В каком варианте ответа содержится предположение о том почему в тексте слово хлеб

В каком варианте ответа содержится предположение о том почему в тексте слово хлеб thumbnail

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

БАБУШКА ДАНИЛОВНА

(1)Наверное, общая беда делит нас на Людей и людишек.

(2) В одних раскрывается всё самое лучшее и те качества, которые были спрятаны до поры до времени, а в других высвечивает самое гнусное. (3)Но я вспомню о первых. (4)Они сохранили в себе в то сложное время доброту, любовь и отзывчивость.

(5)Бабушка Даниловна, наша соседка, до войны была ворчливой. (6)Всё время брюзжала и гоняла нас с Зойкой из кухни.

(7)Она заглядывала в свой кухонный стол и смотрела — не пропало ли у неё чего-нибудь. (8)Она пересчитывала в вазе яблоки, стоявшие на столе. (9)То ей казалось, что примус сильно горит и коптит, то кран плохо закрыт, то в уборной кто-то долго сидит, то свет в коридоре не выключили. (10)Я её немного побаивалась, и всё же мы с Зойкой могли делать ей мелкие пакости, как бы в отместку. (11)Мы разливали кошачье молоко из блюдца, могли набрызгать около раковины, подвернуть огонь в примусе, чтобы он шипел и «чихал». (12)Бабушка иногда шлёпала нас мокрой тряпкой.

(13)Попадало за грязную обувь, за шум, который мы поднимали с Зойкой, что «мучили» кошку, мусорили. (14)Но вот в войну бабушку словно подменили, особенно когда в конец коридора влетело что-то непонятное — то ли снаряд, то ли бомба. (15)Эта штука разорваться не разорвалась, но неприятностей наделала много.

(16) Совсем нельзя было жить в комнатах тёти Ксении и Зойкиной.

(17) Там завалило половину коридора, а в потолке была огромная дыра.

(18)Бабушка с Зойкой перебрались ко мне, хотя и нашу комнату надо было приводить в порядок. (19)Бабушка опекала нас с Зойкой в меру своих стареньких сил. (20)Мы с Зойкой и бабушкой спали теперь втроём в одной постели. (21)Бабушка ложилась в серединку, прижимала нас к себе, чтобы было теплее, и иногда рассказывала нам что-нибудь из старой жизни. (22)Мы не соображали, как ей с нами было трудно. (23)Очевидно, детский эгоизм, дурость и неумение думать, привычка к постоянной заботе взрослых и малый жизненный опыт, но мы, наверное, мало помогали ей. (24)И мы не уберегли свою бабушку. (25)Как-то утром мы проснулись и, к удивлению, увидели, что бабушка спит. (26)Пошептавшись, выползли из постели и решили сделать бабушке сюрприз — натопить комнату, накипятить кипятку и вдвоём сходить за Хлебом. (27)От холода и неумения у нас всё валилось из рук. (28)Вода в ведре замёрзла, и её надо было пробивать, а это шумно, бабушка могла от шума проснуться. (29)Решили, что мы воду чуть-чуть подтопим прямо в ведре на буржуйке. (30)Но буржуйка никак не растапливалась. (31)Решили будить бабушку. (32)Спит… (ЗЗ)Зойка стала её толкать и звать, и тут мы поняли, что наша бабушка тихо и просто умерла, и мы спали с ней с мёртвой. (34)Ревели… (35)Выли в два голоса… (36)Но жаловаться было некому… (37)Мы остались вдвоём… (38)Потом пришла тётя Ксения, и мы плакали втроём. (39)Мы завернули бабушку в простыни и завязали верёвками, потом привязали к санкам, и тётя Ксения с Зойкой повезли бабушку на Красненькое кладбище. (40)Меня они с собой не взяли, и я впервые осталась дома совсем одна. (41)Их не было очень долго. (42)Мне так показалось. (43)И мне вдруг стало как-то всё безразлично.

(44)Во мне что-то сломалось. (45)Я забралась в угол между трюмо и кушеткой и сидела там, как в норе. (46)Наверное, тогда это мне показалось самым надёжным и безопасным местом. (47)Сколько я там просидела — не знаю. (48)Пришли тётя Ксения с Зоей. (49)Я даже не обрадовалась и не вылезла из своей норы. (50)Они вскипятили «чай», налили в кружку, поставили её на блюдечко, положили на него маленький кусочек Хлеба и поставили рядом со мной на край кушетки. (51)Блюдечко шевельнуло во мне какое-то смутное чувство. (52)Я и сейчас не могу понять, что именно, но тогда мне захотелось спрятать его под пальто, что я и сделала. (53)Оно было горячим от стоявшего на нем кипятка, а кружку с Хлебом я оставила на кушетке. (54)Наверное, тётя Ксения забеспокоилась. (55)Она сняла с постели подушки и там, в моей норе, обложила меня всю подушками и накрыла старым тёплым пледом. (56)Потом подсунула в мою нору обёрнутый тряпками горячий утюг и впервые принесла свои альбомы с открытками, дала их мне и не заставила меня мыть руки прежде, чем дотронуться до альбома, как она это делала до войны. (57)Но мне уже не хотелось их смотреть.

(58)Может оттого, что те красочные и весёлые картинки слишком не похожи были на наши жизни…

(59)Снова и снова я возвращаюсь к тем дням и думаю: (60)«Почему мы остались одни? (61)Был ли другой выход? (62)Много ли нас, детей, вот таких одичалых, оставалось в ленинградских квартирах, истощённых телом и душой маленьких старичков, забытых и заброшенных? (бЗ)Узнаем ли мы когда-нибудь об этом?»

(Л. Пожедаева*)

* Людмила Васильевна Пожедаева (род. в 1934 г.), будучи школьницей, в 16 лет написала мемуары о том, как в 7 лет оказалась в адском хаосе Великой Отечественной войны — в ужасе, голоде, холоде блокады Ленинграда. Её книга «Война, блокада, я и другие… Мемуары ребёнка войны» о том, как 900 дней и ночей город и люди, живые и мёртвые, вопреки всему противостояли голоду, разрушению, смерти.

Источник

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему посещение Городского дома ребёнка произвело на Колю ужасное впечатление?»
1)    Потому что это был старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой.
2)     Потому что в Городском доме ребёнка были игрушки иностранного
производства, финский холодильник, разноцветные календари и красивые шторы.                                                        
3)   Потому что для получения документов, нужных Николаю, надо было ждать три-четыре недели.
4)    Потому что он увидел, как много брошенных детей находится в Городском доме ребёнка.
 
 
 
(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина-начальница.
(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.
—     (7)Вы знаете, — заговорила начальница, — мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. (8)У тебя что сохранилось, — спросила, обращаясь к Коле, — метрика*, это ясно, а ещё что?
—     (9)Ничего, — сказал он в смятении.
—     (10)А ты очень хочешь найти маму?
(11)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:
—     (12)Не очень…
—     (13)Ну и умница! — воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: — (14)Как! (15)Педагог! (16)Я утверждаю! (17)Что! (18)Лучше!
(19)Не искать! —           (20)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим
тоном: — (21)А то разочаруешься. (22)Станешь ещё более… одинок.     (23)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто…
—     (24)Николай,     ступай в машину,        — улыбаясь,   мягко    попросил  Валентин, и парень, вежливо попрощавшись, вышел в коридор.
(25)Он постоял в коридоре и уже хотел уходить, но вдруг пошёл не к выходу, а вдоль по коридору, застланному красной дорожкой. (26)Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали  младенцы.
(27)Взрослых нигде не было видно. (28)Николай   двинулся между рядами, осматривая лица совсем маленьких людей, глядевших на него кто с удивлением, кто с безразличием, как вдруг за спиной услышал чей-то голос:
—     (29)Вы как тут оказались?!
(30)   Он обернулся. Перед ним стояла женщина — медсестра, наверное.
(31)           А Николая била в висок ужасная мысль. (32)Он знал, был уверен, но ему требовалось подтверждение:
—     (33)Их бросили?
(34)Тётка усмехнулась:
—     (35)Ничего страшного. (36)Вырастим. (37)Выходим. (38)Выкормим.
—     (39)А вы чего-то хорошо живёте! — вдруг сказал Николай. — (40)Холодильники-морозильники, игрушки.
(41)Как же, — ответила она, — к нам всякие американцы пачками едут, детишек усыновляют. (42)Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много, да разве это для американок-то беда? (43)У них вон всё есть, всякие лекарства. (44)Вот наших и берут. (45)И подарочки везут, а как же, чего тут плохого?
(46)И деткам хорошо, и дому, где выросли.
* Метрика — свидетельство о рождении.
(По А. Лиханову)

Читайте также:  Какие витамины содержатся у рыбьего жира

Источник

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

КОМАРОВ

(1)— Комаров, перестань! (2)Слышишь, что тебе говорят, Комаров!

(З)Уже не в первый раз звучал за моей спиной этот скрипучий женский голос. (4)И всякий раз он призывал к порядку какого-то Комарова. (5)«Беспокойный мужчина, — подумал я о Комарове. (6)— Чего он там колобродит?»

(7)Я оглянулся. (8)Неподалёку от меня стоял четырёхлетний человек в белой панаме, лихо нахлобученной на одно ухо. (9)Из-под панамы серьёзно и чуть удивлённо глядели два круглых бутылочного цвета глаза. (10)Рожица у Комарова курносая, веснушчатая и самая продувная. (11)Над Комаровым склонилась рослая, грузная женщина в зелёном шёлковом платье. (12)Позади воспитательницы, подставив солнцу спины с острыми уголками лопаток, лежали двадцать—двадцать пять сверстников Комарова.

(13)А через несколько дней я снова встретился с Комаровым.

(14)Я возвращался с моря по крутой песчаной улице. (15)И вот когда я поравнялся со штакетником, одна из планок его вдруг сдвинулась в сторону, в широкой щели показалась маленькая, иссечённая белыми травяными порезами нога в сандалии, затем панамка, похожая на поварской колпак, загорелая, испачканная рука и, наконец, вся фигура моего пляжного знакомца. (16)Он вылез, осмотрелся кругом — я почувствовал на себе его настороженный взгляд и сделал вид, что он меня нисколько не занимает. (17)Тогда он аккуратно поставил планку на прежнее место и залился долгим, торжествующим смехом. (18)Не было никаких сомнений: Комаров совершил побег.

(19)Каюсь, я не взял Комарова за руку и не отвёл его к воспитательнице. (20)Улица была помечена знаками, запрещающими проезд, и Комарову ничто не грозило, к тому же и я был рядом.

(21)Правда, воспитательница переживёт несколько неприятных минут, но… поделом ей.

(22)Мне приходилось несколько раз в день проходить мимо этого детского сада, и я убедился, что здешняя воспитательница явно не в ладах с природой. (23)Она не доверяла молодым колючим сосенкам, кустарнику, приютившему густую тень, дальним уголкам сада, заросшим дикой малиной и ежевикой. (24)Из всей обширной территории сада она оставила своим питомцам лишь гладкий пятачок крокетной площадки. (25)И стоило кому-нибудь из ребят в погоне за жуком или просто в порыве любознательности нарушить запретную зону, как испуганный окрик немедленно настигал беглеца.

(26)«Пусть Комаров погуляет на воле, — решил я и предоставил ему свободу. (27)— Что-то он станет делать?»

(28)Внизу, по приморскому шоссе, звонко сигналя на поворотах, проносились легковые машины, отчаянно тарахтели мотоциклы, но Комарова, городского ребёнка, не привлекали знакомые городские шумы. (29)Комарова привлекал девственный мир, и он заковылял на бугор. (З0)Неожиданности подстерегали его здесь на каждом шагу. (31)Вот он наступил на какую-то дощечку, и из- под неё с упругим щелчком выскочила зелёная сосновая шишка. (32)Пролетев метра полтора, шишка приземлилась на краю дорожки, чуть поворочалась и улеглась спокойно. (ЗЗ)Это была цельная, крепенькая молодая шишка, верно, ещё никогда не виденная Комаровым, потому что такие шишки прочно держатся на ветках, а по цвету неотличимы от хвои. (34)К тому же она прыгала! (35)Лёгким, крадущимся шагом Комаров приблизился к шишке и прихлопнул её ладонью. (З6)Попалась!

(37)Он снова вышел на дорогу и вдруг замер, чуть шатнувшись назад, будто наскочил на невидимую преграду. (38)Я сразу понял, что поразило Комарова: он ненароком оказался лицом к подножию склона, где в бесконечной глуби бесшумно и грозно пенился прибой.

(39)3елёный коридор улицы острой стрелой летел в море.

(40)Сладкое, щемящее чувство высоты, пространства и полёта пронзило мальчика. (41)Он замахал руками, запрыгал, потом стал выкрикивать какие-то непонятные, как в детской считалке, слова, наконец, запел без слов и мелодии…

(42) И вдруг песня смолкла: Комаров, словно бессильный вместить всю мощь впечатлений, повернулся и быстро заковылял прочь…

(43) Лягушка, перескочившая ему дорогу, вернула Комарова к милой земной привычности. (44)Он побежал за лягушкой и догнал её у самой обочины. (45)Когда тень мальчика накрыла лягушку, она замерла, выгнув спину. (46)Комаров схватил её и, повернув на спинку, стал рассматривать бледное брюшко. (47)Он рассматривал долго, тыкал пальцем в упругую плёнку. (48)Верно, он искал стальной рычажок, с помощью которого скачет игрушечная лягушка. (49)Но у этой живот был совсем гладкий, и Комаров задумался. (50)Панама сползла ему на нос, но он не замечал этого, поглощённый новой загадкой жизни. (51)Он чуть сжимал и разжимал ладонь и как будто к чему-то прислушивался. (52)Лягушка не двигалась, её длинные сухие ножки торчали из кулака мальчика двумя хворостинками, но, верно, всё же его руке сообщился трепет жизни маленького тела.

(53) — Живая! — засмеялся он.

(54) Теперь Комаров взглядом опытного следопыта обозрел окрестный мир. (55)На высоком песчаном срезе обнажились корни сосен, тонкие корневые волоски шевелились на ветру, извивались, пуская струйки песка, и, конечно же, Комарову потребовалось выяснить, живые они или только притворяются, играют в одушевлённую, самостоятельную жизнь. (56) Вот он уже шагнул к песчаному срезу, но ему не суждено было провести это последнее исследование.

(57)Со всех сторон, замыкая беглеца в железный круг, двигалась облава. (58)Ведомые воспитательницей, шли её младшие помощницы, нянечки, медсестра с красным крестом на рукаве и старик сторож в валенках.

(59) — Вот он! — послышался крик, и с этим криком кончилась свобода Комарова.

(60) Комаров не понимал, чего шумят все эти люди, чего так жалобно причитают. (61)Он ощущал себя сильным и богатым, он хотел, чтобы всем было хорошо. (62)И когда воспитательница приблизилась к нему, он широким, великодушным движением протянул ей всю свою добычу: стебель крапивы, две зелёные шишки и живую лягушку.

(По Ю. Нагибину *)

* Юрий Маркович Нагибин (1920—1994) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист. Учился на сценарном факультете ВГИКа. Печатается с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны. В книгах Нагибина — картины войны и труда, воспоминания детства и зарубежные встречи, судьбы современников, людей русского искусства. Его произведения отмечены драматичностью конфликтов, лирическим мировосприятием, точностью деталей. Сочинения Юрия Нагибина переведены на многие иностранные языки.

Источник

(1)Миша лежал на кровати забинтованный, тихий, прислушиваясь к отдалённым звукам улицы. (2)Он был погружён в какой-то туман, и звуки за окном мешались со снами. (3)Его больная, со здоровенной ссадиной голова всё время гудела.

(4)Он всё время думал, как встретят его ребята. (5)Он пойдёт по дачной улице, будто настоящий раненый солдат – весь в бинтах. (6)Пусть ребята посмотрят!

(7)В комнату вошла мама. (8)Она недавно приехала из Москвы, вызванная телеграммой. (9)До дачи из города нужно было добираться не меньше суток. (10)Электрички, которая бы ходила напрямую до дачи, не было. (11)Мама ехала, постоянно пересаживаясь из одного поезда в другой. (12)Она оправила постель, убрала со стола тарелку, хлеб, смахнула крошки.

(13)Миша спросил:

– (14)Мама, а кино у нас в доме работает?

– (15)Работает, по-моему. (16)Лежи спокойно.

– (17)Я лежу спокойно. (18)Звонок у нас починили?

– (19)Нет, приедешь – починишь.

(20)Мама сидела у окна, наклонив голову, и что-то шила.

– (21)Мама, сколько я буду ещё лежать? – спросил Миша.

– (22)Пока не выздоровеешь.

– (23)Я себя чувствую хорошо. (24)Выпусти меня, пожалуйста, на улицу.

– (25)Вот ещё новости! (26)Лежи и не разговаривай.

«(27)Жалко ей, – мрачно думал Миша. – (28)Лежи тут! (29)Вот возьму и убегу». (30)Он представлял себе, как мама войдёт в комнату и увидит, что его уже нет. (31)Она будет плакать, убиваться, но ничто не поможет – она никогда уже его не увидит.

(32)Миша искоса поглядел на мать: она всё шила, опустив голову, изредка откусывая нитку.

(33)Тяжело ей придётся без него! (34)Она останется совсем одна. (35)Придёт со службы домой, и ей станет грустно, потому что в доме никого нет. (36)Весь вечер она будет сидеть и думать о Мише. (37)Жалко её всё-таки…

(38)Она такая худенькая, молчаливая, с серыми лучистыми глазами, такая неутомимая и работящая. (39)Она поздно приходит с фабрики домой. (40)Готовит обед. (41)Убирает комнату. (42)Мама всегда делает всё, чтобы он, Миша, ни в чём не нуждался. (43)Стирает ему рубашки, штопает чулки, помогает ему готовить уроки, а он ленится наколоть дров, сходить в очередь за хлебом или разогреть обед.

Читайте также:  Морковь какой витамин содержится

(44)Милая, славная мамочка! (45)Миша вдруг понял, что не может простить себе того, как холодно и безразлично он порою относился к своей маме. (46)Как часто он огорчал её, не слушался, плохо вёл себя в школе! (47)Когда такое случалось и маму вызывали в школу, она упрашивала директора простить Мишу. (48)Сколько он перепортил вещей, истрепал книг, порвал одежды! (49)Всё это ложилось на худенькие мамины плечи. (50)Она терпеливо работала, штопала, шила, а он стыдился ходить с ней по улице, «как маленький». (51)Он никогда не целовал мать – ведь это «телячьи нежности». (52)Вот и сегодня он придумывал, какое горе причинить ей, и ни капли за неё не переживал, а она всё бросила, приехала из Москвы и теперь не отходит от его постели…

(53)В комнате почти совсем темно. (54)Только маленький уголок, там, где сидит мама, освещён золотистым светом догорающего дня. (55)Мама шьёт, наклонив голову, и тихо поёт.

(56)Сейчас смутно видно в темноте её бледное лицо.

(57)Пока он думал о матери, в душе его зародилось чувство вины. (58)Миша вдруг разрыдался. (59)И, когда мама наклонилась к нему, он охватил её шею, притянул к себе и, уткнув лицо в тёплую, знакомо пахнущую кофточку, прошептал:

– (60)Мамочка, дорогая, я так тебя люблю!..

(По А.Н. Рыбакову*)

* Анатолий Наумович Рыбаков (1911–1998) – известный советский писатель, автор приключенческих повестей для юношества, романов «Тяжёлый песок», «Дети Арбата» и др.

Источник

Часть 1

(1)Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы предметом беспокойства учёных. (2)Дело в том, что человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты. (3)Углекислый газ пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а <…> приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете.

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Техника, играющая большую роль в жизни человека, стала в последние годы предметом пристального внимания учёных: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты.

2) Проблема парникового эффекта возникла неслучайно: человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов, в результате чего в атмосфере Земли появились озоновые дыры.

3) Учёных в последнее время беспокоит проблема парникового эффекта, то есть повышение средней температуры приземного слоя атмосферы из-за значительного увеличения углекислого газа на нашей планете вследствие деятельности человека.

4) Углекислый газ опасен тем, что пропускает солнечные лучи вниз и задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а это приводит к уменьшению средней температуры приземного слоя атмосферы.

5) Значительное увеличение углекислого газа в результате деятельности человека приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете, что вызывает беспокойство учёных.

2Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДМЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДМЕТ, -а, м.

1) Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления.

2) чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль; какое-н. действие, объект. П. спора. П. насмешек. П. обожания, любви. П. сочинения.

3) Наука или раздел науки, круг каких-н. знаний как особая учебная дисциплина. Учебный п. Успевать по всем предметам. Профилирующие предметы в вузе.

4) чего, в знач. предлога с род. п. (устар. и офиц.) Для чего, с какой целью. Медицинское обследование на п. диспансеризации.

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опломбИровать

корЫсть

бОроду

тамОжня

позвонИшь

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Мне дорог и ПАМЯТЕН каждый уголок родного дома.

Технология ВЫРАЩИВАНИЯ клубники имеет свои особенности.

Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Туристы целеустремлённо приближались к цели своего путешествия, но их силы были на исходе.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нет ТУФЕЛЬ

ЛЕГЧЕ всего выполнить

мало ВРЕМЕНИ

подбросить УГЛЕЙ в костёр

около ШЕСТИСТА рублей

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Грамматические ошибки

  1. ошибка в построении сложноподчинённого предложения
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. ошибка в построении предложения с однородными членами
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Предложения

  1. Задолго до рассвета хозяйка не только затопила печь, а также испекла хлеб.
  2. Лингвист А.А. Шахматов известен в науке как редактор книги «Словаря современного русского языка».
  3. Учёные задаются вопросом о том, что почему некоторые формулы и теоремы запоминаются школьниками не в полном объёме.
  4. Те, кто мечтает стать моряком, скорее всего, читали романы Ж. Верна и Р.Л. Стивенсона, книги И.А. Гончарова и К.М. Станюковича.
  5. В основе «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
  6. В.Г. Белинский говорил, что «тот не принадлежит человечеству, кто не принадлежит своему Отечеству».
  7. Все, кто посетили День открытых дверей, смогли по достоинству оценить новое здание университета.
  8. Находящаяся Луна низко над горизонтом кажется сильно увеличенной.
  9. Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

2) доп..лнительный, эл..ктроника, з..ря

3) осн..вной, вел..чайший, об..зать

4) оранж..рея, приг..рающий, интелл..ктуальный

5) г..ревать, бесп..лезный, эк..логический

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..порядочный, чере..чур, во..пылать

2) пр..годиться, пр..терпеться, пр..брежный

3) под..грать, сверх..нтересный, об..ск

4) с..бирать, доз..правка, пр..глотит

5) из..явить, меж..языковой, без..ядерный

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) натри..вый, доверч..вый

2) обур..вавший, замш..вый

3) непоседл..во, отверд..вать

4) обла..вать, старш..нство

5) вороч..ться, задумч..вый

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сия..шь, закле..вший

2) представ..шься, независ..мый

3) налад..шь, скле..нный

4) онеме..шь, ожида..мый

5) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся

13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Имение нельзя путать с усадьбой: усадьба (НЕ) ВСЁ землевладение, а лишь помещичий дом с примыкающими строениями, двором и садом.

(НЕ) ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

(НЕ) СМОТРЯ на проливной дождь, дети прекрасно себя чувствовали на даче.

Выступление Андрея произвело сильное впечатление (НЕ) ТОЛЬКО на зрителей, но и на жюри.

Мне (НЕ) СОВСЕМ удобно говорить с Вами сейчас.

14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ТУТ(ЖЕ) собрались все ребята, (ЗА)ТО тренера найти так и не удалось.

Читайте также:  В каких породах содержится золото в брянской области

Я закончил ТО(ЖЕ) училище, что и отец, но работать на завод не пошёл: началась война, и, ТАК(ЖЕ) как все, я пошёл на фронт.

Когда (НА)КОНЕЦ солнце стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.

Вернер должен был настоять на том, ЧТО(БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО)ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего лета, (ПО)МЕРЕ таяния снегов, появляются на горах всё новые и новые лужайки зелёной травы.

15Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

За шубой, на струга(1)ом, но некраше(2)ом стеллаже расставле(3)а литературная продукция объединё(4)ого издательства.

16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Очень многие акварели того времени не имели авторов или приписывались тем или иным художникам предположительно.

2) И по богатству художественных приёмов и по идейной значимости и по разнообразию воссозданных социальных типов «Сказки»
М.Е. Салтыкова-Щедрина в полной мере могут считаться одной из вершин творчества писателя.

3) Для защиты истины и дела Дёжкину не раз приходилось скрывать свои настоящие взгляды и тогда он вынужден был играть роль убеждённого сторонника академика Рядно.

4) В стихах А.А. Вознесенского о любви звучат либо настроения трагической безысходности либо ликующие ноты счастья.

5) В прозе и драматургии А.П. Чехова прослеживается печальная и трагическая участь человека бездуховного.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Денисов встал (1) и (2) не успев (3) шагнуть к порогу (4) заметил (5) входящего из горницы (6) Лаврова.

18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Анна Рудольфовна была единственной учительницей в нашем классе, да (1) пожалуй (2) и во всей школе, которая называла учеников на «вы». С этим «вы» у нас случалось много разных историй. Вот (3) например(4) скажет Анна Рудольфовна ученику, стоящему у доски: «Вы свободны», — и мы все дружно вскакиваем со своих мест.

19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Знаменитое «огненное кольцо» (1) очертания (2) которого идут вдоль системы сейсмических поясов (3) представляет научный интерес для различных специалистов, занимающихся изучением Тихого океана.

20Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пока Никита ездил домой за необходимыми в походе вещами (1) прошло больше часа (2) и (3) когда он вернулся к пункту сбора (4) то ему пришлось выслушать от друзей весьма нелестные откровения о свойствах его характера.

21Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)С «поющими» песками можно встретиться не только в пустынях, но и в других местах: на берегах Кольского полуострова и Балтики, в долинах Лены и Вилюя, на озере Байкал. (2)Такой песок издаёт самые неожиданные звуки: под ногами идущего слышится собачий лай, звон натянутой струны. (3)В пустынных местах нередко звучат обширные площади движущихся песков – кажется, будто поёт вся пустыня. (4)Что же заставляет пески звучать? (5)Некоторые учёные считают, что звук рождается при трении песчинок. (6)Для других причина пения –
движение воздуха в промежутках между песчинками. (7)Есть и такое предположение: звучание песков вызывается подземными водами. (8)Но, пожалуй, скорее всего правильно иное: звуки объясняются электризацией песка. (9)Благодаря трению песчинки поющей горы заряжаются разноимёнными электрическими зарядами и начинают отталкиваться одна от другой, и это вызывает звуки. (По Н.Н. Непомнящему)

(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и… (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине, окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка. (6)И старинной плотины, высокой, кирпичной, с чугунными шлюзами, в тёмных казематах которой, по преданию, разбойная братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было. (7)Шлюзы, регулировавшие сток, убрали, засыпали – и затянуло озеро тиной да ряской. (8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор.

(9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме, показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей. (10)Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок.

– (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? – спросил я. – (12)С полами, дверями и окнами?

– (13)Полы, двери и прочее – всё порастащили. (14)А вот стены и потолок сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу.

(16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком.

– (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела.

– (18)Жалко, – говорю, – что не сохранилось всё это.

– (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не имеет, – сказал доктор.

(21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок.

– (25)Как не имеет ценности? – говорю. – (26)Это ж дом! (27)Большой, крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства.

– (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи.

– (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои.

– (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм пожалейте. (33)Теперь это модно.

– (34)А что, не жаль храма?

– (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты приезжали, говорят – эклектика. (38)Потом, правда, всё-таки восстановили храм этот.

– (39)И парка не жаль?

– (40)Парк – природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно.

(43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный посёлок.

– (44)Смотрите, – говорю, – сколько домов. (45)Приличные дома, большинство новых.

– (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы хватает.

– (47)Вот и хорошо, – говорю. – (48)Увеличился посёлок за полвека?

– (49)Увеличился.

– (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать. (51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет?

– (53)А это, – говорит, – знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское ворчание. (55)Что озеро спустили – это вы заметили. (56)Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена – этого вы не замечаете.

(57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как будто доклад читает…

– (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается?

(64)Да, не раз вспомянешь в дальней дороге бессмертного писателя земли русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна – стоит высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится».

(По Б.А. Можаеву*)

* Борис Андреевич Можаев (1923–1996) – советский и российский писатель.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В старинной усадьбе, где разместился санаторий, не сохранились существовавшие в давние времена двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией.

2) Доктор не сожалеет о том, что в здании бывшей усадьбы не сохранились старинные двери и наборный паркет.

3) Численность населения старинного посёлка Гусь-Железный за последние полвека не изменилась.

4) Доктор с большим уважением относится к творчеству