Внешнее проявление свойств какого либо объекта в системе отношений

Внешнее проявление свойств какого либо объекта в системе отношений thumbnail

Невозможно управлять тем, что нельзя измерить. А измерять, утверждают некоторые эксперты, можно только процесс. Поэтому при функциональном управлении использование таких систем измерения, как управленческий учет, бюджетирование, сбалансированная система показателей, невозможно. Однако это не так, считает Эдуард МАЗУРИН, к.т.н., преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана. 

Измерить можно отклонение

Условимся называть процессом последовательную смену состояний или изменений объекта. Часто используемое определение бизнес-процесса – «набор взаимоотношений или взаимодействий устойчивых видов деятельности, преобразовывающий данные в результаты» (DIN EN ISO 9000 (2000:12), раздел 3.4.1) — сути не меняет.

Функция — внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. С точки зрения математики функция — соответствие между переменными величинами, в силу которого каждому значению одной величины Х соответствует определенное значение другой величины Y.

Исходя из определений получаем объект (или субъект) с набором свойств. Их внешнее проявление – преобразование ресурса (вход) в продукт/услугу (выход) – функция этого объекта (субъекта). Свойство присуще объекту (субъекту) независимо от наличия ресурсов на входе. Значит, объект (субъект), обладая определенными возможностями, обладает функцией. При этом он может реализовывать процесс при наличии ресурсов (входов и управляющих воздействий), а может не реализовывать (отсутствие ресурсов). Если процесс реализуется, то можно измерить количество и состояние ресурсов на входе и на выходе, сравнить полученные результаты с ожидаемыми результатами – по функции, которая задана объекту (субъекту). Это будет измерение функции, но не процесса!

Так, управляя автомобилем, педалью акселератора подают на вход смесь топлива и воздуха, контролируют выход по тахометру и спидометру. Процесс внутри нас не интересует. Функцию «зависимость оборотов двигателя от количества поступающего топлива» задали ученый и конструктор, и процессы внутри двигателя протекают по законам природы.

Измерения процессов «нагрев охлаждающей жидкости», «ускорение» сами по себе ничего не дают. Они нужны только для функциональных зависимостей: «нагрев от частоты вращения вала» (чтобы не заклинил) или «время прибытия от ускорения на светофоре». Если же обладателем функции является человек (субъект), то измерение процесса становится чаще всего невозможным (попробуйте измерить процесс «рождение образа будущей конструкции»). 

ВЫВОД 1

Невозможно (а если возможно, то нецелесообразно) измерить процесс, можно измерить отклонение на выходе из-за различия функций: с одной стороны, реализуемой объектом (субъектом), с другой — ожидаемой от объекта (субъекта).  

ВЫВОД 2

Если удается детально описать функцию посредством процедуры выполнения, а также через входы и выходы, то отклонения на выходе должны стремиться к нулю. 

Этим занимаются менеджмент качества (описанием процедур и разработкой показателей для измерений выходов) и управленческий учет (перманентное измерение выходов). То есть если правильно описал функцию – все хорошо работает. Не удалось описать должным образом – внедряй менеджмент качества, и все хорошо заработает. Если описать функции в принципе невозможно, внедряй управленческий учет (измеряющий вход и выход). Появятся данные, по которым необходимо будет перераспределять ресурсы и менять управляющие воздействия. И опять должно все хорошо заработать.  

Затраты на координацию

Однако на практике выходит не так гладко. Функциональное управление ругают. Ему в вину вменяются сложные взаимосвязи функциональных подразделений и сложности на их границах. Но при правильном описании функций этих сложностей не должно быть! Попробуем разобраться.

Представим себе функциональные подразделения: снабжение, производство и сбыт.

Вход снабжения — закупленные на стороне ресурсы. Выход — ресурсы нужного качества, количества и в нужное время для производства. Выход снабжения должен быть эквивалентен входу производства (отвечать требованиям производства). Выход производства должен быть эквивалентен входу сбыта.

Идеальное описание функций снабжения, производства и сбыта приведет к отсутствию отклонений на выходах, и все будет работать без проблем.

В реальном случае функции будут описаны должностными инструкциями (а это далеко не полное описание, часто в них нет даже процедуры выполнения работы), входы будут зависеть от внешней среды (что смогли, то и купили; когда смогли, тогда и поставили).

Получаем отклонение выходов и, как следствие, рассогласование выходов и входов смежных функций.

В этом случае необходим координатор (перераспределяющий ресурсы и вводящий дополнительные управляющие воздействия), функции которого выполняет директор (единый руководитель для всех подразделений). Но функция координации отнимает силы и время у него. Если отсутствует управленческий учет, директор дополнительно занимается сбором и обработкой информации о функционировании подразделений (точнее, о его результатах). Если отсутствует менеджмент качества, директор занимается еще доведением процедур до исполнителей. Введение дополнительных подразделений (дополнительных функций) требует дополнительных ресурсов и координации. 

ВЫВОД 3

Функциональное разделение труда требует затрат на координацию рассогласования выходов и входов смежных процессов. Управленческий учет и менеджмент качества снижают затраты на координацию, но требуют дополнительных затрат на собственное функционирование и координацию. 

ССП и бюджетирование

Чтобы разрешить возникшее противоречие, нужно, чтобы выходы автоматически соответствовали входам. В этом призвана помочь сбалансированная система показателей (ССП): отпадает необходимость детального описания функций. Подразделения ориентируются на цель (в виде декомпозиции общей цели организации – целевого показателя), и сами выбирают функциональную процедуру. Это может привести к увеличению расхода ресурсов для получения полезного (и правильного) выхода. Во избежание увеличения расхода ресурсов (в условиях их ограниченности) вводят бюджетирование.  

ВЫВОД 4

Уменьшение затрат, связанных с координацией, возможно за счет внедрения в организации ССП (а часто хватает планирования целей и ресурсов). Для исключения увеличения затрат ресурсов из-за самостоятельного выбора подразделением функциональной процедуры необходимо введение бюджетирования по подразделениям. 

Цели организации и сотрудников

Люди в подразделениях имеют собственные цели, отличные от целей подразделений и организации, а цели подразделений, в свою очередь, отличаются от целей организации. Поэтому ресурсы будут затрачиваться как на достижение целей организации, так и на собственные цели.

Если лимитировать ресурсы, поступающие в подразделение, его сотрудники начнут оптимизировать выполняемые функции для достижения собственных целей (например, уменьшать трудозатраты или время выполнения работы).

При этом выход функции будет отличаться от заданного. Координация усложняется. Ни планирование, ни управленческий учет в данной ситуации не помогают, так как никого не интересуют собственные цели сотрудников и подразделений, тем более что внешне это выглядит как «улучшение работы подразделения».

В краткосрочном периоде могут помочь ССП и планирование, если связать их со стимулированием персонала. Но как только сотрудники начнут выполнять свои функции, происходит подмена ценностей – вместо функции «Собственная цель есть зависимость от целей организации» появится функция «Цель организации есть зависимость от собственных целей».

Это произойдет не сразу, поэтому организация успеет почувствовать пользу от ССП. Бюджетирование, если бюджеты разрабатываются самим подразделением, помогает в достижении целей организации, но приводит к перерасходу ресурсов.

Если бюджеты разрабатываются специализированным подразделением, расход ресурсов фиксирован. Подразделение «оптимизирует работу», перераспределяя ресурсы на собственные цели. Выходы жестко заданы ССП.

Такая ситуация представляется лучшим решением для организации. Единственный недостаток – невозможность оптимизировать работу по достижении целей организации. Но и этот недостаток можно устранить, если выявить собственные цели сотрудников (подразделений) и осуществлять перераспределение ресурсов по целям. К большому сожалению, в организациях этим никто не занимается. 

ВЫВОД 5

Практически все задачи, связанные с оптимизацией и координацией, можно решить в рамках функционального управления. Непрерывный процесс преобразования ресурсов в продукт/услугу реализовать невозможно без деления на выполнение отдельных подпроцессов — функций. 

Так что тогда называют процессным управлением?

Между директором-координатором и сотрудниками, выполняющими функции, есть начальник функционального подразделения. Он должен минимизировать нагрузку директора за счет сокращения числа контактов с сотрудниками. Но начальник подразделения – сотрудник подразделения. Возникает дополнительный фильтр в потоке ресурсов и информации (управляющих воздействий), затрудняющий координацию. Это и есть основная причина «трудностей функционального управления», а не ее следствия в виде «несоответствия» выходов и входов.

Переходя к процессному управлению, сотрудников подчиняют руководителю проекта (координатору), а не руководителю функционального подразделения. При этом суть управления не меняется – процесс остается разбитым на функции, каждую функцию выполняет подразделение или сотрудник, сохраняется задача координации. 

ВЫВОД 6

Процессного управления в организациях не существует и существовать не может. Есть отдельные разновидности функционального управления. В рамках функционального управления можно достичь поставленных целей при оптимизации расхода ресурсов. При этом надо обязательно учитывать собственные цели подразделений и сотрудников.

Источник

  1. Подбор слов
  2. Решение кроссвордов
  3. Деятельность, обязанность, работа; внеш. проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

Ответ на вопрос «Деятельность, обязанность, работа; внеш. проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений «, 7 букв:
функция

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова функция

Y = F(x)

Служебная обязанность

Переменная величина, зависящая от значений другой

Проявление жизнедеятельности организма, тканей, клеток (в физиологии)

Значение, назначение, роль

Математический статус синуса

В математике: зависимая переменная величина

Определение слова функция в словарях

Википедия

Значение слова в словаре Википедия

Функция — обязанность, круг деятельности. «Функция — это существование, мыслимое нами в действии» ( Гёте ). Наука о функциях органов живых существ — физиология; специальная наука о функциях нервной системы — физиология органов чувств и нервной системы….

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-и, ас. В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления. В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определенная величина, а также сама…

Примеры употребления слова функция в литературе.

Со временем происходила ее дифференциация на ряд различных сфер и отпочкование от нее в виде самостоятельных сфер, отчасти выходящих за рамки менталитетного аспекта, а то и вообще теряющих исторически исходные функции.

Вслед за арестами Донаньи и других сотрудников абвера, принимая во внимание его растущие подозрения против самого Канариса, 18 февраля 1944 года фюрер приказал упразднить абвер, а его функции передать РСХА.

Как тут, так и там из абсолютизации логической функции возникает противоречивое содержание, абсолютизации, которой невозможно избежать до тех пор, пока не сдаст свои позиции сама господствующая логика, на которую можно обратить внимание лишь тогда, когда достигается предел противоречивости.

Поэтому абстрагирование является функцией, ведущей борьбу с первоначальным мистическим соучастием.

Собственно процесс мышления или, лучше сказать, абстракция страдает, конечно, от краткости вторичной функции, ибо процесс абстракции требует того, чтобы совокупность исходных представлений и их последующих воздействий имела большую длительность и устойчивость, то есть он требует более продолжительной вторичной функции.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Внешнее проявление свойств какого либо объекта в системе отношений

ТОП 10:

иной системе отношений (функция-свойство);

Роль, которую выполняет

Определенный социальный институт или процесс по отношению к целому

(функции-роли);

Связь частей с целым, их взаимозависимость (напр.,

Функция преемственности в системе воспитания, функция рационализации в

Системе управления) (функции-связи).

Кроме того, функциональное расчленение сложных объектов, связанное с морфологическим и системным подходами к ним, позволяет, с одной стороны, осуществлять дифференцированное их рассмотрение (как и само существование) с ориентацией на углубленную специализацию, с другой — углублять межобъектную интеграцию. Понятие «социальная функция» используется в социологии с самого начала существования этой дисциплины. Одним из первых, кто попытался систематически применять его в исследовании общества, был французский социолог Э. Дюркгейм .

Социологическое объяснение, по его мнению, покоится на объяснении данного явления в терминах социальных причин и социальных функций, исследуемых отдельно друг от друга. Само понятие социальной функции Дюркгейм трактовал в биологическом смысле.

По Дюркгейму, функция социального института, или социального явления , состоит в налаживании соответствия между ними и определенной потребностью общества, в рамках которого существует данное явление, институт. Например, «спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности оно соответствует» (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда). Дюркгейм признавал необходимость тщательного анализа соц. функции, хотя отдавал приоритет причинному подходу. Он не настаивал на том, что все социальные явления имеют функции или что все, принимаемое людьми за функции, объективно таковым является. Понятие «социальной функции»»работает» у Дюркгейма, если в качестве методологической предпосылки принять утверждение, что существует социальная система, которая должна иметь необходимое условие для своего существования и отвечать тому, что ожидает от этой системы общество. На основе все более многостороннего вычленения функций и определения их взаимного пересечения, взаимодополняемости, взаимозависимости в социологии сформировался особый методологический принцип системно-функционального анализа, или функционализм. Он основывается на вычленении изучаемого объекта или процесса для рассмотрения его как целого и определения его места и роли в высшем по социальной иерархии целом, разложении его на составляющие (части, элементы, компоненты, постоянные и переменные), установлении характера и специфики связей между ними и целым, определении его социодинамики, т.е. ускорения его развития на базе упрочения и прогрессивного изменения функции целого и его частей,которые могут совпадать и не совпадать, но должны взаимно дополнять одна другую. Точка отсчета в функционализме — определение целого: способ его вычленения обусловливается явными или скрытыми предпосылками теоретического мышления. Ранний функционализм, опиравшийся на три позитивистских постулата — функционального единства общества, универсального функционализма, функциональной необходимости, — был предназначен скорее для описания существующего общества в позитивном ключе, чем для критического его анализа. Как показал наиболее яркий представитель функционализма 20 в. Р. Мертон, в зависимости от исходных предпосылок функциональный подход к анализу может быть и эвристичным. Он способствует раскрытию механизмов и законов воспроизводства социального целого. Кардинальное изменение функции целого или его основных частей приводит к перестройке социальных механизмов — управления, мышления, деятельности и т.п.

43. Соціологія релігії Е. Дюркгейма.

Решающую роль в деле социальной интеграции Дюркгейм отводил идеалам и верованиям («коллективным представлениям»), видя в них главные компоненты морали и религии. Этим проблемам посвящена его работа «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), в которой он высказал ряд интересных идей о структуре и социальных функциях религии.

Дюркгейм отверг определения религии через веру в Бога (в связи с тем, что существуют религии без Бога), через веру в сверхъестественное (последняя предполагает веру в естественное, возникающую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой) и т. п. Он исходит из того, что утличительной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая заурядная. Дюркгейм определяет религию как «связную систему веровании и обрядов, относящихся к священным, т. е. отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками».

Оценивая религию с точки зрения ее социальных функций, Дюркгейм подчеркивает, что «истинная функция религии не в том, чтобы заставлять нас думать, обогащать наше познание, а в том, чтобы побуждать нас к действию, помогать нам жить… Первый догмат всякой веры — это убеждение в спасении с помощью веры». Развивая мысль о социальной природе и функциях религии, он исключает вопрос об истинности содержания религиозных верований, совершенно справедливо считая, что с религией нельзя разделаться, показав ошибочность ее логических оснований или несоответствие очевидным фактам. Дюркгейм исходит из того, что какими бы нелепыми ни казались те или иные верования или религиозные представления, они имеют глубокие социальные корни, и их в первую очередь должен изучать социолог. Будучи порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы, то есть обеспечивает солидарность. Религия — это символическое выражение общества; поклоняясь тем или иным священным объектам верующий действительности поклоняется обществу — «реальному» объекту всех религиозных культов. Дюркгейм подчеркивает сходство между религиозными и гражданскими церемониями, он фиксирует внимание на общих чертах сакрализации, рассмотренной в качестве социального процесса.

44. Роботи Е. Дюркгейма „Правила соціологічного методу” та „Про поділ суспільної праці”.

Продолжателем позитивистского направления в социологии явился крупный французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858—1917). В работе «Правила социологического метода» (1895 г.), он дает свое видение социологии как науки о социальных фактах. При этом под социальным фактом он понимает всякий способ действий, существующий независимо от индии вида и способный оказывать на него внешнее принуждение. Классифици руя социальные факты, он разделяет их на морфологические (например,экономические и демографические) и духовные в виде коллективных представлений (общих идей, взглядов, верований), в совокупности составляющих коллективное сознание. Согласно Дюркгейму, «социальная жизнь целиком состоит из представлений». Морфологические же факты выступают материальным субстратом коллективных представлений. Дюркгейм утверждал, что социологическое объяснение заключается в установлении причинно-следственной связи социальных явлений, т.е. выявлении социальных законов. Основным методом доказательства он считал сравнительный метод. Причем определяющую причину данного социального факта, предупреждал он, необходимо находить среди предше-

ствующих социальных фактов, а не в состоянии индивидуального сознания. Стоит отметить, что под функцией Дюркгейм понимает отношение соответствия между явлением или процессом и определенной потребностью социальной системы. Дюркгейм развил концепцию социологического реализма, основы которой были заложены Контом, согласно которой природу социальных явлений следует объяснять с точки зрения анализа социальных фактов. Этому служили сформулированные им основные признаки или правила социологического метода (независимость социологии от философии; объективность метода, поскольку социальные факты — суть вещи, и должны рассматриваться как таковые; социологичность метода). Такие взгляды Дюркгейма на природу социологии принято характеризовать как «социологизм».В работе «О разделении общественного труда» (1893), Дюркгейм исследовал проблему общественной солидарности, рассматриваемую имкак высшая ценность. Понимая под солидарностью «чисто моральное явление», не поддающееся ни точному наблюдению, ни измерению, он предлагал изучать её через внешний символизирующий факт, а именно – право. Ученый установил, что двум видам солидарности соответствуют два вида права, а именно, механической солидарности – репрессивное право, главное место в котором занимает наказание, а органической солидарности –реститутивное право, особое место в котором занимает кооперативное право, основанное на сотрудничестве, вытекающем из разделения труда.Дюркгейм приходит к выводу, что разделение труда естественно порождает общественную солидарность. Ученый полагал, что рост народонаселения, увеличение его объема и плотности, безусловно, сопровождается ростом борьбы за существование. В этих условиях кооперация как результат разделения труда становится единственным средством интеграции, сохра нения целостности общества.

45. Завдання та метод соціології в концепції В. Парето.

Сама социология как наука становится для В. Парето средством «срывания масок» с различных социальных, моральных, политических учений, орудием разоблачения социальных идеалов (в частности таких как демократия, свобода, гуманизм, солидарность, прогресс, равенство, справедливость и т. д.). Такой взгляд на призвание социальной науки роднит его с различными мыслителями (в частности, с К. Марксом), которые также стремились доказать, что за фасадом «красивых слов» обычно скрывается неприглядная реальность. В философии классическими примерами подобных «срывателей масок» могут служить А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

Такая позиция противостояла точке зрения Э. Дюркгейма, видевшего задачу социологии в том, чтобы обосновывать идеалы, доказывать их укорененность в социальной действительности. Если Э. Дюркгейм говорил, что все религии истинны на свой лад, то В. Парето, наоборот, стремился доказать, что все религии ложны, так как они лишь камуфлируют истинные мотивы социального поведения. Если Э. Дюркгейм утверждал, что наука не должна разрушать свой объект, то В. Парето как раз стремился его разрушить.

И В. Парето, и Э. Дюркгейм считали идеалы реальной движущей силой. Но, в отличие от Э. Дюркгейма, В. Парето не верит ни в один из них. Для него это лишь эффективно действующие мифы, «теории», идеологии, которые являются либо результатом заблуждения, либо инструментом обмана, с помощью которых элиты осуществляют свое господство.

Такая трактовка идеологии оказалась во многом сходной с позицией К. Маркса, рассматривавшего идеологию в качестве классового, а значит ложного, сознания, в качестве заблуждения и/или одного из орудий эксплуатации. Но если для К. Маркса избавление от идеологий было связано с уничтожением классового общества как такового, то В. Парето видел выход в разработке логико-экспериментальной науки об обществе.



Источник