В каких нормативных актах содержатся меры административного принуждения

В каких нормативных актах содержатся меры административного принуждения thumbnail

Характеристика государственного принуждения – понятие, виды, классификация

Определение 1

Государственное принуждение – одна из разновидностей социального принуждения, представляющая собой меры психического, физического, материального или организационного влияния, применяемые уполномоченными на это субъектами в установленном законодательством порядке независимо от воли субъекта с целью обеспечения общественного порядка и безопасности.

К признакам государственного принуждения следует отнести такие характерные особенности:

  • Разновидность социального принуждения;
  • На основании психомотивационной природе устанавливается конфликтом между государственной волей, выражаемой нормами законодательства и индивидуальной волей лица, нарушившего правовые предписания;
  • Правовая опосредованность, носит правовой характер;
  • Является актом психического, физического, материального или организационного воздействия на субъект;
  • Оказывает влияние на сознание, волю и поведение лица;
  • Предусматривается конфликтом между волей государства, которая выражается законодательными нормами и субъекта;
  • Реализация в рамках правовых отношений охранительного типа.

Видовая дифференциация подразумевает собой следующее:

  • Административное принуждение;
  • Уголовное принуждение;
  • Принуждение гражданско-правового характера;
  • Дисциплинарное принуждение.

Административное принуждение как один из основных видов государственного управления

Определение 2

Административное принуждение – способ государственного управления, который основывается на административно-правовых нормах, и представляют собой совокупность психических, физических или иных средств воздействия, которые используются уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Характерными чертами административного принуждения являются:

  • Основано на нормах административного права;
  • Применение как физическими лицами, так и юридическими;
  • Применение в сфере общественных отношений, которые регулируются как административно-правовыми нормами, так и нормами других правовых отраслей;
  • Регламентирование законными и подзаконными нормативно-правовыми актами;
  • Возможно применение широким кругом уполномоченных на это субъектов;
  • Разносторонность системы мер административного принуждения (широкий спектр воздействия);
  • Зачастую применение в административном, то не в судебном, порядке;
  • Порядок применения мер устанавливается нормами административно-процессуального кодекса, который формирует более упрощенную процедуру.

Классификация мер административного принуждения

Классификация административного принуждения разнообразна и представлена ниже.

К признакам, по которым можно классифицировать принуждения административного характера, относятся:

  • Характер и специфика воздействия;
  • Субъект применения;
  • Нормативные основания;
  • Сфере влияния;
  • Способ обеспечения общественного порядка и целевому предназначению.

По характеру и специфике воздействия различают меры психического воздействия, физического воздействия, имущественного воздействия и организационного воздействия.

В зависимости от субъекта применения различают меры, которые принимаются индивидуальными субъектами и меры, которыми субъектами коллективного типа.

Нормативные основания подразумевают собой меры, основанные на законодательных актах и подзаконных правовых нормах.

По сфере влияния административное принуждение делится на внутриорганизационные и внешние властные меры.

Меры административного предупреждения, пресечения, административно-процессуального обеспечения, а также защитные меры (правовосстановительные) и меры наказания относятся к такой категории, как способ обеспечения общественного порядка и целевого предназначения.

Меры административного принуждения, исходя от широкого спектра влияния, также классифицируются по своим целям.

Целевая категория включает в себя следующие составляющие:

  • Предотвращение правонарушений и наступления неблагоприятных последствий, не имеющих непосредственного отношения к правонарушению;
  • Предупреждение правовых нарушений;
  • Восстановление нарушенного состояния;
  • Обеспечение, имеющее процессуальный характер;
  • Возложение ответственности на правонарушителя за совершенное деяние.

Замечание 1

Административное принуждение также основываются как на правонарушениях, так и фактах, аномальных от правового содержания.

Поскольку процесс применения мер административного принуждения является довольно сложным, то его подразделяют на соответствующие стадии.

Стадиями меры принуждения являются:

  • Проведение анализа возникшей ситуации;
  • Выбор конкретной меры принуждения, исходя из обстоятельств;
  • Вынесение решения по принятию мер административного принуждения;
  • Применение меры административного принуждения на практике;
  • Проведение анализа в отношении эффективности применения мер;
  • Внесение корректировок в дальнейшую правоприменительную деятельность.

Вывод 1

Для правильного и эффективного применения мер, необходимо определить какой правовой отраслью законодательства эти нормы были установлены.

Источник

Административное принуждение — особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.

Административное принуждение но своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий. Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные па осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения.

Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единолично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания, например за мелкое хищение.

Читайте также:  Какие углеводов содержаться в организме

Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например правил пожарной безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранных правил и т.д.

Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает его от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных отношений. Административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов административного права.

Одним из важнейших признаков административного принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основанием применения административного принуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой (например, эпидемий, эпизоотии, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации). Необходимо подчеркнуть коренное отличие оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение преступления.

Меры административного принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации. В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств па эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

  • 1) административно-предупредительные меры;
  • 2) меры административного пресечения;
  • 3) меры административной ответственности;
  • 4) меры административно-процессуального обеспечения.

Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность. Государство, используя указанные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление. При применении административно-предупредительных мер, предусмотренных законом или иными нормативными актами, в целях предупреждения возможных нарушений имеются в виду такие ситуации, которые, если их не принять во внимание, ведут к действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких последствий.

Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов:

  • 1) применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);
  • 2) имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);
  • 3) технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);
  • 4) финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, лающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);
  • 5) медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);
  • 6) связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии);
  • 7) специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания.

Указанные выше и некоторые другие меры административного пресечения нередко одновременно выполняют функции процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Это меры двойного назначения: и административного пресечения, и административно-процессуального обеспечения. В то же время и те, и другие меры предшествуют и подготавливают применение основного классификационного вида административного принуждения — административного наказания.

Источник

Àäìèíèñòðàòèâíîå ïðèíóæäåíèå: ïîíÿòèå è âèäû

Ïîíÿòèå àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ. Àäìèíèñòðàòèâíîå ïðèíóæäåíèå ÿâëÿåòñÿ ðàçíîâèäíîñòüþ ãîñóäàðñòâåííîãî ïðèíóæäåíèÿ, îäíèì èç ìåòîäîâ ãîñóäàðñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè. Îíî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðèìåíåíèå ñèñòåìû àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûõ ìåð âîçäåéñòâèÿ â îòíîøåíèè ôèçè÷åñêèõ ëèö è êîëëåêòèâíûõ îáðàçîâàíèé âî âíåñóäåáíîì è ñóäåáíîì ïîðÿäêå â öåëÿõ îáåñïå÷åíèÿ ïðàâîïîðÿäêà è îáùåñòâåííîé áåçîïàñíîñòè, ñòèìóëèðîâàíèÿ äîáðîâîëüíîãî âûïîëíåíèÿ èìè ïðàâîâûõ ïðåäïèñàíèé.

Åãî öåëè äîñòèãàþòñÿ ïóòåì ïðåäóïðåæäåíèÿ è ïðåñå÷åíèÿ ïðàâîíàðóøåíèé, ïðèâëå÷åíèÿ âèíîâíûõ ëèö ê îòâåòñòâåííîñòè. Êàêèå ìåðû ÿâëÿþòñÿ àäìèíèñòðàòèâíûìè, îïðåäåëÿåòñÿ â íîðìàòèâíî-ïðàâîâûõ àêòàõ. Îíè ïðåäóñìàòðèâàþòñÿ â ñàíêöèÿõ è äèñïîçèöèÿõ àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûõ íîðì. Íî ñâîåìó õàðàêòåðó ýòè ìåðû áûâàþò ìîðàëüíûìè, ìàòåðèàëüíûìè è îðãàíèçàöèîííûìè. Ïî îáùåìó ïðàâèëó, èõ íåãàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ îäíîâðåìåííî. Íàïðèìåð, ìîðàëüíîå âîçäåéñòâèå íà ôèçè÷åñêèõ ëèö ôàêòè÷åñêè ïðèñóòñòâóåò ïðè ïðèìåíåíèè ëþáûõ àäìèíèñòðàòèâíûõ ìåð.

Читайте также:  В каких продуктах содержится железо список продуктов

Ñóùíîñòü àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâîé ïðèðîäå ïðèìåíÿåìûõ ìåð. Ïîýòîìó âðÿä ëè ìîæíî ïðèíÿòü áåçîãîâîðî÷íî äîñòàòî÷íî ðàñïðîñòðàíåííóþ òî÷êó çðåíèÿ, ñîãëàñíî êîòîðîé ñóòü àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ ñâîäèòñÿ ê âíåñóäåáíîìó, ò.å. àäìèíèñòðàòèâíîìó, ïîðÿäêó åãî ïðèìåíåíèÿ. Ñêîðåå, íàîáîðîò, ïðèðîäà àäìèíèñòðàòèâíûõ ìåð ïðåäîïðåäåëèëà èõ ïðèìåíåíèå â àäìèíèñòðàòèâíîì ïîðÿäêå. Îòìåòèì òàêæå, ÷òî â òàêîì ïîðÿäêå ïðèìåíÿþòñÿ è ìåðû äèñöèïëèíàðíîé è, â óñòàíîâëåííûõ ñëó÷àÿõ, ìàòåðèàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè, õîòÿ îíè â çàêîíîäàòåëüñòâå íå êâàëèôèöèðóþòñÿ êàê àäìèíèñòðàòèâíûå ìåðû.

Ñðåäè îñîáåííîñòåé àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ â ëèòåðàòóðå îáîñíîâàííî íàçûâàþò ñëåäóþùèå:

  1. Àäìèíèñòðàòèâíîå ïðèíóæäåíèå ïðèìåíÿåòñÿ íà îñíîâå íîðì àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâà. Àäìèíèñòðàòèâíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì ðåãëàìåíòèðóþòñÿ îñíîâàíèÿ, óñëîâèÿ è ïîðÿäîê ïðèìåíåíèÿ åãî ìåð.
  2. Àäìèíèñòðàòèâíîå ïðèíóæäåíèå ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ îõðàíû ïðàâîîòíîøåíèé, ðåãóëèðóåìûõ íå òîëüêî àäìèíèñòðàòèâíûì, íî è ãîñóäàðñòâåííûì, ãðàæäàíñêèì, çåìåëüíûì, òðóäîâûì è äðóãèìè îòðàñëÿìè ðîññèéñêîãî ïðàâà.
  3. Àäìèíèñòðàòèâíîå ïðèíóæäåíèå ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ êàê çà àäìèíèñòðàòèâíûå ïðàâîíàðóøåíèÿ, òàê è â öåëÿõ îáåñïå÷åíèÿ îáùåñòâåííîé áåçîïàñíîñòè, ò.å. ê ëèöàì, íå ñîâåðøèâøèì ïðàâîíàðóøåíèÿ.
  4. Ñèñòåìà ìåð àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ îòëè÷àåòñÿ ðàçíîñòîðîííèì õàðàêòåðîì, âêëþ÷àÿ âîçìîæíîå ïðèìåíåíèå ôèçè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ.
  5. Àäìèíèñòðàòèâíîå ïðèíóæäåíèå èìååò ñâîåé öåëüþ, êàê óæå îòìå÷åíî, îáåñïå÷åíèå ïðàâîïîðÿäêà è îáùåñòâåííîé áåçîïàñíîñòè, ñòèìóëèðîâàíèå äîáðîâîëüíîãî èñïîëíåíèÿ ôèçè÷åñêèìè ëèöàìè è êîëëåêòèâíûìè îáðàçîâàíèÿìè èõ îáÿçàííîñòåé, ïðåäóñìîòðåííûõ ïðàâîâûìè íîðìàìè.
  6. Àäìèíèñòðàòèâíîå ïðèíóæäåíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ ìíîæåñòâåííîñòüþ ñóáúåêòîâ åãî ïðèìåíåíèÿ. Ýòî îðãàíû (êîìèññèè ïî äåëàì íåñîâåðøåííîëåòíèõ è çàùèòå èõ ïðàâ, àäìèíèñòðàòèâíûå êîìèññèè), äåéñòâóþùèå îò èìåíè îðãàíîâ óïðàâëåíèÿ, îðãàíèçàöèé è ó÷ðåæäåíèé, ñïåöèàëüíî óïîëíîìî÷åííûå íà òî äîëæíîñòíûå ëèöà. Èì ïðèíàäëåæèò «ìîíîïîëèÿ» â ïðèìåíåíèè ìåð àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ è ïðåñå÷åíèÿ. Íàðÿäó ñ íèìè è àäìèíèñòðàòèâíîå ïðèíóæäåíèå â âèäå àäìèíèñòðàòèâíîãî íàêàçàíèÿ ïðèìåíÿþò (â ñîîòâåòñòâèè ñ èõ ïîäâåäîìñòâåííîñòüþ è êîìïåòåíöèåé) ñóäüè, àðáèòðàæíûå ñóäüè, ìèðîâûå ñóäüè. Îäíàêî ïîêà çà áîëüøèíñòâî âèäîâ àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèé àäìèíèñòðàòèâíûå íàêàçàíèÿ ïðèìåíÿþò â àäìèíèñòðàòèâíîì ïîðÿäêå äîëæíîñòíûå ëèöà îðãàíîâ óïðàâëåíèÿ, îðãàíèçàöèé.
  7. Àäìèíèñòðàòèâíîå ïðèíóæäåíèå ïðèìåíÿåòñÿ îðãàíàìè è äîëæíîñòíûìè ëèöàìè â îòíîøåíèè íå ïîä÷èíåííûõ èì ïî ñëóæáå ëèö.  ýòîì åãî îäíî èç ñóùåñòâåííûõ îòëè÷èé îò ïðèìåíåíèÿ èíûõ ìåð îòâåòñòâåííîñòè â ïîðÿäêå àäìèíèñòðàòèâíîãî ïîä÷èíåíèÿ.
  8. Ìåðû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ ïðèìåíÿþòñÿ â ïîðÿäêå àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðîèçâîäñòâà, ðåãëàìåíòèðîâàííîãî ìíîãèìè íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè ñ ó÷åòîì îñîáåííîñòåé ïðèìåíÿåìûõ ìåð.  ñëó÷àÿõ, óñòàíîâëåííûõ íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè, îíî îáóñëîâëåíî ïîâûøåííûìè ãàðàíòèÿìè ñîáëþäåíèÿ çàêîííîñòè ïðèìåíåíèÿ åãî ìåð (îáÿçàòåëüíîñòü ñîîáùåíèÿ îá ýòîì âûøåñòîÿùåìó ðóêîâîäèòåëþ, ïðîêóðîðó, íàïðèìåð, î ïðèìåíåíèè îðóæèÿ: îá àäìèíèñòðàòèâíîì çàäåðæàíèè íåñîâåðøåííîëåòíåãî îáÿçàòåëüíî äîëæíî áûòü ñîîáùåíî èõ çàêîííûì ïðåäñòàâèòåëÿì è ò.ä.).
  9. Äëÿ àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ õàðàêòåðíî îïåðàòèâíîå è äèôôåðåíöèðîâàííîå ïðèìåíåíèå ìåð âîçäåéñòâèÿ ñ ó÷åòîì îñîáåííîñòåé îáúåêòîâ (ñóáúåêòîâ), óñëîâèé è öåëåé.
  • Âèäû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ
  • . Àäìèíèñòðàòèâíîå ïðèíóæäåíèå âêëþ÷àåò ðàçíîîáðàçíûå ìåðû, àäåêâàòíûå ïîòðåáíîñòÿì îáåñïå÷åíèÿ ïðàâîïîðÿäêà è îáùåñòâåííîé áåçîïàñíîñòè. Îíè îáðàçóþò ñèñòåìó, îáúåäèíåííóþ â êîíå÷íîì ñ÷åòå öåëÿìè èõ óñòàíîâëåíèÿ.  íåé âûäåëÿþòñÿ ðàçëè÷íûå âèäû ìåð àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ.

    Ãëàâíûìè êðèòåðèÿìè, ëåæàùèìè â îñíîâå èõ êëàññèôèêàöèè, ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå: à) â çàâèñèìîñòè îò ñóáúåêòîâ ïðèìåíåíèÿ îíè äåëÿòñÿ íà âíåñóäåáíûå è ñóäåáíûå; á) ïî îñíîâàíèÿì ïðèìåíåíèÿ ðàçëè÷àþòñÿ ìåðû, ïðèìåíÿåìûå çà ïðàâîíàðóøåíèÿ è íå çà ïðàâîíàðóøåíèÿ, à â ñèëó ýêñòðåìàëüíûõ óñëîâèé, ïðåäóñìîòðåííûõ íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè; â) â çàâèñèìîñòè îò öåëåé óñòàíîâëåíèÿ è ïðèìåíåíèÿ.  çàâèñèìîñòè îò öåëåé ïðèìåíåíèÿ ìåðû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ îáúåäèíÿþòñÿ â ÷åòûðå ãðóïïû: àäìèíèñòðàòèâíî-ïðåäóïðåäèòåëüíûå ìåðû, ìåðû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðåñå÷åíèÿ, ìåðû îáåñïå÷åíèÿ ïðîèçâîäñòâà ïî äåëàì îá àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèÿõ, ìåðû íàêàçàíèÿ.

    Àäìèíèñòðàòèâíî-ïðåäóïðåäèòåëüíûå ìåðû ïðèìåíÿþòñÿ â öåëÿõ ïðîôèëàêòèêè ïðàâîíàðóøåíèé èëè îáåñïå÷åíèÿ îáùåñòâåííîé áåçîïàñíîñòè, ëîêàëèçàöèè íåãàòèâíûõ ïîñëåäñòâèé, íàñòóïèâøèõ íåçàâèñèìî îò âîëè ëèö, ê êîòîðûì ýòè ìåðû ïðèìåíÿþòñÿ: ñòèõèéíûõ áåäñòâèé, ïîæàðîâ, òåððîðèñòè÷åñêèõ àêòîâ è ò.ï.

    Îñîáåííîñòè àäìèíèñòðàòèâíî-ïðåäóïðåäèòåëüíûõ ìåð, îñíîâàíèé è ïîðÿäêà èõ ïðèìåíåíèÿ ñâîäÿòñÿ ê ñëåäóþùèì.

    Îíè:

    1. íå ÿâëÿþòñÿ ìåðàìè îòâåòñòâåííîñòè;
    2. ïðèìåíÿþòñÿ íå çà ïðàâîíàðóøåíèÿ;
    3. öåëü èõ ïðèìåíåíèÿ — ïðîôèëàêòèêà ïðàâîíàðóøåíèé èëè îáåñïå÷åíèå îáùåñòâåííîé áåçîïàñíîñòè;
    4. íå ÿâëÿþòñÿ ñàíêöèÿìè àäìèíèñòðàòèâíî-ïðàâîâûõ íîðì.

    Ïðàâîâûì îñíîâàíèåì ïðèìåíåíèÿ àäìèíèñòðàòèâíî-ïðåäóïðåäèòåëüíûõ ìåð ÿâëÿþòñÿ äèñïîçèöèè ïðàâîâûõ íîðì, çàêðåïëÿþùèõ ïîëíîìî÷èÿ îðãàíîâ óïðàâëåíèÿ è äîëæíîñòíûõ ëèö íà ïðèìåíåíèå òåõ èëè èíûõ èõ âèäîâ.

    Îáñòîÿòåëüñòâà, ïðè êîòîðûõ òàêèå íîðìû ïðèìåíÿþòñÿ, îáîçíà÷åíû â ãèïîòåçàõ ñîîòâåòñòâóþùèõ íîðì. Ãèïîòåçû ìîãóò áûòü àáñîëþòíî îïðåäåëåííûìè è îòíîñèòåëüíî îïðåäåëåííûìè.

    Îðãàíû, óïîëíîìî÷åííûå ïðèìåíÿòü òàêèå ìåðû, êàê, âïðî÷åì, è äðóãèå, îáÿçàíû äåéñòâîâàòü ëèøü â ïðåäåëàõ ñâîåé êîì- ïîòåíöèè, ïðåäïîëàãàþùåé èõ çíà÷èòåëüíóþ ñòåïåíü óñìîòðåíèÿ â îöåíêå êîíêðåòíûõ óñëîâèé è îáñòîÿòåëüñòâ, òðåáóþùèõ èëè èñêëþ÷àþùèõ íåîáõîäèìîñòü ïðèìåíåíèÿ àäìèíèñòðàòèâíî-ïðåäóïðåäèòåëüíûõ ìåð.

    Àäìèíèñòðàòèâíî-ïðåäóïðåäèòåëüíûå ìåðû ìíîãîîáðàçíû, íî âñå îíè ïðåäóñìîòðåíû íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè, îïðåäåëÿþùèìè ñîîòâåòñòâóþùèå ïîëíîìî÷èÿ îðãàíîâ è äîëæíîñòíûõ ëèö íà èõ ïðèìåíåíèå. Íàçîâåì â êà÷åñòâå èëëþñòðàöèè ëèøü íåêîòîðûå èç íèõ. Ýòî ïðîâåðêà äîêóìåíòîâ, óäîñòîâåðÿþùèõ ëè÷íîñòü; ïðîôèëàêòè÷åñêèé äîñìîòð âåùåé è ëè÷íûé äîñìîòð äîëæíîñòíûìè ëèöàìè òàìîæåííûõ îðãàíîâ, îðãàíîâ âíóòðåííèõ äåë è äð.; ââåäåíèå êàðàíòèíà ïðè ýïèäåìèÿõ è ýïèçîîòèÿõ; ðåêâèçèöèÿ èìóùåñòâà; êîíòðîëüíûå ïðîâåðêè; îñòàíîâêà òðàíñïîðòíûõ ñðåäñòâ ðàáîòíèêàìè ÃÈÁÄÄ è ïðîâåðêà èìè äîêóìåíòîâ íà ïðàâî ïîëüçîâàíèÿ è óïðàâëåíèÿ òðàíñïîðòíûì ñðåäñòâîì; îáñëåäîâàíèå íàëîãîâûìè èíñïåêòîðàìè ïðîèçâîäñòâåííûõ, ñêëàäñêèõ, òîðãîâûõ è èíûõ ïîìåùåíèé è çàíèìàþùèõñÿ ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòüþ ëèö, èñïîëüçóåìûõ äëÿ èçâëå÷åíèÿ äîõîäîâ (ïðèáûëè); îòñòðàíåíèå âîäèòåëÿ îò óïðàâëåíèÿ òðàíñïîðòíûì ñðåäñòâîì äëÿ åãî îáñëåäîâàíèÿ íà ïðåäìåò àëêîãîëüíîãî îïüÿíåíèÿ è ò.ä.

    Ìåðû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðåñå÷åíèÿ çà ïðàâîíàðóøåíèÿ èìåþò ñâîåé öåëüþ ïðåñå÷åíèå ïðàâîíàðóøåíèé; ïðåäóïðåæäåíèå (óñòðàíåíèå) èõ âðåäíûõ ïîñëåäñòâèé; ïðèìåíåíèå ìåð àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè. Îíè ìîãóò ïðåäøåñòâîâàòü íàçíà÷åíèþ àäìèíèñòðàòèâíîãî íàêàçàíèÿ. Ïî ñâîåìó õàðàêòåðó äàííûå ìåðû ìîãóò áûòü äàæå áîëåå ñóðîâûìè, ÷åì íàêàçàíèå. Íàïðèìåð. ïðèîñòàíîâëåíèå äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ ïî îñíîâàíèÿì, óêàçàííûì â íîðìàòèâíûõ àêòàõ (íàðóøåíèå ñàíèòàðíûõ, ïðîòèâîïîæàðíûõ è äðóãèõ îáùåîáÿçàòåëüñòâåííûõ ïðàâèë).

    Читайте также:  В каких продуктах содержатся простые углеводы и сложные углеводы

    Ìåðû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðåñå÷åíèÿ ïðèìåíÿþòñÿ ëèøü ñïåöèàëüíî óïîëíîìî÷åííûìè îðãàíàìè. ×àùå âñåãî èìè ÿâëÿþòñÿ êîíòðîëüíî-íàäçîðíûå îðãàíû, âûïîëíÿþùèå ñïåöèôè÷åñêèå ôóíêöèè â îáåñïå÷åíèè ïðàâîïîðÿäêà è îáùåñòâåííîé áåçîïàñíîñòè (âíóòðåííèå, ïîãðàíè÷íûå âîéñêà è äð.).

    Ñèñòåìà ìåð àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðåñå÷åíèÿ àäåêâàòíà ìíîãîîáðàçèþ îáùåîáÿçàòåëüíûõ ïðàâèë, çàùèùàåìûõ ìåðàìè àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ. Íàïðèìåð, ê íèì îòíîñÿòñÿ: òðåáîâàíèå ðàáîòíèêîâ ìèëèöèè ïðåêðàòèòü ïðîòèâîïðàâíîå ïîâåäåíèå; íåïîñðåäñòâåííîå ôèçè÷åñêîå âîçäåéñòâèå â öåëÿõ ïðåêðàùåíèÿ ïðàâîíàðóøåíèÿ; ïðèìåíåíèå ñïåöèàëüíûõ ñðåäñòâ (ðåçèíîâûå ïàëêè, ñëåçîòî÷èâûé ãàç, íàðó÷íèêè, âîäîìåòû è äð.) äëÿ ïðåñå÷åíèÿ ìàññîâûõ áåñïîðÿäêîâ è ãðóïïîâûõ äåéñòâèé, íàðóøàþùèõ ðàáîòó òðàíñïîðòà, ñâÿçè, ïðåäïðèÿòèé è ó÷ðåæäåíèé; ïðèìåíåíèå îðóæèÿ, íàïðèìåð, äëÿ îñòàíîâêè òðàíñïîðòíûõ ñðåäñòâ, åñëè âîäèòåëü ñîçäàåò ðåàëüíóþ îïàñíîñòü çäîðîâüþ è æèçíè ëþäåé; çàïðåùåíèå ýêñïëóàòàöèè òðàíñïîðòíûõ ñðåäñòâ, òåõíè÷åñêîå ñîñòîÿíèå êîòîðûõ íå îòâå÷àåò óñòàíîâëåííûì òðåáîâàíèÿì; ïðèíóäèòåëüíîå ëå÷åíèå ëèö, ñòðàäàþùèõ çàáîëåâàíèÿìè, îïàñíûìè äëÿ îêðóæàþùèõ; ïðèîñòàíîâëåíèå ðàáîò, äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèé è äðóãèõ îáúåêòîâ, ôóíêöèîíèðóþùèõ ñ íàðóøåíèåì ñàíèòàðíûõ, ïðîòèâîïîæàðíûõ, ýêîëîãè÷åñêèõ è äðóãèõ ïðàâèë, è ò.ä.

    Ìåðû îáåñïå÷åíèÿ ïðîèçâîäñòâà âûäåëÿþòñÿ ñðåäè äðóãèõ ìåð àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ ñâîèì ìíîãîöåëåâûì íàçíà÷åíèåì. Êðîìå ïðåñå÷åíèÿ àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ îíè ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ óñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè íàðóøèòåëÿ, ñîñòàâëåíèÿ ïðîòîêîëà î ïðàâîíàðóøåíèè è ò.ä.

    Íåêîòîðûå ìåðû àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ, ðàçëè÷íûå ïî ñâîåé ïðèðîäå, ìîãóò èìåòü îäèíàêîâîå íàèìåíîâàíèå. Íàïðèìåð, ëè÷íûé äîñìîòð ìîæåò áûòü ìåðîé ïðåäóïðåæäåíèÿ è ïðåñå÷åíèÿ àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâîíàðóøåíèÿ. Àäìèíèñòðàòèâíûå íàêàçàíèÿ ïðèìåíÿþòñÿ çà àäìèíèñòðàòèâíûå ïðàâîíàðóøåíèÿ, ïðåäñòàâëÿÿ ñîáîé ìåðû àäìèíèñòðàòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè.

     íîðìàòèâíûõ ïðàâîâûõ àêòàõ è ñïåöèàëüíîé ëèòåðàòóðå âûäåëÿþòñÿ è èíûå âèäû ìåð àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ.  ëèòåðàòóðå ÷àùå âñåãî ñðåäè íèõ âûäåëÿþò âîññòàíîâèòåëüíûå ìåðû — ïî òåðìèíîëîãèè ÃÊ ÐÔ — âîññòàíîâëåíèÿ ïîëîæåíèÿ, ñóùåñòâîâàâøåãî äî íàðóøåíèÿ ïðàâà, îòíîñÿùåãîñÿ ê ñïîñîáàì çàùèòû ãðàæäàíñêèõ ïðàâ. Îäíàêî âûäåëåíèå âîññòàíîâèòåëüíûõ ìåð ïî àíàëîãèè ñ ãðàæäàíñêèì ïðàâîì óÿçâèìî â ìåòîäîëîãè÷åñêîì îòíîøåíèè. Äëÿ ìåð àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ õàðàêòåðíî òî, ÷òî âñå îíè ÿâëÿþòñÿ ïóáëè÷íûìè, ðåàëèçóåìûìè â ïóáëè÷íûõ ïðàâîîòíîøåíèÿõ, îñíîâàííûõ íà þðèäè÷åñêîì íåðàâåíñòâå èõ ó÷àñòíèêîâ. Èõ ïóáëè÷íûé õàðàêòåð îòðàæàåòñÿ â ñàìîì ñîäåðæàíèè äàííûõ ìåð è ïðàâîìî÷èÿõ ñóáúåêòîâ, óïîëíîìî÷åííûõ èõ ïðèìåíÿòü. Ïîýòîìó þðèäè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ìåð àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ íå ìîæåò áûòü ñâåäåíà ê ïîñëåäñòâèÿì èõ ïðèìåíåíèÿ.

    Ïîñëåäñòâèÿ óñòðàíåíèÿ ïðàâîíàðóøåíèÿ àäìèíèñòðàòèâíûì ñïîñîáîì, èíîãäà èìåíóåìûì âîññòàíîâëåíèåì ïåðâîíà÷àëüíîþ ïîëîæåíèÿ, èìåþò ñâîåé ïðåäïîñûëêîé ïðåæäå âñåãî åãî ïóáëè÷íîå ïðåñå÷åíèå ñîîòâåòñòâóþùåãî ïðàâîíàðóøåíèÿ. Ïðè÷åì èíîãäà, â òîì ÷èñëå â íîðìàòèâíûõ ïðàâîâûõ àêòàõ, ñ âîññòàíîâëåíèåì ïåðâîíà÷àëüíîãî ïîëîæåíèÿ îøèáî÷íî îòîæäåñòâëÿåòñÿ ïðèíóäèòåëüíîå îáåñïå÷åíèå èñïîëíåíèÿ ïóáëè÷íîé îáÿçàííîñòè, êîãäà ïåðâîíà÷àëüíîãî ïîëîæåíèÿ êàê òàêîâîãî ñ òî÷êè çðåíèÿ ïîñëåäñòâèé íå áûëî âîîáùå, à òàêæå ïðåäïèñàíèÿ îá óñòðàíåíèè íàðóøåíèé çàêîíîäàòåëüñòâà. Ïîÿñíèòü ýòî ìîæíî íà ïðèìåðå ìåð, ïðåäóñìîòðåííûõ ÔÇ «Î çàùèòå êîíêóðåíöèè».  ñèëó ï. «ê» ñò. 23 Çàêîíà àíòèìîíîïîëüíûé îðãàí âûäàåò õîçÿéñòâóþùèì ñóáúåêòàì îáÿçàòåëüíûå äëÿ èñïîëíåíèÿ ïðåäïèñàíèÿ î ïåðå÷èñëåíèè â ôåäåðàëüíûé áþäæåò äîõîäà, ïîëó÷åííîãî âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ àíòèìîíîïîëüíîãî çàêîíîäàòåëüñòâà.

     äàííîì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò èìåííî î ïîáóæäåíèè ê èñïîëíåíèþ îáÿçàííîñòè. À îáÿçàòåëüíîå äëÿ èñïîëíåíèÿ ïðåäïèñàíèå àíòèìîíîïîëüíîãî îðãàíà îðãàíàì èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè è ò.ä. îá îòìåíå èëè èçìåíåíèè àêòîâ, íàðóøàþùèõ àíòèìîíîïîëüíîå çàêîíîäàòåëüñòâî (ï. «à», ÷. 3, ñò. 23 Çàêîíà), èìååò öåëüþ íå ñòîëüêî âîññòàíîâëåíèå ïåðâîíà÷àëüíîãî ïîëîæåíèÿ, ñêîëüêî ïðåñå÷åíèå íàðóøåíèé óêàçàííîãî çàêîíîäàòåëüñòâà.

    Ïðåäñòàâëÿåòñÿ òàêæå, ÷òî ïîëíîìî÷èå àíòèìîíîïîëüíîãî îðãàíà äàâàòü õîçÿéñòâóþùèì ñóáúåêòàì îáÿçàòåëüíîå äëÿ èñïîëíåíèÿ ïðåäïèñàíèå «î âîññòàíîâëåíèè ïîëîæåíèÿ, ñóùåñòâîâàâøåãî äî íàðóøåíèÿ àíòèìîíîïîëüíîãî çàêîíîäàòåëüñòâà» (è. «ç» ÷. 1 ñò. 23 Çàêîíà) íåëüçÿ òîëêîâàòü áóêâàëüíî. Èáî ýòî ïîëíîìî÷èå âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïðàâî àíòèìîíîïîëüíîãî îðãàíà îáðàùàòüñÿ â àðáèòðàæíûé ñóä ñ èñêàìè, çàÿâëåíèÿìè â ñâÿçè ñ îïðåäåëåííûìè íàðóøåíèÿìè àíòèìîíîïîëüíîãî çàêîíîäàòåëüñòâà, à íå ïóòåì âîññòàíîâëåíèÿ ïåðâîíà÷àëüíîãî ïîëîæåíèÿ ñàìèì àíòèìîíîïîëüíûì îðãàíîì â àäìèíèñòðàòèâíîì ïîðÿäêå.

     ëèòåðàòóðå èíîãäà ïî èíåðöèè ê àäìèíèñòðàòèâíîìó ïðèíóæäåíèþ îòíîñÿò ìåðû, êîòîðûå ðàíåå äåéñòâèòåëüíî ïðèìåíÿëèñü â àäìèíèñòðàòèâíîì ïîðÿäêå, à òåïåðü ìîãóò ïðèìåíÿòüñÿ ëèøü ïî ðåøåíèþ ñóäà (ñíîñ ñàìîâîëüíî âîçâåäåííûõ ñòðîåíèé, âûñåëåíèå èç ñàìîâîëüíî çàíÿòûõ ïîìåùåíèé è äð.). Ïðåäñòàâëÿåòñÿ, ÷òî â ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ èçíà÷àëüíî ïðèíóæäåíèå ïðàâèëüíåå ïðèçíàâàòü ñóäåáíûì ïðèíóæäåíèåì.

    Îäíàêî èìååò îòíîñèòåëüíî ñàìîñòîÿòåëüíîå çíà÷åíèå ïðèíóæäåíèå â àäìèíèñòðàòèâíîì ïîðÿäêå â ïðîöåññå èñïîëíåíèÿ ñóäåáíûõ àêòîâ ãîñóäàðñòâåííûìè îðãàíàìè, ïðåäñòàâèòåëÿìè àäìèíèñòðàòèâíîé âëàñòè: òîò æå ñíîñ ñàìîâîëüíî âîçâåäåííûõ ñòðîåíèé, âûñåëåíèå èç ñàìîâîëüíî çàíÿòûõ æèëûõ ïîìåùåíèé, ïðåñå÷åíèå ñàìîâîëüíîãî íàñèëüñòâåííîãî çàõâàòà îáúåêòîâ è ò.ä. Ïðåäñòàâëÿåòñÿ, àäìèíèñòðàòèâíîå ïðèíóæäåíèå â ïîðÿäêå èñïîëíåíèÿ ñóäåáíûõ àêòîâ, óðåãóëèðîâàííîå ñïåöèàëüíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì, ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü åãî îñîáîé ðàçíîâèäíîñòüþ.

    Èáî îíî:

    1. îáóñëîâëåíî íåîáõîäèìîñòüþ îáåñïå÷åíèÿ èñïîëíåíèÿ ñóäåáíîãî àêòà;
    2. ðåàëèçóåòñÿ â ïîðÿäêå, óðåãóëèðîâàííîì íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè èëè ïðàâîâûìè íîðìàì îá èñïîëíåíèè ñóäåáíûõ àêòîâ ïî êîíêðåòíûì âèäàì äåë;
    3. îñóùåñòâëÿåòñÿ ñïåöèàëüíî óïîëíîìî÷åííûìè ñóáúåêòàìè, â òîì ÷èñëå è ñ ïðèìåíåíèåì â ïðåäóñìîòðåííûõ çàêîíîì ñëó÷àÿõ îðóæèÿ è äðóãèõ ñïåöñðåäñòâ;
    4. âûðàæàåòñÿ â ñïåöèàëüíûõ, íåïîñðåäñòâåííî ïðèìåíÿåìûõ ìåòîäàõ (ôàêòè÷åñêîå èçúÿòèå èìóùåñòâà, âûñåëåíèå èç ïîìåùåíèé, ïðîíèêíîâåíèå â ïîìåùåíèÿ è ò.ä.).

    Ñóùåñòâåííûì ÿâëÿåòñÿ òàêæå òî, ÷òî èíèöèàòèâíîå ðåøåíèå î ïðèìåíåíèè ñîîòâåòñòâóþùèõ ìåð ïðèíóæäåíèÿ íå îòíîñèòñÿ ê êîìïåòåíöèè ãîñóäàðñòâåííûõ èñïîëíèòåëüíûõ îðãàíîâ.

    Ïðèìåíåíèå ìíîãîîáðàçíûõ ìåð àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðèíóæäåíèÿ íåîáõîäèìî â èíòåðåñàõ óêðåïëåíèÿ ïðàâîïîðÿäêà, îáåñïå÷åíèÿ îáùåñòâåííîé áåçîïàñíîñòè, óñèëåíèÿ ãàðàíòèé ïðàâ êàê ôèçè÷åñêèõ, òàê è þðèäè÷åñêèõ ëèö. Îäíàêî, êàê îòìå÷åíî â ëèòåðàòóðå, ýòî âîâñå íå îçíà÷àåò, ÷òî ìåòîäû ïðÿìîãî óïðàâëÿþùåãî âîçäåéñòâèÿ îñíîâàíû èñêëþ÷èòåëüíî íà ïðèíóæäåíèè. Ñ èõ ïîìîùüþ äîñòèãàþòñÿ ëèøü ïðàâîîõðàíèòåëüíûå öåëè ãîñóäàðñòâåííî-óïðàâëåí÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

    Источник