8 в каких источниках содержатся сведения о новых знаниях

8 в каких источниках содержатся сведения о новых знаниях thumbnail

Как отмечалось выше, формализованные знания организации существует в форме информации на каком-либо носителе (бумажном или электронном). В некотором смысле можно считать, что формализованные знания – это источники знаний, причем документированные. Подобные документированные источники знаний создаются как внутри организации, так и за ее пределами. И если первые с момента своего появления уже принадлежат организации и доступны для использования, то вторые необходимо каким-либо образом находить, приобретать и предоставлять сотрудникам. Рассмотрим подробнее формы представления документированных источников знаний, которые организации могут приобретать для последующего использования сотрудниками. Исследуя различные формы представления информации, можно выделить следующие:

  • – книги, многостраничные произведения печати научного, практического или литературно-художественного содержания. В ряде зарубежных стран под книгой понимается произведение печати объемом свыше 48 страниц, произведение меньшего объема считается брошюрой;
  • – периодические печатные издания;
  • – продолжающиеся издания;
  • – неопубликованные документы.

Остановимся более подробно на разновидностях форм представления информации.

Книги по своему содержанию могут иметь различную направленность: научную, практическую и литературно-художественную. Книги могут быть разделены на следующие виды:

  • – монографии;
  • – сборники;
  • – учебники и руководства;
  • – материалы научных конференций;
  • – официальные и ведомственные издания.

Книги научного и практического плана, как правило, обобщают знания в определенной области. В связи с большими временными затратами на написание книги, ее редакционно-издательскую обработку и издание этот вид печатной продукции характеризуется большим запаздыванием по предоставлению информации потребителю, иногда до нескольких лет.

В настоящее время библиотечный фонд России насчитывает свыше 1 млрд экземпляров изданий. В 2009 г. в России было издано 123,3 тыс. книг и брошюр тиражом более 760,4 млн экземпляров, в 2012 г. – 116 тыс. книг и брошюр тиражом 540 млн экземпляров.

К монографиям как к научным изданиям предъявляются наиболее высокие требования по качеству содержания. Ранее монографии назывались трактатами. Монографии хранятся, как правило, в библиотеках, реже – в электронных библиотеках.

Сборники по тематике обычно посвящены отдельным вопросам, какому-либо направлению. Они являются объединением статей одного или нескольких авторов, при этом задержек с публикацией материалов бывает существенно меньше, чем при издании монографий.

Учебники или учебные пособия, как правило, содержат обобщающие материалы по той или иной дисциплине. В случае если автор или авторы имеют большой практический опыт или проводят серьезные научные работы, этот вид книг может содержать и новые знания.

Представляют интерес как источники знаний материалы конференций, симпозиумов и конгрессов. Эти материалы содержат тезисы выступлений, реже – сами доклады. К сожалению, значительная часть материалов конференций и симпозиумов не публикуется или издается в рамках того учреждения, где проводится конференция или семинар. В настоящее время все чаще сборники научных трудов конференций выходят на CD и размещаются на веб-сайтах.

Официальные и ведомственные издания принадлежат выпускающим их организациям, часть из них может содержать важную для потребителя информацию.

Периодические печатные издания – это газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год. Такое издание является средством массовой информации, его издатель должен иметь лицензию и выполнять требования Федерального закона о средствах массовой информации. Периодические издания являются важнейшим источником информации, так как имеют возможность в короткие сроки публиковать информацию о новых знаниях, при этом они характеризуются значительной глубиной отражения знаний в той или иной области. Особое значение периодические издания имеют в экономике, где к информации предъявляются высокие требования. Периодические издания делятся на межотраслевые и отраслевые журналы, ориентированные на специалистов определенной области: медицины, связи, образования и т.д. По каждому виду экономической деятельности издается до нескольких десятков журналов, посвященных различным аспектам: производству, потреблению, рынку.

Источниками информации для периодических изданий являются специалисты отрасли, а также специалисты маркетинговых и консалтинговых агентств, ведущих исследования по изучению рынков данной отрасли. Для специалистов предприятий – производителей и потребителей особый интерес представляет информация за последние два года. Всего в мире в настоящее время издается свыше 300 тыс. периодических и сериальных изданий, из них в Интернете представлено 22 тыс. изданий. В России в 2012 г. издано более 8 тыс. наименований журналов и других периодических изданий общим тиражом свыше 1,8 млрд экземпляров.

Продолжающиеся издания – это издания, публикуемые без строгой периодичности, по мере накопления материалов, выходящие под общим заглавием и имеющие, как правило, общее оформление. Такие издания выпускаются обычно учреждениями.

Опубликованные документы поступают в продажу и в библиотеки, являющиеся средствами коммуникации между источниками и потребителями информации. Более подробно возможности поисковых средств рассмотрены в последующих разделах настоящего учебника. В библиотечно-библиографической практике первичными документами считают те, в которых содержатся новые научные сведения, а вторичными – те, в которых содержатся сведения о первичных документах. Цель создания вторичных документов – повысить качество информационного обслуживания при работе с библиотеками.

Вторичные документы могут быть разделены на следующие виды:

  • – справочная литература;
  • – обзоры;
  • – реферативные журналы;
  • – экспресс-информация;
  • – библиографические указатели;
  • – каталоги и картотеки;
  • – вспомогательные указатели.

Справочная литература предназначена для получения каких- либо сведений при минимальных затратах. К справочной литературе относят энциклопедии, толковые словари, двуязычные и многоязычные словари и справочники. Энциклопедии бывают общие и отраслевые. Основу энциклопедий составляют справки по тому или иному вопросу. Во многих статьях энциклопедии имеются ссылки на литературу, где более глубоко раскрывается рассматриваемый вопрос. Как правило, статьи в энциклопедиях пишут наиболее известные специалисты, что является гарантией достоверности приводимых сведений. К недостаткам энциклопедий следует отнести длительный срок их изданий и большой период между изданиями. Так, 3-е издание Большой советской энциклопедии начало издаваться в 1970 г., а завершилось в 1978 г.

Читайте также:  Эндорфин в каких продуктах содержится

Обзоры развития той или иной отрасли науки и техники выпускаются под руководством крупнейших специалистов и построены на основе анализа первичных источников. Они являются результатом научных исследований и содержат знания, необходимые специалистам, нуждающимся в информации о состоянии и перспективах развития отдельных отраслей науки и техники.

Один из важнейших видов вторичных документов – реферативные журналы. Этот вид документов является периодическим изданием и содержит рефераты и аннотации первичных документов по какой-либо отрасли знания. Одним из недостатков реферативных журналов является большой срок задержки публикации реферативного журнала по сравнению с выходом первичного документа – более четырех месяцев.

Необходимость появления экспресс-информации определяется стремлением информационных центров сократить срок доведения информации о первичном документе до потребителя.

Библиографические указатели – это составленные по определенному плану перечни литературы, которые помогают потребителям найти нужную информацию.

Наибольшее распространение в мире получили библиотечные каталоги, которые отражают состав фондов определенной библиотеки. Библиотечные каталоги разделяются на алфавитные, систематические и предметные.

Алфавитный каталог является одним из наиболее важных средств библиотечной работы. По нему ведется комплектование фондов, поиск и обслуживание читателей и справочно-библиографическая работа.

Для обеспечения поиска литературы по содержанию ведется систематический каталог, в котором издания группируются по отраслям знаний. Структура такого каталога определяется применяемой в библиотеке библиотечно-библиографической классификацией.

В предметном каталоге произведения группируются по признаку предмета, которому посвящено произведение. Предметные рубрики в каталоге упорядочиваются по алфавиту. Особое распространение предметные каталоги получили в специализированных картотеках. Для поиска произведений по определенному виду знаний создаются тематические картотеки. Отличием тематических картотек от каталогов является их временный характер.

Вспомогательные указатели являются составной частью первичных и вторичных документов. Эти указатели позволяют в тексте выявить те материалы, которые не выявлены группировкой материала в структуре документа (содержании или оглавлении). Основными видами указателей являются именные и предметные. Идея вспомогательных указателей используется и в профессиональных базах. Так, в LadsNexis в массивах деловых новостей по каждой статье приводится информация – о каких лицах или предметах, товарах или проблемах идет речь в статье.

Важными источниками информации являются неопубликованные документы. К этой категории документов могут быть отнесены следующие:

  • – научно-технические отчеты;
  • – информационные карты;
  • – диссертации и авторефераты;
  • – депонированные рукописи;
  • – переводы;
  • – препринты.

Научно-технические отчеты – это отчеты о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, являющиеся источником наиболее важной информации, касающейся внедрения результатов исследовательских работ в практику. В отчетах формулируется задача исследования, дается анализ известных отечественных и зарубежных разработок по данному вопросу, проводится сопоставление собственных результатов с уже известными. Формулируются предложения по использованию полученных в исследовании результатов на практике.

Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти собирает информацию по ведущимся в стране и законченным открытым научно-исследовательским и опытноконструкторским работам, защищенным диссертациям ученых степеней, алгоритмам и программам.

Информацию по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса предоставляет пользователям Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации (ВИМИ).

Информационные карты являются основной формой представления научно-технической, экономической и производственной информации. По этому виду документов выпускаются библиографические, реферативные и обзорные издания.

Диссертацией называется научное исследование, представленное на соискание ученой степени, автореферат – это изложение основных положений диссертации, составленное автором для предварительного ознакомления с положениями диссертации научной общественности.

Депонированные рукописи – документы, представляющие интерес для узкого круга специалистов, хранящиеся в специальных организациях и предоставляемые потребителям по запросам.

Переводы – документы, служащие для ознакомления специалистов с новинками зарубежной информации.

Препринты – предварительные оттиски статей, документов, сообщений, изготовленные типографским способом до официального выхода издания из печати.

Технология доступа к неопубликованным документам специфична для каждого вида неопубликованных документов.

Выше были рассмотрены различные виды документов, содержащих информацию и знания, накопленные мировым сообществом.

Накопленные знания передаются во времени и пространстве через систему коммуникаций. Основными средствами системы коммуникаций, предназначенной передать знания от источников к потребителям, являются информационные системы, построенные на средствах вычислительной техники и на средствах оргтехники (библиотеки, архивы и другие информационные системы). Основными видами информационных систем на средствах вычислительной техники (электронных информационных систем) считаются профессиональные базы данных, информационные ресурсы Интернета и электронные библиотеки.

Учитывая тот факт, что электронные информационные системы стали создаваться 40 лет назад, а широко использоваться в последние два десятилетия, основная масса накопленных мировым сообществом знаний находится в библиотеках, архивах и других традиционных информационных системах. По данным ЮНЕСКО, мировое сообщество в библиотеках хранит свыше 3,5 млрд изданий. Следует отметить, что в электронный вид переводятся в первую очередь наиболее информативные и, следовательно, пользующиеся наибольшим спросом у потребителей источники.

Читайте также:  Какие группы химических элементов содержатся в живом организме

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 октября 2019;
проверки требует 1 правка.

Исто́чник зна́ния (греч. Πηγὴ γνώσεως) — трилогия Иоанна Дамаскина, наиболее известное и значительное из его сочинений.

По замыслу преподобного Иоанна, изложенном в предисловии-письме Косме Маиумскому, он предполагал написание трактата, содержащего: 1) изложение, «что есть самого лучшего у эллинских мудрецов»; 2) «вздорных учений»; 3) «раскрытие истины». Соответственно, трилогия включает в себя 3 трактата:

  • «Философские главы» (греч. Φιλοσοφικά Κεφάλαια), также «Диалектика» (лат. Dialectica) — содержит изложение христианской гносеологии, определения основных философских и богословских понятий.
  • «О ересях» (греч. Περ αἱρέσεων ἐν συντομίᾳ κατόν, ὅθεν ἤρξαντο κα πόθεν γέγοναν, лат. De haeresibus), также «О ста ересях вкратце») — содержит описание истории и содержания 103 ересей, причём словом «ересь» обозначаются не только неправославные христианские течения, но и нехристианские вероисповедания.[1]
  • «Точное изложение Православной веры» (греч. ῎Εκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, лат. Expositio fidei) — систематическое изложение Православных догматов.[2][3]

Время создания[править | править код]

Датировка основана на письме Косме Маюмскому, который на момент написания стал епископом. Считается, что это случилось после 743—744 годов, мученической кончины Петра Маюмского, однако нет достаточных оснований предполагать, что Пётр был епископом и что Косма был его преемником. В то же время вероятно, что «Источник знания» был задуман в конце жизни, и в таком случае первоначально (720—730-е гг.) существовали «150 глав» (краткая редакция «Диалектики» + «Точное изложение Православной веры»), но позже Иоанн решил переработать их по вышеописанному плану, но не успел закончить прежде смерти (около 750 года) — по этой причине трилогия не была опубликована им самим[2].

«Диалектика»[править | править код]

Сам Иоанн относил название «Источник знания» именно к этому труду, и уже в XVII веке Алляций отнёс заглавие ко всему труду[2].

Существуют 2 редакции трактата: краткая (50 глав) и созданная на её основе пространная (67 или 68 глав), различающиеся между прочим порядком следования глав. Обе редакции принадлежат самому Иоанну[2].

«Диалектика» продолжает традицию христианских учебников логики и соответствует современной Иоанну практике предварения догматических трактатов философскими главами.[2] Цель написания трактата, по словам Иоанна, «заключается в том, чтобы начать философией и вкратце предначертать в этой книге по возможности всякого рода знания.» (гл. 2)[4]. Философию Иоанн рассматривает как «служанку богословия»[3].

Основу для «Диалектики» составляет аристотелевская логика. Источниками являются «Категории» Аристотеля и «Введение» Порфирия; впрочем, автор, следуя им, всё же вносит исправления в места, противоречащие Христианству. Он использует сочинения и других философов, а также обращается к богословским концепциям (например, при определении термина «ипостась»)[2][3]

Структура трактата, по изложению священника Эндрю Лаута, такова[2]:

  • 1-я часть (главы 1-8) — введение. В нём Иоанн говорит о значении познания для человека, даёт определения философии, сущего (το ον), субстанции (ουσια), акциденции (συμβεβηκος), говорит о понятиях, общих и частных, принципах классификации, объясняет, что является определением[4]
  • 2-я часть (главы 9-14, 18-28) — подробное обсуждение 5 терминов, выделенных Порфирием из аристотелевских категорий: «род» (γένος), «различие» (διαφορά), «вид» (εἶδος), «свойство» (ἴδιον) и «акциденция» (συμβεβηκός) — и отношений между ними[2]
  • 3-я часть (главы 31-38 и 46-62) — обсуждение 10 категорий Аристотеля.
  • Остальные главы (15-17, 29-30, 39-45) — решение различных вопросов, связанных с категориями и построением высказываний.

«О ересях»[править | править код]

Трактат, посвящённый истории и содержанию разных еретических учений. Продолжает традицию таких писателей, как Ириней Лионский, Епифаний Кипрский и Феодорит Кирский. Материал в значительной степени заимствован из творений двух последних авторов, зачастую буквально, преимущественно использовались «Панарион» и его краткий конспект. Бронзов А. А. признает книгу самостоятельной только в последнем своём отделе (гл. 100—103)[2][3].

Первоначально это сочинение было написано в жанре сотницы, то есть содержало 100 глав. Оно было написано до появления ереси иконоборчества, и эта ересь в списке отсутствовала, однако позже переписчики дополнили его этой и некоторыми другими ересями, так что число их возросло до 103[2].

Список ересей:

По «Панариону»:
4 первоначальные ереси:

  • 1. Варварство (допотопная ересь);
  • 2. Скифство (послепотопная ересь);
  • 3. Эллинство;
  • 4. Иудаизм.

Ереси эллинов:

  • 5. Пифагорейцы и перипатетики;
  • 6. Платоники;
  • 7. Стоики;
  • 8. Эпикурейцы.
  • 9. Самаритянство и его ответвления:
  • 10. Горфины;
  • 11. Севуеи;
  • 12. Ессины;
  • 13. Досифеи.

Ереси иудеев:

  • 14. Книжники;
  • 15. Фарисеи;
  • 16. Саддукеи;
  • 17. Имеробаптисты;
  • 18. Оссины;
  • 19. Нассареи;
  • 20. Иродиане.

После пришествия Христа:

  • 21. Симониане;
  • 22. Менандриане;
  • 23. Саторнилиане;
  • 24. Василидиане;
  • 25. Николаиты;
  • 26. Гностики, или ворвориты;
  • 27. Карпократиане;
  • 28. Керинфиане;
  • 29. Назореи;
  • 30. Евионеи;
  • 31. Валентиниане;
  • 32. Секундиане;
  • 33. Птолемеи;
  • 34. Маркосеи;
  • 35. Колорвасеи;
  • 36. Ираклеониты;
  • 37. Офиты;
  • 38. Кайяне;
  • 39. Сифиане;
  • 40. Архонтики;
  • 41. Кердониане;
  • 42. Маркиониты;
  • 43. Лукианисты;
  • 44. Апеллиане;
  • 45. Севириане;
  • 46. Татиане;
  • 47. Енкратиты;
  • 48. Катафригасты, они же монтанисты, и аскодругиты;
  • 49. Пепузиане, они же квинтиллиане, и артотириты;
  • 50. Четыренадесятники;
  • 51. Алоги;
  • 52. Адамиане;
  • 53. Сампсеи и елкесеи;
  • 54. Феодотиане;
  • 55. Мелхиседекиане;
  • 56. Вардисианисты;
  • 57. Ноитиане;
  • 58. Валисии;
  • 59. Кафары;
  • 60. Ангелики;
  • 61. Апостолики;
  • 62. Савеллиане;
  • 63. Оригенисты-бесстыдники;
  • 64. Оригенисты другие;
  • 65. Павлианисты;
  • 66. Манихеи, они же акониты;
  • 67. Иеракиты;
  • 68. Мелетиане, или мелитиане;
  • 69. Ариане, они же ариоманиты и диатомиты;
  • 70. Авдиане (раскол);
  • 71. Фотиниане;
  • 72. Маркеллиане;
  • 73. Полуариане;
  • 74. Духоборцы;
  • 75. Аэриане;
  • 76. Аэтиане, они же аномеи и евномиане;
  • 77. Димириты, они же аполлинаристы;
  • 78. Антидикомарианиты;
  • 79. Коллиридиане;
  • 80. Массалиане, к которым примыкают евфимиты, мартириане и сатаниане.
Читайте также:  В каких препаратах содержится больше всего цинка

Конец изложения «Панариона».
Еретические секты, расколы и странные духовные практики в период от Маркиана до Льва:

  • 81. Несториане;
  • 82. Евтихианисты;
  • 83. Египтяне, они же схизматики и монофизиты;
  • 84. Афтартодокеты;
  • 85. Агноиты, они же фемистиане;
  • 86. Варсануфиты, они же семидалиты;
  • 87. Икеты;
  • 88. Гносимахи;
  • 89. Илиотропиты;
  • 90. Фнитопсихиты;
  • 91. Агониклиты;
  • 92. Феокатогносты, они же богохульники;
  • 93. Христолиты;
  • 94. Эфнофроны;
  • 95. Донатисты;
  • 96. Ификопроскопты;
  • 97. Парерминевты;
  • 98. Лампетиане;
  • 99. Монофелиты;
  • (100) (вставка) Автопроскопты;
  • 100 (101) Измаильтяне;
  • (102) (вставка) Христианоклеветники, они же иконоборцы;
  • (103) (вставка) Апосхисты, они же доксарии.

Из этих ересей Иоанн наиболее пространно описал мессалианство (№ 80), значительно дополнив «Панарион», и ислам (№ 100/101).

Глава об исламе[править | править код]

Эта глава является оригинальным исследованием преподобного Иоанна. Сомнения в её подлинности возникли у А. Абеля, но были признаны несостоятельными такими учёными, как Дж. Сахас, А.-Т. Хури и Р. Ле Коз. В этой главе Иоанн излагает многие сведения об исламе, ранее неизвестные в Византии. В этой главе преподобный Иоанн описывает доисламскую религию арабов, возникновение ислама, его вероучение, ритуалы, нормы и запреты, аргументы против христианства и христианские контраргументы. Описание Корана в некоторых деталях отличается от принятого Корана, например, тем, что упоминается сура «Верблюд», которой нет в Коране. Существует мнение, что это связано с тем, что во время Иоанна Дамаскина окончательная редакция Корана ещё не установилась[1].

«Точное изложение Православной веры»[править | править код]

Центральный трактат «Источника знаний». Признаётся наиболее совершенным святоотеческим трудом по систематическому богословию, не утратившим значения до сего дня. Использовался в качестве учебника догматического богословия в течение многих веков, как на Западе, так и (вплоть до Нового времени) на Востоке[5], так что «ТИПВ» «составляет эпоху в истории догматической науки». На его основе, по мнению А. А. Бронзова, составили догматические системы на Западе Петр Ломбард и Фома Аквинат, а на Востоке многие греки, Петр (Могила), Антоний (Амфитеатров), Филарет (Гумилевский), Макарий (Булгаков), Сильвестр (Малеванский) и другие.[3]

Произведение написано в жанре сотницы (100 глав), разделено на 4 книги в латинском переводе Бургундио Пизанского (XII век). В VIII веке иногда объединялся с краткой редакцией «Диалектики» в сочинение «150 глав».[2]

Последовательность изложения соответствует Никео-Константинопольскому Символу веры[2]:

  1. Главы 1-14 — учение о Боге Самом в Себе, непостижимости Его сущности, свойствах и Троичности в Лицах (триадология);
  2. Главы 15-44 (2.1-30) — учение о творении: Векe (эонах), Ангелах (Дамаскин принимает ангелологию Псевдо-Дионисия Ареопагита о девяти ангельских чинах), демонах, рае, видимом мире, человеке (в частности, Адаме и Еве), свойствах его души, страстях, а также о Промысле Божием. Иоанн Дамаскин допускает, что небо может быть шарообразно, а также упоминает семь планет на нем: Солнце, Луна, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера и Сатурн. Из народов, которые живут на окраинах ойкумены, он упоминает бактрийцев, индийцев, эфиопов, мавров, скифов, саков, сармат, гарамантов и кельтов. Здесь же Дамаскин разрабатывает учение об энергии как о «действии согласно с природой».
  3. Главы 45-81 (3.1-29; 4.1-8) — православная христология и сотериология: учение о двух естествах, двух волях и единой Ипостаси во Христе, о Деве Марии как Богородице, о Страстях Христовых, сошествии во ад, Воскресении и последующих событиях. Христологические главы отличаются полемической направленностью.
  4. Главы 82-99 (4.9-26) — различные вопросы веры и благочестия, в частности, сакраментология: о Крещении, о Евхаристии; об иконах, мощах, Кресте, поклонении на восток; о родословии Господа и Богородице; вопросы теодицеи; антииудейские главы об обрезании, девстве и субботе; а также об антихристе.
  5. Глава 100 (4.27) — о воскресении мертвых.[3]

В главе 1.3. прп. Иоанн предлагает космологическое доказательство бытия Бога[6]:

Поэтому то, что изменчиво, непременно и сотворенно. Будучи же сотворенным, оно обязательно создано кем-либо. Но Создатель должен быть несотворенным, ведь если и Он сотворен, то обязательно создан кем-либо, пока мы не придем к чему-либо несотворенному. Следовательно, будучи несотворенным, Творец, конечно, и неизменен. А чем иным могло бы быть это, как не Богом?

Источниками богословских знаний для Иоанна были Священное Писание, определения Соборов и творения Святых Отцов: главным образом цитировались: Григорий Богослов, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Нисский, Ареопагитики. Также, немного менее, цитируются Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Максим Исповедник, Немезий, Феодорит Кирский, Ипполит Римский, Диодор Тарсийский, Косма Индикоплов и другие. Также автору известны Платон и Аристотель, но их влияние не затрагивало вероучительных положений.[3]

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Иоанн Дамаскин // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIV. — С. 27-66. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8.

Русские переводы[править | править код]

  1. Полное собрание творений Св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1913. — С. 45-345. — 442 с.
  2. Творения преподобного Иоанна Дамаскина Источник знания Пер. с греч. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. — М.: Индрик, 2002. — 416 с. — (Святоотеческое наследие. Т. 5) ISBN 5-85759-186-4

Источник