В каких нормативных актах содержатся нормы экологического права

В каких нормативных актах содержатся нормы экологического права thumbnail

Голосование за лучший ответ

Виктория ***

Мудрец

(10543)

7 лет назад

Источники экологического права
Источники экологического права – нормативно-правовые акты, изданные компетентными государственными органами, а также органами местного самоуправления, соответствующие Конституции РФ и регулирующие общественные отношения по поводу охраны окружающей среды.
Высшим по юридической силе источником эк. права является Конституция РФ. В ее положениях закреплены различные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9), право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), обязанность каждого сохранять природу, бережно относится к ее богатствам (ст. 58). Положениями ст. 72 Конституции РФ природоохранное законодательство отнесено к пред мету совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Основным источником экологического права является ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, где закреплены основные принципы охраны окружающей среды, основы управления в области охраны природы, права и обязанности граждан, общественных организаций, установлены принципы нормирования в области природопользования, требования по охране окружающей среды в различных отраслях хозяйственной деятельности.
Более детальное регулирование вопросы охраны окружающей среды находят в:
– ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ;
– ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» ;
– ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ;
– ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» ;
– ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» ;
– в Водном, Земельном, Градостроительном, Лесном кодексах.
Наиболее значимые Постановления Правительства РФ в области охраны окружающей среды можно отнести: от 19 февраля 1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации» ; от 7 декабря 2001 г. № 860 «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 годы)»» .
Особое место среди источников экологического права занимают международные договоры РФ. Среди них можно выделить двусторонние – между РФ и различными странами по вопросам экологического регулирования отношений между двумя странами и многосторонние, участниками которых являются несколько государств. Важную роль в регулировании международных отношений в области охраны окружающей среды играют акты международных организаций – ООН, международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСПО) .
Классификация источников экологического права:
– по юридической силе они делятся на законы (Конституция РФ – основной закон РФ, ФКЗ и ФЗ) и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, , а также акты, принимаемые органами субъектов РФ и должностными лицами в пределах их компетенции) ;
– по предмету регулирования источники экологического права делятся на общие (регулируют не только экологические отношения, но и другие отрасли общественных отношений, это Конституция РФ, УК РФ, КоАП РФ) и специальные (полностью посвящены регулированию только экологических отношений, это ФЗ об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях) ;
– по характеру регулирования источники делят на материальные (регулирующие отношения по поводу охраны и исполь зования природных объектов) и процессуальные (имеющие своей целью регламентацию процедуры использования и охраны окружающей среды) ;
– также источники делятся на кодифицированные (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ) и некодифицированные (ФЗ «Об охране окружающей среды») .

Источник: получается везде кроме ТК

Источник

õ×ÁÖÁÅÍÙÊ ËÏÌÌÅÇÁ, !

1. ðÏÎÑÔÉÅ É ËÌÁÓÓÉÆÉËÁÃÉÑ ÉÓÔÏÞÎÉËÏ× ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÒÁ×Á

éÓÔÏÞÎÉËÉ
— ÏÂßÅËÔÉ×ÎÙÅ ÎÏÓÉÔÅÌÉ ÎÏÒÍ.

éÓÔÏÞÎÉËÉ
ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÒÁ×Á
— ÎÏÒÍÁÔÉ×ÎÙÅ ÐÒÁ×Ï×ÙÅ ÁËÔÙ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÅ ÎÏÒÍÙ
ÐÏ ÒÅÇÕÌÉÒÏ×ÁÎÉÀ ÏÂÝÅÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÁ×ÏÏÔÎÏÛÅÎÉÊ.

ïÓÏÂÅÎÎÏÓÔÉ
ÉÓÔÏÞÎÉËÏ× ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÒÁ×Á:

1) Ä×Á ÕÒÏ×ÎÑ ÕÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ
ÐÒÁ×Ï×ÙÈ ÎÏÒÍ (ÔÏ ÅÓÔØ ÁËÔÙ òÏÓÓÉÊÓËÏÊ æÅÄÅÒÁÃÉÉ É ÁËÔÙ ÅÅ ÓÕÂßÅËÔÏ×),
ÔÁË ËÁË ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Ï ÐÒÁ×ÏÏÔÎÏÛÅÎÉÊ, Ñ×ÌÑÀÝÉÈÓÑ ÐÒÅÄÍÅÔÏÍ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ
ÐÒÁ×Á, ÏÔÎÅÓÅÎÙ Ë ÐÒÅÄÍÅÔÁÍ ÓÏ×ÍÅÓÔÎÏÇÏ ×ÅÄÅÎÉÑ òÏÓÓÉÊÓËÏÊ æÅÄÅÒÁÃÉÉ É
ÅÅ ÓÕÂßÅËÔÏ×; ËÒÏÍÅ ÔÏÇÏ, ÒÑÄ ×ÏÐÒÏÓÏ× (ÏÚÅÌÅÎÅÎÉÅ, Ô×ÅÒÄÙÅ ÂÙÔÏ×ÙÅ
ÏÔÈÏÄÙ) ÏÔÎÅÓÅÎÙ Ë ×ÏÐÒÏÓÁÍ ÍÅÓÔÎÏÇÏ ÚÎÁÞÅÎÉÑ É ÍÏÇÕÔ ÒÅÇÕÌÉÒÏ×ÁÔØÓÑ
ÍÕÎÉÃÉÐÁÌØÎÙÍÉ ÐÒÁ×Ï×ÙÍÉ ÁËÔÁÍÉ;

2) ÎÏÒÍÙ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÒÁ×Á
ÓÏÄÅÒÖÁÔÓÑ ÎÅ ÔÏÌØËÏ × ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÍ ÚÁËÏÎÏÄÁÔÅÌØÓÔ×Å, ÎÏ É × ÁËÔÁÈ
ÄÒÕÇÉÈ ÏÔÒÁÓÌÅÊ ÚÁËÏÎÏÄÁÔÅÌØÓÔ×Á;

3) ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÊ ÏÂßÅÍ
ÐÏÄÚÁËÏÎÎÙÈ ÁËÔÏ×, ÞÔÏ Ó×ÑÚÁÎÏ ËÁË Ó ÏÂßÅËÔÉ×ÎÙÍÉ ÆÁËÔÏÒÁÍÉ (ÓÐÅÃÉÆÉËÁ
ÒÁÚÎÏÏÂÒÁÚÎÙÈ ÏÂßÅËÔÏ×, ÐÏ ÐÏ×ÏÄÕ ËÏÔÏÒÙÈ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ÏÔÎÏÛÅÎÉÑ,
ÕÒÅÇÕÌÉÒÏ×ÁÎÎÙÍ ÜËÏÌÏÇÏ-ÐÒÁ×Ï×ÙÍÉ ÎÏÒÍÁÍÉ), ÔÁË É Ó ÓÕÂßÅËÔÉ×ÎÙÍÉ
ÆÁËÔÏÒÁÍÉ (ÎÅÓÏ×ÅÒÛÅÎÓÔ×Ï ÎÏÒÍÁÔÉ×ÎÏÊ ÂÁÚÙ, ÎÅÏÐÔÉÍÁÌØÎÁÑ ÓÔÒÕËÔÕÒÁ
ÏÒÇÁÎÏ× ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÕÐÒÁ×ÌÅÎÉÑ, ËÏÒÒÕÐÃÉÏÇÅÎÎÏÓÔØ ÎÏÒÍ É Ô.Ä.).

ëÌÁÓÓÉÆÉËÁÃÉÉ ÉÓÔÏÞÎÉËÏ× ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÒÁ×Á

òÁÓÓÍÏÔÒÉÍ
ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ËÌÁÓÓÉÆÉËÁÃÉÉ ÉÓÔÏÞÎÉËÏ× ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÒÁ×Á.

  1. ðÏ
    ÀÒÉÄÉÞÅÓËÏÊ ÓÉÌÅ:
    1. úÁËÏÎÙ
    2. ÐÏÄÚÁËÏÎÎÙÅ ÁËÔÙ
  2. ðÏ
    ÐÒÅÄÍÅÔÕ ÒÅÇÕÌÉÒÏ×ÁÎÉÑ:
    1. ïÂÝÉÅ
    2. óÐÅÃÉÁÌØÎÙÅ
  3. ðÏ
    ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÎÏÓÔÉ ÐÒÁ×Ï×ÏÇÏ ÒÅÇÕÌÉÒÏ×ÁÎÉÑ:
    1. íÁÔÅÒÉÁÌØÎÙÅ
    2. ðÒÏÃÅÓÓÕÁÌØÎÙÅ
  4. ðÏ
    ÈÁÒÁËÔÅÒÕ:
    1. ëÏÄÉÆÉÃÉÒÏ×ÁÎÎÙÅ
    2. îÅËÏÄÉÆÉÃÉÒÏ×ÁÎÎÙÅ

2. ëÏÎÓÔÉÔÕÃÉÏÎÎÙÅ ÏÓÎÏ×Ù ÐÒÁ×Ï×ÏÇÏ ÒÅÇÕÌÉÒÏ×ÁÎÉÑ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ
ÐÒÁ×ÏÏÔÎÏÛÅÎÉÊ

ëÏÎÓÔÉÔÕÃÉÑ òæ ÉÇÒÁÅÔ ËÌÀÞÅ×ÕÀ ÒÏÌØ ×Ï ×ÓÅÈ
ÏÔÒÁÓÌÑÈ ÐÒÁ×Á. ÷ ëÏÎÓÔÉÔÕÃÉÉ ÚÁËÒÅÐÌÑÀÔÓÑ (ÐÒÉÚÎÁÀÔÓÑ) ÐÒÁ×Á É Ó×ÏÂÏÄÙ
ÞÅÌÏ×ÅËÁ É ÇÒÁÖÄÁÎÉÎÁ, ÇÁÒÁÎÔÉÉ ÉÈ ÓÏÂÌÀÄÅÎÉÑ É ÚÁÝÉÔÙ, ÚÁÌÏ­ÖÅÎÙ ÏÓÎÏ×Ù
ÐÒÁ×Ï×ÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ, ÏÓÎÏ×Ù ÏÒÇÁÎÉÚÁÃÉÉ É ÐÒÅÄÅÌÙ ÇÏÓÕÄÁÒÓÔ×ÅÎÎÏÊ ×ÌÁÓÔÉ.

íÏÖÎÏ
×ÙÄÅÌÉÔØ Ä×Å ÇÒÕÐÐÙ ËÏÎÓÔÉÔÕÃÉÏÎÎÙÈ ÎÏÒÍ:

1) ÏÂÝÉÅ:

  • ÓÔ. 1 — òæ ÅÓÔØ ÄÅÍÏËÒÁÔÉÞÅÓËÏÅ
    ÆÅÄÅÒÁÔÉ×ÎÏÅ ÐÒÁ×Ï×ÏÅ ÇÏÓÕÄÁÒÓÔ×Ï; ÄÅÍÏËÒÁÔÉÞÎÏÓÔØ òÏÓÓÉÊÓËÏÇÏ
    ÇÏÓÕÄÁÒÓÔ×Á ÄÏÌÖÎÁ ÐÒÏÑ×ÌÑÔØÓÑ, × ÔÏÍ ÞÉÓÌÅ, × ÄÅÍÏËÒÁÔÉÞÅÓËÉÈ
    ÐÒÏÃÅÄÕÒÁÈ ÕÞÁÓÔÉÑ ÎÁÓÅÌÅÎÉÑ, ÏÂÝÅÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÏÂßÅÄÉÎÅÎÉÊ × ÐÒÏÃÅÓÓÅ
    ÐÒÉÎÑÔÉÑ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉ ÚÎÁÞÉÍÙÈ ÒÅÛÅÎÉÊ;
  • ÓÔ. 2 — ÞÅÌÏ×ÅË, ÅÇÏ
    ÐÒÁ×Á É Ó×ÏÂÏÄÙ Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ×ÙÓÛÅÊ ÃÅÎÎÏÓÔØÀ, ÞÔÏ ÒÅÁÌÉÚÕÅÔÓÑ, ×
    ÞÁÓÔÎÏÓÔÉ, × ÐÒÉÎÃÉÐÅ ÐÒÉÏÒÉÔÅÔÁ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÁ× ÞÅÌÏ×ÅËÁ
  • ÓÔ.
    7 — òæ ÓÏÃÉÁÌØÎÏÅ ÇÏÓÕÄÁÒÓÔ×Ï, ÐÏÌÉÔÉËÁ ËÏÔÏÒÏÇÏ ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÁ ÎÁ ÓÏÚÄÁÎÉÅ
    ÕÓÌÏ×ÉÊ, ÏÂÅÓÐÅÞÉ×ÁÀÝÉÈ ÄÏÓÔÏÊÎÕÀ ÖÉÚÎØ É Ó×ÏÂÏÄÎÏÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ ÞÅÌÏ×ÅËÁ; Ë
    ÔÁËÉÍ ÕÓÌÏ×ÉÑÍ, ÎÅÓÏÍÎÅÎÎÏ, ÓÌÅÄÕÅÔ ÏÔÎÅÓÔÉ É ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÕÀ ÏËÒÕÖÁÀÝÕÀ
    ÓÒÅÄÕ;
  • ÓÔ. 10 — ÒÁÚÄÅÌÅÎÉÅ ×ÌÁÓÔÅÊ

2)
ÓÐÅÃÉÁÌØÎÙÅ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ:

  • ÕÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÅ
    ÐÒÁ× É ÏÂÑÚÁÎÎÏÓÔÅÊ:
    • ÓÔ. 42 — ÔÒÉ ÏÓÎÏ×ÎÙÈ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ
      ÐÒÁ×Á ÞÅÌÏ×ÅËÁ: ËÁÖÄÙÊ ÉÍÅÅÔ ÐÒÁ×Ï ÎÁ ÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÕÀ ÏËÒÕÖÁÀÝÕÀ ÓÒÅÄÕ;
      ÄÏÓÔÏ×ÅÒÎÕÀ ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÀ Ï ÅÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÉ; É ÎÁ ×ÏÚÍÅÝÅÎÉÅ ÕÝÅÒÂÁ,
      ÐÒÉÞÉÎÅÎÎÏÇÏ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÍ ÐÒÁ×ÏÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ;
    • ÓÔ. 58 — ÏÂÑÚÁÎÎÏÓÔØ
      ËÁÖÄÏÇÏ ÓÏÈÒÁÎÑÔØ ÐÒÉÒÏÄÕ É ÂÅÒÅÖÎÏ ÏÔÎÏÓÉÔØÓÑ Ë ÐÒÉÒÏÄÎÙÍ ÂÏÇÁÔÓÔ×ÁÍ.
  • ÐÒÉÒÏÄÏÒÅÓÕÒÓÎÙÅ
    ÎÏÒÍÙ:
    • ÓÔ. 9 — ÚÅÍÌÑ É ÄÒÕÇÉÅ ÐÒÉÒÏÄÎÙÅ ÒÅÓÕÒÓÙ
      ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔÓÑ É ÏÈÒÁÎÑÀÔÓÑ × òæ ËÁË ÏÓÎÏ×Á ÖÉÚÎÉ É ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ ÎÁÒÏÄÏ×.
      ïÐÒÅÄÅÌÅÎÏ ÍÅÓÔÏ É ÒÏÌØ  ÐÒÉÒÏÄÎÙÈ ÒÅÓÕÒÓÏ×, ÚÁËÒÅÐÌÅÎÁ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÁÑ
      ÒÏÌØ ÇÏÓÕÄÁÒÓÔ×Á. óÔ. 9 ÔÁËÖÅ ÕÓÔÁÎÁ×ÌÉ×ÁÅÔ ÍÎÏÇÏÏÂÒÁÚÉÅ ÆÏÒÍ
      ÓÏÂÓÔ×ÅÎÎÏÓÔÉ ÎÁ ÐÒÉÒÏÄÎÙÅ ÒÅÓÕÒÓÙ.
    • ÓÔ. 36 ÐÒÑÍÏ ÚÁËÒÅÐÌÑÅÔ
      ÐÒÁ×Ï ÞÁÓÔÎÏÊ ÓÏÂÓÔ×ÅÎÎÏÓÔÉ ÎÁ ÚÅÍÌÀ.

3.
ïÂÝÁÑ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÓÔÉËÁ æú «ï ÏÈÒÁÎÅ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ». éÎÙÅ ÆÅÄÅÒÁÌØÎÙÅ
ÚÁËÏÎÙ — ÉÓÔÏÞÎÉËÉ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÒÁ×Á.

æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ
10.01.2002 №7-æú «ï ÏÈÒÁÎÅ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ». óÍÅÎÉÌ úÁËÏÎ òóæóò ÏÔ
19.12.1991.

óÔÒÕËÔÕÒÁ æÅÄÅÒÁÌØÎÏÇÏ ÚÁËÏÎÁ ×ËÌÀÞÁÅÔ:

•  ÇÌÁ×Á
I. ïÂÝÉÅ ÐÏÌÏÖÅÎÉÑ;

•  ÇÌÁ×Á ð. ïÓÎÏ×Ù ÕÐÒÁ×ÌÅÎÉÑ × ÏÂÌÁÓÔÉ
ÏÈÒÁÎÙ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ;

•   ÇÌÁ×Á III. ðÒÁ×Á É ÏÂÑÚÁÎÎÏÓÔÉ
ÇÒÁÖÄÁÎ, ÏÂÝÅÓÔ×ÅÎÎÙÈ É ÉÎÙÈ ÎÅËÏÍÍÅÒÞÅÓËÉÈ ÏÂßÅÄÉÎÅÎÉÊ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÏÈÒÁÎÙ
ÏËÒÕÖÁÀ­ÝÅÊ ÓÒÅÄÙ;

•   ÇÌÁ×Á IV. üËÏÎÏÍÉÞÅÓËÏÅ ÒÅÇÕÌÉÒÏ×ÁÎÉÅ ×
ÏÂÌÁÓÔÉ ÏÈÒÁÎÙ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ;

•   ÇÌÁ×Á V. îÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÅ ×
ÏÂÌÁÓÔÉ ÏÈÒÁÎÙ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ;

•  ÇÌÁ×Á VI. ïÃÅÎËÁ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÑ
ÎÁ ÏËÒÕÖÁÀÝÕÀ ÓÒÅÄÕ É ÜËÏ­ÌÏÇÉÞÅÓËÁÑ ÜËÓÐÅÒÔÉÚÁ;

•  ÇÌÁ×Á VII.
ôÒÅÂÏ×ÁÎÉÑ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÏÈÒÁÎÙ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ ÐÒÉ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÅÎÉÉ
ÈÏÚÑÊÓÔ×ÅÎÎÏÊ É ÉÎÏÊ ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ;

•  ÇÌÁ×Á VIII. úÏÎÙ
ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÂÅÄÓÔ×ÉÑ, ÚÏÎÙ ÞÒÅÚ×ÙÞÁÊ­ÎÙÈ ÓÉÔÕÁÃÉÊ;

•   ÇÌÁ×Á
IX. ðÒÉÒÏÄÎÙÅ ÏÂßÅËÔÙ, ÎÁÈÏÄÑÝÉÅÓÑ ÐÏÄ ÏÓÏÂÏÊ ÏÈÒÁÎÏÊ;

•  ÇÌÁ×Á X.
çÏÓÕÄÁÒÓÔ×ÅÎÎÙÊ ÍÏÎÉÔÏÒÉÎÇ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ (ÇÏÓÕÄÁÒÓÔ×ÅÎÎÙÊ
ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÍÏÎÉÔÏÒÉÎÇ);

•   ÇÌÁ×Á XI. ëÏÎÔÒÏÌØ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÏÈÒÁÎÙ
ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ (ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ËÏÎÔÒÏÌØ);

•   ÇÌÁ×Á XII. îÁÕÞÎÙÅ
ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÏÈÒÁÎÙ ÏËÒÕ­ÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ;

•  ÇÌÁ×Á XIII.
ïÓÎÏ×Ù ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÑ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ËÕÌØÔÕÒÙ;

•  ÇÌÁ×Á XIV.
ïÔ×ÅÔÓÔ×ÅÎÎÏÓÔØ ÚÁ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÚÁËÏÎÏÄÁÔÅÌØÓÔ×Á × ÏÂÌÁÓÔÉ ÏÈÒÁÎÙ
ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ É ÒÁÚÒÅÛÅÎÉÅ ÓÐÏÒÏ× × Ï­ÌÁÓÔÉ ÏÈÒÁÎÙ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ;

Читайте также:  Какие дополнительные условия могут содержаться в трудовом договоре

• 
ÇÌÁ×Á XV. íÅÖÄÕÎÁÒÏÄÎÏÅ ÓÏÔÒÕÄÎÉÞÅÓÔ×Ï × ÏÂÌÁÓÔÉ ÏÈÒÁÎÙ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ
ÓÒÅÄÙ;

•  ÇÌÁ×Á XVI. úÁËÌÀÞÉÔÅÌØÎÙÅ ÐÏÌÏÖÅÎÉÑ.

÷ ËÏÎÔÅËÓÔÅ
ËÏÎÃÅÐÃÉÉ ÕÓÔÏÊÞÉ×ÏÇÏ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ×ÁÖÎÏÅ ÚÎÁÞÅ­ÎÉÅ ÉÍÅÅÔ ÒÅÇÕÌÉÒÏ×ÁÎÉÅ
ÎÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÑ ÄÏÐÕÓÔÉÍÏÇÏ ÉÚßÑÔÉÑ ËÏÍÐÏÎÅÎÔÏ× ÐÒÉÒÏÄÎÏÊ ÓÒÅÄÙ (ÓÔ. 26
úÁËÏÎÁ). ïÓÏÂÅÎÎÏ ×ÁÖÎÏ ÔÏ, ÞÔÏ úÁËÏÎ ÐÒÅÄÕÓÍÏÔÒÅÌ ÔÒÅÂÏ×ÁÎÉÅ Ï
ÎÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÉ ÄÏÐÕÓÔÉ­ÍÏÇÏ ÉÚßÑÔÉÑ ÒÅÓÕÒÓÏ× ÎÅÄÒ. ÷ ÏÔÌÉÞÉÅ ÏÔ ÚÅÍÅÌØ,
ÌÅÓÏ×, ×ÏÄ, ÏÂß­ÅËÔÏ× ÖÉ×ÏÔÎÏÇÏ ÍÉÒÁ, × ÏÔÎÏÛÅÎÉÉ ÎÅÄÒ × ÄÅÊÓÔ×ÕÀÝÅÍ
ÚÁËÏÎÏ­ÄÁÔÅÌØÓÔ×Å ÔÒÅÂÏ×ÁÎÉÑ Ï ÎÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÉ ÎÅ ÕÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÙ.

úÁËÏÎÏÍ
ÏÐÒÅÄÅÌÅÎ ÀÒÉÄÉÞÅÓËÉÊ ËÒÉÔÅÒÉÊ ÕÒÏ×ÎÑ ÐÒÏÅËÔÉÒÏ­×ÁÎÉÑ ÐÒÅÄÐÒÉÑÔÉÊ É
ÉÎÙÈ ÏÂßÅËÔÏ×. ôÁËÉÍ ËÒÉÔÅÒÉÅÍ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ×ÎÅÄÒÅÎÉÅ ÎÁÉÌÕÞÛÉÈ ÓÕÝÅÓÔ×ÕÀÝÉÈ
ÔÅÈÎÏÌÏÇÉÊ.

ðÏ×ÙÛÅÎÉÀ ÜÆÆÅËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÐÒÉÒÏÄÏÏÈÒÁÎÎÏÊ ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ
ÍÏÖÅÔ ÓÐÏÓÏÂÓÔ×Ï×ÁÔØ ÚÁÐÒÅÔ ÎÁ ÓÏ×ÍÅÝÅÎÉÅ ÆÕÎËÃÉÊ ÇÏÓÕÄÁÒÓÔ­×ÅÎÎÏÇÏ
ËÏÎÔÒÏÌÑ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÏÈÒÁÎÙ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ É ÆÕÎË­ÃÉÊ ÈÏÚÑÊÓÔ×ÅÎÎÏÇÏ
ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÑ ÐÒÉÒÏÄÎÙÈ ÒÅÓÕÒÓÏ× (ÓÔ. 65).

úÁËÏÎ ÏÂ ÏÈÒÁÎÅ
ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ ËÁË ÇÏÌÏ×ÎÏÊ ÁËÔ × ÔÅÏÒÅ­ÔÉÞÅÓËÏÍ ÐÌÁÎÅ Ó ÕÞÅÔÏÍ
ÓÐÅÃÉÆÉËÉ É ÓÌÏÖÎÏÓÔÉ ÏÂßÅËÔÁ ÒÅÇÕÌÉ­ÒÏ×ÁÎÉÑ ÚÁÎÉÍÁÅÔ ÓÐÅÃÉÆÉÞÅÓËÏÅ
ÍÅÓÔÏ × ÓÉÓÔÅÍÅ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÚÁËÏÎÏÄÁÔÅÌØÓÔ×Á É ÐÒÁ×Á.

õÓÔÁÎÁ×ÌÉ×ÁÅÍÙÅ
úÁËÏÎÏÍ ÏÂÝÉÅ ÐÒÁ×Ï×ÙÅ ÍÅÈÁÎÉÚÍÙ ÕÐÒÁ×ÌÅÎÉÑ ÏÈÒÁÎÏÊ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ É
ÒÁÃÉÏÎÁÌØÎÙÍ ÐÒÉÒÏÄÏÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÅÍ ×ËÌÀÞÁÀÔ:

  • ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÅ
    ÎÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÅ É ÓÔÁÎÄÁÒÔÉÚÁÃÉÀ,
  • ÏÃÅÎËÕ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÑ
    ÐÌÁÎÉÒÕÅ­ÍÏÊ ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ ÎÁ ÏËÒÕÖÁÀÝÕÀ ÓÒÅÄÕ,
  • ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÕÀ
    ÜËÓÐÅÒ­ÔÉÚÕ,
  • ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÕÀ ÓÅÒÔÉÆÉËÁÃÉÀ, ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ
    ÁÕÄÉÔ,
  • ÌÉÃÅÎÚÉÒÏ×ÁÎÉÅ,
  • ÍÅÒÙ ÜËÏÎÏÍÉÞÅÓ­ËÏÇÏ
    ÓÔÉÍÕÌÉÒÏ×ÁÎÉÑ, ÐÌÁÎÉÒÏ×ÁÎÉÅ, ÆÉÎÁÎÓÉÒÏ×ÁÎÉÅ, ÓÔÒÁÈÏ×Á­ÎÉÅ,
  • ÍÏÎÉÔÏÒÉÎÇ,
  • ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ËÏÎÔÒÏÌØ

É ÎÅËÏÔÏÒÙÅ
ÄÒÕÇÉÅ. äÁÎÎÙÅ ÍÅÈÁÎÉÚÍÙ ÐÒÉÍÅÎÉÍÙ ËÁË Ë ÏÈÒÁÎÅ ÐÒÉÒÏÄÙ × ÃÅÌÏÍ, ÔÁË É Ë
ÏÈÒÁÎÅ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ ÐÒÉÒÏÄÎÙÈ ÒÅÓÕÒÓÏ× (ÏÂßÅËÔÏ×).

4.
éÎÙÅ ÆÅÄÅÒÁÌØÎÙÅ ÚÁËÏÎÙ ÉÓÔÏÞÎÉËÉ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÒÁ×Á:

æÅÄÅÒÁÌØÎÙÅ
ÚÁËÏÎÙ, ÒÅÇÕÌÉÒÕÀÝÉÅ ÏÂÝÉÅ ÉÎÓÔÉÔÕÔÙ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÒÁ×Á (ÏÂÝÁÑ ÞÁÓÔØ)

  
         • æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ 23.11.1995 №174-æú «ï ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ
ÜËÓÐÅÒÔÉÚÅ»;

æÅÄÅÒÁÌØÎÙÅ ÚÁËÏÎÙ, ÒÅÇÕÌÉÒÕÀÝÉÅ ÏÔÎÏÛÅÎÉÑ ×
ÓÆÅÒÅ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ÂÅÚÏÐÁÓÎÏÓÔÉ

• æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ
09.01.1996 №3-æú «ï ÒÁÄÉÁÃÉÏÎÎÏÊ ÂÅÚÏÐÁÓÎÏÓÔÉ ÎÁÓÅÌÅ­ÎÉÑ»;

• 
æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ 24.06.1998 №89-æú «ï ÏÔÈÏÄÁÈ ÐÒÏÉÚ×ÏÄÓÔ×Á É
ÐÏÔÒÅÂÌÅ­ÎÉÑ»;

•  æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ 19.07.1997 №109-æú «ï
ÂÅÚÏÐÁÓÎÏÍ ÏÂÒÁÝÅÎÉÉ Ó ÐÅÓÔÉÃÉÄÁ­ÍÉ É ÁÇÒÏÈÉÍÉËÁÔÁÍÉ»

•
æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ 21.12.1994 №68-æú «ï ÚÁÝÉÔÅ ÎÁÓÅÌÅÎÉÑ É ÔÅÒÒÉÔÏÒÉÊ
ÏÔ ÞÒÅÚ×ÙÞÁÊÎÙÈ ÓÉÔÕÁÃÉÊ ÐÒÉÒÏÄÎÏÇÏ É ÔÅÈÎÏÇÅÎÎÏÇÏ ÈÁÒÁËÔÅÒÁ»

•
æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ 21.07.1997 №116-æú «ï ÐÒÏÍÙÛÌÅÎÎÏÊ ÂÅÚÏÐÁÓÎÏÓÔÉ
ÏÐÁÓÎÙÈ ÐÒÏÉÚ×ÏÄÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÏÂßÅËÔÏ×»

•  æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ
10.07.2001 №92-æú «ï ÓÐÅÃÉÁÌØÎÙÈ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÐÒÏ­ÇÒÁÍÍÁÈ ÒÅÁÂÉÌÉÔÁÃÉÉ
ÒÁÄÉÁÃÉÏÎÎÏ-ÚÁÇÒÑÚÎÅÎÎÙÈ ÕÞÁÓÔËÏ× ÔÅÒ­ÒÉÔÏÒÉÉ»;

æÅÄÅÒÁÌØÎÙÅ
ÚÁËÏÎÙ, ÒÅÇÕÌÉÒÕÀÝÉÅ ÏÔÎÏÛÅÎÉÑ ÐÏ ÐÏ×ÏÄÕ ÏÈÒÁÎÙ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ ÐÒÉÒÏÄÎÙÈ
ÏÂßÅËÔÏ×

•  æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ 14.03.1995 №33-æú «ï ÏÓÏÂÏ
ÏÈÒÁÎÑÅÍÙÈ ÐÒÉÒÏÄÎÙÈ ÔÅÒ­ÒÉÔÏÒÉÑÈ»;

•  æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ
23.02.1995 №26-æú «ï ÐÒÉÒÏÄÎÙÈ ÌÅÞÅÂÎÙÈ ÒÅÓÕÒÓÁÈ,
ÌÅ­ÞÅÂÎÏ-ÏÚÄÏÒÏ×ÉÔÅÌØÎÙÈ ÍÅÓÔÎÏÓÔÑÈ É ËÕÒÏÒÔÁÈ»;

• 
æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ 30.11.1995 №187-æú «ï ËÏÎÔÉÎÅÎÔÁÌØÎÏÍ ÛÅÌØÆÅ
òÏÓÓÉÊ­ÓËÏÊ æÅÄÅÒÁÃÉÉ»;

•  æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ 17.12.1998 №191-æú
«ï ÉÓËÌÀÞÉÔÅÌØÎÏÊ ÜËÏÎÏÍÉÞÅÓËÏÊ ÚÏÎÅ òÏÓÓÉÊÓËÏÊ æÅÄÅÒÁÃÉÉ»;

• 
æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ 31.07.1998 N 155-æú «ï ×ÎÕÔÒÅÎÎÉÈ ÍÏÒÓËÉÈ ×ÏÄÁÈ,
ÔÅÒÒÉ­ÔÏÒÉÁÌØÎÏÍ ÍÏÒÅ É ÐÒÉÌÅÖÁÝÅÊ ÚÏÎÅ»;

•  æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏΠ ÏÔ
01.05.1999 № 94-æú «ï ÏÈÒÁÎÅ ÏÚÅÒÁ âÁÊËÁÌ»;

•  æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ
ÏÔ 07.05.2001 №49-æú «ï ÔÅÒÒÉÔÏÒÉÑÈ ÔÒÁÄÉÃÉÏÎÎÏÇÏ ÐÒÉÒÏ­ÄÏÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÑ
ËÏÒÅÎÎÙÈ ÍÁÌÏÞÉÓÌÅÎÎÙÈ ÎÁÒÏÄÏ× óÅ×ÅÒÁ, óÉÂÉÒÉ É äÁÌØÎÅÇÏ ÷ÏÓÔÏËÁ
òÏÓÓÉÊÓËÏÊ æÅÄÅÒÁÃÉÉ»

•  æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ 04.05.1999
№96-æú «ï ÏÈÒÁÎÅ ÁÔÍÏÓÆÅÒÎÏÇÏ ×ÏÚÄÕÈÁ».

ðÒÉÒÏÄÏÒÅÓÕÒÓÎÏÅ
ÚÁËÏÎÏÄÁÔÅÌØÓÔ×Ï

(æÅÄÅÒÁÌØÎÙÅ ÚÁËÏÎÙ, ÒÅÇÕÌÉÒÕÀÝÉÅ ÏÔÎÏÛÅÎÉÑ ÐÏ
ÐÏ×ÏÄÕ ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÑ É ÏÈÒÁÎÙ ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ×ÉÄÏ× ÐÒÉÒÏÄÎÙÈ ÒÅÓÕÒÓÏ×)

úÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÊ
ÕÄÅÌØÎÙÊ ×ÅÓ × ÓÉÓÔÅÍÅ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÚÁËÏÎÏ­ÄÁÔÅÌØÓÔ×Á ÚÁÎÉÍÁÅÔ
ÐÒÉÒÏÄÏÒÅÓÕÒÓÎÏÅ ÚÁËÏÎÏÄÁÔÅÌØÓÔ×Ï. ÷ ÏÔ­ÌÉÞÉÅ ÏÔ ÚÁËÏÎÏÄÁÔÅÌØÓÔ×Á ÏÂ
ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÅ × ÓÏÂÓÔ×ÅÎÎÏÍ ÓÍÙÓÌÅ, ÐÒÉÒÏÄÏÒÅÓÕÒÓÎÏÅ ÚÁËÏÎÏÄÁÔÅÌØÓÔ×Ï
ÂÏÌÅÅ ÒÁÚ×ÉÔÏ, ÐÏ­ÓËÏÌØËÕ, ËÁË ÐÏÄÞÅÒËÉ×ÁÌÏÓØ ÒÁÎÅÅ, ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÅ
ÚÁËÏÎÏÄÁÔÅÌØ­ÓÔ×Ï × òÏÓÓÉÉ ÒÁÚ×É×ÁÌÏÓØ ÐÒÉÍÅÎÉÔÅÌØÎÏ Ë ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÀ É
ÏÈÒÁÎÅ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ ÐÒÉÒÏÄÎÙÈ ÒÅÓÕÒÓÏ×.

ðÒÉÒÏÄÏÒÅÓÕÒÓÎÏÅ
ÚÁËÏÎÏÄÁÔÅÌØÓÔ×Ï ÜÔÏ — ÓÏ×ÏËÕÐÎÏÓÔØ ÚÁËÏ­ÎÏ×, ÒÅÇÕÌÉÒÕÀÝÉÈ ÏÔÎÏÛÅÎÉÑ ÐÏ
ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÀ É ÏÈÒÁÎÅ ÏÔ­ÄÅÌØÎÙÈ ÐÒÉÒÏÄÎÙÈ ÒÅÓÕÒÓÏ×. ïÎÏ ×ËÌÀÞÁÅÔ:

• 
úÅÍÅÌØÎÙÊ ËÏÄÅËÓ òæ ÏÔ 25.10.2001 №136-æú;

• 
æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ 10.01.1996 №4-æú «ï ÍÅÌÉÏÒÁÃÉÉ ÚÅÍÅÌØ»;

• 
÷ÏÄÎÙÊ ËÏÄÅËÓ òæ ÏÔ 03.06.2006 №74-æú;

•  ìÅÓÎÏÊ ËÏÄÅËÓ òæ
ÏÔ 04.12.2006 №200-æú;

•  úÁËÏÎ òæ ÏÔ 21.02.1992 №2395-1 «ï
ÎÅÄÒÁÈ»;

•  æÅÄÅÒÁÌØÎÙÊ ÚÁËÏÎ ÏÔ 24.04.1995 №52-æú «ï ÖÉ×ÏÔÎÏÍ
ÍÉÒÅ»;

5.  ðÏÄÚÁËÏÎÎÙÅ ÎÏÒÍÁÔÉ×ÎÙÅ ÐÒÁ×Ï×ÙÅ ÁËÔÙ × ÏÂÌÁÓÔÉ
ÏÈÒÁÎÙ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ É ÒÁÃÉÏÎÁÌØÎÏÇÏ ÐÒÉÒÏÄÏÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÑ.

  • áËÔÙ
    ðÒÅÚÉÄÅÎÔÁ òæ.
    • õëáú ðÒÅÚÉÄÅÎÔÁ òæ ÏÔ 04.02.1994 N 236 «ï
      çïóõäáòóô÷åîîïê óôòáôåçéé òïóóéêóëïê æåäåòáãéé ðï ïèòáîå ïëòõöáàýåê
      óòåäù é ïâåóðåþåîéà õóôïêþé÷ïçï òáú÷éôéñ»
    • õëáú ðÒÅÚÉÄÅÎÔÁ òæ ÏÔ
      01.04.1996 N 440 «ï ëïîãåðãéé ðåòåèïäá òïóóéêóëïê æåäåòáãéé ë
      õóôïêþé÷ïíõ òáú÷éôéà»
    • õëáú ðÒÅÚÉÄÅÎÔÁ òæ ÏÔ 04.06.2008 N 889 «ï
      îåëïôïòùè íåòáè ðï ðï÷ùûåîéà üîåòçåôéþåóëïê é üëïìïçéþåóëïê
      üææåëôé÷îïóôé òïóóéêóëïê üëïîïíéëé»
  • áËÔÙ ðÒÁ×ÉÔÅÌØÓÔ×Á òæ
    • ðïóôáîï÷ìåîéå
      ðÒÁ×ÉÔÅÌØÓÔ×Á òæ ÏÔ 12.06.2003 N 344 «ï îïòíáôé÷áè ðìáôù úá ÷ùâòïóù ÷
      áôíïóæåòîùê ÷ïúäõè úáçòñúîñàýéè ÷åýåóô÷ óôáãéïîáòîùíé é ðåòåä÷éöîùíé
      éóôïþîéëáíé, óâòïóù úáçòñúîñàýéè ÷åýåóô÷ ÷ ðï÷åòèîïóôîùå é ðïäúåíîùå
      ÷ïäîùå ïâÿåëôù, òáúíåýåîéå ïôèïäï÷ ðòïéú÷ïäóô÷á é ðïôòåâìåîéñ»
  • áËÔÙ
    ÆÅÄÅÒÁÌØÎÙÈ ÏÒÇÁÎÏ× ÉÓÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÏÊ ×ÌÁÓÔÉ — ×ÅÓØÍÁ ÍÎÏÇÏÞÉÓÌÅÎÎÙ:
    • ÁËÔÙ
      çÌÁ×ÎÏÇÏ ÇÏÓÕÄÁÒÓÔ×ÅÎÎÏÇÏ ÓÁÎÉÔÁÒÎÏÇÏ ×ÒÁÞÁ òæ (ÉÍÉ ÕÔ×ÅÒÖÄÁÀÔÓÑ
      ÇÉÇÉÅÎÉÞÅÓËÉÅ ÎÏÒÍÁÔÉ×Ù, ÓÁÎÉÔÁÒÎÙÅ ÐÒÁ×ÉÌÁ É ÎÏÒÍÙ É ÄÒÕÇÉÅ ÎÏÒÍÁÔÉ×ÎÙÅ
      ÄÏËÕÍÅÎÔÙ);
    • ÁËÔÙ æÅÄÅÒÁÌØÎÏÊ ÓÌÕÖÂÙ ÐÏ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÍÕ,
      ÔÅÈÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÍÕ É ÁÔÏÍÎÏÍÕ ÎÁÄÚÏÒÕ (ÕÔ×ÅÒÖÄÁÀÔÓÑ ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ÐÒÁ×ÉÌÁ ×
      ÓÆÅÒÅ ËÏÍÐÅÔÅÎÃÉÉ óÌÕÖÂÙ, ÎÁÐÒÉÍÅÒ, ðÒÉËÁÚ òÏÓÔÅÈÎÁÄÚÏÒÁ ÏÔ 05.04.2007 N
      204 «ï ÕÔ×ÅÒÖÄÅÎÉÉ ÆÏÒÍÙ òÁÓÞÅÔÁ ÐÌÁÔÙ ÚÁ ÎÅÇÁÔÉ×ÎÏÅ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÎÁ
      ÏËÒÕÖÁÀÝÕÀ ÓÒÅÄÕ É ðÏÒÑÄËÁ ÚÁÐÏÌÎÅÎÉÑ É ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÅÎÉÑ ÆÏÒÍÙ òÁÓÞÅÔÁ
      ÐÌÁÔÙ ÚÁ ÎÅÇÁÔÉ×ÎÏÅ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÎÁ ÏËÒÕÖÁÀÝÕÀ ÓÒÅÄÕ», ðÒÉËÁÚ
      òÏÓÔÅÈÎÁÄÚÏÒÁ ÏÔ 05.03.2008 N 131 «ï ÕÔ×ÅÒÖÄÅÎÉÉ íÅÔÏÄÉÞÅÓËÉÈ
      ÒÅËÏÍÅÎÄÁÃÉÊ ÐÏ ÏÓÕÝÅÓÔ×ÌÅÎÉÀ ÉÄÅÎÔÉÆÉËÁÃÉÉ ÏÐÁÓÎÙÈ ÐÒÏÉÚ×ÏÄÓÔ×ÅÎÎÙÈ
      ÏÂßÅËÔÏ×», ðÏÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÅ òÏÓÔÅÈÎÁÄÚÏÒÁ ÏÔ 10.12.2007 N 4 «ï ÕÔ×ÅÒÖÄÅÎÉÉ
      É ××ÅÄÅÎÉÉ × ÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÆÅÄÅÒÁÌØÎÙÈ ÎÏÒÍ É ÐÒÁ×ÉÌ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÑ
      ÁÔÏÍÎÏÊ ÜÎÅÒÇÉÉ «ðÒÁ×ÉÌÁ ÑÄÅÒÎÏÊ ÂÅÚÏÐÁÓÎÏÓÔÉ ÒÅÁËÔÏÒÎÙÈ ÕÓÔÁÎÏ×ÏË
      ÁÔÏÍÎÙÈ ÓÔÁÎÃÉÊ. îð-082-07» É Ô.Ð.);
    • ÁËÔÙ æÅÄÅÒÁÌØÎÏÊ ÓÌÕÖÂÙ ÐÏ
      ÎÁÄÚÏÒÕ × ÓÆÅÒÅ ÐÒÉÒÏÄÏÐÏÌØÚÏ×ÁÎÉÑ (ÔÁËÖÅ × ÓÆÅÒÅ ÐÏÌÎÏÍÏÞÉÊ óÌÕÖÂÙ,
      ÎÁÐÒÉÍÅÒ: ðÒÉËÁÚ òÏÓÐÒÉÒÏÄÎÁÄÚÏÒÁ ÏÔ 03.12.2007 N 490 «ï ÄÏÇÏ×ÏÒÁÈ
      ËÕÐÌÉ-ÐÒÏÄÁÖÉ ÌÅÓÎÙÈ ÎÁÓÁÖÄÅÎÉÊ, ÒÁÓÐÏÌÏÖÅÎÎÙÈ ÎÁ ÚÅÍÌÑÈ ÏÓÏÂÏ
      ÏÈÒÁÎÑÅÍÙÈ ÐÒÉÒÏÄÎÙÈ ÔÅÒÒÉÔÏÒÉÊ ÆÅÄÅÒÁÌØÎÏÇÏ ÚÎÁÞÅÎÉÑ, × ÃÅÌÑÈ ÚÁÇÏÔÏ×ËÉ
      ÄÒÅ×ÅÓÉÎÙ ÇÒÁÖÄÁÎÁÍÉ ÄÌÑ ÓÏÂÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÎÕÖÄ»);
    • ÉÎÙÅ ÁËÔÙ
      ÆÅÄÅÒÁÌØÎÙÈ ÏÒÇÁÎÏ× ÉÓÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÏÊ ×ÌÁÓÔÉ.
  • áËÔÙ
    ÓÕÂßÅËÔÏ× òæ

óÓÙÌËÉ ÎÁ ÎÏÒÍÁÔÉ×ÎÙÅ ÉÓÔÏÞÎÉËÉ

îÏÒÍÁÔÉ×ÎÙÅ ÁËÔÙ ÍÏÖÎÏ ÐÏÓÍÏÔÒÅÔØ ÚÄÅÓØ: https://sites.google.com/site/ecolpravo/home/zakonodatelstvo

 ÷ÏÐÒÏÓÙ, ÖÁÌÏÂÙ É ÐÒÅÄÌÏÖÅÎÉÑ, ÐÏÖÁÌÕÊÓÔÁ, ÎÁÐÒÁ×ÌÑÊÔÅ ÎÁ ÁÄÒÅÓ tutor@ecolpravo.tk

åÖÅÄÎÅ×ÎÙÅ ÎÏ×ÏÓÔÉ ÜËÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÐÒÁ×Á ÓÍÏÔÒÉÔÅ ÎÁ ÓÁÊÔÅ www.ecolpravo.tk

Источник

1.2. Источники экологического права Российской Федерации

Источники экологического права — это способы выражения и закрепления экологических норм.
В Российской Федерации источниками экологического права являются:
— нормативно-правовые акты;
— договоры нормативного содержания;
— правовые обычаи.
Не являются источниками экологического права в Российской Федерации:
— правовой прецедент;
— правовая доктрина.
Прецедент является основным источником права в странах англосаксонской правовой семьи. В России, исходя из конституционно закрепленного принципа разделения властей, суд не обладает правотворческими функциями. Именно по этой причине прецедент как решение суда, вынесенное по конкретному делу и ставшее обязательным образцом для рассмотрения всех аналогичных дел в дальнейшем, не относится к числу источников российского, в том числе экологического, права. Однако постановления пленума Верховного Суда РФ (а также действующие постановления пленума, но в настоящее время уже не существующего Высшего Арбитражного Суда РФ), обобщающие судебную практику, обладают обязательной силой для всех нижестоящих судов. Решение суда или арбитражного суда, противоречащее постановлению Пленума Верховного Суда РФ, подлежит отмене.
Таким образом, судебная и арбитражная практика хотя официально не относится к источникам экологического права в Российской Федерации, тем не менее обладает нормативностью и является руководством к действию для нижестоящих судов и правоприменителя. В качестве примеров таких судебных актов можно привести Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.10.1993 N 22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
Правовая доктрина является одним из вспомогательных источников права в странах англосаксонской правовой семьи. В случаях, когда общественное отношение не урегулировано ни нормативно-правовыми актами, ни прецедентами, общеобязательная сила придается положениям, содержащимся в работах авторитетных юристов. В Российской Федерации, как и практически во всех странах романо-германской правовой семьи, доктрина в качестве учения юристов не относится к числу источников права. Однако в нашей стране имеются документы, в названии которых фигурирует слово «доктрина».
В регулировании экологических отношений определенную роль играет Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации». Этот документ хотя и называется «доктриной», не имеет никакого отношения к доктрине как учению юристов и представляет собой разновидность подзаконного нормативно-правового акта. Экологическая доктрина РФ носит программно-ориентирующий характер, в ней определяются цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Аналогичные документы имеются и на региональном уровне. Так, Постановлением Правительства Москвы от 04.10.2005 N 760-ПП «Об Экологической доктрине города Москвы» была одобрена Экологическая доктрина города Москвы. Названный нормативный акт состоит из целевых показателей качества компонентов окружающей среды и экологических ограничений по сферам хозяйственной и иной деятельности в городе Москве и определяет цели, задачи и принципы экологической политики города Москвы.
Близки по своей сути и значению к Экологической доктрине РФ документы, содержащие в своем названии понятия «стратегия» и «концепция». Так, Указом Президента РФ от 04.02.1994 N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» были утверждены Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. В самом тексте названного подзаконного акта указывается, что он является «основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды».
Более узконаправленный характер носят Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 N 2322-р, Концепция федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 — 2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 N 1274-р, и Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, утвержденная Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06.04.2004 N 323.
Итак, как учение юристов доктрина не является источником экологического права в России, но документы, в названии которых употребляются слова «доктрина», «стратегия», «концепция», являются подзаконными нормативно-правовыми актами и, соответственно, входят в число источников экологического права Российской Федерации.
Основным и наиболее важным источником экологического права в России являются нормативно-правовые акты.
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Традиционно в российской юридической науке по юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. В свою очередь, законы подразделяются на Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ, а подзаконные акты — на нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, подзаконные акты исполнительных органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты.
Обратим внимание на два момента. Во-первых, нет ни одного федерального конституционного закона, специально (или в значительной степени) посвященного регулированию экологических отношений, поэтому относить этот вид законов к числу источников экологического права не вполне корректно. Во-вторых, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то издаваемые ими акты не являются законами или подзаконными актами, однако по своей сути они представляют собой нормативно-правовые акты, и в тех случаях, когда ими регулируются экологические отношения, они могут быть отнесены к источникам экологического права. В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относятся проведение мероприятий местного характера по охране окружающей среды, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой в системе законодательства и играет ключевую роль во всех отраслях права, в том числе экологическом.
Экологические права и обязанности граждан закреплены в ст. ст. 9, 36, 42 и 58 Конституции РФ.
Часть 2 ст. 9 Конституции РФ закрепляет положение, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
В ст. 36 конкретизируется право частной собственности на землю. Устанавливается, что иметь в частной собственности землю вправе граждане и их объединения. При этом делается оговорка, что это право собственности не является абсолютным — «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».
Статья 42 Конституции РФ устанавливает право каждого «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Как правило, наличие прав предполагает и определенные обязанности. И в ст. 58 закрепляется конституционная обязанность «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Названные выше нормы, закрепленные в Конституции, конкретизируются в федеральном и региональном экологическом законодательстве, а также актах органов местного самоуправления.
Федеральные законы, в том числе и регулирующие отношения, входящие в предмет экологического права, обычно делят на законы общей компетенции и законы специальной компетенции.
Федеральные законы общей компетенции посвящены регулированию широкого круга вопросов, в том числе связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Примером федеральных законов общей компетенции могут служить Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.
Федеральные законы специальной компетенции непосредственно регулируют те или иные конкретные экологические отношения, например, Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и др.
Особое место в системе источников экологического права занимает Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Названный нормативно-правовой акт является основополагающим в регулировании природопользования и охраны окружающей среды. В нем содержатся дефиниции более пятидесяти понятий; закрепляются основные принципы охраны окружающей среды; определяются основы управления в области охраны окружающей среды; закрепляются права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды; регламентируются вопросы экономического регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства; устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также регулируется ряд других вопросов.
Законы субъектов РФ, как правило, регулируют вопросы экологической безопасности, экологического мониторинга, экологического контроля, экологического образования и воспитания, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления и т.п. Приведем несколько примеров экологических законов субъектов РФ: Закон Нижегородской области от 10 сентября 1996 г. N 45-З «Об экологической безопасности», Закон Приморского края от 15 ноября 2001 г. N 164-КЗ «Об экологическом образовании в Приморском крае», Закон г. Москвы от 12 мая 2004 г. N 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве», Закон Санкт-Петербурга от 30 октября 2006 г. N 491-79 «О государственной экологической экспертизе в Санкт-Петербурге», Закон Владимирской области от 13 февраля 2007 г. N 15-ОЗ «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Владимирской области», Закон Хабаровского края от 27 февраля 2013 г. N 261 «Об общественных экологических инспекторах Хабаровского края», Закон Рязанской области от 12 февраля 2015 г. N 1-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере охраны окружающей среды» и др.
В некоторых субъектах РФ предпринята попытка создания комплексного регионального экологического законодательства. Так, в Башкирии действует Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г., в Ханты-Мансийском автономном округе — Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 23 января 1998 г. «Об охране окружающей природной среды и экологической защите населения автономного округа», в Якутии — Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» от 25 декабря 2003 г., в Хакасии — Закон Республики Хакасия от 7 июля 2004 г. «Об охране окружающей среды», в Брянской области — Закон Брянской области от 3 июня 2005 г. «Об охране окружающей среды Брянской области», в Пермском крае — Закон Пермского края от 3 сентября 2009 г. «Об охране окружающей среды Пермского края» и др.
Среди подзаконных актов высшей юридической силой обладают указы Президента РФ. Следует различать нормативные указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», Указ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и др.), содержащие нормы права, действие которых распространяется на неопределенный круг лиц, и указы Президента РФ индивидуального характера (о награждениях, назначении на должность и т.п.), являющиеся актами применения права, действие которых направлено только на лиц, в них указанных. Акты применения права в отличие от нормативных указов Президента РФ не являются источниками экологического права.
Ниже указов Президента РФ по иерархии среди подзаконных актов находятся постановления Правительства РФ. Их достаточно много, поэтому приведем только несколько примеров: Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления», Постановление Правительства РФ от 08.01.2009 N 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 564 «Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах».
Приказы, распоряжения и другие нормативные документы министерств и ведомств РФ также являются источниками экологического права (например, Постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 «Об утверждении «Правил охраны недр», Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», письмо Россельхознадзора от 03.07.2007 N ФС-ГК-5/6349 «О расчете ущерба, наносимого объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, и нарушением среды их обитания» и др.).
Подзаконные акты исполнительных органов власти субъектов РФ, как правило, принимаются в целях дополнения и конкретизации законов субъектов РФ и регулируют региональные вопросы природопользования и охраны окружающей среды (ими образуются памятники природы регионального значения, вводятся правила, связанные с использованием объектов животного мира, регулируются вопросы карантина, пожарной безопасности и др.).
Локальные нормативные акты также в определенной степени могут содержать нормы, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды, и, соответственно, являться источниками экологического права. Их действие распространяется только на работников предприятий и организаций.
Второе место по значимости в иерархии источников экологического права Российской Федерации занимают договоры нормативного содержания. В отличие от индивидуальных или гражданско-правовых договоров они содержат нормы права, и их действие распространяется на широкий относительно неопределенный круг лиц.
Первые договоры, содержащие нормы экологического права, были подписаны 31 марта 1992 г. и касались разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, а именно:
— Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.);
— Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992);
— Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.).
В дальнейшем положения этих договоров стали составной частью Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (ст. ст. 71, 72).
Ряд нормативных договоров экологического характера был заключен между Правительством РФ и правительствами (администрациями) отдельных субъектов РФ. Например, 5 июня 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о взаимодействии в области охраны окружающей среды, а 29 мая 1998 г. — соглашение между Правительством РФ и администрацией Ростовской области «О разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и охраны окружающей среды».
Нормативный договор является одним из источников не только российского национального, но и международного экологического права.
Третью группу источников экологического права Российской Федерации составляют правовые обычаи. В теории государства и права под правовыми обычаями принято понимать обычаи, на которые дана отсылка в законе. Содержание самого обычая при этом в тексте нормативного акта не приводится. В России правовой обычай является вспомогательным источником права. Это в полной мере касается и экологического права.
В ст. 1 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» указывается: «…обычаи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни». А в ст. 48 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» закрепляется положение, что «граждане Российской Федерации, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизне

Читайте также:  В каких орехах содержится омега 3