Введение о пищевых добавках

Введение о пищевых добавках thumbnail

Пищевые добавки — природные, идентичные
природным или искусственные вещества,
сами по себе не употребляемые как пищевой
продукт или обычный компонент пищи. Они
преднамеренно добавляются в пищевые
системы по технологическим соображениям
на различных этапах производства,
хранения, транспортировки готовых
продуктов с целью улучшения или облегчения
производственного процесса или отдельных
его операций, увеличения стойкости
продукта к различным видам порчи,
сохранения структуры и внешнего вида
продукта или намеренного изменения
органолептических свойств.

Определения и классификация

Основные цели введения пищевых добавок
предусматривают:

1. совершенствование технологии подготовки
и переработки пищевого сырья, изготовления,
фасовки, транспортировки и хранения
продуктов питания. Применяемые при этом
добавки не должны маскировать последствий
использования некачественного или
испорченного сырья, или проведения
технологических операций в антисанитарных
условиях;

2. сохранение природных качеств пищевого
продукта;

3. улучшение органолептических свойств
или структуры пищевых продуктов и
увеличение их стабильности при хранении.

Применение пищевых добавок допустимо
только в том случае, если они даже при
длительном потреблении в составе
продукта не угрожают здоровью человека,
и при условии, если поставленные
технологические задачи не могут быть
решены иным путем. Обычно пищевые добавки
разделяют на несколько групп:

— вещества, улучшающие внешний вид
пищевых продуктов (красители, стабилизаторы
окраски, отбеливатели);

— вещества, регулирующие вкус продукта
(ароматизаторы, вкусовые добавки,
подслащивающие вещества, кислоты и
регуляторы кислотности);

— вещества, регулирующие консистенцию
и формирующие текстуру (загустители,
гелеобразователи, стабилизаторы,
эмульгаторы и др.);

— вещества, повышающие сохранность
продуктов питания и увеличивающие сроки
хранения (консерванты, антиоксиданты
и др.). К пищевым добавкам не относят
соединения, повышающие пищевую ценность
продуктов питания и причисляемые к
группе биологически активных веществ,
такие как витамины, микроэлементы,
аминокислоты и др.

Эта классификация пищевых добавок
основана на их технологических функциях.
Федеральный закон о качестве и безопасности
пищевых продуктов предлагает следующее
определение: «пищевые добавки — природные
или искусственные вещества и их
соединения, специально вводимые в
пищевые продукты в процессе их изготовления
в целях придания пищевым продуктам
определенных свойств и (или) сохранения
качества пищевых продуктов».

Следовательно, пищевые добавки — это
вещества (соединения), которые сознательно
вносят в пищевые продукты для выполнения
ими определенных функций. Такие вещества,
называемые также прямыми пищевыми
добавками, не являются посторонними,
как, например, разнообразные контаминанты,
«случайно» попадающие в пишу на различных
этапах ее изготовления.

Существует различие между пищевыми
добавками и вспомогательными материалами,
употребляемыми в ходе технологического
потока. Вспомогательные материалы —
любые вещества или материалы, которые,
не являясь пищевыми ингредиентами,
преднамеренно используются при
переработке сырья и получения продукции
с целью улучшения технологии; в готовых
пищевых продуктах вспомогательные
материалы должны полностью отсутствовать
но могут также определяться в виде не
удаляемых остатков.

Пищевые добавки употребляются человеком
в течение многих веков (соль, перец,
гвоздика, мускатный орех, корица, мед),
однако широкое их использование началось
в конце XIX в. и было связано с ростом
населения и концентрацией его в городах,
что вызвало необходимость увеличения
объемов производства продуктов питания,
совершенствование традиционных
технологий их получения с использованием
достижений химии и биотехнологии.

Сегодня можно выделить еще несколько
причин широкого использования пищевых
добавок производителями продуктов
питания. К ним относятся:

— современные методы торговли в условиях
перевоза продуктов питания (в том числе
скоропортящихся и быстро черствеющих
продуктов) на большие расстояния, что
определило необходимость применения
добавок, увеличивающих сроки сохранения
их качества;

— быстро изменяющиеся индивидуальные
представления современного потребителя
о продуктах питания, включающие их вкус
и привлекательный внешний вид, невысокую
стоимость, удобство использования;
удовлетворение таких потребностей
связано с использованием, например,
ароматизаторов, красителей и других
пищевых добавок;

— создание новых видов пищи, отвечающей
современным требованиям науки о питании,
что связано с использованием пищевых
добавок, регулирующих консистенцию
пищевых продуктов;

— совершенствование технологии получения
традиционных пищевых продуктов, создание
новых продуктов питания, в том числе
продуктов функционального назначения.

Число пищевых добавок, применяемых в
производстве пищевых продуктов в разных
странах, достигает сегодня 500 наименований
(не считая комбинированных добавок,
индивидуальных душистых веществ,
ароматизаторов), в Европейском Сообществе
классифицировано около 300. Для гармонизации
их использования производителями разных
стран Европейским Советом разработана
рациональная система цифровой кодификации
пищевых добавок с литерой «Е». Она
включена в кодекс для пищевых продуктов
ФАО/ВОЗ (ФАО — Всемирная продовольственная
и сельскохозяйственная организация
ООН; ВОЗ — Всемирная организация
здравоохранения) как международная
цифровая система кодификации пищевых
добавок. Каждой пищевой добавке присвоен
цифровой трех- или четырехзначный номер
(в Европе с предшествующей ему литерой
Е). Они используются в сочетании с
названиями функциональных классов,
отражающих группировку пищевых добавок
по технологическим функциям (подклассам).

Индекс Е специалисты отождествляют как
со словом Европа, так и с аббревиатурами
ЕС/ЕУ, которые в русском языке тоже
начинаются с буквы Е, а также со словами
ebsbar/edible, что в переводе на русский
(соответственно с немецкого и английского)
означает «съедобный». Индекс Е в сочетании
с трех- или четырехзначным номером —
синоним и часть сложного наименования
конкретного химического вещества,
являющегося пищевой добавкой. Присвоение
конкретному веществу статуса пищевой
добавки и идентификационного номера с
индексом «Е» имеет четкое толкование,
подразумевающее, что:

а) данное конкретное вещество проверено
на безопасность;

б) вещество может быть применено в рамках
его установленной безопасности и
технологической необходимости при
условии, что применение этого вещества
не введет потребителя в заблуждение
относительно типа и состава пищевого
продукта, в который оно внесено;

в) для данного вещества установлены
критерии чистоты, необходимые для
достижения определенного уровня качества
продуктов питания.

Следовательно, разрешенные пищевые
добавки, имеющие индекс Е и идентификационный
номер, обладают определенным качеством.
Качество пищевых добавок — совокупность
характеристик, которые обусловливают
технологические свойства и безопасность
пищевых добавок.

Наличие пищевой добавки в продукте
должно указываться на этикетке, при
этом она может обозначаться как
индивидуальное вещество или как
представитель конкретного функционального
класса в сочетании с кодом Е. Например:
бензоат натрия или консервант Е211.

Согласно предложенной системе цифровой
кодификации пищевых добавок, их
классификация, в соответствии с
назначением, выглядит следующим образом
(основные группы):

-Е100-Е182-красители;

— Е200 и далее — консерванты;

— ЕЗОО и далее — антиокислители
(антиоксиданты);

— Е400 и далее — стабилизаторы консистенции;

— Е450 и далее, Е1000 — эмульгаторы;

— ЕЗОО и далее — регуляторы кислотности,
разрыхлители;

— Е600 и далее — усилители вкуса и аромата;

— Е700-Е800 — запасные индексы для другой
возможной информации;

— Е900 и далее — глазирующие агенты,
улучшители хлеба.

Многие пищевые добавки имеют комплексные
технологические функции, которые
проявляются в зависимости от особенностей
пищевой системы. Например, добавка Е339
(фосфаты натрия) может проявлять свойства
регулятора кислотности, эмульгатора,
стабилизатора, комплексообразователя
и водоудерживающего агента.

Применение ПД ставит вопрос об их
безопасности. При этом учитываются ПДК
(мг/кг) — предельно допустимая концентрация
чужеродных веществ (в том числе добавок)
в продуктах питания, ДСД (мг/кг массы
тела) — допустимая суточная доза и ДСП
(мг/сут) — допустимое суточное потребление
— величина, рассчитываемая как произведение
ДСД на среднюю величину массы тела — 60
кг.

Читайте также:  Пищевые добавки для сна

Большинство пищевых добавок не имеет,
как правило, пищевого значения, т. с. не
является пластическим материалом для
организма человека, хотя некоторые
пищевые добавки являются биологически
активными веществами. Применение пищевых
добавок, как всяких чужеродных (обычно
несъедобных) ингредиентов пищевых
продуктов, требует строгой регламентации
и специального контроля.

Международный опыт организации и
проведения, системных токсиколого-гигиенических
исследований пищевых добавок обобщен
в специальном документе ВОЗ (1987/1991)
«Принципы оценки безопасности пищевых
добавок и контаминантов в продуктах
питания». Согласно Закону Российской
Федерации (РФ) «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» государственный
предупредительный и текущий санитарный
надзор осуществляется органами
санитарно-эпидемиологической службы.
Безопасность применения пищевых добавок
в производстве пищевых продуктов
регламентируется документами Министерства
здравоохранения РФ.

Допустимое суточное потребление (ДСП)
является центральным вопросом обеспечения
безопасности пищевых добавок в течение
последних 30 лет.

Необходимо отметить, что в последнее
время появилось большое число комплексных
пищевых добавок. Под комплексными
пищевыми добавками понимают изготовленные
промышленным способом смеси пищевых
добавок одинакового или различного
технологического назначения, в состав
которых могут входить, кроме пищевых
добавок, и биологически активные добавки,
и некоторые виды пищевого сырья: мука,
сахар, крахмал, белок, специи и т. д. Такие
смеси не являются пищевыми добавками,
а представляют собой технологические
добавки комплексного действия. Особенно
широкое распространение они получили
в технологии хлебопечения, при производстве
мучных кондитерских изделий, в мясной
промышленности. Иногда в эту группу
включают вспомогательные материалы
технологического характера.

За последние десятилетия в мире технологий
и ассортимента пищевых продуктов
произошли громадные изменения. Они не
только отразились на традиционных,
апробированных временем технологиях
и привычных продуктах, но также привели
к появлению новых групп продуктов
питания с новым составом и свойствами,
к упрощению технологии и сокращению
производственного цикла, выразились в
принципиально новых технологических
и аппаратурных решениях.

Использование большой группы пищевых
добавок, получивших условное понятие
«технологические добавки», позволило
получить ответы на многие из актуальных
вопросов. Они нашли широкое применение
для решения ряда технологических
проблем:

— ускорения технологических процессов
(ферментные препараты, химические
катализаторы отдельных технологических
процессов и т. д.);

— регулирования и улучшения текстуры
пищевых систем и готовых продуктов
(эмульгаторы, гелеобразователи,
стабилизаторы и т. д.)

— предотвращения комкования и сглаживания
продукта;

— улучшения качества сырья и готовых
продуктов (отбеливатели муки, фиксаторы
миоглобина и т.д.);

— улучшения внешнего вида продуктов
(полирующие средства);

— совершенствования экстракции (новые
виды экстрагирующих веществ);

— решения самостоятельных технологических
вопросов при производстве отдельных
пищевых продуктов.

Выделение из общего числа пищевых
добавок самостоятельной группы
технологических добавок является в
достаточной степени условным, так как
в отдельных случаях без них невозможен
сам технологический процесс. Примерами
таковых являются экстрагирующие вещества
и катализаторы гидрирования жиров,
которые по существу являются
вспо-могательными материалами. Они не
совершенствуют технологический процесс,
а осуществляют его, делают его возможным.
Некоторые технологические добавки
рассматриваются в других подклассах
пищевых добавок, многие из них влияют
на ход технологического процесса,
эффективность использования сырья и
качество готовых продуктов. Необходимо
напомнить, что классификация пищевых
добавок предусматривает определение
функций, и большая часть технологических
добавок ими обладает. Изучение комплексных
пищевых добавок, а также вспомогательных
материалов — это задача специальных
курсов и дисциплин, в которых рассматриваются
вопросы конкретных технологий. В
настоящей главе учебника мы остановимся
только на общих подходах к подбору
технологических добавок.

Соседние файлы в предмете Наука о питании

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Районная научно-практическая конференция

исследовательских работ учащихся

«Нет границ в познании мира»

Тема исследовательской работы:

«Влияние пищевых добавок на здоровье человека»

Авторы:

Семенова Ксения

ученица 9 класса

Ильина Кристина

ученица 7 класса

МОБУ СОШ с. Солнечное

Руководитель исследовательской работы:

Ильина Любовь Васильевна,

учитель химии I категории

МОБУ СОШ с. Солнечное

с. Ивановка — 2012

Содержание

стр.

Введение…………………………………………………………………………   3

1 Пищевые добавки………………………………………………………………4                                                                        

1.1 Роль пищевых добавок……………………………………………………4

1.2 Индексы пищевых добавок……………………………………………….5

2 Практическое исследование……………………………………………………7

 2.1 Анкетирование учащихся с целью выявления частого употребления школьниками продуктов питания, заменяющих второй завтрак…………..7

 2.2 Сбор материала о наличии пищевых добавок в продуктах питания….8

 2.3 Исследование и классификация продуктов питания по степени вредности………………………………………………………………………9

 2.4 Классификация пищевых добавок по степени вредности…………….10

4 Рекомендации…………………………………………………………………..12

5 Выводы…………………………………………………………………………13

6 Список литературы…………………………………………………………….14

Введение

     Современные потребители, особенно жители мегаполисов, так привыкли к тому, что продукты питания попадают на наш стол из супермаркетов и магазинов, что иногда напоминают героев известной сказки Салтыкова-Щедрина  о том, как два генерала попали на необитаемый остров и спаслись только благодаря мужику, который умел добывать натуральную пищу.

     Однако в те времена в продуктовых лавках и магазинах вряд ли продавались такие продукты, к каким мы привыкли сегодня. Ведь тогда не было красителей, эмульгаторов, усилителей вкуса, стабилизаторов и консервантов.

     Сегодня набор веществ, называемых пищевыми добавками «Е», можно встретить на упаковках практически всех продуктов питания, а люди, заходя в супермаркет и выбирая продукты, далеко не всегда читают их состав. Многие объясняют это тем, что у них нет времени читать надписи, что это едят все, и вообще: если это продаётся в магазинах – значит, всё нормально и безопасно для здоровья.

         Сотни, тысячи тонн мяса, молока, зерна, круп, овощей, фруктов ежедневно перерабатываются на предприятиях пищевой промышленности. И на каждом этапе производство ставит свои, вполне определенные условия, а выполняют их конкретные вещества, пищевые добавки. Они улучшают качество сырья и конечного продукта, сроки и условия хранения, упрощают различные производственные процессы.

     Как же в такой ситуации обезопасить школьников? Что нужно знать каждому, кто идет в магазин за продуктами? Каким продуктам питания отдавать предпочтение, а о каких забыть навсегда?

Объект исследования – вредные пищевые добавки.

Предмет – вредные пищевые добавки, как компонент продуктов питания школьников.

Цель нашей работы — исследовать продукты питания школьников на наличие в них опасных пищевых добавок.

В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

1) на основе анализа специализированной литературы  установить, какие пищевые добавки являются вредными, и выявить их опасное воздействие на организм;

2)  собрать материал о  наличии пищевых добавок в продуктах питания школьников нашей школы;

 3) исследовать и классифицировать продукты питания на наличие в них опасных пищевых    добавок;

4) сделать выводы о продуктах питания, употребляемых школьниками;

5) разработать буклет «Вредные пищевые добавки», содержащий основную информацию об этих веществах.

1 Пищевые добавки

1.1. Роль пищевых добавок

     Пищевые добавки — это разрешенные Министерством здравоохранения Российской Федерации химические вещества и природные соединения, сами по себе обычно не употребляемые как пищевой продукт или обычный компонент пищи, но преднамеренно добавляемые в пищевой продукт по технологическим соображениям на различных этапах производства, хранения. Они улучшают качество сырья и конечного продукта, сроки и условия хранения, упрощают различные производственные процессы. Например, разрыхлители  освобождают газ и увеличивают объем теста, стабилизаторы  позволяют сохранять однородность смеси несмешиваемых веществ, загустители  повышают вязкость продуктов, уплотнители  сохраняют плотность тканей овощей и фруктов. Также есть вещества, которые препятствуют слеживанию и комкованию, снижают тенденцию частиц пищевого продукта прилипать друг к другу: пеногасители  предупреждают или снижают образование пены; эмульгаторы  образуют или поддерживают однородную смесь несмешиваемых фаз, таких, как масло и вода; желеобразователи текстурируют пищу путем образования геля; влагоудерживающие агенты предохраняют пищу от высыхания; регуляторы кислотности изменяют и регулируют кислотный или щелочной состав пищи; консерванты повышают срок хранения продуктов, защищая от порчи, вызванной микроорганизмами; антиокислители повышают срок хранения продуктов, защищая от порчи, вызванной окислением. Существует также  очень много различных красителей, ароматизаторов, усилителей вкуса и запаха, подсластителей.

Читайте также:  Комплексная пищевая добавка подсластитель рио голд

     1.2 Индексы пищевых добавок.

     Что значит эта страшная буква Е? Раньше названия пищевых добавок писали на этикетках продуктов полностью, но они занимали так много места, что в 1953 году в Европе решено было заменить полные названия химических пищевых добавок одной буквой с цифровыми кодами. Индексом Е (от Europe) в рамках Европейского сообщества принято обозначать наличие в продукте питания любых пищевых добавок, идентифицированных согласно Международной системе классификации (INS). По данной системе пищевые добавки делятся на группы по принципу действия. Группа определяется по первой цифре, указанной после буквы E.

  1. Е100 — Е182 – красители, усиливают цвет продукта.
  2. Е200 — Е299 — консерванты (удлиняют срок годности продукта), химически стерилизующие добавки, защищают от микробов, грибков, бактериофагов.
  3. Е300 — Е399 — антиокислители (замедляют окисление, например, от прогоркания жиров и изменения цвета; по действию схожи с консервантами)
  4. Е400 — Е499 — стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию продукции), загустители — повышают вязкость.
  5. Е500 — Е599 — эмульгаторы (поддерживают однородную смесь несмешиваемых продуктов, например воды и масла), по действию похожи на стабилизаторы.
  6. Е600 — Е699 — усилители вкуса и запаха.
  7. Е700 — Е899 — зарезервированные номера.
  8. E900 — E999 — пеногасители (предупреждают или снижают образование пены).
  9. Е1000 и далее — газирующие агенты, подсластители, крахмалы

     Каждая страна мира имеет свои стандарты по содержанию пищевых добавок в продуктах питания, особенно таких, которые могут нанести вред здоровью человека. Многие нормы применения пищевых добавок в России ниже их аналогов в зарубежных странах, поэтому необходимо обладать информацией о том, что отдельные пищевые добавки в импортных продуктах питания могут вызвать желудочно-кишечные расстройства, аллергию; некоторые являются канцерогенами.

     Пищевые добавки, запрещенные к использованию на территории России:

Е121 — краситель цитрусовый

Е123 — красный краситель амарант;

Е240 — консервант формальдегид;

Е924а — улучшитель муки и хлеба;

Е9246 — улучшитель муки и хлеба.

     Анализ теоретических источников показал, что производители используют пищевые добавки для увеличения срока годности и улучшения внешнего вида продукта. Пищевые добавки делятся на запрещенные,  вредные и допустимые.  Вообще на вопрос о том, насколько безопасны пищевые добавки Е для здоровья человека, до сих пор нет однозначного ответа. Но производителям и потребителям некогда ждать, и поэтому первые активно производят, а вторые не менее активно потребляют, очень часто даже не задумываясь, что они поглощают каждый день вместе с пищей.

     Между тем, многие медики и диетологи считают, что пищевые добавки, даже считающиеся безопасными, могут повлиять на наш организм совершенно неожиданным образом. По различным статистическим подсчётам, каждый человек только за один год съедает в среднем от 2 до 9 кг добавок «Е», причём, не считая тех соединений, которые добавляются к продуктам для улучшения состава, таких, как микроэлементы и витамины. А ведь синтетические витамины тоже не всегда безвредны…

 2 Практическое исследование

     Исследование наличия пищевых добавок в продуктах школьников состояло из трех блоков:

Блок 1: анкетирование учащихся с целью выявления наиболее предпочитаемых к употреблению продуктов.

Блок 2: сбор материала о наличии пищевых добавок в продуктах питания.

Блок 3: классификация пищевых добавок

2.1 Анкетирование учащихся с целью выявления употребления школьниками продуктов питания, заменяющих второй завтрак

     Среди учащихся школы было проведено анкетирование, направленное на определение продуктов питания, наиболее часто употребляемых школьниками в перерывах между основными приемами пищи. В исследовании приняли участие 50 учащихся.

      Результаты анкетирования показали, что ребята предпочитают следующие продукты:

  1. 92 % школьников отдают предпочтение жевательной резинке и столько же чипсам
  2. 90% школьников часто употребляют шоколадные батончики и конфеты.
  3. газированные напитки, соки и печенье выбрали 84 % учащихся
  4. сухарики и кириешки, леденцовую карамель 80%
  5. 72% употребляют йогурты

     Мы предположили, что в продуктах питания школьников содержатся вредные пищевые добавки. Это и стало гипотезой нашего исследования.

2.2  Сбор материала о  наличии пищевых   добавок в продуктах питания.

     Для проверки нашей гипотезы мы, вооружившись лупой, отправились в магазин, чтобы исследовать все продукты, которые употребляют школьники на содержание в них пищевых добавок. Исследовались продукты питания  как отечественного, так и импортного производства.

В таблице 1 вы видите наличие пищевых добавок в различных продуктах. Всего мы обнаружили 39 пищевых добавок, из них 21 оказывают вредное влияние на организм человека. Как видно из таблицы в составе исследуемых продуктов оказалось наибольшее количество красителей и загустителей.

Таблица 1

Наличие пищевых добавок в продуктах питания школьников

Пищевые добавки, обнаруженные в продуктах питания

Продукты

Е100-182: 100, 120, 141, 160, 102, 129, 133,  171, 104, 122, 124, 110

Конфеты «M&M`s», жевательная резинка «Ассорти», «Фруша», «Оrbit».

Е200-Е299: 202, 211, 290, 296

«Воронцовские сухарики» «Кириешки», «Милкис», печенье «Chocópie», «Буратино»

Е300-Е399: 330, 320, 322, 338, 341

«Воронцовские сухарики» «Кириешки», «Милкис», жевательная резинка «Ассорти»,

 «Chocó pie», «Кока кола»

Е400-Е499: 420, 422, 421, 414, 465, 476

Жевательная резинка «Ассорти», батончик «Nesquik»,« M&M`s», «Nuts», «KitKat», жевательная резинка «Оrbit», печенье «Весёлые грибочки», быстрый завтрак «Звёздочки»

Е500-Е599: 503, 551, 555

«Кириешки», «Оrbit», «Chocópie»

Е600-Е699: 621, 627, 631

«Воронцовские сухарики», чипсы «Читос»

E900 — E999: 903, 950, 951, 965

«Оrbit»,

Е1000 и далее: 1422, 1442

Йогурт «Fruttis»

2.3. Исследование и классификация продуктов питания по степени вредности

     Все продукты мы разделили на группы по степени вредности.

1) К первой группе мы отнесли различные газированные напитки отечественного и импортного производства: «Буратино», «Крем-сода», «Pepsi», «Кока-кола», «Милкис», «Тархун», «Sprite».

Кока-кола содержит пищевую добавку Е338 ортофосфорную кислоту в таких концентрациях, что за несколько часов способна удалить ржавчину с гвоздя.

Кроме этого, в 1л Кока-колы содержится 25 ложек сахара! Такая нагрузка может оказаться не под силу поджелудочной железе ребенка, отвечающей за понижение сахара в крови. При частом употреблении Кока колы имеется риск возникновения таких заболеваний, как сахарный диабет и ожирение.

     Сладкая газировка школьниками употребляется чаще, так как она дешевле. Но и она содержит вредные добавки. Это бензоат натрия (Е211). Широко применяется в пищевой промышленности в качестве консерванта. При увеличенных дозах является сильным канцерогеном. Также газировки содержат аспартам (Е951)  — искусственный подсластитель.  Не рекомендован в странах Евросоюза детям. Накопление в организме этой добавки  приводит к развитию маниакальной депрессии, злобы, насилия, приступов паники, приводит к снижению интеллекта вплоть до дебилизма.

Читайте также:  В чем разница между пищевыми добавками и бадами

В напитках очень высокое содержание красителей, которые являются опасными пищевыми добавками.

2) Ко второй группе по степени вредности мы отнесли чипсы, кириешки, сухарики, которые пользуются популярностью среди школьников. В сочетании с огромным количеством жира, ароматизаторами и вкусовыми добавками чипсы становятся настоящей угрозой для желудка школьника. А, кроме того, они «убивают» чувство вкуса нормальной, здоровой пищи.

В «Воронцовских сухариках», «Кириешках» присутствует глютамат натрия (Е-621) пищевая добавка, предназначенная для усиления вкусовых ощущений, за счёт увеличения чувствительности вкусовых рецепторов языка. При частом употреблении возможна постепенная утрата вкусовых ощущений из-за постепенного атрофирования вкусовых рецепторов. В последнее время участились случаи аллергии на глутамат натрия в пищевых продуктах, он неблагоприятно влияет на сетчатку глаза и может способствовать ухудшению зрения. Есть сведения, что глютамат натрия вызывает привыкание у детей!

3) К третьей группе мы отнесли жевательные резинки. Самая дешевая жевательная резинка «Ассорти», «Фруша» содержит опасную добавку Е129, добавку Е330, вызывающую рак в больших концентрациях, краситель Е102, который может приводить к приступам астмы.

     Проанализировали состав наиболее популярных жевательных резинок (Orbit, Dirol, Stimorol) и выявили только в “Orbit”  16 пищевых добавок, из них 6 относятся к вредным (это в основном красители), вызывают расстройство кишечника, аллергию, тошноту, могут вызвать заболевания печени.

4) К 4 группе отнесена леденцовая карамель: «Чупа-чупс», «Монпансье» и др.  Леденцовая карамель содержит большое разнообразие пищевых добавок, красителей, являющихся опасными. Кроме того, в ней высокое содержание консервантов и антиокислителей.

5) К 5 группе мы отнесли шоколадные изделия. Из тех, что были исследованы, особо опасными оказались конфеты «M&M`s», так как они содержат опасные красители, которые могут вызывать приступы астмы, аллергию, тошноту.

     Батончики  «Nesqik”, “Nuts”, , “KitKat” оказались самыми безопасными. В них содержится добавка Е476 – лецитин животного происхождения. Производители шоколада начали добавлять Е476 для того, чтобы сэкономить дорогое масло какао-бобов, и получать такой же текучий шоколад, как и тот, в котором какао-бобов много. Добавка разрешена в РФ и в других странах, но разговоры о её вреде ведутся постоянно. Испытания на животных, например, выявили проблемы с печенью.

6) В 6 группу мы поместили печенье в упаковке. Вредные пищевые добавки были обнаружены в печенье «Чокопай» — Е503, 341, вызывающие расстройство желудка.

      Получается, что самыми безопасными оказались шоколадные изделия и печенье отечественного производства, а в йогурте мы вообще не обнаружили вредных добавок.

2.4 Классификация пищевых добавок по степени вредности

   Проанализировав состав продуктов, мы составили таблицу вредных пищевых добавок, где их классифицировали по степени опасности.

Таблица 2

Классификация пищевых добавок по степени вредности

Опасные

Е102, Е110, Е120, Е129, Е503

Канцерогены

Е124, Е211, Е330

Расстройство желудка

Е320, Е 338, Е341, Е465

Кожные заболевания

Е320, Е951

Расстройство кишечника

Е627, Е631

Подозрительные

Е100, Е104, Е122, Е141, Е171

     Рекомендации:

     Как избежать продуктов с пищевыми добавками? Соблюдайте несколько несложных правил, если вас интересует ваше здоровье.

  1. Не покупайте продукты неизвестных вам производителей, особенно импортных, а также слишком яркие, остро и раздражающе пахнущие, с необычным вкусом.
  2. Внимательней читайте надписи на этикетках. Не глядя, вполне можно купить крахмал со вкусом, запахом и цветом колбасы.
  3. Не приучайте себя и своих детей «перекусывать» в забегаловках и кафе быстрого питания. Пищу там готовят из продуктов, содержащих очень много пищевых добавок, часто небезопасных для здоровья.
  4. Используйте для приготовления пищи натуральные продукты и специи, покупая их в проверенных и надёжных магазинах, или на рынке – по крайней мере, там, где можно найти ответственных за качество продукции.
  5. Употребляйте экологически чистые продукты – свежие сырые овощи, фрукты и ягоды.
  6. Отправляясь в магазин, не поленитесь взять с собой список пищевых добавок «Е» – постепенно вы запомните всё, что вам нужно, и научитесь выбирать самые безопасные для здоровья продукты.
  7. Не покупайте продукты с большим сроком хранения, указанным на этикетке – признак того, что там много консервантов.

К работе мы прилагаем буклет, где даем советы, как правильно выбирать продукты в магазине.

Выводы

     Нет, конечно, никто не говорит, что от всего этого нужно отказываться. Но подумайте, зачем вам красивая мебель и одежда, карьера и престиж, если вы и ваши дети будете серьёзно больны?

     Прежде всего, решите,  так ли необходимо употреблять продукты, в состав которых входит много пищевых добавок, каждый день и тем более использовать их в домашнем питании? Ведь дома мы готовим сами: в рабочие дни – хотя бы один-два раза в день, а в выходные и вовсе можем позволить себе отказаться от полуфабрикатов.

     Попытайтесь вспомнить, чем должны питаться люди по законам природы: ведь можно купить кусок настоящего мяса, рыбу, овощи, фрукты, крупы и пряности, да практически любые продукты, которые гораздо вкуснее и полезнее, чем почти мёртвая еда в ярких упаковках, и приготовить из них всё, что вашей душе угодно.

     Использование консервов или полуфабрикатов может быть оправдано тогда, когда вам действительно некогда, или вы куда-то едете – в общем, в определённых ситуациях. В этом случае допустимая норма пищевых добавок «Е», рассчитанная учёными для человека, вряд ли будет превышена, да и накопиться в организме эти вещества не успеют.

     Тем не менее, детям дошкольного и младшего школьного возраста консервы и полуфабрикаты давать вообще не следует, кроме специальных детских консервов.

     Помните, что наше здоровье нужно только нам самим, а производителям продуктов питания нужно как можно большее количество потребителей, обеспечивающих постоянную прибыль. Экологическая безопасность и химические знания помогут сделать правильный выбор продуктов питания, образа жизни. Известный русский писатель Д.И.Писарев удивительно точно подметил: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». 

Список литературы

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся.- Самара, «Учебная литература», 2006.-304с.
  2. Михеев А.В., Пашканг К.В., Родзевич Н.Н., Соловьева М.П. Охрана природы.-М.,1990.-127с.
  3. Небел Б. Наука об окружающей среде: В2т. Т.1Как устроен мир.- М.,1993.-420с.
  4.  Оценка некоторых пищевых добавок и контаминантов. 41 доклад объединенных экспертов ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам, Женева, — М: “Медицина”, 1994 — 72 с.
  5.  Росивал Л. и др., «Посторонние вещества и пищевые добавки в продуктах», — М.: «Лег. и пищ. пром.», 1982 — 264 с.
  6. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. – 2003. – №4.
  7. Химия пищевых добавок: Тезисы докладов Всесоюзной конференции г. Черновцы, — Киев: НПО “Пищевые добавки”, 1989 — 256 с.
  8. Штейнберг А.И. и др., «Добавки к пищевым продуктам (Гигиенические требования и нормирование)», — М.: “Медицина”, 1969 — 95 с.6
  9. Экология: 9 класс: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений/ Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидоркин А.П..- М.,2005.-240с.

Интернет-ресурсы:

  1. www.ecosystema.ru
  2. www.portfolio.1september.ru 
  3. www.glossari.ru
  4. https://sreda-tv.ru/search/topics
  5. www.ecocentrgorelovo.narod.ru/inf.html
  6. www.sch668.narod.ru/ecolog_pr.htm
  7. https://immunologia.ru/1-spe.html

Источник