Элективный курс по химии 10 класс пищевые добавки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Чурилковская средняя общеобразовательная школа                        УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                Директор школы

                                                                                 ________ Л.В.Павлова

                                                                                «___»__________2011г.

Программа элективного курса

 по химии

10 класс.

«Пищевые добавки»

Учитель: Новикова Наталья Федоровна

2011-2012 учебный год

Программа элективного курса

Данная программа составлена на основе программы элективного курса

«Пищевые добавки» (О.С.Габриелян, Т.С.Крупина. Элективные курсы. – М. Сиринъ према. 2006г.).

В настоящее время значительный интерес представляют элективные курсы, направленные на сохранение здоровья школьников, в которых используются новые образовательные технологии. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное влияние на состояние здоровья человека. В связи с этим возрастает роль учебных предметов «Химия» и «Биология» в расширении представлений учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, формировании основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.

Представляемый элективный курс ориентирован на учащихся 10 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических занятий, семинаров, конференций, подготовка презентаций, проведение вечеров.

Пояснительная записка

Элективный курс рассчитан на учащихся 10-х классов общеобразовательных школ, направлен на развитие жизненных навыков, связанных со здоровым образом жизни, и способствует повышению мотивации к изучению учебного предмета «Химия».

Цели элективного курса:

  1. развитие познавательных способностей и личностных качеств учащихся,
  2. повышение их образовательного уровня,
  3. формирование культуры здоровья на основе навыков рационального питания с учетом индивидуальных особенностей,
  4. обучение самостоятельности и творчеству.

Задачи курса:

  1. пропаганда здорового образа жизни, воспитание навыков здорового образа жизни;
  2. раскрытие и углубление понятий о здоровье как одной из главных ценностей;
  3. формирование знаний о пищевых добавках, их влиянии на организм человека;
  4. помощь учащимся в осознании необходимости бережного отношения к себе и своему здоровью;
  5. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей;
  6. формирование умений анализировать ситуацию и делать прогнозы, работать с литературой, средствами мультимедиа;
  7. развитие учебно-коммуникативных умений.

В элективном курсе предложен интегрированный подход – при рассмотрении вопросов программы привлекаются сведения из курсов других естественнонаучных дисциплин, что обусловливает значительную вариативность в зависимости от возможностей педагога, материально-технической оснащенности и интересов школьников. Существенная роль отводится формированию социально значимого умения беречь собственное здоровье, подготовке учащихся к самостоятельной жизни в обществе и семье.

Привлекаемые из разных учебных предметов знания повышают мотивацию к их изучению, причем знания и способы деятельности становятся фактическим материалом, на котором педагог прививает учащимся жизненно важные навыки, влияющие на сохранение здоровья.

В курсе существенное внимание уделено практико-ориентированным вопросам. При этом большая часть занятий представляет собой мини-модули, объединенные общими задачами, что предусматривает вариативность содержания как внутри самих занятий, так и возможность изменения последовательности их изучения.

Новизна рассматриваемого материала заключается в практическом освоении жизненных навыков использования пищевых добавок, их влиянии на здоровье человека, составление модели рационального питания.

Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: проекты, консультации, семинары, организация самостоятельных исследований.

Требования к уровню подготовки учащихся.

По окончании изучения курса учащиеся должны

знать: что относится к понятию «пищевые добавки», классификацию пищевых добавок, их маркировку, их влияние на организм человека, рекомендации по предупреждению отрицательных последствий их применения, правила безопасности при работе с химическим оборудованием.

уметь: устанавливать причинно–следственные связи между качеством продуктов и здоровьем человека, грамотно проводить химические опыты, наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные, использовать дополнительную литературу и информацию, доступно излагать полученные знания для аудитории, применять полученные знания на практике.

Содержание программы.

Введение. (1 час)

Пищевые добавки. Действие пищевых добавок. Европейская классификация пищевых добавок.

Тема 1: Органические кислоты (12 часов)

Органические кислоты – регуляторы кислотности пищевых продуктов. Лимонная кислота, яблочная кислота, винная кислота, молочная кислота, фумаровая кислота, ацетаты и формиаты: маркировки, получение, применение, последствия для организма.

Органические кислоты – как антиокислители. Аскорбиновая кислота и ее соли, эфиры галловой кислоты. Их роль как консервантов, получение, последствия для организма.

Органические кислоты – консерванты пищевых продуктов. Бензойная, пропионовая, сорбиновая кислоты и их соли. Применение в пищевой промышленности, действие на продукты питания.

Органические кислоты – эмульгаторы. Производные стеариновой кислоты, моно- и диглицерилы жирных кислот, твилы, лактилаты. Их влияние на пищевые продукты.

        Тема 2: Ароматизаторы пищевых продуктов и усилители вкуса (2 часа)

Глутаминовая, гуаниловая кислоты и их соли. Инозиновая кислота. Натуральные ароматизаторы, ароматизаторы, идентичные натуральным, искусственные ароматизаторы. Их дествия на продукты и последствия употребления.

        Тема 3: Подсластители. (6 часа)

Природные подсластители: глюкоза, фруктоза, сахароза, лактоза, сорбит, ксилит, манит. Влияние на организм, действия на подукты.

Синтетические подсластители: сахарин, цикламаты, аспартам, ацесульфам, малонин, лактид, мальтит, туатомин, стевиозид. Токсические характеристики сахарозаменителей.

        Тема 4: Красители. (6 часа)

Натуральные пищевые красители: желтые, зеленые, красные, коричневые и черные красители.

Синтетические красители: азокрасители, хинолиновые красители, индигоид. Спектр применения, токсичность.

        Тема 5: Пищевые добавки жевательных резинок. (4 часа)

История жевательной резинки. Составляющие жевательной резинки. Натуральная резинка и ненатуральная, пищевые добавки жевательной резинки. Влияние жевательной резинки на организм человека. Время использования жевательной резинки. Особенности детской жевательной резинки. Химический процесс кариеса.

        Тема 6: Защита проекта. (3 часа)

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

2

3

4

Введение

1

Введение

Тема 1: Органические кислоты. (12 часов)

2

1. Органические кислоты – регуляторы кислотности.

3

2. Органические кислоты – регуляторы кислотности.

4

3. Взаимодействие уксусной кислоты, молочной кислоты с хлоридом железа (3). Определение кислой среды органических кислот с помощью индикаторов. Рассмотрение солей щавелевой кислоты под микроскопом.

5

4. Органические кислоты – как антиокислители.

6

5. Органические кислоты – как антиокислители.

7

6. Качественная реакция на галловую кислоту с раствором хлорного железа.

8

7. Органические кислоты – консерванты пищевых продуктов.

9

8. Органические кислоты – консерванты пищевых продуктов.

10

9. Окисление бензойной кислоты до салициловой с помощью раствора пероксида водорода и раствора железоаммониевых квасцов с образованием фиолетового окрашивания. Качественная реакция на бензойную кислоту.

11

10. Органические кислоты – эмульгаторы.

12

11. Органические кислоты – эмульгаторы.

13

12. Обнаружение кислотных свойств стеариновой кислоты с помощью иодида и иодата калия в присутствии крахмального клейстера.

Тема 2: Ароматизаторы пищевых продуктов и усилители вкуса (2 часа)

14

1. Органические кислоты – усилители вкуса и запаха.

15

2. Органические кислоты – усилители вкуса и запаха.

Тема 3:

Подсластители. (6 часов)

16

1. Природные подсластители.

17

2. Природные подсластители.

18

3. Реакция сорбита или маннита с гидроксидом меди (2). Свойства глюкозы. Реакция с аммиачным раствором лидроксида сербра.

19

4. Синтетические подсластители.

20

5. Синтетические подсластители.

21

6. Разложение сахарина бромной водой.

Тема 4: Красители. (6 часа)

22

1. Натуральные пищевые красители.

23

2. Натуральные пищевые красители.

24

3. Выделение каротина из моркови. Вычисление массовой доли каротина в различных сортах моркови.

25

4. Выделение карминовой кислоты из свеклы. Расчет содержания карминовой кислоты в свекле. Получение сахарного колера.

26

5. Синтетические красители.

27

6. Синтетические красители.

Тема 5: Пищевые добавки жевательных резинок. (4 часа)

28

1. История жевательной резинки. Химия жевательной резинки

29

2. Влияние жевательной резинки на организм человека.

30.

3. Обнаружение многоатомных спиртов (сорбита, маннита) в жевательной резинке с помощью гидроксида меди (2).

31

4. Тонкослойная хроматография сахаров и многоатомных спиртов жевательной резинки на силуфоле.

Тема 6:

Защита проекта. (3 часа)

32

1. Подготовка проекта.

33

2. Подготовка проекта.

34

3. Защита проектов.

Читайте также:  Пищевая добавка сюрприз плюс что это

Литература.

  1. Т.С.Крупина. «Пищевые добавки». Элективные курсы. Средняя школа. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ. — М. «Сиринъ према». – 2006г.
  2. Дружинина А. Здоровое питание. — М.: АСТ-Пресс книга, 2004.
  3. Михайлов В.С., Палько А.С. Выбираем здоровье! — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1987.
  4. Нифантьев Э.Е., Парамонова Н.Г. Основы прикладной химии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002,
  5. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия 19986.
  6. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. издание. —М.: Высшая школа, 1991.
  7. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Рукк Н.С. Домашняя химия. Химия в быту и на каждый день. — М.: РЭТ, 2001.
  8. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. / Глав. Ред. В.А.Володин. — М.: Аванта+, 2000.
  9. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. Пособие.- М.: Высшая школа, 1992.

Согласовано

зам. директора по УВР

___________ /Т.Ю. Корниенко/

«_____»________________ 2011г.

Источник

Рассмотрено:                                    Согласовано                                        Утверждаю:

На методобъединении                     Заместитель дир. по УВР                        Директор школы

___________________                     ___________И.Р. Щенова                       ______О.Н. Дундукова

МБОУ «Алмалинская СОШ»

Программа элективного курса  по химии  для учащихся  

10 класса

Химия и питание

2012 год

Пояснительная записка

   На сегодняшний день сохранение и укрепление  здоровья населения — одна из наиболее актуальных проблем современности. Экологические проблемы,  стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают  пагубное влияние на состояние здоровья человека.

В связи с  этим возрастает роль химии и биологии как учебных предметов  в расширении представлений учащихся  о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных  жизненных ситуациях. Актуальность и важнейшая социальная значимость  проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения  предполагает создание    элективного курса «Химия. Питание. Здоровье ».

   Данный курс предназначен для учащихся 10 классов и  рассчитан на 34 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических занятий, экскурсий, семинаров, конференций.

   Что такое пища? Какое значение вкладывается  в это, казалось бы, повседневное, обычное слово? С понятием пищи непосредственно связаны здоровье общества, красота и совершенство каждого человека.

     О том, как эти проблемы решаются человеческой мыслью, что такое пища с точки зрения химиков, как ученые разрабатывают в своих лабораториях новые перспективные методы получения пищевых продуктов, каковы гигиенические требования к пищевым продуктам, о режиме питания и сохранении здоровья.

   Темы спецкурса дают возможность учащимся получить представления о продуктах питания, их калорийности, пищевой ценности, содержании в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Этот электив поможет учащимся углубить представления о химических элементах, их роли и значении в жизни нашего организма.  Это только одна сторона предлагаемого курса. С другой стороны – его тематика поможет учащемуся понять, что его здоровье — это достояние всего человечества, поэтому он должен относиться бережно к своему организму, осознать, что здоровье человека напрямую связано с тем, что и как он ест, что представляют из себя современные продукты питания, из чего их изготовляют.

Читайте также:  Пищевые добавки для собаки

Программа электива нацелена на удовлетворение познавательных интересов старшеклассников, расширение знаний в области медицины, психологии, физиологии, гигиены, санитарии, химии, биологии, экологии и некоторых социальных вопросов, направленных на повышение адаптационных возможностей человека в современном обществе.

Основные задачи курса

  1. Пропагандирование здорового образа жизни;
  2. Формирование у учащихся представления о факторах, влияющих на устойчивость его здоровья;
  3. Информирование учащихся о способах получения пищевых продуктов;
  4. знакомство старшеклассников с  продуктами питания, их составом и  пищевой ценностью;
  5. Расширение  знаний учащихся о макро- и микроэлементах, их значении для организма человека;
  6. Формирование представлений о пищевых добавках и их влиянии на организм человека;
  7. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  8. Развитие учебно-коммуникативных умений
  9. Совершенствование умений работы с литературой и средствами мультимедиа.

Изучение данного элективного курса направлено на развитие у учащихся интереса к химическим и биологическим знаниям. Оно нацелено на развитие познавательной активности и самостоятельности, установку на продолжение образования.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к усвоению теоретического учебного материала.

Учащиеся должны знать:

  1. Классификацию органических соединений;
  2. Основные гигиенические требования к качеству пищевых продуктов и их пищевой ценности;
  3. Основные виды  пищевых добавок:
  4. Понятие микро- и макроэлементов и их значении для организма;
  5. Иметь представление о  пищевых добавках и их влиянии на организм человека;
  6. Физиологическую природу питания и пищеварения;
  7. Основные способы профилактики пищевых отравлений;
  8. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством пищевых продуктов и здоровьем человека;

Требования к выполнению химического эксперимента и проведению лабораторного опыта:

  1. Уметь грамотно проводить химические эксперименты и лабораторные опыты;
  2. Наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные;
  3. Знать правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием.

Содержание учебной программы

Тема 1. Введение. Что такое пища. Питательные вещества и продукты питания. Калорийность продуктов питания. Суточный рацион питания. Понятие сбалансированного питания.

Тема 2. Калории и питание. Питание и пищеварение Состав пищевых продуктов.  Белки как высокомолекулярные вещества. Основные аминокислоты, образующие белки. Полноценные и неполноценные белки. Суточная потребность в белках. Жиры в природе, их состав и свойства, роль в организме. Твердые жиры и растительные масла. Суточная потребность в жирах. Углеводы.  Классификация углеводов. Их состав и свойства, значение для организма человека. Суточная потребность в углеводах. Калорийность продуктов питания. Суточная потребность в калориях в зависимости от возраста, физиологических

особенностей организма и образа жизни.

Практическая работа № 1.

Свойства белков.

Практическая работа № 2.

            Свойства жиров.

Практическая работа № 3.

            Свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.

Тема 3. Пищеварительный конвейер. Химизм процесса пищеварения. Понятие о ферментах и ферментативном катализе. Роль микро- и макроэлементов в жизнедеятельности организма. Гигиена питания. Режим питания школьника. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма и процессе пищеварения.  Источники витаминов. Водо- и жирорастворимые витамины. Понятие о диете и её видах.

Лабораторная работа № 1

Рассматривание плесневого гриба мукора под микроскопом.

Тема 4. Вкусно. Ароматно. Красиво. Пищевые добавки: красители, ароматизаторы, консерванты, биодобавки. Физиологические основы пищеварения. Условные и безусловные рефлексы. Гигиена и санитария питания. Срок годности пищевых продуктов. Правила хранения пищевых продуктов. Профилактика и первая медицинская помощь при пищевых отравлениях

.

Тема 5. Питание и здоровье.  Системы питания. Строение и функции ротовой полости. Строение зубов. Физиологические основы питания и пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Гигиена ротовой полости. Правила чистки зубов. Профилактика кариеса и других заболеваний ротовой полости. Влияние окружающей среды и эмоционального состояния человека на процессы пищеварения. Профилактика ожирения и желудочно-кишечных заболеваний.

 Тема 5. Съедобное из несъедобного. Понятие о трансгенных продуктах. Соевое «мясо» и  другие мясо — молочные продукты. Биотехнология на службе у пищевой промышленности. Синтетические пищевые добавки.

Учебно-тематический план

Тема 1. Введение. 1 час.

  1. Что такое пища.

Тема 2. Калории и питание. 10 часов.

  1. Для чего мы едим.
  2. Незаменимые белки.
  3. Практическая работа №1. Свойства белков.
  4. Жиры. Масла.
  5. Практическая работа №2. Свойства жиров.
  6. Углеводы.
  7. Практическая работа №3. Свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.
  8. Семинар «Состав пищи».
  9. Сколько нужно «дров»?
  10. Ожирение вредит здоровью.

Тема 3. Пищеварительный конвейер. 7 часов.

  1. «Азы» расщепляют «озы».
  2. Химия вкуса.
  3. Макроэлементы и их значение для организма человека.
  4. Микроэлементы и их значение для организма человека.
  5. Режим питания.
  6. Незаменимые витамины.
  7. Нужна ли диета?

Тема 4. Вкусно. Ароматно. Красиво. 5 часов.

  1. Вкусная и ароматная химия.
  2. Аппетит.
  3. Химия красивого стола.
  4. Не надо угощать плесень (химия и хранение пищевых продуктов).
  5. Предупреждение пищевых отравлений.

Тема 5. Питание и здоровье. 7 часов.

  1. Современные системы питания.
  2. Гигиена ротовой полости.
  3. Что нужно знать химику о пищеварении.
  4. Сладкие «дрова».
  5. «Дирол» с ксилитом и карбамидом.
  6. Стресс и нарушение пищеварения.
  7. Химия. Питание. Здоровье.

Тема 5. Съедобное из несъедобного. 5 часов.

  1. Понятие о синтетической пище.
  2. Телятина без телят.
  3. Хлеб без зерна.
  4. Пищевые добавки.
  5. Итоговое занятие.

Практические работы

Обнаружение крахмала и гликогена в тканях организмов

Объекты и оборудование. Пивные дрожжи, сахар, крахмал, картофель, 10%-ный раствор трихлоруксусной кислоты, зеленое яблоко, семена пшеницы, бобы, лед, кварцевый песок, раствор 12 в KI, кристаллизатор, стаканы, воронка Бюхнера (или обычная воронка), фильтр, марля, колба на 100 мл, пробирки, штатив, спиртовка.

Подготовка и проведение опыта. Предварительно выделяют гликоген из дрожжей. Для этого 10 г пивных дрожжей отмывают от сусла, отфильтровывают и размешивают в 200 мл 20%-ного раствора сахара. Смесь оставляют на 3 ч при 25 °С. Начинается интенсивное брожение, в результате чего в клетках дрожжей накапливается гликоген. Смесь фильтруют на воронке Бюхнера или через марлевый фильтр, остаток растирают с 25 мл 10%-ного раствора трихлоруксусной кислоты при 0°С (охлаждение в морозильной камере, а затем в кристаллизаторе со льдом) с добавлением кварцевого песка (5 г). Смесь вновь фильтруют, фильтрат сливают в колбу. При высокой концентрации гликогена раствор опалесцирует. Трихлоруксусная кислота способствует осаждению белков. Готовят крахмальный клейстер (негустой), срезы картофеля, зеленого яблока, бобов, семян пшеницы.

Читайте также:  Е 350 пищевая добавка

При демонстрации опыта в две пробирки наливают по 10 мл раствора гликогена и крахмала. Добавляют 2—3 капли раствора 12 в K.I. В пробирке с гликогеном появляется красно-бурое окрашивание, а с крахмалом — сине-фиолетовое.

Крахмал и гликоген относятся к полисахаридам и являются запасными питательными веществами в организмах.

Вопрос на осмысление опыта. Чем объясняется различная окраска с 1г? (Это связано с разницей в строении крахмала и гликогена. Оба вещества состоят из остатков а-глюкозы, но гликоген имеет более разветвленную структуру.)

После этого иодом обрабатывают срезы картофеля, яблока, семян пшеницы, бобов.

Вопросы. Какое вещество накапливается в тканях растений? Какие функции выполняет крахмал в растительных организмах?

Далее пробирку с раствором крахмала нагревают в пламени спиртовки. Сине-фиолетовая окраска исчезает. При охлаждении окраска восстанавливается. С чем связано исчезновение окраски при нагревании? (Изменение окраски связано с изменением структуры цепей крахмала при нагревании. Разрушаются комплексы разветвленных структур амилопектина с иодом.)

На основании опытов учащиеся делают вывод о различных структурах полисахаридов животного и растительного происхождения, об их биологических функциях.

Качественные реакции на белки

При изучении белков можно рекомендовать провести две цветные реакции — биуретовую и ксантопротеиновую.

Биуретовую реакцию дают все белки, так как в результате образуется комплекс меди с пептидной связью в молекуле белка. С помощью этой реакции идентифицируются белки. Методика проведения опыта описана в разделе 3 «Человек и его здоровье», в теме «Пищеварение». В курсе общей биологии при изучении строения и свойств белков биуретовую реакцию можно провести с мясной вытяжкой, яичным белком и желатиной в сравнении. Во всех случаях результат будет одинаков, что говорит о сходстве в строении белковых молекул.

Ксантопротеиновая реакция — это еще одна из цветных реакций на белки, но, в отличие от биуретовой реакции, ее дают не все белки, а лишь те, которые содержат ароматические аминокислоты, часть которых являются незаменимыми для человека. Целью этого опыта является показать различие в аминокислотном составе белков и определить степень их полноценности для питания. Опыт проводится на тех же белках, что и биуретовая реакция.

Объекты и оборудование. Пробирки, фильтровальная бумага, яичный белок, мясная вытяжка, желатина, концентрированная азотная кислота, раствор едкого натра или аммиака (нашатырный спирт).

Постановка и проведение опыта. К раствору яичного белка прилить концентрированной азотной кислоты. Жидкость в пробирке нагреть — осадок окрашивается в желтый цвет и растворяется. После охлаждения добавить осторожно раствор аммиака или едкого натра — окраска становится оранжевой.

Реакция обусловлена образованием нитросоединений из ароматических аминокислот. Такую же пробу проводят с белком соединительной ткани — желатиной. Пищевую желатину промывают холодной водой для удаления примесей других белков. Желатина разбухает, ее обжимают между листами фильтровальной бумаги.

Небольшое количество растворяют в пробирке с водой при нагревании и проделывают ксантопротеиновую реакцию, как описано выше. Реакция отрицательна, так как желатина не содержит ароматических или циклических аминокислот. Появление иногда слабой окраски может быть обусловлено наличием примесей других белков. На основании опыта можно сделать вывод о различной полноценности белков по аминокислотному составу.

Денатурация белков

Цель опыта состоит в исследовании причин, вызывающих денатурацию белков. В процессе объяснения учитель сообщает, что денатурация — это потеря белком его нативных свойств. Механизм денатурации в каждом отдельном случае различен. Чаще всего он связан с потерей белками гидратной оболочки, поддерживающей стабильность вторичной и третичной структуры. Такая денатурация обратима, и при снятии фактора, ее вызывающего, белки’ восстанавливают свою структуру. Однако при действии концентрированных кислот, щелочей, солей тяжелых металлов или высоких температур денатурация необратима. В этом случае изменению подвергается первичная структура белка, поэтому восстановление структур белка невозможно.

Объекты и оборудование. Растворы яичного белка, сульфата меди, сульфата аммония, концентрированная азотная кислота, пробирки, штатив, химические стаканы.

Проведение опыта. В три стакана наливают по 20 мл раствора яичного белка. В первый стакан добавляют насыщенный раствор сульфата аммония (или порошок). Жидкость слегка перемешивают. Появляется муть от выпавшего в осадок белка. При добавлении воды осадок вновь растворяется. Процесс осаждения белков обратим.

Во второй стакан добавляют несколько капель раствора сульфата меди. Выпадает голубой хлопьевидный осадок белка, не растворяющийся в избытке воды. В данном случае происходит необратимая денатурация белка.

В третий стакан добавляют 10 мл концентрированной азотной кислоты. Образуется белый аморфный осадок белка. Концентрированные кислоты вызывают также необратимую денатурацию.

В пробирку наливают 10—15 мл белка и нагревают в пламени горелки. Осадок белка появляется еще до того, как жидкость закипит. Белки свертываются — процесс денатурации необратим.

В процессе демонстрации каждого из опытов можно попросить учащихся прокомментировать наблюдаемое явление.

Вопросы. В каком случае происходит необратимая денатурация? Почему соли тяжелых металлов вызывают отравления организма? С какими процессами, происходящими с белками, это можно связать? Почему при попадании кислоты на кожу происходит ожог?

Источник