Какие есть свойства делимости

Какие есть свойства делимости thumbnail


Урок по теме
«Делимость чисел. Свойства делимости»

—         
формирование
умения сотрудничать со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

—         
регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;

—         
познавательные:
формирование умений по использованию математических знаний для решения
различных математических задач и оценки полученных результатов, по
использованию доказательной математической речи при работе с информацией;

—         
коммуникативные:
формирование умений совместно с другими обучающимися в группе находить решение
задачи и оценивать полученные результаты.

—         
понимание
сути понятий «делитель», «кратное», умение находить простые и составные числа,
умение точно и грамотно выражать свои мысли, применяя математическую
терминологию, развитие способностей обосновывать рассуждения.

3.     
Постановка
учебной задачи  (Мотивация. Постановка проблемы)

6.     
Самостоятельная
работа самопроверкой (Связывание фактов,
решение проблемы
)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение
к деятельности

Организационный момент

Приветствие,
проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Девиз нашего урока: «Нужно стремиться
к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и
дед». Слова Антона Павловича Чехова

Включение
в деловой ритм.

Проверяют наличие индивидуальных
учебных принадлежностей на столе.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Устная работа.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной
деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.

 Познавательные:логические – анализ
объектов с целью выделения признаков

1.     Давайте вспомним из
каких компонентов состоит деление?

Делимое, делитель, частное

а/б=с

2.     Назовите делимое,
делитель и частное в примере 35:5=7

Делимое 35

Делитель 5

Частное 7

3.     На какие числа
делится нацело любое натуральное число?

На 1 и само на себя

4.     Что получается при
деление 0 на число

5.     Верное ли
утверждение: 60:0=6

Нет, на ноль делить нельзя.

Постановка
учебной задачи

Активизирует
знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Ставят
цели, формулируют (уточняют) тему урока

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные: самостоятельное
выделение-формулирование проблемы

Решив
анаграмму, прочтите тему урока.

Оавйтссв еииослтдм

Высказывают
предположения. Свойства делимости

Какова
цель нашего урока?

Цель
урока: мы будем говорить о применении свойств делимости к доказательству
делимости числовых и буквенных выражений.

Построение
проекта выхода из затруднения.

Организует
учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют
план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные:моделирование,
логические — решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;коммуникативные:инициативное
сотрудничество в поиске и выборе информации.

Итак, тема
урока «Свойства делимости». Запишите в тетрадь тему урока.

Записывают
тему урока.

Свойство № 1

Если один
из множителей делится на некоторое число, то и произведение делится на это
число

Например:  (12*3)/4=36/4=9

Свойство № 2

Если
первое число делится на второе, а второе делится на третье, то первое число
делится на третье.

Например:

 777:111:3=

777:111=7

111:3=37

777:3=259

Свойство №3.

Ели каждое
из двух чисел делится на некоторое число, то их сумма и разность делятся на
это число.

Например:
25 и 30/5

30-25=5/5=1

30+25=55/5=11

Свойство № 4.

Ели одно
из двух чисел делится на некоторое число, а другое на него не делится, то их
сумма и разность не делится на это число.

Например:
16 15/4

16+15=31не
делится на 4

16-15=1 не
делится на 4

Работают с
учебником.

1.
Предлагаю выполнить устно № 600 на стр.137. Какие свойства делимости
используют при решении этих задач?

2. Проанализируйте решение № 601
(г), используйте указание к данному номеру в электронном приложении.

1.
Отвечают, применяя свойства делимости. 2. Рассматривают доказательство
буквенного выражения на слайде и записывают в тетрадь.

Проводит физкультминутку.

Руки в боки, руки – шире.
Раз, два, три, четыре.
Сейчас попрыгать мы решили.
Раз, два, три, четыре.
Потянулись – выше, выше…
Приседаем – ниже, ниже.
Встали – присели… 
Встали – присели…
А теперь за парты сели.

Выполняют
движения.

Закрепление
опорных знаний и способов действий.

Устанавливает
осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Решают
типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные: общеучебные- умение
структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания,
умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия
способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением
партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Работа по
учебнику с. 136 № 602

Решают,
делают предположения и обосновывают свое решение.

1.

а) Каждое слагаемое суммы (3
а + 3 * b)делится на 3, значит и вся сумма
делится на 3. Вынесем 3 за скобку, разделим 3 на 3, получим (3 * а +
3 * b) : 3 = а + b. (проверяют
правильность выполнения по электронному приложению к учебнику)

б) (c * а + c * b) : c = а
+ b
, при доказательстве данного буквенного выражения рассуждают
аналогично.

Решите №
604 (а,б,в) с подробным комментированием у доски и в тетрадях

Решают №
604 с комментированием:

а) 1356 делится на 2, т.к. 1356 =
678*2;

б) 7361 не делится на 3, так как
7361 = 7350 + 11, 7350 делится на 3, а 11 не делится на3;

в) 4957 не делится на 2, так как
4957 = 4950 + 7, 4950 делится на 2, а 7 не делится на 2.

Контроль и
самопроверка знаний. Домашнее задание.

Организует
деятельность по применению новых знаний.
Самостоятельная работа

Вариант 1.

1) а) Укажите выражения, значения
которых делятся на 2: 12 + 16; 25 + 14; 22 — 11; 3 + 21;

б) делятся на 3: 17 + 33; 10*6 +
3.

2. Докажите, что если а и
b
 — натуральные числа, то (5*а + 5*b) : 5 = а + b.

3) Можно ли разложить в три
корзины одинаковые наборы овощей из 21 моркови, 5 баклажан и 12 перцев? Если
нет, то почему?

Вариант 2.

1) а) Укажите выражения, значения
которых делятся на 2: 14 + 16; 29 + 18; 44 — 15; 27 + 9;

б) делятся на 4: 11 + 44; 10*8 +
2.

2) Докажите, что если а и b —
натуральные числа, то (7*а + 7*b) : 7 = а + b.

3) Можно ли сделать три одинаковых
букета цветов из 12 роз, 7 гвоздик и 6 веточек декоративного папоротника?
Если нет, то почему?

Осуществляет
самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Самостоятельная работа

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Итог
урока:

— Что изучили сегодня на уроке?

— Сформулируйте признаки делимости
произведения, суммы и разности. Приведите примеры.

Домашнее задание: стр. 137 № 601 (а,б,в) —
обратите внимание на выполнение этого номера в классной работе; № 603 —
используйте образец; № 604(г,д,е)

Формулируют
признаки делимости. Записывают домашнее задание в дневники.

Рефлективно-оценочный
этап

Организует
рефлексию.

А в конце, я хотела бы рассказать
вам историю о мудреце.

А вы прослушайте её и подумайте,
как бы вы ответили на вопрос мудреца о своей работе на уроке. Шел мудрец, а
навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с
камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому один вопрос:
“Что ты делал целый день?”

“Целый день возил проклятые камни”

“А, я добросовестно выполнял свою работу”.

“А, я принимал участие в
строительстве храма знаний!”

Осуществляют
самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,
степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

Личностные:смыслообразование

Читайте также:  Каким свойством обладают точки биссектрисы угла

Источник

Признак делимости на 2

Чётное число – это число, которое делится на 2.

Нечётное число – не делится на 2.

Число делится на два, в том случае если его последняя цифра является чётной или нуль. Во всех остальных случаях – не делится.

Признаки делимости натуральных чисел

Число 52 738 делится на 2, так как у него последняя цифра 8 которая является чётной.

Число 7691 не делится на 2, так как цифра 1 находящаяся в конце нечетная.

Число 1250 делится на 2, так как цифра, которая находится в конце нуль.

Признак делимости на 4

Число делится на 4, при условии, если две последние его цифры нули либо образуют число, которое делится на 4. В остальных случаях – не делится.

Число 31 800 делится на 4, так как в его окончании находятся два нуля.

Число 325 734 не делится на 4, так как крайние две цифры дают число 34, которое не делится на 4.

Число 15 608 делится на 4, так как две конечные цифры 0 и 8 дают число 8, которое делится на 4.

Признак делимости на 8

Число делится на 8, в случае, когда три последние цифры его нули или формируют число, делящееся на 8. В остальных случаях – не делится.

Число 225 000 делится на 8, так как оканчивается тремя нулями.

Число 180 004 не делится на 8, так как три крайние цифры дают число 4, которое не делится на 8.

Число 112 120 делится на 8 так как три цифры находящиеся в конце дают число 120, которое делится на 8.

Можно указать аналогичные признаки и делимости на 16, 32, 64 и т. п., но это не будет иметь практического значения.

Признаки делимости на 3 и на 9

На число 3 делятся числа, сумма составляющих цифр которых делится на 3.

На число 9 делятся числа, сумма составляющих цифр которых делится на 9.

Число 17 835 делится на 3 и не может быть разделено на 9, так как сумма его цифровых значений 1 + 7 + 8 + 3 + 5 = 24 может быть разделено на 3 и не делится на 9.

Число 106 499 не может быть разделено ни на 3, ни на 9, так как составляющие его цифры в сумме даёт число 29 которое не делится как на 3, так и на 9.

Число 52 632 может быть разделено на 9, так как сумма цифр входящих его состав 18 которое делится на 9.

Признак делимости на 6

Число делится на 6, когда оно может быть разделено одновременно на 2 и на 3. В противном случае – не делится.

Число 126 может быть разделено на 6, в виду того, что оно делится и на 2 и на 3.

Признак делимости на 5

На 5 делятся те числа, у которых последняя цифра 0 или 5. Другие – не делятся.

Число 240 может быть разделено на 5, так как последняя цифра 0.

Число 554 не делится на 5, так как последняя цифра 4.

Признак делимости на 25

На 25 можно разделит только те числа, у которых две крайние цифры нули либо формируют число, которое может быть разделено на 25, например числа оканчивающиеся на 00, 25, 50 или 75. Другие — не делятся.

Число 7150 можно разделить на 25, так как оканчивается на 50.

Число 4855 не получится разделить на 25.

Признаки делимости на 10, 100 и 1000

Числа делятся на 10, когда последняя цифра является нулём.

Числа делятся на 100, если две последние цифры этих чисел нули.

Числа делятся на 1000, если три конечные цифры у них нули.

8200 можно разделить на 10 и на 100.

542 000 можно разделить на 10, 100 и 1000.

Признак делимости на 11

На 11 можно разделить только те числа, у которых сумма цифр, находящихся на нечётных местах, или равна сумме цифр, находящихся на чётных местах, либо отличны от нее на число, которое делится на 11.

103 785 можно разделить на 11, так как 1 + 3 + 8 = 12 и 0 + 7 + 5 = 12

9 163 627 можно разделить на 11, так как при вычитании из 28 числа 6 получается 22, которое делится на 11. ( 9 + 6 + 6 + 7 = 28 ) ( 1 + 3 + 2 = 6 )

461 025 не может разделено на 11, в виду того что числа 7 и 11 взаимно не ровны, а их разность 4 на 11 не разделить. ( 11 – 7 = 4 ),( 4 + 1 + 2 = 7 ), ( 6 + 0 + 5 = 11).

Существуют признаки делимости так же и на другие числа, но эти признаки гораздо сложнее.

Источник

Признаки делимости чисел сложно применять, поскольку их достаточно много. Зато знание таких признаков существенно экономит время, поскольку позволяет без деления узнать, делиться одно число на другое или нет. Разберемся в теме подробнее.

Какие есть свойства делимости

Что такое делимость?

Признаки делимости позволяют просто и быстро определить, возможно ли полностью поделить одно число на другое. А делимость это и есть возможность поделить одно число на друге без остатка.

Признаки делимости

Признаки делимости удобнее изучать, разбив возможные делители на группы. Поступим так же и рассмотрим делимость на каждую из групп в отдельности.

На 2,4,8

Эти числа в рассматриваемом вопросе сгруппированы, так как их признаки очень похожи друг на друга.

  • Число делится на 2 только если является четным.
  • Число делится на 4, если последние две цифры числа делятся на 4 или последние две цифры 00. Например, число 130 не делится на 4, так как 30 не делится на 4. А вот уже число 1400 можно поделить на 4.
  • Число делится на 8, если последние две цифры числа нули или делятся на 8

На 3 и 9

Число делится на 3, если сумма цифр этого числа делится на 3. Рассмотрим число: 804. Оно делится на 3, поскольку сумма цифр 8+0+4=12 – делится на 3.

Число делится на 9, если сумма цифр числа делится на 9. Признак похож на признак делимости на число 3.
Интересно: Если число делится на 9, то оно делится и на 3. При этом, число, которое делится на 3 не всегда делится на 9.

На 5

Число делится на 5, если последняя цифра числа равняется 5 или нулю. Это наиболее известный признак делимости, наряду с делимостью на 2.

На 6

Чтобы число делилось на 6, оно должно делиться на 2 и 3, так как 2*3=6. Поэтому признак делимости на 6 это объединение признаков деления на 2 и на 3.

То есть: число делится на 6, если оно четное и сумма всех его цифр делится на 3

На 7

Самые сложные в восприятии признаки делимости на 7 и на 11. Число делится на 7, если разность сумм четных цифр числа и нечетных цифр чисел делится на 7.

Приведем пример: число 469 делится на 7. Почему? Сумма цифр на нечетных позициях 4+9=13. Сумма чисел на четных позициях 6. Разность получившихся сумм: 13-6=7, а это число делится на 7. Поэтому все число 469 делится на 7

На 10

Число делится на 10 только если последней цифрой числа является 0

По тому же принципу определяют делимость числа на 100, 1000 и так далее. Если у числа два нуля на конце, то оно делится на 100, если три нуля на конце, число делится на 1000 и так далее.

Читайте также:  Какие химические свойства глюкозы подтверждают ее альдегидную природу

На 11

Число делится на 11 только, если разность сумм четных и нечетных цифр числа делится на 11 или равняется нулю Приведем пример:

Число 2035 делится на 11. Сумма цифр, стоящих на четных позициях: 2+3=5. Сумма нечетных цифр: 0+5=5. Разность полученных выражений:5-5=0, значит число делится на 11.

Нельзя путать понятия четной позиции и четного числа. Цифра это знак, который используется для записи чисел. Число это набор цифр, каждая из которых стоит на своей позиции. В числе 127 всего три цифры. Цифра 1 стоит на первой позиции, цифра 2 на второй и так далее. На четной позиции находится цифра 2. На нечетных позициях цифры 1 и 7.

Чтобы быстрее запомнить все группы можно свести в таблицу признаков делимости чисел.

Признаки

Запомни

Признак делимости на 2

Число делится на 2, если его последняя цифра делится на 2 или является нулём.

Признак делимости на 4

Число делится на 4, если две его последние цифры нули или образуют число, делящееся на 4.

Признак делимости на 8

Число делится на 8, если три последние его цифры нули или образуют число, делящееся на 8.

Признак делимости на 3

Число делится на 3, если сумма всех его цифр делится на 3.

Признак делимости на 6

Число делится на 6, если оно делится одновременно на 2 и на 3.

Признак делимости на 9

Число делится на 9, если сумма всех его цифр делится на 9.

Признак делимости на 5

Число делится на 5, если его последняя цифра 5 или 0.

Признак делимости на 25

Число делится на 25, если его две последние цифры нули или образуют число, которое делится на 25.

Признак делимости на 10,100 и 1000.

10 делятся нацело только те числа, последняя цифра которых нуль.

На 100 делятся нацело только те числа, две последние цифры которых нули.

На 1000 делятся нацело только те числа, три последние цифры нули.

Признак делимости на 11

Число делится на 11, если сумма цифр, которые стоят на четных местах равна сумме цифр, стоящих на нечетных местах, либо отличается от неё на 11.

Что мы узнали?

Мы поговорили о признаках делимости. Расписали все существующие признаки по группам. В особо сложных ситуациях привели примеры.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 76.

Источник

Как уже отмечалось, натуральное число а делится нацело на натуральное число b, если существует натуральное число с, при умножении которого на b получается а:

а = с∙b.

Слово «нацело» обычно опускают – для краткости.

Если а делится на b, то говорят еще, что а кратно b. Например, число 48 кратно числу 24.

Теорема 1. Если один из множителей делится на некоторое число, то и произведение делится на это число.

Например, 15 делится на 3, значит, и 15∙11 делится на 3, потому что 15∙11=(3∙5)∙11=3∙(5∙11).

Эти рассуждения подходят и для общего случая. Пусть число а делится на с, тогда найдется такое натуральное число n, что a = n∙c. Рассмотрим произведение числа а и произвольного натурального числа b. a∙b = n∙(c∙b) =
= n∙(b∙c) = (n∙b)∙c. Отсюда, по определению, вытекает, что произведение a∙b тоже делится на с. Что и требовалось доказать.

Теорема 2. Если первое число делится на второе, а второе делится на третье, то первое число делится на третье.

Например, 777 делится на 111, потому что 777=7∙111, а 111 делится на 3, потому что 111 = 3∙37. Из этого следует, что 777 делится на 3, так как 777 = 3∙(37∙7).

В общем случае эти рассуждения можно повторить почти дословно. Пусть число а делится на число b, а число b делится на число с. Это означает, что найдутся такие натуральные числа n и m, что a = n∙b и b = m∙c. Тогда число а можно представить в виде: а = n∙b = n∙(m∙c) = (n∙m)∙c. Равенство а = (n∙m)∙c означает, что число а тоже делится на с.

Теорема 3. Если каждое из двух чисел делится на некоторое число, то их сумма и разность делятся на это число.

Например, 100 делится на 4, потому что 100=25∙4; 36 тоже делится на 4, потому что 36 = 9∙4. Из этого следует, что 136 делится на 4, потому что

136 = 100+ 36 = 25∙4+ 9∙4 = (25+ 9)∙4 = 34∙4.

Можно также заключить, что число 64 делится на 4, потому что

64 = 100 – 36 = 25∙4 – 9∙4 =(25 – 9)∙4= 16∙4.

Докажем теорему в общем случае. Пусть каждое из чисел а и b делится на число с. Тогда, по определению, найдутся такие натуральные числа n и m, что
а = n∙c и b = m∙c. Рассмотрим сумму чисел а и b.

a + b = n∙c + m∙c = (n + m)∙c.

Отсюда следует, что а + b делится на с.

Аналогично, а – b = n∙c – m∙c = (n – m)∙c. Следовательно, а – b делится на с.

Теорема 4. Если одно из двух чисел делится на некоторое число, а другое на него не делится, то их сумма и разность не делятся на это число.

Например, 148 делится на 37, потому что 148 = 4∙37, а 11 не делится на 37. Очевидно, что сумма 148 + 11 и разность 148 – 11 не делятся на 37, иначе это противоречило бы свойству 3.

Признаки делимости

Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 10.

Например, число 4560 оканчивается цифрой 0, его можно представить в виде произведения 456∙10, которое делится на 10 (по теореме 1).

Число 4561 не делится на 10, потому что 4561 = 4560+1 – сумма числа 4560, делящегося на 10, и числа 1, не делящегося на 10 (по теореме 4).

Если число оканчивается одной из цифр 0 или 5, то оно делится на 5.

Например, число 2300 делится на 5, потому что это число делится на 10, а 10 делится на 5 (по теореме 2).

Число 2305 оканчивается цифрой 5, оно делится на 5, так как его можно записать в виде суммы чисел, делящихся на 5: 2300 + 5 (по теореме 3).

Число 52 не делится на 5, потому что 52 = 50 + 2 – сумма числа 50, делящегося на 5, и числа 2, не делящегося на 5 (по теореме 4).

Если число оканчивается одной из цифр 0, 2, 4, 6, 8, то оно делится на 2.

Например, число 130 оканчивается цифрой 0, оно делится на 10, а 10 делится на 2, следовательно, 130 делится на 2.

Число 136 оканчивается цифрой 6, оно делится на 2, так как его можно записать в виде суммы чисел, делящихся на 2: 130 + 6 (по теореме 3).

Число 137 не делится на 2, потому что 137 = 130 + 7 – сумма числа 130, делящегося на 2, и числа 7, не делящегося на 2 (по теореме 4).

Число, делящееся на 2, называют четным.

Число, не делящееся на 2, называют нечетным.

Например, числа 152 и 790 – четные, а числа 111 и 293 – нечетные.

Если сумма цифр числа делится на 9, то и само число делится на 9.

Например, сумма цифр 7 + 2 + 4 + 5 = 18 числа 7245 делится на 9. Число 7245 делится на 9, потому что его можно представить в виде суммы 7∙1000 +
+ 2∙100 + 4∙10 + 5 = 7 (999 + 1) + 2∙(99 + 1) + + 4∙(9 + 1) + 5 = (7∙999 + 2∙99 +
+ 4∙9) + (7 + 2 + 4 + 5), где сумма в первых скобках делится на 9, а во вторых скобках – сумма цифр данного числа – также делится на 9 (по теореме 3).

Читайте также:  Каким свойством обладают слова перезванивание перетереть

Число 375 не делится на 9, так как сумма его цифр 3 + 7 + 5=15 не делится на 9 Это можно доказать следующим образом: 375 = 3∙(99 + 1) + 7∙(9+1) + 5 =
+ (3∙99 + 7∙9) + (3 + 7 + 5), где сумма в первых скобках делится на 9, а во вторых скобках – сумма цифр числа 375 – не делится на 9 (по теореме 4).

Если сумма цифр числа делится на 3, то и само число делится на 3.

Например, у числа 375 сумма цифр 3 + 7 + 5=15 делится на 3, и оно само делится на 3 потому, что 375 = (3∙99 + 7∙9) + (3 + 7 + 5), где сумма в первых скобках делится на 3, а во вторых скобках – сумма цифр числа 375 – также делится на 3.

Сумма цифр числа 679, равная 6 + 7 + 9 = 22, не делится на 3, и само число не делится на 3, потому что 679 = (6∙99 + 7∙9) + (6 + 7 + 9), где сумма в первых скобках делится на 3, а во вторых скобках – сумма цифр числа 679 – не делится на 3.

Примечание. Когда говорят «число оканчивается цифрой…» имеют в виду «десятичная запись числа заканчивается цифрой…»

Простые и составные числа

Каждое натуральное число р делится на 1 и само на себя:

р:1=р, р:р=1.

Простым числом называют такое натуральное число, которое больше единицы и делится только на 1 и само на себя.

Вот первые десять простых чисел:

2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29.

Непростые натуральные числа, большие единицы, называют составными. Каждое составное число делится на 1, само на себя и еще хотя бы на одно натуральное число.

Вот все составные числа, меньшие 20:

4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 18.

Принято считать, что единица не является ни простым, ни составным числом.

Таким образом, множество всех натуральных чисел состоит из простых чисел, составных чисел и единицы.

Простых чисел бесконечно много, есть первое число – 2, но нет последнего простого числа.

Делители натурального числа

Если натуральное число а делится на натуральное число b, то число b называют делителем числа а.

Например, делителями числа 13 являются числа 1 и 13, делителями числа 4 – числа 1, 2, 4, а делителями числа 12 – числа 1, 2, 3, 4, 6, 12.

Каждое простое число имеет только два делителя – единицу и само себя, а каждое составное число, кроме единицы и себя, имеет и другие делители.

Если делитель – простое число, то его называют простым делителем. Например, число 13 имеет простой делитель 13, число 4 – простой делитель 2, а число 12 – простые делители 2 и 3.

Каждое составное число можно представить в виде произведения его простых делителей. Например,

28 = 2∙2∙7 = 22∙7;

22 = 2∙11;

81 = 3∙3∙3∙3 = З4;

100 = 2∙2∙5∙5 = 22∙52.

Правые части полученных равенств называют разложением на простые множители чисел 28, 22, 81 и 100.

Разложить данное составное число на простые множители – значит представить его в виде произведения различных его простых делителей или их степеней.

Покажем, как можно разложить число 90 на простые множители.

1) 90 делится на 2, 90:2 = 45;

2) 45 не делится на 2, но делится на 3, 45:3= 15;

3) 15 делится на 3, 15:3 = 5;

4) 5 делится на 5, 5:5 = 1.

Таким образом, 90 = 2∙45 = 2∙3∙15 = 2∙3∙3∙5.

Наибольший общий делитель

Число 12 имеет делители 1, 2, 3, 4, 12. Число 54 имеет делители 1, 2, 3, 6, 9, 18, 27, 54. Мы видим, что числа 12 и 54 имеют общие делители 1, 2, 3, 6.

Наибольшим общим делителем чисел 12 и 54 является число 6.

Наибольший общий делитель чисел а и b обозначают: НОД (а, b).

Например, НОД (12, 54) = 6.

Наименьшее общее кратное

Число, делящееся на 12, называется кратным числу 12. Числу 12 кратны числа 12, 24, 36, 48, 60, 72, 84, 96, 108 и т.д. Числу 18 кратны числа 18, 36, 54, 72, 90, 108, 126 и т. д.

Мы видим, что имеются числа, кратные одновременно 12 и 18. Например, 36, 72, 108, … . Эти числа называются общими кратными чисел 12 и 18.

Наименьшим общим кратным натуральных чисел а и b называют наименьшее натуральное число, делящееся нацело на а и b. Это число обозначают: НОК (а, b).

Наименьшее общее кратное двух чисел обычно находят одним из двух способов. Рассмотрим их.

Найдем НОК(18, 24).

I способ. Будем выписывать числа, кратные 24 (большему из данных чисел), проверяя, делится ли каждое из них на 18: 24∙1=24 – не делится на 18, 24∙2 = 48 – не делится на 18, 24∙3 = 72 – делится на 18, поэтому НОК (24, 18) =
= 72.

II способ. Разложим числа 24 и 18 на простые множители: 24 = 2∙2∙2∙3,
18 = 2∙3∙3.

НОК(24, 18) должно делиться и на 24, и на 18. Поэтому искомое число содержит все простые делители большего числа 24 (т. е. числа 2, 2, 2, 3) и еще недостающие множители из разложения меньшего числа 18 (еще одно число 3). Поэтому НОК(18, 24) = 2∙2∙2∙3∙3 = 72.

Так как взаимно простые числа не имеют общих простых делителей, то их наименьшее общее кратное равно произведению этих чисел. Например, 24 и 25 – взаимно простые числа. Поэтому НОК (24, 25) = 24∙25 = 600.

Если одно из двух чисел делится нацело на другое, то наименьшее общее кратное этих чисел равно большему из них. Например, 120 делится нацело на 24, следовательно, НОК (120, 24)= 120.

Целые числа [2]

Напоминание. Числа, которые используют при подсчете количества предметов, называют натуральными числами. Нуль не считается натуральным числом. Натуральные числа и нуль, записанные в порядке возрастания и без пропусков, образуют ряд целых неотрицательных чисел:

В этой разделе будут введены новые числа – целые отрицательные.

Целые отрицательные числа

Базовый пример из жизни – термометр. Предположим, он показывает температуру 7° тепла. Если температура понизится на 4°, то термометр будет показывать 3° тепла. Уменьшению температуры соответствует действие вычитания: 7 – 4 = 3. Если температура понизится на 7°, то термометр покажет 0°: 7 – 7 = 0.

Если же температура понизится на 8°, то термометр покажет –1° (1° мороза). Но результат вычитания 7 – 8 нельзя записать с помощью натуральных чисел и нуля, хотя он имеет реальный смысл.

Отсчитать в ряду неотрицательных целых чисел от числа 7 влево 8 чисел нельзя. Чтобы действие 7 – 8 стало выполнимым, расширим ряд неотрицательных целых чисел. Для этого влево от нуля запишем (справа налево) по порядку все натуральные числа, добавляя к каждому из них знак «–», показывающий, что это число стоит слева от нуля.

Записи –1, –2, –3, … читают «минус 1», «минус 2», «минус 3» и т. д.:

–5, –4, –3, –2, –1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, … .

Полученный ряд чисел называют рядом целых чисел. Точки слева и справа в этой записи означают, что ряд можно продолжать неограниченно вправо и влево.

Справа от числа 0 в этом ряду расположены числа, которые называют натуральными или целыми положительными.



Источник