В чем состоит процесс обучения и какие свойства ученика изменяются в этом процессе

В чем состоит процесс обучения и какие свойства ученика изменяются в этом процессе thumbnail

Процесс обучения — это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов. Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двухсторонний: преподавание, деятельность учителя, и учение — деятельность учеников.

В.П. Беспалько выражает процесс обучения формулой:

ДП = М + Аф + Ау, где ДП — дидактический процесс; М — мотивация учащихся к учению; Аф — алгоритм функционирования, учебно-познавательная деятельность ученика; Ау — алгоритм управления, деятельность преподавателя по управлению учением.

Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, а также побудительную и организационную. Они выступают в единстве, комплексно, но для практической деятельности, планирования задач обучения их следует осознать, выделить.

Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Под знаниями понимается сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, понятия и пр. Умение — это владение способами применения знаний на практике. Навык — автоматизированное действие, элемент умения.

Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, отбора содержания, в ходе реализации принципа воспитывающего обучения.

Развивающая функция обучения. Как было сказано, обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский). В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства (см. Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др.).

Учение рассматривается как разновидность процесса познания. Поэтому для науки практики очень важны философские и психологические основы обучения. Познание учащимися действительности опирается на материалистическую теорию познания, гносеологию, согласно которой реальный мир объективен и существует вне сознания человека, он познаваем. Познание есть процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой является знание, обобщение в виде теорий, законов, научных понятий. Учебное познание в отличие от научного имеет свои особенности.
В терминах физиологии И. Павлова научение — это процесс образования условных рефлексов. Бихевиористическая психология рассматривает учение как выработку запланированных реакций учащихся на предъявление им учебного материала в условиях процесса обучения. Это верно, хотя современная психология стремится объяснить, как именно происходит формирование ожидаемых действий, знаний и умений.

С точки зрения психологии в процессе учения происходит усвоение знаний, которое является превращением внешнего по отношению к личности опыта во внутренние ее свойства. Психологическая теория деятельности утверждает, что психическая, внутренняя деятельность есть результат материальной, внешне выраженной деятельности. Этот процесс перевода социального опыта во внутренний план, в психические новообразования личности называется интериоризацией. Он составляет психологическую основу процесса учения. Усвоение знаний выступает как внутренний, психологический процесс, а обучение — как процесс управления усвоением знаний, педагогический процесс, имеющий свою структуру.

Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятельность, и потому в нем на основе теории деятельности выделены следующие компоненты:

1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения;

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей;

3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников;

4. Контроль и корректирование работы;

5. Анализ и оценка результатов обучения.

По такой структуре строится деятельность преподавателя, но подобную структуру должна иметь и учебная деятельность, чего не бывает в практике и что требуется формировать у учащихся в школе. Ученика надо учить сознательно строить свою учебную деятельность, имеющую цели, содержание, средства и методы, контроль и оценку результатов.

Учителя тоже не всегда осознанно осуществляют преподавание как деятельность по управлению учением школьников. Многие учителя понимают свою деятельность только как передачу знаний ученикам, объяснение и опрос, оставляя учеников относительно пассивными слушателями, а не субъектами учебной деятельности. Современная дидактика  считает: учитель организует активную деятельность учеников по усвоению знаний, управляет ею.

Процесс учения с точки зрения дидактики внешний по отношению к процессу усвоения знаний учащимися, внутреннему, психологическому процессу. Поэтому дидакты и психологи выделяют звенья процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение. Этими понятиями обозначается психологическая деятельность обучаемых. В реальности эти этапы психологической деятельности протекают слитно и трудно различимы, но учителю следует их знать, чтобы, планируя урок, облегчать их протекание.

Источник

Цели и функции обучения

Определение особенностей процесса обучения предусматривает выделение и характеристику его основных функций.

Основными функциями процесса обучения являются:

  1. Воспитательная
  2. Образовательная
  3. Развивающая

Данные функции условно проводят грани между процессами воспитания, обучения и развития личности, так как они находятся в тесной взаимосвязи, а их аспекты являются общими. Условность отделения одной функции от другой необходимо для того, чтобы оптимизировать практическую деятельность педагога, целеполагание процесса обучения и последующую диагностику полученных результатов.

Замечание 1

Образовательная функция – направлена на освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.

Воспитательная функция – направлена на формирование ценностно-эмоциональной стороны личности учащегося.

Развивающая функция – направлена на развитие общих и специальных способностей личности и ее психических процессов.

Рассмотрение функций процесса обучения необходимо осуществлять комплексно, недопустимо характеризовать их изолировано друг от друга. Это связано с тем, что они находятся в сложных переплетенных причинно-следственных связях, то есть каждая из функций является следствием другой и причиной третьей.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Основными целями процесса обучения является:

  1. Создание эффективных условий для эмоционального, нравственного, физического и умственного развития личности ребенка, его природных способностей и задатков.
  2. Получение каждым учащимся фундаментальных знаний, на универсальном уровне, в соответствии с развитием науки, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться в современном мире.
  3. Реализация идеи интеллектуального, нравственного и общего развития личности посредством гуманитаризации процесса обучения.
  4. Воспитание высокоразвитой личности на основании нравственных и духовных ценностей, способной к активному труду, жизни и творчеству.
  5. Соответствие процесса обучения международным требованиям к построению учебных программ, ориентированных на учащихся с высокими интеллектуальными способностями.
  6. Формирование личности с высоким уровнем культуры и развитым интеллектом, готовому осознанно осваивать образовательные программы.

Противоречия процесса обучения

Анализ движущих сил процесса обучения необходим для того, чтобы понять, в чем же заключается его особенность, а также для уяснения условий эффективной организации обучения.

По мнению ученых-педагогов источниками возникновения обучения как целенаправленного процесса является единство и борьба противоположностей.

Читайте также:  Какие свойствами обладают эти полезные ископаемые

Становление любой педагогической системы и процесса всегда осуществляется в ходе разделения целого на противоположные тенденции, стороны и взаимоотношения. Именно они являются внутренним импульсом развития.

В настоящее время принято выделять две вида противоречий обучения:

  1. Внутренние противоречия – возникают внутри самого процесс обучения:

    • между практическим и теоретическим
    • между поставленной учебной задачей и уровнем знаний учащихся
    • между развитостью и воспитанностью учащихся
    • между требования со стороны педагога и возможностями учащихся
  2. Внешние противоречия – возникают между постоянно растущими требованиями со стороны общества к процессу обучения и его актуальным состоянием и течением.

    Необходимо отметить, что не любое противоречие может стать движущей силой обучения. Важно соблюдение ряда определенных требований:

    • в противоречии важна не трудность, а система, которая содержит в себе ряд условий, благоприятствующих их преодолению учащимися;
    • противоречие должно быть содержательным, иметь определенный смысл, понятный учащимся;
    • противоречие должно соответствовать возможностям и познавательному потенциалу учащихся;
    • возникновение противоречие в процессе обучения должно быть заранее подготовлено педагогом, а его появление логично и соответствовать ходу учебного занятия.

Специфика процесса обучения

Определение специфики процесса обучения предполагает выявление его логики.

Логика процесса обучения определяется рядом составляющих его компонентов:

  • Состав учащихся (класса, группы)
  • Особенность методической работы педагога
  • Техническая и методическая оснащенность процесса обучения
  • Элементы процесса обучения: знания, способы деятельности, практический опыт и т.д.

Принято выделять следующую логику процесса обучения:

  • Подача информации для осознанного усвоения учащимися
  • Показ способов действий и применений полученных знаний в разнообразных жизненных ситуациях
  • Творческое применение знаний и умений в необычных, нестандартных ситуациях

Организованная таким образом деятельность направлена на формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к тому учебному материалу, который им предстоит усвоить.

Общая схема логики процесса обучения, определяющая его особенность и специфику имеет следующее схематического отображение:

  1. Предъявление педагогом учебного материала, его воспроизведение перед учащимися в той форме, которая является максимально эффективной для усвоения
  2. Показ того, как могут быть применены представляемые знания и умения в практической деятельности, типичных жизненных ситуациях
  3. Совместное с детьми творческое применение знаний и умений, сочетание их в решении проблем с уже ранее полученными знаниями и умениями
  4. Формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к получаемым знаниям и в целом к процессу обучения

Таким образом, данная схема отображает логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.

Источник

Определение 1

Обучение – это сложный и многогранный процесс познания, который организован определенным образом и находится под контролем у педагога.

Составляющие обучения

Роль преподавателя в процессе обучения значительна. Преподаватель создает условия, необходимые для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет творчество.

Педагог определяет направление, в котором ученику необходимо проводить работу по освоению учебного материала, формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы.. В связи с этим обучение неразрывно связано с воспитанием.

Выделяют два основных направления обучения:

  • взаимодействие ученика и преподавателя, в ходе которого у учащихся происходит формирование базы знаний, навыков и умений;
  • организация активной самостоятельной работы учеников, целью которой является получение знаний и навыков.

Определяющим фактором является эффективное взаимодействие преподавателя и ученика. Отсутствие налаженного контакта процесс обучения протекает с затруднениями. В связи с этим в процессе обучения важным является реализация единства педагога и ученика, обеспечено личное влияние преподавателя.

Занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ученика были возможности по проведению самостоятельной работы, направленной на получение знаний. Для этого педагог должен влиять на учащихся не только непосредственно, но и опосредованно.

Непосредственное взаимодействие предполагает совместное решение поставленных задач. Опосредованное взаимодействие заключается в выполнении заданий и инструкций, данных преподавателем.

Сущность и структура дистанционного обучения предполагают, что процесс обучения может протекать и без преподавателя. Однако процесс изучения невозможен без активного процесса учения со стороны ученика.

Процесс обучения является целостным, что проявляется в общности целей преподавания и учения. Процесс обучения задействует процессы познания и активного взаимодействия с педагогом. Общение обеспечивает высокий уровень мотивации, определяет отношение к учебному процессу.

Такие факторы как четкость и хорошая организация работы, увлеченность педагога своей работой, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в освоении материала и адекватность в оценке знаний способствует развитию интереса учащихся к предмету.

Снизить эффект взаимодействия могут:

  • отсутствие внимания со стороны педагога к стилю общения;
  • плохая организация учебной деятельности.

Базисом обучения являются:

  • информация, которая складывается в сознании человека в объективную действительность;
  • умения, которые позволяют самостоятельно выполнять практические и теоретические действия;
  • навыки, которые не находятся под контролем сознания (сенсорные, двигательные, интеллектуальные).

Образование является результатом обучения.

Определение 2

Образование – это формирование образов и целостных представлений о предметах и явлениях.

Структура процесса обучения

Существует несколько структурных вариантов содержания обучения. Выделяются они на основе особенностей соединения различных элементов знаний между собой. К числу основных структур образовательного процесса относятся:

  • линейная структура, которая представляет собой непрерывную цепь звеньев, образованных отдельными частями учебного материала;
  • концентрическая структура, которая позволяет учащимся возвращаться к пройденному для повторения и расширения содержания учебного материала;
  • спиральная система, в основе которой лежит формулировка вопроса или проблемы по теме, требующей расширения и углубления знаний;
  • смешанная система.

Выбор наиболее подходящей структуры содержания обучения определяется целями обучения, изначальным уровнем подготовки учащихся, особенностями учебного материала, который подлежит изучению.

Определение 3

Линейный процесс обучения – это наиболее распространенная система обучения. Она позволяет в течение нескольких лет получить всеобъемлющие знания по предмету.

Выделяют ряд характеристик обучения:

  • овладение учебным материалом;
  • усвоение общим способов действий и научных понятий;
  • инициация личностных изменений в человеке;
  • формирование поведенческих и коммуникативных навыков.

В обучении выделяют ряд компонентов, основными из которых являются:

  • побудительный, который включает потребность к познанию;
  • программно-целевой, который является целью учебной деятельности;
  • действенно-операционный, который позволяет реализовать в ходе деятельности определенную программу;
  • контрольно-регулирующий.

Следует различать понятия учения, обучения и научения. Дадим определения этим терминам.

Определение 4

Учение – это определенный вид деятельности, который может быть реализован при условии, что человек может регулировать свои действия в соответствиисо стоящей перед ним сознательной целью.

Определение 5

Научение – это одновременно процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Определение 6

Обучение – это линейный процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, формирования базы знаний, умений и навыков.

Читайте также:  Свойства живых организмов на каком уровне проявляются

В качестве методологической основы обучения выступает теория познания и отражения, диалектика и системный подход как основной метод познания действительности.

Импульс процессу обучения придает несоответствие реального уровня знаний учащихся требованиям, которые предъявляются у знаниям и умениям учеников. Устранение этого несоответствия приводит к росту компетентности и расширению возможностей учащихся.

Источник

Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ, ïàìÿòè, òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé øêîëüíèêîâ. Ñòèìóëèðîâàíèå ó÷åáíî-ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè ó÷åíèêîâ. Âûðàáîòêà íàó÷íîãî ìèðîâîççðåíèÿ è íðàâñòâåííî-ýñòåòè÷åñêîé êóëüòóðû. Ñòðóêòóðà ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, å¸ ïñèõîëîãè÷åñêèå êîìïîíåíòû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

1. Õàðàêòåðèñòèêà ïðîöåññà îáó÷åíèÿ

Îáó÷åíèå — êîíêðåòíûé âèä ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, â õîäå êîòîðîãî ïîä ðóêîâîäñòâîì ñïåöèàëüíî ïîäãîòîâëåííîãî ëèöà (ïåäàãîãà, ïðåïîäàâàòåëÿ) ðåàëèçóþòñÿ îáùåñòâåííî îáóñëîâëåííûå çàäà÷è îáðàçîâàíèÿ ëè÷íîñòè â òåñíîé âçàèìîñâÿçè ñ åå âîñïèòàíèåì è ðàçâèòèåì.

Ïðàâèëüíîå ïîíèìàíèå ñàìîãî ïðîöåññà îáó÷åíèÿ âêëþ÷àåò íåîáõîäèìûå õàðàêòåðèñòèêè:

1) îáó÷åíèå åñòü ñïåöèôè÷åñêàÿ ÷åëîâå÷åñêàÿ ôîðìà ïåðåäà÷è îáùåñòâåííîãî îïûòà: ïîñðåäñòâîì îðóäèé è ïðåäìåòîâ òðóäà, ÿçûêà è ðå÷è, ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííîé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ïåðåäàåòñÿ è óñâàèâàåòñÿ îïûò ïðåäøåñòâóþùèõ ïîêîëåíèé;

2) îáó÷åíèå íåâîçìîæíî áåç íàëè÷èÿ âçàèìîäåéñòâèÿ ó÷åíèêà è ó÷èòåëÿ, áåç íàëè÷èÿ «âñòðå÷íîé» àêòèâíîñòè ó÷àùåãîñÿ, áåç åãî ñîîòâåòñòâóþùåé ðàáîòû, íàçûâàåìîé ó÷åíèåì. «Ó÷åíèå — ýòî òðóä, ïîëíûé àêòèâíîñòè è ìûñëè», — ïèñàë Ê.Ä. Óøèíñêèé. Çíàíèå íåëüçÿ ïåðåëîæèòü ìåõàíè÷åñêè èç îäíîé ãîëîâû â äðóãóþ. Ðåçóëüòàò îáùåíèÿ îïðåäåëåí íå òîëüêî äåÿòåëüíîñòüþ ó÷èòåëÿ, íî è â òàêîé æå ñòåïåíè äåÿòåëüíîñòüþ ó÷åíèêà, ñàìèì èõ âçàèìîîòíîøåíèåì;

3) îáó÷åíèå — ýòî íå ìåõàíè÷åñêàÿ ïðèáàâêà ê óæå èìåâøèìñÿ ïñèõîëîãè÷åñêèì ïðîöåññàì, à êà÷åñòâåííîå èçìåíåíèå âñåãî âíóòðåííåãî ìèðà, âñåé ïñèõèêè è ëè÷íîñòè ó÷åíèêà. Ïðè óñâîåíèè (êàê âûñøåé ñòàäèè îáó÷åííîñòè) ïðîèñõîäèò êàê áû ïåðåíîñ çíàíèé èçâíå âîâíóòðü (èíòåðèîðèçàöèÿ), îò÷åãî èçó÷àåìûé ìàòåðèàë ñòàíîâèòñÿ êàê áû ñîáñòâåííûì äîñòîÿíèåì ëè÷íîñòè, å¸ ïðèíàäëåæàùèì è åþ îòêðûòûì. Ñïåöèôè÷åñêàÿ îñîáåííîñòü ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè — ýòî äåÿòåëüíîñòü ïî ñàìîèçìåíåíèþ. Ÿ öåëü è ðåçóëüòàò — èçìåíåíèå ñàìîãî ñóáúåêòà, êîòîðîå çàêëþ÷àåòñÿ â îâëàäåíèè îïðåäåëåííûìè ñïîñîáàìè äåéñòâèÿ, à íå èçìåíåíèè ïðåäìåòîâ, ñ êîòîðûìè äåéñòâóåò ñóáúåêò (Ä.Á. Ýëüêîíèí).

Îáùèå öåëè îáó÷åíèÿ:

1) ôîðìèðîâàíèå çíàíèé (ñèñòåìû ïîíÿòèé) è ñïîñîáîâ äåÿòåëüíîñòè (ïðèåìîâ ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, íàâûêîâ è óìåíèé);

2) ïîâûøåíèå îáùåãî óðîâíÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, èçìåíåíèå ñàìîãî òèïà ìûøëåíèÿ è ôîðìèðîâàíèå ïîòðåáíîñòåé è ñïîñîáíîñòåé ê ñàìîîáó÷åíèþ, óìåíèå ó÷èòüñÿ.

 ïðîöåññå îáó÷åíèÿ íåîáõîäèìî ðåøèòü ñëåäóþùèå çàäà÷è:

— ñòèìóëèðîâàíèå ó÷åáíî-ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè îáó÷àåìûõ;

— îðãàíèçàöèÿ èõ ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïî îâëàäåíèþ íàó÷íûìè çíàíèÿìè è óìåíèÿìè;

— ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ, ïàìÿòè, òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé;

— ñîâåðøåíñòâîâàíèå ó÷åáíûõ óìåíèé è íàâûêîâ;

— âûðàáîòêà íàó÷íîãî ìèðîâîççðåíèÿ è íðàâñòâåííî-ýñòåòè÷åñêîé êóëüòóðû.

Òàêèì îáðàçîì, îáó÷åíèå — ýòî öåëåíàïðàâëåííîå, çàðàíåå çàïðîåêòèðîâàííîå îáùåíèå, â õîäå êîòîðîãî îñóùåñòâëÿåòñÿ îáðàçîâàíèå, âîñïèòàíèå è ðàçâèòèå îáó÷àåìîãî, óñâàèâàþòñÿ îòäåëüíûå ñòîðîíû îïûòà ÷åëîâå÷åñòâà, îïûòà äåÿòåëüíîñòè è ïîçíàíèÿ.

Îáó÷åíèå ìîæíî îõàðàêòåðèçîâàòü êàê ïðîöåññ àêòèâíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó îáó÷àþùèì è îáó÷àåìûì, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî ó îáó÷àåìîãî ôîðìèðóþòñÿ îïðåäåëåííûå çíàíèé è óìåíèÿ íà îñíîâå åãî ñîáñòâåííîé àêòèâíîñòè. À ïåäàãîã ñîçäàåò äëÿ àêòèâíîñòè îáó÷àåìîãî íåîáõîäèìûå óñëîâèÿ, íàïðàâëÿåò åå, êîíòðîëèðóåò, ïðåäîñòàâëÿåò äëÿ íåå íóæíûå ñðåäñòâà è èíôîðìàöèþ.

2. Ó÷åíèå êàê äåÿòåëüíîñòü

Ïîä äåÿòåëüíîñòüþ â ïñèõîëîãèè ïðèíÿòî ïîíèìàòü àêòèâíîå âçàèìîäåéñòâèå ÷åëîâåêà ñî ñðåäîé, â êîòîðîì îí äîñòèãàåò ñîçíàòåëüíî ïîñòàâëåííîé öåëè, âîçíèêøåé â ðåçóëüòàòå ïîÿâëåíèÿ ó íåãî îïðåäåëåííîé ïîòðåáíîñòè, ìîòèâà. Âèäû äåÿòåëüíîñòè, îáåñïå÷èâàþùèå ñóùåñòâîâàíèå ÷åëîâåêà è ôîðìèðîâàíèå åãî êàê ëè÷íîñòè — îáùåíèå, èãðà, ó÷åíèå, òðóä.

Ó÷åíèå èìååò ìåñòî òàì, ãäå äåéñòâèÿ ÷åëîâåêà óïðàâëÿþòñÿ ñîçíàòåëüíîé öåëüþ óñâîèòü îïðåäåëåííûå çíàíèÿ, óìåíèÿ, íàâûêè, ôîðìû ïîâåäåíèÿ è äåÿòåëüíîñòè. Ó÷åíèå — ñïåöèôè÷åñêè ÷åëîâå÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü, ïðè÷åì îíî âîçìîæíî ëèøü íà òîé ñòóïåíè ðàçâèòèÿ ïñèõèêè ÷åëîâåêà, êîãäà îí ñïîñîáåí ðåãóëèðîâàòü ñâîè äåéñòâèÿ ñîçíàòåëüíîé öåëüþ. Ó÷åíèå ïðåäúÿâëÿåò òðåáîâàíèÿ ê ïîçíàâàòåëüíûì ïðîöåññàì (ïàìÿòè, ñîîáðàçèòåëüíîñòè, âîîáðàæåíèþ, ãèáêîñòè óìà) è âîëåâûì êà÷åñòâàì (óïðàâëåíèþ âíèìàíèåì, ðåãóëÿöèè ÷óâñòâ è ò. ä.).

 ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè îáúåäèíÿþòñÿ íå òîëüêî ïîçíàâàòåëüíûå ôóíêöèè äåÿòåëüíîñòè (âîñïðèÿòèå, âíèìàíèå, ïàìÿòü, ìûøëåíèå, âîîáðàæåíèå), íî è ïîòðåáíîñòè, ìîòèâû, ýìîöèè, âîëÿ.

Ëþáàÿ äåÿòåëüíîñòü — ýòî ñîâîêóïíîñòü íåêîòîðûõ ôèçè÷åñêèõ äåéñòâèé, ïðàêòè÷åñêèõ èëè ðå÷åâûõ. Åñëè ó÷åíèå — äåÿòåëüíîñòü, òî ìîæåò ëè îíà îñóùåñòâëÿòüñÿ áåç âíåøíèõ è âèäèìûõ ôîðì? Èññëåäîâàíèÿ ó÷åíûõ ïîêàçàëè, ÷òî êðîìå ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ÷åëîâåê ñïîñîáåí åù¸ îñóùåñòâëÿòü îñîáóþ ãíîñòè÷åñêóþ(ïîçíàâàòåëüíóþ) äåÿòåëüíîñòü. Öåëü å¸ — ïîçíàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà.

Ãíîñòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü, êàê è ïðàêòè÷åñêàÿ, ìîæåò áûòü ïðåäìåòíîé è âíåøíåé. Ýòî ìîæåò áûòü òàêæå ïåðöåïòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü èëè ñèìâîëè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü.  îòëè÷èå îò ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ãíîñòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ìîæåò áûòü åùå è âíóòðåííåé, èëè, ïî êðàéíåé ìåðå, íå íàáëþäàåìîé. Òàê, âîñïðèÿòèå ÷àñòî îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ âíåøíå íå íàáëþäàåìûõ ïåðöåïòèâíûõ äåéñòâèé, îáåñïå÷èâàþùèõ ôîðìèðîâàíèå îáðàçà ïðåäìåòà. Ïðîöåññû çàïîìèíàíèÿ ðåàëèçóþòñÿ ïóòåì ñïåöèàëüíûõ ìíåìè÷åñêèõ äåéñòâèé (âûäåëåíèå ñìûñëîâûõ ñâÿçåé, ìûñëåííàÿ ñõåìàòèçàöèÿ è ïîâòîðåíèå). Ñïåöèàëüíûå èññëåäîâàíèÿ îáíàðóæèëè, ÷òî íàèáîëåå ðàçâåðíóòûå ôîðìû ìûøëåíèÿ îñóùåñòâëÿþòñÿ ïîñðåäñòâîì îñîáûõ óìñòâåííûõ äåéñòâèé, âûïîëíÿåìûõ ÷åëîâåêîì «ïðî ñåáÿ» (íàïðèìåð, äåéñòâèÿ àíàëèçà è ñèíòåçà, îòîæäåñòâëåíèÿ è ðàçëè÷åíèÿ, àáñòðàãèðîâàíèÿ è îáîáùåíèÿ).  ïðîöåññå ó÷åíèÿ ýòè âèäû äåÿòåëüíîñòè îáû÷íî òåñíî ïåðåïëåòåíû. Òàê, èçó÷àÿ êëàññèôèêàöèþ ðàñòåíèé, ó÷åíèê ðàññìàòðèâàåò èõ (ïåðöåïòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü), îòäåëÿåò îñíîâíûå ÷àñòè öâåòêà (ïðåäìåòíàÿ äåÿòåëüíîñòü), îïèñûâàåò òî, ÷òî âèäèò (ñèìâîëè÷åñêàÿ, èëè ðå÷åâàÿ äåÿòåëüíîñòü), çàðèñîâûâàåò (ïðåäìåòíàÿ ïåðöåïòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü) è ò.ä.  ðàçíûõ ñëó÷àÿõ ñîîòíîøåíèå ýòèõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè ðàçëè÷íî, íî âî âñåõ ñëó÷àÿõ ó÷åíèå âûðàæàåòñÿ â àêòèâíîé ãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðàÿ ÷àñòî èìååò âíóòðåííèå ôîðìû.

Ðàáîòû ìíîãèõ ïñèõîëîãîâ (Âûãîòñêîãî, Ëåîíòüåâà, Ãàëüïåðèíà, Ïèàæå è äð.) ïîêàçàëè, ÷òî âíóòðåííÿÿ äåÿòåëüíîñòü âîçíèêàåò èç âíåøíåé â ïðîöåññå èíòåðèîðèçàöèè, áëàãîäàðÿ êîòîðîé ïðåäìåòíîå äåéñòâèå îòðàæàåòñÿ â ñîçíàíèè è ìûøëåíèè ÷åëîâåêà. Íàïðèìåð, ïðåäìåòíîå äåéñòâèå ðàçäåëåíèÿ, ðàçáîðêè âåùè íà ÷àñòè ïðè ðåøåíèè ñîîòâåòñòâóþùèõ çàäà÷ çàìåùàåòñÿ äåéñòâèåì â óìå (ðàñ÷ëåíåíèåì âåùè íà îñíîâå å¸ îáðàçà èëè ïîíÿòèÿ î íåé). Ïðåäìåòíîå äåéñòâèå ïðåâðàùàåòñÿ â ïðîöåññ èíòåðèîðèçàöèè, â äåéñòâèå ìûñëåííîãî àíàëèçà. Ñèñòåìû òàêèõ ìûñëåííûõ (óìñòâåííûõ) äåéñòâèé, ðàçâåðòûâàþùèõñÿ â èäåàëüíîì ïëàíå, è åñòü âíóòðåííÿÿ äåÿòåëüíîñòü.

Óñòàíîâëåíî, ÷òî îñíîâíûì ñðåäñòâîì èíòåðèîðèçàöèè ÿâëÿåòñÿ ñëîâî. Îíî ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó êàê áû «îòîðâàòü» äåéñòâèå îò ñàìîãî ïðåäìåòà è ïðåâðàòèòü åãî â äåéñòâèå ñ îáðàçàìè è ïîíÿòèåì î ïðåäìåòå.

Âíåøíÿÿ ãíîñòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü îáÿçàòåëüíàÿ äëÿ ó÷åíèÿ, êîãäà â ñîçíàíèè ÷åëîâåêà åù¸ íå ñôîðìèðîâàíû îáðàçû, ïîíÿòèÿ î ïðåäìåòå è ñîîòâåòñòâóþùèå èì äåéñòâèÿ. Åñëè æå îáðàçû, ïîíÿòèè è äåéñòâèÿ, íåîáõîäèìûå äëÿ óñâîåíèÿ íîâûõ çíàíèé è óìåíèé ó ðåáåíêà óæå èìåþòñÿ, òî äëÿ íàó÷åíèÿ äîñòàòî÷íî âíóòðåííåé ãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

Ðåøàÿ âîïðîñ î õàðàêòåðå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, íàäî ïðåæäå âñåãî ïðîàíàëèçèðîâàòü, êàêèõ çíàíèé è óìåíèé òðåáóåò óñâîåíèå íîâîãî ìàòåðèàëà. Åñëè ó÷åíèê íå âëàäååò åù¸ îïðåäåëåííûìè îáðàçàìè, ïîíÿòèÿìè è äåéñòâèÿìè, òî ó÷åíèå íàäî íà÷èíàòü ñ ïðåäìåòíîé ãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ó÷åíèê äîëæåí ñâîèìè ðóêàìè îñóùåñòâèòü ñîîòâåòñòâóþùèå äåéñòâèÿ. Çàòåì, âûäåëÿÿ è çàêðåïëÿÿ èõ ñ ïîìîùüþ ñëîâ, îí ïîñòåïåííî äîëæåí ïåðåâîäèòü èõ âûïîëíåíèå â èäåàëüíûé âíóòðåííèé ïëàí. Åñëè æå ó÷åíèê óæå âëàäååò àðñåíàëîì íåîáõîäèìûõ èñõîäíûõ ïîíÿòèé è äåéñòâèé, òî ó÷åíèå îí ìîæåò íà÷èíàòü ïðÿìî ñ âíóòðåííåé ãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.  ýòîì ñëó÷àå ó÷åíèêó ìîæíî ïðåïîäíîñèòü ñîîòâåòñòâóþùèå ñëîâà, ïîñêîëüêó îí óæå çíàåò, ÷òî îíè îçíà÷àþò, è êàêèå äåéñòâèÿ ñ íèìè íåîáõîäèìû. Íà ýòîì îñíîâàíî òðàäèöèîííîå îáó÷åíèå ìåòîäîì îáùåíèÿ è ïîêàçà. Åìó ñîîòâåòñòâóþò òàêèå ñïîñîáû îáó÷åíèÿ, êàê ñëóøàíèå, ÷òåíèå, íàáëþäåíèå.

Читайте также:  Какое свойство магнитного поля может служить подтверждением отсутствия магнитных зарядов

Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü — âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü â øêîëüíîì âîçðàñòå. Ïîä âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ ïîíèìàåòñÿ òàêàÿ äåÿòåëüíîñòü, â ïðîöåññå êîòîðîé ïðîèñõîäèò ôîðìèðîâàíèå îñíîâíûõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è ñâîéñòâ ëè÷íîñòè, ïîÿâëÿþòñÿ íîâîîáðàçîâàíèÿ, ñîîòâåòñòâóþùèå âîçðàñòó (ïðîèçâîëüíîñòü, ðåôëåêñèÿ, ñàìîêîíòðîëü, âíóòðåííèé ïëàí äåéñòâèé). Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü îñóùåñòâëÿåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåãî îáó÷åíèÿ ðåáåíêà â øêîëå. Îñîáåííî èíòåíñèâíî ôîðìèðóåòñÿ ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü â ïåðèîä ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.

 õîäå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ïðîèñõîäÿò èçìåíåíèÿ:

— â óðîâíå çíàíèé, óìåíèé è íàâûêîâ;

— â óðîâíå ñôîðìèðîâàííîñòè îòäåëüíûõ ñòîðîí ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè;

— â óìñòâåííûõ îïåðàöèÿõ, îñîáåííîñòÿõ ëè÷íîñòè, ò.å. â óðîâíå îáùåãî è óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ.

Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü — ýòî, ïðåæäå âñåãî, èíäèâèäóàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Îíà ñëîæíà ïî ñâîåé ñòðóêòóðå è òðåáóåò ñïåöèàëüíîãî ôîðìèðîâàíèÿ. Êàê è òðóä, ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü õàðàêòåðèçóåòñÿ öåëÿìè è çàäà÷àìè, ìîòèâàìè. Êàê è âçðîñëûé ÷åëîâåê, âûïîëíÿþùèé ðàáîòó, ó÷åíèê äîëæåí çíàòü, ÷òî äåëàòü, çà÷åì, êàê, âèäåòü ñâîè îøèáêè, êîíòðîëèðîâàòü è îöåíèâàòü ñåáÿ. Ðåáåíîê, ïîñòóïàþùèé â øêîëó, íè÷åãî ýòîãî ñàìîñòîÿòåëüíî íå äåëàåò, ò.å. îí íå îáëàäàåò íàâûêàìè ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.  ïðîöåññå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè øêîëüíèê íå òîëüêî îñâàèâàåò çíàíèÿ, óìåíèÿ è íàâûêè, íî è ó÷èòñÿ ñòàâèòü ïåðåä ñîáîé ó÷åáíûå çàäà÷è (öåëè), íàõîäèòü ñïîñîáû óñâîåíèÿ è ïðèìåíåíèÿ çíàíèé, êîíòðîëèðîâàòü è îöåíèâàòü ñâîè äåéñòâèÿ.

3. Ñòðóêòóðà ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè. Ïñèõîëîãè÷åñêèå êîìïîíåíòû

Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü èìååò âíåøíþþ ñòðóêòóðó, ñîñòîÿùóþ èç ñëåäóþùèõ ýëåìåíòîâ (ïî Á.À. Ñîñíîâñêîìó):

1) ó÷åáíûå ñèòóàöèè è çàäà÷è — êàê íàëè÷èå ìîòèâà, ïðîáëåìû, å¸ ïðèíÿòèÿ ó÷àùèìèñÿ;

2) ó÷åáíûå äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííûå íà ðåøåíèå ñîîòâåòñòâóþùèõ çàäà÷;

3) êîíòðîëü — êàê ñîîòíîøåíèå äåéñòâèÿ è åãî ðåçóëüòàòà ñ çàäàííûìè îáðàçöàìè;

4) îöåíêà — êàê ôèêñàöèÿ êà÷åñòâà (íî íå êîëè÷åñòâà) ðåçóëüòàòà îáó÷åíèÿ, êàê ìîòèâàöèÿ ïîñëåäóþùåé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, ðàáîòû.

Êàæäîìó èç êîìïîíåíòîâ ñòðóêòóðû ýòîé äåÿòåëüíîñòè ïðèñóùè ñâîè îñîáåííîñòè.  òî æå âðåìÿ, ÿâëÿÿñü ïî ïðèðîäå èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ, ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì æå ñòðîåíèåì, ÷òî è ëþáîé äðóãîé èíòåëëåêòóàëüíûé àêò, à èìåííî: íàëè÷èåì ìîòèâà, ïëàíà (çàìûñëà, ïðîãðàììû), èñïîëíåíèåì (ðåàëèçàöèåé) è êîíòðîëåì

Ó÷åáíàÿ çàäà÷à âûñòóïàåò êàê îïðåäåëåííîå ó÷åáíîå çàäàíèå, èìåþùåå ÷åòêóþ öåëü, íî äëÿ òîãî ÷òîáû îñóùåñòâèòü ýòó öåëü, íàäî ó÷åñòü óñëîâèÿ, â êîòîðûõ äåéñòâèå äîëæíî îñóùåñòâèòüñÿ. Ïî À.Í. Ëåîíòüåâó, çàäà÷à — ýòî öåëü, äàííàÿ â îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ. Ïî ìåðå âûïîëíåíèÿ ó÷åáíûõ çàäà÷ ïðîèñõîäèò èçìåíåíèå ñàìîãî ó÷åíèêà. Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ìîæåò áûòü ïðåäñòàâëåíà êàê ñèñòåìà ó÷åáíûõ çàäà÷, êîòîðûå äàþòñÿ â îïðåäåëåííûõ ó÷åáíûõ ñèòóàöèÿõ è ïðåäïîëàãàþò îïðåäåëåííûå ó÷åáíûå äåéñòâèÿ.

Ó÷åáíàÿ çàäà÷à âûñòóïàåò êàê ñëîæíàÿ ñèñòåìà èíôîðìàöèè î êàêîì-òî îáúåêòå, ïðîöåññå, â êîòîðîì ÷åòêî îïðåäåëåíà ëèøü ÷àñòü ñâåäåíèé, à îñòàëüíàÿ íåèçâåñòíà, êîòîðóþ è òðåáóåòñÿ íàéòè, èñïîëüçóÿ èìåþùèåñÿ çíàíèÿ è àëãîðèòìû ðåøåíèÿ â ñî÷åòàíèè ñ ñàìîñòîÿòåëüíûìè äîãàäêàìè è ïîèñêàìè îïòèìàëüíûõ ñïîñîáîâ ðåøåíèÿ.

 îáùåé ñòðóêòóðå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè çíà÷èòåëüíîå ìåñòî îòâîäèòñÿ äåéñòâèÿì êîíòðîëÿ (ñàìîêîíòðîëÿ) è îöåíêè (ñàìîîöåíêè). Ýòî îáóñëîâëèâàåòñÿ òåì, ÷òî âñÿêîå äðóãîå ó÷åáíîå äåéñòâèå ñòàíîâèòñÿ ïðîèçâîëüíûì, ðåãóëèðóåìûì òîëüêî ïðè íàëè÷èè êîíòðîëèðîâàíèÿ è îöåíèâàíèÿ â ñòðóêòóðå äåÿòåëüíîñòè.

Êîíòðîëü ïðåäïîëàãàåò òðè çâåíà: 1) ìîäåëü, îáðàç ïîòðåáíîãî, æåëàåìîãî ðåçóëüòàòà äåéñòâèÿ; 2) ïðîöåññ ñëè÷åíèÿ ýòîãî îáðàçà è ðåàëüíîãî äåéñòâèÿ è 3) ïðèíÿòèå ðåøåíèÿ î ïðîäîëæåíèè èëè êîððåêöèè äåéñòâèÿ. Ýòè òðè çâåíà ïðåäñòàâëÿþò ñòðóêòóðó âíóòðåííåãî êîíòðîëÿ ñóáúåêòà äåÿòåëüíîñòè çà åå ðåàëèçàöèåé.

Ï.Ï. Áëîíñêèì áûëè íàìå÷åíû ÷åòûðå ñòàäèè ïðîÿâëåíèÿ ñàìîêîíòðîëÿ ïðèìåíèòåëüíî ê óñâîåíèþ ìàòåðèàëà. Ïåðâàÿ ñòàäèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ îòñóòñòâèåì âñÿêîãî ñàìîêîíòðîëÿ. Íàõîäÿùèéñÿ íà ýòîé ñòàäèè ó÷àùèéñÿ íå óñâîèë ìàòåðèàë è íå ìîæåò ñîîòâåòñòâåííî íè÷åãî êîíòðîëèðîâàòü. Âòîðàÿ ñòàäèÿ — ïîëíûé ñàìîêîíòðîëü. Íà ýòîé ñòàäèè ó÷àùèéñÿ ïðîâåðÿåò ïîëíîòó è ïðàâèëüíîñòü ðåïðîäóêöèè óñâîåííîãî ìàòåðèàëà. Òðåòüÿ ñòàäèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ êàê ñòàäèÿ âûáîðî÷íîãî ñàìîêîíòðîëÿ, ïðè êîòîðîì ó÷àùèéñÿ êîíòðîëèðóåò, ïðîâåðÿåò òîëüêî ãëàâíîå ïî âîïðîñàì. Íà ÷åòâåðòîé ñòàäèè âèäèìûé ñàìîêîíòðîëü îòñóòñòâóåò, îí îñóùåñòâëÿåòñÿ êàê áû íà îñíîâå ïðîøëîãî îïûòà, íà îñíîâå êàêèõ-òî íåçíà÷èòåëüíûõ äåòàëåé, ïðèìåò.

 ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ïðèñóòñòâóþò ìíîãèå ïñèõîëîãè÷åñêèå êîìïîíåíòû:

— ìîòèâ (âíåøíèé èëè âíóòðåííèé), ñîîòâåòñòâóþùåå æåëàíèå, èíòåðåñ, ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ó÷åíèþ;

— îñìûñëåííîñòü äåÿòåëüíîñòè, âíèìàíèå, ñîçíàòåëüíîñòü, ýìîöèîíàëüíîñòü, ïðîÿâëåíèå âîëåâûõ êà÷åñòâ;

— íàïðàâëåííîñòü è àêòèâíîñòü äåÿòåëüíîñòè, ðàçíîîáðàçèå âèäîâ è ôîðì äåÿòåëüíîñòè: âîñïðèÿòèå è íàáëþäåíèå êàê ðàáîòà ñ ÷óâñòâåííî ïðåäñòàâëåííûì ìàòåðèàëîì; ìûøëåíèå êàê àêòèâíàÿ ïåðåðàáîòêà ìàòåðèàëà, åãî ïîíèìàíèå è óñâîåíèå (çäåñü æå ïðèñóòñòâóþò è ðàçíîîáðàçíûå ýëåìåíòû âîîáðàæåíèÿ); ðàáîòà ïàìÿòè êàê ñèñòåìíîãî ïðîöåññà, ñîñòîÿùåãî èç çàïîìèíàíèÿ, ñîõðàíåíèÿ è âîñïðîèçâåäåíèÿ ìàòåðèàëà, êàê ïðîöåññà, íåîòðûâíîãî îò ìûøëåíèÿ;

— ïðàêòè÷åñêîå èñïîëüçîâàíèå ïðèîáðåòåííûõ çíàíèé è óìåíèé â ïîñëåäóþùåé äåÿòåëüíîñòè, èõ óòî÷íåíèå è êîððåêòèðîâêà.

Ó÷åáíàÿ ìîòèâàöèÿ îïðåäåëÿåòñÿ êàê ÷àñòíûé âèä ìîòèâàöèè, âêëþ÷åííîé â äåÿòåëüíîñòü ó÷åíèÿ, ó÷åáíóþ äåÿòåëüíîñòü. Êàê è ëþáîé äðóãîé âèä, ó÷åáíàÿ ìîòèâàöèÿ îïðåäåëÿåòñÿ öåëûì ðÿäîì ñïåöèôè÷åñêèõ äëÿ ýòîé äåÿòåëüíîñòè ôàêòîðîâ:

1) ñàìîé îáðàçîâàòåëüíîé ñèñòåìîé, îáðàçîâàòåëüíûì ó÷ðåæäåíèåì, ãäå îñóùåñòâëÿåòñÿ ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü;

2) îðãàíèçàöèåé îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà;

3) ñóáúåêòíûìè îñîáåííîñòÿìè îáó÷àþùåãîñÿ (âîçðàñò, ïîë, èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå, ñïîñîáíîñòè, óðîâåíü ïðèòÿçàíèé, ñàìîîöåíêà, åãî âçàèìîäåéñòâèå ñ äðóãèìè ó÷åíèêàìè è ò.ä.);

4) ñóáúåêòíûìè îñîáåííîñòÿìè ïåäàãîãà è ïðåæäå âñåãî ñèñòåìîé åãî îòíîøåíèé ê ó÷åíèêó, ê äåëó;

5) ñïåöèôèêîé ó÷åáíîãî ïðåäìåòà.

Íåîáõîäèìîå óñëîâèå äëÿ ñîçäàíèÿ ó ó÷àùèõñÿ èíòåðåñà ê ñîäåðæàíèþ îáó÷åíèÿ è ê ñàìîé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè — âîçìîæíîñòü ïðîÿâèòü â ó÷åíèè óìñòâåííóþ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è èíèöèàòèâíîñòü. ×åì àêòèâíåå ìåòîäû îáó÷åíèÿ, òåì ëåã÷å çàèíòåðåñîâàòü èìè ó÷àùèõñÿ. Îñíîâíîå ñðåäñòâî âîñïèòàíèÿ óñòîé÷èâîãî èíòåðåñà ê ó÷åíèþ — èñïîëüçîâàíèå òàêèõ âîïðîñîâ è çàäàíèé, ðåøåíèå êîòîðûõ òðåáóåò îò ó÷àùèõñÿ àêòèâíîé ïîèñêîâîé äåÿòåëüíîñòè. ó÷åáíûé øêîëüíèê ïîçíàâàòåëüíûé ìûøëåíèå

Áîëüøóþ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè èíòåðåñà ê ó÷åíèþ èãðàåò ñîçäàíèå ïðîáëåìíîé ñèòóàöèè, ñòîëêíîâåíèå ó÷àùèõñÿ ñ òðóäíîñòüþ, êîòîðóþ îíè íå ìîãóò ðàçðåøèòü ïðè ïîìîùè èìåþùåãîñÿ ó íèõ çàïàñà çíàíèé; ñòàëêèâàÿñü ñ òðóäíîñòüþ, îíè óáåæäàþòñÿ â íåîáõîäèìîñòè ïîëó÷åíèÿ íîâûõ çíàíèé èëè ïðèìåíåíèÿ ñòàðûõ â íîâîé ñèòóàöèè.

Âñå ñîñòàâëÿþùèå ýëåìåíòû ñòðóêòóðû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è âñå å¸ êîìïîíåíòû òðåáóþò îñîáîé îðãàíèçàöèè, ñïåöèàëüíîãî ôîðìèðîâàíèÿ. Âñ¸ ýòî çàäà÷è êîìïëåêñíûå, òðåáóþùèå äëÿ ñâîåãî ðåøåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ çíàíèé è íåìàëîãî îïûòà è ïîñòîÿííîãî êàæäîäíåâíîãî òâîð÷åñòâà.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник