В каких предложениях содержаться восполняющие вопросы

ЗАДАНИЕ 7 .
1. Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов.
Вопрос 1. Какие суждения относятся к общеутвердительным
1. Некоторые библиотеки являются научными учреждениями.
2. Суждения – это мышления.
3. Граждане России равны перед законом.
4. Некоторые птицы плавают.
5. Ни один рассказ этого автора не напечатан.
Вопрос 2. Какие из данных суждений являются выделяющими
1.Всякое общество, за исключением первобытнообщинного, является классовым.
2. В. Маяковский — поэт.
3. Все студенты, кроме Сидорова, знают логику.
4. Все четные числа, и только они, делятся на 2.
5.Все граждане обладают дееспособностью и правоспособностью, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Вопрос 3. Какие суждения не относятся к исключающим
1. Все студенты, кроме Иванова, сдали зачеты.
2. Все люди, но не только люди, смертны.
3. Некоторые журналисты, и не только они, не имеют специального высшего образования.
4. Вся группа, за исключением Петрова, уезжает на практику.
5. Правильного ответа нет.
Вопрос 4. Какие высказывания обозначают суждения с алетической модальностью.
1. Гиппопотамы водятся в Африке.
2. Все процессы, явления в природе, обществе и мышлении вызываются или обусловливаются другими процессами и явлениями, то есть более или менее определенными причинами.
3. У стола 4 ножки.
4. Разрешён проезд автомобилей при зелёном свете светофора.
5. Правильного варианта ответа нет.
Вопрос 5. Какие из указанных суждений являются суждениями с эпистемической модальностью.
1. По мнению ученых, некоторые континенты разобщены в результате дрейфа.
2. Летом я, вероятно, буду отдыхать в Сочи.
3. Существует предположение, что некоторые главы романа Н. были написаны другим автором.
4. Средства бытовой химии, опасны в пожарном отношении, советует хранить в закрытых баллонах вдали от источников тепла.
5. Правильного варианта ответа нет.
ЗАДАНИЕ 8.
1. Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов
Вопрос 1. Какие из указанных вопросов составляют простые уточняющие вопросы
1. Вы хотите на луну?
2. Хотите кофе или чаю?
3. Вы пойдете в театр или нет?
4. Мы поедем на дачу?
5. Если “Динамо” выиграет у “Зенита”, то команда “Динамо” выйдет в финал розыгрыша?
Вопрос 2. В каких предложениях содержаться восполняющие вопросы
1. Где находится Перу?
2. Правда ли в Москве больше жителей, чем в Париже?
3. Когда был воздвигнут этот храм?
4. Сколько весит этот молот
5. Все люди смертны?
Вопрос 3. Имеются ли ошибки в постановке следующих вопросов?
1. Хороша ли пословица “Назвался груздем — полезай в кузов”?
2. Справедлива ли пословица “Назвался груздем — полезай в кузов”?
3. Сколько мальчиков родилось 31 февраля 1960 года?
4. Можно ли построить пирамиду, у которой все боковые ребра и все боковые грани наклонены к плоскости основания под одним и тем же углом?
5. Что такое модальность?
Вопрос 4. Какие выражения не являются тавтологиями
1. Масло масляное.
2. Количество — это характеристика предмета с его количественной стороны.
3. Лев — царь зверей.
4. Халатность заключается в том, что человек халатно относится к своим обязанностям.
5. Закон есть закон.
Вопрос 5. Какие из приведенных вопросов не носят характер провокационных
1. Как построить “вечный двигатель”?
2. Любите ли Вы классическую музыку?
3. Правда ли, что вчера под мостом поймали бабку с хвостом?
4. Перестал ли ты бить своего отца?
5. В каком году Р. Амундсен первым достиг Северного полюса?
ЗАДАНИЕ 9.
1. Выбрать к вопросу правильный ответ и отметить в карточке ответов.
Вопрос 1. Является ли второе суждение в парах суждений, перечисленных
ниже, логическим следствием первого?
Представим, что вы на рыбалке. Что определяет успех данного мероприятия? Количество и качество рыбы, которую вы наловили. Умение задавать вопросы аналогично навыкам рыболовства: мелкие рыбешки, которых вы поймали на удочку, — это краткие и малоинформативные ответы, крупная рыба — это развернутые и понятные ответы на ваши вопросы. Чем больше крупной рыбы вы наловили (развернутых ответов получили), тем эффективнее будет строиться дальнейшая работа с заказчиком/клиентом/коллегой.
Что такое открытые вопросы?
Открытые вопросы — такие вопросы, которые не предполагают короткого ответа «да» или «нет», а предполагают развернутый ответ. Открытые вопросы еще называют ценностными, потому что они предоставляют полезную информацию либо спросившему (вам), либо обоим участникам. Снова представим ситуацию, вы задаете вопрос человеку, с которым работаете: «Вы видите перспективы нашего дальнейшего сотрудничества», — это закрытый вопрос (на него можно ответить «да» или «нет»). Если ответ положительный, то, скорее всего, ваш собеседник добровольно не разовьет тему, и вы не поймете: в чем именно заключаются перспективы. Но если вы выстроите вопрос по-другому: «Мы уже воплощаем вместе не первый проект, какие еще перспективы для работы вы видите?». В этом случае вы подкинете собеседнику пищу для размышлений. Преподаватель Стэнфордского университета и автор книг о творческом мышлении Тина Силиг заметила, что «Любой вопрос — это каркас, на котором строятся ответы… И когда вы меняете вопрос, заметно изменяется и спектр ответов, которые вы можете получить».
Открытые вопросы выполняют следующие практические задачи:
завязать разговор с заказчиком/клиентом;
понять, что стоит за утверждениями и убеждениями заказчика/клиента;
направить общение в нужную сторону;
получить паузу для обдумывания действий;
создать комфортную обстановку для общения;
укрепить партнерские отношения.
Как задавать открытые вопросы?
Открытый вопрос задают с помощью вопросительных слов, которые обычно ставятся в начале предложения, а дальше идет суть вопроса. Цель открытого вопроса — получить максимально развернутый и полный ответ по заданной теме. Перед встречей с потенциальным клиентом. Что такое открытые вопросы, и как они помогают выявить потребности.
Примеры открытых вопросов, которые помогут понять потребности заказчика/клиента:
Что вас интересует…?
Что для вас важно при выборе/покупке/создании и т. д. …?
Какие требования вы предъявляете к этому…?
Как бы вам хотелось…?
Как бы вы подбирали себе такой…?
Когда вы в последний раз сталкивались с этим…?
Примеры вопросов, которые помогут понять основные качества, характеристики и требования к продукту/услуге:
По каким критериям подбираете… ?
Как вы думаете, какими характеристиками должен обладать…?
Какие пожелания… ?
А до этого чем пользовались… ?
Что понравилось, что не нравилось… ?
Почему решили поменять… ?
На какие преимущества вы обратили внимание… ?
Примеры вопросы, которые помогут понять ожидания заказчика/клиента:
Какие результатов ожидаете… ?
Что хотите получить в итоге… ?
Что самое сложное в достижении этих результатов… ?
Примеры вопросов, которые помогут определить степень «теплоты» заказчика/клиента:
Когда вы сможете ознакомиться с нашим предложением?
Когда вы будете готовы к принятию решения?
Какой бюджет вы закладываете?
Примеры вопросов, которые помогут отработать возражения:
Какие есть опасения или сомнения… ?
Какие возможности вы перед собой видите?
С какими проблемами вы ожидаете столкнуться?
Если бы мы начали вместе над этим работать, какие основные результаты вы бы хотели увидеть?
Как вы будете оценивать успешность нашего сотрудничества?
Чем вы рискуете, если ситуация не обернется в вашу пользу?
Почему вы считаете свой выбор правильным?
Любой вопрос можно превратить в открытый. Если вы поймали себя на том, что никакой подробной информации не получаете, и собеседник отвечает односложно. То всегда добавляйте продолжение. Например, если на вопрос «Устраивает ли вас наше решение?», — вы получили односложное «Да», то вы всегда можете продолжить: «Чем именно?», «Что особенно удалось?» и подобные.
Открытые вопросы для выявления потребностей клиента
Одним из показателей профессионального уровня менеджера проекта или продажника является умение максимально подробно выявить потребности. Не забывайте, что в основе успешного сотрудничества не сам продукт и его характеристики, а та польза, которую получает заказчик.
Что можно выяснить у заказчика/клиента с помощью открытых вопросов?
Проблему, которую хочет решить заказчик/клиент. Ваша задача — понять, что его интересует.
Критерии, которые он предъявляет в продукту или услуге. Ваша задача — узнать, что важно для заказчика и выстроить презентацию продукта или услуги, отталкиваясь от этих критериев.
Принципиальность предъявляемых критериев. Это позволит выяснить степень вашей свободы в предлагаемых вариантах.
Результаты, которые ожидают от вас получить. Ваша задача — максимально точно определить, что ждет заказчик от использования продукта или услуги.
Опыт в использовании продукта или услуги. Это знание поможет еще глубже понять потребности заказчика, а также узнать уровень его осведомленности о товаре/услуге.
Бюджет. Как правило, этого вопроса боятся больше всего, но знание бюджета помогает сэкономить время и предложить более конкретные решение. Здесь стоит сделать ремарку, что заказчики склонны занижать бюджет примерно на 30%.
Страхи и опасения. Как правило, страхи начинают вылезать на этапе работы с возражениями, но профессионалы могут их вытащить на этапе выяснения потребностей.
Воронка вопросов
Мы так много написали про открытые вопросы, поэтому будет логично, если кратко расскажем о двух других основных типах вопросов. В компании с открытыми вопросами есть еще закрытые и альтернативные.
Закрытые вопросы — вопросы, на которые можно получить только два ответа: «да» или «нет». Цель закрытого вопроса — получить согласие, подтверждение договоренностей, уточнить полученную информацию.
Альтернативные вопросы — вопросы, на которые можно получить ответ в виде выбора заказчиком/клиентом одного из вариантов, который мы обозначаем в самом вопросе. Цель альтернативного вопроса — понять сферу интересов заказчика/клиента, направить мышление заказчика/клиента на выбор альтернатив.
Мы рассказали о других типах вопросов, чтобы подвести к еще одному понятию — воронка вопросов. Это техника анализа потребностей заказчика/клиента, представляющая собой последовательность вопросов, которые вы задаете по структуре «от общего к частному»: открытые вопросы — альтернативные — закрытые. Сначала вы выясняете потребности, затем предлагаете варианты, и в финале — подводите итоги беседы.
Пример:
Какие возможности вы перед собой видите? — открытый вопрос.
Вы планируете выход на внешний рынок или остаться на внутреннем? — альтернативный вопрос.
Тогда делаем версию еще и на английском языке? — закрытый вопрос.
Чем грозит неумение задавать вопросы?
Если в процессе работы не задавать открытых вопросов: «А почему?», «А что конкретно?», то вы рискуете играть с заказчиком в «Угадайку». Вы можете не понять: что конкретно он хочет, вы сделаете работу на свое усмотрение, он ее не примет — вы переделаете, и снова окажется не то. И не понятно: что конкретно ему не нравится. Во-первых, угадать потребности практически невозможно, во-вторых, все тратят время, в-третьих, результат, как правило, плохой. Чтобы не играть в такую «Угадайку», задавайте вопросы.
Закрепим?
Перед вами вопросы — выберете из них те, которые считаете открытыми.
Какие основные приоритеты выделяете?
Вам важна скорость работы?
Что вы думаете по поводу сложившейся ситуации?
Как вы будете оценивать успешность нашего сотрудничества?
Мы с вами встретимся в понедельник или в четверг?
Может быть, вам необходима дополнительная информация?
Вам удобна доставка утром или вечером?
Чем вы рискуете, если ситуация не обернется в вашу пользу?
Когда вы будете готовы представить предыдущие наработки?
Кто ваш потенциальный клиент?
Правильные ответы: 1, 3, 4, 8, 9, 10
В русском языке вопросительное предложение содержит вопрос и оформляется с помощью различных средств: интонации, логического ударения, определенного порядка слов, вопросительных частиц, местоимений и наречий.
Узнаем, что такое вопросительное предложение.
По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными и побудительными. Каждый из этих видов предложений характеризуется определенной целью высказывания и особой интонацией.
Что такое вопросительное предложение?
Как понятно из самого названия, вопросительное предложение содержит в себе прямой вопрос. Собеседник с помощью такого высказывания пытается получить определенную информацию, которая интересует его в момент речи или безотносительно ко времени.
Дождь идет на улице?
Это вопросительное предложение оформлено с помощью особой интонации, которая повышается в его конце, и соответствующего завершающего пунктуационного знака — вопросительного знака.
Такое предложение можно легко превратить в повествовательное, изменив интонацию его произношения:
Дождь идет на улице.
Задавая вопрос, говорящий спрашивает о чем-то неизвестном ему или же хочет получить подтверждение или отрицание высказанной им мысли:
Я могу надеяться на твою помощь? (Да или нет?)
Что ещё стало известно об этом событии?
Способы оформления вопросительного предложения
Определив, что такое вопросительное предложение, уже был затронут один из важных аспектов вопросительного предложения — это интонация.
1. Для вопросительных предложений характерна особая, с повышением голоса вопросительная интонация. Она является ярким, эмоциональным средством выражения вопросительности. Интонационно в предложении выделяется главное по смыслу слово.
Понаблюдаем:
Мы идем сейчас в парк? (Идем или отложим на некоторое время)
Мы идем сейчас в парк? (Сейчас или позже)
Мы идем сейчас в парк? (В парк или в другое место).
Такое выделение голосом определенного слова, важного для смысла вопросительного предложения, называется логическим ударением.
2. Кроме интонации и логического ударения, в вопросительном предложении используются вопросительные частицы и определенный порядок слов, чаще обратный:
Не пойти ли нам погулять?
Неужели нельзя было подготовиться к занятию лучше?
Разве ты об этом ничего не читал?
Обратим внимание, что то, о чем спрашивается, находится в конце высказывания.
3. Вопросительность создается с помощью вопросительных местоимений и наречий.
Кто знает ответ на заданный вопрос?
О чем вы тут шушукаетесь?
Для чего используется этот прибор?
Где тут аварийный выход?
Куда вы направляетесь?
Зачем вам брать с собой столько вещей?
Восклицательные и невосклицательные вопросительные предложения
По эмоциональной оценке вопросительные предложения бывают невосклицательные и восклицательные.
Иногда в предложении к вопросительной интонации присоединяется дополнительный оттенок выраженного сильного чувства — недоумения, удивления, страха, ужаса и пр.
Такое вопросительное предложение по силе выраженного чувства становится восклицательным.
Сравним:
Ты уже покидаешь нас?
Как, ты уже покидаешь нас?!
В конце вопросительного предложения, содержащего сопутствующее чувство, ставятся два завершающих знака препинания — вопросительный и восклицательный знаки.
Риторический вопрос
Некоторые вопросительные предложения не требуют ответа на содержащийся в них вопрос, а только привлекают внимание собеседника к поставленной проблеме, к теме обсуждения. Такие предложения содержат риторический вопрос.
Как же не заблудиться в мире прекрасных мелодий?
По сути это утвердительное по смыслу предложение, оформленное в виде риторического вопроса.
Можно легко заблудиться в мире прекрасных мелодий.
Сравните:
Кто же не знает об этом нашумевшем фильме?
Многие знают об этом нашумевшем фильме.
Примеры вопросительных предложений из художественной литературы
-Ты где пропадал? — спросил его Туман.
-А в Москву ходил к барину (И. С. Тургенев. Записки охотника).
-Кто ты такой и зачем таскаешься под дверями? — произнес кузнец посуровее прежнего и подойдя ближе (Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством).
-Скоро ли станция, ямщик? (В. Г. Короленко. Чудная).
-Неужели я был такой? — думал Нехлюдов, продолжая свой путь к адвокату (Л. Н. Толстой. Воскресение).
И что меня вчера понесло на мельницу? Что мне там понадобилось? (В. В. Вересаев. Порыв).
Что это? Неужели нашелся кто-то, кто переживал теперь то же самое, что я? Сомнений быть не могло: перед ним эта ночь стояла такой же мучительною и неразрешимою загадкою, как передо мною (В. В. Вересаев. Загадка).
Куда же идти? Местность была совсем незнакомая. Карельская тайга — это не шутка (Г. Скребицкий).
Запятая ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если его части тесно связаны по смыслу. Для таких предложений характерна интонация перечисления.
Пример:
[Был сентябрь], [желтели магнолии], [на коричневых сухих виноградниках весь день лаяли привязанные у шалашей собаки] (К. Паустовский).
Точка с запятой ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если его части менее тесно связаны по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые.
Пример:
[Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щёки]; [невозможно было дотронуться до раскалённых краёв брички]; [густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух] (Л. Толстой).
[Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце]; [капли, падая с них, звонко ударяли о лёд]; [по всем улицам пела капель звонкую песню весны] (К. Паустовский).
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:
1) если вторая часть разъясняет и раскрывает содержание первой (в этом случае можно вставить а именно).
Пример:
[За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность]: [он до смерти не любил пересказывать одно и то же] (И. Гоголь);
2) если в первой части есть глаголы видеть, слышать, знать, чувствовать и т. п., которые предупреждают, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-либо описание (в этих случаях можно вставить союз что).
Пример:
[Вдруг я чувствую]: [кто-то берёт меня за плечо и толкает] (И. Тургенев).
Вместо двоеточия может быть поставлена запятая, если интонация предупреждения отсутствует.
Пример:
[Вижу], [из лесу медведь выходит]… (Ю. Герман);
3) если во второй части указывается основание, причина того, о чём говорится в первой части (между частями можно вставить союзы потому что, так как).
Пример:
[На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум]: [со станции шёл курьерский поезд] (А. Чехов);
4) вторая часть представляет собой прямой вопрос.
Пример:
[Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно]: [зачем я жил]? [для какой цели я родился]? (М. Лермонтов).
Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, если:
1) во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быстроту смены событий (при этом возможна вставка союза и).
Пример:
[Сыр выпал] — [с ним была плутовка такова] (И. Крылов);
2) вторая часть содержит противопоставление по отношению к содержанию первой (возможна вставка противительных союзов а, но).
Пример:
[Чин следовал ему] — [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов);
3) вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чём сообщается в первой.
Пример:
[Для рыбы нужна чистая вода] — [будем охранять наши водоёмы] (М. Пришвин).
Не следует путать знаки препинания при причинно-следственных отношениях. Двоеточие ставится, если во второй части указана причина, тире ставится, если во второй части указано следствие.
Пример:
ср.: [Выйти невозможно]: [на улице проливной дождь] ((2)-я часть — причина). — [На улице проливной дождь] — [выйти невозможно] ((2)-я часть — следствие);
4) первая часть указывает на время или условие совершения действия, обозначенного во второй (в начале предложения возможна вставка союзов когда, если).
Пример:
[Ехал сюда] — [рожь только начинала желтеть]. [Теперь уезжаю обратно] — [эту рожь люди едят], [новая опять поспевает] (М. Пришвин);
5) во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой (при этом возможна вставка сравнительных союзов как, как будто, словно, что).
Пример:
[Посмотрит] — [рублём подарит] (Н. Некрасов);
6) вторая часть (неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что).
Пример:
[Иногда мне думается] — [надо убежать] (М. Горький);
7) вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это; иногда оно имеется в самом предложении).
Пример:
[На стене ни одного образа] — [дурной знак] (М. Лермонтов).