В каких источниках права содержатся правовые нормы

В каких источниках права содержатся правовые нормы thumbnail

Исто́чник (фо́рма) пра́ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник».

форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

Виды источников права[править | править код]

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источником права в материальном смысле являются сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской, существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:[1]

  • нормативный правовой акт;
    • основной нормативный правовой акт (в том числе конституция, религиозные тексты);
    • закон;
    • подзаконный нормативный правовой акт;
  • нормативный договор (в том числе международные, межправительственные договоры);
  • правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
  • правовой обычай (в том числе урф);
  • правовая доктрина (в том числе религиозные догмы, кияс);
  • принцип права (в том числе принципы международного права, истислах).

Исследователи[править | править код]

В России проблемы источников права специально исследовали Марченко Михаил Николаевич, Малько Александр Васильевич, Честнов Илья Львович (с общетеоретических позиций), Колесников Евгений Викторович (с конституционно-правовых позиций), Дорская Александра Андреевна (с историко-правовых позиций), Пряхина Татьяна Михайловна (с конституционно-правовых позиций) и др.

См. также[править | править код]

  • Источники международного права
  • Источники исламского права

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Верещагин А. Н. Судебное правотворчество в России: сравнительно-правовые аспекты. — М.: Международные отношения, 2004. — 344 с. — ISBN 5713312143.
  • Марченко М. Н. Источники права: учеб. пособ. — М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2006. — 760 с. — ISBN 5-98032-926-9.
  • Нечаев В. М. Источники права // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источник

Понятие источников права. Виды источников права: закон, подзаконные акты, судебный прецедент, договор, правовой обычай. Понятие нормы права. Структурные элементы нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Аналогия права.

Толкование права.

Источники права – разнообразные правовые акты, лежащие в основе юридических норм, и составляющих внешнюю форму права.

В правовых системах различных государств существуют следующие виды источников права:

1) нормативный правовой акт – изданный в особом порядке документ, принятый компетентными органами, содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений. К нему относится закон – нормативный акт, принятый государственным органом или волеизлиянием населения (референдум) и регулирующий наиболее важные общественные отношения; подзаконный акт – правовой акт, изданный в соответствии с законом или на его основе и во исполнение. (указы, постановления и т.д.)

2) судебный прецедент – решение судебного органа по конкретному делу, которое становится впоследствии обязательным для всех судов при разрешении подобных дел;

3) нормативный договор – соглашение равноправных субъектов, содержащее юридические нормы, содержит нормы об ответственности за невыполнение или отступление от пунктов договора;

4) правовой обычай – наиболее древний источник права, исторически сложившийся вследствие фактического применения в течении длительного времени и содержащийся в сознании людей. Письменно не закреплен, но санкционирован и признается государством. Иногда государство придает им силу закона – юридическую силу.

Читайте также:  Отруби и в каких продуктах они содержатся

Норма права – установленное (или санкционированное) и обеспеченное государством общеобязательное формально определенное правило поведения, представляющее адресантам субъективные права и возлагающие на них юридические обязанности. Нормы права обеспечиваются и принудительными мерами.

Структура нормы права – ее внутреннее строение, определенный порядок изложения содержания правовой нормы. Она показывает, из каких частей состоит норма, и как они взаимодействуют.

Норма права состоит из следующих элементов:

1) гипотеза – указывает на условия, при наступлении которых эта норма права начинает действовать, то есть на те фактические обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма реализуется; по строению различают простую и сложную, по форме выражения – абстрактная – действие нормы связано с наступлением отношений определенного вида и казуистистические – действие нормы связано с наступлением отдельного, строго определенного случая;

2) диспозиция – определяет модель должного поведения, устанавливает права и обязанности субъекта при наступлении условий, указанных в гипотезе. Диспозиции бывают: управомочивающие – представляющие субъекту права на совершение определенных действий, обязывающие – предписывающие субъекту в обязательном порядке совершать те или иные действия, запрещающие – предписывающие субъекту воздержаться от определенных действий. Также диспозиция может быть: простой – содержит только один вариант поведения, альтернативной – содержит несколько вариантов, из которых субъект может выбрать подходящий, бланкетной – не содержит вариантов, а отправляет к иным нормам, в которых они содержатся;

3) санкция – содержит те последствия, которые могут наступить для субъекта при невыполнении правил диспозиции. Они могут быть положительными или отрицательными. В зависимости от степени определенности санкции делятся на:

1) абсолютно-определенные – содержат точное указание на вид и меру государственного воздействия;

2) относительно-определенные – устанавливают максимальный и минимальный пределы государственного воздействия;

3) альтернативные – содержат несколько видов государственного воздействия, из которых правоприменитель выбирает один, наиболее подходящий к случаю.

Толкование права – уяснение и разъяснение смысла норм права с целью наиболее правильного их применения. Существует несколько способов толкования права – совокупность приемов и способов, с помощью которых понимается смысл юридических норм:

1) языковый – выясняются значения отдельных слов и понятий, их взаимосвязь. С этого способа и начинается процесс толкования;

2) логический – использует средства логики при толковании норм права: логическое преобразование, логический анализ понятий, выводы по аналогии, по смежности и т.д.;

3) исторический – выяснение исторических условий издания нормативного акта;

4) систематический – сравнение юридических предписаний друг с другом для установления иных норм, связанных с толкуемой, для уяснения смысла последней;

5) специальныо-юридический – заключающийся в использовании обычных правовых познаний при уяснении содержания нормы, привлекается для этого ученый– юрист.

Аналогия права – применение к общественным отношениям, требующим правового регулирования, но не предусмотренным прямо законом или подзаконным актом правовых норм, регулирующих сходные отношения.

Источник

Источники права

Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.

История человеческого общества выработала следующие формы (источники) нрава (рис. 2.1).

Формы (источники) права

Рис. 2.1. Формы (источники) права

Нормативный правовой акт — это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих либо их отмену. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты — всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти.

Среди законов высшую юридическую силу имеет Конституция, на основе которой издаются другие законы и иные нормативные правовые акты. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

Читайте также:  Какой витамин содержится в зеленой фасоли

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы — это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте Конституции. В Конституции Российской Федерации они называются федеральными конституционными законами. Этим законам присущи следующие особенности:

  • 1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;
  • 2) принимаются в особом порядке — квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при голосовании. В России, например, за федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);
  • 3) Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России — в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.

Обыкновенные законы различаются по отраслям. Выделяют кодифицированные законы — кодексы (гражданский, уголовный, гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный и т.д.). Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию. Действует конституционное правило, согласно которому неопубликованные законы не могут применяться.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся все нормативные правовые акты, принятые иными, кроме законодательных, уполномоченными на то органами государственной власти. Примерами таких нормативных правовых актов могут служить указы Президента. Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства — правительством, местными органами государственной власти и иными органами. Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

Судебный прецедент — это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела, в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами. Судебный прецедент — один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Российская юридическая практика не признает прецедент в качестве официального источника права.

Правовой обычай — это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе (например, в суде). Отличие правого обычая и судебного прецедента в том, что используется уже известный обычай. Форма выражения — судебное решение. Каждый раз этот обычай нуждается в своем подтверждении (суд ссылается не на решение предыдущего суда, а на соответствующий обычай). Этот источник права имеет субсидиарное (дополняющее) значение. В России правовой обычай используется ограниченно. Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте.

Принцип права — основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, возмещение причиненного вреда и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно- правовых договорах.

Правовая доктрина — это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на груды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина. В России в юридической практике широко используются научные комментарии к различным кодексам, но они применяются как справочный, консультационный материал, ссылаться же на них при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя.

Нормативный договор — соглашение между сторонами, направленное на установление официальных юридических правил, например, международный договор, коллективный договор между предпринимателем и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания — это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов.

Читайте также:  Кремния диоксид коллоидный в каких препаратах содержится

Деловое обыкновение — это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок но телефону.

В каждой стране, в зависимости от истории ее развития, особенностей этой истории, национальных традиций, общей и правовой культуры и т.д., принята та или иная совокупность источников права, установлена их иерархия.

Каждый нормативный правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на определенный круг лиц.

Нормативные правовые акты вступают в силу, как правило, с момента его принятия, с момента, установленного в самом нормативном правовом акте (в этих двух случаях момент вступления в силу определяется в одной из статей акта) и по истечении общего для всех нормативных правовых актов заранее установленного срока (как правило, через десять дней после официального опубликования. В этом случае в самом акте дата его вступления в силу не указывается).

В некоторых случаях закону может быть придана обратная сила. То есть его нормы могут быть распространены на отношения, возникшие до принятия нормативного правового акта.

Обратная сила закону придается в исключительных случаях. Во-первых, тогда, когда сам законодатель принимает такое решение. И во-вторых, обратная сила придается автоматически уголовным законам, которые устраняют, отменяют наказуемость деяния или смягчают наказание за конкретное деяние по сравнению с предшествующим законом.

Нормативные правовые акты прекращают действие во времени в следующих случаях:

  • 1) истечение заранее установленного срока действия, если был принят на определенный срок;
  • 2) отмена специальным актом правотворческого органа;
  • 3) если по предмету данного акта принят новый, в котором содержатся специальные статьи об отмене предыдущего акта.

Иногда происходит фактическая отмена полностью или частично путем издания нового акта по данному вопросу без указания в его тексте об отмене старого.

В отношении действия нормативного правового акта в пространстве руководствуются принципом территориального действия нормативного правового акта, т.е. его действие распространяется на той территории, органами государственной власти которой он издан.

Под территорией государства понимаются все пространственные объекты внутри границ государства и находящиеся под его юрисдикцией (земная поверхность, территориальные и внутренние воды, недра, воздушное пространство). Территорией государства считаются также военные суда в открытом море и в территориальных водах других государств, невоенные суда в открытом море, территории посольств.

Иногда нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут признаваться и действовать на территории другого, одной административно-территориальной единицы на территории другой. Это достигается путем заключения межгосударственных соглашений либо принятием национального законодательства, регулирующего вопросы коллизий между нормами различных частей государства.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам, т.е. предписания нормативного правового акта распространяются на все указанные в нем субъекты и находящиеся на территории действия акта.

Из этого общего правила есть исключения:

  • 1) лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы государств, дипломатические представители и члены их семей), должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;
  • 2) иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (например, избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Граждане и органы государства должны подчиняться в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства (здесь территориальное действие акта заменяется действием по лицам). Указанные субъекты находятся одновременно под пространственным действием иностранного права и личностным действием своего национального права. Здесь действует принцип — «право следует за лицом».

Источник