В каком варианте ответа содержится информация почему старое дерево уцелело

ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — В Ленинград пришла первая. Пробные варианты ОГЭ по русскому языку с ответами скачать бесплатно. ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс.

Прочтите текст и выполните задания 2–15.

(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.

(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов…

(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.

(9)Навстречу мне шла женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

(13)И неожиданно я увидел эту черёмуху.

(14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами. (16)И, подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.

(20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома… (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по-старчески посапывая.

(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, – молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не замечали.

(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко…

(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое… (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?

(По Э.Ю. Шиму) — Шим Эдуард Юрьевич (1930–2006) – советский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

Часть 2

Задание 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старое дерево уцелело?»

1) Старое дерево было огромным, доставало до третьих этажей, и люди были не в силах его спилить.
2) Даже в страшные дни блокады люди верили в победу и ждали весну, чтобы снова любоваться черёмухой.
3) Старое дерево стояло не в саду, не в парке, а на тихой улице и не привлекало к себе внимания.
4) Люди сохранили старое дерево, потому что им казалось, будто чистое летнее облако опускается между домами.

Задание 3
В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

1) Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко.
2) Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
3) На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.
4) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?

Задание 4
Из предложений 26—33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением— приближение-присоединение.

Задание 5
Из предложений 4—7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н, пишется НН».

Задание 6
Замените разговорное слово «парень» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Задание 7
Замените словосочетание «городские сады», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 21.

Задание 9
Среди предложений 17—23 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Задание 10
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).

Они стояли,(1) прижавшись друг к другу,(2) – молоденький парень и девушка. Ни меня,(3) ни старика они,(4) казалось,(5) не замечали. И ещё я увидел окна. Настежь распахнутые окна в соседних домах.

Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

Читайте также:  В каких продуктах содержится углеводы список

Задание 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Постукивая палкой,(1) к черёмухе подходил сутулый,(2) худой старик. Сняв шляпу,(3) он прислонился к стволу и словно задремал. Мне было слышно,(4) как он дышит,(5) по-старчески посапывая.
Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. Они стояли,(6) прижавшись друг к другу,(7) – молоденький парень и девушка.

Задание 13
Среди предложений 24—34 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Задание 14
Среди предложений 1—8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Задание 15
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г. Я. Солганик: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Я. Солганик. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

краткие ответы: (2)2 (3)1 (4)прижавшись (5)пустынными (6)молодойчеловек (7)садыгорода
(8)цветыбудутстоять (9)22 (10)45 (11)3 (12)4 (13)34 (14)4

ЗАДАНИЕ №2
Почему старое дерево уцелело?
Ответ: 2) Даже в страшные дни блокады люди верили в победу и ждали весну, чтобы снова любоваться
черёмухой.

ЗАДАНИЕ №3
В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
Ответ: 1) Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко.

ЗАДАНИЕ №4
Из предложений 26–33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением
– приближение-присоединение.
Ответ: прижавшись

ЗАДАНИЕ №5
Из предложений 4–7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В
прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н, пишется НН».
Ответ: пустынными

ЗАДАНИЕ №6
Замените разговорное слово «парень» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ: молодой человек / юноша

ЗАДАНИЕ №7
Замените словосочетание «городские сады», построенное на основе согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление.
Ответ: сады города

ЗАДАНИЕ №8
Выпишите грамматическую основу предложения 21.
Ответ: цветы будут стоять
ЗАДАНИЕ №9
Среди предложений 17–23 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Ответ: 22

ЗАДАНИЕ №10

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).
Они стояли,(1) прижавшись друг к другу,(2) – молоденький парень и девушка. Ни меня,(3) ни старика
они,(4) казалось,(5) не замечали. И ещё я увидел окна. Настежь распахнутые окна в соседних домах.
Ответ: 4, 5

ЗАДАНИЕ №11
Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
Ответ: 3 (1. прошумел дождь; 2. бренчали капли; 3. лужи курились)

ЗАДАНИЕ №12
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.
Постукивая палкой,(1) к черёмухе подходил сутулый,(2) худой старик. Сняв шляпу,(3) он прислонился к
стволу и словно задремал. Мне было слышно,(4) как он дышит,(5) по-старчески посапывая.
Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. Они стояли,(6) прижавшись друг к другу,(7) –
молоденький парень и девушка.
Ответ: 4

ЗАДАНИЕ №13
Среди предложений 24–34 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
Ответ: 34

ЗАДАНИЕ №14
Среди предложений 1–8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью
между частями.
Ответ: 4

Читайте также:  В каких вакцинах содержится мертиолят

ЗАДАНИЕ №15.3 (СОЧИНЕНИЕ)

Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА?

Ответ: Сила духа – одно из главных качеств, делающее человека сильным. Сила духа складывается из
формирования воли, стойкости, упорства.

Каждый миг, каждое мгновение войны – это миг испытания, миг нечеловеческих усилий в борьбе за право
жить для жителей блокадного Ленинграда. Героя текста Эдуарда Шима потрясла черёмуха, выжившая в
суровые блокадные годы, когда любая веточка была на вес золота, потому что могла обогреть голодных
людей. Герой потрясён, что люди, так нуждающиеся в тепле, не срубили черёмуху. «Не хлебом единым жив
человек», – сказал классик. Эти слова как нельзя лучше подходят для объяснения, почему черёмуха
осталась цела. Люди умели ценить красоту, свои воспоминания и не могли принести их в жертву
испытаниям. Какой же силой духа должен обладать человек, чтобы вынести всё это!

Я не знаю фамилии человека, который на себе вынес десяток людей после крушения поезда «Москва –
Петербург» под станцией Бологое. У него самого была травма позвоночника, но, забыв о собственной боли,
он продолжал вытаскивать из искорёженного вагона раненых женщин и детей. Просто он понимал, что
спасатели могут не успеть. Сжав боль в кулак, он проявил силу духа, сравнимую с мужеством на войне.
Счастье – встретить на своём пути людей, упорных, волевых, стойких. Но стремиться формировать силу духа
должен каждый человек, потому что выдержать жизненные испытания под силу только таким людям.

Источник

Вариант № 5 по Шиму.  В Ленинград пришла первая послевоенная весна.

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой

микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2–14.

(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.

(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов…

(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.

(9)Навстречу мне шла женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

(13)И неожиданно я увидел эту черёмуху.

(14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами. (16)И, подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.

(20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома… (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по-старчески посапывая.

(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, – молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не замечали.

(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома�тоже дышали, жадно и глубоко…

(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое… (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?

(По Э. Шиму)*

* (1930–2006) – советский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старое дерево уцелело?»

Читайте также:  Какие вещества содержатся в кокосе

1) Старое дерево было огромным, доставало до третьих этажей, и люди были не в силах его спилить.

2) Даже в страшные дни блокады люди верили в победу и ждали весну, чтобы снова любоваться черёмухой.

3) Старое дерево стояло не в саду, не в парке, а на тихой улице и не привлекало к себе внимания.

4) Люди сохранили старое дерево, потому что им казалось, будто чистое летнее облако опускается между домами.

Ответ: ___________________________.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

1) Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко.

2) Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.

3) На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

4) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?

Ответ: ___________________________.

4. Из предложений 26–33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – приближение, присоединение.

Ответ: ___________________________.

5. Из предложений 4–7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на — Н, пишется НН».

Ответ: ___________________________.

6 . Замените разговорное слово «парень» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

7.  Замените словосочетание «городские сады», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

8.  Выпишите грамматическую основу предложения 21.

Ответ: ___________________________.

9.  Среди предложений 17–23 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

10.  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Они стояли,(1) прижавшись друг к другу,(2) – молоденький парень
и девушка. Ни меня,(3) ни старика они,(4) казалось,(5) не замечали.

И ещё я увидел окна. Настежь распахнутые окна в соседних домах.

Ответ: ___________________________.

11.  Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

12.  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связаннымиподчинительной связью.

Постукивая палкой,(1) к черёмухе подходил сутулый,(2) худой старик. Сняв шляпу,(3) он прислонился к стволу и словно задремал. Мне было слышно,(4) как он дышит,(5) по-старчески посапывая.

Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. Они стояли,(6) прижавшись друг к другу,(7) – молоденький парень и девушка.

Ответ: ___________________________.

13.  Среди предложений 24–34 найдите сложное предложение с однородным подчинениемпридаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

14.  Среди предложений 1–8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном

листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием

сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста : «Художник мыслит образами,
он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами .

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:«Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?»

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник