В каком тексте содержатся ответы на вопросы почему для чего как

В каком тексте содержатся ответы на вопросы почему для чего как thumbnail

Многие учащиеся совсем не понимают, как определять основную мысль текста, несмотря на то что это достаточно простой навык, который отрабатывается с помощь алгоритма.

Работа над пониманием текста в средней школе почти не ведется, но на всевозможных контрольных работах, присланных сверху, часто проверяют умения и навыки, связанные с пониманием текста. ВПР по русскому языку также содержит задания, где требуется определить тему и правильно записать основную мысль.

Для того чтобы научиться правильно выполнять это задание, нужно иметь теоретические знания, связанные с понятием текст.

Что такое текст и как его составляют?

Человеческая речь развивается постепенно. Каждый человек начинает осваивать устную речь уже на первом году жизни. Сначала мы учимся произносить гласные звуки, потом начинаем использовать согласные и тут же составляем из них слоги и простые слова.

При таком навыке используется три единицы речи: фонетические -звук, слог и лексическая единица речи — слово. К трем годам ребенок начинает говорить простыми предложениями. К пяти он может использовать эпитеты, и вполне способен распространить простое предложение определениями, то есть он начинает использовать синтаксические единицы речи, объединяя словосочетания в предложения.

Предложение — это самая крупная единица речи, и без них текста не получится. Но предложения нужно правильно соединять, чтобы было понятно, как развивается мысль, и к какому выводу нас ведет рассказчик.

Уже в дошкольном возрасте человек начинает интуитивно составлять понятные высказывания на определенную тему. Дети могут рассказать, где они были, что делали и видели. Ребенок, показывающий речевой навык, позволяющий ему составить устный рассказ или текст, использует несколько предложений, объединенных одной темой, идеей и основной мыслью.

Каждый раз, когда хочется рассказать историю, человек формирует высказывание на определенную тему. Дети и взрослые не просто так рассказывают. Они хотят донести до слушателя информацию, которая их особенно волнует.

Если их речь будет внутренне организованной и относительно законченной, то полученное высказывание можно назвать текстом. Тогда у созданной единицы речи проявится основная мысль, которую старается уловить слушатель, чтобы осознать услышанное.

Текст — это высказывание на определенную тему, а основная мысль — это что именно сказал человек на эту тему.

В школе детей учат осмысленному пониманию структуры письменного текста и его особенностей. Рассматривают различные композиции текста, учитывая три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип речи требует своей уникальной структуры.

Текст — это самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.

Чтобы текст был логически построенным и законченным, легко читался, люди используют абзацы. Каждый новый абзац содержит в себе новое высказывание, раскрывающее основную тему. Лингвисты утверждают, что абзац пишут на определенную микротему, помогающую говорящему раскрыть через пример какую-то мысль, позволяющую слушателю понять суть высказывания. Сколько в тексте абзацев, столько и микротем.

Микротемы нужны для полного раскрытия темы.

Чтобы понять, что такое микротема, представьте себе коробку, на которой написано «подарок» и где лежат смартфон, конфеты и цветы. Подарок — это тема, а вещи, лежащие внутри и преподнесенные в дар, — это микротемы.

Как определяют основную мысль в тексте

Основная мысль заложена во всем тексте. Чтобы слушатель смог понять, в чем смысл высказывания, автор текста начинает развивать свою идею с самого начала, переходя от одной микротемы (абзаца) к другой. Когда рассказчик считает, что он полностью высказался по данной теме, он делает вывод и заканчивает свою речь.

Чтобы определить основную мысль текста нужно:

  1. Прочитать весь текст.
  2. Определить тему высказывания.
  3. Ответить на вопрос: Что именно сказал автор на эту тему.
  4. Вычитать каждый абзац, выбрав в нем главное предложение, подчеркнув его.
  5. Сократить выбранные предложения, оставив только словосочетания, в которых заключена важная информация, раскрывающая отношение автора к рассматриваемой теме.
  6. Соединить выбранный материал в одно-два предложения, используя различные средства связи, и создать ответ, в котором бы отразилась основная мысль текста.

Внимание: распространенной ошибкой многих учащихся является попытка при определении основной мысли текста создать полностью самостоятельное суждение без слов автора, используемых в тексте. В этом случае ученик совершает подмену. Он заменяет слова, которые сказал автор, на свои, близкие по смыслу, но искажающие истинную мысль автора.

Как определить и записать основную мысль на практике?

Чуть ниже представлен текст о букве ё. Автор составил высказывание, в котором он размышляет о важности буквы ё в русском алфавите. Он написал 3 абзаца, и в каждом раскрыл микротему. В каждом абзаце имеется 1 предложение, которое несет в себе основную смысловую нагрузку. Все эти предложения выделены жирным шрифтом.

В русском алфавите есть две очень похожие буквы — «ё» и «е». (2)Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. (3)Она уникальна тем, что имеет точную дату рождения. (4)В России даже отмечают её именины 29 ноября. (5)В Древней Руси буквы «ё» не было ни в одном из славянских языков. (6)Вместо неё писали две буквы — «и» и «о». (7)В 1783 году на заседании совета Российской академии княгиня Екатерина Дашкова поставила вопрос об удобстве написания слов и предложила ввести новую литеру — букву «ё».

(8)Как возникла идея поставить над буквой «е» две точки? (9)При царице Екатерине было модно всё немецкое, и когда было принято решение о введении новой буквы в российский алфавит, к букве «е» прибавили две точки наверху по образцу некоторых немецких букв. (10)Существует и другая версия, что букву «ё» заимствовали из французского языка. (11)Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. (12)Даже буква «ё» долгое время считалась неприличной.

(13)Судьба новой буквы была непростой. (14)При советской власти для экономии типографской краски букву «ё» печатали без точек, таким образом, поставили её на одну доску с буквой «е». (15)Однако исчезновение точек над буквой «ё» может полностью изменить смысл слова. (16)Так, например, фамилии многих людей стали звучать неправильно. (17)На защиту буквы стали руководители многих организаций и учёные. (18)Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. (19)На протяжении веков она преображала наш язык и делала его более разнообразным и ярким. (20)Убрав из алфавита букву «ё», мы сделаем наш богатый русский язык более простым.

Наша задача — сделать из трех предложений одно сложное, которое и будет раскрывать основную мысль текста.

Читайте также:  В какой еде содержаться калории

Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. — Это три выделенных предложения из абзацев. Теперь из них создаем сложное предложение, которое передаст дословно основную мысль текста:

Буква «ё» в русском алфавите самая молодая, и ее появление вызвало огромное негодование, но важность этой буквы в русском языке трудно переоценить. — Это сложное предложения является основной мыслью, которое выразил автор, рассказывая о букве ё.

Источник

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

tipy-retchi-1

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Устал от домашек и рефератов?

Испытай свою удачу и может быть тебе повезет именно сегодня. Только представь, как изменится твоя жизнь, если вы сорвешь джек-пот ????
В общем, регистрируйся — это абсолютно бесплатно. А дальше сам решишь, в чем тебе повезет.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  1. когда случилось? –  летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  1. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Читайте также:  В каких продуктах содержится много кальция для костей

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3.  рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста-рассуждения:

“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  1. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

tipy-retchi-2

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. ???? Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Источник

22 октября 2019, 16:01

Чтобы сформировать у детей коммуникативную грамотность, на уроках словесности изучают типы речи. Эти знания в дальнейшем помогут четко определять характер изучаемого текста, определять его грамматические и лексические особенности, а также разовьют навыки детей по написанию сочинений.

Фото: pixabay.com

Типы речи в русском языке: что это, виды и их признаки

Тексты, с которыми ежедневно встречается человек, отличаются характером изложения мыслей, способом рассмотрения объектов и предметов действительности. У них различная коммуникативная цель и задача. Они отличаются композиционно, приемами изложения. Систематизация этих особенностей позволила вычленить функционально-смысловые типы речи.

Расскажем детальнее, какие бывают типы речи, как их различать, какие цели преследует каждый из видов. Начнем с того, что не следует путать типы и стили речи. Это разные понятия. Функциональные стили речи — это система языковых форм и конструкций, которые применяются в текстах, ориентированных на определенную сферу использования — в деловых документах, художественной литературе, в быту или научной среде.

Фото: pixabay.com

Тип речи предполагает определенный характер построения высказывания, способ изложения. Различают такие типы речи в русском языке: повествование, описание, рассуждение. Эти коммуникативные формы встречаются практически в любом стиле речи (некоторые ограничения имеет официально-деловой стиль).

Рассмотрим детальнее специфику каждого типа речи:

Повествование

Рассказ о действиях, которые совершает объект или которые происходят с предметом в определенной последовательности, называют повествованием. Основной вопрос, на который отвечает этот тип речи, — что, когда и с кем произошло? Он характеризуется:

  • событийностью или сюжетностью;
  • последовательным (хронологическим или линейным) описанием хода событий;
  • логичностью и связанностью изложения;
  • ведется от первого или третьего лица;
  • имеет четкую композицию, в которой различают завязку, развитие событий, кульминацию и развязку;
  • преобладают глагольные формы и обстоятельства времени.

Повествование — это история, точно воспроизведенная рассказчиком. Оно бывает информативным (приводятся интересные факты) или изобразительным (акцент делается на героях рассказа).

Фото: pixabay.com

Описание

Тип речи текста, в котором рассказывается об особенностях предмета, явления или живого существа, называется описание. Его цель — дать характеристику объекту, поэтому описание отвечает на вопрос — каков он (предмет или человек)?

Этот тип речи имеет такие признаки:

  • оценочность;
  • воссоздание посредством слова яркого изображения объекта реальности;
  • перечисление признаков, черт и особенностей;
  • статичность излагаемого;
  • в основном используют существительные и прилагательные, глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые и обстоятельства места.

Объектом описания могут быть: люди, животные, растения, явления природы, местность, интерьер, эмоциональные состояния и т. д.

Среди текстов такого рода встречаются:

  • портреты;
  • описания-характеристики;
  • характеристики состояний;
  • пейзажные или интерьерные зарисовки.

Описание от иных типов речи отличает композиция. Текст такого рода состоит из трех компонентов — частей:

  • Общее впечатление от описываемого объекта, его предназначение.
  • Перечисление его основных признаков и свойств.
  • Оценка, которую дает автор, описываемому объекту.

Задача, которую преследует описание, — дать читателю представление о том или ином предмете действительности.

Фото: pixabay.com

Рассуждение

Словесное изложение, пояснение и подтверждение какой-то мысли, называется рассуждением. Автор стремится объяснить определенное видение проблемы читателю, максимально полно раскрыть свою мысль, доказать ее состоятельность, подтвердить фактами или аргументами. Текст-рассуждение отвечает на вопрос — почему и зачем?

Этот тип речи отличите по таким признакам:

  • изложение построено на причинно-следственных связях: «это так, потому что…»;
  • каждое высказанное суждение ведет к новому знанию;
  • аргументированность высказываний (приведение доказательств);
  • преобладает абстрактная лексика, сложноподчиненные предложения, обстоятельства цели, причины, следствия, уступки, вводные слова и конструкции, риторические фигуры речи.

Рассуждение имеет трехчленную композицию: тезис — доказательства высказанного положения (не менее трех аргументов) — резюме (итог).

В зависимости от цели рассуждение может быть: доказательством, пояснением или размышлением. Часто в текстах сочетаются различные типы речи: повествование включает элементы описания, рассуждение — элементы повествования.

Читайте также:  Марганец в каких продуктах питания содержится больше всего

Представленная информация поможет быстро распознать индикаторы того или иного типа речи, а знания о композиции и словесных формах — точно выполнить задание учителя-словесника.

Читайте также: Эссе: руководство к написанию и примеры

Типы речи: примеры

Наглядные примеры из художественной литературы и периодики помогут протестировать полученные знания о типах речи, увидеть отличия в изложении, его особенности:

Повествование: пример

А на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки. Сумки с книжками валяются в стороне. Обыгрывает всех знаменитый Мишка Босовило — коренастый малый в огромной шапке. Его биток, как маленький снаряд, вырывает с кона сразу штук по пять бабок. Мишка играет спокойно, уверенно. Прежде чем бить по кону, он снимает с правой руки рукавицу, сморкается по-мужичьи на дорогу, прищуривает левый глаз… прицеливается… Все, затаив дыхание, горестно следят за ним. Мишка делает шаг… второй… — р-р-раз! — срезал. (Василий Шукшин «Далекие зимние вечера»).

Фото: pixabay.com

Мышонка несло да несло на легком сосновом кораблике. Кругом плескались высокие волны. Весь мир был против него. Ветер дул, точно хотел опрокинуть суденышко, волны кидали кораблик, как будто хотели утопить его в темной своей глубине. Звери, птицы, гады, рыбы — все были против него. Первые заметили Пика большие белые чайки. Они подлетели и закружились над корабликом. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лету разбить себе клюв о твердую кору. А со дна реки поднялась щука и тоже поплыла за корабликом. (Виталий Бианки «Кораблекрушение»).

Текст описание: пример

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой. Бочкой давно никто не пользовался, так как поливать было некому, да и нечего. Детские качели, на которых когда-то было весело и шумно, сиротливо и грустно скрипели, жалуясь ветру… Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного цветка розы. ( По Н. Гаршину.).

Кадр из мультфильма «Малыш и Карлсон»

Во всём доме есть только одно не совсем обыкновенное существо — Карлсон, который живёт на крыше. Карлсон — это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать. На самолётах и вертолётах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится, как следует, Карлсону прекрасно живётся в маленьком домике на крыше. (Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»).

Текст рассуждение: пример

Пример текста рассуждения поможет понять особенности построения изложения такого типа:

Зачем притворяться добродетельным или верующим? Человеку необходимо чувствовать, что его ценят, уважают, одобряют и любят. Он думает, что будет принят другими, лишь если покажет себя «хорошим». Он считает, что если проявит свои слабости, то потеряет уважение и одобрение людей, и потому не способен признаться в них даже самому себе. На более глубоком уровне психики необходимость человека в уважении и одобрении связана с потребностью чувствовать, что другие признают в нем личность.

Эта потребность патологична: получается, что сам человек не способен чувствовать себя личностью. Его внутренний мир нестабилен, неустойчив и зависим, поэтому он несамодостаточен и не уверен в себе. Уверенность в себе может основываться только на собственных чувствах и способностях. (Хуан Пабло Вильянуэва).

Фото: pixabay.com

Пример текста рассуждения позволит составить представление о тезисах и их аргументации — главной отличительной особенности сочинений такого рода:

Сейчас чтение — самый используемый способ передачи информации, а книга — её носитель. В чем же польза чтения, и есть ли она вообще?

Во-первых, постоянное чтение тренирует мозг. Когда ты читаешь, способ восприятия мира изменяется: ты начинаешь фантазировать, создаешь определённые «книжные» образы (мест, людей, событий). Книги улучшают память, расширяют кругозор, изменяют правописание, чтение учит концентрироваться на книге, и чем-либо вообще, повышает усидчивость, настроение.

Во-вторых, с чтением книг увеличивается твой словарный запас, появляется особый образ мышления, за счет чего мысли ясно выражаются и легко формулируются. В этом можно убедиться самому: после прочтения классического произведения легче с помощью слов выражать собственные мысли, из лексикона уходят разные слова-паразиты.

Чтение — неотъемлемый процесс на стадиях формирования взрослой личности. Он начинается в раннем возрасте, сопровождает личность во время переживания внутренних проблем и духовного роста. Литература спасает от депрессий, задает нравственность и идеалы. Книги и чтение делают нас людьми.

Чаще всего встречаются тексты, в которых сочетаются различные типы речи. Поэтому важно знать их смысловые, композиционные, лексические и синтаксические особенности, чтобы легко распознавать и аргументированно доказывать свою позицию. Разобраться с этим непростым вопросом помогут представленные теоретические описания и примеры.

Читайте также: Всё о публицистическом стиле

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах первыми!

Источник