В каких предложениях содержится сообщение о двух фактах пронумеруйте

В каких предложениях содержится сообщение о двух фактах пронумеруйте thumbnail

Повторение изученного в 5 — 7 классах

17. Спишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя пропущенные выделительные запятые. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу.

В каких предложениях содержится сообщение о двух фактах пронумеруйте

храм

    1. Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышает(?)ся этот белокаме(н, нн)ый2 храм. 2. И во время весеннего разлива когда вода подступала2 к самым стенам церкви одиноко высился осл..пительно св..ркающий бел..зной лёгкий одноглавый храм. 3. Этот уд..вительно г..рмоничный белокаме(н, нн)ый храм который сливает(?)ся с окружающ..м пейзаж..м называют поэмой, запеч..тлё(н, нн)ой в камне. 4. Пр..дание рассказывает что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова́ на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава. 5. Светлый и лёгкий, храм Покрова́ на Нерли — это воплощё(н, нн)ая победа духа над материей. 6. Зодчие чтобы1 преодолеть тяжесть камня удачно выбрали пропорции, формы и детали. 7. Практически невозможно заметить что стены церкви слегка наклоне(н, нн)ы внутрь и этот еле заметный зрителю наклон ув..личивает выс..ту здания.

18. Составьте схемы предложений из предыдущего упражнения по образцу. В нём показано, что придаточное предложение расположено внутри главного, поэтому прямоугольник, обозначающий главное предложение, изображается с разрывом. Обратите внимание на постановку знаков препинания в схеме. Эта схема отражает строение предложения, данного в образце упр. 17.

В каких предложениях содержится сообщение о двух фактах пронумеруйте

19. В каких предложениях содержится сообщение о двух фактах? Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу (см. упр. 17). Поставьте запятые между простыми предложениями в сложном. На полях против каждого предложения начертите его схему.

    1. Термин «глагол» показывает что он есть главное слово в речи или в предложении, так как в древнерусском языке слово «речь» как грамматический термин употреблялось в значении «глагол». 2. Слово «наречие» собственно значит «приглаголие». Но ещё Барсов в своей грамматике (XVIII в.) отм..чал что этимологический смысл термина «наречие» не соответствует позднейшим функциям этой категор.. потому что наречия относят(?)ся не только к глаголам но и к другим частям речи. 3. Союз «впрочем» восходит к выражению «в прочем» которое состоит из предлога «в» и формы предложного падежа от субстантивированного прилагательного «прочее» (остальное). Не подлежит сомнению что это выр..жение в деловом языке XVII—XVIII вв. ещё только приобретало оттенок наречия или модального (вводного) слова.

(По В. Виноградову)

В каких предложениях содержится сообщение о двух фактах пронумеруйте Используя образец, помещённый выше, составьте исторические справки о происхождении любых 2-3 слов.

Чтобы факты ваших сообщений были изложены точно, проверьте содержание справок по этимологическим словарям.

20. Диктант. Объясните правописание пропущенных букв. Определите, какие знаки препинания пропущены, и докажите необходимость их постановки.

информация

    Комп(?)ютер может работать только с такой инф..рмацией которую люди могут пр..вратить в сигналы. Если бы люди умели превращать в сигналы вкус1 или зап..х то комп(?)ютер мог бы работать и с такой инф..рмацией но делать этого люди пока (не)научились. Очень хорошо пр..вращает(?)ся2 в сигналы то что мы вид..м. Для этого есть вид..окамеры сп..циальные ц..фровые фотоа(п, пп)араты и сп..циальные устройства которые носят название скан..ры. Люди давно научились пр..вращать в сигналы то что мы слыш..м. Делают это с помощью микр..фонов. Даже обычный телефо(н, нн)ый а(п, пп)арат способен справит(?)ся с такой задачей так как он пр..вращает в сигналы звук человеческого голоса.

(По книге «Занимательный компьютер»)

Источник

(1)Знаете ли вы о происхождении слова «меценат»?

(2)Две тысячи лет назад в Риме жил знатный патриций Гай Цильний Меценат. (3)Первый друг, государственный советник и помощник императора Августа, Меценат не раз сопровождал его в военных походах, хотя лично в них не участвовал. (4)Меценат, являясь одной из самых блистательных фигур в Римской империи, по праву слыл умным, принципиальным и жизнелюбивым человеком, которого современники высоко ценили как поэта, автора естественнонаучных и исторических обозрений.

(5)Но не блестящий ум, не литературные упражнения сделали имя Мецената нарицательным. (6)Это имя пришло к нам благодаря доброте
и щедрости, с которыми Меценат опекал поэтов и художников, заботился
о юных дарованиях, делающих свои первые шаги в искусстве. (7)И он не был забыт своими благодарными друзьями. (8)Гораций, Вергилий, Проперций прославили покровителя в своих стихах, и имя Меценат стало образным обозначением богатого и нескупого покровителя искусств вообще.

(По Э.А. Вартаньяну)

1) Найдите ряд слов, в котором оба слова содержат безударную проверяемую гласную корня. Продолжите этот ряд одним словом из текста, также содержащим безударную проверяемую гласную корня. Запишите получившийся ряд слов (три слова).

советник, помощник, <…>
меценат, доброте, <…>
блистательных, современники, <…>
обозначением, военных, <…>

Ответ: обозначением, военных и любое другое слово из текста с проверяемой безударной гласной корня

1 балл – дан верный ответ.
0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует.

2) Из предложений 5–6 выпишите синоним к слову ЗАБОТИЛСЯ.

Ответ: опекал

3) Из предложений 4–5 выпишите разносклоняемое имя существительное.

Ответ: имя

4) Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное
объяснение написания НН в слове ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (предложение 2).

Читайте также:  В каком варианте ответа содержится информация почему дедушка пешеходов

Ответ: В слове ГОСУДАРСТВЕННЫЙ пишется -НН-, потому что

Ответ: это имя прилагательное образовано с помощью суффикса -ЕНН- от слова ГОСУДАРСТВО.

1 балл – дан верный ответ.
0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует.

5) Какова цель автора данного текста? Запишите свой ответ 1–2 предложениями.

Ответ: рассказать о происхождении и значении слова «меценат»

1 балл – дан верный ответ.
0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует.

6) К какому слову текста применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения»? Запишите это слово.

знаете
сделали
пришло
прославили
стало

Ответ: знаете

7) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

(в) походах
благодаря доброте
текёт
их заботы

Ответ: течёт

8) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания, разделяющий(-ие) части сложного предложения.

Это имя дошло до нас благодаря доброте и щедрости,(1) с которыми Меценат поддерживал поэтов и художников,(2) заботился о юных дарованиях ,(3) делающих свои первые шаги в искусстве.

Ответ: 1

9) Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное
объяснение слитного написания НЕ в слове НЕСКУПОГО (предложение 8).

Ответ: НЕ в слове НЕСКУПОГО пишется слитно, потому что

Ответ: это прилагательное можно заменить синонимом без НЕ – «щедрый»

1 балл – дан верный ответ.
0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует.

10) В каком слове текста правописание приставки зависит от значения морфемы? Запишите это слово.

сопровождал
сделали
поддерживал
пришло
прославили

Ответ: пришло

11) Среди предложений текста найдите такое, в котором содержится информация, объясняющая лексическое значение нарицательного существительного «меценат». Напишите номер этого предложения.

Ответ: 8

12) В каком примере выделенное слово не является эпитетом? Выпишите этот эпитет.

БЛИСТАТЕЛЬНЫХ фигур (предложение 2)
(в) ВОЕННЫХ походах (предложение 2)
ЖИЗНЕЛЮБИВЫМ человеком (предложение 3)
ПРЕВОСХОДНОГО поэта (предложение 3)
БЛЕСТЯЩИЙ ум (предложение 4)

Ответ: военных

13) В каком(-их) предложении(-ях) текста содержится объяснение, почему имя Мецената стало нарицательным? Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

Ответ: 6, 7

14) Среди предложений 5–8 найдите простое с однородными членами.

Ответ: 5

15) Какие формы прилагательного БОГАТЫЙ образованы неверно? Укажите номера ответов.

В каких предложениях содержится сообщение о двух фактах пронумеруйте

Источник

2 вариант
Прочитайте текст и выполните задания 1—3.
(1) Материнская плата — это большая плата (именно плата или, как иногда говорят, печатная тата, используя радиоэлектронную терминологию); к которой присоединяются все остальные детали компьютера. (2) Материнская плата действует как станция управления, которая соединяет и объединяет другие части (отсюда и название — «материнская»). (3) <…> процессор, оперативная память и видеокарта подключены непосредственно к материнской плате.
1. Укажите два высказывания, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Плата, к которой присоединяются отдельные детали компьютера, действует как станция управления.
2) Процессор, и оперативная память, и видеокарта подключены непосредственно к большой плате в компьютере, называемой материнской.
3) Большая плата как станция управления соединяет и объединяет все составляющие части компьютера, именно поэтому её называют материнской.
4) Большая плата, выполняющая роль станции управления, получила название «материнская» благодаря своему основному назначению: она соединяет и объединяет все составляющие части компьютера.
5) Материнскую плату специалисты называют печатной, используя при этом радиоэлектронную терминологию.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетания слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
С другой стороны, Хотя, Напротив, Например, Но

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЧАСТЬ, -и, ж.
1) Доля, отдельная единица, на которые подразделяется целое. Разделять на части. Ч. заработка. Ч. публики. Ч. яблока.
2) Раздел, подраздел произведения. Роман в трёх частях. Четыре части симфонии.
3) Отдел какого-н. учреждения, отдельная часть управления. Санитарная ч. Учебная ч.
4) Предмет как составной элемент какого-нибудь целого организма, механизма. Запасные части (детали машин).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
заселенА накренИтся позвонИшь пОдняв начАвшись

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Венчает экспозицию музея ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ зал Победы. Этот человек производит ДВОЙСТВЕННОЕ впечатление. С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выдавать больше продукции. Кое-где по опушкам БОЛОТНЫЙ запах был очень силён. Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
он более ВЫШЕ около ПОЛУТОРА часов нет ТУФЕЛЬ много ПОЛОТЕНЕЦ ИХ взгляды

7. Запишите соответствия букв и цифр.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) неправильное употребление падежной формы имени существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Люди, никогда не бывавшие в холодных странах, обычно преувеличивают «ужасы» полярной природы.
2) Когда мы уже собирались вернуться в село, с нами случилось довольно неприятное происшествие.
3) И тут, вопреки нашего желания, ветхое судно наклонилось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.
4) И в наши дни чеховские пьесы во многом остаются загадкой для сцены, сбивавшие с толку современников, требовавшие реформы всей театральной системы.
5) На протяжении всего своего развития русская классическая литература была трибуной, с которой передовые мыслители выступали перед народом.
6) Вечерняя заря догорала, и в воздухе чувствуется дыхание сырости.
7) О том, как сложилась научная судьба А.А. Потебни, вы можете узнать из книги В.Ю. Франчук «А.А. Потёбня», вышедшей в серии «Людей науки».
8) Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгения Онегина», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны.
9) Входя в мир пушкинских идей и образов, многое может пригодиться нам в жизни.

Читайте также:  Какой жир содержится в молоке

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Авиак..мпания Возр..стать к..тапог те..ретический разн..мавший

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
прибрежный, пр..уныл. пр..родина, над..рвал. от..грал, по..сковый. в..юга, под..езд. и..гиб, ро..черк

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И
Засушл..вый глянц..вый остр..нький преодол..вая наде..ться

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
(родители) хлопоч..т, вер..щий (в успех), (котята) жмур..тся, гон..щий (зверя) (они) кол..т (дрова)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Лампы ещё (НЕ)ЗАЖЖЕНЫ, поэтому гостиная выглядит таинственно. Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески. Ни одно из полученных писем М. Горький (НЕ)ОСТАВЛЯЛ без ответа. Вместо исчезнувшего слова язык (НЕ)ПРЕМЕННО создаёт новое. Даже (НЕ)ВЕРИЛОСЬ, что этот маленький человек обладает такой большой силой.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Слуги ТО(ЖЕ) привязались к Базарову: чувствовали, что он ВСЁ(ТАКИ) — не барин. Евгений (НИ)РАЗУ себя не спросил, (ПО)ЧЕМУ он до сих пор здесь. Войдя в квартиру, Ольга (С)НАЧАЛА сняла плащ, а (ЗА)ТЕМ распахнула дверь в кабинет профессора. Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ (ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года. Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Удивительная отточе(1)ость и графическая законче(2)ость рисунков Пабло Пикассо, большинство из которых были сдела(3)ы художником с натуры, говорят о его большом таланте.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я вырывал в сене глубокую нору залезал в неё и всю ночь спал в стогу. 2) А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами. 3) Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами. 4) Поезд с трудом прорывался через сырые потоки и безнадёжно опаздывал. 5) Переправляемся на пароме через Оку и за широкой полосой приокских лугов нас встречают Мещёрские леса.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Участник попросил не называть его фамилии (1) испугавшись возможных ассоциаций с группой (2) зарекомендовавшей себя не с лучшей стороны (3) и оставившей о себе недобрую память.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
О Муза (1) плача (2) прекраснейшая из муз!
О ты (3) шальное (4) исчадие (5) ночи белой!
Ты чёрную насылаешь (6) метель (7) на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы (8) шарахаемся и глухое: ох!
Стотысячное — тебе присягает: Анна
Ахматова! Это имя — огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Изучению звёзд (1) посвятили свою жизнь многие астрономы (2) благодаря (3) которым (4) мы сегодня знаем (5) что среди звёзд есть гиганты и карлики.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
К вечеру пошёл дождь (1) снег почти растаял (2) и (3) хотя дорога стала ещё грязнее (4) но всё же лошадям стало легче.

Читайте также:  Какие металлы содержатся в жестком диске

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Начинающий атлет одержал первенство в марафоне, победив опытных спортсменов.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.
(1)Вспомним фразу Достоевского: красота спасёт мир, (2)Нет сомнения, что наш классик имел в виду не внешнюю, поверхностную красоту, прикрывающую порой опустошённость, даже уродство, а нечто высшее, несущее нравственную силу.
(3)В первые годы после революции академик архитектуры Щусев читал перед широкой, преимущественно молодёжной рабочей аудиторией лекции по эстетике. (4)Их целью было приобщить массы, как тогда выражались, к пониманию красоты, наслаждению искусством. (5)На первой же лекции, прочитанной Щусевым с огромным воодушевлением, талантом прирождённого популяризатора и, само собой разумеется, исчерпывающим знанием предмета, поднялся какой-то парень, с прилипшим к нижней губе окурком, и развязно сказал:
— (5)Вот вы, товарищ профессор, всё бубнили: красота, красота, а я так и не понял, чего такое эта красота?
(7)Кто-то засмеялся. (8)Щусев внимательно поглядел на парня. (9)Сутулый, длиннорукий, мутноглазый, он был явно из любящих играть под морячка, демобилизованного солдата, фабричного. (10)И чего завалился на лекцию этот вовсе не безобидный шатун — погреться или побузить? (Н)Его нисколько не интересовала суть вопроса, хотелось озадачить распинающегося на кафедре «интеллихента». (12)Его надо крепко осадить ради общего дела. (13)Щусев прищурился и спросил:
— (14)3еркало дома есть?
— (15)Есть. (16)Я перед ним бреюсь.
— (17)Нет, большое…
— (18)Ага, в стенном шкапе.
— (19)Поглядите на себя в зеркало и сравните вот с этим юношей.
(20)Щусев протянул парню фотографию, снятую с «Давида» Микеланджело, которую тот машинально взял.
— (21)Вы сразу поймёте, что такое красота…
(22)Я привёл этот случай не развлечения ради. (23)В насмешливой выходке архитектора есть рациональное зерно. (24)Щусев предложил самый верный способ постичь красоту. (25)Красоту, как и истину, можно познать в сравнении. (26)А вглядываясь в образы красоты, созданные искусством, будь то Венера Милосская или Ника Самофракийская, мадонна Рафаэля или мальчик Пинтуриккио, Флора Тициана или автопортрет Ван-Дейка, Царевна-Лебедь Врубеля или три богатыря Васнецова, крестьянская девушка Аргунова, кружевница Тропинина, дочь Нестерова или бегущие спортсменки Дейнеки, можно приучить свой глаз и душу к той радости, которую даёт встреча с прекрасным. (27)Этой цели служат музеи, выставки, репродукции, книги по искусству.
(28)Счастлив человек, который настолько внутренне свободен, настолько восприимчив, открыт красоте всего сущего, что может от души восхищаться и Дискоболом, и лунатическими девушками Боттичелли;, и светом лиц, запёчатлённых Ван-Дейком, Ренуаром, Пикассо, Серовым, Петровым-Водкиным, и резкими непреклонными чертами бронзового Николая Островского (памятник работы В. Горевого и С. Кубасова) — это все разные образы бессмертной красоты юности.
(29)Исчерпать тему красоты невозможно, и всё-таки мы имеем право на какие-то выводы. (30)Бездушная, внешняя красота — ничто, ценна лишь красота, светящаяся изнутри, она озаряет мир добром, возвышает самого человека и укрепляет веру в будущее.
(31 )Как хорошо сказал великий педагог К. Ушинский: «Всякое искреннее наслаждение изящным само по себе источник нравственной красоты». (32)Вдумайся в эти слова, читатель!..
(По Ю.М. Нагибину) Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) — русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Академик архитектуры Щусев в дореволюционные годы читал лекции по эстетике студентам университета.
2) Чтобы объяснить, что такое красота, недалёкому парню было предложено сопоставить фотографию «Давида» Микелаиджело с его собственным отражением в зеркале.
3) Сравнение — один из способов постичь красоту.
4) Встреча с прекрасным, с искусством уводит человека в мир мечты, мешает понять окружающую реальность.
5) Истинная красота несёт в мир добро, возвышает человека, дает ему веру в будущее.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. .
1) В предложении 2 представлено рассуждение. 2) Предложение 7 содержит ответ на вопрос, заданный в предложении 6. 3) Предложение 9 включает в себя описание. 4) В предложении 28 представлено повествование. 5) Предложения 29—30 содержат рассуждение.

23. Из предложений 23-25 выпишите синонимы (синонимическую пару).
24. Среди предложений 23—28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. Укажите соответствие букв и цифр.
«Ю.М. Нагибин предлагает читателям задуматься над сложным, но интересным эстетическим вопросом. Эмоциональность, образность авторской речи создают тропы: (А) («лунатическими девушками Боттичелли» в предложении 28, «бездушная, внешняя красота» в предложении 30) и (Б) («приучить свой глаз и душу к радости» в предложении 26). Убедительности повествованию придают синтаксическое средство — (В) (в предложениях 26, 27, 28) и приём — (Г) в предложении 31».
Список терминов: 1) сравнение 2) эпитет 3) разговорная лексика 4) фразеологизм 5) восклицательные предложения 6) вопросительные предложения 7) ряд однородных членов предложения 8) цитирование 9) метафора

Источник