В каком предложении содержится информация необходимая что так

(1) Как уже упоминалось, стипендия курсантов составляла рубль в месяц. (2) На эти деньги каждый должен был обеспечить себе мундир, квартиру и стол, а так как большинству учеников из дома присылали очень мало или ничего, то, чтоб не умереть с голоду, морские питомцы прирабатывали на стороне кто как мог.
(3) Белов репетиторствовал сына богатой вдовы. (4) Впрочем, жизнь его протекала в сфере, не доступной пониманию курсантов. (5) Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.
(6) Княжеский отпрыск Никита Оленев попал в навигацкую школу из-за каких-то семейных неурядиц, но подмогу из дома получал регулярно, и немалую, чем и выручал друзей в трудных ситуациях.
(7) Алексею судьба уготовила приработок самый ненадежный и экзотический. (8) Он играл в театре, труппа которого состояла из курсантов артиллерийской школы и семинаристов Славяно-греко-латинской академии.
(9) В театр Алексей попал случайно. (10) Один из самодеятельных актеров квартировал по соседству и уговорил Алешу пойти на представление. (11) В антракте шутки ради Алексей примерил женское платье, и надо же тому случиться, чтобы в этом наряде его увидела попечительница театра, женщина чрезвычайно влиятельная и активная. (12) «Где вы нашли такую красотку? — восторженно спросила попечительница. (13) «Это, ваше сиятельство, не красотка, а красавец», — проворчал суфлер. (14) Последнее замечание ничуть не смутило попечительницу. (15) В театре все женские роли играли мужчины. (16) «Ты будешь играть у нас Калерию»,- сказала важная дама. (17) Алексей отказывался изо всех сил. (18) Он-де бесталантен, застенчив, но ничего не помогло.
(19) Через неделю после роковой примерки его вызвали в дирекцию навигацкой школы и намекнули, что если он откажется играть в театре, то, невелика птица, может и вылететь из родных Сухаревых стен в ближайшие же сутки. (20) И Алексей смирился.
(21) Благодетельница не оставила его своим вниманием. (22) После каждого спектакля он получал от нее деньги и богатые подарки. (23) На каждое представление он должен был непременно надевать все презенты, чем вызывал завистливые и злые насмешки актеров.
(по отрывку из книги Н.Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)
2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алексей стал играть в театре»?
- Ему нравилось играть на сцене женские роли.
- Ему нравились нарядные костюмы.
- Ему много платили.
- Ему пригрозили отчислением из навигацкой школы.
3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- Алексею судьба уготовила приработок самый ненадежный и экзотический.
- Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.
- После каждого спектакля он получал от нее деньги и богатые подарки.
- «Где вы нашли такую красотку? — восторженно спросила попечительница.
4Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З-, если после неё следует звонкий согласный.»
5Из предложений 5-6 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н.»
6Замените многозначное слово СТОЛ в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7Замените словосочетание ВОСТОРЖЕННО СПРОСИЛА (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8Выпишите грамматическую основу предложения 7.
9Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
«Это, (1) ваше сиятельство, (2) не красотка, (3) а красавец»,(4) — проворчал суфлер. «Ты будешь играть у нас Калерию»,(5) — сказала важная дама.
11Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
12В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными сочинительной связью.
В антракте шутки ради Алексей примерил женское платье,(1) и надо же тому случиться,(2) чтобы в этом наряде его увидела попечительница театра,(3) женщина чрезвычайно влиятельная и активная.
13Среди предложений 5-8 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
(1) Саша Белов был девятнадцатым ребенком в семье мелкопоместного шляхтича из Тульской губернии. (2)Беловы были живучи, и только четырех детей прибрал господь, а остальные женились, вышли замуж и расселились по соседству с родительской усадьбой. (3) Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.
(4) Отец Саши, Федор Пахомыч Белов, служил когда-то в пехотных полках сержантом, а в отставку вышел по обычаю того времени в офицерском чине. (5) Человек он был простой, добрый и кроткий. (6) Любимая супруга его умерла родами, произведя на свет последнего, Сашеньку, и он один остался опорой многочисленного семейства.
(7) Беловы еле сводили концы с концами. (8) Дети, зятья, внуки, словно состязаясь в настырности, без конца делили отцовскую пенсию, усадьбу, тридцать душ крепостных и даже нехитрый скарб родительского дома. (9) Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, казалось бы, вовсе ему не свойственным, — он начал писать письма, и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.
(10) «Всемилостивый граф, отец и благодетель! (11) Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, убогому, в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою…»- писал он важным адресатам, с коими состоял ранее в однополчанах. (12) Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.
(13) Вряд ли нуждались сиятельные адресаты в изъявлении почтения убогого тульского помещика, но писем было написано так много, что обильный посев стал давать плоды и ретивый корреспондент начал потихоньку распихивать детей и внуков по полкам и учебным заведениям.
(14) Черновиками его, письмами, ответами были забиты до отказа два сундука, а Федор Пахомыч все писал и писал, уже не из рачения о потомстве, а находя невинную радость в таком общении с миром.
(15) По неведомой протекции был устроен в навигацкую школу и Саша. (16) Отец так и не понял толком, куда и зачем едет его младший отпрыск. (17) Вместе с тощим кошельком и родительским благословением он выдал сыну пухлую книжицу, исписанную фамилиями и адресами. (18)»В них помощь найдешь», — были последние напутственные слова родителя. (19) Кроме книжки, Саша получил пачку рекомендательных писем.
(20) Он с сомнением отнесся к родительскому дару, но по прибытии в Москву решил проверить некоторые из адресов, вооружился рекомендательными письмами и отправился с визитами.
(21) Саша имел приятную наружность, при этом был общителен и уверен в себе, и, хотя родительский дом не дал ему подобающего воспитания, сметливость, умение перенять и бойкий нрав, данные ему от природы, легко восполнили пробелы образования. (22) Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.
(по отрывку из книги Н. Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)
2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Фёдор Пахомыч Белов начал писать так много писем важным адресатам?»
- Он любил писать письма.
- Он хотел устроить судьбы своих детей.
- Ему нечего было делать.
- Он писал письма только богатым родственникам, чтобы попросить денег в долг.
3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- Беловы еле сводили концы с концами.
- Вспомнил он также всех родственников от Литвы до Урала, правильно полагая, что и от них может быть какая-то польза.
- Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.
- Скоро он был принят во многих домах, и принят радушно.
4Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С-, если после неё следует глухой согласный.»
5Из предложений 16-17 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН.»
6Замените устаревшее слово СКАРБ в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7Замените словосочетание С РОДИТЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8Выпишите грамматическую основу предложения 15.
9Среди предложений 16-19 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Желание помочь многочисленной родне вынудили Федора Пахомыча заняться делом, (1) казалось бы, (2) вовсе ему не свойственным, (3) — он начал писать письма, (4) и этот эпистолярный труд скоро стал главным занятием в его жизни.
11Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.
12В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными подчинительной связью.
Всенижайше прошу Вашего сиятельства простить мне, (1) убогому, (2) в моем дерзновении засвидетельствовать должное почтение и преданность мою…»- писал он важным адресатам, (3) с коими состоял ранее в однополчанах.
13Среди предложений 12-14 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14Среди предложений 20-22 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему учительнице литературы интересно было именно с Марсом? »
1) Сочинение о лирике Маяковского переписывал четыре раза, пока, наконец, не получилось то, что соответствовало его пониманию поэта. Однако точка зрения ученика оказалась столь неожиданной, что учитель оценить сочинение не смог.
2) То диспут затеет о Раскольникове, то о Есенине спор заведёт…
3) Для других мнение учителя безапелляционно, а у него обо всем своё собственное. Согласитесь, не так уж часто встретишь такую личность.
4) Преподавателю литературы Марс вообще доставлял много хлопот.
(1)В свои тринадцать лет он не умел кататься на лыжах. (2)Ничего удивительного или зазорного в этом не было: ведь в Сыктывкар Марс Шабакаев приехал
из жаркого Таджикистана, где видел снег только по телевизору. (3)Однако Марс не искал оправданий. (4)Вечерами, когда темнело, он уходил с мамой на освещённую трассу. (5)А уже через месяц со сверстниками сдавал нормы.
(6)И вдруг новое разочарование. (7)Выяснилось: он хуже всех в классе знает химию. (8)Премудрость посерьёзнее лыжной. (9)Чтобы её постичь, Марсу потребовалось уже два месяца.
(10)Бесспорно, ученик он способный, но упорный не менее. (11)Сочинение о лирике Маяковского переписывал четыре раза, пока, наконец, не получилось то, что соответствовало его пониманию поэта. (12)Однако точка зрения ученика оказалась столь неожиданной, что учитель оценить сочинение не смог.
(13)Преподавателю литературы Марс вообще доставлял много хлопот. (14)То диспут затеет о Раскольникове, то о Есенине спор заведёт… (15)Для других мнение учителя безапелляционно, а у него обо всём своё собственное.
— (16)Хоть бы раз что на веру принял, — говорит учительница и тут же добавляет:
— (17)Но именно с ним и было интересно. (18)Согласитесь, не так уж часто встретишь такую личность.
(19)Соглашаюсь. (20)И думаю об истоках. (21)О маме.
— (22)Пообещай не сердиться, — выпалил однажды Марс, едва Галина Ахияровна переступила порог.
(23)Нелегко же сдержать обещание, когда в новой, только что повешенной занавеске увидела зияющую дыру. (24)А роза, извлечённая из ткани, потеряла форму и являла зрелище скорее печальное, нежели прекрасное. (25)Мама не стала ругать сына. (26)Она отдала сына в художественную школу.
(27)Заходит разговор о желаниях бренных, и слышу: (28)«Я старалась ни в чём ему не отказывать, а он и не просил ничего». (29)Видимо, и «не отказывать ни в чём» можно по-разному.
(30)Среди школьных тетрадок — несколько карандашных рисунков.
(31)Дискотека. (32)Нарисовано так, что с листа «слышно», как надрывается магнитофон. (33)А в углу надпись: (34)«Глухая тишина». (35)На стене «грустит» Ассоль. (36)Марс очень любил Грина.
(37) Он мог стать художником и творчеством своим утверждать добро.
(38) Но так ли уж важно, кем бы стал Марс? (39)Очевидно одно: что бы он ни делал, делал по-настоящему. (40)Танцевал — так заглядывались. (41)На морозе строили детский снежный городок, так как мы зарабатывали деньги на поездку в Псков; некоторые кое-как слепят фигуру и быстрее греться, а его в дом не загонишь. (42)Никогда не держал топора в руках, а пришлось дом строить — вряд ли кто лучше справился бы. (43)Дом распланировал так, чтобы вокруг зелени много было. (44)Из леса рябинку принёс, посадил у калитки, переживал: не примется, уж слишком хрупкая была…
(45)Когда подошёл срок службы, попросился туда, где труднее. (46)Он сам настоял на Афганистане. (47)А ведь у Марса был выбор.
(48)При выполнении боевого задания отделение, которым командовал младший сержант Шабакаев, было обстреляно. (49)Марс одним из первых занял оборону. (50)Автомат его замолчал одним из последних. (51)Тяжело раненный, он продолжал прикрывать товарищей.
(По Н. Майданской)
1
Задания А1, А2
2
Формулировка задания: в каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?» 1.(1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго — месяц или полтора. 2.(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. 3.(8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. 4.(22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.
3
Что должен знать ученик, выполняя задание А1: в спецификации контрольных измерительных материалов ГИА 2012 года сказано, что в вопросе А 1 востребовано знание следующих тем: «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста».
4
1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз (не беспокойтесь о времени, как правило, выпускники выполняют экзаменационную работу за три часа, даже не используя предлагаемые четыре, что, конечно же, опрометчиво — лучше внимательно все читать, проверять, не спешить). 2. Вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ. 3.Определите, какая из предлагаемых цитат соответствует вопросу (аналитическое прочтение предлагаемого текста поможет найти правильный ответ; в случае неудачного выбора ответа вы сразу же почувствуете логическое несоответствие).
5
В нашем случае предлагаемый первый ответ не соотносим с содержанием вопроса. В вопросе — почему рассказчик наслаждался книгой, а в ответе 1: «Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго — месяц или полтора». То есть ответ 1 дан на вопрос «Как долго рассказчик читал свою книгу?», а не на вопрос, указанный в задании.
6
((3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.) — это ответ на вопрос: что казалось рассказчику?
7
Этот ответ предполагает, что вопрос, на который нужно ответить, был сформулирован примерно так: куда отправлялся рассказчик после чтения книги? чем занимался рассказчик, закончив читать?
8
А вот ответ 3 является правильным. Очень тяжело было проживать военные годы, и чтение литературы, позволяющей соприкоснуться с мирным временем, питало надежду на лучшее будущее и позволяло на время отвлечься от тяжелых событий повседневности.
9
Формулировка задания: укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоянство» (предложение 9). 1)неизменность 2) верность 3) твёрдость 4) неподвижность
10
уметь анализировать текст, владеть достаточным словарным запасом, чтобы понимать лексическое значение слов и правильно их употреблять в предложении.
11
Предлагается синонимический ряд, из которого следует выбрать необходимое по заданию слово: 1)неизменность 2) верность 2)3) твёрдость 4) неподвижность Поместим каждый из синонимов в предложение 9 вместо слова «постоянство».
12
Неизменность мирной жизни, ее устоев — вот, что приятно вспомнить мальчику в военные годы и о чем он тоскует. Первый ответ оказывается верным, но рассмотрим и другие предлагаемые варианты.
13
В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова дается следующее объяснение лексического значения слова «верность»: «стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга». Сразу же возникает вопрос: чьей верности или верности кому? чему? Чувствуется смысловое несоответствие, если заменить слово «постоянство» словом «верность» в предложении 9.
14
Твердость — это стойкость, внутренняя сила в убеждениях, в характере, в поступках. Но вряд ли мальчик тоскует о стойкости, когда вся страна проявляет именно это качество характера, воюя с врагом, не только на фронте, но и в тылу, внося свою трудовую лепту в идущую битву.
15
Неподвижность — многозначное слово, лексические значения которого так определяются в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова: 1. не передвигающийся, остающийся в одном и том же положении; 2. не меняющий своего выражения, лишенный выразительности. Ни в одном из своих значений это слово не вписывается в предлагаемый в задании контекст.
16
1. Определите лексическое значение предлагаемого в задании слова. 2. Обратите внимание на смысловые, стилистические оттенки значений слов того ряда, что вам предлагается в вариантах ответа. 3. Поместите в указанное предложение каждое из слов, предлагаемых в вариантах ответа, взамен слова, лексическое значение которого следует определить. 4. После произведенной замены вслушайтесь в новое звучание и значение предложения. 5.Определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе произведенной замены своей смысловой цельности (в случае смыслового несоответствия вы сразу же определите нарушение и найдете правильный ответ): если предложение не потеряло своей смысловой цельности — ответ верен; если смысл предложения изменился – ответ неверен.
17
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «опростоволоситься»? (предложение 34) Какважно не опростоволоситься перед ним! 1. опорочить себя 2. совершить промах 3. выдать себя за другого человека 4. не понравиться
18
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «держать» (предложение 35). Пасеку в сто ульев держишь — копейку отдать жмешься. 1. не отпускать от себя, заставлять быть при себе 2.класть, помещать куда-нибудь 3. служить опорой чему-нибудь, поддерживать 4. вести какое-нибудь дело, предприятие
19
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «потупясь» (предложение 11). Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык. 1. опустив глаза 2. сосредоточившись 3. задумавшись 4.молча
20
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «бродим» (предложение 3). (3) Вечером мы бродим с Люсей по набережной. 1. с трудом идем 2. путешествуем 3. медленно ходим 4. б блуждаем
21
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ассоциация» (предложение 12). Этаассоциация промелькнула, по-видимому, у всех нас, и мы смеемся. 1. наблюдение за чем-либо 2. связь в воображении двух или нескольких образов 3. добровольное объединение людей по какому-то признаку 4. союз нескольких предприятий
22
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ошеломлять» (предложение 46). (46) Ни одна смерть на передовой не ошеломляла так, как эта сильно удивлять 2. потрясать 3. внезапно озадачивать 4.ослеплять
23
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «значительнее» (предложение 23). (23) И тем значительнее виделось ему его дело там замечательнее 2. интереснее 3. важнее 4.выразительнее
24
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «первые» (предложение 2). (2) Впереди синело чистое небо, и первые звёзды дрожали над чёрными кронами тополей. 1. лучшие 2. ранние 3. главные 4.основные
25
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «заворожённость» (предложение 25). (25) Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости… очарованность колдовство любовь неподвижность
26
У кажите, в каком значении употребляется в тексте слово «чтила» (предложение 16). (16)Люся высоко чтила этого мастера. 1. относилась с уважением 2. относилась с пониманием 3. относилась как к начальнику 4. относилась с подобострастием