В каком предложении содержится ошибка вызванная нарушением норм управления
Упражнение 1.
Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.
Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).
Упражнение 2.
Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.
Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.
Упражнение 3.
Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.
1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.
Упражнение 4.
Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).
Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.
Упражнение 5.
Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.
Образец: Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из переулка — въехать в переулок.
Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.
Упражнение 6.
Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.
Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).
Упражнение 7.
Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.
Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) — движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).
Упражнение 8.
Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:
1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соответствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).
Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»
1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?
2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?
3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?
4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.
6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.
8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)
9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)
10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа
Ответы:
Вопрос №
1
В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
поражаться — кому? чему?
восхищаться — кем? чем?
возмущаться — кем? чем?
удивляться — на кого? что?
Вопрос №
2
В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
рад — кому? чему?
обеспокоен — кем? чем?
доволен — за кого? что?
спокоен — за кого? за что?
Вопрос №
3
В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
отзыв — на что?
вера — во что?
рецензия — на что?
уверенность — в чем?
Вопрос №
4
В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
Вопрос №
5
В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.
Вопрос №
6
Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
Вопрос №
7
Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
Девочка очень бережно относилась с книгами.
Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.
Вопрос №
8
В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
препятствовать (развитие)
примириться (недостатки)
отчитаться (работа)
приветствовать (победители)
Вопрос №
9
В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
поздравить (награда)
уклониться (ответ)
разочароваться (профессия)
убедиться (правота)
Вопрос №
10
Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
родительного падежа
винительного падежа
дательного падежа
творительного падежа
Вопрос №
11
Какое словосочетание построено по модели «прил. + сущ (гл сл)»?
вьющиеся растения
любой человек
изумительной красоты
в третьем классе
Вопрос №
12
Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?
иди гулять
сделать случайно
ушел не попрощавшись
выбегая навстречу
Вопрос №
13
Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?
крайне недовольный
практически не выполнимо
огорченно прошептал
(на улице) по-весеннему тепло
Вопрос №
14
В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
разговор по душам
прийти поговорить
близко от нас
руководить театром
Вопрос №
15
В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
яйца всмятку
вернуться к полуночи
приказал отступать
окончание школы
Вопрос №
16
В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?
рисовать красиво
желание уехать
идти по бульвару
думать о друге
Вопрос №
17
В каком словосочетании вид связи — согласование?
наши шефы
быстро доехать
прогулка верхом
выглянуло из-за туч
Вопрос №
18
В каком словосочетании вид связи — управление?
немного странно
забыл рассказать
таять во мгле
рубашка навыпуск
Вопрос №
19
В каком словосочетании вид связи — примыкание?
бутылка из-под молока
говорить по-французски
тринадцатая глава
глядеть по сторонам
А
5
Вариант
№ 21
В
каком предложении содержится ошибка,
вызванная нарушением норм управления.
Выделите ошибку маркером.
1.Надо
пожелать школьникам новых успехов в
учебе.
2.
Некоторые предприятия тормозят выполнение
общих планов.
3. Экскурсии по городу
вызывают интерес не только туристов,
но и коренных жителей.
4. А потом
оказалось, что эти претензии ни на чем
не обоснованы.
Мой
отец хорошо знал повадки не только
зверей, но и голоса птиц.Пушкин
описывает пугачевское восстание и
критически высказывается о нем.Тире
ставится не только перед обобщающим
словом, но и между подлежащим и сказуемым.Не
то мысли, не то воспоминания, не то мечты
бродили в голове Оленина.Я
уважаю и восхищаюсь своими родителями.На
выставке детского творчества можно
увидеть работы как совсем юных художников,
так и тех, кому исполнилось 13—15 лет.Термин
«женская проза» можно использовать по
отношению к творчеству таких писательниц,
как В. Токарева, Т. Толстая, Л. Улицкая.Художники
любуются природой и одухотворяют ее.Постоянные
покупатели имеют скидки на товар и
возможность участвовать в экспресс-лотерее.Хорошей
формы спортсмены добиваются не только
упорными тренировками, но и особым
режимом питания.В
современном зоопарке можно увидеть
животных, рыб, птиц, питонов.На
картинах художников-портретистов перед
нами предстают лица знаменитых поэтов,
писателей, композиторов, ученых.Уверенность
в свои силы была его отличительной
чертой.Поэт
воспевает свою Родину, отчий край.Нужно
не только говорить о проблемах бездомных
детей, но и что-то делать для улучшения
их жизни.Молодые
хоккеисты были разочарованы результатами
первой встречи.Эти
факты говорят за то, что школьники
совсем перестали читать.О
трудностях я остановлюсь в дальнейшем.Неоднократно
подчеркивалось то, что прямолинейный
подход к предмету обедняет результаты
исследования.Участники
обсуждения подтверждали свои предложения
на примерах.Девочка
очень бережно относилась с книгами.Мой
одноклассник недавно поделился о своих
впечатлениях от поездки в Москву.В
поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
подробно описывает положение крестьян.При
входе в автобус необходимо оплатить
за проезд.
2.В
каком случае глагол требует постановки
существительного в форме дательного
падежа?
а) препятствовать
(развитие)
б) примириться
(недостатки)
в) отчитаться
(работа)
г) приветствовать
(победители)
3. В
каком случае глаголы требуют постановки
существительного в форме творительного
падежа?
а) поздравить
(награда)
б) уклониться
(ответ)
в) разочароваться
(профессия)
г) убедиться
(правота)
4. Какого
падежа требуют предлоги согласно,
благодаря, вопреки?
а) родительного
падежа
б) винительного
падежа
в) дательного
падежа
г) творительного
падежа
5.
В каком случае вопросы не соответствуют
нормам управления?
а) поражаться
— кому? чему?
б) восхищаться
— кем? чем?
в) возмущаться
— кем? чем?
г) удивляться
— на кого? что?
6.
В каком случае вопросы не соответствуют
нормам управления?
а) рад —
кому? чему?
б) обеспокоен
— кем? чем?
в) доволен
— за кого? что?
г) спокоен
— за кого? что?
7.В каком
случае вопросы не соответствуют нормам
управления?
а) отзыв —
на что?
б) вера —
во что?
в) рецензия
— на что?
г) уверенность
— в чем?
Упражнение 1.
Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.
Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).
Упражнение 2.
Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.
Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.
Упражнение 3.
Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.
1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.
Упражнение 4.
Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).
Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.
Упражнение 5.
Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.
Образец: Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из переулка — въехать в переулок.
Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.
Упражнение 6.
Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.
Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).
Упражнение 7.
Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.
Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) — движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).
Упражнение 8.
Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:
1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соответствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).
Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»
1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?
2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?
3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?
4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.
6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.
8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)
9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)
10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа
Ответы: