полное отсутствие материи называется вакуумом. Однако
абсолютный вакуум встречается крайне редко. Название «космическое пространство»
подразумевает, что речь идет о пустом пространстве, где материя отсутствует. На
самом же деле это не так. Даже в отдаленных глубинах космоса всегда можно
обнаружить несколько ничтожных пылинок или крошечное облачко газа.

Материя существует в трех основных формах, которые называют
состояниями. Это твердое, жидкое и газообразное состояние. В твердом состоянии,
например, во льду, молекулы (связанные между собой атомы) находятся близко друг
от друга. Сдвинуться со своих мест они могут с большим трудом. Поэтому твердые
предметы не меняют ни объема, ни формы. В жидкостях, например, в воде, молекулы
находятся неподалеку друг от друга, но прочные связи между отдельными
молекулами отсутствуют. Поэтому жидкости способны изменять форму и течь, хотя
они не меняют объем, как и твердые тела. В газообразном состоянии, например, в
парах воды, молекулы движутся свободно. Поэтому газ может изменять объем и
целиком заполнять любой контейнер, в который его помещают.

Читайте также:  Какие пищевые вещества содержатся в сахаре рафинаде

Воздушный шар
Воздушный шар
наполнен горячим воздухом. Тепло, сообщаемое горелками, заставляет молекулы
воздуха внутри шара двигаться быстрее и заполнять больший объем. Воздушный шар
становится легче окружающего воздуха и взлетает.

Состояние материи способно изменяться: твердое тело может
стать жидкостью, а жидкость — газом. Как правило, такое происходит при
нагревании тел. Состояние материи может меняться и в обратную сторону: газ
превращается в жидкость, а жидкость затвердевает. Это случается, когда тела
охлаждают. Самым наглядным примером служит вода. Вся вода на Земле находится в
непрестанном движении, переходя из одного состояния в другое в ходе так
называемого круговорота воды в природе.

Круговорот воды
При
круговороте воды в природе состояние воды изменяется

В этом круговороте Солнце нагревает море. Под
действием тепла вода испаряется, и невидимый водяной пар поднимается к небу.
Высоко над поверхностью становится холоднее, и пар снова превращается в
жидкость, образуются крошечные капельки воды, странствующие по небу в виде
облаков. Некоторые капельки сливаются, становятся слишком тяжелыми и падают на
землю в виде дождя. Другие капельки ветер поднимает выше, высоко над горами,
где еще холоднее. Там они снова изменяют свое состояние и замерзают,
превращаясь в снежинки. Снег падает на землю и тает, превращаясь в воду. И
талая, и дождевая вода стекают в ручьи и реки, которые текут в море. Затем
круговорот повторяется.

Свойства материи

Материя обладает многими характерными особенностями,
или свойствами. Одно из главных свойств материи — ее состояние. Другое свойство
материи — это вид атомов, из которых она состоит. Атомы одного вида называются
химическим элементом.

Третье свойство материи — плотность. Это количество
материи, содержащееся в определенном объеме. Чем больше материи содержится в
одном и том же объеме, тем плотнее вещество. От плотности зависит, будет ли
предмет плавать или утонет. Если плотность объекта меньше, чем плотность воды,
он будет плавать. Плотность железа выше плотности воды, поэтому железо потонет.
Однако если из железа сделать корпус лодки, в нем окажется много воздуха,
плотность которого очень мала. Средняя плотность корпуса, содержащего железо и
воздух, меньше плотности воды, поэтому лодка не тонет.

Спонсор статьи – мебель для детской. Детская мебель, мебельная мануфактура «Грифон Стайл». Кровати – машины –
это не только пропуск в мир фантазий на высоких скоростях.

Источник

У этого термина существуют и другие значения, см. Материя.

Мате́рия (от лат. materia «вещество») — физическое вещество, в отличие от психического и духовного[1]. В классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

История понятия[править | править код]

В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита.

Платон не использует термин «материя», однако именно он создал учение о материи как о строительном материале всего сущего. В диалоге «Тимей» Платон указывает, что для становления текучих и изменяющихся вещей как копий вечных и неизменных эйдосов помимо самих эйдосов как причины и вещей как результата необходимо и некое третье начало, третья природа, которую он называет «восприемницей» и «кормилицей всякого рождения» (Tim. 49а), а также «матерью» (Tim. 50d) всех вещей, и которую сравнивает с золотом, которое может принимать любые формы и образовывать любые фигуры (Тим. 50аb). Чтобы материя могла принимать любые формы, она сама должна быть лишена какой-либо формы. Следовательно, материя есть полная бесформенность. (Tim. 50a – 51b). Но, если материя совершенно аморфна, то она должна быть лишена бытия, ибо то, что имеет бытие, всегда или есть форма, или имеет форму. Стало быть, материя представляет собой небытие, но такое небытие, которое образует возможность для всякого бытия и даже необходимо (Tim. 48a) для бытия вещей. Платон называет такое небытие «хора», чистое пространство, которое непознаваемо, но которое, однако, мыслится как необходимая основа становления: «Оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения» (Tim. 52 ab).[3]

Сам термин «материя» был введён, вероятно, Аристотелем. «Материя» (materia) — латинская калька с греч. «гюле» (ὕλη), что означает «строительный лес» (Аристотель был родом из греческого города Стагира на границе с Македонией, которая поставляла в Грецию древесину для постройки кораблей). Согласно Аристотелю, ничто не возникает из ничего, поэтому всякое возникновение и всякое изменение требует наличия некоего субстрата, который, изменяясь, утрачивает одни свойства и приобретает новые. Классическим примером является статуя: глыба меди под рукой мастера превращается в статую, а медь – это та материальная причина, тот субстрат, который утрачивает форму глыбы и приобретает форму статуи. Этот субстрат Аристотель и называет материей. Материя, таким образом, это то, «из чего» вещь: «Быть из чего-то» (ektines) означает: состоять из чего-то как из материи» (Met. 1023a25). Материя неотделима от предмета реально (Fis. 214a15), но отделяется от формы предмета только мысленно. При этом Аристотель различает первую материю и вторую материю. Вторая материя – тот конкретный субстрат, вещество, из которого непосредственно состоит предмет, например, медь для статуи. Вторая материя, рассматриваемая сама по себе, а не в отношении предмета, материей которого служит, имеет форму (состоит из молекул). Первая материя – субстрат всех субстратов, которая сама уже не имеет никакой формы. Первоматерия совершенно аморфна, и поэтому представляет собой не действительность (ибо всякая действительность имеет форму), а чистую возможность (Met.1060a20), и поэтому есть небытие, но небытие не абсолютное, а содержащее в себе потенцию бытия.[4]

Читайте также:  В каких продуктах содержится витамин в13 список продуктов

В средневековой философии Фома Аквинский видел в материи принцип множества и индивидуации.

Томас Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции). Сущностью материи является протяжённость. При этом Гоббс мыслил реально существующую материю как «вторую материю», то есть конкретный субстрат вещей определённого вида. «Первая материя», или материя вообще, общая всем вещам, по Гоббсу, не есть тело, отличное от всех других тел, наполняющих универсум, но и не есть одно из этих тел, поэтому реально не существует. Эта реально не существующая «материя без формы» суть только идея тела вообще, каким оно представляется нам, когда мы мысленно абстрагируемся от его формы и прочих акциденций, за исключением количества и протяжённости[5].

По Джону Локку, материя есть протяжённая плотная субстанция. Идея материи возникает потому, что мы не представляем себе, как простые идеи разных качеств, доставляемые нам ощущениями, могут существовать сами по себе, без субстрата, которому они принадлежат и от которого происходят. Именно «ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяжённые субстанции». Это знание о существовании материальной субстанции, проистекающее из опыта, Локк считал не подлежащим сомнению. Однако, поскольку все наше знание ограничено идеями, полученными из опыта, идея материальной субстанции остаётся неясной. Материя, безусловно, есть, но она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств (акциденций) протяжённости и плотности, хотя мы не знаем и не можем знать, что же представляет это нечто само по себе[6].

Джордж Беркли отрицал существование материи. По Беркли, всё, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нём идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует[7].

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро.

Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

По И. Канту, «во всякой сущности составные части её образуют материю, а способ, каким они соединены в вещи – сущностную форму». Соответственно, Кант различал логическую материю и физическую материю. Логическая материя суждения – это данные понятия, в отличие от соединяющей их связки (формы). Физическая материя, или «безграничная реальность вещей вообще», рассматривается как «материя всякой возможности, а её ограничение (отрицание) – как форма, которой одна вещь отличается от других согласно трансцендентальным понятиям»[8]. Физическая материя, есть непроницаемая протяжённая субстанция, наполняющая собой пространство и образующая содержание явлений, соответствующее ощущениям[9]. Материя представляет собой только лишь явление, а не умопостигаемую вещь в себе, и поэтому не существует вне и помимо нашей чувственности, априорными формами которой служат пространство и время (трансцендентальный идеализм). Однако, поскольку материя, как всякое явление, есть представление, а представления сознаются мыслящим субъектом как свои собственные, следовательно, это представление, как и сам осознающий его субъект, существует. Таким образом, Кант утверждал реальное существование материи наряду с сознанием (дуализм), как явления действительности, непосредственно воспринимаемого, а не выводимого путём умозаключения (эмпирический реализм)[10].

Определение, лежащее в основе марксистских формулировок термина, дал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[11].

Формулировка Ленина неоднократно критиковалась и оспаривалась. Например, Стивен Прист, член философского факультета Оксфордского университета, считает, что материя — имеющая атомарное и субатомарное строение субстанция, из которой состоят физические объекты, т.е. все те объекты, которые находятся в пространстве и времени. По мнению Приста, отдельного явления «материя» не существует. Этот вывод имеет три основания: 1) всё, что может быть сказано о мире, может быть сказано в терминах физики (физических объектов, событий, структур физических объектов, отношений между ними), поэтому категория материи как субстанции физических объектов является излишней, поскольку ничего не объясняет; 2) сторонник существования материи несёт бремя доказательства её существования, но такого доказательства материалистами не представлено; 3) утверждение несуществования материи позволяет объяснить, почему материю (как субстанцию физических объектов) невозможно зафиксировать эмпирически и невозможно дать ей определение в эмпирических терминах[12].

Атрибуты и свойства материи (с точки зрения диалектического материализма)[править | править код]

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами[13].

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

  • физическая;
  • химическая;
  • механическая;
  • биологическая;
  • социальная.

Универсальными свойствами материи являются:

  • несотворимость и неуничтожимость
  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
  • материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
  • детерминированность всех явлений
  • причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
  • отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
Читайте также:  В каком из высказываний содержится информация о цунами

Универсальные законы существования и развития материи:

  • Закон единства и борьбы противоположностей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Формы движения материи[править | править код]

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения[14]:

  1. в неорганической природе,
    • пространственное перемещение;
    • движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
    • движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
    • изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
    • геологические процессы[15];
    • изменение космических систем различных размеров: планет, звёзд, галактик и их скоплений.;
  2. в живой природе,
    • обмен веществ,
    • саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
    • взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
    • внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
    • надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию.
  3. в обществе,
    • многообразные проявления сознательной деятельности людей;
    • все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде[источник не указан 1598 дней]. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним[источник не указан 1598 дней]. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими. (Следует пояснить, что трактовка последней группы как социальной формы движения материи также даётся с точки зрения диалектического материализма.)

Исчезновение материи[править | править код]

Архипцев Ф. Т. пишет «В конце XIX века привело физиков к утверждению „атом дематерилизовался“, „материя исчезла“ стр. 258
Открытие явления «Дефект масс», Корпускулярно — волнового дуализма усилило позиции энергетизма.
Исчезновение материи критиковал Ленин в работе «Материализм и эмпериокритицизм»

См. также[править | править код]

  • Материя (физика)
  • Субстанция
  • Субстрат
  • Антиматерия

Примечания[править | править код]

  1. ↑ matter // Oxford Dictionary. — Oxford University Press
  2. ↑ История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. Стр. 604—605
  3. Платон. Собр.соч. в 4 т. Т.3.. — Москва: Мысль, 1994. — С. 451-456.
  4. Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т1, Т3.. — Москва: Мысль, 1976.
  5. ↑ Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т.1 . «Основы философии». – М, Мысль, 1989, стр. 157
  6. ↑ Дж. Локк Сочинения. «Опыт о человеческом разумении». – М.: Мысль, 1985, стр. 345 – 363.
  7. ↑ Д.Беркли Сочинения. «Трактат о принципах человеческого знания» — М. «Мысль», 2000:, стр. 137 — 152
  8. ↑ Кант И. «Критика чистого разума» — Москва, изд. «Мысль», 1994 г., стр. 200
  9. ↑ Кант И. «Критика чистого разума» — Москва, изд. «Мысль», 1994 г., стр. 40-41, 48, 428, 494
  10. ↑ Кант И. «Критика чистого разума» — Москва, изд. «Мысль», 1994 г., стр. 528 — 529
  11. ↑ Ленин В.И., ПСС, т. 18, с. 131
  12. ↑ С.Прист «Теории сознания». Перевод с англ. Грязнова А.Ф. – М., Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000 г., стр. 277.
  13. Материя — статья из Большой советской энциклопедии. 
  14. ↑ Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
  15. Куражковская Е. А., Хаин В. Е., Гордеев Д. И. Ещё раз о геологической форме движения материи: (Ответ на рецензию И.В. Назарова. Существует ли геологическая форма движения материи? // Научн. доклады высш. шк. философ. науки. 1966. № 5.) // Научн. доклады высш. шк. философ. науки. 1968. № 4. С. 60-66.

Литература[править | править код]

на русском языке

  • Архипцев Ф. Т. Материя как философская категория. М., 1961.
  • Друянов Л. А. [razym.ru/main/126577-druyanov-l-a-chto-takoe-materiya.html Что такое материя]. — М.: Учпедгиз, 1961.
  • Горан В.П. Ленинское определение материи в историко-философской ретроспективе // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2009. Т. 7. № 2. С. 136-146.
  • Кучевский В. Б. Анализ категории «материя» М., 1983. — 255 с.
  • Материя / Лебедев А. В., Бородай Т. Ю. // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 365—367. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8.
  • Мелюхин С. Т. Материя в её единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.
  • Мостепаненко А. М. О соотношении уровней материи и пространственно-временных форм // Философские науки. 1969. № 2.
  • Орлов В. В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1971.
  • Соловьёв В. С. Материя, материальное начало, материальная причина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Солопов Е. Ф. Материя и движение. Л., 1972
  • Хасхачих Ф. И. Материя и сознание. М., 1940 (1951,1952).

на других языках

  • Ernan Mc Mullin (ed.), The Concept of Matter in Greek and Medieval Philosophy, Notre Dame, University of Notre Dame Press, 1965.
  • Ernan Mc Mullin (ed.), The Concept of Matter in Modern Philosophy, Notre Dame, University of Notre Dame Press, 1978.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных доменов

Источник