В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом бытия

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом бытия thumbnail

Сравнение и анализ прозы

В ходе выполнения шестнадцатого задания ЕГЭ по литературе ученику предстоит ответить на один вопрос, связанный с русской классической прозой. В отличие от прошлого задания, вопрос основан не только на приведенном стихотворении, а на сравнительном анализе его с другими произведениями отечественных поэтов.  В вопросе чаще всего требуется указать, какие авторы также обращались к теме указанного произведения, обосновать свой выбор и провести небольшое сравнение. Ответ должен состоять из 4-8 предложений; если у вас получается больше, и вы при этом не «льете воду» — можно писать больше. Приветствуется цитирование отрывков стихотворений по памяти, но если его нет – баллы не снимаются.

Система оценок

За данное задание можно получить 4 балла. Критерии его проверки аналогичны с критериями оценивания к заданию 14:

4 балла ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.

Произведение, по которому задается вопрос, в экзаменационной работе соответствует произведению из задания №15, поэтому в разборе мы не дублируем тексты стихотворений.

Разбор типовых вариантов заданий №16 ЕГЭ по литературе

Первый вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской по­э­зии со­дер­жит­ся фи­ло­соф­ское осмыс­ле­ние по­этом соб­ствен­но­го бытия и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ской «Элегией»?

В философской лирике многих поэтов часто затрагиваются вечные проблемы бытия: проблема добра и зла, правды и лжи, смерти, вечности, человеческой жизни и ее смысла. Тема осмысления собственного бытия также является центральной в произведении А. С. Пушкина «Элегия» — в нем говорится, что, несмотря на все тяжелые страдания и постоянные заботы, в жизни есть наслаждения и прекрасные мгновения. Лирический герой стихотворения принимает жизнь, невзирая на все ее сложности. Мотив переосмысления бытия звучит и в лирике С. А. Есенина, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Лирический герой, подобно пушкинскому в первой строфе «Элегии», думает о прожитых годах, чувствуя некоторую печаль, однако он все равно счастлив, что прожил эту жизнь: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».

Второй вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит лю­бов­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Фета?

Тема любви нередко встречается в стихотворениях русских классических поэтов. Особенно часто к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин. Любовь в их произведениях предстает как нечто, данное свыше и преобразующее человека. Такую любовь можно встретить, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или в произведении А. А. Блока «Незнакомка». Лирический герой стихотворения А. Фета благодаря любви может чувствовать во всем прекрасное; так же возвышающе и очищающе любовь действует на героев А. С. Пушкина и А. А. Блока.

Третий вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема твор­че­ства и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию Д. С. Самойлова?

Тема поэта и поэтического творчества часто затрагивалась русскими поэтами разных времен: А. С. Пушкиным, А. А. Ахматовой, Б. Пастернаком, М. В. Цветаевой. Д. С. Самойлов считает, что стихи рождаются после потрясений и страданий. Также считает и А. А. Ахматова, в одном из своих произведений говоря:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

И А. А. Ахматова, и Д. С. Самойлов радуются своему дару и наслаждаются нелегким поэтическим трудом.

Источник

В
задании типа С4 требуется практически всё то же самое, что и в задании С2.
Только здесь для сравнительно-сопоставительной характеристики необходимо
использовать только лирические произведения.

Сразу
рассмотрим несколько примеров (из комментариев на сайте 5litra.ru; орфография
сохранена):

С4.
В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом
собственного бытия и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской
«Элегией»?

Пожалуй, многие поэты в
какой-то определенный период своей жизни приходили к философскому осмыслению
своего бытия. К таким поэтам можно отнести Пушкина (стихотворения «Элегия» и «19
октября 1827») и Лермонтова (стихотворение «Три пальмы»). Лермонтов писал: «И пали
без жизни питомцы столетий» («Три пальмы»). У Пушкина в стихотворении «19
октября 1825» ситуация схожа: «Пылай, камин, в моей пустынной келье… Печален
я: со мною друга нет.. Я пью один». В «Элегии» он же пишет: «Мой путь
уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море». Эти три произведения
объединяет мотив печали и беспросветности будущего. Находясь наедине с собой, лирические
герои, размышляют о смысле жизни, о судьбе, о предназначении человека и
благодаря этим размышлениям приходят к осмыслению своего собственного бытия.

Первое предложение
содержит оценочное суждение, «пожалуй», подобные вводные конструкции крайне
нежелательно употреблять в своих ответах. Это вполне очевидный факт: «Многие
поэты обращались к философской тематике в своих стихотворениях».

Второй момент, от
данного ответа так и веет косноязычием, «к таким поэтам», необоснованные
повторы «писал», «пишет». В целом, если говорить о работе, то мы видим только
перечисление произведений, сплошное цитирование, анализом это будет. Кроме
того, для сопоставления взято стихотворение «19 октября 1827», которое
почему-то отнесли к философской лирике, тогда как перед нами программное
пушкинское стихотворение, написанное к годовщине открытия Лицея, в котором
учился Пушкин. Находясь в ссылке, он не смог встретиться со своими
друзьями-лицеистами, поэтому написал это любовное, дружеское послание. Конечно,
пример этот зачтён на экзамене не будет.

Разберём следующий
ответ.

С4.Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть
сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?

В произведениях русских
поэтов неоднократно фигурировал образ моря. Так, в стихотворении Ф.И.
Тютчева «Море и утёс», в отличие от «Моря» В.А. Жуковского, представляет
собой неконтролируемую стихию, предназначение которой заключается в разрушении
и создании хаоса. Кроме того, природному образу посвящено произведение М.И.
Цветаевой «Молитва морю». М.И. Цветаева, как и В.А. Жуковский,
пытается осмыслить водную стихию с точки зрения философии. Она обращается к ней,
как к живому существу; отдаёт ей «свой беспомощный дух».

Видно, что автор
данного ответа много работал над тем, чтобы писать лаконично, коротко и по
сути, однако несколько перестарался в этом стремлении. Первый приведённый
пример можно не засчитывать, потому что экзаменуемый не подтвердил свой тезис
цитатой. Напомню, что в заданиях С4 хотя бы несколько слов из стихотворения
должны быть обязательно процитированы.

Второй пример –
стихотворение М.И. Цветаевой – можно засчитать, но с большой натяжкой,
потому что фраза «осмыслить водную стихию с точки зрения философии» вызывает
некоторые недоумения, что хотел сказать этим автор? Вероятно, стоило сказать
несколько по-другому, «Образ моря вызывает у Цветаевой философское размышление
о смысле жизни. Для неё море – всепоглощающая стихия, забирающая «детское горе”,
«беспомощный дух”. Жуковский и Цветаева говорят в своём стихотворении о
сокровенных мыслях, они делятся с ним своими воспоминаниями, переживаниями».

Поэтому стремление
настолько кратко характеризовать произведения, анализировать их – дурной тон. С
одной стороны, вероятность допустить ошибку меньше, но с другой стороны нам
необходимо дать полноценный ответ на поставленный вопрос. Поэтому нужно стремиться держать золотую
середину!

1. Выберите вопрос С4 и
напишите ответ, используя таблицу, – «Сопоставление лирических тем».

2. Не забываем читать
каждый день и учить стихи.

Теория уже начала откладываться в
памяти?

Источник

Напишем С3-С4 по стихотворению «Нищий» М.Ю.Лермонтова.

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

— — — — — — — — — — — — — — — — — — —

С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?

С4. В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?

37

Нравится

Показать список оценивших

Показать список поделившихся

с3. Композиционно стихотворение делится на две, на первый взгляд, несвязанные между собой части. В первой рассказывается о «просящем подаянья» нищем, а во второй – о влюбленном. Однако слова «нищий» и «влюбленный» в данном контексте синонимичны. Оба персонажа открыты и доверчивы, один просит лишь «куска хлеба», другой – ответа на чувства, но оба в итоге безжалостно обмануты. Вторая строфа, благодаря ассонансу на «у», будто бы передает стон нищего, его боль, а следующая за ним аллитерация вкупе с градацией из первой строфы усиливает проявленную черствость и бесчеловечность.

С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?
Стихотворение М. Ю. Лермонтова можно разделит на две части. В первой части автор рисует образ нищего, просящего «подаянья», а во второй рисует образ влюблённого человека. Образ нищего был введён для того что бы показать, что чувствует обманутый любовными чувствами человек.
» И кто-то камень положил
В его протянутую руку»-
этой строкой Лермонтов показывает презрении к любящему человеку. Именно как нищий чувствует себя отвергнутый человек.

DELETED

С 3.
Композиция и изобразительно — выразительные средства являются одними из главных критериев и помощников при анализе лирического произведения.
В стихотворении «Нищий» М. Ю. Лермонтов использовал прием антитезы. Оно(стихотворение) начинается с описания просящего подаяния нищего, а заканчивается описанием просящего любви лирического героя.
Показать полностью…

Завтра утром все работы будут проверены.

DELETED

А наши работы проверять не будете?..

DELETED

Извините,что поздно пишу.Немного коряво получилось,но главное-практика))
С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?
В стихотворении «Нищий» очень явно прослеживается параллельность событий,и при этом одно событие как бы является олицетворением другого.
В первых двух строфах М.Ю Лермонтов описывает «иссохшего бедняка,просящего подаяния»,но никто как-будто не замечает страданий человека.Эти строки проникнуты ощущением насмешки над положением нищего.»И кто-то камень положил в его протянутую руку.»
В последней строфе описываются чувства самого лирического героя,влюблённого,но отвергнутого.»Так я молил твоей любви /С слезами горькими, с тоскою». Михаил Юрьевич проводит параллель между каждой строчкой первых двух строф и последней.Из этого следует,что последние строки раскрывают смысл первой половины стихотворения.
Поэт подобрал яркое сравнение влюблённого,но отвергнутого человека с нищим и передал его через сопоставление таких глаголов, как «просил/молил».Лермонтов сумел передать душевное состояние лирического героя, не описывая его множеством эпитетов,а подобрав «образ-сопоставление».

DELETED

Нина, по-моему, вы отождествляете понятия «автор» и «лирический герой», чего делать нельзя. По крайней мере меня так учили. Нельзя ставить знак равенства между лирическим героем и автором.

DELETED

Маленький, даже когда мы точно знаем,что автор писал о себе?

DELETED

С3. Композиция стихотворения позволяет нам очень тонко и последовательно понять главную поэтическую мысль произведения.
Лирический герой сперва измотан физически («Бедняк иссохший, чуть живой»), забыт обществом: ему никто не оказывает помощь («И кто-то камень положил / В его протянутую руку»), а в конце обманут любовью.
Лермонтов также использует множество эпитетов и восклицательное предложение, чтобы в полной мере передать страдания лирического героя.

DELETED

Нина, так или иначе, но в стихотворении героем является не сам автор, а созданный им лирический герой.

DELETED

Маленький, Хорошо,я исправлю,спасибо за пояснение.)

DELETED

Не за что) Я спрошу сегодня еще раз у своего учителя, для точности и потом вам напишу. Хорошо? А то..вдруг я ошибаюсь)

DELETED

DELETED

Виктор, не дан четкий, ясный ответ. 2 балла

Маленький, нет цельного ответа. Вы пошли не по тому пути, по которому следовало бы идти. 2 балла

DELETED

А можно узнать, что именно не так? А то я пока не совсем понимаю.

DELETED

Маленький, вы сначала сказали про одно, добавили второе, к этому про третье написали и получился эдакий винегрет.
1 — слишком многословно
2 — разрывно
3 — логически неверно (должно быть так: вводная мысль, основная мысль, завершающая мысль).

DELETED

Нина, «очень явно», повтор фразы «влюбленный, но отвергнутый». Мелкие недочеты, которые портят ощущения от прочитанного ответа.

DELETED

Нина, попробуйте прочитать вопрос еще раз и удостоверьтесь, действительно ли вы даете ответ на данный вопрос. Насколько грамотно и точно. В зависимости от этого уже делайте какие-либо корректировки.

DELETED

С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль? стихотворение «Нищий» было написано Лермонтовым в 1830 году. основные темы лирического произведения являются тема одиночества, неверия в возможность взаимопонимания между людьми и тема любви. стихотворение можно разделить на две части. в центре первых двух строф образ нищего, который просит на кусок хлеба. черствость, бездушие и безразличие людей очень выразительно демонстрируется в последних двух строках второй строфы. в третьей строфе поэт проводит параллель между нищим и влюбленным. разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное,. светлое чувство. любовь приносит не радость, а боль и страдания.

Юлия, и все ребята, все свои вопросы и ответы пишите в верхних постах — для С1-С2 и С3-С4.

Комменты, оставленные в других постах, будут удаляться!

Как содержательно соотносятся между собой первая и вторая строфы стихотворения А.С Пушкина «Элегия»?

А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело,как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».

С4. . В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Элегией»?

Какой смысл привносит в название стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нищий» последняя строфа?

НИЩИЙ

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
Показать полностью…

Источник

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом бытия

7

в каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом собственного бытия и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинской элегией?

1 ответ:

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом бытия

0

0

Есенин «не жалею,  не зову, не плачу…» — осмысление собственногопрошлого, как у Пушкина. присутствует некая обречённость.  «я не буду больше молодым» перекликается с «Безумных лет угасшее веселье» Пушкина. и М.Ю.Лермонтов «выхожу один я на дорогу» так же осмысление жизни и как в «Элегии» начало пессимистическое, в конце чувствуется пробуждение

Читайте также

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом бытия

Владимир Андреевич Дубровский 23 года, молодой человек, имеющий хорошее образование, служивший корнетом в гвардии.

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом бытия

Средства выразительность. риымовки

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом бытия

  Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов старой Москвы. У него свое представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Чацкий борец. Борец за дело, за идею, за правду. В течение пьесы между Чацким и обществом происходит своеобразный словесный поединок, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение.

Если рассматривать Чацкого с практической точки зрения, то он побежденный. потому, что он не смог отстаивать свои идеалы и дальше, хотя если бы он твердо верил в них, то должен был бороться за них до конца. Но он не выдержал, он ушел и тем самым дал фамусовскому обществу повод считать себя побежденным.

Жить в обществе, несмотря ни на что, бороться со всеми его пороками – вот поступок победителя.

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом бытия

Как мы видели на картинке изображены ,мужчины .Словяни которые несут с собой пойманое животное ,на охоте.Мужчин представили сильными так как они несут кроме добычи ,большие бочки .Храбрыми ,так как они смогли одолеть такое большое животное .Наши предки всегда знали что обещал еды мы не продаем ,и на картине видно что Лидия сеют ,урожай и так далее.Люди всегда ценили что у них есть ,и делали и приумножили во много раз больше .Что обычно можно было проверить семью ,не быть голодным зимой ,в холодные дни .
я уверена что раньше люди всегда были такими .Они могли произвести урожай и охотится .

В каких произведениях русской поэзии содержится философское осмысление поэтом бытия

Трусливый Фарлаф убегает от Рогдая,принявшего его за Руслана.Грозный хан догоняет испуганного соперника,но тот неудачно падает с лошади ,прямо в грязь лицом.Рогдай видит,что гнался не за тем и в гневе разворачивает коня и уносится прочь,на поиски Руслана.Подняться из грязи тщедушному  Фарлафу помогает колдунья Наина.В образе сгорбленной старухи,она даёт совет тщеславному соискателю руки Людмилы,чтобы он возвращался домой и тихохонько,без забот   ждал  своего часа,Людмила достанется ему.Довольный Фарлаф возвращается домой и предсказание Наины частично сбывается.

Источник