В каких произведениях русской поэзии содержится философское

В каких произведениях русской поэзии содержится философское thumbnail

Сравнение и анализ прозы

В ходе выполнения шестнадцатого задания ЕГЭ по литературе ученику предстоит ответить на один вопрос, связанный с русской классической прозой. В отличие от прошлого задания, вопрос основан не только на приведенном стихотворении, а на сравнительном анализе его с другими произведениями отечественных поэтов.  В вопросе чаще всего требуется указать, какие авторы также обращались к теме указанного произведения, обосновать свой выбор и провести небольшое сравнение. Ответ должен состоять из 4-8 предложений; если у вас получается больше, и вы при этом не «льете воду» — можно писать больше. Приветствуется цитирование отрывков стихотворений по памяти, но если его нет – баллы не снимаются.

Система оценок

За данное задание можно получить 4 балла. Критерии его проверки аналогичны с критериями оценивания к заданию 14:

4 балла ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.

Произведение, по которому задается вопрос, в экзаменационной работе соответствует произведению из задания №15, поэтому в разборе мы не дублируем тексты стихотворений.

Разбор типовых вариантов заданий №16 ЕГЭ по литературе

Первый вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской по­э­зии со­дер­жит­ся фи­ло­соф­ское осмыс­ле­ние по­этом соб­ствен­но­го бытия и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ской «Элегией»?

В философской лирике многих поэтов часто затрагиваются вечные проблемы бытия: проблема добра и зла, правды и лжи, смерти, вечности, человеческой жизни и ее смысла. Тема осмысления собственного бытия также является центральной в произведении А. С. Пушкина «Элегия» — в нем говорится, что, несмотря на все тяжелые страдания и постоянные заботы, в жизни есть наслаждения и прекрасные мгновения. Лирический герой стихотворения принимает жизнь, невзирая на все ее сложности. Мотив переосмысления бытия звучит и в лирике С. А. Есенина, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Лирический герой, подобно пушкинскому в первой строфе «Элегии», думает о прожитых годах, чувствуя некоторую печаль, однако он все равно счастлив, что прожил эту жизнь: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».

Второй вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит лю­бов­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Фета?

Тема любви нередко встречается в стихотворениях русских классических поэтов. Особенно часто к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин. Любовь в их произведениях предстает как нечто, данное свыше и преобразующее человека. Такую любовь можно встретить, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или в произведении А. А. Блока «Незнакомка». Лирический герой стихотворения А. Фета благодаря любви может чувствовать во всем прекрасное; так же возвышающе и очищающе любовь действует на героев А. С. Пушкина и А. А. Блока.

Третий вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема твор­че­ства и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию Д. С. Самойлова?

Тема поэта и поэтического творчества часто затрагивалась русскими поэтами разных времен: А. С. Пушкиным, А. А. Ахматовой, Б. Пастернаком, М. В. Цветаевой. Д. С. Самойлов считает, что стихи рождаются после потрясений и страданий. Также считает и А. А. Ахматова, в одном из своих произведений говоря:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

И А. А. Ахматова, и Д. С. Самойлов радуются своему дару и наслаждаются нелегким поэтическим трудом.

Источник

В
задании типа С4 требуется практически всё то же самое, что и в задании С2.
Только здесь для сравнительно-сопоставительной характеристики необходимо
использовать только лирические произведения.

Сразу
рассмотрим несколько примеров (из комментариев на сайте 5litra.ru; орфография
сохранена):

С4.
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом
собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской
«Элегией»?

Пожалуй, многие поэты в
какой-то определенный период своей жизни приходили к философскому осмыслению
своего бытия. К таким поэтам можно отнести Пушкина (стихотворения «Элегия» и «19
октября 1827») и Лермонтова (стихотворение «Три пальмы»). Лермонтов писал: «И пали
без жизни питомцы столетий» («Три пальмы»). У Пушкина в стихотворении «19
октября 1825» ситуация схожа: «Пылай, камин, в моей пустынной келье… Печален
я: со мною друга нет.. Я пью один». В «Элегии» он же пишет: «Мой путь
уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море». Эти три произведения
объединяет мотив печали и беспросветности будущего. Находясь наедине с собой, лирические
герои, размышляют о смысле жизни, о судьбе, о предназначении человека и
благодаря этим размышлениям приходят к осмыслению своего собственного бытия.

Первое предложение
содержит оценочное суждение, «пожалуй», подобные вводные конструкции крайне
нежелательно употреблять в своих ответах. Это вполне очевидный факт: «Многие
поэты обращались к философской тематике в своих стихотворениях».

Второй момент, от
данного ответа так и веет косноязычием, «к таким поэтам», необоснованные
повторы «писал», «пишет». В целом, если говорить о работе, то мы видим только
перечисление произведений, сплошное цитирование, анализом это будет. Кроме
того, для сопоставления взято стихотворение «19 октября 1827», которое
почему-то отнесли к философской лирике, тогда как перед нами программное
пушкинское стихотворение, написанное к годовщине открытия Лицея, в котором
учился Пушкин. Находясь в ссылке, он не смог встретиться со своими
друзьями-лицеистами, поэтому написал это любовное, дружеское послание. Конечно,
пример этот зачтён на экзамене не будет.

Разберём следующий
ответ.

С4.Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть
сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?

В произведениях русских
поэтов неоднократно фигурировал образ моря. Так, в стихотворении Ф.И.
Тютчева «Море и утёс», в отличие от «Моря» В.А. Жуковского, представляет
собой неконтролируемую стихию, предназначение которой заключается в разрушении
и создании хаоса. Кроме того, природному образу посвящено произведение М.И.
Цветаевой «Молитва морю». М.И. Цветаева, как и В.А. Жуковский,
пытается осмыслить водную стихию с точки зрения философии. Она обращается к ней,
как к живому существу; отдаёт ей «свой беспомощный дух».

Видно, что автор
данного ответа много работал над тем, чтобы писать лаконично, коротко и по
сути, однако несколько перестарался в этом стремлении. Первый приведённый
пример можно не засчитывать, потому что экзаменуемый не подтвердил свой тезис
цитатой. Напомню, что в заданиях С4 хотя бы несколько слов из стихотворения
должны быть обязательно процитированы.

Второй пример –
стихотворение М.И. Цветаевой – можно засчитать, но с большой натяжкой,
потому что фраза «осмыслить водную стихию с точки зрения философии» вызывает
некоторые недоумения, что хотел сказать этим автор? Вероятно, стоило сказать
несколько по-другому, «Образ моря вызывает у Цветаевой философское размышление
о смысле жизни. Для неё море – всепоглощающая стихия, забирающая «детское горе”,
«беспомощный дух”. Жуковский и Цветаева говорят в своём стихотворении о
сокровенных мыслях, они делятся с ним своими воспоминаниями, переживаниями».

Поэтому стремление
настолько кратко характеризовать произведения, анализировать их – дурной тон. С
одной стороны, вероятность допустить ошибку меньше, но с другой стороны нам
необходимо дать полноценный ответ на поставленный вопрос. Поэтому нужно стремиться держать золотую
середину!

1. Выберите вопрос С4 и
напишите ответ, используя таблицу, – «Сопоставление лирических тем».

2. Не забываем читать
каждый день и учить стихи.

Теория уже начала откладываться в
памяти?

Источник

Ñëîâî «ëèðèêà» ïðèøëî ê íàì èç ãðå÷åñêîãî ÿçûêà.  êëàññè÷åñêîì ïîíèìàíèè ËÈÐÈÊÀ – ýòî  îäèí èç ðîäîâ ëèòåðàòóðû, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò èçîáðàæåíèå äóõîâíîé æèçíè ÷åëîâåêà, ìèðà åãî ÷óâñòâ è ýìîöèé, ìûñëåé è ðàçìûøëåíèé. Ëèðè÷åñêîå ïðîèçâåäåíèå ïîäðàçóìåâàåò ïîýòè÷åñêîå ïîâåñòâîâàíèå, â êîòîðîì îòîáðàæåíû ðàçìûøëåíèÿ àâòîðà î ðàçëè÷íûõ ïðèðîäíûõ ÿâëåíèÿõ è æèçíè â öåëîì.

 ñïèñêå  íàèáîëåå  ðàñïðîñòðàíåííûõ æàíðîâ, êîòîðûìè ïèøóò àâòîðû íàøåãî ñàéòà,  ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà çàíèìàåò âòîðîå ìåñòî — ñðàçó ïîñëå ïåéçàæíîé (ãîðîäñêîé) ëèðèêè. Ïîòîìó ÷òî âñ¸, ÷òî íå î òîì, ÷òî âèäèò ãëàç, àâòîðû óâåðåííî ñ÷èòàþò ôèëîñîôèåé. Òàê ëè ýòî? Êàêèå ñòèõè ôèëîñîôñêîé ëèðèêîé ÿâëÿþòñÿ, à êàêèå – íå áîëåå, ÷åì ðàññêàç â ñòèõàõ èëè ïåðå÷åíü çàðèôìîâàííûõ íàçèäàíèé?

ÔÈËÎÑÎÔÑÊÀß ËÈÐÈÊÀ – ýòî ñòèõîòâîðåíèÿ, â îñíîâó êîòîðûõ ëåãëè ðàçäóìüÿ î ñìûñëå æèçíè èëè î âå÷íûõ ÷åëîâå÷åñêèõ öåííîñòÿõ. Îíè, êàê è âñÿêàÿ èíàÿ ëèðèêà, ñîäåðæàò â ñåáå òðåáîâàíèå  ñîáëþäåíèÿ âñåõ ëèòåðàòóðíûõ ïðàâèë ïî íàïèñàíèþ ñòèõîâ (ðèôìà, îáðàçíîñòü, îëèöåòâîðåíèå è ò.ä.) è ïðèñóòñòâèå ñêðûòîãî ñìûñëà, ïîìèìî ïîíÿòíîãî îñíîâíîãî. Ñêðûòûé ñìûñë ïîðîé ðàñêðûâàåòñÿ íå ñðàçó, à ïîñëå ïðî÷òåíèÿ ïðîèçâåäåíèÿ íåñêîëüêî ðàç, èíîãäà äàæå  ïîñëå ïðîèçîøåäøåãî ïîçæå ðåàëüíîãî  ñîáûòèÿ (ñòèõîòâîðåíèå  — ïðîðî÷åñòâî). Ñêðûòûé ñìûñë ìîæåò ïðèñóòñòâîâàòü â ñòèõàõ, íàïèñàííûõ íà òåìó êîñìîñà, ïðèðîäû, ðåëèãèè èëè êàêèõ-òî íåîáúÿñíèìûõ âåùåé (ÍËÎ, ôàíòàñòè÷åñêèå ôèëüìû è ò.ä.).

Ïðåæäå, ÷åì ïåðåõîäèòü ê êîíêðåòíûì ïðèìåðàì, îáðàòèìñÿ ê èñòîðèè ëèòåðàòóðû.

 Â ðóññêîé ïîýçèè îñíîâîïîëîæíèêîì ôèëîñîôñêîé ëèðèêè ñ÷èòàåòñÿ Ôåäîð Òþò÷åâ. Ìèð, ïðèðîäà, ÷åëîâåê â åãî ñòèõàõ íàõîäÿòñÿ â ïîñòîÿííîì ñòîëêíîâåíèè ïðîòèâîáîðñòâóþùèõ ñèë, ãäå ÷åëîâåê îáðå÷åí íà «áåçíàäåæíûé», «íåðàâíûé» áîé, íà «îò÷àÿííóþ» áîðüáó ñ æèçíüþ, ðîêîì, ñ ñàìèì ñîáîé. Îñîáîå òÿãîòåíèå ïðîÿâëÿåò ïîýò ê èçîáðàæåíèþ áóðü è ãðîç â ïðèðîäå è â ÷åëîâå÷åñêîé äóøå. Èäåéíîå ñîäåðæàíèå ôèëîñîôñêîé ëèðèêè Òþò÷åâà çíà÷èòåëüíî íå ñòîëüêî ñâîèì ðàçíîîáðàçèåì, ñêîëüêî ãëóáèíîé. Íàèìåíüøåå ìåñòî çàíèìàåò çäåñü ëèðèêà ñîñòðàäàíèÿ, ïðåäñòàâëåííàÿ, îäíàêî, òàêèìè çàõâàòûâàþùèìè ïðîèçâåäåíèÿìè, êàê «Ñëåçû ëþäñêèå» è «Ïîøëè, Ãîñïîäü, ñâîþ îòðàäó». Ïðåäåëû, ïîñòàâëåííûå ÷åëîâå÷åñêîìó ïîçíàíèþ, îãðàíè÷åííîñòü çíàíèÿ «÷åëîâå÷åñêîãî ß», ñëèÿíèÿ ÷åëîâåêà ñ æèçíüþ ïðèðîäû, îïèñàíèÿ ïðèðîäû, íåæíîå è áåçîòðàäíîå ïðèçíàíèå îãðàíè÷åííîñòè ÷åëîâå÷åñêîé ëþáâè – òàêîâû ãîñïîäñòâóþùèå ìîòèâû ôèëîñîôñêîé ïîýçèè Òþò÷åâà. Åùå îäèí ìîòèâ ïîýòà – ýòî ìîòèâ õàîòè÷åñêîé, ìèñòè÷åñêîé ïåðâîîñíîâû æèçíè.

Ô.Òþò÷åâ «Êîãäà äðÿõëåþùèå ñèëû…» 1866

Êîãäà äðÿõëåþùèå ñèëû
Íàì íà÷èíàþò èçìåíÿòü
È ìû äîëæíû, êàê ñòàðîæèëû,
Ïðèøåëüöàì íîâûì ìåñòî äàòü,-

Ñïàñè òîãäà íàñ, äîáðûé ãåíèé,
Îò ìàëîäóøíûõ óêîðèçí,
Îò êëåâåòû, îò îçëîáëåíèé
Íà èçìåíÿþùóþ æèçíü;

Îò ÷óâñòâà çàòàåííîé çëîñòè
Íà îáíîâëÿþùèéñÿ ìèð,
Ãäå íîâûå ñàäÿòñÿ ãîñòè
Çà óãîòîâàííûé èì ïèð;

Îò æåë÷è ãîðüêîãî ñîçíàíüÿ,
×òî íàñ ïîòîê óæ íå íåñåò
È ÷òî äðóãèå åñòü ïðèçâàíüÿ,
Äðóãèå âûçâàíû âïåðåä;

Îòî âñåãî, ÷òî òåì çàäîðíåé,
×åì ãëóáæå êðûëîñü ñ äàâíèõ ïîð,-
È ñòàð÷åñêîé ëþáâè ïîçîðíåé
Ñâàðëèâûé ñòàð÷åñêèé çàäîð.

Ô.Òþò÷åâ. «Íàä ýòîé òåìíîþ òîëïîé» 1857ã

Íàä ýòîé òåìíîþ òîëïîé
Íåïðîáóæäåííîãî íàðîäà
Âçîéäåøü ëè òû êîãäà, ñâîáîäà,
Áëåñíåò ëè ëó÷ òâîé çîëîòîé?..

Áëåñíåò òâîé ëó÷ è îæèâèò,
È ñîí ðàçãîíèò è òóìàíû…
Íî ñòàðûå, ãíèëûå ðàíû,
Ðóáöû íàñèëèé è îáèä,

Ðàñòëåíüå äóø è ïóñòîòà,
×òî ãëîæåò óì è â ñåðäöå íîåò,-
Êòî èõ èçëå÷èò, êòî ïðèêðîåò?..
Òû, ðèçà ÷èñòàÿ Õðèñòà…

Òåìû  ñòèõîâ ñîâðåìåííîé ôèëîñîôñêîé ëèðèêè ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíûìè. Åå ïðîäîëæåíèå è ðàçíîâèäíîñòè – ýòî «ãðàæäàíñêàÿ ëèðèêà» è «ðåëèãèîçíàÿ ëèðèêà», «ìèñòèêà è ýçîòåðèêà». Åñëè ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà ðàññìàòðèâàåò âå÷íûå òåìû ñìûñëà æèçíè, äîáðà è çëà, ìèðîóñòðîéñòâà è öåëè íàøåãî ïðåáûâàíèÿ íà çåìëå, òî «ãðàæäàíñêàÿ» ïðèáëèæåíà ê îáùåñòâåííûì ïðîáëåìàì – ê èñòîðèè è ïîëèòèêå, îíà îïèñûâàåò (íåïðåìåííî ïîýòè÷åñêèì ÿçûêîì!) íàøè êîëëåêòèâíûå ÷àÿíèÿ, ëþáîâü ê ðîäèíå, áîðüáó ñî çëîì â îáùåñòâå.  Òåìà «ðåëèãèîçíîé ëèðèêè» — ýòî îñìûñëåíèå ñâîåé âåðû, öåðêîâíîé æèçíè, âçàèìîîòíîøåíèé ñ Áîãîì, ðåëèãèîçíûå äîáðîäåòåëè è ãðåõè, ïîêàÿíèå. «Ìèñòèêà è ýçîòåðèêà» – îòðàæåíèå â ñòèõàõ îñîáîé ôèëîñîôñêîé êàðòèíû ìèðà,  îòëè÷íîé îò ðåëèãèîçíîé. Î êàæäîé èç ýòèõ ðàçíîâèäíîñòåé ÿ ïîñòàðàþñü ïîäãîòîâèòü îòäåëüíûå ñòàòüè, à ïîêà  ïîãîâîðèì î òîì, êàê ÍÅ ÑÒÎÈÒ ïèñàòü ôèëîñîôñêóþ ëèðèêó.

Êàê è âîîáùå âñå ëèðè÷åñêèå ïðîèçâåäåíèÿ, ýòè ñòèõè äîëæíû èäòè èëè îò ïåðâîãî ëèöà, èëè îò ëèöà ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ (Îí, Îíà): ëèðèêà ïðåäïîëàãàåò äîâåðèòåëüíîå, îòêðîâåííîå ðàçìûøëåíèå, èñõîäÿ èç êîíêðåòíîãî ïåðåæèòîãî îïûòà: íå «êàê áûâàåò âîîáùå» è íå «êàê äîëæíî áûòü», è, óæ òåì áîëåå, íå êàê «ÎÍÈ» äåëàþò… ËÈÐÈÊÀ – ÝÒÎ ÌÈÐ ÎÄÍÎÉ ËÈ×ÍÎÑÒÈ, ðåàëüíîé èëè ñîòâîðåííîé ôàíòàçèåé àâòîðà, íî ñîâåðøåííî êîíêðåòíîé, èçëàãàþùåé ÏÅÐÅÆÈÒÛÉ ÎÏÛÒ. Âñÿêèå ëîçóíãè è âîççâàíèÿ àâòîðà ê äðóãèì, êàê ïðàâèëî, íå ïðîèçâîäÿò òàêîãî ãëóáîêîãî  âïå÷àòëåíèÿ íà ÷èòàòåëÿ, êàê åãî ëè÷íûå ðàçäóìüÿ. È äàæå åñëè â ñòèõàõ åñòü îáðàùåíèå «òû» èëè áåçëèêîå «ìû», (÷òî, â îáùåì-òî íåæåëàòåëüíî!), òî ýòî âñå ðàâíî äîëæíî áûòü íå îòñòðàíåííûì  âîççâàíèåì ê òîëïå, à íå áîëåå, ÷åì ôîðìîé ëè÷íîãî ðàçìûøëåíèÿ î ÑÂÎÅÉ æèçíè. Ëèðèêà, ãäå íåò àâòîðà, ãäå îäíè òîëüêî çàðèôìîâàííûå ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ äëÿ äðóãèõ, ïåðåñòàåò áûòü ëèðèêîé. Ïðèâåäó ïðèìåð:

Ñêîëü çèì è ëåò ïëàíåòó ñëàâÿò,
À âñ¸-òàêè â êîòîðûé ðàç
×åãî-òî â æèçíè íå õâàòàåò
Ïîðîþ êàæäîìó èç íàñ.

Âçäîõíóâ, î ÷¸ì-òî ñîæàëååì,
Ïðåäàâøèñü äóìàì â òèøèíå…
È âíîâü äóøîþ ìû áîëååì,
È èùåì êîðåíü çëà èç âíå.

È ìó÷èò óì êàê æàæäà çíîÿ,
×òî ó äðóãèõ âñåãî ñ ëèõâîé:
Êàðüåðà, äîì è âñ¸ òàêîå,
À òû, êàê ïðîêëÿòûé êàêîé!
……. È ò.ä.
                (àâòîð ÑÒÈÕÈ.ÐÓ)

Ýòî ÿ íàóãàä ñêîïèðîâàëà îäíó èç ïîñëåäíèõ ïóáëèêàöèé  ðàçäåëà «ôèëîñîôñêàÿ ëèðèêà»: òèïè÷íûé ïðèìåð ñòèõîâ, êàêèõ âåëèêîå  ìíîæåñòâî íà íàøåì ñàéòå! Çäåñü  àâòîð ïîó÷àåò íàñ â ðèôìó, êàêèå ÌÛ íèê÷åìíûå, íåñîâåðøåííûå,- îí ãîâîðèò âïîëíå ïðàâèëüíûå, î÷åâèäíûå âåùè î òîì, ÷òî «÷åãî-òî â æèçíè íå õâàòàåò ïîðîþ êàæäîìó èç íàñ…» Ïîñëå ýòèõ ñòðîê íåâîëüíî âñïîìèíàåøü ñëîâà èçâåñòíîé ïåñíè èç ñîâåòñêîãî ñåðèàëà: «åñëè êòî-òî êîå-ãäå ó íàñ ïîðîé ÷åñòíî æèòü íå õî÷åò…». Àâòîð ïîëíîñòüþ îòñòðàíåí, îí ïðåäëàãàåò íàì ñâîä èñòèí, êîòîðûå è òàê âñå çíàþò, è ýòî…. ñêó÷íî.

Âòîðàÿ îøèáêà ñòèõîâ òàê íàçûâàåìîé ôèëîñîôñêîé ëèðèêè – ýòî ìåëêîòà òåì  èëè ïîëíîå îòñóòñòâèå ôèëîñîôñêîãî ðàçäóìüÿ, êàê òàêîâîãî. Ïîòîìó ÷òî ïðîñòîå ïåðå÷èñëåíèå èçâåñòíûõ ôàêòî⠖ ýòî íå ôèëîñîôèÿ. Äàæå åñëè èì òóò æå äàíà îöåíêà («÷òî òàêîå õîðîøî, à ÷òî òàêîå ïëîõî»), òî ýòî òîæå íå ôèëîñîôèÿ.

Ôèëîñîôèÿ – ýòî ôîðìà è ïîçíàíèÿ ìèðà, âûðàáàòûâàþùàÿ ñèñòåìó çíàíèé î ôóíäàìåíòàëüíûõ ïðèíöèïàõ è îñíîâàõ ÷åëîâå÷åñêîãî áûòèÿ, î íàèáîëåå îáùèõ ñóùíîñòíûõ ÷åðòàõ îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà ê ïðèðîäå, îáùåñòâó è äóõîâíîé æèçíè.

Êîíå÷íî, ñòèõè – ýòî íå íàó÷íûé òðàêòàò, îíè íå ïðåäïîëàãàþò ãëóáèíû ïðîðàáîòêè  òåìû, ÿ ãîâîðþ çäåñü ñêîðåå î ãëóáèíå ïðåäìåòà ðàçìûøëåíèÿ â ñòèõàõ, êîòîðûå âû ðåøèëè îòíåñòè ê «ôèëîñîôñêîé ëèðèêå», à âîâñå íå î ïîäðîáíîñòè, äåòàëèçàöèþ èäåé, êîòîðûå âû ïîìåñòèëè â ñâîå ñòèõîòâîðåíèå. Áîëåå òîãî, åñëè âû ïîïûòàåòåñü çàðèôìîâàòü è ïåðåñêàçàòü ñòèõàìè êàêóþ-òî íàó÷íóþ ñòàòüþ, èëè ôèëîñîôñêóþ ïðèò÷ó, èëè âûâåäåííîå âàìè íîâîå  ïðàâèëî æèçíè, íå âíåñÿ òóäà íè ñâîåãî ëè÷íîãî îïûòà, íè îáðàçíîãî, ïîýòè÷åñêîãî ÿçûêà ñ òðîïàìè (ïîäòåêñòàìè è ñêðûòûì ñìûñëîì), òî ýòî òîæå íå áóäåò ôèëîñîôñêîé ëèðèêîé!

Ðèôìîâêà âñåãî, ÷òî âû íåäàâíî ïðî÷ëè â êàêîé-òî êíèãå – ýòî âîîáùå íå ïðåäìåò ïîýçèè. Çíàþ àâòîðîâ ñàéòà, êîòîðûå äàæå ôðàãìåíò êíèãè ïî ñàäîâîäñòâó óìåþò ïðåâðàùàòü â ñòèõè:

 ìî¸ì ñàäó ðàñò¸ò âîò ýòà øòóêà.
Ÿ â íàðîäå Êëåùåâèíîé íàçûâàþò.
Ãäå ðîäèíà å¸? Óâû, íå âåäàåò íàóêà.
Íî, äðåâíèì ðîä ðàñòåíèÿ ñ÷èòàþò.

Ïðåäïîëàãàþò áóäòî â Àôðèêå äàë¸êîé
Íà ñâåò äî íîâîé, íàøåé ýðû ïîÿâèëàñü.
Áîã ñîòâîðèë å¸, è ëàäíîé, è âûñîêîé,
È øèáêî ñòîéêîé, êîëü ó íàñ ïðèæèëàñü.

Ïî ìèðó ñ íåçàïàìÿòíûõ âðåì¸í øàãàåò
È ïîêîðèëà â ìèðå ðàçíûõ ñòðàí íåìàëî.
Ñóáòðîïèêè è òðîïèêè å¸ ñâîåé ñ÷èòàþò
Äà è ó íàñ äàâíî óæå àáîðèãåíêîé ñòàëà.

Ïîëåçíà Êëåùåâèíà. Ýòî áåç ñîìíåíèÿ.
Êàñòîðîâîå ìàñëî, ùåäðûé äàð å¸ ïëîäîâ.
À ìíå ìèëåå â àâãóñòå, ïîðà öâåòåíèÿ.
Âîò å¸ ôîòî. È íå íóæíî ëåñòíûõ ñëîâ.
                (Àâòîð ÑÒÈÕÈ.ÐÓ)

Äðóãîå äåëî, åñëè òà æå ñàìàÿ êëåùåâèíà, î êîòîðîé âû ïðî÷ëè, ïðîáóäèò â âàñ îïðåäåëåííûé ïîòîê ìûñëåé, è âû, ïîñâÿòèâ åé íåñêîëüêî ïîýòè÷åñêèõ ñòðîê â íà÷àëå ñòèõîòâîðåíèÿ, îòòîëêíåòåñü îò åå ñâîéñòâ, êàê îò îáðàçöà ñòîéêîãî è âûíîñëèâîãî ñóùåñòâà, ïîòîì ïåðåéäåòå ê ðàçìûøëåíèÿì î çíà÷èìîñòè òåðïåíèÿ, íåïðèõîòëèâîñòè â óñëîâèÿõ âûæèâàíèÿ â òðóäíîñòÿõ, ñ êîòîðûìè àâòîð ëè÷íî ñòàëêèâàëñÿ (è âàæíî, ÷òîá â ñòèõàõ ïðîçâó÷àëî èìåííî åãî ëè÷íàÿ èñòîðèÿ – õîòÿ áû îäíîé ôðàçîé), à â êîíöîâêå õîðîøî áû ñäåëàòü àôîðèñòè÷íûé âûâîä, êîòîðûé îêàæåòñÿ ïîíÿòíûì è èíòåðåñíûì íå òîëüêî ê âàì, íî è ÷èòàòåëÿì… Íå õîòèòå ïîïðîáîâàòü?

 Â ñëåäóþùèé ðàç ÿ ïîäåëþñü ñ âàìè ìûñëÿìè î ãðàæäàíñêîé è ðåëèãèîçíîé ëèðèêå. Äî âñòðå÷è!

Источник

В каких произведениях русской поэзии содержится философское

7

в каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинской элегией?

1 ответ:

В каких произведениях русской поэзии содержится философское

0

0

Есенин «не жалею,  не зову, не плачу…» — осмысление собственногопрошлого, как у Пушкина. присутствует некая обречённость.  «я не буду больше молодым» перекликается с «Безумных лет угасшее веселье» Пушкина. и М.Ю.Лермонтов «выхожу один я на дорогу» так же осмысление жизни и как в «Элегии» начало пессимистическое, в конце чувствуется пробуждение

Читайте также

В каких произведениях русской поэзии содержится философское

Владимир Андреевич Дубровский 23 года, молодой человек, имеющий хорошее образование, служивший корнетом в гвардии.

В каких произведениях русской поэзии содержится философское

Средства выразительность. риымовки

В каких произведениях русской поэзии содержится философское

  Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов старой Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Чацкий борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение.

Если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным.

Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками – вот поступок победителя.

В каких произведениях русской поэзии содержится философское

Как мы видели на картинке изображены ,мужчины .Словяни которые несут с собой пойманое животное ,на охоте.Мужчин представили сильными так как они несут кроме добычи ,большие бочки .Храбрыми ,так как они смогли одолеть такое большое животное .Наши предки всегда знали что обещал еды мы не продаем ,и на картине видно что Лидия сеют ,урожай и так далее.Люди всегда ценили что у них есть ,и делали и приумножили во много раз больше .Что обычно можно было проверить семью ,не быть голодным зимой ,в холодные дни .
я уверена что раньше люди всегда были такими .Они могли произвести урожай и охотится .

В каких произведениях русской поэзии содержится философское

Трусливый Фарлаф убегает от Рогдая,принявшего его за Руслана.Грозный хан догоняет испуганного соперника,но тот неудачно падает с лошади ,прямо в грязь лицом.Рогдай видит,что гнался не за тем и в гневе разворачивает коня и уносится прочь,на поиски Руслана.Подняться из грязи тщедушному  Фарлафу помогает колдунья Наина.В образе сгорбленной старухи,она даёт совет тщеславному соискателю руки Людмилы,чтобы он возвращался домой и тихохонько,без забот   ждал  своего часа,Людмила достанется ему.Довольный Фарлаф возвращается домой и предсказание Наины частично сбывается.

Источник