Укажите какими свойствами характеризуются научные знания

Укажите какими свойствами характеризуются научные знания thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

1. Наука как особый род знания обладает целым рядом характеристик. Главная особенность научного знаниярациональность. В науке новые сведения формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов. Представления о рациональности, конечно, меняются, однако, критерий логической непротиворечивости, составляющий ядро представлений о рациональности, всегда остается неизменным.

2. Другая особенность научного знания — объективность. Наука стремится постигать действительность как можно более полно и точно, по возможности исключая субъективистские моменты. Требование объективности знания в случае гуманитарных и социальных наук имеет свою специфику, поскольку предметом наук о духе выступает культурная и человеческая реальность, постижение которой неизбежно связано с субъективными моментами. Но субъективность и субъективизм — разные свойства, поэтому требование объективности, определенным образом трансформируясь, тем не менее, сохраняется и в науках о духе.

3. Научное знание не ограничивается констатацией фактов, научное знание имеет объяснительный характер. Научное знание, в отличие от обыденного, художественного, религиозного или мифологического, является знанием доказательным. Наука стремится к обоснованию своих положений. Это, однако, не отменяет того факта, что в научном знании существуют гипотезы, недоказанные теоремы, парадоксы и т.п.

4. Науказа единичным и случайным стремится обнаружить общее и необходимое. Цель науки — открытие закономерностей и общих принципов. Однако опять следует оговориться, что в случае с гуманитарным и социальным познанием меняется само представление о познаваемых закономерностях. Науки о духе, также как и науки о природе изучают общее и типичное, но такое общее и типичное, которое проявляется через индивидуальное и уникальное, через человека и его деятельность.

5. Особая задача науки — предсказание неизвестных явлений и фактов или определение тенденций развития уже известных. Предсказательная сила или эвристичностьнаучных теорий — один из важнейших критериев, по которому оценивается новое знание в науке. Особенностью научного знания является также его системная организованность. Все данные науки упорядочены в теории и концепции, которые в свою очередь согласуются друг с другом.

В 49. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания — эмпирический и теоретический. Им соответствуют двавзаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.

Прежде чем говорить об этих уровнях, заметим, что в данном случае речь идет о научном познании, а не о познавательном процессе в целом. Категории «чувственное» и «рациональное», с одной стороны, «эмпирическое» и «теоретическое» — с другой, достаточно близки по содержанию. Но в то же время их не следует отождествлять друг с другом.

Чем же отличаются категории «эмпирическое» и «теоретическое» от категорий «чувственное» и «рациональное»?

Во-первых, эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний — данные наблюдений — всегда фиксируется в определенном языке: причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и специфические научные термины. Данные наблюдения нельзя свести только к формам чувственности — ощущениям, восприятиям, представлениям. Уже здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального.

Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Но при построении теории используются также и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания. Даже сложные и высокоматематизированные теории включают в свой состав представления типа идеального маятника, абсолютно твердого тела, идеального обмена товаров, когда товар обменивается на товар строго в соответствии с законом стоимости и т. д. Все эти идеализированные объекты являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные эксперименты. Результатом экспериментов является выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Таким образом, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты.

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 5391; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основой научной картины мира, поскольку описывает законы его развития.

Сущность научного знания[править | править код]

Научное знание — это:

  • когнитивная основа человеческой деятельности;
  • социально обусловленная деятельность;
  • знание, имеющее разную степень достоверности.

Будучи специфическим видом знания научное знание должно отвечать ряду критериев, среди которых предсказательная сила, верифицируемость (проверяемость на практике), системность и согласованность результатов[1].

Эмпирический и теоретический уровни[править | править код]

Научное знание обычно рассматривается на двух уровнях — эмпирическом и теоретическом. Каждый из этих уровней пользуется своими особыми методами исследования и имеет разное значение для научного знания в целом.

Читайте также:  Какие свойства проявляет магний

Эмпирическое знание[править | править код]

Эмпирическое знание накапливается в результате непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. Наука опирается на твердо установленные факты, полученные эмпирическим, то есть опытным, путем. На эмпирическом уровне происходит накопление фактов, их первичная систематизация и классификация. Эмпирическое знание делает возможным формулирование эмпирических правил, закономерностей и законов, которые статистически выводятся из наблюдаемых явлений.

Основные методы эмпирического знания это:

  • Эксперимент — наблюдение за объектами и явлениями в контролируемых или искусственно созданных условиях с целью выявления их существенных характеристик;
  • Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности без внесения изменений в реальность, что исследуется;
  • Измерение — выявление количественных характеристик изучаемой реальности. В результате измерения происходит сравнение объектов по определенным свойствам;
  • Сравнение — одновременное выявление соотношения и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков;
  • Описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах и явлениях.

Информация, полученная с помощью эмпирических методов, подвергается статистической обработке. После этого учёные могут делать определенные обобщения. Полученная информация должна быть верифицированной, поэтому учёные обязаны подробно описать источники информации и использованные методы.

Теоретическое знание[править | править код]

Эмпирическое знание само по себе редко может исчерпывающе объяснить определенное явление. Такое знание малоэвристично, то есть оно не открывает новых возможностей научного поиска. Именно поэтому необходим теоретический уровень знания, на котором полученные эмпирические данные вписываются в определенную систему. В то же время без определенных теоретических принципов невозможно начать ни одно эмпирическое исследование.

Таким образом, суть теоретического знания — описание, объяснение и систематизация процессов и закономерностей, выявленных эмпирическим путем, а также попытка целостного охвата действительности.

Основные методы теоретического знания — это:

  • Формализация — построение абстрактных моделей, которые должны объяснить суть исследуемых явлений;
  • Аксиоматизация — теоретическое построение на основе аксиом, то есть утверждений, истинность которых доказывать не нужно;
  • Гипотетико-дедуктивный метод — построение дедуктивно связанных между собой гипотез, объясняющих эмпирические факты.

Основные компоненты теоретического знания — это:

  • Проблема — форма знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но что нужно познать, т. е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа; проблема включает два основных этапа движения познания — постановку и решение.
  • Гипотеза — форма знания в виде предположения, сформулированного на основе ряда фактов. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. Одни гипотезы впоследствии превращаются в теории, тогда как другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, а третьи отбрасываются как ложные. Решающим критерием истинности гипотезы является практика во всех своих формах, тогда как логический (теоретический) критерий истины играет вспомогательную роль.
  • Теория — знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Теория строится с целью объяснения объективной реальности. Главная задача теории — описание, систематизация и объяснение всех имеющихся эмпирических данных. Однако теория не описывает непосредственно окружающую действительность. При формулировании теории исследователи оперируют идеальными объектами, которые в отличие от реальных, характеризуются не бесконечным, а ограниченным количеством свойств.

Теоретический уровень знания имеет две составляющие — фундаментальные теории и теории, описывающие конкретную область реальности, опираясь на соответствующие фундаментальные теории.

Метатеоретический уровень[править | править код]

Является более общим уровнем научного знания по сравнению с эмпирическим и теоретическим уровнями, внутренне связан с ними в процессе развития научного знания и конкретизирован для каждой научной теории.

В качестве основных составных частей включает в себя общенаучное знание (общенаучная картина мира, общенаучные методологические, логические и аксиологические принципы) и философские основания науки.

Метатеоретический уровень в математике образуют метаматематика и металогика. В естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплинах метатеоретический уровень состоит из соответствующих картин мира, а также общенаучных и философских принципов[2].

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Алексашина И. Ю., Галактионов К. В., Дмитриев И. С. и др. Естествознание: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Под ред. И. Ю. Алексашиной. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2008. — 270 с. — (Лабиринт: Академический школьный учебник). — ISBN 978-5-09-018918-7. (недоступная ссылка)
  • В. В. Косолапов Гносеологічна природа наукового факту. — К., 1964.
  • Б. С. Грязнов Теория и ее объект. — М.,1973.
  • В. Л. Чуйко Рефлексія основоположень методологій філософії науки. -К., 2000.
  • К. Р. Поппер Логика и рост научного знания. — М.,1983.
  • Tarski А. O ugrontowani v naukowej semantyki // Przeglad filozoficzny. — R.XXXIx (1936), — z.I.1936. — s.50-57.
  • Н. И. Тюрин Введение в метрологию. — М.,1973.
  • Кузанский Н. Апология ученого незнания // Соч. в 2х тт. — Т.2. — М., 1980.
  • И. Ф. Шишкин Теоретическая метрология. — М.: Издательство стандартов, 1973.
  • Popper K. R. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach.- Oxford, 1979.
Читайте также:  Какие физические свойства газа используются в процессе получения вакуума

См. также[править | править код]

  • Наука
  • Научное исследование
  • Учёный
  • Знание
  • Эпистемология
  • Гносеология
  • Социология научного знания
  • Теория

Источник

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных об окружающем мире. 

Наука — это также деятельность, направленная на получение новых знаний, преобразующих мир и обогащающих духовный мир человека.

Особенности научного познания:

  1. Особые (научные) методы познания окружающего мира.

  2. Стремление к объективности и достоверности: изучить мир таким, какой он есть, независимо от человека.

  3. Подверженность рациональной критике, проверяемость.

  4. Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Основные аспекты понимания науки: наука как деятельность, как система научных знаний и как социальный институт. Понимание науки как системы знаний означает накопление получаемых данных о природе и обществе, а также их критическую оценку и переоценку.

Уровни научного познания

 ЭмпирическийТеоретический
СущностьВыявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Формы научного познания
  • Научный факт

  • Эмпирический закон

  • Проблема 

  • Гипотеза

  • Теория

Методы научного познания
  • Наблюдение

  • Эксперимент

  • Измерение

  • Классификация

  • Систематизация

  • Описание

  • Сравнение

  • Единство исторического и логического

  • Восхождение от конкретного к абстрактному

  • Восхождение от абстрактного к конкретному 

  • Формализация

  • Математизация

Универсальные методы:
  • Анализ

  • Синтез

  • Дедукция

  • Индукция

  • Аналогия

  • Моделирование

  • Абстрагирование

  • Идеализация

Основные формы эмпирического познания:

Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Основные формы теоретического познания:

Проблема (от греч. problema — задача) — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Гипотеза (от греч. hypothesis — основа, предположение) — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Любая гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и призвана, в первую очередь, объяснить факты, противоречащие существующей научной теории.

Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.

Научное познание осуществляется при помощи целой совокупности различных научных методов.

Наиболее распространенными эмпирическими методами являются:

  • Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения являются не только предметы внешнего мира. Наблюдения должны приводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта; они должны давать объективную информацию.

  • Эксперимент — обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания. Эксперимент осуществляется или непосредственным воздействием на изучаемый процесс, или изменением условий его протекания. Результаты эксперимента строго фиксируются и контролируются. Повторение эксперимента обеспечивает возможность сравнения полученных учёным результатов.

Универсальными (общенаучными) методами исследования являются:

  1. Анализ — метод, основанный на разделении изучаемого объекта на составные части с целью их изучения;

  2. Синтез — противоположный анализу метод, заключающийся в объединении ранее выделенных составных частей в единое целое. Синтез используется для получения знаний о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют составные части в одно целое;

  3. Дедукция — метод, основанный на переходе от общего знания к частному;

  4. Индукция — метод, основанный на переходе от частного знания к общему;

  5. Аналогия — метод, с помощью которого на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигается гипотеза об их сходстве и в других отношениях;

  6. Моделирование — метод, с помощью которого характеристики исследуемого объекта воспроизводятся на другой, специально созданной модели;

  7. Абстрагирование — метод мысленного выделения отдельных признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков и отношений, которые ученый считает несущественными;

  8. Идеализация — метод, с помощью которого учёный мысленно создает абстрактные объекты, не существующие в действительности.

Читайте также:  У какого элемента сильнее выражены неметаллические свойства у азота или углерода

Теоретическими методами являются:

  • Исторический метод — связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.

  • Логический метод — связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса.

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

  • Формализация (от лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

  • Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

С переходом к Новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.

ВОПРОСЫ

1. Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 СОСТАВЛЯЮЩИЕ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А)факт1)эмпирический
Б)идеальный объект2)теоретический
В)опыт  
Г)концепция  
Д)идея  

2. Найдите в приведённом ниже списке теоретические методы научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

1)наблюдение
2)сравнение
3)формализация
4)математизация
5)обобщение
6)эксперимент

3. Студент работает над рефератом о знаниях, полученных преимущественно эмпирическим путем. Какие примеры, иллюстрирующие этот вид знаний, он может рассмотреть в своей работе?

1)Создание теории происхождения космических чёрных дыр
2)Получение данных об уровне загрязнения вод озера Байкал
3)Получение данных об изменении курса валют
4)Создание теории информационного общества
5)Открытие явления магнитного притяжения
6)Определение температуры плавления различных металлов

4. Немецкий физик Ф. А. Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцеплялись, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо… Таким образом пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола». 

На основании какого метода научного познания Ф. А. Кекуле сделал открытие? Охарактеризуйте данный метод. К какой группе методов научного познания он относится?

  1. А. Ф. Кекуле сделал естественно-научное открытие на основе метода аналогии (сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях).

  2. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

  3. Аналогия относится к группе универсальных методов научного познания.

5. В начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибли 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства». Какой метод научного познания использовался в приведённом случае? При каких условиях его целесообразно применять? 

В приведённом случае использовался метод моделирования — процесс создания или выбора модели, ее изучения и применения полученных данных для познания основного объекта. 

Этот метод научного познания целесообразно применять, когда объект недоступен исследованию, является слишком большим, дорогостоящим, слишком сложным и т. п.

ТЕМЫ ДЛЯ ЭССЕ:

«Эксперимент — это создание человеком чрезвычайного положения, при помощи которого выявляются механизмы обычных явлений».

(В. Швебель)

«Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечёркивает сама себя».

(В. Гюго)

«Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует».

(В. Ключевский)

«Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу».

(И. Фонвизин)

Источник