Какие есть свойства общественного прогресса

Какие есть свойства общественного прогресса thumbnail

Прогресс (от лат. progressus — продвижение, успех) — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Особенности прогресса:

  •  Относительность прогресса (невозможность применения данного термина к некоторым сферам, например, искусству).

  •  Противоречивость прогресса (наличие позитивных последствий для одной сферы, но одновременно негативных для другой, например, развитие промышленности отрицательно влияет на экологическую обстановку в регионе).

Критерии прогресса:

  • Развитие человеческого разума.

  • Совершенствование нравственности людей.

  • Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

  • Прогресс науки и техники.

  • Развитие производительных сил общества.

Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Стагнация (от лат. stagnum — стоячая вода) — задержка общественного развития.

Прогресс может развиваться в двух наиболее характерных формах:

1) Реформа (от лат. reformare — преобразовывать) — какое-то усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью и пр.).

2) Революция (от лат. revolutio — поворот, возвращение к истокам) — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

В современном обществе преобладают следующие формы общественных изменений:

1) Инновация (от лат. innovatio — обновление) — однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

2) Модернизация (от фр. moderne — новейший, современный) — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения её развития.

ВОПРОСЫ: 

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс»:

1) отжившие формы; 2) стагнация; 3) эволюция; 4) застой; 5) возврат; 6) спад; 

7) модернизация.

2. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 1950-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.

Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создает предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 1990-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.

(B. Л. Иноземцев)

1) Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?

1. Автор отмечает появление нового класса — «класса интеллектуалов».

2. Причина — современная информационная революция.

3. Следствием появления нового некапиталистического по своей природе доминирующего класса приведёт «к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым».

2) Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 1950-х годов в оценке последствий появления нового класса? Укажите три аргумента, которые он приводит в обоснование своей позиции.

1. Нет, не разделяет.

2. Аргументы:

1) С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства.

Читайте также:  Какая существует связь между твердым раствором и свойствами сплава

2) В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства.

3) «Класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев.

3) Какой ещё один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.

1. Новый класс — это класс, «объединяющий в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве».

2. Две социальные группы, которые могут войти в данный класс:

1) Мигранты-приезжие из стран «третьего мира», которые в силу языкового барьера и низкого материального достатка не могут себе позволить высокотехнологичного образования.

2) Подростки (молодежь) из малообеспеченных семей, которым с юных лет приходится идти на неквалифицированную работу, чтобы помочь семье. В большинстве своём им не хватает ни денег, ни времени, для того чтобы получить качественное образование, и они тоже могут пополнить подобный класс.

4) С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире.

Суждения о роли информации в современном мире:

1) В современной экономике информация становится одним из важнейших факторов производства.

2) В политической сфере информация играет важнейшую роль при управлении государством, так как, контролируя каналы распространения информации (телевидение, радио, печатные СМИ, интернет), можно манипулировать обществом.

3) Информация играет важнейшую роль в современной науке, так как большинство современных открытий делается на стыке различных дисциплин (биологии и химии, истории и географии и т. п.), и учёным необходимо постоянно обмениваться плодами своих исследований, что возможно сделать только в развитом информационном обществе.

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.

1) Прогресс — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному.

2) Общественному прогрессу присущи такие характерные черты, как неравномерность и противоречивость.

3) Основными формами общественного прогресса являются реформа и революция.

4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как динамическая система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие общества:

а) в узком смысле слова;

б) в широком смысле слова.

2) Особенности общества как динамической сложноорганизованной системы:

а) наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);

б) постоянно видоизменяется (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);

в) имеет свои субъективные законы исторического развития;

г) непредсказуемость, нелинейность развития;

д) способно преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу.

3) Основные  сферы общественной жизни:

а) экономическая;

б) политическая;

в) социальная;

г) духовная.

4) Взаимосвязь общества и природы.

Источник

В исторической науке и курсе обществознания одним из центральных понятий является общественный прогресс. Термин отражает динамический процесс, в рамках которого происходит изменение в сторону более совершенных и сложных форм. 

В первую очередь речь идет о взаимодействиях между социальными группами, а также об экономическом и духовном росте общества в целом. В большинстве случаев смысл понятия накладывается на технологическое развитие.

Понятие и свойства общественного прогресса

Общественный прогресс – это определенное движение, предполагающее развитие тех или иных сфер жизни. Противоположностью выступает регресс – движение назад, возвращение к отсталому.

Общественный прогресс

Общественный прогресс – это то, что будет происходить в любом случае, как и развитие природы, но от политических и экономических показателей зависит интенсивность изменений. 

Задача прогресса – улучшать, но проблема в том, что в некоторых случаях возможны и ухудшения. Например, развитие автомобильной промышленности привело к загрязнению воздуха в крупных городах.

Критерии общественного прогресса

Выделяется четыре базовых критерия общественного прогресса. В данном случае под критерием понимается характеристика или описание. Рассмотрим детальнее определение и смысл каждого критерия. 

Читайте также:  Благодаря какому свойству твердых тел можно

Критерии общественного прогресса

Социальный

Социальный критерий отражает уровень развития общества в целом. Индикаторами выступают политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности. 

Средний класс общества

Сегодня средний класс – один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество. 

Экономический

Экономический критерий многие ученые считают ключевым, так как он оказывает влияние на все другие сферы. Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы. Особенностью экономики является и ее основа, то есть на чем базируется доход. 

Сырьевая экономика

В наибольшей опасности в 21 веке находятся страны, чья экономика базируется на энергоресурсах. 

Духовный

Говоря о духовном прогрессе, оценивают роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме. 

Мораль

Есть определенные противоречия, так как в зависимости от культуры, то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом. Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.

Научно-технический

В большинстве случаев прогресс ассоциируется именно с этим критерием – развитием науки и техники, появлением новых продуктов и инструментов. Такой подход не раскрывает всей полноты понятия общественного прогресса.

Пути проявления прогресса в обществе и их признаки

Существует два пути, по которым реализуется прогресс в обществе. Осуществление преобразований всегда предполагает введение изменений или корректировок. Разница между путями заключается в интенсивности применения тех или иных новшеств.

Реформа

Реформа – это медленные, последовательные, поступательные преобразования в отдельных сферах жизни. В большинстве случаев затрагивается не более двух сфер, чаще всего одна. 

Реформа

Не предполагается смена власти или режима даже при проведении политических преобразований. 

Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. Эти виды разнятся в зависимости от последствий, происходящих в обществе.

Революция

Под революцией понимается метод, когда используются насильственные приемы преобразования. Затрагиваются все или почти все сферы жизни. 

Революция

К трем базовым критериям относятся:

  • изменение текущего строя на кардинально новый, как правило, противоположный прежнему;

  • резко меняются многие аспекты повседневной жизни;

  • изменение происходит в несколько скачков и сопровождается применением силы.

План революционных преобразований, как правило, не учитывает социальный и духовный аспекты.

Противоречивость общественного прогресса

Роботизация

У общественного прогресса в современном мире есть два важных качества. Они заключаются в следующих понятиях:

  1. Неоднозначность – рост и развитие одной сферы может привести к упадку другой. Например, развитие робототехники лишает рабочих мест миллионы людей, что создает социальное напряжение.

  2. Противоречивость – не всегда можно предсказать результат того или иного достижения.

Ядерный взрыв

Рассмотрим несколько примеров противоречивости прогресса, отражающие взгляды просветителей:

  • открытие ядерной энергии привело к появлению оружия массового поражения;

  • создание ГМО увеличило количество производимых продуктов, но сократило их пищевую ценность. 

Достижения технического прогресса

Очевидно, что большая часть открытий, в частности научных, принесла пользу обществу и человечеству. Важно всегда наперед оценивать возможности того, как будет реализован проект.

Общественный прогресс – изменение мира, предполагающее уход от старых моделей и форматов к новым и более совершенным. Он реализуется не только в технологической сфере, но и затрагивает социальные отношения, политические аспекты, нравственное развитие людей. Тенденции показали, что с каждым новым этапом человечество больше ценило личность, комфорт и удобство.

Источник

61

Любое развитие — это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?

Прогресс

Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности ( дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Виды прогресса в обществе

СоциальныйРазвитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию.
МатериальныйПроцесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей.
НаучныйУглубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса.
Научно- техническийРазвитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация.
Культурный (духовный)Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности.
Читайте также:  Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях

Критерии прогресса

Вопрос о критериях прогресса (то есть  признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях  как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.

МыслителиТочки зрения на критерии прогресса
Ж.КондорсеРазвитие разума человека
ВольтерРазвитие просвещения, торжество разума человека.
Ш.МонтескьеУлучшение законодательства стран
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.ОуэнОтсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей.
Г.ГегельЗрелость свободы общества.
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.ДобролюбовРаспространение просвещения, развитие знаний.
К.МарксРазвитие производства, овладение природой, смена одной формации другой.

Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.

Критерии общественного прогресса современных учёных:

  • Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
  • Уровень демократизации общества.
  • Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
  • Нравственное совершенствование общества.
  • Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
  • Продолжительность жизни людей.
  • Увеличение человеческого счастья и добра.

Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогрессаПримеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других.Яркий пример-  период сталинизма в СССР. В  30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу. В итоге — значительное ухудшение  качества  жизни людей.
Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям.Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в  виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость».
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв.
Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой.Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя, ,с  многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды.

Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно  стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать  до минимума отрицательные последствия прогресса.

Регресс

611

Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс ( от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Признаки регресса в обществе

  • Ухудшение качества жизни людей
  • Упадок в экономике, кризисные явления
  • Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
  • Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
  • Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего

Хронические заболевания.

  • Падение нравственности, образованности , культуры общества в целом.
  • Решение вопросов силовыми , декларативными методами и способами.
  • Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
  • Ослабление страны в целом и её международного положения .

Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым  является Россия, большое значение имею  общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник