В каких из перечисленных нормативных актах содержатся нормы экологического права

В каких из перечисленных нормативных актах содержатся нормы экологического права thumbnail

Голосование за лучший ответ

Виктория ***

Мудрец

(10543)

7 лет назад

Источники экологического права
Источники экологического права – нормативно-правовые акты, изданные компетентными государственными органами, а также органами местного самоуправления, соответствующие Конституции РФ и регулирующие общественные отношения по поводу охраны окружающей среды.
Высшим по юридической силе источником эк. права является Конституция РФ. В ее положениях закреплены различные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9), право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), обязанность каждого сохранять природу, бережно относится к ее богатствам (ст. 58). Положениями ст. 72 Конституции РФ природоохранное законодательство отнесено к пред мету совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Основным источником экологического права является ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, где закреплены основные принципы охраны окружающей среды, основы управления в области охраны природы, права и обязанности граждан, общественных организаций, установлены принципы нормирования в области природопользования, требования по охране окружающей среды в различных отраслях хозяйственной деятельности.
Более детальное регулирование вопросы охраны окружающей среды находят в:
– ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ;
– ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» ;
– ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ;
– ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» ;
– ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» ;
– в Водном, Земельном, Градостроительном, Лесном кодексах.
Наиболее значимые Постановления Правительства РФ в области охраны окружающей среды можно отнести: от 19 февраля 1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации» ; от 7 декабря 2001 г. № 860 «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 годы)»» .
Особое место среди источников экологического права занимают международные договоры РФ. Среди них можно выделить двусторонние – между РФ и различными странами по вопросам экологического регулирования отношений между двумя странами и многосторонние, участниками которых являются несколько государств. Важную роль в регулировании международных отношений в области охраны окружающей среды играют акты международных организаций – ООН, международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСПО) .
Классификация источников экологического права:
– по юридической силе они делятся на законы (Конституция РФ – основной закон РФ, ФКЗ и ФЗ) и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, , а также акты, принимаемые органами субъектов РФ и должностными лицами в пределах их компетенции) ;
– по предмету регулирования источники экологического права делятся на общие (регулируют не только экологические отношения, но и другие отрасли общественных отношений, это Конституция РФ, УК РФ, КоАП РФ) и специальные (полностью посвящены регулированию только экологических отношений, это ФЗ об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях) ;
– по характеру регулирования источники делят на материальные (регулирующие отношения по поводу охраны и исполь зования природных объектов) и процессуальные (имеющие своей целью регламентацию процедуры использования и охраны окружающей среды) ;
– также источники делятся на кодифицированные (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ) и некодифицированные (ФЗ «Об охране окружающей среды») .

Источник: получается везде кроме ТК

Источник

Практикум по
Экологическому праву

Задача 1

В каких из
перечисленных нормативных актах
содержат­ся нормы экологического
права:

Конституция
Российской Федерации; Декларация прав
и свобод человека и гражданина; Гражданский
Кодекс РФ;

Лесной Кодекс РФ;

Уголовный Кодекс
РФ;

Закон РФ «О
государственной тайне»;

Кодекс РФ об
административных правонарушениях;

Правила дорожного
движения.

Ответ:
Конституция РФ ( ст. 36 п. 2 «В каких из
перечисленных нормативных актах
содержатся нормы экологического права»,
ст. 42 «Каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением», ст. 58
«Каждый обязан сохранять природу и
окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам»), Декларация
прав и свобод человека и гражданина,
лесной кодекс РФ, Уголовный кодекс,
Кодекс об административных правонарушениях.

.

Укажите, какие из
перечисленных отношений регулиру­ются
экологическим правом:

1. Водителем автобуса
был сбит кабан, внезапно выско­чивший
на проезжую часть.

2. Гражданин Семенов
вылавливал из своего пруда рыбу во время
нереста и продавал ее на рынке.

3. Семья Федотовых
стала выращивать овощи на неис­пользуемом
участке земли под линией электропередачи.

4. Член садоводческого
товарищества без надлежащего разрешения
вырыл колодец.

5. Вскапывая
земельный участок, предоставленный в
свя­зи с членством в ДСК, гражданин
Емельянов обнаружил клад.

6. Сотрудниками
милиции обнаружен заблудившийся скот,
который до выявления его собственника
был передан на жи­вотноводческую
ферму.

Ответ:
3 и 4 варианты регулируются экологическим
правом, так как в данных ситуациях
происходят отношения в сфере взаимодействия
общества и природы, возникающие при
осуществлении хозяйственной и иной
деятельности, связанной с воздействием
на природную среду как важнейшую
составляющую окружающей среды, являющуюся
основой жизни на Земле, в пределах
территории Российской Федерации, а
также на континентальном шельфе и в
исключительной экономической зоне
Российской Федерации.

Данные отношения
регулирует Федеральный закон от
10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране
окружающей среды».

4 вариант также
регламентируется статьей 19 Закона РФ
«О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1. «Собственники
земельных участков, землепользователи,
землевладельцы и арендаторы земельных
участков имеют право, по своему усмотрению,
в их границах осуществлять без применения
взрывных работ добычу общераспространенных
полезных ископаемых, не числящихся на
государственном балансе, и строительство
подземных сооружений для своих нужд на
глубину до пяти метров, а также устройство
и эксплуатацию бытовых колодцев и
скважин на первый водоносный горизонт,
не являющийся источником централизованного
водоснабжения, в порядке, устанавливаемом
соответствующими органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации».

Задача 3

Проанализируйте
известные Вам концепции взаимодей­ствия
общества и природы, выберите из них
наиболее рас­пространенную в настоящее
время, по Вашему мнению, кон­цепцию.
Обоснуйте свой выбор.

Ответ:
Концепция
устойчивого развития (sustainable development) –
одна из современных, наиболее
распространенных и поддерживаемых
мировым сообществом концепций
взаимодействия общества и природы. Эта
концепция отражена также в ряде
природоресурсных актов. Так, Федеральный
закон «О животном мире» рассматривает
обеспечение устойчивого существования
и устойчивого использования животного
мира в качестве основного принципа в
области охраны и использования животного
мира, сохранения и восстановления среды
его обитания (ст. 12). В соответствии со
ст. 3 Водного кодекса РФ цели водного
законодательства реализуются на основе
принципа устойчивого развития
(сбалансированного развития экономики
и улучшения состояния окружающей среды).
Государственное управление в области
использования и охраны водных объектов
основывается, в частности, на принципе
устойчивого развития, т.е. сбалансированного
развития экономики и улучшения состояния
окружающей природной среды (ст.69).
Представляется, что концепция устойчивого
развития, выработанная как реакция на
ухудшающуюся экологическую ситуацию
в мире, должна в своем названии выражать
общую сущность. Более понятно и правильно
говорить о концепции экологически
обоснованного устойчивого экономического
и социального развития, имея в виду, что
экономическое и социальное развитие
общества является ведущим фактором
отрицательного воздействия на природу.

Читайте также:  В каких овощах содержится больше всего углеводов

Задача 4

Приведите примеры
пополнения источников экологичес­кого
права за последние месяцы за счет
Федеральных зако­нов, Указов Президента
РФ, постановлений Правительства РФ и
других нормативных актов федеральных
органов госу­дарственной власти, а
также соответствующих докумен­тов
субъектов РФ.

Задача 5

Относятся ли к
источникам ЭП решения судебных орга­нов,
в частности, Постановления Конституционного
Суда РФ, Постановления Верховного Суда
РФ, решения судов и арбитражных судов.
Обоснуйте ответ.

Задачи к теме 2

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Сборник итоговых тестов по дисциплине Экологическое право  (Основы экологического права) с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Отраслью какого права является экологическое право?

+ Это самостоятельная отрасль российского права;

— Это подотрасль гражданского права;

— Это институт конституционного права.

2. Экологическое право это отрасль права, предмет которой составляют отношения, которые:

+ касаются природопользования, охраны окружающей среды, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в указанных сферах;

— возникают при использовании природных ресурсов, их добыче, переработке и реализации, в том числе путем экспорта;

— связаны с охраной флоры и фауны, обеспечением окружающего мира в надлежащем и пригодном для жизни состоянии.

3. К какому виду источников экологического права относится устав перерабатывающего предприятия?

+ К локальным нормативным правовым актам;

— К муниципальным нормативным правовым актам;

— К правовым обычаям.

4. Основным источником экологического права, имеющим наивысшую юридическую силу, является:

+ Конституция РФ;

— международные договоры;

— Постановления Правительства РФ.

5. Особенностью источников экологического права является то, что:

+ правовые нормы указанной отрасли содержатся в иных самостоятельных отраслях права, а также то, что отсутствует единый экологический кодекс;

— они устанавливаются и принимаются исключительно на федеральном уровне власти;

— они четко определены конкретными нормативно-правовыми актами, главным из которых является Экологический кодекс РФ.

6. Система экологического права включает в себя институт:

+ мониторинга;

— преступлений против окружающей среды;

— надзора в сфере природопользования.

7. Экологическое право регулирует общественные отношения в сфере:

+ оба ответа верные;

— использования и охраны природных ресурсов;

— защиты экологических прав граждан и организаций.

8. Принципы экологического права:

+ составляют отдельный институт этой отрасли;

— образуют подотрасль экологического права;

— нормативного закрепления не получили.

9. Одним из основных принципов экологического права является:

+ презумпция опасности любой экологической деятельности;

— презумпция невиновности государственных органов в сфере природопользования;

— презумпция безвозмездности природопользования.

тест 10. Объектами экологического права являются:

+ окружающая природа, ее объекты, ресурсы и комплексы, а также экологические права граждан и юридических лиц;

— совокупность норм права, которые регулируют отношения в области пользования и охраны природы и е ресурсов;

— взгляды и убеждения на практические проблемы правоприменения экологического законодательства.

11. Экологическое право относится к числу:

+ комплексных;

— прикладных;

— узкоспециализированных.

12. Что из указанного относится к международным источникам экологического права?

+ Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 1963 г.;

— Конвенция ООН против пыток от 1984 г.;

— Красная книга РФ.

13. К специальным принципам международного экологического права относится:

+ абсолютный суверенитет каждого государства над собственными природными ресурсами;

— принцип мирного урегулирования споров;

— добросовестность в выполнении международных обязательств государствами.

14. Субъектом международного экологического права не является:

+ отдельный гражданин;

— государство;

— межправительственная организация.

15. Проявлением какого метода правового регулирования в экологическом праве является государственный экологический контроль?

+ Императивного;

— Диспозитивного;

— Экологизации.

16. Окружающая среда в экологическом праве означает:

+ совокупность природных и антропогенных объектов;

— объекты, созданные человеком;

— объекты природного мира: ресурсы, система экологии, ландшафт и прочие.

17. Как наука экологическое право является:

+ системой взглядов, теорий и знаний в сфере экологического права;

— совокупностью научных работ в сфере природопользования;

— комплексом тем по изучению норм экологического права студентами ВУЗов.

18. Соотношение экологического права с другими отраслями, которое проявляется во включении в последние норм по защите окружающей среды, называется:

+ экологизацией;

— нормированием;

— мониторингом.

19. Нормы экологического права, которые регламентируют охрану и пользование отдельными видами природных объектов, например, лесов, земли, недр и т.п. – это нормы:

+ отраслевые;

— экологизированные;

— комплексные.

тест_20. Классификация экологических правоотношений в зависимости от оснований их возникновения:

+ общие и конкретные;

— абсолютные и относительные;

— материальные и процессуальные.

21. Состояние окружающей среды, которое определяется по конкретным показателям, называется ее:

+ качеством;

— загрязнением;

— охраной.

22. Механическое загрязнение окружающей среды предполагает:

+ ее засорение предметами, которые не вызывают физико-химических последствий;

— снижение ее качества в результате естественных природных катаклизмов;

— отклонение от нормы ее физических свойств: температуры, энергии, радиации и т.п.

23. Что относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды?

+ подача исков о возмещении вреда окружающей среде в результате нарушения экологического законодательства;

— организация мероприятий по защите окружающей среды в зонах экологического бедствия;

— государственная экологическая экспертиза.

24. Целью экологического страхования является:

+ защита имущественных прав лиц при наличии экологических рисков;

— защита прав и законных интересов лиц в области охраны окружающей среды;

— возмещение морального вреда, причиненного правонарушениями и преступлениями в области природопользования.

25. Кем определяются области, в которых применяют наилучшие доступные технологии?

+ Правительством РФ;

— Министерством природных ресурсов РФ;

— Президентом РФ.

26. Экологическую экспертизу проводят для:

+ определения соответствия документации о планируемой хозяйственной деятельности нормам экологического законодательства;

— установления степени вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями;

— определения качества окружающей среды с использованием нормативных показателей.

27. Какой вид ответственности за нарушение экологического законодательства законом не предусмотрен?

+ международная;

— имущественная;

— дисциплинарная.

28. Список редких и исчезающих видов животных, растений и других организмов называется:

+ Красной книгой;

— кадастром;

— государственным учетом.

29. Распространение знаний в области экологической безопасности, состояния качества окружающей среды и об использовании ресурсов природы – это:

+ экологическое просвещение;

— экологическая агитация;

— экологический надзор.

тест*30. Кто не обязан предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду?

+ граждане;

— индивидуальные предприниматели;

— организации.

31. К объектам охраны окружающей среды не относятся:

+ антропогенные объекты;

— компоненты природной среды;

— природные комплексы.

32. Сочетание определенных типов рельефа, флоры, почвы, которые сформировались в одном климате характеризует понятие:

+ природного ландшафта;

— природного комплекса;

— природной среды.

33. Комплексное наблюдение за состоянием окружающей среды, протекающими в ней процессами и явлениями, оценка и прогноз изменений ее характеристик называется:

+ государственным экологическим мониторингом;

— экологическим аудитом;

— экологической экспертизой.

34. Не являются приоритетным направлением деятельности на территории лесопаркового зеленого пояса:

+ строительство капитальных объектов;

— развитие туризма;

— проведение научных исследований.

35. Использование разными способами водных объектов в целях удовлетворения потребностей субъектов такого использования называется:

+ водопользованием;

— водопотреблением;

— охраной водных объектов.

36. По своему целевому предназначению все леса классифицируются на:

Читайте также:  Какие витамины содержится в ягоде черника

+ защитные, резервные и эксплуатационные;

— противоэрозионные, грунтоувлажняющие, почвозащитные, полезащитные;

— лиственные, хвойные, смешанные.

37. С какого возраста наступает уголовная ответственность за совершение экологических преступлений?

+ С 16 лет;

— С 14 лет;

— С 18 лет.

Источник

1.2. Источники экологического права Российской Федерации

Источники экологического права — это способы выражения и закрепления экологических норм.
В Российской Федерации источниками экологического права являются:
— нормативно-правовые акты;
— договоры нормативного содержания;
— правовые обычаи.
Не являются источниками экологического права в Российской Федерации:
— правовой прецедент;
— правовая доктрина.
Прецедент является основным источником права в странах англосаксонской правовой семьи. В России, исходя из конституционно закрепленного принципа разделения властей, суд не обладает правотворческими функциями. Именно по этой причине прецедент как решение суда, вынесенное по конкретному делу и ставшее обязательным образцом для рассмотрения всех аналогичных дел в дальнейшем, не относится к числу источников российского, в том числе экологического, права. Однако постановления пленума Верховного Суда РФ (а также действующие постановления пленума, но в настоящее время уже не существующего Высшего Арбитражного Суда РФ), обобщающие судебную практику, обладают обязательной силой для всех нижестоящих судов. Решение суда или арбитражного суда, противоречащее постановлению Пленума Верховного Суда РФ, подлежит отмене.
Таким образом, судебная и арбитражная практика хотя официально не относится к источникам экологического права в Российской Федерации, тем не менее обладает нормативностью и является руководством к действию для нижестоящих судов и правоприменителя. В качестве примеров таких судебных актов можно привести Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.10.1993 N 22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
Правовая доктрина является одним из вспомогательных источников права в странах англосаксонской правовой семьи. В случаях, когда общественное отношение не урегулировано ни нормативно-правовыми актами, ни прецедентами, общеобязательная сила придается положениям, содержащимся в работах авторитетных юристов. В Российской Федерации, как и практически во всех странах романо-германской правовой семьи, доктрина в качестве учения юристов не относится к числу источников права. Однако в нашей стране имеются документы, в названии которых фигурирует слово «доктрина».
В регулировании экологических отношений определенную роль играет Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации». Этот документ хотя и называется «доктриной», не имеет никакого отношения к доктрине как учению юристов и представляет собой разновидность подзаконного нормативно-правового акта. Экологическая доктрина РФ носит программно-ориентирующий характер, в ней определяются цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Аналогичные документы имеются и на региональном уровне. Так, Постановлением Правительства Москвы от 04.10.2005 N 760-ПП «Об Экологической доктрине города Москвы» была одобрена Экологическая доктрина города Москвы. Названный нормативный акт состоит из целевых показателей качества компонентов окружающей среды и экологических ограничений по сферам хозяйственной и иной деятельности в городе Москве и определяет цели, задачи и принципы экологической политики города Москвы.
Близки по своей сути и значению к Экологической доктрине РФ документы, содержащие в своем названии понятия «стратегия» и «концепция». Так, Указом Президента РФ от 04.02.1994 N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» были утверждены Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. В самом тексте названного подзаконного акта указывается, что он является «основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды».
Более узконаправленный характер носят Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 N 2322-р, Концепция федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 — 2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 N 1274-р, и Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, утвержденная Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06.04.2004 N 323.
Итак, как учение юристов доктрина не является источником экологического права в России, но документы, в названии которых употребляются слова «доктрина», «стратегия», «концепция», являются подзаконными нормативно-правовыми актами и, соответственно, входят в число источников экологического права Российской Федерации.
Основным и наиболее важным источником экологического права в России являются нормативно-правовые акты.
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Традиционно в российской юридической науке по юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. В свою очередь, законы подразделяются на Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ, а подзаконные акты — на нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, подзаконные акты исполнительных органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты.
Обратим внимание на два момента. Во-первых, нет ни одного федерального конституционного закона, специально (или в значительной степени) посвященного регулированию экологических отношений, поэтому относить этот вид законов к числу источников экологического права не вполне корректно. Во-вторых, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то издаваемые ими акты не являются законами или подзаконными актами, однако по своей сути они представляют собой нормативно-правовые акты, и в тех случаях, когда ими регулируются экологические отношения, они могут быть отнесены к источникам экологического права. В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относятся проведение мероприятий местного характера по охране окружающей среды, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой в системе законодательства и играет ключевую роль во всех отраслях права, в том числе экологическом.
Экологические права и обязанности граждан закреплены в ст. ст. 9, 36, 42 и 58 Конституции РФ.
Часть 2 ст. 9 Конституции РФ закрепляет положение, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
В ст. 36 конкретизируется право частной собственности на землю. Устанавливается, что иметь в частной собственности землю вправе граждане и их объединения. При этом делается оговорка, что это право собственности не является абсолютным — «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».
Статья 42 Конституции РФ устанавливает право каждого «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Как правило, наличие прав предполагает и определенные обязанности. И в ст. 58 закрепляется конституционная обязанность «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Названные выше нормы, закрепленные в Конституции, конкретизируются в федеральном и региональном экологическом законодательстве, а также актах органов местного самоуправления.
Федеральные законы, в том числе и регулирующие отношения, входящие в предмет экологического права, обычно делят на законы общей компетенции и законы специальной компетенции.
Федеральные законы общей компетенции посвящены регулированию широкого круга вопросов, в том числе связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Примером федеральных законов общей компетенции могут служить Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.
Федеральные законы специальной компетенции непосредственно регулируют те или иные конкретные экологические отношения, например, Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и др.
Особое место в системе источников экологического права занимает Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Названный нормативно-правовой акт является основополагающим в регулировании природопользования и охраны окружающей среды. В нем содержатся дефиниции более пятидесяти понятий; закрепляются основные принципы охраны окружающей среды; определяются основы управления в области охраны окружающей среды; закрепляются права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды; регламентируются вопросы экономического регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства; устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также регулируется ряд других вопросов.
Законы субъектов РФ, как правило, регулируют вопросы экологической безопасности, экологического мониторинга, экологического контроля, экологического образования и воспитания, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления и т.п. Приведем несколько примеров экологических законов субъектов РФ: Закон Нижегородской области от 10 сентября 1996 г. N 45-З «Об экологической безопасности», Закон Приморского края от 15 ноября 2001 г. N 164-КЗ «Об экологическом образовании в Приморском крае», Закон г. Москвы от 12 мая 2004 г. N 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве», Закон Санкт-Петербурга от 30 октября 2006 г. N 491-79 «О государственной экологической экспертизе в Санкт-Петербурге», Закон Владимирской области от 13 февраля 2007 г. N 15-ОЗ «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Владимирской области», Закон Хабаровского края от 27 февраля 2013 г. N 261 «Об общественных экологических инспекторах Хабаровского края», Закон Рязанской области от 12 февраля 2015 г. N 1-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере охраны окружающей среды» и др.
В некоторых субъектах РФ предпринята попытка создания комплексного регионального экологического законодательства. Так, в Башкирии действует Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г., в Ханты-Мансийском автономном округе — Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 23 января 1998 г. «Об охране окружающей природной среды и экологической защите населения автономного округа», в Якутии — Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» от 25 декабря 2003 г., в Хакасии — Закон Республики Хакасия от 7 июля 2004 г. «Об охране окружающей среды», в Брянской области — Закон Брянской области от 3 июня 2005 г. «Об охране окружающей среды Брянской области», в Пермском крае — Закон Пермского края от 3 сентября 2009 г. «Об охране окружающей среды Пермского края» и др.
Среди подзаконных актов высшей юридической силой обладают указы Президента РФ. Следует различать нормативные указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», Указ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и др.), содержащие нормы права, действие которых распространяется на неопределенный круг лиц, и указы Президента РФ индивидуального характера (о награждениях, назначении на должность и т.п.), являющиеся актами применения права, действие которых направлено только на лиц, в них указанных. Акты применения права в отличие от нормативных указов Президента РФ не являются источниками экологического права.
Ниже указов Президента РФ по иерархии среди подзаконных актов находятся постановления Правительства РФ. Их достаточно много, поэтому приведем только несколько примеров: Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления», Постановление Правительства РФ от 08.01.2009 N 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 564 «Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах».
Приказы, распоряжения и другие нормативные документы министерств и ведомств РФ также являются источниками экологического права (например, Постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 «Об утверждении «Правил охраны недр», Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», письмо Россельхознадзора от 03.07.2007 N ФС-ГК-5/6349 «О расчете ущерба, наносимого объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, и нарушением среды их обитания» и др.).
Подзаконные акты исполнительных органов власти субъектов РФ, как правило, принимаются в целях дополнения и конкретизации законов субъектов РФ и регулируют региональные вопросы природопользования и охраны окружающей среды (ими образуются памятники природы регионального значения, вводятся правила, связанные с использованием объектов животного мира, регулируются вопросы карантина, пожарной безопасности и др.).
Локальные нормативные акты также в определенной степени могут содержать нормы, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды, и, соответственно, являться источниками экологического права. Их действие распространяется только на работников предприятий и организаций.
Второе место по значимости в иерархии источников экологического права Российской Федерации занимают договоры нормативного содержания. В отличие от индивидуальных или гражданско-правовых договоров они содержат нормы права, и их действие распространяется на широкий относительно неопределенный круг лиц.
Первые договоры, содержащие нормы экологического права, были подписаны 31 марта 1992 г. и касались разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, а именно:
— Договор о ра?

Читайте также:  В каких продуктах содержаться аминокислоты и кальций