В каком варианте ответа содержится правильное объяснение фразы

В каком варианте ответа содержится правильное объяснение фразы thumbnail

(1)В час ночи, зимней, деревенской, до кабинета доносится из дальних
комнат жалобный детский плач. (2)Дом, усадьба, село – всё давно спит.
(3)Не спит только Хрущёв, он сидит читает, порою останавливает усталые
глаза на огнях свечей:

– (4)Как всё прекрасно! (5)Даже этот голубой стеарин!

(6)Огни, их золотисто-блестящие острия с прозрачными ярко-синими
основаниями, слегка дрожат, – и слепит глянцевитый лист большой
французской книги. (7)Хрущёв подносит к свече руку – становятся
прозрачными пальцы, розовеют края ладони. (8)Он, как в детстве,
засматривается на нежную, ярко-алую жидкость, которой светится и сквозит
против огня его собственная жизнь.

(9)Плач раздаётся громче – жалобный, умоляющий.

(10)Хрущёв встаёт и идёт в детскую. (11)Он проходит тёмную
гостиную, – чуть мерцают в ней подвески люстры, зеркало, – проходит
тёмную диванную, тёмную залу, видит за окнами лунную ночь, ели
палисадника и бледно-белые пласты, тяжело лежащие на их чёрно-зелёных
длинных и мохнатых лапах. (12)Дверь в детскую отворена, лунный свет
стоит там тончайшим дымом. (13)В широкое окно без занавесок просто,
мирно глядит снежный озарённый двор. (14)Голубовато белеют детские
постели. (15)В одной спит Арсик. (16)Спят на полу деревянные кони, спит на
спине, закатив свои круглые стеклянные глаза, беловолосая кукла, спят
коробки, которые так заботливо собирает Коля. (17)Он тоже спит, но во сне
поднялся в своей постельке, сел и заплакал горько, беспомощно – маленький,
худенький, большеголовый…

– (18)В чём дело, дорогой мой? – шепчет Хрущёв, садясь на край
постельки, вытирая платком личико ребёнка и обнимая его.

(19)Ребёнок прижимается к нему, дёргается от всхлипываний,
понемногу затихает… (20)Что это будит его вот уже третью ночь?

(21)Луна заходит за лёгкую белую зыбь, лунный свет, бледнея, тает,
меркнет – и через мгновение опять растёт, ширится. (22)Опять загораются
подоконники, косые золотые квадраты на полу. (23)Хрущёв переводит взгляд
с пола, с подоконника на раму, видит светлый двор – и вспоминает: вот оно
что, опять забыли сломать это белое чудище, что дети сбили из снега,
поставили среди двора, против окна своей комнаты! (24)Днём Коля боязливо
радуется на него (это человекоподобный обрубок с бычьей рогатой головой и
короткими растопыренными руками); ночью, чувствуя сквозь сон его
страшное присутствие, вдруг, даже не проснувшись, заливается горькими
слезами. (25)Да, снегур и впрямь страшен ночью, особенно если глядеть на
него издали, сквозь стёкла: рога поблёскивают, от головы, от растопыренных
рук падает на яркий снег чёрная тень. (26)Но попробуй-ка сломать его!
(27)Дети будут реветь с утра до вечера, хотя он всё равно уже тает
понемногу: скоро весна, мокнут и дымятся в полдень соломенные крыши…

(28)Хрущёв осторожно кладёт ребёнка на подушку и на цыпочках
выходит. (29)В прихожей он надевает оленью шапку, оленью куртку,
застёгивается, поднимая чёрную узкую бороду. (30)Потом отворяет тяжёлую
дверь в сени, идёт по скрипучей тропинке за угол дома. (31)Луна, невысоко
стоящая над редким садом, что сквозит на белых сугробах, ясна, но по-мартовски бледна. (32)Раковинки лёгкой облачной зыби тянутся кое-где по
небосклону. (33)Тихо мерцают в глубокой прозрачной синеве между ними
редкие голубые звёзды. (34)Молодой снежок чуть запорошил крепкий
старый. (35)От бани в саду, стеклянно блещущей крышей, бежит гончая
Заливка. «(36)Здравствуй, – говорит ей Хрущёв. – (37)Мы одни с тобой не
спим. (38)Жалко спать, коротка жизнь, поздно начинаешь понимать, как
хороша она…»

(39)Он подходит к снегуру и медлит минуту. (40)Вскоре решительно,
с удовольствием ударяет в него ногою. (41)Летят рога, рассыпается белыми
комьями бычья голова… (42)Ещё один удар – и остаётся только куча снега.
(43)Озарённый луной, Хрущёв стоит над нею и, засунув руки в карманы
куртки, глядит на блещущую крышу. (44)Он наклоняет к плечу своё бледное
лицо с чёрной бородой, свою оленью шапку, стараясь уловить и запомнить
оттенок блеска. (45)Потом поворачивается и медленно идёт по тропинке от
дома к скотному двору. (46)Двигается у ног его, по снегу, косая тень.
(47)Дойдя до сугробов, он пробирается между ними к воротам.
(48)Он заглядывает в щель, откуда резко тянет северным ветром.
(49)Он с нежностью думает о Коле, думает о том, что в жизни всё
трогательно, всё полно смысла, всё значительно. (50)И глядит во двор.
(51)Холодно, но уютно там. (52)Под навесами сумрак. (53)Сереют передки
телег, засыпанные снегом. (54)Над двором – синее, в редких крупных звёздах
небо. (55)Половина двора в тени, половина озарена. (56)И старые косматые
белые лошади, дремлющие в этом свете, кажутся зелёными.

(По И.А. Бунину*)

* Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) – русский писатель, поэт и
переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Источник

Пояснительная записка

На преподавание русского языка в 8-м классе отводится 3 часа в неделю, всего 103 часа.

Данная работа составлена в соответствии с требованиями программы по русскому языку, авторами которой являются С.И. Львова, В.В. Львов.

Цель работы – проверить уровень знаний учащихся по всем темам, изученным в течение учебного года.

Промежуточная аттестация состоит из 20 заданий открытого типа, требующих краткого или развернутого ответа учащегося.

Распределение заданий работы по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице.

20

Учащиеся 8 классов работают с языковым и речевым материалом.

Работа рассчитана на 90 минут.

Критерии оценивания работы

Вариант 1

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Правильный ответ

1

Хорошие слова «паразитами» не назовут.

2

Именно так

3

мы имеем в виду

4

сложное <или> сложноподчинённое

5

наречие

6

Дать определение янтаря и сообщить сведения, имеющие познавательный характер.

7

5

8

Янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев.

9

3, 4

10

предположение

11

использовали

12

пишет, твердеющий и любое слово, соответствующее условию задания

13

1, 5

14

4, 5

15

1, 3

16

невероятные <или> невероятные предположения

17

линзы, очков, луп

18

утверждал

19

3

20

3

Максимальный балл – 20.

Вариант 2

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Правильный ответ

1

Лунь – птица семейства ястребиных.

2

Именно

3

лунь напоминает

4

сложное <или> сложноподчинённое

5

предлог

6

Рассказать об истории возникновения слова «хулиган»*

7

3,4

8

По двум причинам: появилась комическая песенка, героем которой был Хулигэн, а также одна из газет использовала этот персонаж в пародиях и шутках.

9

1, 4

10

замеревшую

11

преступающих

12

нарушает, нападающих и любое слово, соответствующее условию задания

13

2, 5

14

1, 5

15

1,4

16

дерзкие <или> дерзкие озорники

17

предместье

18

ужас

19

3

20

7

Максимальный балл – 20.

Шкала оценивания

«5» — 20 – 17 баллов;

«4» — 16 — 12 баллов;

«3» — 11 – 8 баллов;

«2» — 7 – 0 баллов.

Использованная литература

  1. https://www.fipi.ru/newrubank

Задания промежуточной аттестации по русскому языку 8 класс

Вариант 1

Ф. И. ученика (цы)____________________________________________________________

Часть1

Прочитайте текст и выполните задания 1–5.

(1)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………(2)Как правило, слова-паразиты пристраиваются к нам незаметно, как бы случайно, долгое время остаются без внимания, и мы с трудом расстаёмся с ними. (3)…………………………………….. обстоит дело со словами и выражениями, которыми, к сожалению, переполнена речь многих людей. (4)Мы имеем в виду слова и выражения «это самое», «ну как его», «как бы», «вот», «ну», «значит».

1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? Запишите его в текст.

Неологизмы приходят в язык разными путями.

Хорошие слова «паразитами» не назовут.

Значения слов раскрываются в современных толковых словарях.

Следует усилить борьбу за чистоту современной русской речи.

Часто в речи используются обращения.

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите его в текст.

С точностью наоборот

Хорошо

Не так плохо

Именно так

Хотя

3.Из четвёртого (4) предложения текста выпишите грамматическую основу.

Ответ: _______________________________________________________________________

4.На месте пропуска вставьте слово, указав верную характеристику третьего (3) предложения текста. Запишите свой ответ.

Предложение повествовательное (по цели высказывания), <…> (по количеству грамматических основ).

Ответ: _______________________________________________________________________

5.Укажите, какой частью речи является слово НЕЗАМЕТНО из второго (2) предложения текста.

Ответ: ____________________________________________________________

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 6–20.

(1)Янтарь – минерал, относящийся к числу полудрагоценных поделочных камней. (2)Человеку он известен давно, тогда янтарь называли капельками солнца. (3)Ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение, о чём пишет древнегреческий поэт Гомер, упоминая янтарь в своей поэме «Одиссея». (4)Позже из янтаря стали приготовлять лекарства, лаки, канифоль. (5)В XVII–XVIII веках из него делали линзы для очков и луп. (6)Иными словами, существовала разнообразная янтарная оптика, самые невероятные, порой фантастические предположения. (7)Например, в Древней Греции говорили, что янтарь – сгусток солнечных лучей или растительное масло, твердеющее под действием муравьиной кислоты. (8)А известный французский натуралист XVIII века Жорж-Луи Бюффон утверждал, что янтарь – это затвердевший мёд. (9)Одним из тех, кто правильно определил происхождение этого минерала, был русский учёный XVIII века М.В. Ломоносов. (10)Он установил, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев и ничего более.

(По В. Сергееву)

6.Какова цель автора данного текста? Запишите свой ответ 1–2 предложениями.

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7.Какое из предложений текста содержит доказательство того, о чём говорится в шестом (6) предложении текста? Укажите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________________

8.Какая версия происхождения янтаря оказалась верной? Запишите свой ответ 1–2 предложениями.

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9.Укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение написания Н и НН в словах текста.

1) ПОЛУДРАГОЦЕННЫЙ – -НН- пишется, потому что это суффикс

полного страдательного причастия прошедшего времени.

2) ПОЛУДРАГОЦЕННЫЙ – -НН- пишется, потому что это суффикс

-ЕНН- полного страдательного причастия прошедшего времени.

3) ПОЛУДРАГОЦЕННЫЙ – -НН- пишется, потому что в прилагательном

одна Н относится к корню -цен- (от слова цена), а другая – к суффиксу.

4) МУРАВЬИНЫЙ – -Н- пишется, потому что это суффикс отымённого

прилагательного -ИН-.

5) МУРАВЬИНЫЙ – -Н- пишется, потому что это суффикс отымённого

прилагательного -Н-.

Ответ: ____________________________________________________________

10.Из предложений 4–6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Ответ: ____________________________________________________________

11.Из предложений 3–6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

Ответ: ____________________________________________________________

12.В каком ряду при написании обоих слов следует применить правило «Правописание безударных личного окончания глагола и суффикса причастия зависит от спряжения глагола»? Выпишите этот ряд, дополнив его своим примером.

пишет, твердеющий, <…>

строились, затвердевший, <…>

использовали, окаменевший, <…>

определил, относящийся, <…>

Ответ: __________________________________________________________________________________________

13.Укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение слитного написания НЕ(НИ) в словах текста.

1) НИЧЕГО (предложение 10) – отрицательное местоимение без предлога

2) НИЧЕГО (предложение 10) – неопределённое местоимение без предлога

3) НЕВЕРОЯТНЫЕ (предложение 6) – имя прилагательное, нет зависимого

слова

4) НЕВЕРОЯТНЫЕ (предложение 6) – имя прилагательное, слово без НЕ

не употребляется

5) НЕВЕРОЯТНЫЕ (предложение 6) – имя прилагательное, есть синоним

без НЕ, например «сомнительный»

Ответ: ____________________________________________________________

14.Какие причастия и деепричастия образованы от глагола УТВЕРЖДАТЬ неверно? Укажите номера ответов.

1) утверждая

2) утверждавший

3) утверждаемый

4) утверждав

5) утверждаемыйся

Ответ: ____________________________________________________________

15.Ученики писали изложение по данному тексту. Содержание второго (2) предложения они передали по-разному. Укажите номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) не допущена грамматическая ошибка.

1) Янтарь, называемый капельками солнца, известен человеку уже давно.

2) Называя капельками солнца, янтарь известен человеку уже давно.

3) Янтарь, который называют капельками солнца, известен человеку уже

давно.

4) Называемый янтарь капельками солнца известен человеку уже давно.

Ответ: ____________________________________________________________

16.Какое из выделенных слов является эпитетом? Выпишите этот эпитет.

ЯНТАРНАЯ оптика (предложение 6)

НЕВЕРОЯТНЫЕ предположения (предложение 6)

РАСТИТЕЛЬНОЕ масло (предложение 7)

РУССКИЙ учёный (предложение 9)

ХВОЙНЫХ деревьев (предложение 10)

Ответ: ____________________________________________________________

17.Из предложений 3–5 выпишите слова одной тематической группы со значением «приборы и инструменты, действие которых основано на законах науки, изучающей явления и свойства света».

Ответ: ____________________________________________________________

18.Из предложений 7–9 выпишите синоним глагола ГОВОРИТЬ (ГОВОРИЛИ в предложении 7).

Ответ: ____________________________________________________________

19.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) на границах причастного(-ых) оборота(-ов).

Например,(1) в Древней Греции говорили,(2) что янтарь – сгусток солнечных лучей или растительное масло, (3) твердеющее под действием муравьиной кислоты. А известный французский натуралист XVIII века Жорж-Луи Бюффон утверждал, (4) что янтарь – это затвердевший мёд.

Ответ: ____________________________________________________________

20.Среди предложений 1–6 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________________

Задания промежуточной аттестации по русскому языку 8 класс

Вариант 2

Ф. И. ученика (цы)____________________________________________________________

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–6.

(1)…………………………………………………………………………………………………………………………………….(2)Некоторые виды луней окрашены в голубовато-пепельные цвета, так что издали в полёте они кажутся белёсыми. (3)…………………………………….. с ними, а не с луной, как думают некоторые, и сравнивают поседевшего, белоголового человека. (4)Лунь с загнутым клювом и с венцом перьев вокруг щёк и подбородка удивительно напоминает убелённого сединами бородатого старца.

1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? Запишите его в текст.

Кто такой лунь?

Лунь – птица семейства ястребиных.

Коршун и лунь – хищные птицы.

Мы должны беречь и охранять редких животных.

Лунь и луна – однокоренные слова.

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите его в текст.

Например,

Потому что

Именно

Или

Хотя

3.Из четвёртого (4) предложения текста выпишите грамматическую основу.

Ответ: ____________________________________________________________

4.На месте пропуска вставьте слово, указав верную характеристику второго (2) предложения текста. Запишите свой ответ.

Предложение повествовательное (по цели высказывания), <…> (по

количеству грамматических основ).

Ответ: _______________________________________________________________________

5.Укажите, какой частью речи является слово ВОКРУГ из четвёртого (4) предложения текста.

Ответ: _______________________________________________________________________

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 6–20.

(1)Если человек своим поведением грубо нарушает общественный порядок, проявляет явное неуважение к отдельным лицам или обществу в целом, уголовное право квалифицирует его как хулигана. (2)Чтобы проследить историю возникновения этого слова, совершим экскурс в предместье Лондона конца XVIII века. (3)Жил там некто Хулигэн, содержатель постоялого двора, который с другими членами своего отнюдь не святого семейства наводил ужас на всю округу, замеревшую в страхе. (4)Необузданный буян и драчун настолько прославился нарушениями закона, что имя его пополнило разряд нарицательных негативного свойства. (5)В XIX веке англичане стали именовать хулиганами дерзких уличных озорников Лондона, а затем и грабителей, преступающих закон и нападающих на прохожих на неосвещённых улицах.(6)Распространению этого слова в немалой степени способствовала популярная комическая песенка, исполнявшаяся в Англии в 1880-1890-х годах, героем которой был знакомый нам Хулигэн.(7)Затем невольную рекламу создала одна из газет, сделав его персонажем множества пародий и шуток. (8)О хулиганах заговорили уже не только на Британских островах, но и во всей Европе, а затем в Америке.(9)В начале XX века слово «хулиган» прочно утвердилось и в русском языке.

(По Э.А.Вартаньяну)

6.Какова цель автора данного текста? Запишите свой ответ 1–2 предложениями.

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7.Какие предложения текста поясняют содержание того, о чём говорится во втором (2) предложении? Укажите номера этих предложений.

Ответ: ____________________________________________________________________

8.По каким причинам слово «хулиган» быстро распространилось в Англии? Запишите свой ответ 1-2 предложениями.

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9.Укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение написания Н и НН в словах текста.

1) ОБЩЕСТВЕННЫЙ (порядок) – -НН- пишется, потому что это суффикс

прилагательного -ЕНН-

2) ОБЩЕСТВЕННЫЙ (порядок) – -НН- пишется, потому что в

прилагательном одна Н относится к корню -обществен-, а другая – к

суффиксу.

3) ОБЩЕСТВЕННЫЙ (порядок) – -НН- пишется, потому что это суффикс

-ЕНН- полного страдательного причастия настоящего времени

4) НЕОСВЕЩЁННАЯ (улица)– -НН- пишется, потому что это полное

страдательное причастие с приставкой (кроме не-)

5) НЕОСВЕЩЁННАЯ (улица) -НН- пишется, потому что это суффикс

отглагольного прилагательного –ЁНН-

Ответ: ____________________________________________________________

10.Из предложений 2–4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Ответ: ____________________________________________________________

11.Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от значения морфемы.

Ответ: ____________________________________________________________

12.В каком ряду при написании обоих слов следует применить правило «Правописание безударных личного окончания глагола и суффикса причастия зависит от спряжения глагола»? Выпишите этот ряд, дополнив его своим примером.

квалифицирует, наводивший, <…>

проявляет, замеревшую, <…>

нарушает, нападающих, <…>

утвердилось, исполнявшаяся, <…>

Ответ: _______________________________________________________________________

13.Укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение слитного написания НЕ в словах текста.

1)НЕОБУЗДАННЫЙ (предложение 4) – причастие, нет зависимого слова

2)НЕОБУЗДАННЫЙ (предложение 4) – имя прилагательное, есть синоним без НЕ, например «дикий»

3) (в) НЕМАЛОЙ (степени) (предложение 6) – имя прилагательное, нет зависимого слова

4) (в) НЕМАЛОЙ (степени) (предложение 6) – имя прилагательное, слово без НЕ не употребляется

5) (в) НЕМАЛОЙ (степени) (предложение 6) – имя прилагательное, есть синоним без НЕ, например «большой»

Ответ: ____________________________________________________________

14.Какие причастия и деепричастия образованы от глагола НАРУШАТЬ неверно? Укажите номера ответов.

1) нарушав

2) нарушавший

3) нарушаемый

4) нарушая

5) нарушаемыйся

Ответ: ____________________________________________________________

15.Ученики писали изложение по данному тексту. Содержание четвёртого (4) предложения они передали по-разному. Укажите номер(-а) предложения(-ий), в котором( ых) не допущена грамматическая ошибка.

1) Имя необузданного Хулигэна, прославившегося нарушениями закона, стало нарицательным.

2) Прославившегося нарушениями закона, имя необузданного Хулигэна стало нарицательным.

3) Прославив своё имя нарушениями закона, оно стало нарицательным.

4) Имя необузданного Хулигэна, который прославился нарушениями закона, стало нарицательным.

Ответ: ____________________________________________________________

16.Какое из выделенных слов является эпитетом? Выпишите этот эпитет.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ порядок (предложение 1)

УГОЛОВНОЕ право (предложение 1)

ПОСТОЯЛЫЙ двор (предложение 3)

ДЕРЗКИЕ озорники (предложение 5)

УЛИЧНЫЕ озорники (предложение 5)

Ответ: ____________________________________________________________

17.Из предложений 1–3 выпишите слово с лексическим значением «посёлок, непосредственно примыкающий к городу, но не входящий в его черту».

Ответ: ____________________________________________________________

18.Из предложений 1–3 выпишите синоним к существительному СТРАХ (предложении 3).

Ответ: ___________________________.

19.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) на границах причастного(-ых) оборота(-ов).

Жил там некто Хулигэн,(1) содержатель постоялого двора,(2) который с другими членами своего отнюдь не святого семейства наводил ужас на всю округу, (3) замеревшую в страхе.

Ответ: ___________________________.

20.Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Источник