Свойства касательной к окружности в каком классе

Тема урока: Касательная к окружности, ее свойства.
Урок объяснения нового материала.
В системе уроков по данной теме (3 часа)- урок второй.
Цели урока:
- Ввести понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведённых из одной точки.
- Рассмотреть свойство касательной и её признак и показать их применение при решении задач.
- Рассмотреть свойство отрезков касательных, проведённых из одной точки и показать его применение в процессе решения задач, направленных на выявление понимания содержания теоремы на уровне узнавания и формально-логическом уровне.
Оборудование: компьютер, презентация, проектор с экраном, доска, тесты.
План урока:
- Орг. момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Мотивация введения данного понятия.
- Введение теоремы о касательной к окружности.
- Анализ предложенных утверждений (выявление понимания содержания теоремы).
- Доказательство теоремы.
- Разбор задач.
- Подведение итогов и задание ДЗ.
Ход урока:
I. Организационный момент (3 минуты)
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока(слайд №1,2)
II. Актуализация знаний учащихся (5 минут)
Тест с целью проверки теории (слайд №3,4), с последующей устной проверкой
1. Среди следующих утверждений укажите истинные.
Окружность и прямая имеют две общие точки, если:
а) расстояние от центра окружности до прямой не превосходит радиуса окружности;
б) расстояние от центра окружности до прямой меньше радиуса окружности;
в) расстояние от окружности до прямой меньше радиуса.
2.Закончите фразу, чтобы получилось верное высказывание.
Окружность и прямая не имеют общих точек, если …
3. Вставьте пропущенные слова.
Прямая называется касательной к окружности, если …
4. Установите истинность или ложность следующих утверждений:
а) Прямая является секущей по отношению к окружности, если она имеет с окружностью общие точки.
б) Прямая является секущей по отношению к окружности, если она пересекает окружность в двух точках.
в) Прямая является секущей по отношению к окружности, если расстояние от центра окружности до данной прямой не больше радиуса.
5. Среди следующих утверждений укажите истинные.
а) Если хорду окружности продолжить до прямой, то она будет являться секущей.
б) Если диаметр окружности продолжить до прямой, то она будет касательной к этой окружности.
в) Если радиус окружности продолжить до прямой, то она будет касательной к этой окружности.
III. Изучение нового материала (10 минут)
1.Вспомнить определение касательной и точки касания.
На следующем слайде представлены рисунки с касательными к окружности.
(слайд№5). Если вы с чем-то не согласны, объясните свою позицию.
2. Ребята, постройте, пожалуйста, радиус к точке касания. Вы заметили какую-нибудь особенность взаимного расположения этого радиуса и касательной? (если нет, то попросить воспользоваться угольником).
3. Формулируем теорему о свойстве касательной (слайд №6)
Доказательства теоремы о свойстве касательной к окружности (см. п. 69, с. 166) лучше провести в ходе беседы учителя с учащимися по рис. 212, приготовленному на доске.
Наводящие вопросы:
— Предположим, что прямая р не перпендикулярна радиусу ОА.
Сравните расстояние от центра окружности до прямой р с радиусом окружности.
(Расстояние от точки О – центра окружности – до прямой р меньше радиуса, так как радиус ОА в данном случае является наклонной по отношению к прямой р, а как известно, любая наклонная больше перпендикуляра, проведённого из той же точки к той же прямой
что и наклонная.)
— Каково взаимное расположение прямой р и окружности? Почему?
— Может ли прямая р быть касательной к окружности? Объясни.
(Прямая р не может быть касательной к окружности, так как она имеет с ней две общие точки.)
— Верно ли предположение, что прямая р не перпендикулярна радиусу ОА? О чём говорит? (Предположение о том, что прямая р не перпендикулярна радиусу неверное, следовательно прямая р перпендикулярна радиусу.)
IV. Закрепление нового материала (6 мин)
1.Решите задач (слайд №7)
Задания выполняются на доске учащимися, учитель по необходимости помогает им.
V. Продолжение объяснения нового материала (10 минут)
Ребята, а теперь постройте окружность и точку Р лежащую вне этой окружности.
Проведите через точку Р две касательные к окружности. Соедините центр окружности и точки касания отрезками.
Что вы можете сказать о отрезках РВ и РА ? Как луч РО делит АРВ ?
А вот как раз и это свойство (слайд №8)
Откуда взять равенство этих элементов? Кто готов доказать нам этот факт.
Ученики сами доказывают данную теорему на доске и в тетради.
VI. Закрепление нового материала (6 мин)
Решаем вместе задачу № 640
Рисунок заранее начерчен на доске.
VII. Рефлексия
Каким свойством обладает касательная к окружности?
Сформулируйте теорему о двух касательных к окружности, проведенных из одной точки, лежащей вне этой окружности.
Возникали у вас трудности с усвоением сегодняшнего материала? И по какой причине?
VIII. Домашнее задание: п.69, № 639, 642; 714(для отличников).
Касательная к окружности — прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку.
Понятие касательной к окружности и основные свойства касательной проиллюстрированы ниже на рисунке.
. Угол равен , где — центр окружности. Его сторона касается окружности. Найдите величину меньшей дуги окружности, заключенной внутри этого угла. Ответ дайте в градусах.
Касательная к окружности перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания. Значит, угол — прямой. Из треугольника получим, что угол равен градуса. Величина центрального угла равна угловой величине дуги, на которую он опирается, значит, величина дуги — тоже градуса.
Ответ: .
. Найдите угол , если его сторона касается окружности, — центр окружности, а большая дуга окружности, заключенная внутри этого угла, равна . Ответ дайте в градусах.
Это чуть более сложная задача. Центральный угол опирается на дугу , следовательно, он равен градусов. Тогда угол равен . Касательная перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания, значит, угол — прямой. Тогда угол равен .
Ответ: .
. Хорда стягивает дугу окружности в . Найдите угол между этой хордой и касательной к окружности, проведенной через точку . Ответ дайте в градусах.
Проведем радиус в точку касания, а также радиус . Угол равен . Треугольник — равнобедренный. Нетрудно найти, что угол равен градуса, и тогда угол равен градусов, то есть половине угловой величины дуги .
Получается, что угол между касательной и хордой, проведенной через точку касания, равен половине угловой величины дуги, заключенной между ними.
. К окружности, вписанной в треугольник , проведены три касательные. Периметры отсеченных треугольников равны , , . Найдите периметр данного треугольника.
Вспомним еще одно важное свойство касательных к окружности:
Отрезки касательных, проведенных из одной точки, равны.
Периметр треугольника — это сумма всех его сторон. Обратите внимание на точки на нашем чертеже, являющиеся вершинами шестиугольника. Из каждой такой точки проведены два отрезка касательных к окружности. Отметьте на чертеже такие равные отрезки. Еще лучше, если одинаковые отрезки вы будете отмечать одним цветом. Постарайтесь увидеть, как периметр треугольника складывается из периметров отсеченных треугольников.
Ответ: .
Вот более сложная задача из вариантов ЕГЭ:
. Около окружности описан многоугольник, площадь которого равна . Его периметр равен . Найдите радиус этой окружности.
Обратите внимание — в условии даже не сказано, сколько сторон у этого многоугольника. Видимо, это неважно. Пусть их будет пять, как на рисунке.
Окружность касается всех сторон многоугольника. Отметьте центр окружности — точку — и проведите перпендикулярные сторонам радиусы в точки касания.
Соедините точку с вершинами . Получились треугольники и .
Очевидно, что площадь многоугольника .
Как вы думаете, чему равны высоты всех этих треугольников и как, пользуясь этим, найти радиус окружности?
Ответ: .
Мы используем файлы cookie, чтобы персонализировать контент, адаптировать и оценивать результативность рекламы, а также обеспечить безопасность. Перейдя на сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
- Главная
- Справочники
- Справочник по геометрии 7-9 класс
- Окружность
- Касательная к окружности
Касательная к окружности — прямая, имеющая с окружностью одну общую точку, которая называется точкой касания прямой и окружности. На рисунке 1 прямая — касательная к окружности, точка Н — точка касания прямой
и окружности с центром в точке О.
Свойство касательной к окружности
Теорема
Доказательство
Дано: — касательная к окружности с центром в точке О, Н — точка касания (Рис. 2).
Доказать: ОН.
Доказательство:
Предположим, что ОН. Тогда радиус ОН является наклонной к прямой
. При этом перпендикуляр, проведенный из точки О к прямой
, меньше наклонной ОН, тогда расстояние от центра О окружности до прямой
меньше радиуса. Следовательно прямая
и окружность будут иметь две общие точки, что противоречит условию: прямая
— касательная. Поэтому наше предположение неверно, значит, ОН
. Теорема доказана.
Отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки, равны и составляют равные углы с прямой, проходящей через эту точку и центр окружности.
Доказательство
Дано: АВ и АС — касательные к окружности с центром в точке О, В и С — точки касания (Рис. 3).
Доказать: АВ = АС и 3 =
4.
Доказательство:
1 =
2 = 900, т.к. ОВ
АВ, ОС
АС по теореме о свойстве касательной (смотри выше), поэтому
АВО и
АСО прямоугольные. При этом ОВ = ОС (радиусы), АО — общая, следовательно,
АВО =
АСО (по гипотенузе и катету). Из равенства треугольников следует, что АВ = АС и
3 =
4. Что и требовалось доказать.
Теорема, обратная теореме о свойстве касательной (признак касательной)
Теорема
Доказательство
Дано: ОН — радиус окружности с центром в точке О, Н, ОН
(Рис. 4).
Доказать: — касательная.
Доказательство:
По условию радиус ОН , поэтому расстояние от центра окружности до прямой
равно радиусу, и, следовательно, прямая и окружность имеют только одну общую точку, значит, данная прямая является касательной к окружности (по определению касательной). Теорема доказана.
Задача
Через данную точку А окружности с центром О провести касательную к этой окружности.
Дано: точка А лежит на окружности с центром в точке О.
Провести касательную к окружности так, что А
.
Решение:
Строим с помощью циркуля окружность с центром в точкеО, отмечаем на данной окружности точку А.
Далее проводим прямую ОА и строим прямую , проходящую через точку А перпендикулярно к прямой ОА. Для этого с помощью циркуля строим окружность произвольного радиуса с центром в точке А (всю окружность строить необязательно, смотри выделенное красным). Точки пересечения данной окружности с прямой ОА обозначаем буквами В и С.
Затем строим две окружности радиуса ВС с центрами в точках В и С (полностью окружности строить необязательно, смотри выделенное синим и зеленым цветом). Данные окружности пересекаются в двух точках, обозначим их Р и Q. Через точки Р и Q с помощью линейки проводим прямую , которая будет перпендикулярна к прямой ОА.
Итак, ОА, ОА — радиус, следовательно,
— искомая касательная к окружности с центром в точке О радиуса ОА (по признаку касательной).
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Взаимное расположение прямой и окружности
Градусная мера дуги окружности
Теорема о вписанном угле
Свойство биссектрисы угла
Свойства серединного перпендикуляра к отрезку
Теорема о пересечении высот треугольника
Вписанная окружность
Описанная окружность
Окружность
Правило встречается в следующих упражнениях:
7 класс
Задание 643,
Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 645,
Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 646,
Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 647,
Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 664,
Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 677,
Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 690,
Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 5,
Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 736,
Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 795,
Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Инфоурок
›
Геометрия
›Презентации›Презентация по геометрии в 7 классе на тему «Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
Определение окружности, ее основных элементов Дайте определение диаметра, радиуса, хорды Найдите их на рисунке. Назовите формулу, связывающую радиус и диаметр окружности. СО = 3,7 м. Найти АВ
3 слайд
Описание слайда:
Свойство диаметра окружности Диаметр окружности, перпендикулярный хорде, делит эту хорду пополам. Дано: окружность, Доказать: М – середина АВ Доказательство: 1. Проведем радиусы ОА и ОВ. 2. Треугольник АОВ равнобедренный. 3. ОМ – высота проведенная к основанию, ОМ – медиана. Обратная теорема. Диаметр окружности, делящий хорду, отличную от диаметра, пополам, перпендикулярен этой хорде.
4 слайд
Описание слайда:
Взаимное расположение прямой и окружности r d > r Окружность и прямая не имеют общих точек Если расстояние от центра окружности до прямой больше радиуса окружности, то прямая и окружность не имеют общих точек.
5 слайд
Описание слайда:
Взаимное расположение прямой и окружности d r d < r Окружность и прямая имеют две общие точки. Прямая называется секущей по отношению к окружности. Если расстояние от центра окружности до прямой меньше радиуса окружности, то прямая и окружность имеют две общие точки.
6 слайд
Описание слайда:
Взаимное расположение прямой и окружности r d = r Окружность и прямая имеют одну общую точку. Прямая называется касательной по отношению к окружности. Определение. Прямую, имеющую с окружностью одну общую точку, называют касательной к окружности. Если расстояние от центра окружности до прямой равно радиусу окружности, то прямая и окружность имеют только одну общую точку.
7 слайд
Описание слайда:
Свойство касательной. Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания. А В
8 слайд
Описание слайда:
Признак касательной О r Если прямая, проходящая через точку окружности, перпендикулярна радиусу, проведенному в эту точку, то эта прямая является касательной к данной окружности.
9 слайд
Описание слайда:
Отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки равны и составляют равные углы с прямой, проходящей через эту точку и центр окружности. Свойство отрезков касательных
10 слайд
Описание слайда:
В О АВ – касательная. Блиц-опрос 5 А 5
11 слайд
Описание слайда:
4 В О М, N, K – точки касания. Найти РАВС. Блиц-опрос А 4 С М N K 5 8 5 8 ВМ = ВN CK = CN AM = AK отрезки касательных
12 слайд
Описание слайда:
Даны окружность с центром О радиуса 4,5 см и точка А. Через точку А проведены две касательные к окружности. Найдите угол между ними, если ОА=9см.
13 слайд
Описание слайда:
Отрезки АВ и АС являются отрезками касательных к окружности с центром О, проведенными из точки А. Найдите угол ВАС, если середина отрезка АО лежит на окружности. О А
14 слайд
Описание слайда:
Прямые АВ и АС касаются окружности с центром О в точках В и С. Найдите ВС, если = 300, АВ = 5 см. О А 5 300 300
15 слайд
Описание слайда:
600 Через концы хорды АВ, равной радиусу окружности, проведены две касательные, пересекающиеся в точке С. Найдите угол АСВ. ? 600
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель математики и информатики
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1106843
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Учитель Хильченко Е.П. УРОК №____ КЛАСС___________ ДАТА______________
«Касательная к окружности и её свойства»
Цели:
Образовательные: ввести понятие касательной, точки касания,
рассмотреть свойство касательной и её признак; обеспечить овладение основными алгоритмическими приёмами построения касательной к окружности; сформировать умения применять теоретические знания к решению задач.
Развивающие: развитие мышления и математической речи.
Воспитательные: работать над формированием умений наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждения по аналогии,
привитие интереса к математике.
Требования к уроку: знать понятие касательной к окружности, точки касания, свойство касательной и её признак; уметь строить касательную к окружности; уметь применять знания при решении задач.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Методы: частично-поисковые, наглядные, словесные.
Оборудование: карточки с заданиями, циркуль, треугольник, линейка, презентация.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
— повторение изученного материала;
— подготовка к восприятию нового материала.
3. Объяснение новой темы.
4. Закрепление нового материала.
5. Самостоятельная работа.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов.Ход урока
1. Организационный момент. (1мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Этот урок мы посвятим изучению свойства касательной к окружности, научимся строить её, а также научимся применять теоретические знания к решению задач.(Учащиеся записывают тему) Давайте сначала отметим отсутствующих и повторим материал прошлого урока.
Учитель фиксирует отсутствующих.
2. Актуализация знаний.
-повторение изученного материала(5 мин.):
Учитель задает учащимся вопросы.
1.Что такое окружность, радиус окружности?
2. Какие случаи взаимного расположения прямой и окружности могут быть?
3. Прокомментируйте каждый случай.
На 1, 2 вопросы отвечают по одному ученику; на 3 три ученика. Остальные учащиеся могут дополнят товарищей.
После ответы проверяются с помощью презентации (слайд 2)
— подготовка к восприятию нового материала(2-3 мин):
Учитель: В тетради начертите окружность произвольного радиуса с центром в точке О, проведите три прямые, так чтобы получилось разное количество общих точек у прямой и окружности.
Один ученик выполняет задание у доски.
Обозначим прямые и полученные точки:
a,b,c и С,В,H.
Повторить
d
d>r нет общих точек
d=r 1 общая точка
3. Объяснение новой темы. (10мин.)
Учитель: На этом уроке мы рассмотрим свойства окружности и прямой c.
Работа с учебником.
Учитель: На страница 159 найдите и прочитайте определение касательной к окружности.
После один ученик читает вслух, остальные слушают, учитель комментирует (слайд 3)
Определение. Прямая, имеющая с окружностью только одну общую точку, называется касательной к окружности, а их общая точка называется точкой касания прямой и окружности.
Учащиеся называют на рисунке точку касания и прямую касательную к окружности.
(C- точка касания, прямая с – касательная к окружности)
Все это фиксируется в тетрадях учащихся.
Учитель: Какими же свойствами обладает эта прямая? Чтобы ответить на этот вопрос, проведите отрезок соединяющий центр окружности и точку касания, измерьте получившийся угол.
Ученики измеряют получившийся угол.(90)
Учитель: Что можно сказать о касательной и радиусе?
Учащиеся: Они перпендикулярны.
Учитель: Правильно, молодцы. А теперь давайте прочитаем теорему.
2. Теорема: Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведённому в точку касания.(слайд 4)
Доказательство разбирается в ходе беседы.
Учащиеся делают новый чертёж.
Допустим, что прямая р не перпендикулярна к радиусу ОА(На рисунке сделать построение другим цветом). Сравните расстояние от центра окружности до прямой р с радиусом окружности.
Назовите перпендикуляр к прямой р (ОВ) и наклонную (ОА)
Ученики называют перпендикуляр к прямой и наклонную.
Учитель: Расстояние от точки О до прямой р , это ОВ, меньше радиуса окружности ОА, который в данном случае будет являться наклонной по отношению к прямой р, а расстояние от точки О до прямой р – перпендикуляр, а, как известно, любая наклонная больше перпендикуляра, проведённого из той же точки к той же прямой, т. е. ОВ<ОА.
Учитель: Сколько тогда общих точек у прямой р и окружности?
Учащиеся: 2
Учитель: Может ли прямая р быть касательной к окружности? Почему?
Учащиеся: Т.к. прямая р имеет две общие точки с окружностью, то она не может быть касательной по определению.
Учитель: Верно ли предположение, что прямая р не перпендикулярна радиусу окружности? О чём это говорит?
Учащиеся: Предположение не верно, следовательно прямая р перпендикулярна радиусу ОА.
3. Теперь запишем это доказательство в тетради.
Дано: окр. (О; r=ОА), р-касательная
A к окружности, А-точка касания.
Доказать: рОА.
Доказательство:
Предположим, что рОА, тогда ОА наклонная к прямой р, а ОВ
р, т. к. ОВ<ОА, то расстояние от центра окружности О до прямой р меньше радиуса, следовательно прямая р и окружность имеют две общие точки, что противоречит условию: прямая р – касательная, т. о. р
ОА. Теорема доказана.
Закрепление нового материала (13 мин)
1.Решите задачи.(слайд 6)(6 мин)
Задания выполняются на доске учащимися, учитель по необходимости помогает им.
2. Гимнастика для глаз. (2мин)
Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.
Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями — от носа к вискам.
Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 5 раз.
Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 5 раз.
3. Построение касательной. (5 мин.)
Ученик, подготовленный заранее, объясняет построение касательной к окружности в заданной точке. Учащиеся выполняют построение в тетради.
Дано: окружность, О — центр, А — лежит на окружности.
Построить касательную к окружности в точке А.
Построение:
ОА – прямая.
От точки А отложим ОА=ОА.
Из точек О и О проведём окружности, радиусом большим ОА.
Через точки пересечения окружностей проведём прямую а.
Прямая а будет касательной по определению.
Самостоятельная работа.(8 мин)
Учитель: А теперь, ребята, чтобы закрепить ваши полученные сегодня на уроке знания сделаем самостоятельную работу.
6. Д?