В какой части текста содержится вывод

Многие учащиеся совсем не понимают, как определять основную мысль текста, несмотря на то что это достаточно простой навык, который отрабатывается с помощь алгоритма.

Работа над пониманием текста в средней школе почти не ведется, но на всевозможных контрольных работах, присланных сверху, часто проверяют умения и навыки, связанные с пониманием текста. ВПР по русскому языку также содержит задания, где требуется определить тему и правильно записать основную мысль.

Для того чтобы научиться правильно выполнять это задание, нужно иметь теоретические знания, связанные с понятием текст.

Что такое текст и как его составляют?

Человеческая речь развивается постепенно. Каждый человек начинает осваивать устную речь уже на первом году жизни. Сначала мы учимся произносить гласные звуки, потом начинаем использовать согласные и тут же составляем из них слоги и простые слова.

При таком навыке используется три единицы речи: фонетические -звук, слог и лексическая единица речи — слово. К трем годам ребенок начинает говорить простыми предложениями. К пяти он может использовать эпитеты, и вполне способен распространить простое предложение определениями, то есть он начинает использовать синтаксические единицы речи, объединяя словосочетания в предложения.

Предложение — это самая крупная единица речи, и без них текста не получится. Но предложения нужно правильно соединять, чтобы было понятно, как развивается мысль, и к какому выводу нас ведет рассказчик.

Уже в дошкольном возрасте человек начинает интуитивно составлять понятные высказывания на определенную тему. Дети могут рассказать, где они были, что делали и видели. Ребенок, показывающий речевой навык, позволяющий ему составить устный рассказ или текст, использует несколько предложений, объединенных одной темой, идеей и основной мыслью.

Каждый раз, когда хочется рассказать историю, человек формирует высказывание на определенную тему. Дети и взрослые не просто так рассказывают. Они хотят донести до слушателя информацию, которая их особенно волнует.

Если их речь будет внутренне организованной и относительно законченной, то полученное высказывание можно назвать текстом. Тогда у созданной единицы речи проявится основная мысль, которую старается уловить слушатель, чтобы осознать услышанное.

Текст — это высказывание на определенную тему, а основная мысль — это что именно сказал человек на эту тему.

В школе детей учат осмысленному пониманию структуры письменного текста и его особенностей. Рассматривают различные композиции текста, учитывая три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип речи требует своей уникальной структуры.

Текст — это самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.

Чтобы текст был логически построенным и законченным, легко читался, люди используют абзацы. Каждый новый абзац содержит в себе новое высказывание, раскрывающее основную тему. Лингвисты утверждают, что абзац пишут на определенную микротему, помогающую говорящему раскрыть через пример какую-то мысль, позволяющую слушателю понять суть высказывания. Сколько в тексте абзацев, столько и микротем.

Микротемы нужны для полного раскрытия темы.

Чтобы понять, что такое микротема, представьте себе коробку, на которой написано «подарок» и где лежат смартфон, конфеты и цветы. Подарок — это тема, а вещи, лежащие внутри и преподнесенные в дар, — это микротемы.

Как определяют основную мысль в тексте

Основная мысль заложена во всем тексте. Чтобы слушатель смог понять, в чем смысл высказывания, автор текста начинает развивать свою идею с самого начала, переходя от одной микротемы (абзаца) к другой. Когда рассказчик считает, что он полностью высказался по данной теме, он делает вывод и заканчивает свою речь.

Чтобы определить основную мысль текста нужно:

  1. Прочитать весь текст.
  2. Определить тему высказывания.
  3. Ответить на вопрос: Что именно сказал автор на эту тему.
  4. Вычитать каждый абзац, выбрав в нем главное предложение, подчеркнув его.
  5. Сократить выбранные предложения, оставив только словосочетания, в которых заключена важная информация, раскрывающая отношение автора к рассматриваемой теме.
  6. Соединить выбранный материал в одно-два предложения, используя различные средства связи, и создать ответ, в котором бы отразилась основная мысль текста.

Внимание: распространенной ошибкой многих учащихся является попытка при определении основной мысли текста создать полностью самостоятельное суждение без слов автора, используемых в тексте. В этом случае ученик совершает подмену. Он заменяет слова, которые сказал автор, на свои, близкие по смыслу, но искажающие истинную мысль автора.

Читайте также:  В каких продуктах содержатся больше витаминов

Как определить и записать основную мысль на практике?

Чуть ниже представлен текст о букве ё. Автор составил высказывание, в котором он размышляет о важности буквы ё в русском алфавите. Он написал 3 абзаца, и в каждом раскрыл микротему. В каждом абзаце имеется 1 предложение, которое несет в себе основную смысловую нагрузку. Все эти предложения выделены жирным шрифтом.

В русском алфавите есть две очень похожие буквы — «ё» и «е». (2)Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. (3)Она уникальна тем, что имеет точную дату рождения. (4)В России даже отмечают её именины 29 ноября. (5)В Древней Руси буквы «ё» не было ни в одном из славянских языков. (6)Вместо неё писали две буквы — «и» и «о». (7)В 1783 году на заседании совета Российской академии княгиня Екатерина Дашкова поставила вопрос об удобстве написания слов и предложила ввести новую литеру — букву «ё».

(8)Как возникла идея поставить над буквой «е» две точки? (9)При царице Екатерине было модно всё немецкое, и когда было принято решение о введении новой буквы в российский алфавит, к букве «е» прибавили две точки наверху по образцу некоторых немецких букв. (10)Существует и другая версия, что букву «ё» заимствовали из французского языка. (11)Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. (12)Даже буква «ё» долгое время считалась неприличной.

(13)Судьба новой буквы была непростой. (14)При советской власти для экономии типографской краски букву «ё» печатали без точек, таким образом, поставили её на одну доску с буквой «е». (15)Однако исчезновение точек над буквой «ё» может полностью изменить смысл слова. (16)Так, например, фамилии многих людей стали звучать неправильно. (17)На защиту буквы стали руководители многих организаций и учёные. (18)Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. (19)На протяжении веков она преображала наш язык и делала его более разнообразным и ярким. (20)Убрав из алфавита букву «ё», мы сделаем наш богатый русский язык более простым.

Наша задача — сделать из трех предложений одно сложное, которое и будет раскрывать основную мысль текста.

Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. — Это три выделенных предложения из абзацев. Теперь из них создаем сложное предложение, которое передаст дословно основную мысль текста:

Буква «ё» в русском алфавите самая молодая, и ее появление вызвало огромное негодование, но важность этой буквы в русском языке трудно переоценить. — Это сложное предложения является основной мыслью, которое выразил автор, рассказывая о букве ё.

Источник

Вопрос очень интересный, так как на сегодняшний день общая теория текста иль формируется.

Вы наверняка помните из курса школы, что предложение это минимальная семантическая единица, выражающая законченную мысль. На самом деле наличие предикативной связи в словосочетаниях является необходимым условием законченности и целостности высказывания, но не достаточным условием полноты и непротиворечивости.

Мною доказана центральная предельная теорема семантики, которая показывает, что достаточным условием полноты и непротиворечивости высказывания является фрактальное мультипредикативное множество словосочетаний третьего порядка, к которому сводится меж-фразовое единство или абзац при актуальном членении текста. Для такого множества операндом фрактальных преобразований являются слово, словосочетание, простое предложение, которые оказываются равноправны с точки зрения функциональной роли в структуре высказывания и семантических значений ее элементов.

Согласно моим исследованиям, для любого языка законченное высказывание членится на восемь функциональных частей (каждое со своей ролью в структуре высказывания). К рассмотрению предлагается обобщённая модель предикации (Q-модель), полносвязной сети хабов, топология которой совпадает с кубом, вершины которого получены в результате актуального членения семантического графа на функциональные части. В основу Q-модели положена оппозиция темы и ремы предикации, формируемая четырьмя дихотомиями противопоставления (диагоналями семантического куба):

1) субъект (А1) — объект (А7), то есть основные актанты предикации, образующие главную актантную диагональ;

Читайте также:  Какой витамин содержится в рыбьем жире растительном масле моркови

2) предикат (А2) — свойства номинируемого субъекта (А8), влияющие на истинность предикации, образующие главную предикативную диагональ;

3) частные признаки субъективных свойств номинируемого субъекта (А5) — объективные обстоятельства предикации (А3), то есть сирконстанты, наличие которых обуславливает уникальность экземпляра сценария предикации, образующие главную сирконстантную диагональ;

4) основные классификационные свойства субъекта (А4), формирующие его интенсионал — адресат или бенефициар предикации (А6), уточняющий значение косвенного объекта предикации для субъекта, образующие главную параметрическую диагональ.

Все эти функции можно выявить уже на уровне членов простого предложения:

1) субъект предикации (подлежащее) — объект предикации (прямое дополнение)

2) предикат (сказуемое) — частные признаки субъекта, актуальные для момента предикации (обособленные определения: приложения, определительный и причастные обороты)

3) частные признаки субъекта (несогласованное определение) — объективные обстоятельства предикации (обстоятельство)

4) Основные классификационные качества субъекта (согласованное определение) — косвенный объект предикации, адресат или бенифициар (косвенное дополнение).

На уровне текста в качестве слова, словосочетаний или простого предложения, рассматриваются абзацы и их функциональные группы. Но их семантические роли в структуре сложного высказывания сохраняются. Их функциональные значения выявляются благодаря проверке гипотез на основе применения метода перекрестного противопоставления Аристотеля.

Источник

В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия текста. Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.

Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.

Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Тема текста – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея текста – это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке.

Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. Например, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения, – абзацы. Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными. Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений: цепную и параллельную. Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения. Средствами цепной связи могут быть следующие:

  1. лексический повтор;
  2. синоним, синонимичное выражение, перифразы;
  3. слова-«заместители»:
  • указательные, личные и притяжательные местоимения;
  • местоименные наречия;
  • союзные слова;
  • словесный пропуск и некоторые другие.
Читайте также:  Какие кислоты содержатся в яблоках

Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются.

Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в одинаковом порядке следования слов и единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:

1. Информативность. Любой текст должен нести определённую информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

2. Связность. Все предложения в тексте находятся в определённом порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приёмами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть. Можно выделить следующие виды связности:

  • локальная (выявляемая, например, в пределах абзаца);
  • глобальная (определяемая в рамках целого текста);
  • контактная (связанные компоненты текста находятся рядом друг с другом, в непосредственной близости);
  • дистантная (связанные компоненты отдалены друг от друга, между ними находятся отрезки текста определённого объёма).

3. Смысловая целостность (цельность). Текстом называется только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4. Завершённость. Текст можно считать завершённым, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи. Следует отметить, что завершённость (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения… Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нём, извлекаются именно из определённой ситуации.

Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение.

В описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений. В смысловом отношении основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика.

Схема текста-описания.

  1. Общее впечатление о предмете (явлении).
  2. Признаки предмета (явления).
  3. Отношение к предмету (явлению).

Повествование характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.

Схема текста-повествования.

  1. Начало события.
  2. Развитие события.
  3. Конец события.

Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей:

  • тезис (то, что нужно доказать или объяснить);
  • доказательство (объяснения, аргументация);
  • вывод (заключение, обобщение и т. д.).

Но нужно заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т. е. сокращенному, умозаключению). Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.

Схема текста-рассуждения.

  1. Вступление.
  2. Тезис.
  3. Доказательства (объяснения).
  4. Вывод.

Источник