В каких актах содержится указание на обязательность международного обычая

Задача
1.

    В
1978 г. в Иране был свергнут шахский 
режим. Новое правительство Ирана 
заявило, что пересмотрит все 
договоры кабального, неравноправного 
характера, заключенные монархическим 
режимом с США и другими 
западными странами. Вскоре было заявлено
о выходе Ирана из военного блока СЕНТО
и ликвидации в Иране всех его военных
органов. Затем был аннулирован ирано-американский
договор 1955 г., по которому США предоставлялись
широкие возможности по эксплуатации
природных ресурсов Ирана. Вместе с тем
правительство Ирана подтвердило свое
участие во всех универсальных международных
договорах.

    На 
чем основано право нового правительства 
Ирана пересматривать международные 
договоры своего предшественника?

    Чем
можно объяснить различный подход
к договорным обязательствам прежнего
правительства?

    Регулирует 
ли международное право вопросы 
правопреемства в случае социальной
революции? 

Ответ

    Согласно 
международному праву, в случае расхождения 
международного обязательства и 
национального права государство 
не может ссылаться в качестве оправдания
невыполнения обязательства на свое право.

    Исключение 
сделано лишь для случая, когда 
согласие государства на обязательность
договора было выражено в нарушение 
положения внутреннего права, касающегося 
компетенции заключать договоры.

    При
этом нарушение должно быть явным и касаться
нормы его внутреннего права особо важного
значения. Государство может ссылаться
на это обстоятельство как на основание
недействительности его согласия (ст.
46 Венской Конвенции о праве международных
договоров1).

    Кроме
того, правительство Ирана в данном
случае руководствовалось ст. 49 Венской 
конвенции, в соответствии с которой 
если государство заключило договор 
под влиянием обманных действий другого 
участвовавшего в переговорах государства,
то оно вправе ссылаться на обман как
на основание недействительности своего
согласия на обязательность для него договора.

    Что
касается правопреемства, то в настоящее
время имеются Венская конвенция о правопреемстве
государств в отношении договоров 1978 г.2
и Венская конвенция о правопреемстве
государств в отношении государственной
собственности, государственных архивов
и государственных долгов 1983 г.3

    Обе
Конвенции весьма осторожно подходят
к установлению жестких рамок. Они 
основаны на принципах «свободного
согласия, добросовестности и pacta sunt servanda».
На первое место поставлено свободное
согласие, подчиненное не конкретным правилам,
а общему принципу добросовестности. Вместе
с тем должны уважаться международные
обязательства.

    Конвенции
касаются только случаев правомерного
правопреемства, осуществляемого в соответствии
с международным правом.


Задача 2.

    Конституция
Испании 1978 г. в п. 1 ст. 96 устанавливает,
что законно заключенные и 
официально опубликованные в стране
международные договора составляют
часть ее внутреннего законодательства.
В то же время в Конституции не содержится
упоминания о международных обычаях как
одном из источников обязательных для
государства международно-правовых норм.
В ходе судебного процесса, состоявшегося
в Испании, одна из спорящих сторон сослалась
на то, что испанский закон, применяемый
в данном случае, противоречит международному
обычаю.

    Что
должен применить суд при вынесении 
решения — внутренний закон или 
международный обычай?

    В
положениях каких международно-правовых
актов содержится прямое указание на
обязательность международного обычая
для регулирования правоотношений, складывающихся
между государствами и другими субъектами
международного права?

    Как
соотносятся по степени их обязательности
для субъектов международного права 
международный договор и международный
обычай? 

Ответ

    Международный
обычай в ст. 38 Статута Международного
суда ООН4 определен как «доказательство
всеобщей практики, признанной в качестве
правовой нормы». Венская конвенция
1969 г. подтверждает, что нормы международного
обычного права по-прежнему регулируют
важнейшие вопросы международных отношений.

    Итак,
обычная норма международного права 
представляет собой общеобязательное
правило поведения, выражающееся в 
однородных действиях, за которыми субъекты
международного права признают юридическую
обязательность международно-правовой
нормы.

    Обычай 
складывается в течение достаточно
длительного времени из повторяющихся 
действий (актов) субъектов международных 
правоотношений. В качестве хрестоматийных
примеров обычных норм обычно приводят:
определение высотной границы государственного
суверенитета и, соответственно, границ
государственной территории на высоте
100 км от поверхности земли; право беспрепятственного
пролета космических кораблей при взлете
и посадке через воздушное пространство
иностранного государства и др. Большое
число обычных норм содержат институты
признания и правопреемства государств
и правительств, международное экономическое
право, а гуманитарное право в период вооруженных
конфликтов часто именуют «законами
и обычаями войны».

    Не 
зависит наличие обычая и от количества
признающих его государств: юридически
воли государств равнозначны. Поэтому 
в теории проводят различие между 
универсальными (признаваемыми большинством
субъектов международного права) и 
локальными (признаваемыми двумя или несколькими
субъектами) обычаями.

    Принятие 
того или иного правила в качестве
обычной нормы зависит от субъектов 
международного права и может 
выражаться в различных формах (юридически
значимые действия органов государства,
официальные заявления). При этом признание
правила поведения обычной нормой может
производиться как путем активных действий,
так и путем воздержания от действий. Отсутствие
возражений государств против каких-либо
действий субъектов международного права
также может свидетельствовать о признании
их правомерности и признании в некоторых
случаях за ними силы международно-правовой
нормы.

Читайте также:  Какие витамины содержатся в овсяной крупе

    Однако,
в нашем случае, Конституция Италии,
как и любая конституция, является
высшим законом государства, именно
в ее нормах устанавливается какие
именно акты международного права применяются
в государстве и именно ее должен применять
суд.

Задача
3.

    Освободительное
движение, база которого находится 
в соседнем государстве, намеривается
свергнуть правительство собственной 
страны и изменить ее политическую
систему.

    Для
осуществления своих планов оно 
прибегает к услугам наемников 
разных стран.

    Операцию 
по свержению правительства наемники
разрабатывают на территории иностранного
государства, властям которого известны
их планы. Вооруженной группе удается
проникнуть на борт гражданского воздушного
судна, вылетающего в страну, где предстоит
совершить переворот.

    Когда
самолет приземляется в аэропорту,
полиция обнаруживает оружие. Наемники
силой захватывают другое воздушное 
судно и вынуждают летчика 
доставить их в указанный ими пункт назначения.

    Идет 
ли здесь речь о немеждународном 
вооруженном конфликте?

    Могут
ли наемники, захваченные в плен,
требовать, чтобы с ними обращались
как с военнопленными?

    Каковы 
с точки зрения международного права,
действия совершаемые наемниками? 

Ответ

    Речь 
о немеждународном вооруженном 
конфликте в данном случае идти не
может. Немеждународным вооруженным 
конфликтом характера называется вооруженное 
противостояние, имеющее место в 
пределах территории государства, между 
правительством, с одной стороны, и вооруженными
повстанческими группами — с другой. В
противостоянии противоборствующих сторон
участвуют правительственные войска,
с одной стороны, а с другой — субъектами,
входящими в состав вооруженных отрядов,
могут быть повстанцы, мятежники, революционеры,
сепаратисты, борцы за свободу, террористы.
Целью их борьбы является стремление захватить
власть, достичь большей автономии в пределах
государства, или это борьба за отделение
и создание собственного независимого
государства.

    Наемники
не имеют статуса комбатанта и не могут
требовать, чтобы с ними обращались как
с военнопленными. Устав ООН5 категорически
запрещает наемничество и гласит, что
«каждое государство обязано воздерживаться
от организации иррегулярных сил или вооруженных
банд, в том числе наемников, для вторжения
на территорию другого государства».

    По 
своей сути действия наемников являются
преступлениями. Наемник привлекается
к уголовной ответственности 
по законам захватившего его государства. 


Задача 4.

    Космический
спутник сошел с орбиты, упал на территорию
государства А и причинил существенный
ущерб. Потерпевшее государство предъявило
претензии о возмещении ущерба. Запускающее
государство утверждало, что не совершило
никаких противоправных действий, падение
объекта произошло по объективным причинам,
и поэтому отсутствует его вина в причинении
ущерба.

    Образуют 
ли действия запустившего спутник государства 
состав правонарушения?

    Каковы 
особенности возникновения ответственности
за невиновное причинение вреда?  

Ответ

    Согласно
статье 2 Конвенции о международной ответственности
за ущерб, причиненный космическими объектами6
запускающее государство несет абсолютную
ответственность за выплату компенсации
за ущерб, причиненный его космическим
объектом на поверхности Земли или воздушному
судну в полете.

    В
соответствии со ст. II — IV означенной Конвенции
в данном случае возмещению подлежит полная
ответственность за причиненный ущерб.

    Таким
образом, государство А несет абсолютную
ответственность за ущерб, который должен
быть компенсирован в полном объеме, в
соответствии с принципами международного
космического права о международной ответственности
за ущерб, причиненный космическими объектами
и Конвенцией 1972 г. 


Задача 5.

    Гражданин
России пенсионер Т. обратился в 
Европейский суд по правам человека
в декабре 1999 г. с жалобой. В жалобе были
приведены факты систематической неправомерной
задержки пенсии Т. на протяжении 1995-1998
гг. В связи с этим истцу был причинен значительный
материальный ущерб. Вину за несвоевременную
выплату пенсии Т. возложил в жалобе на
Пенсионный фонд РФ.

    Многочисленные 
обращения Т. в российские судебные
органы не увенчались успехом: во всех
случаях заявителю было отказано
в исковых требованиях.

    Какие
требования предъявляются к приемлемости
обращений в европейский суд по правам
человека?

    Должен 
ли суд удовлетворить жалобу российского 
пенсионера? 

Ответ

    Ратификация
Россией Европейской конвенции по
правам человека7 позволяет всем
лицам, находящимся под ее юрисдикцией,
обращаться в Европейский Суд, если они
считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской
Федерации8, в которой говорится,
что «каждый вправе в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации обращаться в межгосударственные
органы по защите прав и свобод человека,
если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные
средства правовой защиты».

Читайте также:  В каком продукте содержится вся таблица менделеева

    При
этом прежде, чем жалоба будет подана в
Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких
непременных условий.

    Во-первых,
предметом жалобы могут быть только
права, гарантируемые Конвенцией или 
ее Протоколами. Перечень этих прав достаточно
широк, но в нем отсутствуют некоторые
права, известные новейшему конституционному
законодательству. В частности, Конституция Российской Федерации
(глава 2 «Права и свободы
человека и гражданина»), охватывая
все те права человека, о которых говорит
Конвенция, называет и некоторые другие,
например, право на труд, право на социальное
обеспечение и др. Эти права закреплены
в другой Конвенции Совета Европы — Европейской
социальной хартии, однако юрисдикция
Европейского Суда основана исключительно
на Конвенции о защите прав человека и
основных свобод.

    Во-вторых,
жалоба может исходить только от самого
потерпевшего. Даже в том случае,
когда жалобу подает объединение лиц,
каждый должен доказать свои конкретные
личные претензии.

    В-третьих,
жалоба должна быть подана не позднее 
чем через шесть месяцев после 
окончательного рассмотрения вопроса 
компетентным государственным органом.

    В-четвертых,
жаловаться можно только на те нарушения,
которые имели место после даты ратификации
Конвенции Россией.

Источник

Задача 2

Конституция Испании 1978г. в п. 1 ст.96 устанавливает, что законно заключенные и официально опубликованные в этой стране международные договоры «составляют часть ее внутреннего законодательства». В Конституции, однако, нет, какого бы то ни было упоминания о международных обычаях как одном из источников обязательных для государств международно-правовых норм. В то же время в ходе одного из обычных судебных процессов, состоявшихся в этот период в Испании, одна из спорящих сторон сослалась на то, что испанский закон, применяемый в данном случае, противоречит международному обычаю.

Вопросы к задаче:

1. На примере, каких отраслей международного права можно наблюдать существенную роль обычая в формировании массива нормативного материала?

2. В положениях, каких международно-правовых актов содержится прямое указание на обязательность международного обычая для регулирования правоотношений, складывающихся между государствами и другими субъектами международного права

3. Какова роль резолюций межгосударственных (межправительственных) организаций в формировании обычных норм международного права, международного обычая?

4. В чем состоит содержание понятия «опинио юрис» и как это понятие соотносится с нормативным характером международного обычая?

5. Как соотносятся по степени их обязательности для субъектов международного публичного права международный договор и международный обычай?

Характеристика этого источника международного права дана в ст. 38 Статута Международного Суда ООН: международный обычай — «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определен­ным образом выраженного ими намерения придать таким дей­ствиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, — это традиционное основание призна­ния обычая как источника права (таково, например, становле­ние в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств). Однако возможно рождение обычая в ка­честве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами сво­боды использования космического пространства, позднее по­лучившей договорное закрепление).

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулиров­ками правил, однако это ни в коей мере не свидетельствует о «призрачности» обычая. Он фиксируется во внешнеполитичес­ких документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке, обретая зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре, ввиду чего уяс­нение его содержания является более сложным и противоре­чивым.

Международное право не дает оснований для предполо­жения о различной юридической силе обычая и договора в пользу договора. Договор и обычай в равной мере обязательны для тех государств (субъектов вообще), на которые они рас­пространяются.

Читайте также:  В каких продуктах содержатся чистый белок

Поскольку при переходе от обычая к договору новый ис­точник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств, типичны ситуации, когда по одному и тому же вопросу применяются одновременно оба источника — и меж­дународный договор, и международный обычай, но каждый применительно к «своей» группе государств. Например, пра­вила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, про­истекают из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.

При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Так, в преамбуле Венской конвен­ции о дипломатических сношениях подтверждается, что «нор­мы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции».

При сопоставлении договора и обычая как источников меж­дународного права следует иметь в виду, что договор концен­трирует определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай — это почти всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права переплетаются.

Итак, подчеркнем еще раз: традиционно сложились и на протяжении веков применя­лись два источника международного права — международный договор и международный обычай. Их широчайшее распрост­ранение в практике международных отношений — с учетом, естественно, того уже отмеченного обстоятельства, что ко­дификация и прогрессивное развитие международного права сопровождаются вытеснением обычая из большинства сфер регулирования и его заменой договором, — породило пред­ставление о том, что только они являются и способны быть источниками международного права.

Между тем дипломатическая практика государств, дея­тельность проводимых государствами международных конфе­ренций, функционирование международных межправитель­ственных организаций свидетельствуют о рождении новых форм воплощения международно-правовых норм в виде актов меж­дународных конференций и совещаний и актов международ­ных организаций. Имеются в виду не все такого рода акты, ибо, в принципе, документы конференций, совещаний, орга­низаций имеют декларативный либо рекомендательный харак­тер, а именно те акты, которые принимаются в целях уста­новления и закрепления новых правил поведения и взаимоот­ношений государств, самих международных организаций, а также других субъектов.

Естественно, такие акты должны отвечать общим началам процесса нормообразования, т. е. в них государства должны выражать свои согласованные решения относительно как со­держания, так и юридического значения фиксируемых положе­ний именно как правовых норм. Они должны также соответ­ствовать признанным условиям их действительности: во-первых, они не могут противоречить основным принципам междуна­родного права, императивным нормам jus cogens во-вторых, они распространяются, как правило, лишь на те государства международные организации, которые приняли их.

Таким образом, применительно к современному состоя­нию международного правового регулирования можно конста­тировать существование следующих разновидностей источни­ков международного права: международные договоры, меж­дународные обычаи, акты международных конференций, акты международных организаций и международных органов.

Согласно ст. 38 Статута Международного Суда Организа­ции Объединенных Наций при решении споров на основании международного права Суд применяет международные кон­венции (т. е. договоры), международные обычаи, так называе­мые общие принципы права, признанные цивилизованными нациями1, а также «судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву раз­личных наций в качестве вспомогательного средства для опре­деления правовых норм». Как видно, здесь наряду с источника­ми международного права упомянуты судебные решения и научные концепции, именуемые вспомогательным средством, т. е. ориентиром при толковании правовых норм. Вопрос о юри­дической природе и значимости судебных решений в наши дни стал предметом различных оценок. Применительно к междуна­родному праву имеются в виду постановления (решения) меж­дународных судебных учреждений, признаваемые обязатель­ными как в учредительных документах самих судов (статутах, конвенциях), так и в национальном законодательстве, в том числе в российских законах.

Нормативные акты:

Статут Международного суда 1945г;

Устав ООН 1945г;

Положение о Комиссии международного права от 21 ноября 1947г.

Источник