В каких произведениях содержится философское осмысление поэтом собственного бытия

В каких произведениях содержится философское осмысление поэтом собственного бытия thumbnail

Сравнение и анализ прозы

В ходе выполнения шестнадцатого задания ЕГЭ по литературе ученику предстоит ответить на один вопрос, связанный с русской классической прозой. В отличие от прошлого задания, вопрос основан не только на приведенном стихотворении, а на сравнительном анализе его с другими произведениями отечественных поэтов.  В вопросе чаще всего требуется указать, какие авторы также обращались к теме указанного произведения, обосновать свой выбор и провести небольшое сравнение. Ответ должен состоять из 4-8 предложений; если у вас получается больше, и вы при этом не «льете воду» — можно писать больше. Приветствуется цитирование отрывков стихотворений по памяти, но если его нет – баллы не снимаются.

Система оценок

За данное задание можно получить 4 балла. Критерии его проверки аналогичны с критериями оценивания к заданию 14:

4 балла ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.

Произведение, по которому задается вопрос, в экзаменационной работе соответствует произведению из задания №15, поэтому в разборе мы не дублируем тексты стихотворений.

Разбор типовых вариантов заданий №16 ЕГЭ по литературе

Первый вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской по­э­зии со­дер­жит­ся фи­ло­соф­ское осмыс­ле­ние по­этом соб­ствен­но­го бытия и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ской «Элегией»?

В философской лирике многих поэтов часто затрагиваются вечные проблемы бытия: проблема добра и зла, правды и лжи, смерти, вечности, человеческой жизни и ее смысла. Тема осмысления собственного бытия также является центральной в произведении А. С. Пушкина «Элегия» — в нем говорится, что, несмотря на все тяжелые страдания и постоянные заботы, в жизни есть наслаждения и прекрасные мгновения. Лирический герой стихотворения принимает жизнь, невзирая на все ее сложности. Мотив переосмысления бытия звучит и в лирике С. А. Есенина, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Лирический герой, подобно пушкинскому в первой строфе «Элегии», думает о прожитых годах, чувствуя некоторую печаль, однако он все равно счастлив, что прожил эту жизнь: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».

Второй вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит лю­бов­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Фета?

Тема любви нередко встречается в стихотворениях русских классических поэтов. Особенно часто к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин. Любовь в их произведениях предстает как нечто, данное свыше и преобразующее человека. Такую любовь можно встретить, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или в произведении А. А. Блока «Незнакомка». Лирический герой стихотворения А. Фета благодаря любви может чувствовать во всем прекрасное; так же возвышающе и очищающе любовь действует на героев А. С. Пушкина и А. А. Блока.

Третий вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема твор­че­ства и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию Д. С. Самойлова?

Тема поэта и поэтического творчества часто затрагивалась русскими поэтами разных времен: А. С. Пушкиным, А. А. Ахматовой, Б. Пастернаком, М. В. Цветаевой. Д. С. Самойлов считает, что стихи рождаются после потрясений и страданий. Также считает и А. А. Ахматова, в одном из своих произведений говоря:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

И А. А. Ахматова, и Д. С. Самойлов радуются своему дару и наслаждаются нелегким поэтическим трудом.

Источник

В
задании типа С4 требуется практически всё то же самое, что и в задании С2.
Только здесь для сравнительно-сопоставительной характеристики необходимо
использовать только лирические произведения.

Сразу
рассмотрим несколько примеров (из комментариев на сайте 5litra.ru; орфография
сохранена):

С4.
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом
собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской
«Элегией»?

Пожалуй, многие поэты в
какой-то определенный период своей жизни приходили к философскому осмыслению
своего бытия. К таким поэтам можно отнести Пушкина (стихотворения «Элегия» и «19
октября 1827») и Лермонтова (стихотворение «Три пальмы»). Лермонтов писал: «И пали
без жизни питомцы столетий» («Три пальмы»). У Пушкина в стихотворении «19
октября 1825» ситуация схожа: «Пылай, камин, в моей пустынной келье… Печален
я: со мною друга нет.. Я пью один». В «Элегии» он же пишет: «Мой путь
уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море». Эти три произведения
объединяет мотив печали и беспросветности будущего. Находясь наедине с собой, лирические
герои, размышляют о смысле жизни, о судьбе, о предназначении человека и
благодаря этим размышлениям приходят к осмыслению своего собственного бытия.

Первое предложение
содержит оценочное суждение, «пожалуй», подобные вводные конструкции крайне
нежелательно употреблять в своих ответах. Это вполне очевидный факт: «Многие
поэты обращались к философской тематике в своих стихотворениях».

Второй момент, от
данного ответа так и веет косноязычием, «к таким поэтам», необоснованные
повторы «писал», «пишет». В целом, если говорить о работе, то мы видим только
перечисление произведений, сплошное цитирование, анализом это будет. Кроме
того, для сопоставления взято стихотворение «19 октября 1827», которое
почему-то отнесли к философской лирике, тогда как перед нами программное
пушкинское стихотворение, написанное к годовщине открытия Лицея, в котором
учился Пушкин. Находясь в ссылке, он не смог встретиться со своими
друзьями-лицеистами, поэтому написал это любовное, дружеское послание. Конечно,
пример этот зачтён на экзамене не будет.

Разберём следующий
ответ.

С4.Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть
сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?

В произведениях русских
поэтов неоднократно фигурировал образ моря. Так, в стихотворении Ф.И.
Тютчева «Море и утёс», в отличие от «Моря» В.А. Жуковского, представляет
собой неконтролируемую стихию, предназначение которой заключается в разрушении
и создании хаоса. Кроме того, природному образу посвящено произведение М.И.
Цветаевой «Молитва морю». М.И. Цветаева, как и В.А. Жуковский,
пытается осмыслить водную стихию с точки зрения философии. Она обращается к ней,
как к живому существу; отдаёт ей «свой беспомощный дух».

Видно, что автор
данного ответа много работал над тем, чтобы писать лаконично, коротко и по
сути, однако несколько перестарался в этом стремлении. Первый приведённый
пример можно не засчитывать, потому что экзаменуемый не подтвердил свой тезис
цитатой. Напомню, что в заданиях С4 хотя бы несколько слов из стихотворения
должны быть обязательно процитированы.

Второй пример –
стихотворение М.И. Цветаевой – можно засчитать, но с большой натяжкой,
потому что фраза «осмыслить водную стихию с точки зрения философии» вызывает
некоторые недоумения, что хотел сказать этим автор? Вероятно, стоило сказать
несколько по-другому, «Образ моря вызывает у Цветаевой философское размышление
о смысле жизни. Для неё море – всепоглощающая стихия, забирающая «детское горе”,
«беспомощный дух”. Жуковский и Цветаева говорят в своём стихотворении о
сокровенных мыслях, они делятся с ним своими воспоминаниями, переживаниями».

Поэтому стремление
настолько кратко характеризовать произведения, анализировать их – дурной тон. С
одной стороны, вероятность допустить ошибку меньше, но с другой стороны нам
необходимо дать полноценный ответ на поставленный вопрос. Поэтому нужно стремиться держать золотую
середину!

1. Выберите вопрос С4 и
напишите ответ, используя таблицу, – «Сопоставление лирических тем».

2. Не забываем читать
каждый день и учить стихи.

Теория уже начала откладываться в
памяти?

Источник

Напишем С3-С4 по стихотворению «Нищий» М.Ю.Лермонтова.

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

— — — — — — — — — — — — — — — — — — —

С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?

С4. В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?

37

Нравится

Показать список оценивших

Показать список поделившихся

с3. Композиционно стихотворение делится на две, на первый взгляд, несвязанные между собой части. В первой рассказывается о «просящем подаянья» нищем, а во второй – о влюбленном. Однако слова «нищий» и «влюбленный» в данном контексте синонимичны. Оба персонажа открыты и доверчивы, один просит лишь «куска хлеба», другой – ответа на чувства, но оба в итоге безжалостно обмануты. Вторая строфа, благодаря ассонансу на «у», будто бы передает стон нищего, его боль, а следующая за ним аллитерация вкупе с градацией из первой строфы усиливает проявленную черствость и бесчеловечность.

С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?
Стихотворение М. Ю. Лермонтова можно разделит на две части. В первой части автор рисует образ нищего, просящего «подаянья», а во второй рисует образ влюблённого человека. Образ нищего был введён для того что бы показать, что чувствует обманутый любовными чувствами человек.
» И кто-то камень положил
В его протянутую руку»-
этой строкой Лермонтов показывает презрении к любящему человеку. Именно как нищий чувствует себя отвергнутый человек.

DELETED

С 3.
Композиция и изобразительно — выразительные средства являются одними из главных критериев и помощников при анализе лирического произведения.
В стихотворении «Нищий» М. Ю. Лермонтов использовал прием антитезы. Оно(стихотворение) начинается с описания просящего подаяния нищего, а заканчивается описанием просящего любви лирического героя.
Показать полностью…

Завтра утром все работы будут проверены.

DELETED

А наши работы проверять не будете?..

DELETED

Извините,что поздно пишу.Немного коряво получилось,но главное-практика))
С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?
В стихотворении «Нищий» очень явно прослеживается параллельность событий,и при этом одно событие как бы является олицетворением другого.
В первых двух строфах М.Ю Лермонтов описывает «иссохшего бедняка,просящего подаяния»,но никто как-будто не замечает страданий человека.Эти строки проникнуты ощущением насмешки над положением нищего.»И кто-то камень положил в его протянутую руку.»
В последней строфе описываются чувства самого лирического героя,влюблённого,но отвергнутого.»Так я молил твоей любви /С слезами горькими, с тоскою». Михаил Юрьевич проводит параллель между каждой строчкой первых двух строф и последней.Из этого следует,что последние строки раскрывают смысл первой половины стихотворения.
Поэт подобрал яркое сравнение влюблённого,но отвергнутого человека с нищим и передал его через сопоставление таких глаголов, как «просил/молил».Лермонтов сумел передать душевное состояние лирического героя, не описывая его множеством эпитетов,а подобрав «образ-сопоставление».

DELETED

Нина, по-моему, вы отождествляете понятия «автор» и «лирический герой», чего делать нельзя. По крайней мере меня так учили. Нельзя ставить знак равенства между лирическим героем и автором.

DELETED

Маленький, даже когда мы точно знаем,что автор писал о себе?

DELETED

С3. Композиция стихотворения позволяет нам очень тонко и последовательно понять главную поэтическую мысль произведения.
Лирический герой сперва измотан физически («Бедняк иссохший, чуть живой»), забыт обществом: ему никто не оказывает помощь («И кто-то камень положил / В его протянутую руку»), а в конце обманут любовью.
Лермонтов также использует множество эпитетов и восклицательное предложение, чтобы в полной мере передать страдания лирического героя.

DELETED

Нина, так или иначе, но в стихотворении героем является не сам автор, а созданный им лирический герой.

DELETED

Маленький, Хорошо,я исправлю,спасибо за пояснение.)

DELETED

Не за что) Я спрошу сегодня еще раз у своего учителя, для точности и потом вам напишу. Хорошо? А то..вдруг я ошибаюсь)

DELETED

DELETED

Виктор, не дан четкий, ясный ответ. 2 балла

Маленький, нет цельного ответа. Вы пошли не по тому пути, по которому следовало бы идти. 2 балла

DELETED

А можно узнать, что именно не так? А то я пока не совсем понимаю.

DELETED

Маленький, вы сначала сказали про одно, добавили второе, к этому про третье написали и получился эдакий винегрет.
1 — слишком многословно
2 — разрывно
3 — логически неверно (должно быть так: вводная мысль, основная мысль, завершающая мысль).

DELETED

Нина, «очень явно», повтор фразы «влюбленный, но отвергнутый». Мелкие недочеты, которые портят ощущения от прочитанного ответа.

DELETED

Нина, попробуйте прочитать вопрос еще раз и удостоверьтесь, действительно ли вы даете ответ на данный вопрос. Насколько грамотно и точно. В зависимости от этого уже делайте какие-либо корректировки.

DELETED

С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль? стихотворение «Нищий» было написано Лермонтовым в 1830 году. основные темы лирического произведения являются тема одиночества, неверия в возможность взаимопонимания между людьми и тема любви. стихотворение можно разделить на две части. в центре первых двух строф образ нищего, который просит на кусок хлеба. черствость, бездушие и безразличие людей очень выразительно демонстрируется в последних двух строках второй строфы. в третьей строфе поэт проводит параллель между нищим и влюбленным. разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное,. светлое чувство. любовь приносит не радость, а боль и страдания.

Юлия, и все ребята, все свои вопросы и ответы пишите в верхних постах — для С1-С2 и С3-С4.

Комменты, оставленные в других постах, будут удаляться!

Как содержательно соотносятся между собой первая и вторая строфы стихотворения А.С Пушкина «Элегия»?

А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело,как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».

С4. . В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Элегией»?

Какой смысл привносит в название стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нищий» последняя строфа?

НИЩИЙ

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
Показать полностью…

Источник

В каких произведениях содержится философское осмысление поэтом собственного бытия

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чем эти произведения можно сопаставить с пушкинской»Элегией»?

В каких произведениях содержится философское осмысление поэтом собственного бытия

Тема предназначения поэта и поэзии всегда была традиционной для русской литературы. В лирики м.ю. лермантова предназначение поэта усиливается в стихотворении пророк. В нем лермантов одновременно размышляет над судьбой поэта в мире и приходит к печальным выводам. Однако, по мнению поэта, судьба писателя не может быть легкой и безоблачной. Некрасов задумывается о предназначении поэзии в своем стихотворении поэт и гражданин. Каждый из лириков хочет донести до читателя все тягости и прелести жизни поэта.

пользователи выбрали этот ответ лучшим

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете другой ответ?

Другие вопросы по литературе

ЭЛЕГИЯ. Безумных лет угасшее весельеМне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино — печаль минувших днейВ моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и гореГрядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденьяМеж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть — на мой закат печальныйБлеснет любовь улыбкою прощальной. Выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в стих-ие: СравнениеНеологизмМетафораЭпитетАнафора

Почему размышления поэта о прощании с молодостью, так трагично звучавшие в стихотворении, завершаются светло и спокойно? Не жалею, не зову, неплачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Источник