В каких из нормативных актов содержатся нормы муниципального права

Понятие муниципального права как комплексной отрасли права. Соотношение муниципального права с другими отраслями права.

Термин «МП РФ» мп отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области мсу. Понятие мун. право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельное правовое образование в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.

Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти местного самоуправления.

Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.

Под муниципальным правом понимается комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные, отношения, возникающие на местном уровне жизни общества, т.е. на уровне местного самоуправления.

Муниципальное право соотносится с другими отраслями права совокупностью регулируемых правовых норм, которые регулируют общественные отношения на уровне жизни общества. Например, Административное право регулирует общественные отношения в государственной муниципальной сфере.

Предмет муниципального права и метод правового регулирования муниципального права.

Предмет, методы, источники муниципального права. Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.

Предмет муниципального права юридически разнороден. Такая разнородность предмета характерна для комплексных отраслей российского права, каковой является и муниципальное. Как и другие комплексные отрасли, муниципальное право не имеет своего специфического метода правового регулирования, а заимствует методы из других отраслей российского права.

На этой основе можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное право это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Нормы муниципального права и их классификация.

Муниципально-правовые нормы — это правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

По характеру предписаний делятся на:

· — управомочивающие (например, органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью — ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»);

· — обязывающие (например, наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальном образовании является обязательным — ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»);

· — запрещающие (например, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленный ст.133 Конституции Российской Федерации).

По степени определенности содержащихся в них предписаний:

— императивные (например, обязательность рассмотрения органами государственной власти обращений органов местного самоуправления — ст. 45 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»);

— диспозитивные (например, установление возможности осуществления полномочий главой муниципального образования — ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Нормы муниципального права:

· Международные договоры РФ;

· Конституция РФ;

· Федеральный закон РФ (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г);

· Указы Президента РФ (федеральный уровень);

· Постановления Правительства (По вопросам местного самоуправления, требующим единой регламентации в границах всей РФ);

· Муниципальные правовые акты;

· Судебные источники (правовые позиции Конституционного Суда РФ);

· Договорные источники.

Источник

Íîðìû ìóíèöèïàëüíîãî ïðàâà

Ìóíèöèïàëüíûå íîðìû â øèðîêîì ñìûñëå — âñå íîðìû ïðàâà, òàê èëè èíà÷å ó÷àñòâóþùèå â ðåãóëèðîâàíèè îòíîøåíèé ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ.

Ìóíèöèïàëüíîå ïðàâî ÿâëÿåòñÿ êîìïëåêñíîé îòðàñëüþ ïðàâà, ïîýòîìó íîðìû ìóíèöèïàëüíîãî ïðàâà îäíîâðåìåííî ÿâëÿþòñÿ è íîðìàìè äðóãèõ îòðàñëåé.

Ìóíèöèïàëüíî-ïðàâîâûå íîðìû — ýòî ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ, èñõîäÿùèå îò ìåñòíîãî ñîîáùåñòâà èëè ãîñóäàðñòâà â ëèöå ñîîòâåòñòâóþùèõ îðãàíîâ èëè äîëæíîñòíûõ ëèö è îáåñïå÷åííûå ïðèíóäèòåëüíîé ñèëîé ãîñóäàðñòâà.

Íîðìû ìóíèöèïàëüíîãî ïðàâà ïîäðàçäåëÿþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò òîãî, êàêèå ôóíêöèè è öåëè ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ îíè îáåñïå÷èâàþò. Ïîñêîëüêó áàçîâûå äëÿ ïðàâà â öåëîì ôóíêöèè ïîçèòèâíîãî ðåãóëèðîâàíèÿ è îõðàíû ðåàëèçóþòñÿ ðàññìàòðèâàåìîé îòðàñëüþ, òî ïåðâè÷íûì ÿâëÿåòñÿ äåëåíèå åå íîðì íà ðåãóëÿòèâíûå è îõðàíèòåëüíûå.

Îõðàíèòåëüíûå íîðìû çàêðåïëÿþò ñîñòàâû ïðàâîíàðóøåíèé â ñôåðå ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, îðãàíèçàöèè è äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, íåïîñðåäñòâåííîãî îòïðàâëåíèÿ íàñåëåíèåì ìóíèöèïàëüíûõ ôóíêöèé.

Ðåãóëÿòèâíûå íîðìû çàêðåïëÿþò êîìïåòåíöèþ ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé, èíûõ ñóáúåêòîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ïðàâîâîé ñòàòóñ ãðàæäàí â ñôåðå ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ïîðÿäîê îñóùåñòâëåíèÿ ôóíêöèé ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ. Îíè, â ñâîþ î÷åðåäü, â çàâèñèìîñòè îò ñîäåðæàíèÿ äåëÿòñÿ íà äåôèíèòèâíûå íîðìû, íîðìû-ïðèíöèïû, íîðìû-öåëè, íîðìû-ãàðàíòèè, à òàêæå íà îáÿçûâàþùèå, çàïðåùàþùèå è óïðàâîìî÷èâàþùèå íîðìû è ò.ä.

Читайте также:  Какой витамин содержится в какао

Äåôèíèòèâíûå íîðìû ââîäÿò îïðåäåëåíèÿ áàçîâûõ äëÿ ìóíèöèïàëüíîãî ïðàâà òåðìèíîâ. Òàê, ñò. 2 Çàêîíà îò 6 îêòÿáðÿ 2003 ã. ââîäèò îïðåäåëåíèÿ ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ, âîïðîñîâ ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ, îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ìóíèöèïàëüíîãî ïðàâîâîãî àêòà, äðóãèõ èíñòèòóòîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ.

Íîðìû-öåëè, íîðìû-ïðèíöèïû óñòàíàâëèâàþò èñõîäíûå äëÿ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ öåííîñòè, íàïðàâëåíèÿ è ñïîñîáû äåÿòåëüíîñòè. Îñíîâíûå öåëè, ïðèíöèïû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ çàêðåïëåíû â Êîíñòèòóöèè ÐÔ (ñò.ñò. 12, 130-133), ãë. 1 óïîìÿíóòîãî Çàêîíà.

Ãàðàíòèéíûå íîðìû íàïðàâëåíû íà îáåñïå÷åíèå äåÿòåëüíîñòè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ïîëíîå îñóùåñòâëåíèå ïðàâ ãðàæäàí â ñôåðå ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ. Èñõîäíûå ãàðàíòèéíûå äëÿ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ íîðìû ñîäåðæàòñÿ â Êîíñòèòóöèè ÐÔ (ñò. 2; ÷. 2 ñò. 8; ñò. 12, 133).

Êîëëèçèîííûå íîðìû ïîäëåæàò ïðèìåíåíèþ â êîíêðåòíîì ñëó÷àå ïðè ðàçðåøåíèè þðèäè÷åñêèõ çàòðóäíåíèé, îïðåäåëåíèè êîìïåòåíöèè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, èíûõ ñóáúåêòîâ ìóíèöèïàëüíîãî ïðàâà. Òàê, ñîãëàñíî ï. 3 ñò. 5 Çàêîíà, â ñëó÷àå ïðîòèâîðå÷èÿ ôåäåðàëüíûõ çàêîíîâ, èíûõ íîðìàòèâíûõ ïðàâîâûõ àêòîâ ÐÔ, ðåãóëèðóþùèõ âîïðîñû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, Êîíñòèòóöèè ÐÔ, óïîìÿíóòîìó Çàêîíó ïðèìåíÿþòñÿ ïîëîæåíèÿ ïîñëåäíèõ. Ïðèîðèòåòíûé ñòàòóñ íîðì Åâðîïåéñêîé õàðòèè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ïî îòíîøåíèþ ê íîðìàì, ñîäåðæàùèìñÿ â ðîññèéñêîì çàêîíîäàòåëüñòâå (çà èñêëþ÷åíèåì êîíñòèòóöèîííûõ íîðì), âûòåêàåò èç ïðàâèëà (÷. 4 ñò. 15 Êîíñòèòóöèè ÐÔ) î òîì, ÷òî ìåæäóíàðîäíûå äîãîâîðû Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îáëàäàþò ïðèîðèòåòîì ïî îòíîøåíèþ ê çàêîíàì ñòðàíû.

Óïðàâîìî÷èâàþùèå íîðìû çàêðåïëÿþò ïðàâîâûå âîçìîæíîñòè ó÷àñòíèêîâ ìóíèöèïàëüíûõ îòíîøåíèé ïóòåì óñòàíîâëåíèÿ èõ ïîëíîìî÷èé è ïðàâ. Òàêîâû ïðàâèëà, çàêðåïëÿþùèå ïðàâà ãðàæäàí â ñôåðå ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, â ÷àñòíîñòè, èõ ïðàâî èçáèðàòü è áûòü èçáðàííûìè â îðãàíû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ñàìîñòîÿòåëüíî îïðåäåëÿòü ñòðóêòóðó îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ.

Îáÿçûâàþùèå íîðìû óñòàíàâëèâàþò îáÿçàííîñòü ãðàæäàí, îðãàíîâ, îðãàíèçàöèé ñîâåðøàòü îïðåäåëåííûå ïîëîæèòåëüíûå äåéñòâèÿ. Îáÿçûâàþùåé íîðìîé ÿâëÿåòñÿ ïðàâèëî î òîì, ÷òî èçìåíåíèå ãðàíèö òåððèòîðèé, â êîòîðûõ îñóùåñòâëÿåòñÿ ìåñòíîå ñàìîóïðàâëåíèå, äîïóñêàåòñÿ ñ ó÷åòîì ìíåíèÿ íàñåëåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ òåððèòîðèé (÷àñòü 2 ñòàòüè 132 Êîíñòèòóöèè ÐÔ).

Çàïðåùàþùèå íîðìû óñòàíàâëèâàþò îáÿçàííîñòü ëèö, îðãàíîâ, îðãàíèçàöèé âîçäåðæèâàòüñÿ îò ÷åòêî îïèñàííîãî â íèõ ïîâåäåíèÿ. Çàêîíîäàòåëü, íàïðèìåð, óñòàíàâëèâàåò, ÷òî ïîä÷èíåííîñòü îðãàíà, äîëæíîñòíîãî ëèöà ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ îäíîãî ìóíèöèïàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ îðãàíàì, äîëæíîñòíûì ëèöàì äðóãèõ ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé íå äîïóñêàåòñÿ (÷. 3 ñò. 17 Çàêîíà).

Ïî õàðàêòåðó ñîäåðæàùèõñÿ â íèõ âåëåíèé âûäåëÿþò íîðìû èìïåðàòèâíûå, äèñïîçèòèâíûå è ðàìî÷íûå. Íàçûâàþò òàêæå ðåêîìåíäàòåëüíûå íîðìû, íå èìåþùèå âëàñòíî-âîëåâîé îñíîâû. Òàêîâû, íàïðèìåð, ïîëîæåíèÿ ìîäåëüíûõ óñòàâîâ ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé, ïîäãîòàâëèâàåìûå îðãàíàìè âëàñòè ðÿäà ñóáúåêòîâ ôåäåðàöèè.

Ïî ñóáúåêòàì ïðàâîòâîð÷åñòâà âûäåëÿþò íîðìû, ñîäåðæàùèåñÿ â ìåæäóíàðîäíîì çàêîíîäàòåëüñòâå, ôåäåðàëüíîì çàêîíîäàòåëüñòâå, çàêîíîäàòåëüñòâå ñóáúåêòîâ Ôåäåðàöèè, ìóíèöèïàëüíûõ íîðìàòèâíûõ àêòàõ, íîðìàòèâíûõ äîãîâîðàõ, îäíîé èç ñòîðîí êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ îðãàí ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, èëè íàïðàâëåííûõ íà ðåãóëèðîâàíèå ìóíèöèïàëüíûõ îòíîøåíèé, âî âíóòðèîðãàíèçàöèîííûõ àêòàõ îðãàíîâ òåððèòîðèàëüíîãî îáùåñòâåííîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ.

Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü âîïðîñîâ îðãàíèçàöèè è äåÿòåëüíîñòè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ îòíîñèòñÿ ê ñôåðå ñîâìåñòíîãî âåäåíèÿ, ÷òî ïðÿìî âûòåêàåò èç ïîëîæåíèé ïóíêòà «í» ÷. 1 ñò. 72 Êîíñòèòóöèè ÐÔ è ðÿäà äðóãèõ åå ïîëîæåíèé. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî íà ãîñóäàðñòâåííîì óðîâíå óñòàíàâëèâàþòñÿ îñíîâû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, è ñóáúåêòû ôåäåðàöèè â ñîîòâåòñòâèè ñ íèìè âïðàâå îñóùåñòâëÿòü ñàìîñòîÿòåëüíîå ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå â ýòîé ñôåðå. Çàêîí îò 6 îêòÿáðÿ 2003 ã. çàêðåïëÿåò ôåäåðàëüíûå è ðåãèîíàëüíûå ïðàâîòâîð÷åñêèå ïîëíîìî÷èÿ â ñôåðå ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ (ñòàòüè 5 è 6).

Ê ïîëíîìî÷èÿì ôåäåðàëüíûõ îðãàíîâ âëàñòè îòíîñÿòñÿ:

  • îïðåäåëåíèå îáùèõ ïðèíöèïîâ îðãàíèçàöèè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ïî ïðåäìåòàì âåäåíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è â ïðåäåëàõ åå ïîëíîìî÷èé ïî ïðåäìåòàì ñîâìåñòíîãî âåäåíèÿ ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è îòâåòñòâåííîñòè ôåäåðàëüíûõ îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè è èõ äîëæíîñòíûõ ëèö, îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ÐÔ è èõ äîëæíîñòíûõ ëèö â îáëàñòè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è îòâåòñòâåííîñòè ãðàæäàí, îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ïî ðåøåíèþ âîïðîñîâ ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ;
  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è îòâåòñòâåííîñòè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ïðè îñóùåñòâëåíèè îòäåëüíûõ ãîñóäàðñòâåííûõ ïîëíîìî÷èé, êîòîðûìè îðãàíû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ íàäåëåíû ôåäåðàëüíûìè çàêîíàìè â ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííîì çàêîíîì.

Ê ïîëíîìî÷èÿì îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ôåäåðàöèè îòíîñÿòñÿ:

  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå âîïðîñîâ îðãàíèçàöèè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ â ñóáúåêòàõ ÐÔ â ñëó÷àÿõ è ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííûõ Çàêîíîì îò 6 îêòÿáðÿ 2003 ã.;
  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è îòâåòñòâåííîñòè îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ôåäåðàöèè è èõ äîëæíîñòíûõ ëèö â îáëàñòè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ â ñëó÷àÿõ è ïîðÿäêå, óñòàíîâëåííûõ ôåäåðàëüíûìè çàêîíàìè;
  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è îòâåòñòâåííîñòè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ïî ïðåäìåòàì âåäåíèÿ ñóáúåêòîâ ÐÔ, à òàêæå â ïðåäåëàõ ïîëíîìî÷èé îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè ñóáúåêòîâ ïî ïðåäìåòàì ñîâìåñòíîãî âåäåíèÿ;
  • ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è îòâåòñòâåííîñòè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ ïðè îñóùåñòâëåíèè îòäåëüíûõ ãîñóäàðñòâåííûõ ïîëíîìî÷èé, êîòîðûìè îðãàíû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ íàäåëåíû çàêîíàìè ñóáúåêòîâ ÐÔ.
Читайте также:  Какие витамины содержатся в моркови для роста

Ïðàâîòâîð÷åñêèìè ïîëíîìî÷èÿìè â ñôåðå ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ îáëàäàþò è ìóíèöèïàëüíûå îáðàçîâàíèÿ â ëèöå ìåñòíîãî íàñåëåíèÿ èëè îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ. Íà îñíîâå è â ñîîòâåòñòâèè ñ ôåäåðàëüíûìè è ðåãèîíàëüíûìè çàêîíàìè îíè óñòàíàâëèâàþò äëÿ ñåáÿ êîíêðåòíóþ ìîäåëü ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ.

Ïðàâîòâîð÷åñêèå ïîëíîìî÷èÿ ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà óñòàíîâëåíèå:

  • èõ ãðàíèö è ñîñòàâà òåððèòîðèè;
  • ñîáñòâåííîé êîìïåòåíöèè;
  • ôîðì, ïîðÿäêà è ãàðàíòèé íåïîñðåäñòâåííîãî ó÷àñòèÿ íàñåëåíèÿ â ðåøåíèè âîïðîñîâ ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ;
  • ñòðóêòóðû è ïîðÿäêà ôîðìèðîâàíèÿ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • íàèìåíîâàíèÿ è ïîëíîìî÷èé âûáîðíûõ, äðóãèõ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • ñðîêà ïîëíîìî÷èé äåïóòàòîâ ïðåäñòàâèòåëüíûõ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, ÷ëåíîâ äðóãèõ âûáîðíûõ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, âûáîðíûõ äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • âèäîâ, ïîðÿäêà ïðèíÿòèÿ è âñòóïëåíèÿ â ñèëó ìóíèöèïàëüíûõ íîðìàòèâíûõ ïðàâîâûõ àêòîâ, ñòàòóñà è ñîöèàëüíûõ ãàðàíòèé äåïóòàòîâ, ÷ëåíîâ äðóãèõ âûáîðíûõ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ, âûáîðíûõ äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • îñíîâàíèé è ïîðÿäêà ïðåêðàùåíèÿ èõ ïîëíîìî÷èé;
  • ãàðàíòèé ïðàâ äîëæíîñòíûõ ëèö ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • óñëîâèé è ïîðÿäêà îðãàíèçàöèè ìóíèöèïàëüíîé ñëóæáû;
  • ýêîíîìè÷åñêîé è ôèíàíñîâîé îñíîâû ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ;
  • èñòîðè÷åñêèõ, íàöèîíàëüíûõ è èíûõ îñîáåííîñòåé îðãàíèçàöèè ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ.

Ê ÷èñëó ïðàâîòâîð÷åñêèõ ïîëíîìî÷èé ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé îòíîñÿòñÿ òàêæå:

  • óòâåðæäåíèå ìåñòíûõ áþäæåòîâ è îò÷åòîâ îá èõ èñïîëíåíèè;
  • óñòàíîâëåíèå ìåñòíûõ íàëîãîâ è ñáîðîâ;
  • ðåãóëèðîâàíèå èñïîëüçîâàíèÿ âîäíûõ îáúåêòîâ ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ, ìåñòîðîæäåíèé îáùåðàñïðîñòðàíåííûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, à òàêæå íåäð äëÿ ñòðîèòåëüñòâà ïîäçåìíûõ ñîîðóæåíèé ìåñòíîãî çíà÷åíèÿ;
  • ðåãóëèðîâàíèå ïëàíèðîâêè è çàñòðîéêè òåððèòîðèé ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé;
  • ðàçãðàíè÷åíèå ïîëíîìî÷èé ðàçíûõ îðãàíîâ ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ è äð.;
  • à òàêæå âîïðîñû, íå èñêëþ÷åííûå èç âåäåíèÿ ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé è íå îòíåñåííûå ê âåäåíèþ äðóãèõ ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé è îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè.

Источник

Под нормой муниципального права следует понимать общеобязательное правило поведения, установленное государством, а также международным сообществом, к которому присоединилось государство, жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления, обеспеченное, соответственно, возможностью государственного и муниципального принуждения.

Конструкция эта вытекает из определения структуры источников муниципального права, закрепленных в ст. 4 Закона «Об общих принципах…» (2003г.).

Согласно указанной статье правовую основу местного самоуправления составляют нормы международного права, нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. К иным нормативным актам названный Закон относит нормативные акты представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления (ст. 7; 35; ч. 3 ст. 36; гл. 7).

Муниципально-правовые нормы имеют, таким образом, свою собственную природу, так как они содержатся в нормативных актах, издаваемых на различных уровнях, путем различных форм их принятия. Именно в этом и заключаются их специфика и обособленность от норм других отраслей права.

Муниципальные правовые нормы — это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.

Немаловажным вопросом является определение источников муниципального права. В юридическом смысле источник права — это форма выражения норм права, наделяющая их обязательной силой. Все источники муниципального права можно разбить на две большие группы: нормативные правовые акты и муниципальные правовые договоры.

Нормативные правовые акты — это односторонние, властные, волевые действия непосредственно населения, органа власти или его должностного лица, связанные с исполнением закона и направленные на возникновение, изменение или прекращение правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Нормативные правовые акты можно классифицировать следующим образом:

  • по охвату регулируемых отношений — систематизированные акты (например, законы о местном самоуправлении Российской Федерации и субъектов РФ) и отраслевые или тематические акты, посвященные отдельным аспектам организации местного самоуправления (например, законы о выборах в органы местного самоуправления, о муниципальной службе и т. д.);
  • по юридической природе — законодательные акты и подзаконные акты;
  • по кругу субъектов, принимающих нормативные акты, — акты органов государственной власти, акты органов местного самоуправления, акты, принимаемые непосредственно населением на референдуме, собрании или сходе.

Система и виды норм муниципального права

Нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы бывают закрепляющими: основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы) его компетенцию, принципы, гарантии, функции.

По характеру предписаний они делятся:

  • на управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, определяющие предметы ведения местного самоуправления);
  • обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);
  • запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.
Читайте также:  Пластиды в каких клетках содержится

По юридической силе нормы муниципального права различаются в зависимости от того, в каких источниках права они закреплены.

Нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой. Далее по иерархии стоят конституционные федеральные законы, затем федеральные законы и подзаконные акты. Продолжение этой иерархии составляют законодательство и подзаконные акты субъектов Российской Федерации. Меньшей юридической силой обладают нормы, содержащиеся в нормативных актах, принимаемых на уровне муниципального образования гражданами непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления.

Нормы международного права приобретают наивысшую силу только в том случае, если Российская Федерация присоединилась к нормативным актам, содержащим нормы муниципального права.

В частности, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы;

По степени определенности предписаний нормы муниципального права делятся на:

  • императивные;
  • диспозитивные.

Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, требуется их официальное опубликование (обнародование).

Диспозитивные нормы предусматривают возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований, что непосредственно предусматривает ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

По масштабу действия нормы бывают:

  • общефедерального масштаба, сила которых распространяется на всю территорию Российской Федерации. Например, нормы, содержащиеся в Конституции РФ и в Законе «Об общих принципах…» (2003 г.), действуют в равной степени на всей территории Российской Федерации;
  • масштаба субъекта Российской Федерации, действующие только в границах субъекта РФ. Например, законы субъектов РФ о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах органов местного самоуправления;
  • масштаба муниципального образования, которые действуют только в границах муниципального образования. Таким примером может служить устав муниципального образования, как источник, содержащий нормы муниципального права, а также другие нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • международного уровня, действующие в государствах, присоединившихся к международному нормативному акту;

По предназначению нормы муниципального права делятся на:

  • материальные;
  • процессуальные.

В данном случае очевиден дуализм норм муниципального права.

Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.

Процессуальные нормы определяют порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

Муниципальные правовые договоры

Муниципальные правовые договоры — это дву- или многосторонние соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления, наделением органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями. Муниципально-правовые договоры (соглашения) могут заключаться между органами государственной власти и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления и другими субъектами права. Но важно правильно выделять содержание договора, т. е. круг регулируемых отношений.

Россия является федеративным государством. Это, в частности, означает, что и Российская Федерация в целом, и субъекты РФ обладают правом принятия нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Предметы ведения каждого территориального уровня закреплены в ст. 71-73 Конституции РФ. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и наделяются своей компетенцией. Таким образом, существует три территориальных уровня (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования), на которых могут приниматься нормативные акты, договоры, регулирующие вопросы местного самоуправления. Для характеристики пределов самостоятельности каждого территориального уровня федеральный законодатель ввел два термина: «вопросы государственного значения» и «вопросы местного значения». По общему правилу вопросы государственного значения разрешаются органами государственной власти; вопросы местного значения — органами местного самоуправления.

Более подробно об этом будет говориться далее в главах, посвященных правовым основам местного самоуправления и муниципальным правовым актам.


Источник