В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной

В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной thumbnail

1. В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законом и правил человеческих взаимоотношений?
«Поучение Птахотепа»
«Книга мертвых»
«Поучение гераклеопольского царя своему сыну»
все ответы верны

2. Кому в Древнем Китае принадлежит договорная концепция возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти?
Хань Фэй
Лаоцзы
Моцзы
Цзын Чань

3. В чем заключается консервативно-утопический и реакционный смысл концепции даосизма?
призыв к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях
отказ от письменности, орудий труда
тотальная критика культуры и достижений цивилизации
все ответы верны

4. Назовите кредо юридического позитивизма
анархизм
аскетизм
формализм
нигилизм

5. В «Слове о полку Игореве» автор использовал новый политический термин — «господин». Это термин отражает:
понимание всемогущего и всесильного бога
идею единовластия, получившую глубокую разработку в период образования Русского централизованного государства
раздробленность Киевской Руси, и безраздельное господство феодалов на своей вотчине
церковную власть, ее превосходство над светской властью

6. Членом какого общества был П.Я. Чаадаев?
«Союза благоденствия»
«Общество соединенных славян»
Южное общество
«Аллой розы»

7. Важнейшим средством свержения царизма В.И. Ленин считал:
вооруженное восстание
индивидуальный террор
политический диалог с Государственной Думой
все ответы верны

8. Как вы понимаете термин «нирвана»?
узкий круг приверженцев буддизма
состояние высшей просветленности
доброе отношение к другим людям
рационалистический подход к политико-правовой мысли

9. Что является основным источником мусульманского права?
идеология Корана
идеология шиизма
идеология суннизма
все ответы верны

10. В «Сказании о царе Константине» И.С. Пересветов доказывает, что главная причина захвата Константинополя турками состояла в:
слабоволии византийского императора: «А немочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды….»
предательстве Византией православия
засилии византийских вельмож, которые «измытарили» государство, ограбили его казну, брали «посулы…. с правового и виноватого»
непобедимости сильной и дисциплинированной турецкой армии

11. Согласно какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти персона императора является точкой связи с высшими, небесными силами?
древнекитайскому
древнеегипетскому
древнегреческому
древнеримскому

12. Что понимает под словом «благодать» автор «Слова о законе и благодати»?
идеализация государственного строя при Ярославе Мудром
процесс усиления феодальной власти в Киевской Руси
то, что лежит в основе Нового завета, синоним истины
социальная политика, направленная на смягчение классовых противоречий

13. Важнейшим произведением Ибн Халдуна является:
«Книга назиданий»
«Сборник проповедей»
«Мир Ближнего и Среднего Востока»
«О взглядах жителей добродетельного города»

14. Какой термин был введен в политико-правовой обиход монархомахами — писателями, защищавшими интересы дворянско-оппозиционных кругов?
«суверенитет народа», «общественный договор»
«законность государственной власти»
«право на сопротивление»
все ответы верны

15. Воззрения французского утопического социалиста А. де Сен-Симона на государство и право определялись его концепцией:
народного восстания
исторического прогресса
буржуазного либерализма
тотального коммунизма

16. Найдите ложное суждение. В структуре гражданского общества Г. Гегель выделяет такие сословия:
субстанциальное (землевладельцы — дворяне и крестьяне)
промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники)
всеобщее (чиновники)
криминальное (воры, рецидивисты)

17. Назовите известного итальянского политического деятеля конца XIX в., ученика К. Маркса и Ф. Энгельса
А. Лабриола
А. Бебель
В. Либкнехт
П. Лафарг

18. Ш. Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Эта идея была использована при создании:
Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 г.
К. Гельвецием произведения «Разделяй и властвуй»
Д. Дидро сочинения «Племянник Рамо»
П. Гольбахом сочинений «Естественная политика», «Система природы»

19. Раскройте смысл теории элит (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное) Г. Моски, В. Парето.
политическая жизнь есть борьба, смена, «циркуляция» элит
принадлежность к элите зависит от способности тех или иных людей руководить массами, господствовать над подчиненными «классами», навязывать свою волю другим
идея неспособности народных масс к управлению
все ответы верны

20. Какой вид властвования по Цицерону является уродливым?
тирания единоличного владыки
власть толпы
господство клики
все ответы верны

21. Кто является основоположником даосизма?
Лаоцзы
Конфуций
Моцзы
Хань Фэй

22. Что является, по Аристотелю, критерием уравнивающей справедливости гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания?
«арифметическое равенство»
«геометрическое равенство»
магия чисел
аксиоматические выводы

23. Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии?
Дж. Уиклиф
Ян Гус
М. Лютер
М. Падуанский

24. Назовите представителя юридического позитивизма второй половины XIX в
Г. Канторович

25. Ключевую роль в арсенале диалектики как метода исследований истории политических и правовых учений играет принцип:
релятивизма
гностицизма
рационализма
историзма

Источник

Выбрать главу

Та или иная версия божественного происхождения земной власти и порядка является, таким образом, общеобязательной моделью соответствующего их устроения и одновременно господствующей идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представлений, взглядов, точек зрения и т. п.: сомнение в мифе есть начало его рационализации, но это, как правило, дело довольно позднее.

Различные версии мифа представляют интерес прежде всего как познавательное отражение в форме мифа различных вариантов упорядочения и регуляции соответствующих общественных отношений.

Читайте также:  Какие элементы содержатся в грибах

В мифах ряда народов говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. Так, в своей «Истории» Геродот сообщает, что, согласно источникам, со времени первого египетского царя до времени геродотовского посещения Египта (V в. до н. э.) прошло 341 поколение верховных жрецов и царей и в течение всего этого времени (11 340 лет) в Египте правили только смертные люди. До этого же, по словам жрецов, «в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми, и один из них всегда был самым могущественным». Сходные представления о богах как первоначальных правителях и законодателях имеются и в древнегреческой мифологии (мифы о правлении Крона, Зевса, Афины и т. д.).

Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный Бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей). Заслуживает внимания используемое здесь представление о договорном характере власти.

Законы еврейского народа, по священному учению евреев, получены Моисеем прямо от Бога (законодательство Моисея). В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от имени Бога, но в экстраординарных ситуациях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса и т. п.).

Весьма оригинален древнекитайский миф о божественном происхождении и характере земной власти, согласно которому именно персона верховного правителя Поднебесной (т. е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям, в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица и государственный аппарат в целом — лишь помощники личностной власти правителя. Источники сообщают, что некоторые правители из-за слабости их личной потенции и на самом деле отказывались от власти.

Приведенные мифические версии о божественном характере земных порядков лежат в основе более конкретных воззрений о власти, управлении, праве, справедливости, правосудии и т. д.

В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат (Маат). Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараона, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они соответствуют (или должны по своему смыслу соответствовать) ма-ат — естественно-божественному порядку справедливости. Понятие «ма-ат» здесь несет, по существу, ту же смысловую нагрузку, что и понятия «рта» (рита) в Ригведе (священных гимнах индоариев), «дао» — в древнекитайской мифологии, «даке» — у древнйх греков и т. д.; речь во всех этих случаях идет о «правде-справедливости», которая в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно-божественное) право.

Восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений содержится в целом ряде древнеегипетских источников, в частности в «Поучении Птахотепа» (XXVIII в. до н. э.), «Книге мертвых» (ок. XXV—XXIV в. до н. э.), «Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (ок. XXII в. до н. э.) и др. В «Поучении Птахотепа» присутствует представление о естественном равенстве всех свободных («нет рожденного мудрым») и обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу ка — своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения. В «Поучении гераклеопольского царя» наряду с многочисленными восхвалениями богов и божественной власти фараона содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно добиться милости богов в загробной жизни.

Источник

В целом ряде древнеегипетских мифов в качестве V «владыки справедливости» фигурирует бог Осирис. Наря­ду с этим в одном из мифов, по которому Осирис был убит своим братом, злым богом Сетом, начала добра и справедливости персонифицирует сын Осириса Гор.

По другому древнеегипетскому мифу правду, справед­ливость и правосудие олицетворяет богиня Маат (Ма-ат). Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фарао­на, жрецов и чиновников) и официально одобренных пра­вил поведения, в том числе и основных источников тог­дашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они соответствуют (или должны по свое­му смыслу соответствовать) ма-ат — естественно-божест­венному порядку справедливости. Понятие ма-ат здесь несет по существу ту же смысловую нагрузку, что п по­нятия рта (рита) в Ригведе (священных гимнах индоариев), дао — в древнекитайской мифологии, дике — у древ­них греков, правда — в древнерусском правосознании у (что, в частности, ярко отразилось в названии известно­го источника права «Русская Правда»): речь во всех этих случаях идет о правде-справедливости, которая в естест­венно-правовых концепциях правопонимания стала обо­значаться как естественное (или естественно-божествен­ное) право.

Читайте также:  В каких продуктах содержится магний и витамины группы в

Согласно божественной справедливости (ма-ат), все у» / люди равны по природе и наделены богами равными возможностями; нарушение такого равенства в человеческих отношениях является свидетельством отступления людей от божественного закона. Существенным фактором и мо­тивом, поддерживавшим божественно освященные устои официального порядка (тесно взаимосвязанные между. собой представления о божественной справедливости, правила религиозного ритуала, принятые обычаи и нра­вы, установления властей и судов), был страх перед на­казанием — при жизни или неминуемо после смерти — за те или иные прегрешения или проступки. Этот страх ус­пешнее всего культивировался там, где опирался на стойкую веру в бессмертие души и загробный суд богов.

Описывая нравы и обычаи древних египтян, Геродот (История, II, 37) 5 замечает, что они «самые богобояз­ненные люди из всех». Кроме того, он пишет: «Египтяне также первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в -другое су­щество, как раз рождающееся в тот момент. Пройдя через (тела) всех земных и морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорожденного ребенка. Это круговра­щение продолжается три тысячи лет. Учение это заимст­вовали некоторые эллины как в древнее время, так и не­давно. Я знаю их имена, но не называю» .

Ожидание суда Осириса — загробного, суда, cocтоявшего из сорока двух судей во главе с Осирисом, перед которым должен предстать и отвечать каждый человек,— было, несомненно, одной из основополагающих идей древ­них египтян, которая накладывала особый отпечаток как на все их правопонимание, так и, шире говоря, вообще на их отношение к запретам и дозволениям.

Из древнеегипетской «Книги мертвых» (ок. XXV— XXIV вв. до н. э.), представлявшей собой собрание ре­лигиозных, моральных и правовых установлений и запре­тов, видно, в частности, какие нарушения не должен был допускать человек, руководствующийся велениями спра­ведливости и рассчитывающий на благосклонность суда Осириса.

Представ перед этим судом, следовало произнести такую клятву: «Итак, вы знаете, владыки истины, что я вам приношу истину, и что я отвращаю от вас всякое зло. Я не делал вероломно зла никакому человеку, я не делал мерзостей в жилище истины, я не прилеплялся ко злу, я не творил зла. Как начальник людей, я не застав­лял работать сверх сил. Мое имя достигло верховной власти, мое имя достигло высших чинов, изобилия и власти. Своими делами я не сделал никого ни робким, ни больным, ни страдальцем, ни несчастным. Я не сде­лал ничего, что оскорбительно богам. Я не позволял господину обижать его раба. Я не заставлял голодать. Я не причинял никому слез. Я никого не убивал. Я ни­когда не приказывал убивать изменнически. Я не лгал ни одному человеку. Я не грабил запасы в храмах. Я не уменьшал яств, посвященных богам. Я не похищал ни хлебов, ни повязок у мумий. Я не прелюбодействовал. Я не совершал гнусного преступления с жрецом моего прихода… Я не уменьшал съестных припасов. Я не на­жимал на гири весов. Я не обманывал и в гирях весов. Я не отнимал молока от рта младенца. Я не истреблял животных на их пастбищах. Я не брал из силков птиц богов. Я не ловил сонной рыбы. Я не спускал воду во время половодья. Я не отводил течения канала. Я не гасил пламени в его час. Я не обманывал богов при их отборных жертвах. Я не сгонял животных с божьих земель. Я не чинил препятствий богу при его выходе. Я чист, чист, чист!!!» 6.

Перечисляемые в приведенной клятве запрещенные поступки по-своему очерчивают смысл и границы тогдашнего понимания справедливости, идею общеобязательно­сти соблюдения ее требований.

Восхваление божественной справедливости как осно­вы земных порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений содержится и в ряде других древне­египетских источников, в частности, в «Поучении Птахо-тепа» (Птаххетепа) (XXVIII в. до н. э.), «Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (ок. XXII в. до н. э.), и др.7 В «Поучении Птахотепа» подчеркивается естест­венное равенство всех свободных («нет рожденного муд­рым») и обосновывается необходимость соответствия по- -ведения человека принципу ка — своеобразному крите­рию добродетельного и справедливого поведения. В «Поучении гераклеопольского царя» наряду с много­численными восхвалениями богов и божественной власти фараона содержится призыв не делать ничего несправед­ливого и противозаконного, ибо только таким поведени­ем можно добиться милости богов в загробной жизни.

В этом же «Поучении» правитель характеризуется как человек, «творящий правду» и стремящийся к спра­ведливости. Обращаясь к своему сыну-наследнику, автор «Поучения» (царь Ахтой) советует ему: «Возвышай тво­их вельмож, и да делают они твои законы».

Приведенные положения о справедливости и законах отражают воззрения (во многом идеализированные) гос­подствующих кругов древнеегипетского общества, заин­тересованных в изображении существовавших порядков как божественных и справедливых, вечных и неизмен­ных. Действительность, разумеется, была весьма далека от подобных идеализированных представлений. Об этом убедительно свидетельствуют широкие народные выступ­ления против знати. Так, в «Речении Ипусера (Ипуве-ра)» говорится об одном таком движении (ок. 1750 г. до н. э.), в котором приняли участие низы общества и рабы. Описывая гражданскую войну низов против вер­хов, Ипусер, будучи сам вельможей, сетует на происшед­шие «страшные перемены», содеянные «беззаконниками». Ипусер с горестью упоминает, в частности, о том, что судебные палаты были разграблены и разрушены, а хранящиеся в них свитки законов выброшены на улицу и растоптаны.

Читайте также:  Какие пигменты содержатся в моркови

Такое противоположное отношение к законам со сто­роны знати и восставших низов весьма характерно: то, что для одних представляло справедливость и порядок, для других было олицетворением ненавистного строя.

Скептицизм и критичность в отношении господство­вавших представлений о справедливости отчетливо про­являются в «Беседе разочарованного со своей душой» (ок. XXII—XXI вв. до н. э.), в которой рисуется яркая картина господства зла и насилия в отношениях между людьми и делается такой вывод: «ныне везде и всюду зло и несправедливость».

Господствовавшие воззрения о должном и справедли­вом порядке опирались на жесткие требования всесиль­ной религиозной идеологии, на освященную божествен­ным авторитетом широкую систему официально канони­зированных запретов, на суровые земные наказания и глубоко внушенный страх перед потусторонним судом.

Мифологически и религиозно окрашенные представ­ления о дозволенном и недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли па источ­ники древнеегипетского права — нормы обычного права, законодательство, административные распоряжения и судебные решения. Правосудие осуществлялось самими должностными лицами, жрецами и чиновниками во гла­ве с фараоном, и зачастую в ходе судебного разбиратель­ства того или иного спорного дела устанавливалась но­вая правовая норма. Упоминание в различных древнееги­петских источниках о свитках законов свидетельствует о развитости законодательства в качестве одного из источ­ников права. Первым среди законодателей Египта обычно называется фараон Менее (III тысячелетие до п. э.), объединивший Верхний и Нижний Египет.

Геродот среди древнеегипетских законодателей назы­вает и фараона Асихиса (ок. 2480 г. до п. э.). «Когда в правление этого царя, как передавали жрецы, деньги почти совершенно исчезли из обращения, в Египте был издан закон, (по которому) разрешалось брать деньги в долг под залог мумии собственного отца. А к этому зако­ну был прибавлен еще вот какой. Заимодавец вступал во владение всей семейной усыпальницей должника, и в случае неуплаты долга должника ожидала вот какая кара: и сам он после кончины лишался погребения в семейном или в каком-либо другом склепе, равно как и его потомки» (Геродот, История, II, 136).

Ряд законодательных актов был принят при Рамзе-се II (XIII в. до и. э.) и Бокхорисе (VIII в. до п. э.). Законами Бокхориса (они занимали 40 свитков) было запрещено долговое рабство. Кроме того, они предусмат­ривали оформление договоров на обычном светском язы­ке, а не посредством особых священных формул, доступ­ных лишь жрецам. Это было существенной вехой на пути десакрализации правовых отношений. Официальная идео­логия, насаждавшая культ личности фараона, стремилась представить его в качестве верховного защитника спра­ведливости, законов и правосудия. Законность восхваля­лась как большое достоинство правления того или иного фараона. Так, Аменхотеп II велел в числе своих заслуг отметить, что он «не нарушал постановлений закона».

Отношение правителей к законам учитывалось и в официозной хронике жрецов о фараонах. Об этом свиде­тельствует, например, Геродот, беседовавший со жреца­ми. «Так вот,—пишет он (История, II, 124),—до време­ни царя Рампспнита, рассказывали далее жрецы, при хороших законах Египет достиг великого процветания. Однако его преемник Хеопс вверг всю страну в пучину бедствий».

Ряд древнеегипетских мифологических, религиозных, этических, правовых и законодательных представлений и положений оказали определенное влияние на воззрения и установления других народов древности. Подобное влияние, в частности, испытали и древние греки, под­держивавшие дружественные связи с египтянами и осве­домленные об их делах. Так, знаменитый афинский рефор­матор и законодатель Солон, отменивший, в частности, долговое рабство среди афинян в 594 г. до н. э., по всей видимости, знал об аналогичных мерах своего египетско­го предшественника Бокхориса. О связях Солона с петскими жрецами, его интересе к установлениям егип­тян и некоторых его заимствованиях из их законодатель­ного опыта упоминает и Геродот. Он пишет: «Амасис также издал вот какое постановление египтянам: каж­дый египтянин должен был ежегодно объявлять прави­телю округа свой доход. А кто этого не сделает и не смо­жет указать никаких законных доходов, тому грозила смертная казнь. Афинянин Солон перенял из Египта этот закон и ввел его в Афинах. Еще и поныне он там сохранился как самый превосходный закон» (История, И, 177).

Подобное влияние правового и законодательного опы­та Древнего Египта на политико-правовую жизнь других народов и, в частности, такого развитого в, духовном от­ношении, как эллины, свидетельствует о несомненных достижениях древних египтян в области правопонимания, законотворчества и правовой культуры в целом.

Источник