В каких предложениях содержатся основные мысли

В каких предложениях содержатся основные мысли thumbnail

Многие учащиеся совсем не понимают, как определять основную мысль текста, несмотря на то что это достаточно простой навык, который отрабатывается с помощь алгоритма.

Работа над пониманием текста в средней школе почти не ведется, но на всевозможных контрольных работах, присланных сверху, часто проверяют умения и навыки, связанные с пониманием текста. ВПР по русскому языку также содержит задания, где требуется определить тему и правильно записать основную мысль.

Для того чтобы научиться правильно выполнять это задание, нужно иметь теоретические знания, связанные с понятием текст.

Что такое текст и как его составляют?

Человеческая речь развивается постепенно. Каждый человек начинает осваивать устную речь уже на первом году жизни. Сначала мы учимся произносить гласные звуки, потом начинаем использовать согласные и тут же составляем из них слоги и простые слова.

При таком навыке используется три единицы речи: фонетические -звук, слог и лексическая единица речи — слово. К трем годам ребенок начинает говорить простыми предложениями. К пяти он может использовать эпитеты, и вполне способен распространить простое предложение определениями, то есть он начинает использовать синтаксические единицы речи, объединяя словосочетания в предложения.

Предложение — это самая крупная единица речи, и без них текста не получится. Но предложения нужно правильно соединять, чтобы было понятно, как развивается мысль, и к какому выводу нас ведет рассказчик.

Уже в дошкольном возрасте человек начинает интуитивно составлять понятные высказывания на определенную тему. Дети могут рассказать, где они были, что делали и видели. Ребенок, показывающий речевой навык, позволяющий ему составить устный рассказ или текст, использует несколько предложений, объединенных одной темой, идеей и основной мыслью.

Каждый раз, когда хочется рассказать историю, человек формирует высказывание на определенную тему. Дети и взрослые не просто так рассказывают. Они хотят донести до слушателя информацию, которая их особенно волнует.

Если их речь будет внутренне организованной и относительно законченной, то полученное высказывание можно назвать текстом. Тогда у созданной единицы речи проявится основная мысль, которую старается уловить слушатель, чтобы осознать услышанное.

Текст — это высказывание на определенную тему, а основная мысль — это что именно сказал человек на эту тему.

В школе детей учат осмысленному пониманию структуры письменного текста и его особенностей. Рассматривают различные композиции текста, учитывая три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип речи требует своей уникальной структуры.

Текст — это самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.

Чтобы текст был логически построенным и законченным, легко читался, люди используют абзацы. Каждый новый абзац содержит в себе новое высказывание, раскрывающее основную тему. Лингвисты утверждают, что абзац пишут на определенную микротему, помогающую говорящему раскрыть через пример какую-то мысль, позволяющую слушателю понять суть высказывания. Сколько в тексте абзацев, столько и микротем.

Микротемы нужны для полного раскрытия темы.

Чтобы понять, что такое микротема, представьте себе коробку, на которой написано «подарок» и где лежат смартфон, конфеты и цветы. Подарок — это тема, а вещи, лежащие внутри и преподнесенные в дар, — это микротемы.

Как определяют основную мысль в тексте

Основная мысль заложена во всем тексте. Чтобы слушатель смог понять, в чем смысл высказывания, автор текста начинает развивать свою идею с самого начала, переходя от одной микротемы (абзаца) к другой. Когда рассказчик считает, что он полностью высказался по данной теме, он делает вывод и заканчивает свою речь.

Чтобы определить основную мысль текста нужно:

  1. Прочитать весь текст.
  2. Определить тему высказывания.
  3. Ответить на вопрос: Что именно сказал автор на эту тему.
  4. Вычитать каждый абзац, выбрав в нем главное предложение, подчеркнув его.
  5. Сократить выбранные предложения, оставив только словосочетания, в которых заключена важная информация, раскрывающая отношение автора к рассматриваемой теме.
  6. Соединить выбранный материал в одно-два предложения, используя различные средства связи, и создать ответ, в котором бы отразилась основная мысль текста.

Внимание: распространенной ошибкой многих учащихся является попытка при определении основной мысли текста создать полностью самостоятельное суждение без слов автора, используемых в тексте. В этом случае ученик совершает подмену. Он заменяет слова, которые сказал автор, на свои, близкие по смыслу, но искажающие истинную мысль автора.

Как определить и записать основную мысль на практике?

Чуть ниже представлен текст о букве ё. Автор составил высказывание, в котором он размышляет о важности буквы ё в русском алфавите. Он написал 3 абзаца, и в каждом раскрыл микротему. В каждом абзаце имеется 1 предложение, которое несет в себе основную смысловую нагрузку. Все эти предложения выделены жирным шрифтом.

В русском алфавите есть две очень похожие буквы — «ё» и «е». (2)Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. (3)Она уникальна тем, что имеет точную дату рождения. (4)В России даже отмечают её именины 29 ноября. (5)В Древней Руси буквы «ё» не было ни в одном из славянских языков. (6)Вместо неё писали две буквы — «и» и «о». (7)В 1783 году на заседании совета Российской академии княгиня Екатерина Дашкова поставила вопрос об удобстве написания слов и предложила ввести новую литеру — букву «ё».

(8)Как возникла идея поставить над буквой «е» две точки? (9)При царице Екатерине было модно всё немецкое, и когда было принято решение о введении новой буквы в российский алфавит, к букве «е» прибавили две точки наверху по образцу некоторых немецких букв. (10)Существует и другая версия, что букву «ё» заимствовали из французского языка. (11)Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. (12)Даже буква «ё» долгое время считалась неприличной.

(13)Судьба новой буквы была непростой. (14)При советской власти для экономии типографской краски букву «ё» печатали без точек, таким образом, поставили её на одну доску с буквой «е». (15)Однако исчезновение точек над буквой «ё» может полностью изменить смысл слова. (16)Так, например, фамилии многих людей стали звучать неправильно. (17)На защиту буквы стали руководители многих организаций и учёные. (18)Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. (19)На протяжении веков она преображала наш язык и делала его более разнообразным и ярким. (20)Убрав из алфавита букву «ё», мы сделаем наш богатый русский язык более простым.

Наша задача — сделать из трех предложений одно сложное, которое и будет раскрывать основную мысль текста.

Читайте также:  В каких бадах содержится таурин

Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. — Это три выделенных предложения из абзацев. Теперь из них создаем сложное предложение, которое передаст дословно основную мысль текста:

Буква «ё» в русском алфавите самая молодая, и ее появление вызвало огромное негодование, но важность этой буквы в русском языке трудно переоценить. — Это сложное предложения является основной мыслью, которое выразил автор, рассказывая о букве ё.

Источник

Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.

Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.

Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.

что такое основная мысль текста

Что представляет собой текст

Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.

Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.

Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.

Что такое связь предложений грамматически и по смыслу

В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:

  1. Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.

  2. Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.

основная мысль сказки

Виды смысловой связи предложений в тексте

Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:

  1. Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.

  2. Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.

Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.

основная мысль предложения

Тема и главная мысль текста

Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.

Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.

Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.

Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.

основная главная мысль

Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений

Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.

Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.

Читайте также:  В каких продуктах содержится витамин в ответы

основная мысль произведения

Как научиться выделять основную мысль

Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:

  1. Следить за течением повествования, развитием событий и логики.

  2. Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.

  3. По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.

  4. Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.

  5. После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.

Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.

Источник

Информационная обработка

Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания. Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор.

Умение определять основную мысль текста очень важно. От него зависит качество усвоения и скорость понимания текста. Постоянно растущий объем информации заставляет работать с текстами не только школьников и студентов, но и взрослых людей. Быстрое выделение основной мысли позволит снизить затраты времени на чтение, и увеличит объем обрабатываемых текстов, облегчив работу.

В ЕГЭ по русскому языку включено задание, проверяющее ваше умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приемы сжатия текста. Это задание А27. Модель задания предполагает выбор тобой такого ответа, где сокращение текста проведено с сохранением полного объема информации, при этом главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств. Тебе необходимо соотнести содержание текста с предложениями, где основная информация сжата, и найти предложение, в котором основная информация, переданная без фактических ошибок, не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации.

Подсказка.

В исходном тексте задания А27 в каждом варианте содержится 3 предложения. Вывод (ответ на вопрос) заключен либо в первом, либо в третьем предложении текста; чаще всего – в третьем.

Разберем задание, предложенное в демоверсии ЕГЭ.

Разбор задания.

Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.

2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

Какая информация содержится в тексте? Этот текст о Сибири, которой в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Во-первых, Сибирь – это огромные пространства. Во-вторых, Сибирь – это крупнейшая сокровищница по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Какой же из этих двух аргументов главный, а какой второстепенный? Конечно, главный аргумент второй. Сибири уделяется большое внимание в планах экономического развития России, потому что она крупнейшая сокровищница. Следовательно, основная мысль текста в ответе № 3: В планах экономического развития России уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

А28

Чтобы решить это задание, нужно понять смысл текста.

Разбор задания.

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая,
двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и,
отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный
треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.
(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес.
(5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем
двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё
это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша
часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза –
на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага…
(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!
– (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые.
– (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»
(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права… – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие,
затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события
истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

https://5-ege.ru/osnovnaya-mysl-teksta/

Читайте также:  Каких кремах содержится гликолевая кислота

О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!»?

1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.
2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный
поступок.
3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать
физическую силу, порой важнее испытание силы духа.
4) Автор письма не трус и не боится предстоящих сражений.

Высказывание героя говорит о духовном перерождение автора. Бои здесь не при чем, значит, первый вариант неверный. В тексте нет сожаления героя, поэтому второй вариант ответа не подходит. Автор письма действительно не трус, но эти слова не отражают суть высказывания. Таким образом, верный ответ – №3.
Потренируйся.

1. Прочитайте текст.

Еда дает человеку силы, необходимые для жизни. Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию. Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всем частям организма, и, когда в крови достаточно питательных веществ, мы чувствуем сытость.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Силы, необходимые для жизни, человек получает в результате пищеварения: энергия из продуктов питания превращается в химическую энергию, и кровь разносит питательные вещества по организму, насыщая его.

2) Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию.

3) Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всему нашему организму.

4) Пищеварение – это процесс перехода энергии из продуктов питания в химическую энергию.

2. Прочитайте текст.

В наши дни сохранение природного окружения стало одной из самых главных задач общества. Ненарушенные ландшафты становятся огромной ценностью, и о них заговорили как о величайшем достоянии, как о природном наследии человечества. Важно помнить, что вступление в права наследования предполагает не только обладание этим достоянием, но и заботу о его сохранении.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Человек забывает, что вступление в права наследования предполагает не только обладание каким-либо достоянием.

2) В наши дни о ненарушенных ландшафтах заговорили как о наследстве, передающемся из поколения в поколение.

3) Сохранение ландшафтов – природного наследия человечества – одна из самых главных задач современного общества.

4) Вступление в права наследования предполагает не только обладание определенным достоянием: полученное наследство необходимо сохранять и приумножать.

3. Прочитайте текст.

В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом. Здесь распространены многолетние скопления льда – ледники, которые образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять. Ледниковый лед содержит мало примесей, и при таянии из него получается самая чистая вода, которую сейчас все чаще используют в лечебных целях.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Ледники образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, – в Арктике и Антарктике, а также высоко в горах.

2) В Арктике, Антарктике и высоко в горах находятся ледники – многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.

3) Высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в различных целях.

4) Чистую воду можно получить только изо льда, который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, то есть в полярных широтах.

Ответы: 1) 1; 2) 3; 3) 2.

Рекомендуем:

Источник