В каких международных актах содержатся нормы о социальном обеспечении

В каких международных актах содержатся нормы о социальном обеспечении thumbnail

Все международно-правовые акты, действующие в сфере социального обеспечения, можно разбить на четыре группы: акты ООН, акты МОТ, региональные акты, двусторонние договоры с участием Российской Федерации (или СССР).

Акты Организации Объединенных Наций занимают ведущее место в системе международно-правовых актов, в том числе и в сфере социального обеспечения. Среди них особое значение имеет Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Этот документ представляет собой каталог гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, которые все государства признают, уважают и стремятся осуществлять.

Всеобщая декларация прав человека послужила основой для всей системы международных актов по правам человека, в ее развитие было принято множество многосторонних соглашений по этим вопросам, в том числе и такой важный международно-правовой акт, как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. Существенное значение для российского права социального обеспечения имеют ст. 9, в соответствии с которой участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также ст. 11, устанавливающая, что участвующие в Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, и примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.

Декларации и конвенции ООН, посвященные отдельным вопросам (Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (1998), Принципы ООН в отношении пожилых людей (1991), Конвенция о правах инвалидов (2006), Конвенция о правах ребенка (1989) и др.) закрепляют принципы международно-правового регулирования отношений в социальной сфере, основанные на признании за всеми членами общества равных прав на достойное существование и на обязанности государства создавать условия для этого.

Акты Международной организации труда — одного из первых специализированных учреждений в системе ООН, имеющего в числе своих стратегических целей расширение охвата и повышение активной социальной защиты всех групп населения — один из главных источников международно-правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Филадельфийская (1948) и Женевская (1998) декларации МОТ подтвердили, что одним из принципов, на которых основана Организация, является то, что нищета в любом месте является угрозой для общественного благосостояния, и борьба с ней должна вестись в каждом государстве, а для этого государства должны стремиться расширить социальное обеспечение с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в этом и предоставить всем полное медицинское обслуживание.

Наиболее значимой является Конвенция № 102 МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952), в которой определяются не только основные виды социального обеспечения, но и формулируются требования к кругу обеспечиваемых, основаниям и условиям обеспечения, размерам предоставляемых выплат и порядку их осуществления, которые должны быть реализованы в национальном законодательстве. По сути, Конвенция № 102 представляет собой свод тех принципов, на которых должны строиться системы социального обеспечения во всех странах.

Основными Конвенциями МОТ, посвященными отдельным вопросам социального обеспечения, являются: Конвенция № 103 «Относительно охраны материнства» (1952); Конвенция № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962); Конвенция № 121 «О пособиях в случае производственного травматизма» (1964); Конвенция № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967); Конвенция № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969); Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981); Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982); Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983); Конвенция № 183 «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства» (2000).

В ряде конвенций рассматриваются вопросы политики государств в сфере занятости и материального обеспечения безработных. Это Конвенция № 2 «О безработице» (1919); Конвенция № 8 «О пособиях по безработице в случае кораблекрушения» (1920); Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988).

Из перечисленных конвенций СССР и Россией ратифицированы только три: Конвенции № 103, 156 и 159. Однако содержащиеся в актах МОТ международные стандарты в области труда и социального обеспечения представляют собой одно из достижений современной цивилизации и они, несомненно, оказывают влияние на национальное законодательство, даже не будучи ратифицированными. Так, виды обеспечения, предусмотренные в Конвенции № 102, полностью воспроизведены в российском законодательстве; принцип равенства прав граждан Российской Федерации и иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в России, в сфере социального обеспечения также законодательно закреплен; то же можно сказать и о принципах регулирования отношений, возникающих в сфере обеспечения занятости.

Социально-обеспечительные отношения регулируются также и региональными актами — Совета Европы, СНГ, Таможенного союза, Евразийского союза, и прежде всего Конвенцией Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, а также принятой в 1961 г. и в последующем дополненной тремя протоколами (1988, 1991 и 1995) Европейской социальной хартией.

Особое значение для России имеют соглашения, заключенные государствами — участниками СНГ. Это связано как с тем, что многие жизненные обстоятельства, дающие право на тот или иной вид социального обеспечения, приобретались гражданами государств — участников СНГ на территории всех республик бывшего СССР, так и с тем, что и в настоящее время миграционные потоки между этими государствами достаточно активны. В мае 1995 г. Советом глав государств СНГ была принята Конвенция о правах и основных свободах человека’. Она в какой-то мере дополняет международные пакты о правах человека 1966 г., в том числе и в сфере социального обеспечения.

Наибольшее значение среди соглашений, заключенных в рамках СНГ и посвященных вопросам социального обеспечения, имеют соглашения: от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»; от 15.05.1992 «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств»; от 15.04.1994 «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих»; от 09.09.1994 «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов»; от 09.09.1994 «О взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей»; от 09.09.1994 «О социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний»; от 12.04.1996 «О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов».

Договор о Евразийском экономическом союзе также предусматривает, что социальное обеспечение трудящихся, трудоустраивающихся на территории другого государства, являющегося членом Союза, а также их семей, [1]

осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, а пенсионное обеспечение регулируется законодательством постоянного проживания либо на основании специального договора. Порядок оказания медицинской помощи этим лицам устанавливается специальным Протоколом, являющимся приложением к Договору.

К системе источников права социального обеспечения относятся и двусторонние договоры, заключаемые Россией по вопросам социального обеспечения. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» на территории России применяются акты бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции РФ, а это означает, что те международные договоры, которые в свое время были заключены СССР, действуют в Российской Федерации, если они не содержат положений, противоречащих ее Конституции.

Двусторонние договоры и соглашения заключаются либо в отношении отдельных категорий граждан[2], либо по отдельным вопросам социального обеспечения[3], либо о сотрудничестве в сфере социального обеспечения в целом[4], либо о сотрудничестве в сфере социального обеспечения наряду с сотрудничеством в иных сферах. В таких соглашениях, как правило, предусматривается, какие именно социальные гарантии предоставляются гражданам, постоянно или временно проживающим на территории другого государства из числа договаривающихся, а также оговаривается, законодательство какого государства применяется в том или ином случае.

Источник

Наиболее значимыми международными актами в сфере права социального обеспечения являются следующие:

1) Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Особенно важна ст. 22, в которой закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии со ст. 25 Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. Положения данного Пакта во многом повторяют положения Всеобщей декларации прав человека. Например, ст. 11 Пакта идентична ст. 25 Декларации. Пакт предусматривает возможность обжалования в случаях его нарушения в Комитет по правам человека в штаб- квартире в г. Женеве.

3) Акты Международной организации труда (МОТ). МОТ осуществляет свою деятельность на основании соглашения с ООН. МОТ была создана в соответствии с Версальским мирным договором в 1919 году, а в 1946 году стала первым специализированным учреждением ООН. На сегодняшний день 175 государств являются членами МОТ.

Принципы МОТ: универсальность, трехсторонность (трипартизм), сочетание разработки и принятия норм с контролем за их соблюдением.

Формой международно- правового регулирования социального обеспечения являются конвенции и рекомендации МОТ.

Конвенция- это юридический документ, имеющий силу международного договора и определяющий порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных обязательств. В государстве- члене МОТ конвенция приобретает юридическую силу с момента ратификации ее высшим органом госвласти, имеющим право нуллификации соответственно. Например, Конвенция МОТ № 117 «Об основных нормах и целях социальной политики».

Рекомендация отличается от конвенции тем, что не возлагает на ратифицирующее ее государство каких- либо обязательств. Например, рекомендация МОТ № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» 1983 года.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день большую часть конвенций по вопросам социального развития Россия не ратифицировала. В этой сфере ратифицированы следующие Конвенции:

— «О правах ребенка»

— «О профессиональной реабилитации инвалидов»

— «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин- трудящихся с семейными обязанностями».

4) Можно отметить

— соглашения стран СНГ- это касается РФ: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (Москва, 10 февраля 1995 года), Соглашение между правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан (Алма- Ата, 27 апреля 1996 года),

— соглашения России с государствами- членами бывшего СССР (в частности, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (Москва, 16 мая 1997 года).[9,c 179-181]

Источник

Из ст. 15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами Российской Федерации в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации играют важную роль в правовом регулировании социального обеспечения в Российской Федерации.

Международные правовые акты, регламентирующие социальное обеспечение, можно разделить на четыре группы. В первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые Организацией Объединенных Наций – ООН (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 п, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.), во вторую – акты специализированных организаций (Всемирной организации здравоохранения. Международной организации труда), в третью – акты регионального характера (заключенные в рамках Совета Европы, СНГ), в четвертую – двусторонние международные договоры и соглашения Российской Федерации.

Говоря об актах, составляющих первую группу, необходимо отметить, что Всеобщая декларация прав человека провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение, закрепила принципы его предоставления. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах также признается право на социальное обеспечение, гарантируется достаточный жизненный уровень.

Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», принятая 18 декабря 1979 г., предусмотрела права женщин на оплачиваемые отпуска по беременности и родам, на соответствующее обслуживание в период беременности, родов, в послеродовой период, на семейные пособия, иные социальные пособия.

Конвенция ООН «О правах ребенка», принятая 20 ноября 1989 г., провозгласила право каждого ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, благами социального обеспечения.

Декларация ООН «О правах инвалидов» от 9 декабря 1975 г. закрепляет понятие «инвалид», права инвалидов на медицинское лечение, восстановление здоровья и положения в обществе, на удовлетворительный уровень жизни.

Актом ООН от 16 декабря 1991 г. зафиксированы Принципы в отношении пожилых людей: провозглашены их права на независимость, участие, уход, реализацию внутреннего потенциала, достоинство. Нормы этого документа направлены на го, чтобы сделать жизнь лиц преклонного возраста полнокровной.

Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г. нацелена на защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод. Конвенция закрепила принципы уважения особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества, равенства возможностей, доступности, равенства мужчин и женщин, уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и права детей- инвалидов сохранять свою индивидуальность.

В международных актах первой группы не только закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, но и определяется тот уровень жизни, который ему должен гарантироваться. По существу, это тот социально минимальный уровень, который включает в себя все необходимое для обеспечения здоровья и благосостояния человека и его семьи. Вместе с тем эти акты содержат перечни всех социальных рисков, защиту от наступления которых призвано гарантировать государство[1].

Разговор об актах, входящих во вторую группу следует начать с актов Международной организации труда (далее – МОТ), которая уделяет значительное внимание вопросам социального обеспечения и охраны здоровья работников. Нормотворчество является важнейшей функцией этой организации. Ценность актов МОТ состоит также в том, что они закрепляют достаточно эффективный контрольный механизм, включающий в себя регулярный контроль на основе докладов правительств и контроль, базирующийся на направлении представлений и жалоб[2].

Конвенция МОТ от 28 июня 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» устанавливает право подлежащих обеспечению лиц на отдельные виды социального обеспечения: оказание медицинской помощи (разд. II), предоставление пособия по болезни (разд. III), пособия по безработице (разд. IV), пособия по старости (разд. V), пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания (разд. VI), семейных пособий (разд. VII), пособия по беременности и родам (разд. VIII), пособия по инвалидности (разд. IX), пособия по случаю потери кормильца (разд. X). Конвенция не только перечисляет виды социального обеспечения, но и определяет основные условия их предоставления и размеры.

Конвенция МОТ от 22 июня 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» определила направление социальной политики – достижение благосостояния и развитие населения а также поощрение стремления людей к социальному прогрессу, повышению жизненного уровня. Государства обязуются принимать меры для обеспечения независимым производителям и наемным работникам условий, которые дадут им возможность повысить свой жизненный уровень собственными усилиями и обеспечат поддержание прожиточного минимума.

28 июня 1962 г. была принята Конвенция МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения». Государства, ратифицировавшие данную Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, ее подписавшего, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну’ или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

Конвенция МОТ от 29 июня 1967 г. № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» содержит условия и размеры предоставления указанных пособий (пенсий).

Конвенция МОТ от 25 июня 1969 г. № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» закрепляет право на медицинскую помощь, определяет ее содержание (общая врачебная помощь, помощь, оказываемая специалистами стационарным или амбулаторным больным вне больницы, отпуск медикаментов, госпитализация, зубоврачебная помощь, медицинское восстановление, протезирование), условия и размеры материального обеспечения работников по болезни, называет страховые случаи.

Конвенции МОТ регламентируют и вопросы охраны здоровья лип, занимающихся отдельными видами деятельности. В частности, Конвенция МОТ от 29 июня 1946 г. № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» закрепляет положение о том, что лицо не может быть принято на работу на судне без удостоверения, подписанного врачом, подтверждающего пригодность к работе в море. Медицинское удостоверение должно подтверждать: что слух и зрение лица, а для лиц, которые должны работать на палубе (исключая некоторых специалистов, пригодность которых к выполняемой ими работе не снижается от неспособности различать цвета), их способность различать цвета являются вполне удовлетворительными; что лицо не страдает какой-либо болезнью, способной обостриться в результате службы в море или сделать его непригодным к такой службе или угрожать здоровью других лиц на борту. Конвенция МОТ от 9 октября 1946 г. № 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» устанавливает, что ребенок моложе 18 лет принимается на работу, если в результате тщательного медицинского освидетельствования не будет установлено, что работа ему противопоказана. На протяжении всего времени работы ребенок находится под медицинским наблюдением (медицинское освидетельствование проводится не реже одного раза в год). При этом ни дети и подростки, ни их родители не несут расходов, связанных с медицинским освидетельствованием.

Помимо конвенций важное значение в области права социального обеспечения имеют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983) и др.[3]

Ассамблея здравоохранения, как орган Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), имеет право принимать акты по вопросам, касающимся: санитарных и карантинных требований и иных мероприятий, направленных против международного распространения болезней; номенклатуры болезней, причин смерти и практики общественного здравоохранения; стандартов диагностических методов исследования для их международного использования, стандартов в отношении безвредности, чистоты и силы действия биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле; рекламы и ярлыков биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле[4].

Третья группа международных правовых актов представлена региональными актами Совета Европы и СНГ.

Европейская социальная хартия закрепляет обязанность государств создавать или поддерживать систему социального обеспечения на достаточно удовлетворительном уровне, добиваться постепенного выведения системы социального обеспечения на более высокий уровень, принимать меры по устранению причин нездоровья; предоставлять услуги консультационного и просветительского характера, направленные на укрепление здоровья и здорового образа жизни и на развитие чувства личной ответственности за свое здоровье; предотвращать эпидемические, эндемические и другие заболевания, а также несчастные случаи. Хартией также закреплены права на защиту несовершеннолетних детей, права работающих женщин, инвалидов на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реабилитацию, семьи (матерей, детей) – на социальную, правовую и экономическую защиту, право на охрану здоровья, социальное обеспечение, социальную и медицинскую помощь, услуги со стороны социальных служб.

Европейский кодекс социального обеспечения от 16 апреля 1964 г. регулирует предоставление медицинской помощи, выплат по болезни, безработице, старости, помощь в случае производственной травмы, помощи семьям – при наличии детей, помощи по беременности и родам, помощи по инвалидности, в случае смерти кормильца.

Большинство соглашений СНГ, касающиеся вопросов предоставления социального обеспечения, были заключены в 1990-е гг. Причиной столь активного взаимодействия государств – участников СНГ в тот период стали резко увеличившиеся с распадом СССР потоки переселенцев внутри Содружества и лиц, которые с целью получения заработка мигрировали по постсоветской территории, распавшейся на территории отдельных государств.

В общем виде вопросы социального обеспечения регламентируются Конвенцией СНГ 1995 г. «О правах и основных свободах человека». В Конвенции закреплено право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей. Чтобы человек мог эффективно реализовать право на социальную и медицинскую помощь, договаривающиеся стороны обязуются обеспечить любому лицу, которое не имеет достаточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, необходимую помощь, а в случае болезни – уход, необходимый в его состоянии. В целях обеспечения эффективного осуществления права матерей и детей на социальную и экономическую защиту государства – участники Конвенции должны принимать все надлежащие и необходимые меры в этом направлении, включая создание и содержание соответствующих институтов или служб. Россия ратифицировала данную Конвенцию Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. № 163-Φ3.

13 марта 1992 г. было заключено межправительственное Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Данное Соглашение урегулировало порядок назначения пенсий гражданам, приобретшим право на пенсию после распада СССР на территории одного из государств – участников Соглашения, а также порядок пенсионного обеспечения в случае переселения пенсионера из одного государства- участника в другое, исчисления трудового стажа и заработка для назначения пенсий, подтверждения трудового стажа. Соглашение определило и основные направления сотрудничества компетентных органов сторон по его реализации.

Соглашение СНГ от 26 июня 1992 г. «О сотрудничестве в области охраны здоровья населения» посвящено разработке и осуществлению совместных программ по приоритетным и актуальным проблемам здравоохранения и медицинской науки; подготовке, использованию и повышению квалификации медицинских, научных и научно-педагогических кадров на основе согласованных квалификационных требований к выпускнику, специалисту; разработке и производству изделий медицинской техники, лекарственных, диагностических средств и иммунобиологических препаратов, в том числе разработке и утверждению согласованных стандартов, а также сотрудничеству в области регистрации, сертификации и контроля качества продукции медицинского назначения. В Соглашении отражены также вопросы развития фундаментальных и прикладных научных исследований в области экспериментальной, клинической и профилактической медицины в соответствии с потребностями охраны здоровья граждан; координации разработки санитарного законодательства, введения санитарно-гигиенических нормативов, организации и проведения иммунопрофилактики, мероприятий по санитарной охране территории; обмена медицинской и иной информацией по вопросам состояния здоровья населения, формирующих его факторов, основных показателей здравоохранения и оказываемой медицинской помощи; проведения мероприятий учебно-информационного и научного характера; расширения прямых связей между органами и учреждениями здравоохранения.

Соглашение СНГ от 9 сентября 1994 г. «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов» распространяется на все виды выплат гарантированной государственной социальной помощи семьям с детьми и алиментов, которые установлены или будут приняты национальным законодателем. Соглашением определяется, что гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим). Социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной стороны, находящихся на территории другой стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета стороны принадлежности воинских формирований, а в иных случаях – в порядке, предусмотренном для граждан стороны пребывания.

В рамках СНГ заключены и действуют также модельные (рекомендательные) законодательные акты, разрабатываемые межпарламентскими объединениями в рамках различных интеграционных образований, в частности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.

Прежде чем перейти к анализу двусторонних соглашений Российской Федерации, следует вернуться к положениям Конвенции МОТ «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения». Конвенция содержит два принципа, на которых должны базироваться двусторонние договоры и соглашения. Одним из основных вопросов социального обеспечения, нуждающихся в регламентации, является его финансирование. Статья 7 Конвенции гласит, что по взаимному соглашению между заинтересованными государствами расходы по выплате пособий по инвалидности, старости и случаю потери кормильца либо распределяются между соответствующими членами, либо их несет тот член, на территории которого проживает получатель. Иначе говоря, такими принципами являются принцип территориальности и принцип пропорциональности.

Основная отличительная особенность соглашений, построенных по принципу территориальности, состоит в том, что они предусматривают предоставление всех видов социального обеспечения, как страховых, так и не страховых, согласно законодательству государства, на территории которого проживает гражданин. На основе данного принципа построены следующие соглашения: Соглашение между Союзом

Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой от 24 декабря 1960 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения», Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 14 января 1993 г. «О трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами своих государств», Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики «О пенсионном обеспечении» от 29 июня 1999 г. (ратифицировано Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 43-Φ3) и др.

На принципе пропорциональности в настоящее время построен только один международный правовой акт: Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания от 11 апреля 1994 г. «О социальном обеспечении». Тем не менее тенденция к заключению договоров, построенных по этому принципу, сохраняется. Так, в ст. 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики от 29 июня 1999 г. «О пенсионном обеспечении» содержится положение, обязывающее стороны подготовить к подписанию не позднее 1 января 2005 г. новую редакцию Соглашения, основанную на принципе распределения расходов на выплату пенсий в зависимости от продолжительности страхового (трудового) стажа, приобретенного указанными в настоящем Соглашении категориями лиц на территории государства каждой из сторон. До настоящего времени Соглашение не перезаключено.

Источник